История создания конституционного суда

Создание Конституционного Суда в России

Судебная власть в правовом государстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.1. Общая характеристика судебной власти в демократическом государстве.

1.2. Понятие и функции конституционной юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

1.3. К истории развития судебного конституционного контроля в России. . 13

2. Учреждение, образование и роль Конституционного Суда Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Конец XX в. ознаменовался сломом тоталитаризма в государствах Центральной и Восточной Европы. В бывших социалистических странах начался процесс формирования свободного гражданского общества, основанных на идеалистическом и политическом плюрализме. Началось строительство правового государства, утверждение принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, господство права и закона, формирование конституционализма. В течение последних 10 лет в мире резко увеличилось число конституционных судов. По сути, в современных условиях, начался новый этап развития судебного конституционного контроля. В странах посттоталитарной системы конституционные суды призваны играть особую роль в решении специфических проблем переходного периода в строительстве демократии, правового государства в обеспечении экономических, социальных и др. прав и свобод человека. Конституционные суды стали важным фактором стабильности в обществе и государстве. Острые политические проблемы в новых демократиях благодаря им обрели возможность решаться в конституционном поле, в рамках и на основе Конституции, а не так, как в прошлом, когда политика доминировала над правом, Конституцией, законом.

Ориентация в современных условиях на общедемократические правовые ценности открыла перспективу появления конституционных судов и в России.

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритеты прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права, как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право – это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе – значит понять, кто ведёт страну на пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволяет «войти в политику» и почувствовать дыхание истории.

Тема судебной власти всегда была в сфере научных интересов. Однако в советский период она исследовалась нередко догматически, в русле жестких политико-идеологических подходов и партийных установок. Положение изменилось в постсоветский период. Анализу различных сторон становления судебной власти и деятельности судов в современной России посвящены работы таких авторов, как Е.Б. Абросимова, С.С, Алексеев, В.И. Анишина, П.М. Баренбойм, А.А. Белкин, АД. Бойков, Л.В. Бойцова, СВ. Бородин, ВВ. Гошуляк, В.В. Ершов, В.М. Жуйков, ВТ. Кабышев, М.И. Клеандров, ПН. Комкова, МА. Краснов, В.Н. Кудрявцев, Ю.В. Кудрявцев, О Е. Кутафин, В.И. Лафитский, В.М. Лебедев, М.Н. Марченко, НИ. Матузов, И.Б. Михайловская, Т.Г. Морщакова, С.А. Пашин, И.Л. Петрухин, В.И. Радченко (Москва), В.А. Ржевский, В.М. Савицкий, Б.А. Страшун, ЮН. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, Н.М. Чепурнова, А.Ф. Черданцев, В.А. Четвернин, В.Е. Чиркин, В.Ф. Яковлев.

Создание на постсоветском пространстве в Российской Федерации и в большинстве государств СНГ конституционной юстиции объективно потребовало решения сложных проблем, связанных с обобщением результатов их работы, определением места в государственном механизме и в системе судебной власти. В связи с этим следует отметить солидные публикации С.А. Авакьяна, MB. Баглая, Ж. Байшева, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, ГА. Гаджиева, В.Д. Зорькина, М. А. Крутоголова, В.А. Кряжкова, В.В. Лазарева, Л.В. Лазарева, А.А. Ливеровского, ВО. Лучина, М.А. Митюкова, С.Э. Несмеяновой, Ж.И. Овсепян, Т.М. Пряхиной, В.А. Туманова, Т.Я. Хабриевой, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеева.

В современный период повысилось внимание к проблематике судов и судебной власти в отраслях правоведения, в том числе в конституционном праве. Помимо учебной литературы, где не всегда помещена самостоятельная глава (раздел) по данному вопросу, имеются солидные комментарии к действующей российской Конституции 1993 г., подготовленные различными авторскими коллективами под руководством О.Е. Кутафина, Ю.В. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Б.Н. Топорнина, ЛА. Окунькова, В.А. Четвернина.

Большой вклад в теорию и осмысление опыта функционирования конституционного правосудия в современных условиях вносит ряд зарубежных последователей Д. Барри, А. Бланкенагель, Б. Вагнер, Г. Галмаш, Х. Зейбер, Л. Карлакаре, Л. К. Кастро, Д. Коммерс, А. Мавчич, И. Неновски, О. М. Олтеану, А. Ла. Пергола, Ч. Пинелли, К. Руйе, Р. Шарлей, Г. Шварц, Г. Штайнбергер и др.

Образование в 1991 году Конституционного Суда Российской Федерации положило начало отечественной конституционной юстиции, а Конституция РФ впервые определила статус суда, как независимого органа самостоятельной судебной власти, основными приоритетами которой является защита прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя России, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов и иных нормативных актов.

Актуальность темы представленной работы определяется ролью Конституционного Суда в жизни демократического общества. Признание Конституции правового государства предполагает разделение и взаимодействие властей, верховенства права, создание эффективного механизма защиты прав и свобод граждан, взаимная ответственность государства и личности.

Цель работы: показать создание и деятельность Конституционного Суда в Российской Федерации.

