Условия для получения пенсии в рф

Условия для получения пенсии в рф

Право на трудовую пенсию по старости имеют застрахованные лица при двух условиях:

  1. возрастное – достижение общеустановленного пенсионного возраста (60/55 лет для мужчин/женщин соответственно);
  2. стажевое — наличие не менее 5 лет страхового стажа.
  3. К застрахованным лицам, среди прочих [1] , относятся граждане России [2] :

    — наёмные работники (работающие по трудовому договору или по договору граж-данско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказа-ние услуг, а также по договору авторского заказа, авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства), за которых перечисление взносов в Пенсионный фонд их работодателем осуществляется в обязательном порядке;

    — самостоятельно обеспечивающие себя работой или т.н. «самозанятые» (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), уплачивающие за себя взносы в фиксированном размере;

    — лица, уплачивающие за себя взносы в добровольном порядке :

    — работающие за рубежом, если они добровольно вступили в правоотноше-ния по обязательному пенсионному страхованию и осуществляют уплату за себя страховых взносов в ПФР (если иное не предусмотрено междуна-родным договором Российской Федерации);

    — самозанятые, осуществляющие в качестве страхователей уплату страхо-вых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;

    — физические лица, за которых не осуществляется уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, но за которых другим физическим лицом на добровольной основе осуществляется уплата стра-ховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ;
    Начиная с 1 октября 2008 года к застрахованным лицам также относятся:

    — физические лица, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхо-вание и которые добровольно уплачивают за себя взносы в Пенсионный фонд РФ .

    Досрочное назначение

    Закон о трудовых пенсиях содержит ряд исключений из общего правила назначе-ния трудовой пенсии по старости, позволяющих назначать пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60/55 для мужчин/женщин соответственно) лицам, длительное время трудившимся в неблагоприятных условиях.

    Условиями досрочного назначение трудовой пенсии по старости являются:

  4. Достижение определенного законом пониженного пенсионного возраста (кроме случаев, когда пенсия может быть назначена независимо от возраста — т.н. пенсия «за выслугу лет»).
  5. Стажевые условия:

— наличие определенной продолжительности стажа на соответствующих видах работ ( специального стажа работы ) — в неблагоприятных условиях труда или климатических условиях;
— наличие определенной продолжительности общего стажа работы (т.н. страхового стажа ). В некоторых случаях продолжительность страхового стажа как условие досрочного пенсионного обеспечения не устанавливается.

Категории работников, для которых предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в неблагоприятных производственных (на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями и т.д.) или климатических (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) условиях, а также льготные основания, дающие право на досрочное назначение пенсии гражданам, связанные с их физиологическими особенностями, перечислены в ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.

Правила и конкретные нормативные акты, которые используются при подсчете и подтверждении периодов стажа, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, изложены в Таблице 10 «Основные правила, принципы и нормативная база для подсчета стажа при определении права на трудовую пенсию».

Таблица 1. Некоторые виды досрочно назначаемых трудовых пенсий по старости.

Правовая норма

Федерального закона

«О трудовых пенсиях в

РФ»

Категория

работника

Пенсионный

возраст снижается

на, лет

(муж./жен.)

Требуемый стаж,

лет (муж./жен.)

Страховой

(общий)

по специальности/ на соответствующих видах работ

(специальный)

Список № 1 (подземные работы, работы с вредными условиями труда, в горячих цехах)

Пенсионный возраст также снижается при наличии 1/2 спецстажа в расчете год за год и у мужчин и у женщин

* — в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О для лиц, которые до 1 января 1992 г. в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами приобрели право на досрочную пенсию по Списку № 1, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ, действует пониженное требование о продолжительности спецстажа, установленное Постановлением Совмина СССР от 17 апреля 1959 г. № 416-90.

Список № 2 (работы с тяжелыми условиями труда)

Пенсионный возраст также снижается при наличии 1/2 спецстажа в расчете:

1 год за 2,5 года у мужчин;

1 год за 2 года у женщин

лица, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников

работники ведущих профессий — горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин

лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей

лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

лица, работавшие на Севере

Пенсионный возраст также снижается при наличии 7,5 лет стажа работы на Крайнем Севере из расчета 4 месяца за каждый полный календарный год работы на Крайнем Севере

15 в районах Крайнего Севера/ 20 в приравненных к ним местностях и для мужчин и для женщин

* — лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.

** — каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

***- при определении стажа работы на Севере к ней приравнивается и суммируется к нему работа, дающая право на назначение пенсии в соотв. с пп. 1 — 10 и 16 — 18 п. 1 ст. 27 Закона.

Если работа, предусмотренная пп. 1 — 10 и 16 — 18 п. 1 ст. 27 Закона, осуществлялась в районах Севера (то есть эти периоды по времени совпадают), суммирование стажа не происходит.

лица, работавшие на Севере и на работах, перечисленных в пп. 1 — 10 п. 1 ст. 27 и пп. 7 — 9 п. 1 ст. 28 Закона.

дополнительно 5 лет

страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии в соотв. с пп. 1 — 10 и 16 — 18 п. 1 ст. 27

15 в районах Крайнего Севера/ 20 в приравненных к ним местностях для мужчин и для женщин

необходимый для досрочного назначения пенсии в соотв. с пп. 1 — 10 и 16 — 18 п.1 ст.27 Закона, спецстаж.

В связи с переходом российской пенсионной системы на страховые принципы, которые, в частности, предполагают увязку размера трудовой пенсии с суммой уплаченных за конкретное лицо обязательных пенсионных взносов, законодатели планировали принять к 1 января 2003 года пакет законов о профессиональных пенсионных системах. Дополнительные взносы в них работодателей, чьи работники заняты в особых условиях труда, обеспечили бы выплату этим работникам пенсии в период с момента ее досроч-ного назначения до момента достижения общеустановленного пенсионного возраста. Это обусловило включение в статью 27 Закона о трудовых пенсиях пункта 3, гласящего, что застрахованным лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, должна устанавливаться профессиональная пенсия. Запланированные нормативные акты к указанной дате приняты не были.

Ситуацию разъяснил Конституционный Суд РФ, указавший в своем Определении от 3 октября 2006 г. № 471-О, что пункт 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пен-сиях в РФ», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости. В настоящее время формулировка п. 3 ст. 27 Закона о трудо-вых пенсиях приведена в соответствие с позицией Конституционного Суда (Законом от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ).

Пример 1. Мужчина в течение 7 лет был занят на работах, предусмотренных Списком № 1. Указанная работа протекала с 2001 по 2008 год. Общий страховой стаж составляет 20 лет.

П. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях предусматривает в качестве условия сохранения за лицом права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда (в данном случае – за работу по Списку № 1) наличие у него по состоянию на 1 января 2003 года не менее половины требуемого срока работы в таких условиях – т.е. не менее 2,5 лет для мужчин (в соответствии с частью 2 пп. 1 п. 1 ст. 27 требуемый срок работы по Списку № 1 для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 5 лет для мужчин). В нашем примере у гражданина нет 2,5 лет работы по Списку №1 на 1 января 2002 года.

Однако, в соответствии с выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 03.10.2006 № 471-О конституционно-правовым смыслом положения пункта 3 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, застрахованные лица, которые по состоянию на 1 января 2003 г. отработали на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, при том, что законодательство о профессиональных пенсионных системах, которое должно регламентировать вопросы их пенсионного обеспечения, пока не принято, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Трудовые пенсии безработным лицам предпенсионного возраста

В российском законодательстве предусмотрена возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости насе-ления в Российской Федерации» (ст. 32) по предложению органов службы занятости безработным гражданам с их согласия может быть назначена пенсия на период до на-ступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (либо общеустановленного пенсионного возраста – 55/60 лет, либо — если у гражданина имеются осно-вания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости – соответствующего бо-лее раннего возраста), но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

Таким образом, условиями назначения пенсии безработному гражданину являются в совокупности следующие:

  • Признание его безработным в установленном законом порядке.
  • Отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства этого гражданина.
  • Наличие у него страхового стажа , дающего право выхода на полную пенсию по старости (25/20 лет у мужчин/женщин соответственно) или стажевых условий для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.
  • Достижение определенного возраста – на 2 года меньшего, чем возраст выхода на пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
  • Получению статуса безработного должно предшествовать увольнение в связи с ликвидацией организации (либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем), сокращением численности или штата работников органи-зации (либо индивидуального предпринимателя).
  • Согласие безработного гражданина с направлением его на пенсию по старости досрочно.
  • Размер назначаемой безработным пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Законом о трудовых пенсиях. По достижении пенсионного возраста, в том числе, при котором досрочно назначается трудовая пенсия по старости, гражданин вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости).
    При возобновлении работы, выплата пенсии, установленной безработным гражда-нам, прекращается и восстанавливается только после прекращения указанной работы.
    Начиная с даты назначения пенсии, выплата пособия по безработице прекращается, одновременно гражданин снимается с учета в качестве безработного.

