Прекращение полномочий местной администрации

Местная администрация: понятие, порядок формирования, внутренняя структура, полномочия

Термин «местная администрация» равнозначен термину «исполнительно-распорядительный орган муниципального образования». Исполнительно-распорядительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. Законодательство не содержит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации. Институт прекращения полномочий предусмотрен лишь для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав местной администрации.

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и правами для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в порядке наделения федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Местная администрация образуется для реализации полномочий местного самоуправления. Она, как правило, является органом общей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и наделяется правами юридического лица.

Структура местной администрации. Структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные и территориальные органы местной администрации. Для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации образуется аппарат местной администрации. Его структура определяется либо представительным органом по представлению главы администрации, либо главой администрации единолично. Деятельность аппарата строится в соответствии с положением о нем, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Аппарат местной администрации представляет совокупность подразделений, основное назначение которых заключается в оказании содействия работе руководящих органов администрации. При этом участие аппарата в осуществлении полномочий администрации носит функциональный характер.

zakon-municipal.ru

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации является исчерпывающим

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 июня 2016 г. № 9-АПГ16-7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.

судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.

при секретаре Кирсановой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению губернатора Нижегородской области о признании не действующим в части решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 г. N 57 «О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода», возложении на городскую Думу города Нижнего Новгорода обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение путем внесения изменений в оспариваемое решение, предусмотрев отмену пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода,

по апелляционной жалобе городской Думы города Нижнего Новгорода на решение Нижегородского областного суда от 09 февраля 2016 г., которым административное исковое заявление губернатора Нижегородской области удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя городской Думы г. Нижнего Новгорода Масловой И.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя губернатора Нижегородской области Бисиной П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

городской Думой города Нижнего Новгорода 03 ноября 2010 г. принято решение N 57 «О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации Нижнего Новгорода», которое опубликовано в газете «День города. Нижний Новгород» от 08 ноября 2010 года N 87(509).

Городской Думой города Нижнего Новгорода 07 октября 2015 г. принято решение N 191 «О внесении изменений в контракт с лицом, назначенным на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 г. N 57», которое опубликовано в газете «День города. Нижний Новгород» от 09 октября 2015 года N 81(1026).

Губернатор Нижегородской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 г. N 57 «О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации Нижнего Новгорода», в редакции решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 07 октября 2015 г. N 191, в части пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, возложении на городскую Думу города Нижнего Новгорода обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение путем внесения изменений в оспариваемое решение, предусмотрев отмену пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода.

Требования административным истцом мотивированы тем, что действующая редакция пункта 10.3 проекта Контракта предусматривает расторжение контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода в одностороннем порядке по инициативе городской Думы Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода по иным основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе, что не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», части 10 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Типовой форме контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утвержденной Законом Нижегородской области от 29 марта 2005 года N 31-З «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа».

Несоответствие оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, выражается в том, что специальным законодательством, в частности, частью 10 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ), установлен перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, который не содержит иных оснований, установленных трудовым законодательством, в том числе, пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ, законодательством о муниципальной службе. Типовой формой контракта также не предусмотрены иные основания для досрочного расторжения контракта, кроме установленных частью 10 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ.

Губернатор Нижегородской области полагает, что поскольку перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, установленный федеральным законом, является исчерпывающим, применение иных оснований, предусмотренных трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе, является неправомерным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих свое конституционное право на местное самоуправление непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, создает препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов высшего должностного лица Нижегородской области.

Решением Нижегородского областного суда от 09 февраля 2016 г. административное исковое заявление Губернатора Нижегородской области удовлетворено частично.

Признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (в редакции от 07 октября 2015 г. N 191), утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 г. N 57 «О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода».

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.

На городскую Думу города Нижнего Новгорода возложена обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать судебный акт или сообщение о его принятии в газете «День города. Нижний Новгород».

В апелляционной жалобе городская Дума города Нижнего Новгорода просит отменить вышеуказанное решение в части удовлетворения административного искового заявления, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Губернатором Нижегородской области представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены в апелляционном порядке не усматривает.

