Приказ минкультуры 558 от 250810

Делопроизводство и архив – нормативно-методические документы

В список включены только самые необходимые нормативные документы, которые помогут в любой организации правильно наладить делопроизводство и обеспечить ведение архива. Также вам будут полезны статьи данного ресурса, написанные с учетом всех основных нормативных требований.

  • имеет нормативный статус для государственных организаций и обязателен для негосударственных в части работы с документами Архивного фонда РФ,
  • ожидается в ближайшее время вместо него (устарел) появление нового документа,
  • включает темы (и ссылки на статьи данного сайта): разработка номенклатуры дел, проведение экспертизы ценности документов, создание экспертной комиссии, составление акта на уничтожение дел и архивных описей, описывает организацию работы архива, передачу документов в архив, регламентирует обеспечение сохранности, учета и использования архивных документов.
  • документ имеет рекомендательный характер,
  • коммерческие структуры тоже могут использовать его как справочник (в том числе для разработки своей инструкции по делопроизводству), т.к. составлен на основании действующих норм по делопроизводству и архивному делу,
  • лаконично и доступно прописаны основные моменты работы с документами, исключите только ненужные вам разделы.
  • Используют для определения сроков хранения документов в процессе составления номенклатуры дел, акта об уничтожении документов, отбора дел для передачи их в архив.

  • тем не менее, именно его следует применять для определения сроков хранения документов, образовавшихся в период его действия (годы 2000—2010 гг.), прежде всего речь идет об уничтожении документов за эти годы.
  • носит нормативный характер для всех и не зависит от формы собственности,
  • с его появлением отменен Перечень 2000 года (см. выше), поэтому применяется для определения сроков хранения документов, образовавшихся после 2010 года,
  • нормативный источник для установления сроков хранения документов, в том числе в номенклатуре дел, начиная с 2011 года (переоформляются ссылки на соответствующие статьи перечня).

  • применяется для специфических функций, если область деятельности организации можно охарактеризовать как научно- , производственно-техническую, проектную и строительную,
  • тем не менее, в указанных сферах деятельности для типовых управленческих функций распространяются требования Перечня 2010 года (рассмотрен выше).
  • Также могут применяться в работе ведомственные перечни документов с указанием сроков хранения (при наличии), типовые и примерные номенклатуры дел (при наличии). И еще следует руководствоваться существующими требованиями законодательных и других нормативных правовых актов в вашей области деятельности.

    Еще будут полезны в организации работы:

  • носит рекомендательный характер, но все уважающие себя организации стараются следовать требованиям этого документа,
  • статьи по оформлению документов на этом сайте написаны с учетом данных требований.
  • Термины, установленные указанным документом, носят официальный характер во всех видах документов по темам «делопроизводство» и «архивное дело», поэтому желательно ознакомиться для общего развития с принятыми «правильными словами» в данной области.
  • может быть использовано организациями всех форм собственности
  • может применяться организациями независимо от формы их собственности
  • delo-ved.ru

    Таблица по срокам хранения документов организации

    В каждой организации ведется множество различных документов. Все они имеют разную степень важности и у каждого есть свой срок хранения. В этом посте представлена сводная таблица по срокам хранения корпоративных и кадровых документов организации.

    Срок хранения документов регламентируется следующими основными документами:

    1. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
    2. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей».
    3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

    Напомню, что соблюдение всех существующих сроков необходимо для избежания в будущем множества проблем.

    Ответственность за нарушение сроков хранения документов

    Ст. 27 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 N 125-ФЗ гласит:

    Юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    Как предусмотрено в ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ:

    Неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2500 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

    Самой дорогой потерей для организации может стать утрата первичных учетных документов.

    Согласно ст. 120 НК РФ отсутствие первичных документов признается грубым нарушениям правил учета доходов и расходов. К ним относятся отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета и систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

    В соответствии с п. 6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина СССР от 29.07.1983 г. N 105:

    В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.

    В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

    Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется вышестоящей организации.