    [1] Все категории застрахованных лиц перечислены в ст. ст. 7 и 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

    [2] В данном материале не затрагиваются вопросы пенсионного обеспечения иностранных граждан, проживающих за рубежом российских граждан и иные вопросы пенсионного обеспечения с участием иностранного элемента.

    [3] Сама по себе добровольная уплата страховых взносов не означает приобретение права на трудовую пенсию. Для получения пенсии должны быть также соблюдены стажевые и возрастные условия.

    [4] Закрепление в Законе права граждан самостоятельно добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствует выявленному Конституционным Судом РФ в Постановлении от 23 декабря 2004 года № 19-П конституционно-правовому смыслу п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который заключается в том, что если какое-либо физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги на территории России, освобождено от налогообложения единым социальным налогом, то такое лицо вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и платить непосредственно за себя соответствующие страховые взносы.

    trudprava.ru

    pensionnij_fond

    Пенсионный фонд Российской Федерации

    Ежедневно в России на благо нашей родины трудятся не только наши соотечественники, но и иностранные граждане. Работодатели, в свою очередь, производят страховые взносы за всех своих сотрудников. В связи с этими отчислениями у иностранных граждан возникает право на получение пенсии в России. Подробнее об этом рассказал начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсии Чирков Сергей Александрович.


    В отечественном пенсионном законодательстве закрепляется общее правило, согласно которому иностранцы и апатриды, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсионное обеспечение на тех же условиях и основаниях, что и граждане нашей страны, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

    Тем самым для этих лиц существует только одно дополнительное условие, необходимое для приобретения права на страховую пенсию, — им необходимо подтвердить факт постоянного проживания в нашей стране или, другими словами, предъявить такой документ как вид на жительство. Никаких повышенных требований к стажу или к возрасту для иностранцев не установлено.

    Итак, для приобретения и реализации права на страховую пенсию иностранный гражданин должен:
    • иметь статус постоянно проживающего в Российской Федерации;
    • быть застрахованным в российской системе обязательного пенсионного страхования;
    • выполнить условия, необходимые для назначения страховой пенсии конкретного вида и предусмотренные Законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    У временно проживающего или временно пребывающего в России иностранца не может возникнуть право на пенсию вплоть до получения им вида на жительство.

    Вместе с тем застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования могут быть и иностранцы, которые временно проживают или временно пребывают в нашей стране, если они осуществляют трудовую и (или) иную деятельность, подлежащую страхованию.

    Может возникнуть вопрос, как быть с тем фактом, что пенсия назначается только иностранцам, постоянно проживающим в нашей стране, а обязательному пенсионному страхованию могут подлежать и временно проживающие, и временно пребывающие в России иностранные граждане. Анализ действующего правового регулирования показывает, что положение Закона «О страховых пенсиях», согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на страховую пенсию только при условии постоянного проживания в России, в данном случае значения не имеет. Оно касается вопросов реализации пенсионных прав, но не их приобретения. Любой временно проживающий иностранец может приобрести статус постоянно проживающего в России как до достижения пенсионного возраста, так и после. При неуплате страховых взносов за периоды временного проживания или временного пребывания такой иностранец будет ущемлен в праве на пенсионное обеспечение. При этом увязку решения вопроса об уплате ино-странцами страховых взносов с вопросом о возникновении у них права на страховую пенсию затруднительно осуществить в практическом плане. Ведь даже постоянно проживающие на территории нашей страны на момент уплаты страховых взносов иностранные граждане впоследствии могут утратить этот статус и, следовательно, не приобрести права на страховую пенсию.

    Кроме того, правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, связанные с регистрацией в территориальных органах страховщика и уплатой страховых взносов, и непосредственно пенсионные правоотношения, связанные с установлением, выплатой и доставкой пенсий, возникают в связи с наступлением различных юридических фактов и соответственно различаются друг от друга. Так, правоотношения по предоставлению страховых пенсий следуют за правоотношениями по обязательному пенсионному страхованию. Вместе с тем вступление гражданина в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вовсе не означает автоматического возникновения у него правоотношений по предоставлению страховых пенсий.

