Формы мышления и законы логики

Логика — доступно для всех

Логическая форма и законы мышления

Мы уже говорили, что основные формы абстрактного мышления — это понятие, суждение, умозаключение. Каждая из этих форм имеет свою специфическую внутреннюю структуру и подчиняется определенным правилам построения.

В естественном языке мысли выражаются с помощью слов и словосочетаний, имеют конкретное содержание (то, о чем говорится в них). Например, можно выразить понятие о первом человеке, побывавшем в космосе, как «Первый космонавт Юрий Гагарин». Внешней оболочкой простого суждения могут быть разные языковые выражения: снег — белый, snow is white и т. д.

Чтобы выявить внутреннюю структуру понятий, сравним разные по содержанию понятия, например, «стол», «человек», «преступление».

Они отражают разные предметы и различны по своему содержанию. Но есть ли в них что-то общее?

Отвлечемся от конкретных предметов, которые отражаются в понятиях, и представим их как классы неопределенных предметов X. В первом случае под X понимается класс всех возможных столов, во втором — класс людей, в третьем — множество всевозможных пре­ступных деяний. Предметы могут обобщаться в классы потому, что они имеют какие-то общие свойства. В первом случае — свойство «быть предметом с горизонтальной поверхностью, предназначенной для какой-то деятельности человека», во втором — «способность мыслить» и «способность трудиться», в третьем — «быть антиобщественным, противоправным, виновным и наказуемым деянием»

Можно отвлечься от специфики этих свойств, объединить их и обозначить символом А (сумма общих признаков). Тогда связь между классами предметов и классом общих свойств этих предметов можно представить следующей формулой: X А (X). Читается: «класс таких предметов X, которые обладают признаками А». Эта связь между классом предметов и совокупностью признаков и является логической формой понятий. Можно сказать, что понятия о различных предметах (явлениях, процессах, свойствах предметов и т.п.) формируются в мышлении человека одинаковым способом — предметы обобщаются в классы по их существенным признакам. Логическая форма понятий — способ связи признаков предметов с самими предметами.

Чтобы выявить логическую форму суждений, рассмотрим различные по содержанию суждения: «Стол является мебелью», «Человек ходит на двух ногах» и «Преступление должно быть наказано».

Есть ли в них что-то общее? Отвлечемся от того, о чем говорит­ся в этих суждениях, заменим понятия стол, человек и преступление символом S (субъект), получим:

(1)S является мебелью,

(2)S ходит (есть ходящий) на двух ногах,

(3)S должно быть наказано.

Теперь отвлечемся от тех свойств, которые приписываются субъекту мысли, и заменим понятия, выражающие эти свойства, символом Р (предикат). Получим одинаковую форму взаимосвязи субъекта и предиката суждения: S суть Р. Под S и Р можно мыслить любые предметы и свойства, под суть — утвердительную связь между субъектом и предикатом. Эта формула связи между понятиями о предметах и понятиями о свойствах предметов и есть логическая форма суждений. Связь между понятиями в суждении может быть отрицательной: S не есть Р. Логическая форма суждений — способ связи понятий о предмете, о свойствах предметов или отношений между предметами, выраженный в форме утверждения или отрицания. Из простых суждений могут образовываться сложные суждения, которые имеют свои логические формы.

Логическая форма умозаключений более сложная и разнообразная. Рассмотрим следующие умозаключения:

(1)из суждений «Всякий преступник должен быть наказан» и «Петров — преступник» с необходимостью вытекает новое суждение «Петров должен быть наказан». Заключение получается потому, что исходные суждения связаны общим для них понятием «преступник» (обозначим буквой М — medium, средний);

(2)из суждений «Всякий человек смертен» и «Сократ — человек» можно получить новое суждение «Сократ — смертен».

Есть отвлечься от конкретного содержания данных умозаключений, то можно установить общую для них логическую форму:

Логическая форма умозаключений — способ связи суждений. Чем сложнее суждения, составляющие умозаключения, тем сложнее будет и логическая форма умозаключений.

