К какой группе преступления относится терроризм

К какой группе преступления относится терроризм

Навигация по сайту

Реклама на сайте

1. Терроризм (ст. 205)

Терроризм относится к весьма опасным преступлениям. Ответственность за терроризм впервые была введена в России Федеральным законом от 1 июля 1994 г. (ст. 213.3 УК РСФСР). До этого предусматривалась ответственность лишь за террористический акт (ст. 66) и террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67).
Под террором (от лат. terror — страх, ужас) понимается физическое насилие по отношению к политическим противникам вплоть до их уничтожения, а террористами называют участников различных актов индивидуального или иного террора.
Официальное определение понятия терроризма дано в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.

Терроризм — это:
насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
Кроме того, в этом Законе дается определение понятия террористической акции, под которой понимается непосредственное совершение преступления террористического характера в форме:
взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;
уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов;
посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения;
захвата заложников, похищения человека;
создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности;
распространение угроз в любой форме и любыми средствами;
иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий.
В названном Законе также дается характеристика преступления террористического характера, под которым понимаются преступления, предусмотренные ст. 205 — 208, 277 и 360. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные УК, если они совершены в террористических целях.
Примерами актов терроризма являются организация чеченскими террористами 11 октября 2002 г. взрыва во время проведения оперативного совещания руководящих сотрудников в служебном кабинете начальника Заводского районного отдела внутренних дел в г. Грозном , а также вооруженное нападение в г. Москве 23 октября 2002 г. на театральный центр на Дубровке во время представления, захват в качестве заложников более 800 человек зрителей, актеров и других работников, удержание более 56 часов в этом здании и запугивание их угрозой расстрела, 120 человек из которых погибли в результате этого акта терроризма .
———————————
РГ. 2002. 12 окт.
РГ. 2002. 26 окт.

Основным объектом состава терроризма выступает состояние защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц, организаций и материальных объектов от внутренних и внешних угроз.
Предметом преступного посягательства при терроризме могут быть имущество и другие материальные объекты — например, многоквартирные жилые дома (взрыв дома в г. Каспийске в Дагестане, в котором в основном проживали военнослужащие), железнодорожные вокзалы, электропоезда и метрополитены, дворцы культуры и спорта, другие здания и сооружения, системы водоснабжения, энергоснабжения и теплоснабжения, ядерные объекты и др.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также в угрозе совершения указанных выше действий. Состав терроризма предполагает, что в результате взрыва, поджога или иных действий создается опасность гибели многих людей неопределенного (не персонифицированного) круга. Когда путем взрыва или поджога виновный намеревается лишить жизни конкретного человека или конкретно определенный круг лиц, содеянное в зависимости от его мотивов должно квалифицироваться как убийство, совершенное общеопасным способом (п. «е» ч. 2 ст. 105), либо как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), либо как посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295).
Под взрывом понимается освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа (плазмы) с очень высоким давлением, который при расширении оказывает механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела. В твердой среде взрыв сопровождается ее разрушением и дроблением. Взрывы происходят за счет освобождения химической энергии (главным образом взрывчатых веществ), внутриядерной энергии (ядерный взрыв), электромагнитной энергии (искровой разряд, лазерная искра и др.), механической энергии (например, при падении метеоритов на поверхность Земли, при извержении вулканов). Применяемые в горном деле, строительстве, металлообработке, в карьерах и т.п. взрывы называются направленными.
Взрывчатыми веществами признаются химические соединения или смеси, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т.п.) к самораспространяющейся с большой скоростью (км/с) химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла.
Под поджогом понимается создание виновным тем или иным способом процесса неконтролируемого горения того или иного объекта.
Под иными действиями, создающими опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, следует понимать, например, такие действия виновного, как разрушение водозащитных плотин или других гидросооружений, что может повлечь за собой затопление многих населенных пунктов, посевов, гибель скота и т.п. Такие действия также могут выражаться в порче сигнальных сооружений или средств связи на железнодорожном, речном или воздушном транспорте, что создает опасность наступления либо влечет реальное наступление крушений, катастроф, аварий, разрушение железнодорожных путей сообщения, гибель людей или причинение вреда здоровью либо имуществу. Такого рода действия могут выражаться в загрязнении земель или в приведении их в негодное состояние для использования по назначению.
Для признания состава терроризма оконченным преступлением не требуется установления наступления общественно опасных последствий. Однако в ходе предварительного следствия или судебного разбирательства необходимо установить, что совершенные обвиняемым действия создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба российскому либо иностранному государству, коммерческим организациям или отдельным гражданам либо возможность наступления иных общественно опасных последствий.
Под угрозой совершить взрыв, поджог или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, следует понимать разнообразные формы психического воздействия на должностных лиц федеральных государственных служб, государственных служб субъектов Федерации (в устной или письменной форме), а также на должностных лиц муниципальных служб определенного населенного пункта, местности или региона, если они могут рассматриваться в качестве реальных. Угрозы, под которыми не имелось реальных оснований, в зависимости от обстоятельств дела могут расцениваться как заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207).
С субъективной стороны состав терроризма является преступлением, совершаемым с прямым умыслом. При этом лицо осознает общественную опасность и уголовную противоправность совершаемых им действий, предвидит возможность либо неизбежность наступления названных в диспозиции ч. 1 ст. 205 последствий и желает их наступления. Целью террористических действий виновного является нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти (в том числе органами местного самоуправления).
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Это может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Состав терроризма без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 205) относится к категории тяжких преступлений.
Квалифицирующими признаками состава терроризма, предусмотренными ч. 2 ст. 205, являются совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору, с применением огнестрельного оружия. Понятие совершения преступления группой лиц по предварительному сговору раскрывается в ч. 2 ст. 35. Под огнестрельным понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. По своему назначению огнестрельное оружие может принадлежать к категории гражданского, служебного или боевого ручного стрелкового . Принадлежность огнестрельного оружия к той или иной категории для квалификации содеянного по п. «в» ч. 2 ст. 205 значения не имеет. Под применением огнестрельного оружия понимается фактическое использование его для запугивания людей или причинения им смерти либо вреда их здоровью.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