    НК РФ также предусматривает ответственность главного бухгалтера за сохранность первичных документов. Именно он принимает решение о выдаче документов сотрудникам других структурных подразделений организации. В случае утраты первичных документов, счетов-фактур и регистров бухгалтерского учета минимальный штраф составит 5000 рублей, сумма максимального может достигать 150 000 рублей.

    Скачать полную таблицу вы можете по ссылке.

    regforum.ru

    ВАС РФ признал не вступившим в силу приказ о сроках хранения архивных документов

    Статьи по теме

    Приказ Минкультуры России о хранении архивных документов был опубликован без приложений, в которых обозначены сроки хранения. И поскольку данный приказ без приложений невозможно применять, ВАС РФ признал его не вступившим в законную силу. Это значит, что приказ будет обязателен для применения только после официального опубликования полного его текста.

    Решение ВАС РФ от 06.09.11 № 7889/11

    Именем Российской Федерации

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Новоселовой Л.А., судей Киреева Ю.А. и Разумова И.В. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» о признании недействующим Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» в части, в которой данным правовым актом на акционерные общества и другие коммерческие организации, которые не подведомственны федеральным органам государственной власти, включая заявителя, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в данном перечне.

    Протокол судебного заседания вела помощник судьи Бубнова К.Ю.

    В заседании приняли участие представители:

    открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (заявителя) – Ермоленко К.Г., Мельников И.Н. и Шефер В.А. по доверенностям;

    Министерства культуры Российской Федерации – Авдеев А.А. и Сафонова Н.Е. по доверенностям;

    Министерства юстиции Российской Федерации – Бабченко Ю.В. по доверенности.

    открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания “Норильский никель”» (далее – общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении “Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения”» (далее – Приказ Минкультуры) в части, в которой данным правовым актом на акционерные общества и другие коммерческие организации, которые не подведомственны федеральным органам государственной власти, включая заявителя, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в данном перечне.

    В обоснование своего требования общество ссылается на то, что оспариваемый Приказ не соответствует положениям Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон об архивном деле); был принят Министерством культуры Российской Федерации с превышением полномочий, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (далее – Положение о Министерстве культуры); официально опубликован не полностью; нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по хранению и предоставлению акционерам по их требованию неоправданно широкого перечня документов.

    Заявитель полагает, что круг лиц, на которых может распространяться действие оспариваемого Приказа Минкультуры, не включает организации, не подведомственные по отношению к Министерству культуры Российской Федерации. По мнению заявителя, действующее законодательство не содержит норм, согласно которым Министерство культуры Российской Федерации вправе утверждать перечни архивных документов со сроками их хранения для коммерческих организаций, не контролируемых названным министерством, и возлагать какие-либо обязанности на такие организации, в том числе заявителя.

    Заявитель также ссылается на то, что оспариваемый Приказ принят Министерством культуры Российской Федерации в нарушение части 3 статьи 6 Закона об архивном деле, поскольку данное Министерство не является федеральным органом исполнительной власти, которому специальным указанием Правительства Российской Федерации предоставлено полномочие по принятию перечней архивных документов с указанием сроков их хранения.

    Заявитель считает, что оспариваемый Приказ нельзя считать официально опубликованным, поскольку в нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ Президента № 763) и пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» Приказ Минкультуры опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти без приложения к нему (т.е. без перечня документов с указанием сроков их хранения).

    В подтверждение данного довода заявитель представил копию ответа Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-технический центр правовой информации «Система» от 27.07.2011 № 9/4/27/Р-208 на запрос заявителя от 26.07.2011. Согласно этому документу официальный текст Приказа Минкультуры опубликован в электронном виде в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти под № 38 от 20.09.2010. Текст оспариваемого Приказа опубликован частично, без утвержденного им Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

    Заявитель также представил копию письма общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-ПАРК» без даты и без номера, согласно которому опубликование Приказа Минкультуры в справочно-правовой системе «Гарант» официальным не является.