В реальном процессе мышления содержание и логическая форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистых, бессодержательных форм. Однако в целях специального анализа формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, делая предметом своего изучения логические их формы.

Логические формы мыслей не зависят от того, на каком естественном языке человек мыслит. Они — общечеловеческие. Логические формы выражают отношения между вещами, которые в практике человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляются в его сознании фигурами логики.

Связи и отношения вещей и явлений многообразны, а потому многообразны и логические формы мыслей. Не все из них правильные. Например, из практики мы знаем, что две вещи могут иметь связь с третьей, но не быть связанными между собой. Допустим, мы знаем, что «Учащийся Иванов — спортсмен» и «Учащийся Петров — спортсмен». Но если у нас нет какой-то дополнительной информации о них, то данные суждения не дают оснований для новых суждений. В нашем сознании это рассуждение отражается в виде неправильной формы:

В неправильных по форме рассуждениях из истинных суждений могут получаться ложные заключения. Например, из истинных суждений «Если у человека повышенная температура, то он болен» и «Человек Н. — болен» иногда выводится суждение «У человека Н. — повышенная температура», которое может оказаться ложным, так как некоторые болезни протекают без повышения температуры.

Правильные логические формы — такие, в которых всегда из истинных суждений с необходимостью получаются новые истинные суждения.

В правильных рассуждениях должны соблюдаться два условия: 1) исходные суждения должны быть истинными; 2) способ связи частей мыслей должен быть правильно построен. Некоторые из правил построения мыслей имеют характер законов мышления.

Под логическими законами понимают устойчивые необходимые связи между мыслями. Формально-логические законы — это законы правильного построения мыслей.

Формальная логика изучает два типа законов:

1. Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логические операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Требования к мышлению, выраженные в основных законах логики, можно изобразить следующим образом:

Основные законы мышления

Требования к мышлению

Закон исключенного третьего

Закон достаточного основания

Определенность, точность мышления

2. Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний.

Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказывания, в которых истинность одних суждений с необходимостью заставляет признать истинность других. При правильно построенном мышлении мы «чувствуем принуждение» мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил преступление» и «Человек совершил кражу», то необходимо должны признать, что «Человек совершил преступление».

Чтобы проверить, является ли то или иное высказывание правильно построенным (т.е. законом), надо, во-первых, выявить его логическую форму и, во-вторых, проверить, следует ли с необходимостью истинность заключения из истинности посылок. Более подробно об этом мы будем говорить в теме «Умозаключение».

Нарушение требований законов логики приводит к тому, что мышление становится неправильным, нелогичным. В практике мышления встречаются двоякого рода ошибки, связанные с нарушением требований законов логики, — софизмы и паралогизмы.

К софизмам прибегают те, кто сознательно пытается неправиль­ному рассуждению придать вид правильного путем сознательного нарушения правил и законов мышления. Например, софизмом является рассуждение, обосновывающее суждение «Все ученики хорошо усваивают уроки»:

Все внимательные хорошо усваивают уроки.

Некоторые ученики внимательны.

Все ученики хорошо усваивают уроки.

Ошибка в данном рассуждении состоит в том, что термин «ученики», взятый во второй посылке только в некоторой части своего объема («некоторые ученики»), в заключении взят во всем объеме («все ученики»).

Паралогизм — это логическая ошибка, допущенная непреднамеренно, обычно из-за незнания логических правил.

Рассмотрим более подробно основные законы мышления.

1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Закон тождества может быть выражен в виде формулы: р есть р; р → р или р ≡ р, где под р понимается любая мысль, а знаки: «есть», (заменяют союзы «если. то. »), (заменяет союзы «если, и только если. то. ») — выражают соответственно равенство, следование или тождество.