    Коллизия, при которой проживающие иностранные граждане уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а в итоге права на страховую пенсию могут не приобрести, решается путем заключения международных договоров в области пенсионного обеспечения. При помощи международного договора пенсионные права, приобретенные на территории одного государства, могут учитываться при установлении пенсии на территории другой страны (эта тема подробнее рассматривалась ниже).

    Например, согласно статье 6 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Тем самым гражданин Эстонии, работавший в России и являвшийся застрахованным в российской системе обязательного пенсионного страхования, будет иметь право на страховую пенсию при выполнении всех необходимых условий даже в случае проживания в собственной стране. В данном случае факт постоянного проживания на территории России никакого значения не имеет. Изложенный подход и является тем самым предусмотренным в статье 4 Закона «О страховых пенсиях» случаем — изъятием из общего правила, устанавливающего, что право на страховую пенсию имеют только постоянно проживающие в России иностранцы.

    В заключение заметим, что на статьи 27 Закона «О страховых пенсиях» в случае, если иностранцу в период проживания в России была назначена пенсия, он может продолжать ее получать и при выезде из нашей страны (кроме социальной пенсии). Данное положение национального законодательства, гарантирующее сохранение приобретенных пенсионных прав без каких-либо территориальных ограничений, является вторым исключением из общего правила о пенсионном обеспечении иностранцев.

    pensionnij-fond.livejournal.com

    Минимальный стаж для пенсии по старости: каким он должен быть в России

    Поправки, внесенные в пенсионное законодательство еще в 2013, направлены на то, чтобы постепенно увеличивать минимальный стаж для пенсии. Однако многие граждане до сих пор упорно игнорируют юридические новации, продолжая верить в то, что 5 лет работы для получения «минималки» (минимальная пенсия по старости в России) будет достаточно. Их ждет разочарование: правила расчета и начисления пенсии становятся все более и более жесткими – это прямое следствие увеличения доли пенсионеров в общей структуре населения.

    Чего ждать от поправок?

    В 2018-ом минимальный стаж для назначения пенсии по старости составляет 9 лет. В 2014 было достаточно и 5 лет. Государство ежегодно ужесточает требования к минимальному трудовому стажу для пенсии на 1 год – такая тенденция будет сохраняться вплоть до 2024, когда человеку, рассчитывающему на пенсию, придется отработать 15 лет на официальной работе.

    Нужно отметить, что даже достаточный минимальный стаж для пенсии в России не является гарантией обеспеченной старости – с 2015 граждан обязали также считать пенсионные баллы, количество которых зависит от уровня дохода.

    Существует и ограничение: за 1 год заработать больше определенного числа баллов (в 2018 году – 8,70) нельзя. К 2021 году максимально возможное количество баллов в год будет равно 10.

    Пока это ограничение несущественно – в 2018 к преклонному возрасту необходимо набрать 13,8 баллов. Однако со временем оно приобретет большее значение, ведь в 2025 году понадобятся уже 30 баллов. С помощью пенсионных баллов государство привязывает размер пенсии к уровню дохода гражданина.

    Как увеличить стаж, не работая?

    До 2015 существовали два основных вида страховых периодов, учитываемых для пенсии:

    • Пребывание в отпуске по уходу за детьми (только для женщин). Максимальный срок отпуска составлят 3 года, по 1.5 на каждого из двух детей (до 2014 года).
    • Служба в армии (для мужчин). Во время пребывания в ВС государство платит за гражданина в ПФР.
    • По новому пенсионному законодательству оба вида страховых периодов учитываются в пенсионный стаж. Более того, была расширена максимальная длительность страхового периода по уходу за детьми с 3 до 4.5 лет (но не более 1.5 лет на каждого из детей).

      Период обучения в ВУЗе теперь не учитывается: полагается, что, потратив время на обучение, человек с высшим образованием наверстает упущенное за счет более высокой заработной платы. Однако оплачиваемую производственную практику, а также обучение, связанное с повышением квалификации и переквалификацией работника, тоже следует считать.

      Наконец, самый простой способ получать стаж, не работая – встать на учет в бирже труда: период получения пособия по безработице также принимается в расчет Пенсионным фондом.

      Кто имеет право на льготное исчисление?