    Заявитель ссылается на пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

    В отзыве на заявление Министерство культуры Российской Федерации считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемый Приказ соответствует положениям Закона об архивном деле; Приказ принят Министерством культуры Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Положением о Министерстве культуры; Министерство культуры Российской Федерации является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере архивного дела; оспариваемый Приказ подготовлен в установленном законом порядке; оспариваемый Приказ не возлагает незаконных обязанностей в нарушение закона, поскольку обязанность по хранению документов организациями установлена Законом об архивном деле, а также в отношении акционерных обществ – Федеральным законом от 29.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах).

    Министерство культуры Российской Федерации ссылается также на то, что согласно пункту 9 Указа Президента № 763 официальным изданием нормативного акта является Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература», распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система»; оспариваемый Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.09.2010 за № 18380, публикация Приказа осуществлена Министерством юстиции Российской Федерации.

    Министерство юстиции Российской Федерации полагает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку спор о признании недействительным оспариваемого Приказа неподведомствен Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

    По существу требования представитель Министерства юстиции Российской Федерации согласилась с доводами заявителя о ненадлежащем опубликовании оспариваемого Приказа и признал, что данный акт подлежал опубликованию в полном объеме, однако в таком виде опубликован не был.

    Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В силу пункта 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.

    Исходя из названных норм, и учитывая, что оспариваемый нормативный акт федерального органа исполнительной власти – Приказ Минкультуры – обжалуется заявителем в качестве акта, примененного арбитражным судом в конкретном деле для определения объема обязанностей заявителя в сфере его деятельности как коммерческой организации, суд полагает, что спор о признании недействующим указанного выше нормативного акта подведомствен арбитражным судам и подлежит рассмотрению по подсудности Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

    Оспариваемым Приказом Минкультуры утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее – Перечень документов).

    Утвержденный Приказом Минкультуры Перечень документов включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения (пункт 1.2 Приказа Минкультуры).

    Судом установлено, что оспариваемый Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.09.2010 за № 18380. Официальный текст Приказа Минкультуры опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за № 38 от 20.09.2010, в том числе в электронном виде. Между тем, опубликованный в указанном выше порядке текст Приказа не включает утвержденный им Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

    В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Согласно пункту 9 Указа Президента № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальным изданием также является указанный выше Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

    Согласно пункту 10 Указа Президента № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

    Аналогичные положения закреплены в пункте 17 Постановления Правительства № 1009, согласно которому нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

    Как следует из содержания оспариваемого акта, в опубликованный части текст Приказа содержит данные об утверждении Перечня документов с указанием сроков хранения; основные нормативные положения Приказа Минкультуры содержатся в прилагаемом Перечне документов; без указанного Перечня документов данный Приказ не может применяться.

    Содержащиеся в приложении к Приказу данные не являются вспомогательными или дополнительными, в связи с чем подлежит отклонению довод Министерства культуры Российской Федерации об отсутствии необходимости публикации Перечня документов на основании пункта 7 и абзаца 4 пункта 25 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 № 88 (ред. от 26.05.2009) «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Ссылка в опубликованном тексте Приказа на размещение Перечня документов на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации и факты размещения указанного Перечня документов на указанном сайте, а также в информационных справочно-правовых системах не свидетельствуют об опубликовании Приказа, поскольку такое опубликование не является официальным.

    Таким образом, оспариваемый Приказ, подлежавший опубликованию в полном объеме, не прошел процедуру обязательного официального опубликования. Опубликование вводной части Приказа не может рассматриваться как его публикация, поскольку нормативные положения содержатся в прилагаемом Перечне, без которого опубликованные положения Приказа не могут быть применены.

    В силу прямых указаний Конституции Российской Федерации, иных актов, определяющих порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов и юридические последствия его несоблюдения, оспариваемый нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти – Приказ Минкультуры, не опубликованный в установленном порядке – не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не подлежит применению в полном объеме с момента его издания.

    Выявленный в ходе рассмотрения дела порок нормативного акта, лишающий его юридической силы, не является основанием для прекращения производства по делу и не препятствует рассмотрению заявленного требования по существу в ходе судебного разбирательства в порядке прямого нормоконтроля.