В законе выражается требование определенности мышления в процессе рассуждения: мысль должна иметь определенное устойчивое содержание и не подменяться другими мыслями. Это требование связано с тем, что в естественном языке много слов, которые могут быть внешне похожи друг на друга, но иметь разные значения (синонимы), а также с тем, что разные люди в зависимости от профессии, жизненного опыта и т. д. вкладывают в одни и те же понятия разный смысл. Так, юрист под «клеветой» понимает «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», а человек, не связанный с юридической практикой, может понимать под клеветой всякую неправду.

Невыполнение требования определенности мышления приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа разговора, спора, приводит к логической ошибке, которая называется «подменой понятий». Подмена понятий означает подмену предмета рассуждения. Народная мудрость выразила это в пословице: «Один — про Фому, другой — про Ерему». Так говорят о тех, кто в беседе, казалось бы, на одну тему, говорят или спорят о разных вещах.

Спорить о словах, конечно, не умно. Запретить употреблять то или иное слово невозможно. Но важно, чтобы собеседники (или спорящие люди) употребляли слова в одном и том же смысле.

Конечно, предметы, существующие в объективной действительности, непрерывно изменяются, но в понятиях об этих предметах выделяется нечто неизменное. В процессе рассуждения нельзя изменять понятия без специальной оговорки.

Соблюдение требований закона тождества имеет большое значение в практической деятельности. Не случайно требование соблюдать закон тождества закреплено, например, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

2. Закон непротиворечия говорит о том, что в рассуждении, доказательстве, теории не должно быть противоречивых мыслей об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Этот закон формулируется следующим образом: высказывание и его отрицание (два противоречивых высказывания) не могут быть одновременно истинными’, по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Выражается закон непротиворечия формулой: «неверно, что р и не- р», т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую. Например, не могут быть одновременно истинными два противоречащих суждения: «Н. виновен в совершении преступления» и «Н. не виновен в совершении преступления».

Формально-логические противоречия в рассуждениях человека не следует путать с диалектическими противоречиями, противоречиями «живой жизни», которые отражают противоречивые стороны предметов и явлений, противоположные тенденции развития и находят выражение в научных и повседневных рассуждениях. Так, известное утверждение Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» скрывает в себе противоречие. В самом деле, если Сократ знает, что он ничего не знает, то он и этого не знает. Противоречивость ощущений может выражаться словами: «песня слышится и не слышится», «речка движется и не движется». В русской пословице «Молодец среди овец, а против молодца сам овца» говорится о разных стилях поведения одного человека (по отношению к разным людям). Но в этих суждениях нет логического противоречия, так как мы можем рассуждать о разных (противоположных) признаках предметов или о признаках, зафиксированных в разное время. Логическое противоречие возникает тогда, когда высказываются противоположные суждения об одних и тех же сторонах предметов, явлений, взятых в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Сознательное использование закона непротиворечия помогает обнаружить и устранить противоречия в своих и чужих рассуждениях (что является, кстати, сильнейшим аргументом против утверждений оппонента), выработать критическое отношение ко всякого рода неточностям, непоследовательности в мыслях и поступках.

3. Закон исключенного третьего гласит: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно — необходимо истинно, а другоеложно, третьего не дано. Например, нельзя считать одновременно истинными такие мысли об определенном числе, как «это число простое» и «это число непростое», или: «Москва — столица России» и «Москва не есть столица России». Конечно, вопрос о том, какое суждение истинно, а какое ложно, решается на практике, устанавливающей соответствие или несоответствие между суждениями и объективной действительностью.

Формально-логический закон непротиворечия утверждает только, что противоречащие суждения о любых предметах, явлениях не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Одно из них истинное, другое — ложное, и невозможно никакое третье, среднее, высказывание. Рассуждение ведется по формуле: «или — или» («либо – либо»).

Этот закон выражается формулами: «или р, или не-р»; «либо р, либо не-р» (истинно либо р, либо отрицание р). Так, если суждение «Все адвокаты — юристы» истинно, то отрицание этого суждения «Ни один адвокат не юрист» — ложно.