Терроризм при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2, относится к категории особо тяжких преступлений.
Особо квалифицирующими признаками состава терроризма (ч. 3 ст. 205) являются совершение его организованной группой либо действия, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.
Понятие совершения преступления организованной группой определяется в ч. 3 ст. 35. Содержание понятия наступления по неосторожности смерти человека раскрывается в § 3 гл. 2 настоящего учебника.
Под объектами использования атомной энергии имеются в виду сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, летательные аппараты и транспортные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы, сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов и др.
Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения понимается фактическое применение виновным для осуществления взрыва или иных указанных в диспозициях ч. 1 и 2 ст. 205 действий соответствующих материалов, веществ или источников либо угроза применения их в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. Ядерными признаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся вещества, испускающие ионизирующее излучение. Радиоактивными считаются не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Источниками радиоактивного излучения являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

Субъективная сторона состава терроризма, повлекшего по неосторожности наступление смерти человека либо иные тяжкие последствия, характеризуется наличием двойной формы вины (ст. 27): прямой умысел по отношению к совершению самих террористических действий и легкомыслие либо небрежность по отношению к смерти человека или иным тяжким последствиям. Под иными тяжкими последствиями следует понимать, например, массовое отравление людей, разрушение особо ценных памятников культуры, вывод из строя наиболее важных объектов жизнеобеспечения городов и т.п. Правовая оценка наступивших последствий в качестве иных тяжких определяется с учетом всех фактических обстоятельств дела.
Терроризм, подпадающий под признаки ч. 3 ст. 205, относится к категории особо тяжких преступлений.
В примечании к ст. 205 устанавливается, что лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Под предупреждением органов власти о готовящемся акте терроризма понимается добровольное сообщение лица о подготовке им и его соучастниками акта терроризма с указанием времени, места или объекта акта терроризма и лиц, готовящих такой акт.
Условием освобождения лица от уголовной ответственности является также то, что в его действиях по подготовке акта терроризма не должно содержаться признаков иного состава преступления. Сообщение органам власти о готовящемся акте терроризма считается своевременным, если оно имело место до осуществления взрыва, поджога или совершения иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Сообщение об акте терроризма, сделанное лицом после его осуществления, рассматривается как активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников совершенного акта терроризма и учитывается в качестве смягчающего обстоятельства при назначении наказания (ст. 61 и 62).
Под способствованием иным способом предотвращению акта терроризма следует понимать активное поведение лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, делающее невозможным его совершение (лицо, например, разукомплектовало или перепрятало взрывное устройство либо уничтожило горючую смесь, подготовленную для осуществления поджога запланированного к уничтожению объекта и т.п.).

lawtoday.ru

Терроризм как уголовное преступление

Развести термины «террор» и «терроризм», пишет Д. А. Шестаков, чисто лингвистически едва ли возможно. Оба слова происходят от латинского «террор» (страх, ужас) и означают применение насилия в политических и иных целях. 2 Вероятно, что это касается и всех других терминов (террористическая акция, террористический акт, террористическое преступление и т.д.), у которых один и тот же корень. Однако необходимо строго придерживаться соответствующего словосочетания.

Воспользуясь определением, даваемым в криминологии, отметим: преступления террористического характера, фигурируя в одной и той же или похожей обрисовке, при их проявлении наиболее ярко характеризуют качественное состояние преступности. Эти преступления объединены единым общеупотребительным термином – преступления террористического характера. Несмотря на существующие различия, у них криминологически однородный феномен. Эта общность причинной детерминации обусловливает принципиальное сходство совокупных криминологических характеристик данных преступлений, а также социальных и нравственно-психологических свойств лиц, их совершающих.

Главная определяющая черта совокупной криминологической характеристики рассматриваемых преступлений — это их террористический характер. Отличительные черты такой группы преступлений рассматриваются в литературе и с позиций уголовного права. Представляется, что уголовно-правовые и криминологические признаки (черты, свойства, характеристики) преступлений террористического характера отрывать друг от друга нельзя.

Терроризм рассматривается с различных точек зрения: политической, социальной, экономической, правовой, религиозной, национальной и т.д. Пишется о различных его видах: информационный терроризм, телефонный, бытовой. Но как верно отмечается в литературе, исходной является уголовно-правовая позиция, которая изначально определяет понятие терроризма и ответственность за него. Отсюда берут свое начало криминологическое изучение терроризма, уголовно-процессуальное, криминалистическое, анализ данного явления с позиций оперативно-розыскной деятельности. Особую же роль в исследовании терроризма играет криминология.

Анализ терроризма как сложного и многомерного явления возможен с правовых позиций и в социальном аспекте. В социальном смысле терроризм выражает различные оттенки конфликтных ситуаций, которые проявляются в социальной жизни (политические, религиозные, националистические, общеуголовные и т. д.).

В связи с таким мотивационным многообразием формы терроризма достаточно разнообразны как в содержательной характеристике, так и в объеме распространения. Однако, с точки зрения уголовно-правовой характеристики, терроризм должен иметь определенный характер и четкие границы. Это обусловлено формализованностью права и необходимостью установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности. Как известно, в уголовном праве таким основанием выступает совокупность признаков состава преступления, которая однозначно и недвусмысленно «должна характеризовать конкретное общественно опасное явление как преступление.

Однако юридическому оформлению понятия «терроризм» в современных условиях препятствуют как минимум два обстоятельства: во-первых, крайняя политизированность оценок терроризма и, во-вторых, стремление придать такому определению всеобъемлющий характер. Оба эти обстоятельства отчетливо прослеживаются начиная с резолюции IV Конференции по унификации уголовного законодательства (Париж, 1931 г.) 1 .

Основой и главной сущностной характеристикой понятия терроризм является термин «террор».

Эти понятия зачастую идентифицируются и употребляются как синонимы не только в обиходе, но и в научной литературе. В переводе с латинского слово террор означает «страх», «ужас», а значит практически любой акт насилия, убийства, захвата заложников можно отнести к категории террористического постольку, поскольку этот акт преследует цель кого-то устрашить, запугать, повергнуть в ужас. В данном случае понятия «террор» и «терроризм» являются вполне идентичными по своему смысловому значению. Насилие, угроза насилия, уничтожение (повреждение) имущества являются теми опробованными теорией уголовного права понятиями, которые могут как нельзя лучше отразить суть терроризма.