Проанализировав оспариваемое положение и нормы федерального законодательства, законодательства Нижегородской области, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о несоответствии пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 г. N 57 (в редакции от 07 октября 2015 г. N 191), абзацу 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ, части 4 статьи 7, частям 10 и 11 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ), части 7 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Типовой форме контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утвержденной Законом Нижегородской области от 29 марта 2005 г. N 31-З «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа)» в их системном толковании.

Указанные выводы суда мотивированны, основаны на законе и обстоятельствах дела, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Из содержания оспариваемого в части нормативного акта, регулирующего правоотношения в сфере муниципальной службы, усматривается, что он был принят городской Думой города Нижнего Новгорода в целях реализации полномочий, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Нижегородской области от 03 августа 2007 г. N 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 29 марта 2005 г. N 31-ФЗ «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа)», статьями 29, 42, 42.1 Устава города Нижнего Новгорода.

Между тем, реализуя предоставленные частью 3 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия по утверждению условий контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, городская Дума вышла за пределы предоставленной компетенции, установив в пункте 10.3 Контракта в качестве основания его расторжения в одностороннем порядке по инициативе городской Думы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода иные основания, установленные трудовым законодательством, в том числе, основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе, что противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства. При этом, не был учтен принцип соотношения общих норм и имеющих перед ними приоритет специальных положений.

Так, согласно пунктам «к», «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Как установлено судом при рассмотрении дела, на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, отнесенной к высшим должностям муниципальной службы, лицо назначается городской Думой города Нижнего Новгорода по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации города Нижнего Новгорода.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту определяются Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Исходя из приведенных норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что федеральным законодательством предусмотрено специальное регулирование порядка заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту.

Так, частями 10 и 11 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ установлены перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, а также условия расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления компетентных лиц, которые являются исчерпывающими и не предусматривают возможности применения для прекращения трудового договора, оснований, предусмотренных нормами трудового законодательства, в частности, статьей 278 Трудового кодекса РФ, а также законодательством о муниципальной службе.

Типовой формой контракта, утвержденной Законом Нижегородской области от 29 марта 2005 г. N 31-З «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа», также не предусмотрены иные основания для досрочного расторжения контракта, кроме установленных частью 10 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ.

Суд сделал правильный вывод о том, что приведенные положения статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, регламентирующие основания расторжения контракта, являются специальными нормами по отношению к общим нормам Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В связи с изложенным, не влияют на законность судебного постановления доводы апелляционной жалобы о том, что случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации и расторжения контракта, предусмотренные частями 10 и 11 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, являются дополнительными к основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также Федеральным законом «О противодействии коррупции».

При этом, судебная коллегия, проанализировав Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пришла к выводу о том, что он имеет свой специальный предмет правового регулирования, содержание которого направлено на установление основных принципов противодействия коррупции, правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с чем, вводимые данным Законом ограничения, запреты, неисполнение которых влечет досрочное прекращение полномочий или увольнение должностных лиц, также являются одним из инструментов специального правового регулирования, направленного на достижение обозначенных данным Законом целей.

Суд первой инстанции правильно согласился с доводами административного истца о том, что расторжение контракта по иным основаниям, установленным трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе, но не предусмотренным положениями статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, влечет за собой нарушение прав и законных интересов как лица, с которым будет заключен контракт, так и населения города Нижнего Новгорода, осуществляющего решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления, включая администрацию города, возглавляемую главой администрации, а также создает препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов высшего должностного лица Нижегородской области, не учитывает наличие публично- правового характера отношений, связанных с замещением главой администрации своей должности и исполнением должностных полномочий, место в конституционно- правовом механизме реализации прав граждан, проживающих на территории городского округа, о чем подробно мотивировано в судебном постановлении со ссылкой на нормы материального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерен вывод суда о том, что оспариваемое решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 г. N 57 является нормативным актом, поскольку вводимое им правовое регулирование обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, на урегулирование общественных отношений, связанных с назначением лица на должность главы администрации города Нижнего Новгорода и согласованием с ним условий исполнения обязанностей, затрагивает права как неопределенного круга лиц — граждан, реализующих право на местное самоуправление через органы местного самоуправления, так и категории граждан, с которыми может быть заключен контракт, в случае их назначения на должность главы администрации города Нижнего Новгорода.