Закон исключенного третьего распространяется и на тот случай, когда одно из высказываний что-либо отрицает относительно всего класса предметов или явлений, а другое высказывание то же самое утверждает относительно части предметов или явлений этого класса. Оба таких высказывания одновременно не могут быть истинными. Например, если кто-либо в споре будет вначале отрицать что-либо относительно всего класса предметов: «убеждений не существует», а потом вдруг признает истинным прямо противоположное относительно части предметов этого класса: «я убежден в истинности своего мнения», то может быть пойман на логическом противоречии.

Закон выражает также требование так уточнять наши суждения, вопросы, чтобы можно было на один и тот же вопрос в одном и том же смысле ответить «да» или «нет», а не искать нечто среднее, неопределенное. Например: «Является ли это деяние преступлением или оно не является преступлением?» Если бы понятие «преступление» не было точно определено, то в некоторых случаях на этот вопрос невозможно было бы ответить. Поскольку можно точно определить понятие «преступление» как антиобщественное, противоправное, виновное и наказуемое деяние, то в каждом конкретном случае можно дать однозначный ответ на данный вопрос. Юристу часто приходится решать дело по форме «или — или»: данный факт или установлен или не установлен; данное преступление было совершено или не было совершено; обвиняемый или виновен, или не виновен, свидетель лжет или не лжет и т. п.

Стремление уклониться от четкого и определенного ответа на вопрос, найти какое-то среднее, не существующее в действительности решение свойственно людям беспринципным. Люди, меняющие свою точку зрения и уклоняющиеся от прямого ответа, похожи на флюгер, поворачивающийся то в одну, то в другую сторону при малейшей перемене ветра.

4. Закон достаточного основания утверждает следующее: всякая истинная мысль должна быть обоснована (иметь достаточные основания) другими мыслями, истинность которых, доказана. Формула закона: «Если есть q, то есть и его основание р».

Требование обоснованности мышления отображает одно из коренных свойств материального мира: в природе и в обществе каждый факт, каждый предмет, каждое явление подготовлено предшествующими фактами, предметами, явлениями. Более двухсот лет тому назад М. В. Ломоносов сформулировал закон объективного мира: «Ничто не происходит без достаточного основания». Озеро зимой замерзает, так как понижается температура окружающего воздуха; дым подымается вверх, так как он легче окружающей его атмосферы, и т. д.

В мышлении также действует закон: достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Если истинность какой-либо мысли при­нята только на веру, то она не может считаться обоснованной.

Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение: он помогает отделить истинные суждения от ложных и требует рассматривать в качестве истинных только такие суждения, которые имеют достаточные основания, доказаны.

Этот закон предостерегает против возникновения различных предрассудков и суеверий, которые обычно строятся по схеме «после этого, значит, по причине этого» (прошел по дороге, которую перебежала черная кошка, — жди несчастья, рассыпали соль — значит, поссорятся люди друг с другом, и т. д.). Этот закон требует изучать всякое явление, находить его причины. Он предостерегает против необоснованности суждений, «волевых» решений, слепого поклонения перед авторитетами.

Законы логики действуют в юридической практике не только как законы логического мышления, но и как юридические требования в юридическом мышлении.

blogyka.ru

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Понятие о законах и формах мышления

Логика — наука о мышлении, как о средстве познания предмет логики — законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Познание — процесс отражения объективного мира сознанием человека; сочетание чувственного ( ощущение — отражение отдельно чувственно воспринимаемых свойств предметов; восприятие — целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств; преставление — сохранившийся в сознании образ предмета, который воспринимался раньше) и рационального познания (с помощью разума, мышления).

Мышление — отражает действительность в определенных логических формах.