    Вместе с тем положения главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают порядок оспаривания действующих нормативных актов, т.е. обладающих юридической силой на момент обращения в суд и рассмотрения дела, с целью прекращения их действия судом на будущее время. Суд не может лишить юридической силы акт, не вступивший в силу.

    С учетом этого требование заявителя о признании судом оспариваемого акта недействующим подлежит отклонению.

    На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, относится на заявителя.

    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 34, 167–170, 191–196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

    в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» о признании недействующим Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» в части, в которой данным правовым актом на акционерные общества и другие коммерческие организации, которые не подведомственны федеральным органам государственной власти, включая заявителя, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в данном Перечне, отказать.

    Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

    www.gazeta-unp.ru

    Приказ Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558
    «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»

    С изменениями и дополнениями от:

    16 февраля 2016 г.

    Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 февраля 2012 г. N 14589/11 настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству в части, в которой на акционерные общества и другие коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам государственной власти, включая заявителей, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 и частью 3 статьи 6 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253), а также подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 406 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2583; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 25, ст. 3063), приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

    2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

    3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Е. Бусыгина.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2010 г.

    Утвержден перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

    Перечень состоит из 12 разделов (по видам документов). Так, в первый вошли распорядительно-организационные, второй-четвертый — отражающие планирование, ценообразование, финансирование, кредитование, учет и отчетность, восьмой — о работе с кадрами и т. д.

    Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

    Приказ Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»

    Регистрационный N 18380

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования

    Согласно Решению Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 сентября 2011 г. N 7889/11 настоящий приказ, подлежавший опубликованию в полном объеме, при первоначальном опубликовании в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 сентября 2010 г. N 38 (без Перечня) не прошел процедуру обязательного официального опубликования, поэтому не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не подлежит применению в полном объеме с момента его издания, т.к. опубликование вводной части приказа не может рассматриваться как его публикация, поскольку нормативные положения содержатся в прилагаемом Перечне, без которого опубликованные положения приказа не могут быть применены

    Текст приказа в полном объеме опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19 сентября 2011 г. N 38

    Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 сентября 2010 г. N 38 (без Перечня), в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19 сентября 2011 г. N 38

    Решением Верховного Суда РФ от 4 февраля 2015 г. N АКПИ14-1405, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 апреля 2015 г. N АПЛ15-114, позиции 900 и 904 Перечня, утвержденного настоящим приказом, признаны не действующими со дня вступления в законную силу решения суда как предполагающие пятилетний срок хранения для документов по назначению и выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), личных дел подопечных. Названное решение вступило в законную силу 9 апреля 2015 г. (Информация опубликована в «Российской газете» от 19 мая 2015 г. N 105)

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ Министерства культуры РФ от 16 февраля 2016 г. N 403

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    base.garant.ru

    Приказ минкультуры 558 от 250810

    Архивное дело в РФ регулируется федеральными законами, перечнями архивных документов, нормативно — правовыми актами. Обязанность хранения и ответственность за сохранность документов возлагается на учреждения или физическое лицо, в ведении которых находятся те или иные документы.

    Сроки хранения архивных документов

    Приказом Минкультуры РФ № 558 от 25.08.10 г. утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов. Установленные в Перечне сроки хранения архивных документов зависят от их значимости.

    Они могут иметь различные сроки хранения:

  • хранение до 10 лет;
  • хранение свыше десяти лет;
  • хранение (определенное время) после замены новыми нормативными актами и т.д.;
  • хранение до востребования;
  • хранение постоянно.
  • Начало исчисления срока обычно начинается с начала следующего календарного года после окончания делопроизводства документа. Для ряда документов установлено иное исчисление сроков.

    Один и тот же вид может иметь различные сроки хранения архивных документов. Табель (график) учета рабочего времени хранят 5 лет. Но в Перечне есть примечание, что данный документ хранят 75 лет, если ведется учет работников занятых во вредном производстве.