В словарях «террор» определяется как «физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам» 2 . В Толковом словаре В.И. Даля подчеркивается основной смысл, нацеленность терроризма – страшать смертью, казнью, насилием 3 . Трактовка В.И. Далем слова «терроризм» ближе к современному понятию «терроризировать»:

1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения;

2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п.

Такие определения также не позволяют четко разграничить такие понятия как «террор» и «терроризм». Многие российские ученые пытались внести ясность в этот вопрос. С.А. Эфиров считает, что понятие терроризма в широком смысле можно употреблять как объединяющее нелегальную подрывную деятельность, все виды государственного террора, террористической политики и геноцида, а в узком смысле – в отношении нелегальных террористических актов 1 .

Известный криминолог Ю.М. Антонян также предлагает понимать под терроризмом как все явление в целом, так и отдельные террористические акты. Кроме того, он настаивает на различении криминологического (более широкого) и уголовно-правового понятий терроризма 2 . С этой точки зрения автору представляется возможным выделить такие виды терроризма как политический, государственный, религиозный, националистический, военный, криминальный, корыстный и т.д.

Под террором Ю.М. Антонян предлагает понимать реализацию терроризма в течение достаточно длительного времени, на значительной территории и в отношении большого количества людей 3 .

В.И. Замковой и М.З. Ильчиков предлагают различать терроризм и террор по признакам субъекта, совершающего террористический акт, и по «адресату» такого террористического акта. С этой точки зрения более правомерным и логичным будет относить понятие террора к политическим силам, находящимся во власти, опирающимся на властные структуры и репрессивный аппарат подавления (армию, контрразведку, различные спецслужбы), то есть объективно являющимся более сильной стороной в противоборстве. Понятие же терроризм данные исследователи относят к оппозиционным силам, выступающим против официальной власти и объективно являющимся более слабой стороной в конфликте .

Кроме того, Замковой и Ильчиков, отмечают открытый и легальный характер осуществления террора, тогда как терроризму, по их мнению, присуща конспиративная и нелегальная форма реализации 4 .

В большинстве случаев в литературе террор понимается как одна из разновидностей терроризма.

Наиболее предпочтительной представляется позиция В.П. Емельянова, который предлагает отличать террор от терроризма по следующим признакам:

Террор, в отличие от терроризма, не одноразово совершаемый акт или серия подобных актов, он носит массовый характер, воздействуя на неограниченно большой круг лиц, состоящий не только из политических противников, но и случайно подвернувшихся людей, стремится к достижению повиновения всей массы населения на данной территории;

Террор применяется субъектами, которые обладают официально установленной (выборным путем, путем военной интервенции) властью над определенным социальным контингентом;

Террор – социально-политический фактор действительности, в то время как терроризм – явление уголовно-правового свойства. По мнению В.П. Емельянова, террор и терроризм – разноуровневые явления по своей сущности и значимости последствий для общества, которые они могут причинить 1 .

Терминологическая неразбериха в нормативном материале существенно затрудняет уяснение понятия терроризма как такового.

Если в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность отдельно за терроризм (ст. 205) и террористический акт (ст. 277), а в Федеральном Законе «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130/ФЗ в раздельном порядке речь идет о терроризме и преступлениях террористического характера, то в других важнейших документах эти категории представляются как взаимозаменяемые слова-синонимы. В частности, в Указе Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» не различаются такие категории как «терроризм» и «террористические акции», а в Федеральном Законе «Об органах федеральной службы безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ ст. 10 гласит, что органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, пресечению и раскрытию «террористической деятельности», тогда как п. «д» ст. 12 обязывает органы ФСБ выявлять, предупреждать и пресекать «акты терроризма».

Подобное различное употребление термина терроризм в принципе приемлемо, хотя и нуждается в дополнительном доктринальном разъяснении. Между тем было бы предпочтительнее, если бы сам законодатель дал такое разъяснение, а оптимальным – если бы законодатель определил понятия терроризма в общеправовом и уголовно — правовом значениях разными терминами. В этой связи при совершенствовании уголовного законодательства целесообразно с учетом общеправового определения терроризма определить соответствующее уголовно — правовое понятие как «совершение терроризма общеопасным способом». Это обеспечит однозначное понимание рассматриваемых деяний в их общеправовом и уголовно — правовом значениях.

Анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран позволяет сделать вывод, что дать определение терроризма путем перечисления каких-то деяний, в которых он выражается, или путем перечисления альтернативных признаков общего характера не представляется возможным. Это возможно лишь в результате выработки системы взаимосвязанных признаков, определяющих основные сущностные характеристики данного деяния и позволяющих отграничить его от смежных деяний. Таковыми взаимосвязанными признаками терроризма являются:

С учетом указанных признаков представляется необходимым сформулировать понятие терроризма в соответствующей статье УК следующим образом: терроризм, то есть совершение или угроза совершения взрыва, поджога или иных общеопасных деяний, могущих повлечь гибель людей или иные тяжкие последствия и направленных на устрашение населения в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц к совершению или отказу от совершения какого-либо действия.

Терроризм (акт терроризма) следует рассматривать как составную часть в системе преступлений террористического характера (террористической направленности). К категории этих преступлений относятся терроризм, террористический акт и другие преступления (захват заложников, похищение человека, захват зданий, сооружений, водного или воздушного судна, железнодорожного подвижного состава и т.д.), если эти деяния совершаются публично и направлены на устрашение населения в целях оказания влияния на принятие какого-либо решения или отказ от него. Таким образом, преступления террористического характера (террористической направленности) – это общественно опасные деяния, направленные на устрашение населения в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц к совершению или отказу от совершения какого-либо действия.

Преступления террористического характера (террористической направленности), в свою очередь, являются составной частью более широкой категории – преступлений с признаками (элементами) терроризирования, суть которых состоит в понуждении к совершению каких-либо действий или отказу от них путем устрашения. Однако, в отличие от преступлений террористического характера устрашающее воздействие при совершении этих преступлений может оказываться не только с помощью насилия или угрозы насилием, но и с помощью ненасильственных действий или угроз таковыми (распространение сведений, ущемление прав или законных интересов, изъятие имущества) и обстановка страха создается не на общесоциальном, а на индивидуальном или узкогрупповом уровне, причем с явным стремлением остаться как можно менее заметным и подверженным широкой огласке.