Особенности мышления : обобщенный (выделение в предметах общего, повторяющегося, существенного) и опосредованный (получение новых знаний на основе уже имеющихся) характер отражения действительности; неразрывная связь с языком; активный характер отражения (применение обобщения, абстрагирования).

Основные формы мышления (или логическая форма — способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность):

1. понятие — совокупность существенных признаков предмета, определенным образом связанных друг с другом;

2. суждение — форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом (S — субъект) и его признаком (Р — предикат), отношение между предметами или факт существования предмета и которая может быть либо истинной, либо ложной.

3. умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, выводится новое суждение ( посылки — исходные суждения, заключение — новое суждение, вывод — логический переход от посылок к заключению).

Мысль — истинная — если соответствует действительности; ложная — нее соответствует. Истинность мыли по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения.

Закон мышления (логический закон) — необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Не устанавливаются людьми;

Законы, изучаемые формальной логикой — тождественно-истинные высказывания, или логические тавтологии, обуславливают правильность рассуждения; благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине.

Законы, изучаемые диалектической логикой — единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений — законы объективного мира, законы мышления; позволяют определить взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, присущие им противоречия.

www.shpora.su

Формы и законы мышления

Что такое форма? В «Большой советской энциклопедии» дано следующее определение: «Форма есть внутренняя организация содержания». Содержание и форма взаимосвязаны. Обращаясь к категории «содержание», мы ищем ответа на вопрос: из чего данная вещь (событие) состоит, возникает, складывается. А с помощью категории «форма» мы выясняем, как устроено, каким способом связано то, из чего оно состоит. Не вдаваясь в философские споры о том, что является определяющим началом, — содержание или форма, — признаем значительность того и другого.

О том, какое значение имеет форма, можно убедиться на школьных примерах из курса физики, химии, биологии и т.д. Одно и то же содержание — атомы углерода, — будучи связано одним способом, образует графит, другим способом — алмаз. Составы молекул целлюлозы и сахарозы идентичны, но способы их организации различны (спирали молекул закручиваются в разные стороны). Соответственно различны и качества этих веществ, да и наше отношение к ним. А если обратиться к генетической структуре, например к молекуле ДНК, то здесь малейшие изменения в структуре чреваты далеко идущими последствиями. Из тех же нуклеотидов, из которых состоит геном человека, состоят вирусные кодоны, те же знаки переставлены в другом порядке, — всего лишь. То же самое с деструктивными компьютерными программами, заполняющими информационные сети своими последовательностями и разрушающими все прочие, и недаром их по аналогии назвали «компьютерными вирусами».

Точно так же дело обстоит и с мыслительными формами. Возьмите, к примеру, анаграммы — слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке. Верность — ревность, апельсин — спаниель, вертикаль — кильватер, австралопитек — ватерполистка. Как говорил один персонаж в фильме «Доживем до понедельника», из одних и тех же букв можно составить: «На холмах

Грузии лежит ночная мгла. «, а можно — кляузу на соседа. Да что там из букв, из одних и тех же слов! «Казнить нельзя помиловать» — переставил запятую, придал иную форму, а последствия каковы!? Можно грамматически ничего не менять, одним только логическим ударением (выделяя главную мысль) изменять структуру мысли, а вместе с ней и смысл. Например:

1) Сестра подарила мне эту книгу (а не брат, не мать, не отец).

2) Сестра подарила мне эту книг>’ (не дала только почитать с возвратом).

3) Сестра подарила мне эту книгу (а не кому-нибудь другому).

4) Сестра подарила мне эту книгу (а не какую-либо другую).

5) Сестра подарила мне эту книгу (а не что-нибудь другое).

После этих предварительных замечаний можно дать определение понятию «форма мысли».

Форма мысли <логическая форма) — способ связи элементов мысли, ее строение. Уже само определение указывает, с одной стороны, на элементы мысли, а с другой -на способ их связи (рис. 1.3).

Элементы мысли — это содержательная сторона рассуждения. Она выражается логическими переменными —знаками и формулами, которые могут принимать различные значения.

