Способы заключения и прекращения брака

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Способы заключения и прекращения брака

Формы заключения римского брака:

1. confareatio — древний брак, который заключался сакральным способом (дорогая церемония церковным способом, со жрецами и т. д. доступна была патрициям — самым высоким людям);

2. coemptio — своеобразная покупка жены мужем (обряд);

3. usus — фактически совместное проживание мужа и жены, ведение общего хозяйства, в результате по истечении года такого проживания возникал брак в форме cum manum mariti — под властью мужа.

По сути римляне переложили на семейные отношения имущественное понятие — приобретательная давность (срок владения вещью, истечение которого превращает владельца в собственника), от usucapio.

Ели жена хотела избежать брака под властью мужа, то она использовала (с согласия мужа) правило usurpation trinostii.

Основания прекращения брака:

— субъективные — развод, расторжение брака;

— объективные — не зависит от воли супругов (смерть хотя бы из сторон).

В Риме весьма рано сложилась свобода развода. Но в браке cum manu — свободы развода еще не было, так как муж единолично решал все вопросы. А в sine manu развод разрешался как по обоюдному согласию, так и по воле из сторон.

В связи с развитием, в Риме очень рано сложилось правило — contrarius actus: если брак закреплялся в торжественной форме, то и прекращался также, но только с обратным содержанием, если:

1. форма заключения cofareatio, то факт расторжения будет diffareatio;

2. форма заключения coemptio, то remantipatio — присутствие супругов, 5 свидетелей, 3-е лица, которому муж как бы продавал жену, и который сразу же отпускал ее на свободу;

3. форма заключения usus, то не нужно было помпезных действий, достаточно добиться согласия стороны. Разводное письмо подтверждало, что брак прекращен.

www.shpora.su

(VI.1.2) Заключение и прекращение брака

Собственно заклю­чение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Эти события могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Обручение обяза­тельно предшествует браку: одновременность делает ничтожными оба события и весь брак в целом. Во время обручения предполагаемые бу­дущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и, как свидетельство серьезности намерений, обмениваются подар­ками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обруче­ние может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намере­ния и факт обмена подарками закреплялся специальными письменны­ми документами (в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей). Обручение не было еще завершенной процедурой заключения брачного союза: обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязатель­ства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальней­шем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшего­ся обручения (расход на прием гостей, подарки и т.п.) должен был воз­мещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несосто­явшимся браком не принимались.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. Привод жены в дом уже создавал основания для последующих возможных имуществен­ных притязаний, хотя бы между супругами не последовало никаких сверх того отношений на тот момент (собственно, положение о том, рождается ли брак единственно соитием или же стремлением к браку, оформилось в дискуссии римских правоведов по поводу действительности брака вследствие нахождения только в доме мужа, либо необходимо было пребыва­ние в брачной комнате).

Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заклю­чаться в двух специфических формах: обрядовой ( cum manu mariti ) и неформальной ( sine manu mariti ). Первая форма заключения брака пред­полагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо при­знание брака по истечению давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственни­ков; все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно-патрицианским браком древнейшей поры. Вторая форма заключения брака предполагала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие тре­бования к оформлению брачного союза сохранились.

Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного по­ложения (тем более — утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определя­лись уже в преимущественной степени требованиями церковного права). Оформить развод можно было только в отношении ранее действитель­ного и прошлого брака, нельзя было требовать развода в отношении не­правового брачного союза либо еще не оформленного должным обра­зом. Процедура развода зависела от форм заключения брака, но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность. Растор­жение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачно­го имущества или штрафов.

Допускался повторный брак, но не ранее истечения 10 месяцев с момента прекращения предыдущего, причем здесь не имела значения причина прекращения прошлого брака. Но требование о 10 месяцах также не было абсолютным и допускало уменьшение срока «пристойности».

www.bibliotekar.ru

29. Порядок,условия заключения и прекращение брака. Препятствия к вступлению в брак.

1) соглашение между домовладыками;

2) согласие вступающих в брак;

3) наличие у лиц, заключивших брак, права заключать его (таким правом пользовались римские граждане и лишь в исключительных случаях — иностранцы);

4) достижение брачного возраста (14 лет для мужчин и 12 — для женщин);

5) безбрачие (не допускался брак лица, состоявшего в браке);

6) отсутствие родственных связей у лиц, вступавших в брак (запрещались браки лиц, принадлежавших к одному роду).

СПОСОБЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ БРАКА

1) заключение брака путем совершения религиозного обряда, церемоний и произнесения определенных слов

2) покупка жены в форме манципации,

3) осуществление над женщиной власти в течение одного года (срок давности).

В отношении последнего способа Институции Гая закрепляли, что женщина, не желавшая, чтобы муж получил над ней власть, ежегодно должна была проводить три ночи вне дома мужа и тем самым прерывать давность.

Во второй период республики для заключения брака достаточно было выражения согласия вступающих в брак и отведения невесты в дом жениха. Прекращение брака,

Брак прекращался в результате:

а) смерти одного из супругов;б) лишения одного из супругов свободы или гражданства;в) развода.

В древнейший период развод допускался лишь по инициативе мужа. Закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин — с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял эти требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие. Эти меры оказались неэффективными.

lawbook.online

36. Особенности заключения и расторжения брака

36. Особенности заключения и расторжения брака

Переход под власть мужа происходил одним из трех способов: давностью, жертвенным хлебом и куплей. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение года оставалась супругой; она становилась собственностью мужа, вступала в его семью и занимала место дочери. Конфарреационным образом женщины вступали во власть мужа через сакральный обряд, совершаемый невестой, этот торжественный обряд называется confarreatio. Обряду придавалось огромное значение, например, занимать высшие жреческие должности могли только лица, рожденные в браке, заключенном через confarreatio.

На основании купли женщины вступали во власть мужа путем манципации, то есть символической продажи; в присутствии пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан и весовщика с медными весами, жену покупал тот, под чью власть она переходила. Обряд манципации предполагал продажу женщины, ничем не отличавшийся от продажи животных, рабов или земельных участков.

Кроме манципации существовала также коэмпция (coemptio), тоже «продажа», но не обязательно для совершения брака, но и для устранения опеки, для эманципации и т. п. Брачной была продажа себя супругу, после чего женщина становилась ему дочерью.

Отличие коэмпции от манципации состояло в том, что женщина, которая совершала коэмпцию, не считалась рабыней, а женщины и мужчины, манципированные родителями и фиктивными мужьями, признавались рабами; даже наследство они могли получить, только если их освобождали по завещанию как рабов.

Причиной прекращения брака могли стать смерть одного из супругов, потеря им свободы или развод. В классическую эпоху развод мог произойти по обоюдному согласию или же по одностороннему изъявлению желания прекратить брачную жизнь. При Юстиниане свободный развод по согласию сторон был запрещен, в одностороннем порядке развод разрешался ввиду следующих обстоятельств – если:

– супруг был неверен;

– он покушался на жизнь заявителя;

– совершил против заявителя другое виновное действие (в последнем случае обиженной стороне разрешалось удержать приданое).

Уважительной причиной также считались невозможность осуществлять половую жизнь, желание уйти в монастырь и т. п. Односторонний развод без объяснения причины или по неуважительной причине проводился с выплатой штрафа, однако брак все-таки расторгался.

law.wikireading.ru

Брак в римском праве: понятие, виды, формы заключения, условия вступления и прекращения

Понятие и формы брака в римском праве

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права . Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

    • cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой , в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);
    • sine manu — брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);
    • конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

    Первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой . Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

    Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой . Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

    В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат , дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

    Брак и условия его заключения

    Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

    Условия вступления в брак:

      1. достижение брачного возраста ;
      2. согласие на брак;
      3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

      Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

      Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю , если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).
      Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.
      Таким образом, первоначально все положения о согласии на бракбрак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

      Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

      Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия — с лицами сенаторского сословия. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.
      В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.
      Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних.

      Способы заключения брака

      Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

      Способы заключения брака в римском праве:

    1. путем совершения религиозного обряда ;
    2. путем покупки женихом невесты;
    3. путем простого соглашения сторон.
    4. Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

      Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

      Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

      Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

      jurkom74.ru

Смотрите так же:

  • Суров закон но это закон латынь Суров закон но это закон латынь Audentes fortuna juvat-Смелым помогает судьба Frangas, non flectes-Сломишь, но не согнешь Virtus imitatione digna est, non invidia-Доблесть заслуживает подражания, а не зависти Nihil agenti dies […]
  • Правило бритвы оккамы Что такое бритва Оккама? Под изголовье Фудзиямы Несу я боль свою, как дань. И алым кончиком катаны Рисую трепетную лань. И принимая боль, смеётся Лишь кровь стихами отзовётся: «Я не убийца, я поэт…». Когда взорвётся сталь Оккама, И боль […]
  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]