Терроризм, преступления террористического характера и преступления с признаками терроризирования относятся к категории сложных преступлений, в которых одно действие (бездействие), направленное на устрашение, имеет вспомогательное значение по отношению к основному действию – понуждению к выполнению требований, выступая определенным способом основного действия. При этом преступления террористического характера отличаются от других преступлений с признаками терроризирования тем, что здесь существует сложность вспомогательного действия, обусловленная наличием двух уровней устрашения.

Таким образом, резюмируя существующие научные положения, представляется возможным остановиться на следующем обобщающем определении терроризма как явления, выраженного в деянии: Терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого–либо решения или отказ от него в интересах террористов 1 .

Рассматривая вопрос о правовых элементах понятия «терроризм», следует иметь в виду, что, с точки зрения его регламентации, в уголовном законе любой терроризм носит уголовно-правовой характер. Вместе с тем при криминализации того или иного общественно опасного деяния законодатель исходит из необходимости обеспечения охраны от преступных посягательств определенной группы общественных отношений, а не абстрактных интересов. Признаки конкретного преступления формулируются в нормах Уголовного кодекса прежде всего с учетом характера и круга охраняемых отношений. Поэтому в зависимости от особенностей конкретного деяния (его направленности, способа совершения, характера возможного вреда и т. д.) объективно неизбежны различия в законодательном наборе признаков тех или иных даже однородных преступлений. Так, в Уголовном кодексе РФ можно выделить три группы преступлений, объективные или субъективные элементы которых в достаточно сильной степени выражают элементы терроризма: а) ст. 205 и 207; б) ст. 277 и 281; в) п. «б» и «е» ч. 2 ст. 105, ст. 295 и 317.

Каждая из этих групп характеризуется специфическими признаками. Функциональное назначение криминализации третьей группы преступлений связано с охраной жизни либо конкретных лиц (ст. 295 и 317), либо безымянной, но индивидуально определенной личности (п. «б» ч. 2 ст. 105). Вторая группа преступлений характеризуется особой направленностью деяний и спецификой субъективной стороны. Эти деяния направлены на подрыв конституционного строя и безопасности государства как важнейших, основополагающих элементов организации общества: причинение конкретного вреда потерпевшим при таком виде террористического акта является способом подрыва конституционного строя и безопасности государства, а не самоцелью. Следовательно, обеспечивая охрану конституционного строя, законодатель одновременно обеспечивает и охрану жизни лиц, которые могут быть потерпевшими от такого рода преступлений. К тому же в диверсии при описании законодателем способа преступления упор сделан не столько на причинении вреда людям, сколько на уничтожении и повреждении имущественных объектов.

Наконец, первая группа преступлений характеризуется направленностью на причинение физического вреда неопределенно широкому кругу лиц, и общеопасный способ связан прежде всего с причинением вреда личности, а уже во вторую очередь — с уничтожением или повреждением Материальных объектов. К тому же причинение вреда материальным объектам по своей сути является не чем иным, как формой психологического давления на людей, способом их устрашения. Адресуется это не отдельной, конкретной личности, а обществу в целом. Таким образом, именно данная группа преступлений представляет угрозу для безопасности общества: приводит к многочисленным человеческим жертвам, крупному материальному ущербу, дестабилизирует обстановку в государстве, формирует негативную морально-психологическую атмосферу, порождает панические настроения, чувство страха граждан за свою жизнь. Поэтому, согласно Декларации ООН от 9 декабря 1994 г. «О мерах по ликвидации международного терроризма»: «Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы яиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание».

Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в России определяются не только ратифицированными международными документами, но также и Законом о борьбе с терроризмом. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» 1 под терроризмом понимается: «Насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций; а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений». К преступлениям террористического характера в данной статье отнесены преступления, предусмотренные ст. 205—208, 277 и 360 УК РФ. Как видно, данное определение строится по методу перечисления конкретных деяний, в которых терроризм может выражаться, что вряд ли следует признать удачным. Более того, по мысли законодателя преступлениями террористического характера могут быть признаны и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Таким образом, практически любое преступление (убийство, уничтожение имущества, разбой и т. д.) может быть сочтено террористическим, что не только безгранично расширяет пределы данного понятия, но и делает невозможным построение какой-либо системы противодействия терроризму.

1 . Можно и нужно говорить о безопасности общества как о состоянии защищенности социума и безопасности государства как способе организации общества, но нет общественной безопасности государства, поскольку это разноуровневые понятия.

Основной сущностной характеристикой терроризма является устрашение террором, насилием, запугивание чем-нибудь, поддержание состояния постоянного страха 2 . Заслуживает внимания высказанная в литературе точка зрения, согласно которой к признакам терроризма относятся также порождение общей опасности, возникающей в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми, публичный характер исполнения и цель — прямое или косвенное воздействие на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов 3 .

Таким образом, под терроризмом в широком смысле слова следует понимать применение насилия со стороны отдельных лиц или групп людей по устрашению населения либо отдельных специальных лиц, созданию социально-психологической атмосферы страха в целях оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов. Терроризм в узком смысле слова в каждом конкретном случае определяется в вышеуказанных статьях Уголовного кодекса.

Борьба с терроризмом — определенный замысел, политическая позиция, точка зрения на самое важное из системы преодоления и минимизации террористических актов. В этом смысле, можно говорить о теории борьбы с терроризмом, которая определяет направления соответствующей политики и обогащает практику. Здесь следует видеть тесную связь с концепцией борьбы с терроризмом, стратегией и тактикой этой борьбы. Именно данная концепция представляет большой творческий вклад в теорию и практику борьбы с терроризмом. Она ориентирована на положительные результаты и эффективность этой борьбы.