Логические переменные можно заменять конкретными по содержанию мыслями — именами и высказываниями.

Имя — это языковое выражение (слово или сочетание слов), непосредственно обозначающее, называющее определенные объекты — предметы, явления, процессы. Например, слово «Русь» означает «русская земля», — название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре, распространившееся на всю территорию Древнерусского государства. В XII XIII ив. Русь -название древнерусских земель и княжеств.

Высказывание — грамматически правильное повествовательное предложение, наделенное смыслом. Например: «В Россию можно только верить», «Если бы Россия не пришла к Империи, то она бы зачахла» (Ф. И. Тютчев). Или пушкинское: «Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна».

Рис. 1.3. Понятие формы мышления (логические формы)

Имена и высказывания имеют самостоятельное содержание.

Способ связи элементов мысли — это формальная сторона рассуждения, указывающая на то, как связываются мысли между собою. Выражается логическими постоянными. К ним относятся:

• логические союзы (связки): «не» («неверно, что. «), «и», «или», «если. то. «, «если и только если. то. «; с их помощью образуются сложные высказывания из простых;

• кванторы (от лат. quantum — сколько) — количественные характеристики высказываний:

— квантор общности (универсальности) — логический смысл: «все» («ни один»),

— и квантор существования (частности) — логический смысл: «некоторые» (в естественном языке выражается словами «есть», «существует», «бывает», «имеется», «многие», «несколько», «кое-кто», «кое-что», «большинство», «меньшинство», «все, кроме», «порой», «иногда» и т.п.

Логические постоянные не имеют самостоятельного содержания. Взятые сами по себе, они ничего не описывают и ничего не обозначают. Вместе с тем они позволяют из одних содержательных выражений получать другие. Так, союз «или» не обозначает никакого объекта. Но в совокупности с именами «умный» и «начитанный» образует новое имя «умный или начитанный»; из двух высказываний: «Выучу материал» и «Подготовлю шпаргалки» — новое высказывание: «Выучу материал или подготовлю шпаргалки». И смена квантора существенно меняет смысл высказывания: «Все чиновники — взяточники»; «Некоторые чиновники — взяточники». Установление точного смысла логических постоянных и выяснение самых общих законов, относящихся к ним, — одна из основных задач логики.

Основные формы мысли — это понятие, суждение, умозаключение.

Чем различаются они? Прежде всего, тем, что они связывают (организуют, упорядочивают) в нашем мышлении.

Понятие — это форма мысли, отражающая предметы в единстве их существенных признаков. Из этого определения следует, что элементами мысли в понятиях выступают существенные признаки предметов. Понятие (как форма) упорядочивает и организует их в целостное единство. Существенные признаки отличаются от несущественных тем, что с их утратой предмет теряет свою качественную определенность — перестает быть самим собой. Возьмем, к примеру, стул. Можно изготовить его из других материалов (вместо дерева использовать металл, пластмассу), сменить обивку спинки и сидения, изменить их форму, — стул все равно останется стулом. Но если удалить спинку, то получится табурет, совсем другой предмет. Наличие у стула спинки — это его существенный признак. В понятиях отражаются только существенные признаки. Рассмотрим это на примере двух понятий. «Сказуемое»:

— главный член предложения;

— обозначающий действие предмета;

— и отвечающий на вопросы «каков предмет?» и «что он делает?».

— общественно опасное деяние (в форме действия или бездействия);

— запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Содержательно у этих понятий нет ничего общего. По способ организации содержания идентичен — в обоих случаях выделяется и сводится воедино исчерпывающий набор существенных признаков. И так с любым понятием. Поэтому и становится возможным отвлечься от конкретного содержания понятий и изучать их с формальной (структурной)стороны.