Частью 3 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ императивно предписано перечисленным в данной норме органам утвердить условия контракта для главы местной администрации. Указанное обстоятельство, приведенные в оспариваемом решении городской Думы города Нижнего Новгорода нормы федерального и регионального законодательства, во исполнении которых утверждался проект Контракта, факт его официального опубликования в установленном законом порядке, также подтверждают нормативный характер принятого правового акта.

Оспариваемое решение не может быть признано индивидуальным правовым актом, так как не является контрактом, заключенным с конкретным лицом, назначаемым на должность главы Администрации города Нижнего Новгорода.

Данные выводы суда согласуются с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться, в том числе, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), полагающее, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В связи с чем, правильным является и вывод суда о том, что у Губернатора Нижегородской области имелось право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исходя из полномочий, основанных на пункте «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, положениях Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункте «е» части 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации», законах Нижегородской области обладает компетенцией для обращения за осуществлением судебного контроля актов, принятых органами местного самоуправления.

Кроме того, заключение и расторжение контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода влечет правовые последствия, влияющие на решение вопросов местного значения, а также решение вопросов, связанных с переданными законами Нижегородской области государственными полномочиями, что затрагивает права органов исполнительной власти Нижегородской области.

Вместе с тем суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления в части возложения на городскую Думу города Нижнего Новгорода обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение путем внесения изменений в оспариваемое решение, предусмотрев отмену пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, так как такого способа защиты права не предусмотрено законом.

В статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, какие решения принимаются судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта. А в статье 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентированы последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Все иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка судом первой инстанции, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном акте.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Нижегородского областного суда от 09 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу городской Думы города Нижнего Новгорода — без удовлетворения.

prokhmao.ru

Прекращение полномочий местной администрации

Описание проблемы:

Действующий глава сельского поселения в соответствии с Уставом муниципального образования избран на срок полномочий представительного органа из числа депутатов, исполняет полномочия председателя представительного органа и возглавляет местную администрацию. Представительный орган муниципального образования планирует досрочно прекратить свои полномочия путем принятия решения о самороспуске, что согласно части 17 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов сельского поселения путем самороспуска действующий глава поселения должен продолжать исполнение своих полномочий до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования (абзац 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Возникает вопрос — когда представительный орган сельского поселения нового созыва должен избрать нового главу поселения? Сразу после формирования Совета народных депутатов сельского поселения нового созыва или по истечении срока, на который, в соответствии с уставом муниципального образования, избирались депутаты представительного органа прежнего созыва? Влечет ли досрочное прекращение полномочий депутатов досрочное прекращение полномочий главы поселения в качестве председателя представительного органа? В каком порядке подлежат реализации положения Устава сельского поселения (глава поселения избирается представительным органом из своего состава, возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя Совета), если глава поселения продолжит исполнение своих полномочий после формирования Совета нового созыва, но не будет при этом являться депутатом Совета нового созыва?

Ответ.

Действующим законодательством напрямую не урегулирован порядок досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения, сочетающего в одном лице сразу три правовых статуса – главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, председателя представительного органа и депутата. Учитывая общие принципы организации местного самоуправления, заложенные в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе № 131-ФЗ, а также исходя из способа аналогии права и закона, применяемого для преодоления пробелов в законодательстве, могут быть сделаны следующие выводы.

1. Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено несколько вариантов формирования органов местного самоуправления и замещения муниципальных должностей, однако, существует лишь один единственный способ получения полномочий непосредственно от жителей муниципального образования – это участие и победа в прямых муниципальных выборах. Именно в момент избрания жителями избранный кандидат приобретает властные полномочия, соответствующие правовому статусу депутата или главы муниципального образования (назовем его первичным правовым статусом). Приобретение этим лицом иных правовых статусов (назовем их вторичными) становиться возможным и является следствием наличия у него властных полномочий, полученных по результатам выборов непосредственно от жителей. Другими словами, гражданин, первоначально не став депутатом, не смог бы претендовать ни на пост главы муниципального образования, ни на полномочия председателя представительного органа.

2. Исходя из пункта 9 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата представительного органа досрочно прекращаются в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления. Согласно пункту 1 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ самороспуск является случаем досрочного прекращения полномочий представительного органа.

3. Вопрос о том, является ли досрочное прекращение полномочий депутата основанием для досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения, одновременно исполняющего полномочия председателя представительного органа и возглавляющего исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, в законодательстве прямо не урегулирован и является спорным.

С точки зрения Комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в результате избрания главой муниципального образования депутат приобретает новый правовой статус выборного должностного лица местного самоуправления, имеющего собственные полномочия, не совпадающие со статусом и полномочиями ни главы местной администрации, ни депутата представительного органа [1] . Исходя из этой позиции, досрочное прекращение полномочий депутата, в связи с самороспуском представительного органа, не может рассматриваться в качестве основания для прекращения полномочий главы сельского поселения. Также глава сельского поселения должен будет начать исполнять полномочия председателя вновь избранного представительного органа сельского поселения.

Однако, в рассматриваемом случае применение предложенного Комитетом Государственной Думы подхода к решению проблемы взаимосвязи между первичным и вторичными правовыми статусами представляется невозможным. Выше было показано, что между первичным правовым статусом избранного населением депутата представительного органа и вторичным правовым статусом главы муниципального образования, избранного представительным органом из своего состава, имеет место прямая связь. В силу исключения, предусмотренного частью 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, эта связь между статусом депутата и статусом главы сельского поселения является не только прямой, но и непрерывной. Следовательно, в случае прекращения первичного правового статуса должны быть прекращены и вторичные правовые статусы. Соответственно, в данном случае досрочное прекращение депутатских полномочий должно трактоваться, как основание для досрочного прекращения полномочий главы сельского послания, а также прекращения исполнения им полномочий председателя представительного органа.

Указанная выше логика связи первичного и вторичного правовых статусов отражена в части 10.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающей досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения (внутригородского района) или депутата представительного органа поселения (внутригородского района). Как представляется, в рассматриваемой ситуации эта норма может быть использована по аналогии для преодоления имеющегося пробела в законодательстве.

4. Вместе с тем, полного отсутствия органов местного самоуправления в муниципальном образовании не должно быть. Поэтому действующее законодательство и предусматривает разные механизмы временного, исключительного и т.п. осуществления властных полномочий. Именно для исключения перерыва во власти в части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Это означает, что после самороспуска представительного органа и прекращения полномочий его депутатов, глава поселения продолжает исполнять свои полномочия. После избрания нового состава представительного органа избирается новый глава муниципального образования, что автоматически означает и избрание председателя представительного органа и главы местной администрации. Полномочия действовавшего ранее главы муниципального образования прекращаются с вступлением в должность вновь избранного главы.

131fz.ranepa.ru

Статья 83. Гарантии осуществления избирательных действий главой местной администрации

Статья 83. Гарантии осуществления избирательных действий главой местной администрации

Если в муниципальном образовании нет главы местной администрации и уставом муниципального образования не определено лицо, уполномоченное осуществлять избирательные действия в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанные лица не осуществят указанные действия в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, эти избирательные действия осуществляются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или по его поручению иным должностным лицом.