Концепция борьбы с терроризмом, соответствующая политике национальной безопасности России, нацелена на единство действий всех органов и организаций, призванных участвовать в обеспечении безопасности государства и общества, каждого человека от террористических угроз. Все идеи, выводы, руководящие указания, касающиеся реализации политики национальной безопасности России и организации борьбы с терроризмом, концептуально связаны между собой. Концепция борьбы с терроризмом предопределяется научным анализом прошлого опыта, важнейшими положениями политики, стратегии и тактики государства, фактами, положениями и выводами более широкого значения, чем борьба с терроризмом, но имеющими к ней непосредственное отношение. Все теоретические положения, составляющие концепцию борьбы с терроризмом, всегда связаны с практикой, прямо выводят на нее. Являясь обобщением опыта соответствующей научной и практической деятельности, концепция борьбы с терроризмом представляет собой достижение коллективной мысли и коллективного труда. Именно такой опыт, последовательно превращенный в концепцию, помогает находить надежные пути борьбы с терроризмом. Нельзя не согласиться с тем, что не может быть творческого развития, направленного на построение концепции, без изучения и обобщения опыта как научного, так и практического 1 .

Самыми надежными всегда были и есть такие теории, которые имели выход в социальную практику. Теоретические исследования развиваются, пишет Г.А. Аванесов, имея в виду преступность, совершенствуется социальная практика, и это неизбежно приносит новый опыт. Накопленный опыт, подчеркивает ГЛ. Аванесов, — своеобразный арсенал апробированных средств и методов 1 , что можно отнести и к борьбе с терроризмом. Исторический опыт борьбы с терроризмом, отмечают С.А. Вахрушев и А.В. Елинский, обобщенный и связанный с возможностями его использования в современный период времени, имеет большое практическое значение. Во многих случаях, по мнению С.А. Вахрушева и А.В. Елинского, без исторического опыта не обойтись 2 . Социальный опыт, хотя он касается главным образом прошлого, всегда связан с реальностью.

Если говорить в общем, то сейчас в стране сложилось положение, при котором практика борьбы с терроризмом не всегда сопоставляется с реальностью. Научный подход к проблеме часто растворяется в противоречиях, касающихся реформ законодательства, изменений структур ведомств, ведущих борьбу с преступностью, различных новелл и т.д. Многое, на наш взгляд, объясняется «необходимостью соответствия европейским стандартам», хотя принимаемые решения должны соответствовать именно нашей, российской реальности. Сложившаяся ситуация вызывает обоснованную тревогу специалистов, которые отмечают, что истинное положение дел в области борьбы с терроризмом обстоит гораздо хуже, чем даже в не очень оптимистических официальных оценках. Думается, что столь критическая ситуация требует реального пересмотра политики борьбы с терроризмом, которая должна быть прежде всего научно обоснованной. Сложившаяся в стране криминальная ситуация, пишет Д.А. Корецкий, свидетельствует об отсутствии научно обоснованной системы взглядов, знаний и идей, выражающих политику государства, об отсутствии идеологии борьбы с преступностью 3 . Представляется, что необходима особая идеология борьбы с терроризмом 4 . Она, если воспользоваться выражением Д.А. Корецкого, должна сопрягать меры противодействия с состоянием, тенденциями и качественными характеристиками терроризма, добиваясь адекватности первых вторым. Конечно же, при этом необходимо определиться с политическими подходами к проблеме, которые должны опираться на накопленные научные знания о реальном состоянии терроризма и практический опыт борьбы с этим явлением.

Положение дел заметно изменилось в лучшую сторону с принятием 6 марта 2006 г. Федерального закона «О противодействии терроризму». В нем учтен предыдущий опыт борьбы с терроризмом, по существу выражена соответствующая политическая линия.

По существу, политика борьбы с терроризмом представляет собой стратегию и тактику этой борьбы. «Стратегия и тактика определяют ответы на два вечных вопроса: что делать и как делать. На первый вопрос ответ дает стратегия, на второй — тактика» 1 . Но здесь не обойтись без изучения и правильного понимания объекта, на который предстоит воздействовать. Чтобы воздействовать на тот или иной объект с шансами на успех, надо понять, что собой представляет этот объект.

Исследуя проблемы терроризма, П.П. Баранов выделяет наиболее актуальные вопросы государственной политики борьбы с этим явлением и к числу основных из них относит 2 :

Из этого перечня П.П. Баранов особо выделяет такое направление, как государственное нормативно-правовое обеспечение антитеррористической деятельности. При этом П.П. Баранов подчеркивает, что любое иное отношение к проблеме терроризма, игнорирующее его криминальную сущность, может привести к отрицательным результатам 1 . Безусловно, терроризм (любые террористические акты) следует рассматривать в системе преступности как общественно опасное социально-правовое явление.

Террористические акты не могут быть оторваны от происходящих в стране криминальных процессов, а потому занимают свое место в структуре преступности. Надо иметь в виду еще и другое: преступность как общественно опасное социально-правовое явление представляет собой криминальный террор. Не случайно говорится, что преступность терроризирует общество.

Любой террористический акт — это прежде всего преступление, причем, как правило, особо тяжкое. Думается, что положение должно быть четко определено в соответствующих законах. Это касается как Уголовного кодекса, так и Федерального закона «О противодействии терроризму». Без этого весьма затруднительно вести борьбу с терроризмом.

В современной зарубежной и отечественной науке, пишет В.Л. Суворов 2 , понятие «международный терроризм» рассматривается в рамках специальной научной дисциплины «Террология». В настоящее время существует несколько школ, которые трактуют это понятие исходя из тех или иных научных подходов, выделяя философские, политические, психологические аспекты данного явления. Эксперты-террологи предпринимают попытки классифицировать понятие «Террология» по целям, средствам и т.п., вычленяя разновидности международного терроризма. Их четыре, как указывает В.Л. Суворов: первая — социально-политический терроризм; вторая — националистический; третья — терроризм религиозный; четвертая — государственный терроризм. Каждая из этих разновидностей имеет свои особенности, определяющие соответствующие понятия. И как видно, международный терроризм имеет много общего с отечественным.

Факторов, способствующих разрастанию терроризма, много. Это усиление социальных катаклизмов под влиянием растущей преступности, нарастание тенденций к разрешению возникающих противоречий конфликтов силовым путем, низкая эффективность органов, ведущих борьбу с преступностью. Главное, на наш взгляд, — это усиливающиеся процессы криминализации общества. Терроризм оказывается часто связанным с такими преступлениями, как убийство, похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, угон автомобиля или другого транспортного средства, контрабанда, захват заложника, вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), хулиганство, вандализм и ряд других. На более высоком уровне, когда можно говорить о весьма высокой степени общественной опасности, это связь с организованной преступностью и коррупцией. Специфика здесь в том, что красной нитью через все эти преступные проявления проходит идея терроризма.

2. АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Уголовное право рассматривает терроризм как одну из опасных форм преступного посягательства, в основе которого лежит стремление субъекта посеять у окружающих страх, панику, парализовать социально полезную деятельность граждан, нормальное функционирование органов власти и управления и тем самым достичь своих криминальных целей. Терроризм — многообъектное преступление. Оно посягает на общественную безопасность, на жизнь и здоровье граждан, на собственность и т.д. Своим устрашающим воздействием терроризм обращен либо к широкому и, как правило, неопределенному кругу граждан, порой населению целых городов и административных районов, либо к конкретным должностным лицам и органам власти 1 . Терроризм всегда влечет за собой опасные последствия. В основном это дестабилизация обстановки, жертвы, паника, страх. В целом — это весьма болезненный урон общественным интересам.

Социальные последствия терроризма проникают и дают о себе знать в различных сферах жизни и деятельности общества, и все они имеют социальный смысл. Понятно, что не всякий урон (ущерб, убыток), наносимый терроризмом, может быть исчислен или выражен в каком-либо числовом эквиваленте. Однако работа в этом плане должна проводиться. Надо стремиться к тому, чтобы все конкретизировать. Оценка последствий терроризма всегда связана с изучением «уровня безопасности» общества, защитой граждан и обеспечением эффективной борьбы с экстремизмом, насилием и жестокостью. Последствия терроризма следует рассматривать как «подрывающие» явления. Иногда они могут быть более значимыми и опасными, чем сам террористический акт, однако этот акт и его последствия отрывать друг от друга нельзя.

В России правовые и организационные основы борьбы с терроризмом определяются ратифицированными международными документами и федеральными законами от 25 июля 1998 г № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в ред. от 6 марта 2006 г.), от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Согласно статье 3 федерального закона № 35-ФЗ под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Основной сущностной характеристикой терроризма является устрашение террором, насилием, запугивание чем-нибудь, поддержание состояния постоянного страха 1 . Вместе с тем заслуживает внимания высказанная в литературе точка зрения, согласно которой к признакам терроризма относятся также порождение общей опасности, возникающее в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми, публичный характер исполнения и цель — прямое или косвенное воздействие на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов 2 . Поэтому в широком смысле под терроризмом следует понимать применение насилия со стороны отдельных или группы лиц по устрашению населения либо отдельных специальных лиц, по созданию социально-психологической атмосферы страха в целях оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов.

Главной и основной формой проявления терроризма является террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в же целях (ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ). Несколько иное определение террористического акта сформулировано в новом те: статьи 205 УК РФ, изложенном в соответствии с ФЗ от 27 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона, ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» 1 : «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких следствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

С объективной стороны терроризм, предусмотренный статьей 205 УК РФ, совершается только в виде действий, выражен двух альтернативных формах: 1) совершение взрыва, поджога иных действий, создающих опасность гибели человека, причине: значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, и 2) угроза совершения указанных действий.

Способы совершения данного преступления в законе исчерпывающим образом не определяются. Законодатель указывает лишь наиболее типичные способы — взрыв и поджог, а далее дает щенную характеристику: совершение иных действий, создаю: опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Таким разом, законодатель, с одной стороны, подчеркивает основное характерное свойство этих действий — их общеопасный характер, а с другой стороны, указывает на обязательное свойство взрыва, поджога и иных подобных действий — их реальную способность повлечь обозначенные в законе последствия.

Взрыв — это сопровождающееся сильным звуком воспламенен чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов 2 . Поджог — намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь 3 имеет в своей первооснове пожар, т.е. неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства 1 . Иные действия — это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге: использование радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ, производство массовых отравлений, устройство аварий и катастроф, нарушение технологических либо производственных процессов и т.п. Анализ судебной практики показывает, что подавляющее большинство актов терроризма совершается путем взрывов.

Выделение угрозы совершения иных действий обусловлено двумя факторами. Во-первых, необходимостью криминализации случаев совершения «предупреждающих» взрывов, поджогов и иных подобных действий, в результате которых не создается опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, но которые по мысли виновных лиц предназначены продемонстрировать реальность их намерений. Во-вторых, необходимостью усиления ответственности за терроризм путем переноса момента окончания преступления с фактически совершенных действий на более ранний — высказывание соответствующей угрозы.

Под угрозой совершения названных в части 1 ст. 205 УК РФ действий следует понимать психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения совершения взрыва, поджога или иных подобных действий, совершаемое в определенных целях. Именно реальность намерения, объективизировавшаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер. Как террористический акт в форме угрозы следует расценивать действия неизвестного (неизвестных), который в 7 часов 37 минут утра позвонил по телефону 02 и заявил, что на крыше коммерческого павильона у платформы № 1 Балтийского вокзала Санкт-Петербурга заложена бомба. Специалисты в указанном месте действительно обнаружили банку с 400 г. тротила с вставленной в нее железной трубкой, к которой была прицеплена записка. В ней содержалось требование закрыть АЗС ТОО «Лилит» и доставить в определенное место 100 тыс. долларов. В противном случае неизвестный грозился произвести ряд террористических актов на поездах типа ЭР-200.

Опасность наступления указанных в законе последствий террористического акта: гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо иных тяжких последствий — должна носить реальный характер. Имущественный ущерб, возможный или причиненный реально, должен оцениваться как значительный с учетом кс конкретных обстоятельств дела.

Иные тяжкие последствия — это сопоставимые и равнопорядковые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия (причинение лицу смерти, тяжкого или средней тяжкого вреда здоровью, серьезное нарушение деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления, транспорта, заражение местности, распространение эпидемий и т.д.). Реальное причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба; иных подобных последствий, не охватываемых понятием «иные тяжкие последствия», следует рассматривать как элемент «создания опасности гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий». Согласно закону терроризм считается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения таких действий. Фактическое причинение физического вреда, имущественного ущерба и т.д. выходит за пределы основного состава терроризма и либо образует знаки квалифицированных видов терроризма, либо квалифицируются по совокупности статьи 205 и соответствующих статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за эти деяния. Угроза наступления соответствующих последствий уже есть соответствующее объективное изменение в окружающем мире, и поэтому они не что иное, как последствия совершенных действий. Следователь можно сказать, что по законодательной конструкции терроризм относится к числу формально-материальных составов преступлений.