Суждение — это форма мышления, посредством которой осуществляется связь понятий, т.е. здесь элементами мысли выступают понятия. В суждениях утверждаются или отрицаются связи между предметами и их свойствами, отношения между предметами, а также факт существования предметов. Например, в суждении А. П. Чехова: «Университет развивает все способности, в том числе и глупость», -утверждается связь между университетским образованием и развитием самых различных способностей. А в изречении Гераклита: «Многознание уму не научает», — отрицается необходимая связь между эрудицией и умом. Но способ их организации одинаков: в каждой из них есть то, о чем высказана мысль, и то, что именно высказано. Есть логическое подлежащее (1) и логическое сказуемое (2) и есть связь между ними в форме утверждения или отрицания (3). Значит, и здесь возможно формальное исследование высказываний.

Умозаключение — это форма мышления, посредством которой осуществляется связь суждений, т.е. из одного или нескольких суждений, определенным образом связанных между собой, выводится новое суждение. В умозаключении элементами мысли выступают суждения. Например:

«. Умозаключение относится к сфере разума» (Г. Гегель). Данное рассуждение — умозаключение.

Данное рассуждение относится к сфере разума.

«Всякий честный человек есть учитель» (В. В. Розанов). Сократ — честный человек.

Приведенные мысли различны но содержанию, но способ рассуждения один и тот же. В обоих случаях:

— мы исходно имели но два суждения, связанные общим термином (в первом случае это «умозаключение», а во втором — «честный человек»);

— в этих взаимосвязанных суждениях выразилась объективная связь общего и единичного;

— в обоих случаях мысль выражена в форме утверждения;

— это и позволило нам перейти от известного к неизвестному, т.е. получить новое утверждение о единичном (в первом случае о том, что данное рассуждение относится к сфере разума, а во втором, что Сократ — учитель).

Как видим, вес формы мысли — понятие, суждение, умозаключение — можно изучать, отвлекаясь от конкретного содержания. На первый взгляд это может показаться невероятным. — Как можно изучать форм>’ в отрыве от содержания? Но ведь грамматические формы тоже можно изучать обособленно. Возьмем пример, придуманный советским лингвистом Л. В. Щербой: «Глбкая куздра штёко будланула бокра и курдячит бокренка». Это искусственная фраза русского языка, в которой все корни слов заменены на бессмысленные сочетания звуков. Несмотря на это, мы можем найти подлежащее (куздра), сказуемое (будланула, кудрячнт), определение (глокая), обстоятельство (штеко) и дополнение (бокра, бокренка), установить род, число, падеж имен существительных и т.д. Чем мы, собственно, и занимались на уроках русского языка в школе, — осваивали алгоритмы морфологического разбора языковых выражений, независимо от меняющегося конкретного содержания.

Основной принцип формальной логикиправильность рассуждения зависит только от его формы и не зависит от конкретного содержания. Правильное мышление — это такое мышление, которое подчиняется законам логики.

Закон мышления (закон логики) — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. В реальном процессе общения мы связываем мысли как Бог на душу положит, — логично и нелогично. Например:

— На каком основании свидетель утверждает, что обвиняемый был пьян?

— Да он же все время кричал, что не боится своей жены! Возможно, что обвиняемый, действительно, был пьян и кричал: «Не боюсь жены!» Но какая логическая связь между этими утверждениями? Другое дело, если бы свидетель сказал: «Обвиняемый мой сосед, я его знаю тридцать лет. Он — подкаблучник, своей жены боится как огня. Когда он трезв, то тише воды, ниже травы, не смеет даже в малом перечить жене. Но когда сильно напьется — начинает куражиться и кричать: «Не боюсь жены!»» Здесь вывод уже имел бы какую-то обоснованность на основе многолетних наблюдений. Но и здесь не исключена возможность ошибки. Поскольку сосед мог выкрикивать эти слова в состоянии аффекта, под влиянием иных обстоятельств. Этот пример показывает, что надо различать реальные и логические основания наших рассуждений, т.е. законы мышления не совпадают с законами реальности, хотя и соответствуют им.