      Способ расчета выслуги зависит от места работы гражданина и его специальности – как правило, начисление происходит в календарном порядке (1 календарный день = 1 день в стаж). Однако у этого правила есть исключения: некоторые категории граждан обладают правом на льготное исчисление – это:

    • Граждане, подвергшиеся радиационному излучению во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (полуторное исчисление; 1 календарный день = 1.5 дня при расчете).
    • Граждане, работающие в районах Крайнего Севера (полуторное исчисление).
    • Граждане, работающие в лепрозориях и других учреждениях, где риск заражения опасной инфекцией велик (двойное исчисление).
    • Граждане, работавшие во время Великой Отечественной войны (двойное исчисление).
    • Граждане, служившие в армии по призыву (двойное исчисление), а также реабилитировавшиеся от послевоенных травм (тройное исчисление).
    • Граждане, необоснованно осужденные, за время пребывания в местах «не столь отдаленных» получают тройной трудовой стаж (как компенсацию).

    Следует знать: при этом льготными считаются периоды только до 2002 года.

    Кроме того, следует выделить определенные профессии, представители которых также имеют право на досрочную пенсию. Подробнее об этом читайте в статьях:

    Если лет не хватает

    Если гражданин по каким-то причинам не набрал минимальный стаж для пенсии (или нужное количество баллов) к преклонному возрасту, государство не откажется обеспечивать его – вместо страховой выплаты он будет получать социальную пенсию. Размер самой социальной компенсации скромен, однако она дополняется до прожиточного минимума региональной «добавкой», а потому становится вполне конкурентоспособной по сравнению со стандартной выплатой.

    Минус социальной компенсации заключается в том, что выплачивать ее государство начинает лишь по достижении 65 лет мужчиной и 60 лет женщиной – то есть на 5 лет позже, чем обычную пенсию.

    Недовольных новым пенсионным законодательством – хоть отбавляй! Существуют весьма злободневные вопросы, указывающие на несовершенство нового порядка: в частности, как быть гражданам, которым в 2018-м лет для пенсии хватает, а в 2019 – нет? Ответ на этот вопрос дан (минимальный стаж фиксируется при выходе на пенсию), но противоречий все равно много.

    Правительство и не скрывает, что такая реформа направлена на снижение числа пенсионеров и экономию бюджета – согласно прогнозу, поправки в законодательство позволят снизить расходы на выплаты пенсионерам на 25%. Что касается самих граждан, то, похоже, многие и не интересуются, какой должен быть минимальный стаж для пенсии, потому как не рассчитывают на государство и пытаются обеспечить свою старость более действенными методами, скажем, с помощью банковских вкладов.

    subsidii.net

    Право на пенсию: почему Россия будет содержать граждан других стран

    Граждане США из числа советских эмигрантов требуют от России выплатить пенсии. Уже 5 подобных исков выиграны, еще 15 готовятся к рассмотрению. Десятки или даже сотни тысяч бывших граждан СССР могут последовать их примеру. Почему Россия платит пенсии советским эмигрантам, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

    Советские пенсионеры, уезжавшие за рубеж на ПМЖ, автоматически теряли право на получение пенсии. Поэтому те, кто покидал страну в 80-е годы или раньше, отдавали себе отчет в том, что жить на новом месте им придется на деньги своих детей, друзей или пособие по бедности. Затем Союз распался, а Россия приняла новую Конституцию, и теперь законы страны позволяли получать пенсию из любой точки мира. Многие из эмигрантов попытались в 90-е воспользоваться этим правом, но безуспешно. Им отказывали на том основании, что у них нет российского гражданства. Как бывшие граждане СССР все эмигранты, в том числе проживающие на Западе, могли обменять старые советские паспорта на новые российские, но мало кто воспользовался этим правом.

    До недавнего времени позиция российских властей не менялась. Но в 2009 Европейский суд по правам человека обязал Россию признать долги по советским пенсиям, более того — платить советским эмигрантам и дальше наравне со всеми российскими гражданами. На том основании, что заработанные пенсионные права — это имущество, и отнять их невозможно. Всё дело в том, что Россия безоговорочно взяла на себя все советские долги, говорит партнёр группы компаний Paragon Advice Group Александр Захаров:

    «Правопреемство России в отношении пенсионного обеспечения бывших граждан СССР является уникальным случаем. Российская Федерация по факту распада СССР приняла на себя все финансовые обязательства в отношении неограниченного количества субъектов — как внешних (кредиторов), так и по обязательствам внутри СССР».