Субъективная сторона терроризма характеризуется прямым умыслом.

Оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями выражается в побуждении ответствующих субъектов к совершению действий, нужных и выгодных для террористов, ради которых они применяют столь изощренные способы, создание такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасно граждан и общества.

Мотивы, которыми руководствуются виновные лица, не являются конститутивными признаками терроризма и поэтому на квалификацию содеянного не влияют. По своей мотивационной характеристике терроризм может подразделяться на политический, националистический, религиозный, корыстный и т.п.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет. В части 2 ст. 205 УК РФ в качестве квалифицированного вида террористического акта предусмотрено его совершение группой лиц по предварительному сговору. Поэтому по части 1 ст. 205 квалифицируются либо действия террориста-одиночки, либо террористические действия группы лиц без предварительного сговора, когда все участники выступают в качестве исполнителей (ч. 1 ст. 35 УК РФ).

3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ТЕРРОРИЗМА И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЕГО СО СМЕЖНЫМИ СОСТАВАМИ

Уголовное право формально определяет критерии классификации терроризма и соответственно ей «подразумевает» типологию виновных. Оно выделяет общий состав терроризма (ч. 1 ст. 205 УК РФ), квалифицированные (ч. 2 ст. 205 УК РФ) и особо квалифицированные (ч. 3 ст. 205 УК РФ) составы. Это соответствует понятию «отягчающие обстоятельства», когда имеется в виду совершение терроризма: группой лиц по предварительному сговору, с применением огнестрельного оружия, организованной группой и т.д. Этим, собственно, и ограничивается уголовно-правовая классификация терроризма. Из этого «выводятся» и типы террористических актов.

Квалифицированным видом террористического акта, предусмотренным частью 2 ст. 205 УК РФ, является совершение деяния группой лиц по предварительному сговору и с применением огнестрельного оружия. При этом соглашение между соучастниками на совершение террористического акта должно состояться до начала совершения взрыва, поджога и иных действий, а соучастники должны действовать как соисполнители. Если же в группе выделяются организаторы, пособники и подстрекатели, которые не принимают непосредственного участия в совершении террористического акта, то содеянное требует дополнительной ссылки на статью 33 УК РФ.

Под применением огнестрельного оружия (п. «в») следует понимать использование в процессе террористического акта всякого огнестрельного оружия (винтовки, карабины, пистолеты, автоматы, охотничьи ружья и т.д.) для причинения физического вреда потерпевшим, разрушения различных объектов либо в качестве средства психологического давления, устрашения потерпевших, когда создается реальная возможность наступления таких последствий.

Особо квалифицированным видом террористического акта, предусмотренным частью 3 ст. 205, является совершение преступления организованной группой, причинение в результате террористического акта по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий или сопряженность с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Совершение террористического акта организованной группой является особо опасным видом рассматриваемого преступления в силу того факта, что оно совершается устойчивой группой лиц, предварительно объединившихся для террористического акта. При этом вне зависимости от того, какую роль выполняло то или иное лицо этой группы, действия всех ее участников квалифицируются только по части 3 ст. 205 УК РФ.

Причинение смерти человека или иных тяжких последствий при террористическом акте возможно лишь по неосторожности, не означает, что при терроризме невозможно умышленное причинение смерти, но в таких случаях содеянное требует дополнительной квалификации по статье 105 УК РФ.

Понятие иные тяжкие последствия как особо квалифицированного вида преступлений против общей безопасности в действую: законодательстве не раскрывается и поэтому должно толкование правоприменителем в каждом конкретном случае индивидуально.с учетом всех обстоятельств дела (причинение лицу тяжкого вреда здоровью, причинение крупного материального ущерба, длительные остановки в работе транспорта, серьезное нарушение деятельности предприятий и организаций, химическое или радиоактивное заражение окружающей среды, распространение эпидемий, обострение межнациональных отношений и т.п.).

Террористический акт, сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, представляет осе опасность в силу специфических свойств предмета посягательства либо используемых средств совершения преступления. В обоих случаях речь идет о разрушительных свойствах физических источников, способных в считанные минуты причинить тяжкий вред на значительной территории и большому количеству людей. К числу объектов атомной энергии относятся сооружения и комплексы с ядерными реакторами, атомные станции, суда, космические аппараты, сооружения комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами и т.д. Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивные вещества — это вещества, испускающие ионизирующее излучение. К источникам радиоактивного излучения относятся комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение 1 .

Важное предупредительное значение имеет примечание к статье 205 УК РФ, которое содержит поощрительную норму. Она доставляет возможность лицу добровольно отказаться от совершения террористического акта без боязни быть привлеченным к уголовной ответственности, а соответствующим правоохранительным органам реализовывать данное право в рамках уголовного закона. Это примечание распространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо, действующее в составе группы.

По мнению Рарога А.И. 2 , необоснованно высказываемое в литературе 3 мнение об ограничении применения рассматриваемого примечания в отношении единоличной подготовки к акту терроризма. Предусмотренный статьей 31 ЦУК РФ добровольный отказ от совершения преступления как институт Общей части носит универсальный характер, т.е. распространяется на все случаи совершения преступления, кроме тех, которые специально оговорены в Особенной части.

Примечание к статье 205 УК РФ обладает статусом специального вида освобождения от уголовной ответственности, предусмотренного Особенной частью Кодекса. При соблюдении соответствующих условий оно распространяется на всех лиц, причастных к совершению именно этого преступления. В данном случае, по мнению Рарога А.И. 1 , в данном случае – конкуренция общей (ст. 31) и специальной (примечание к ст. 205) нормы Уголовного кодекса РФ, которая разрешается по правилам квалификации в пользу специальной нормы.

Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает как при пассивной (непродолжение подготовки акта), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке, сообщение о намечающемся акте соответствующим органам и т.д.). При групповой подготовке террористического акта отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме.