В традиционной логике принято различать основные и неосновные законы мышления (рис. 1.4).

Основные законы логики выражают коренные свойства логического мышления в целом. Это:

• определенность — синоним ясности, точности, отчетливости мысли, ее устойчивости (при повторении мысль употребляется в твердо и точно установленном, ясно выраженном и не допускающем искажений смысле);

• непротиворечивость — это недопустимость взаимоисключающих утверждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в том же отношении;

• последовательность — означает логически необходимое выведение одних мыслей из других;

• обоснованность — свидетельствует о том, что в рассуждении все мысли опираются на другие мысли, истинность которых уже установлена.

Неосновные законы логики связаны лишь с определенной формой мышления, т.е. действуют в ограниченной обла-

Рис. 1.4. Понятие закона мышления (логического закона)

сти, не охватывая всей сферы мышления. Например, закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятия, закон распределенности терминов в простых категорических суждениях, законы различных видов умозаключений и т.д. В процессе изучения курса логики мы ближе познакомимся с ними.

В современной (символической) логике, в отличие от традиционной:

• законом мышления считается любое тождественно истинное высказывание (истинное при любых значениях входящих в него переменных);

• нет деления законов на основные и неосновные;

• допускается неограниченное число законов.

Но мы изучаем основы традиционной логики и поэтому ведем речь об основных логических законах. Их всего четыре:

1) закон тождества;

2) закон непротиворечия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

Их более детальная характеристика дана в главе 11.

Истинность и правильность мысли — характеристики, выражающие различные стороны мышления — содержательную и формальную.

Мысль является истинной, если она соответствует действительности. И ложной — если не соответствует ей. Понятие истинности указывает на соотнесение мысли с действительностью и выражает содержательную сторону рассуждений. Вопрос о критерии истины — это философский вопрос, который выходит за рамки логики.

С чем еще можно соотносить мысль? — С другими мыслями. И здесь критерием выступает правильность мышления, т.е. соответствие законам логики. Правильность выражает формальную (структурную) сторону рассуждений и отвечает на вопрос: «Логично ли так сочетать мысли между собой?»

Для достижения истины в процессе познания необходимо, чтобы мысли, из которых строится рассуждение, были истинными по содержанию, а их связь правильной по форме.

studme.org

Смотрите так же:

  • Декретные входят в пенсионный стаж Входит ли декретный отпуск в трудовой стаж? Входит ли декретный отпуск в трудовой стаж – вопрос, встающий перед семьями, где ждут появления ребенка. А узнать, входит ли декретный отпуск в трудовой стаж, можно, проанализировав ряд […]
  • Цель пребывания ребенка в лагере Пришкольный лагерь "Солнечный город" Программа пришкольного лагеря СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Лагерь – это сфера […]
  • Пособия для беременных студенток Пособия по беременности и родам студентам в декретном академическом отпуске Студенты очной формы обучения, ставшие родителями, безусловно, являются той категорией молодых пап и мам, которые нуждаются в финансовой поддержке, а также в […]
  • Лишили прав за пьянку что делать Что делать, если лишили водительских прав (за пьянку, встречку и др.)? Лишили прав - что делать в этой ситуации и как вернуть их обратно, провинившихся водителей интересует, как правило, больше всего. Если вас лишили прав - что делать? […]
  • Приказ по экспертной комиссии в доу Приказ об утверждении номенклатуры дел - образец (2018) Отправить на почту Приказ об утверждении номенклатуры дел - образец его может понадобиться, когда необходимо официально закрепить структуру документооборота фирмы. Рассмотрим, для […]
  • Налоги рф на авто Какой налог с продажи автомобиля в 2017-2018 годах? Порядок уплаты при продаже Налог с продажи автомобиля в каком размере взимается? Если автомобилист запланировал продажу своего транспорта, то ему необходимо знать ответ на этот вопрос. В […]