    Пятеро американцев советского происхождения уже выиграли свои дела в Москве. Некоторые из них — даже по 2 раза. Им назначена пенсия — чуть выше среднероссийской — около 18 тысяч рублей, а также компенсация за все пропущенные годы. Истцы получили от 600 тысяч до миллиона рублей на человека. Для бюджета Пенсионного фонда это не катастрофические суммы, в этом году на все выплаты из него будет потрачено более 7,5 триллионов рублей. Однако число эмигрантов, жаждущих компенсаций, может быстро вырасти. За все прошлые годы они подали 45 тысяч прошений, хотя тогда у них шансы что-либо получить были почти нулевые. Учитывая масштаб советской эмиграции (а уехали миллионы людей), можно представить, что сумма выплат по таким долгам быстро достигнет миллиардов или даже триллиона рублей. Впрочем, заведующий Центром анализа социальных программ и рисков НИУ ВШЭ Сергей Смирнов считает, что драматизировать не стоит: людей, успевших наработать полноценный стаж в советское время, в живых осталось очень мало:

    «Тех, советских, скажем так, пенсионеров осталось не так уж много, поэтому они никоим образом бюджет ПФР не подорвут. А те, кто уехал в трудоспособном возрасте, успев потрудиться в Советском Союзе, у них есть право лишь на мизерную пенсию. Даже валоризация им много не даст. Будут ли они связываться с судом ради получения 2-3 тысяч рублей, я не уверен».

    Большую опасность для ПФР могут представлять истцы из бывших советских республик, говорят юристы. Формально Россия обязана полностью или частично содержать в старости вообще всех, кто успел поработать в любой из частей бывшего СССР. Это более 100 миллионов человек, то есть таковых в разы больше, чем российских пенсионеров. Разумеется, на практике власти такого не допускают. По факту обязательства перед пенсионерами поделены по принципу гражданства. Иногда уроженцы СССР имеют две неполные пенсии, что приемлемо и для России, и для соседних с нею стран, рассказывает юрист компании «Деловой фарватер» Марина Емельянцева:

    «Если по пенсионному законодательству зарубежной страны человек выработал достаточно стажа (у многих здесь — сходные требования), если есть определенные накопления и какие-то еще условия соблюдены, то в принципе он имеет право на получение пенсии там. И если соблюдены условия российского законодательства, то будет выплачиваться и российская пенсия тоже».

    В США до недавнего времени правила были другими. Выходцы из бывшего СССР, как и все прочие приезжие, не имели права получать сразу две пенсии — полную американскую и, например, вторую российскую. 7 лет назад это правило отменили, и тем, кто родился в СССР, а доживает свой век в Америке, стало выгодно обращаться в российский Пенсионный фонд. Отсюда такая активность с их стороны.

    Кстати, вопрос о пенсиях эмигрантов поднимается уже не первый раз. Год назад в Госдуме предлагали вообще запретить перечисления пенсий за границу. Но идею не поддержало ни одно профильное ведомство. Также против был и президент страны. По словам Владимира Путина, Россия будет исполнять обязательства перед эмигрантами, поскольку они заработали такое право.

    Есть и чисто моральный аспект проблемы. Например, в Латвии российские пенсии получают более 20 тысяч человек, многие из которых являются ветеранами. Если их оставить без российских выплат, местные власти вряд ли о них позаботятся.

    radiovesti.ru

    Страховая пенсия — условия и порядок ее назначения в 2018-2019

    Достаточно недавно Российская Федерация провела и до сих пор проводит пенсионную реформу, которая привела к тому, что возникает много вопросов, из чего же состоит пенсия по старости.

    В соответствии с «новой пенсионной реформой» пенсия по старости состоит из двух частей:

  • страховая пенсия;
  • накопительная пенсия.
  • Одной из составляющих трудовой пенсии является так называемая страховая пенсия.

    Что такое страховая пенсия — понятие

    Определение, условия получения и выплат страховых пенсий в России установлены в Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Страховая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

    По общему правилу ежемесячная выплата страховой пенсии состоять из двух частей:

  • страховой пенсии;
  • фиксированной выплаты к страховой пенсии
  • Виды страховых пенсий

    В зависимости от оснований возникновения права на получение пенсии выделяют следующие виды страховых пенсий:

  • страховая пенсия по старости;
  • страховая пенсия по инвалидности;
  • страховая пенсия по случаю потери кормильца.
  • Кто имеет право получать страховую пенсию

    Для получение страховой пенсии по старости необходимо наличие трех условий:

  • возраст;
  • стаж работы;
  • значение индивидуального пенсионного коэффициента.
  • Минимальный возраст для получения страховой пенсии по старости

    Право на получение страховой пенсии по старости имеет граждане, достигшие пенсионного возраста:

  • женщины — 55 лет;
  • мужчины — 60 лет.
  • Минимальный стаж работы для получения страховой пенсии по старости

    Федеральным законом «О страховых пенсиях» определен поэтапное повышение трудового стажа для назначения страховой пенсии.