    Такой подход гарантирует сотруднику досрочный выход на пенсию. Данное право необходимо подтверждать справкой о наличие льготного стажа, которая выдается на основании документов первичного учета

    Сроки хранения кадровых документов

    В существующем Перечне (раздел 8 «Кадровое обеспечение») обозначен срок хранения документов личного состава. Такие документы как графики отпусков и проведения аттестации хранятся один год.

    3 года хранится переписка, связанная с переводом работника в другую организацию. Такой же срок хранения резюме и других документов соискателей вакансий не принятых в последствие на работу. Данные сроки хранения кадровых документов распространяются на переписки по ведению воинского учета и спискам военнообязанных.

    Пять лет хранятся некоторые документы, не включенные в личные дела, такие как служебные записки, докладные, справки, выписки из приказов и др. Командировочные удостоверения имеют тот же срок хранения, за исключением удостоверений работников Заполярья и других северных районов.

    На них распространяется срок в 75 лет. Такой подход обусловлен досрочным назначением пенсии.

    Основная часть кадровых документов хранится 75 лет:

  • списки личного состава;
  • личные карточки сотрудников;
  • служебные контракты, трудовые договоры;
  • журналы и книги учета;
  • личные дела госслужащих, работников, муниципальных служащих.
  • Имеют постоянные сроки хранения кадровых документов представления, характеристики к награждению, журналы учета наград. Постоянно хранятся документы, связанные с проверкой работы с кадрами, локально-нормативные акты по месту разработки, личные дела руководящих сотрудников, некоторые документы, связанные со службой гражданских и муниципальных служащих.

    Невостребованные подлинники трудовых книжек, удостоверений, свидетельств, наград хранятся до востребования. По истечении 75 лет уничтожаются.

    Возникающие проблемы со сроками хранения документов

    Определяя срок хранения, нужно руководствоваться не только утвержденными перечнями, но и другими юридическими документами. В ходе проверки, например, налоговые органы, могут запросить документы, которые уже уничтожены.

    Их отсутствие повлечет наложение штрафов и пени, так как работодатель не сможет без них подтвердить правомерность некоторых финансовых операций.

    При возникновении сложных ситуаций со сроками хранения документов можно обратиться за консультацией к специалистам.

    www.vsemvsud.ru

    Смотрите так же:

    • Как посчитать налоги с зарплаты в 1с 83 Начисление и выплата заработной платы в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 пошагово Рассмотрим пошаговую инструкцию по ведению кадрового учета в программе 1С Бухгалтерия 8.3 (3.0). Основные операции — это: прием на работу; расчет и начисление […]
    • Пособия для беременных студенток Пособия по беременности и родам студентам в декретном академическом отпуске Студенты очной формы обучения, ставшие родителями, безусловно, являются той категорией молодых пап и мам, которые нуждаются в финансовой поддержке, а также в […]
    • Возврат билетов на сайте аэрофлот Возврат билетов Аэрофлот: условия и правила Самым быстрым и достаточно комфортным способом перемещения на дальние расстояния является авиаперелет. Оказавшись в любом аэропорту, уже не сомневаешься, что предпочтение самолетам оказывает […]
    • Расчет базы по налогу на имущество Налог на имущество организаций Актуально на: 26 января 2018 г. Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом, а также региональными законами (п. 1 ст. 372 НК РФ). Налог на имущество организаций: кто должен платить […]
    • Написать жалобу на водителя маршрутки Куда жаловаться пассажиру на водителя городской маршрутки? Законодательная база Пассажиры маршруток вправе: Человек за рулем болтает по телефону, не пользуясь специальными устройствами, позволяющими держать руль обеими руками. Если […]
    • Замена коллектора ваз 2108 Снимаем выпускной коллектор на 8-ми клапанной ВАЗ-2114 для замены Выпускная система автомобиля ВАЗ-2114 с инжекторным двигателем не отличается особенной сложностью, тем не менее иногда приходится потратить достаточно времени, а может, и […]