Положения комментируемой статьи устанавливают гарантии, обеспечивающие осуществление предусмотренных комментируемым Федеральным законом избирательных действий на территории муниципального образования, в случае если, во-первых, в муниципальном образовании отсутствует глава местной администрации, а уставом муниципального образования не определено должностное лицо местного самоуправления, уполномоченное осуществлять соответствующие избирательные действия, во-вторых, если указанные лица не осуществляют эти действия в сроки, установленные комментируемым Федеральным законом.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является в соответствии с его уставом либо глава муниципального образования (высшее должностное лицо муниципального образования, избранное на муниципальных выборах), либо лицо, назначенное на эту должность по контракту на срок полномочий, определенный уставом муниципального образования. Таким образом, главой местной администрации может быть, во-первых, глава муниципального образования – выборное должностное лицо муниципального образования, его наличие согласно указанного Федерального закона является обязательным в каждом муниципальном образовании, однако при этом в соответствии с уставом муниципального образования глава может возглавлять либо местную администрацию, либо исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования; во-вторых, местную администрацию в соответствии с уставом муниципального образования может возглавлять лицо, назначенное на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования, который в этом случае в соответствии с уставом муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Указанный Федеральный закон от 6 октября 2003 года в отличие от его прежней редакции от 28 августа 1995 года 1 запрещает главе муниципального образования одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Исключение из этого правила допускается в сельских поселениях, в которых предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования: данное должностное лицо одновременно может исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Глава местной администрации руководит местной администрацией на принципах единоначалия.

________________
1 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признается утратившим силу со дня вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 86) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2004. № 25. Ст. 2484, № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ч. 1. Ст. 9, 12, 17, 25, 37, № 17 Ст. 1480, № 27. Ст. 2780, № 30. Ч. 1. Ст. 3104, 3108, № 42. Ст. 4216; 2006. № 1. Ст. 9, 10, 17, № 6. Ст. 636, № 8. Ст. 852, № 23. Ст. 2380, № 30. Ст. 3296, № 31. Ч. 1. Ст. 3427, № 43. Ст. 4412.

Возникновение обстоятельств, указанных в комментируемой статье, может быть обусловлено, прежде всего, досрочным прекращением полномочий главы местной администрации и отсутствием в уставе муниципального образования указания на то, кто должен осуществлять избирательные действия в случае отсутствия главы местной администрации. Основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (являющегося в соответствии с уставом муниципального образования главой местной администрации), а также главы местной администрации (являющимся лицом, назначенным на эту должность по контракту) установлены соответственно в статьях 36 и 37 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 года. К ним, в частности относятся: смерть, отставка по собственному желанию, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным главы местной администрации, вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

В уставе муниципального образования должно быть определено, какое должностное лицо муниципального образования временно исполняет полномочия главы местной администрации в случае досрочного прекращения его полномочий, а также в случае его временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.п.). Устав принимается представительным органом муниципального образования (в небольших сельских поселениях, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек – сходом граждан) и после его государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года «О государственной регистрации уставов муниципальных образований Российской Федерации» и официального опубликования вступает в силу. Установленный порядок принятия и регистрации уставов муниципальных образований по сути исключает ситуацию, когда устав муниципального образования не регулирует вопросы, связанные с временным осуществлением полномочий главы местной администрации. Как показывает практика, в уставах муниципальных образований может по-разному решаться данный вопрос. Так, устав муниципального образования может либо прямо предусматривать в структуре местной администрации должность первого заместителя главы местной администрации, возлагая на него обязанность исполнять исполнительно-распорядительные полномочия главы местной администрации в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, а также в случае его временного отсутствия (отпуск, болезнь, длительная командировка и др.), либо устав муниципального образования может устанавливать, что в вышеуказанных случаях обязанности главы местной администрации временно исполняет один из его заместителей в соответствии с распоряжением о распределении обязанностей, которое издает глава местной администрации.

Комментируемая статья предусматривает также ситуацию, когда глава местной администрации или при его отсутствии иное уполномоченное должностное лицо муниципального образования не осуществляют избирательные действия в сроки, установленные комментируемым Федеральным законом. В этом случае, как и вышеуказанных случаях, соответствующие избирательные действия осуществляет высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или по его поручению другое должностное лицо.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как показывает практика, может именоваться по-разному: правительством, кабинетом министров субъекта Российской Федерации и т.п. Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации устанавливается должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (например, должность президента республики, губернатора области), то данное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации 1 . Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством обеспечивает и защищает права и свободы человека и гражданина, законность и правопорядок в субъекте Российской Федерации, обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления.