    С 2015 года страховая пенсия назначается при наличии трудового стажа не менее 6 лет с последующим ежегодным увеличением минимального стажа до 15 лет.

    Минимальные требования к трудовому стажу для получения страховой пенсии в России смотрите в таблице:

    Таким образом, с 2024 года страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

    Минимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента для получения страховой пенсии по старости.

    Приложением к Закону «О страховых пенсиях» установлены последовательные повышающие требования к минимальному пенсионному коэффициенту. Так, с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30.

    Таким образом, с 2025 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Более подробно о порядке определения пенсионных баллов смотрите в статье по ссылке.

    Что такое страховой стаж

    Страховой стаж — это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой (трудовой) стаж.

    Сам по себе страховой стаж представляет собой не что иное как трудовую деятельность. Более подробно о том, как рассчитывается страховой стаж и какие периоды работы в него включаются можно прочитать в статье по ссылке.

    Периоды работы, включаемые в трудовой стаж для получения страховой пенсии

    В трудовой стаж наряду с периодами работы и (или) иной деятельности (при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации) засчитываются следующие периоды:

  • период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (служба в милиции, полиции, таможне, прокуратуре, суде и др.);
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
  • Необходимо учитывать, что данные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

    Порядок расчета страховой пенсии

    Страховая пенсия по старости определяется по формуле:

    СПст = ИПК x СПК,

  • СПст — размер страховой пенсии по старости;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
  • Таким образом, чем больше величина пенсионного коэффициента (пенсионных баллов), тем больше размер пенсии. В свою очередь размер пенсионного коэффициента зависит от стажа работы и размера заработной платы.

    Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

  • с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год;
  • с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату.
  • Справочно. С 1 апреля 2018 года размер страховой пенсии проиндексирован на 2,4%.

    Также при начислении страховой части пенсии по старости учитывает и, например такой момент как страховой стаж в период, когда один из родителей находился в отпуске по уходу за ребенком, где по общим правилам используется балл в значении 1,8, такие баллы плюсуются ко всему вышеуказанному.

    Необходимо отметить, что если человек отказался от формирования накопительной пенсии то, максимальное значение пенсионных баллов которое будет в 2021 году, достигнет значения 10 баллов, а у тех кто не отказался от накопительной части оно будет равно 6,25.

    Стоимость одного пенсионного коэффициента

    На 1 января 2017 года стоимость одного пенсионного бала составляла 74,27 рублей.

    personright.ru

    Смотрите так же:

    • Пример заявления для загранпаспорта старого образца Образец и инструкция по заполнению анкеты на загранпаспорт старого образца для лиц старше 18 лет Анкета-заявление для взрослых (Скачать) (скачано сегодня: 5 раз, всего: 307976 раз) Образец заполненной анкеты для взрослых (Скачать) […]
    • Разность дробей правило Сложение дробей При сложении дробей могут встретиться разные случаи. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями Такой случай наиболее простой. При сложении дробей с равными знаменателями складывают числители, а знаменатель оставляют тот […]
    • Сколько алиментов на 2 детей от разных браков А если расставание происходит не в первый раз, и детишек несколько в разных браках, то возникает вопрос, сколько же будет платить папа, и на что может рассчитывать мама, оставшаяся без мужа. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу […]
    • Иностранные граждане временно проживающие в рф Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ? Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на […]
    • Оформить карту в втб Дебетовая Мультикарта ВТБ Процент на остаток по карте до 6% Проценты начисляются на остаток средств на мастер-счете в рублях в зависимости от суммы покупок по картам: от 5 тыс. до 15 тыс. руб. – 1% годовых, от 15 тыс. до 75 тыс. руб. – […]
    • Заседание в суде общей юрисдикции Порядок и сроки рассмотрения дел в судах общей юрисдикции Многих истцов и ответчиков интересуют вопросы о том, каким образом происходит рассмотрение дел в суде, на какое время это может затянуться и что делать, если не согласен с […]