Согласно закону освобождение лица от уголовной ответственности возможно при наличии двух обязательных условий: 1) при своевременном предупреждении органов власти или ином способствовании предотвращению осуществления террористического акта и 2) при отсутствии в действиях лица иного состава преступления. Своевременным предупреждением следует считать такое предупреждение органов власти, которое предоставляет им реальную возможность предотвратить грозящий террористический акт. Органы власти — это любые государственные и общественные органы, имеющие отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и предотвращению чрезвычайных происшествий. Иное способствование может выражаться в выполнении виновным любых действий, имеющих цель недопущения террористического акта (изъятие или разрядка взрывного устройства, увод людей с места совершения преступления или предупреждение их о возможном взрыве, поджоге и т.п.).

Принципиальное значение имеет решение вопроса о правовых последствиях добросовестной, но неудачной попытки предотвращения террористического акта. Представляется, что если лицо совершило все необходимые в конкретной обстановке действия, но по причинам, от не


зависящим (недостаточная квалификация саперов или их отсутствие на момент разминирования, неблагоприятные погодные условия и т.п.), предотвратить террористический акт не удалось, на данное лицо должно распространяться действие примечания к статье 205 УК РФ. Если в действиях лица имеет место состав иного преступления (например, хищение взрывчатых веществ), такое лицо освобождается от ответственности по статье 205, но подлежит наказанию по статье 226 УК РФ.

От диверсии террористический акт отличается характером направленности действий — ориентация на подрыв экономической безопасности и обороноспособности государства. Если при террористическом акте совершение взрывов, поджогов и иных действий сопряжено с устрашением населения в широком смысле этого слова, то при диверсии виновное лицо ставит перед собой задачу иного содержания — причинить вред государству как форме организации общества, и главное — не столько физический, сколько материальный и органа; организационный вред.

От посягательств на личность, собственность, порядок управления и т.п. террористический акт отличается тем, что причинение вреда названным объектам является способом совершения терроризма воспринимается виновными как промежуточный, но необходимый этап в достижении конечной цели, которую преследует виновное лицо. Применение общеопасного способа обусловлено не столько стремлением причинить вред как можно большему кругу охраняемых интересов, сколько желанием лица добиться максимальной эффективности своего деяния.

Уголовный кодекс России предусматривает также ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению.

Исходя из критериев криминологической классификации многие авторы выделяют особую группу террористических актов — общеуголовные террористические акты. Практика уже идет по пути именно такого рассмотрения проблемы. Это соответствует такому понятию, описываемому в криминологической литературе, как «общеуголовная преступность». Говорится и о «борьбе с общеуголовными преступлениями». По данным А.В. Бокова, удельный вес общеуголовных террористических актов в общем числе актов терроризма составляет 84%. Можно согласиться с А.В. Боковым, что общеуголовные террористические акты не связаны с политикой, религией, национальными противоречиями и т.п. Это обычный криминал 1 , а по выражению Ю.И. Ласкина, «такие теракты есть уголовщина, как и похищение человека, захват заложника, убийство» 2 . Как пишет А.В. Боков, такие деяния (общеуголовные террористические акты) совершаются при преступных разборках на рынках, в магазинах, кафе и ресторанах, в подъездах домов, складских помещениях, подвергаются посягательствам автомобили и т.д. Ю.И. Ласкин особо выделяет террористические акты, совершаемые по найму — «заказные теракты». По данным этого автора, таких терактов почти 80% в общем числе общеуголовных террористических актов. Многие специалисты предлагают выделять групповые теракты и единолично совершаемые, в литературе указывается также на необходимость классификации общеуголовных террористических актов по мотивам деяния. Обращается внимание и на другие критерии классификации террористических актов, на их тесную связь с типологией террористов. Специалисты подчеркивают: типам террористических актов всегда соответствуют типы преступников.

Особой является проблема участия женщин и несовершеннолетних в совершении общеуголовных террористических актов. По имеющимся у нас сведениям, 90% женщин и примерно столько же (92%) несовершеннолетних вовлекаются в совершение террористических актов мужчинами, в основном ранее судимыми. Они, как правило, не самолично совершают преступные посягательства, а выступают в роли помощников, выполняют различные поручения. Рецидивистов среди лиц, совершающих общеуголовные террористические акты, примерно 70%, для большинства из них характерен криминальный профессионализм. Основной мотив рассматриваемых актов — корыстная мотивация, корыстная страсть.

Содействие террористической деятельности (ст. 2051 УК РФ).. В течение 2000 — 2002 гг. Россия ратифицировала ряд международных конвенций, касающихся борьбы с терроризмом, и среди них Международную конвенцию ООН о борьбе с финансированием терроризме, принятую в Нью-Йорке 9 декабря 1999 г. Во исполнение принятых на себя Россией международных обязательств Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 103-ФЗ в Уголовный кодекс и была введена статья 2051, а с 5 июля 2006 г. она действует в новой редакции.

Согласно статье 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под террористической деятельностью понимается деятельность, которая включает в себя:

bukvi.ru

Смотрите так же:

  • Закон 44 статья 62 Законно ли отклонять заявку участника? 44 ФЗ ст 62 Здравствуйте! Помогите разобраться с проблемными вопросами по 44 фз. Подскажите, если участник аукциона не предоставил декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, […]
  • Закон кодекса чести Закон кодекса чести В.Н. Ткачев, председатель Ростовского областного суда,член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, член Президиума Совета судей РФ,Заслуженный юрист РФ> Проблемы статуса судей и, в частности, […]
  • Федеральным законом от 24 июля 1998г Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.99) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА […]
  • Иск магистраль ООО "ИСК "Магистраль" информация актуальна на 01.08.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Арбитраж ФССП Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> […]
  • Как рассчитать выплаты по осаго после дтп Как рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО после ДТП Как проводится расчет стоимости выплат по ОСАГО при наступлении страхового случая? Этот вопрос задается всеми автовладельцами, которые попали в дорожно-транспортное […]
  • Ппб 01-93 правила пожарной безопасности в рф Ппб 01-93 правила пожарной безопасности в рф ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ ППБ 01-93* Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийским научно-исследовательским […]