________________
1 Так, в Московской области высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной государственной власти является правительство Московской области. Его председателем является губернатор Московской области – высшее должностное лицо области. Членами правительства Московской области являются: вице-губернатор (он является первым заместителем председателя правительства области); первые заместители председателя правительства области; заместители председателя правительства области; министры правительства области. В Республике Карелия высшим должностным лицом является Глава республики, который возглавляет Правительство республики. Вместе с тем Конституция предусматривает и должность Премьер-министра Правительства республики, осуществляющего текущее руководство и организацию работы правительства. Распределение компетенции между Премьер-министром правительства и его заместителями, республиканскими органами исполнительной власти осуществляется Главой Республики Карелия по предложению Премьер-министра Правительства в соответствии с действующим законодательством. В Республике Хакасия высшим должностным лицом республики является Председатель Правительства республики, возглавляющий Правительство республики – постоянно действующий высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти.

Осуществлять соответствующие избирательные действия в силу положений комментируемой статьи вправе как высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, так и по его поручению иное должностное лицо. Это поручение может быть дано должностному лицу, занимающему соответствующую государственную должность в структуре органов, находящихся в ведении высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Положения комментируемой статьи имеют в виду избирательные действия, которые в соответствии с комментируемым Федеральным законом в период избирательной кампании должны совершать соответствующие должностные лица местного самоуправления (глава местной администрации либо иное уполномоченное должностное лицо муниципального образования).

К таким случаям относятся участие в регистрации (учете) избирателей, участников референдума (пункт 2 статьи 16 комментируемого Федерального закона), формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и направление их в соответствующие избирательные комиссии (пункт 6 статьи 17 комментируемого Федерального закона).

Действие положений комментируемой статьи распространяется также и на порядок образования избирательных участков, участков референдума, и опубликования списков избирательных участков, участков референдума (с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования) в том случае, если образование участков, а также указанная публикация в силу предусмотренных комментируемой статьей 83 обстоятельств не будут осуществлены, как того требует комментируемый Федеральный закон (пункт 7 статьи 19).

Комментируемая норма также распространяется на случаи оказания содействия избирательным комиссиям, предусмотренным пунктами 16 и 19 статьи 20 комментируемого Федерального закона.

cikrf.ru

Смотрите так же:

  • Выход на пенсию досрочно по инвалидности ребенка Пошаговая инструкция по оформлению. Может ли мать уйти на пенсию, если ребенок инвалид детства? Если в российской семье есть дети с инвалидностью, то родителям этого ребенка дается право раннего выхода на пенсию. Это же право […]
  • Спор по вопросам науки Виды и значение классификации споров по вопросам социального обеспечения ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Р. Р. ОГЛЫ САФАРАЛИЕВ, И. И. ИСМАИЛОВ Сафаралиев Р. Р. оглы, диссертант Института философии […]
  • Заявление перерегистрации ккм Заявление перерегистрации ккм Перерегистрация онлайн-кассы Перерегистрация ККТ понадобится, если (п. 4 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ): меняются сведения, внесенные в журнал учета и карточку регистрации ККТ (например, при смене адреса […]
  • Договор купли продажи может совершаться в форме Статья 159. Устные сделки 1. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно. 2. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться […]
  • Правила приемки овощей и фруктов Приемка продуктов растительного происхождения В соответствии с ГОСТ 1750-86 сушеные фрукты принимают партиями. Под партией понимают совокупность единиц продукции одного наименования и сорта в однородной упаковке, оформленных одним […]
  • Какие статьи ук попадают под амнистию Какие статьи попадают под амнистию в России? Амнистия - это лучик надежды для граждан, оказавшихся за решеткой. Как известно, на текущий год запланирована реализация ее проекта. Постараемся подробно разобрать, какие статьи попадают под […]