организацию и функции судебной власти в демократическом обществе;

историю развития конституционного контроля в России;

создание и роль Конституционного Суда в РФ.

из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Судебная власть в правовом государстве.

1.1. Общая характеристика судебной власти в демократическом государстве.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть – это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть – это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов. Таким образом, предназначение судебной власти – разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1. правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2. судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (Конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция).

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют правоохранительные органы, и прежде всего суды — независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой определенную меру принуждения, эта мера согласована с обществом и воплощена в законах.

Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами. Но посредническая роль может быть эффективной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон, если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система должна обеспечивать стабильность приговоров и решений, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях. И главное — приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениям целесообразности. Одна из важнейших конституционных свобод: равенство всех перед судом составляет фундамент правового государства.

Особое место в системе органов судебной власти занимает Конституционный Суд.

Судебная власть есть одна из ветвей государственной власти. Поэтому конституционный суд как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом, одновременно имеет родовые признаки органа государственной власти, однако есть все основание говорить об особой политико-правовой природе конституционного суда как органа государственной власти.

Исходным для характеристики природы конституционного суда в качестве органа государственной власти является осуществление им конституционного контроля как самостоятельного направления государственно-властной деятельности. Конституционно-контрольная деятельность, как известно, осуществляется не только конституционным судом, но и иными государственными органами (главой государства, парламентом, правительством и др.).

Конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Решение конституционного суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства, имеет общеобязательную юридическую силу и могут быть преодолены только путем принятия новой конституции или внесением изменений и дополнений в действующую.

Конституционный суд как орган государственной власти стоит в одном ряду с такими высшими органами государственной власти, как глава государства, парламент и правительство. Через осуществление конституционного контроля он может оказывать значительное влияние на их деятельность, прежде всего в сфере нормотворчества (законодательства), отменяя, по существу, противоречащие конституции законы, другие нормативные акты, их отдельные положения, пользуясь правом законодательной инициативы, толкуя конституционные нормы при разрешении конкретных дел и давая официальное толкование конституции, обязательное для всех субъектов права.

Конституционный суд в известном смысле и в известных пределах творит право, определяя направления развития законодательства, создавая прецеденты толкование конституции и законов, заполняя известные пробелы в конституции при ее официальном толковании. Тем самым конституционный суд идет дальше простой интерпретации конституционных норм. Он одновременно развивает и создает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений. Конституционный суд играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между законодательной и исполнительной властью, он выпускает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя.

Большая и труднейшая проблема для любой демократической судебной власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниями.

works.doklad.ru

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ СУ́Д.

1) В Российской Фе­де­ра­ции су­деб­ный ор­ган кон­сти­туционного кон­тро­ля, са­мо­стоя­тель­но и не­за­ви­си­мо осу­ще­ст­в­ляю­щий су­деб­ную власть по­сред­ст­вом кон­сти­туционного су­до­про­из­вод­ст­ва.

Уч­ре­ж­дён За­ко­ном РСФСР от 15 декабря 1990 года, сфор­ми­ро­ван 29-30 октября 1991 года на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве в со­ста­ве 13 су­дей, пер­вое за­се­да­ние со­стоя­лось 14 января 1992 года. Впер­вые в росской ис­то­рии поя­вил­ся ор­ган, кон­тро­ли­рую­щий власть, обес­пе­чи­ваю­щий ре­аль­ное вер­хо­вен­ст­во и не­по­сред­ст­вен­ное дей­ст­вие Кон­сти­ту­ции РФ, про­воз­гла­шён­ных ею цен­но­стей пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва, где гос­под­ству­ет пра­во, ува­жа­ют­ся ос­нов­ные пра­ва и сво­бо­ды гра­ж­дан и реа­ли­зу­ет­ся прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей. На на­чаль­ном эта­пе сво­ей дея­тель­но­сти (1991-1993 годы) конституционным суд. РФ рас­смот­рел 27 дел и при­знал не­кон­сти­ту­ци­он­ны­ми пол­но­стью или час­тич­но 10 за­ко­нов и иных ак­тов Съез­да народных де­пу­та­тов, Вер­хов­но­го Со­ве­та, его Пре­зи­диу­ма, 8 ука­зов Пре­зи­ден­та РФ и 2 по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ, 4 ак­та субъ­ек­та РФ, а так­же дал 2 за­клю­че­ния на дей­ст­вия и ре­ше­ния Пре­зи­ден­та РФ.

Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 7 октября 1993 года дея­тель­ность Конституционного суда в свя­зи с по­ли­тичесскими со­бы­тия­ми бы­ла при­ос­та­нов­ле­на. В со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ 1993 года и на ос­но­ва­нии Фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на «О Кон­сти­ту­ци­он­ном Су­де РФ» (1994 год) Конституционный суд РФ во­зоб­но­вил свою дея­тель­ность в но­вом кон­сти­туционном ста­ту­се и в об­нов­лён­ном со­ста­ве. Он яв­ля­ет­ся од­ним из выс­ших кон­сти­туционных ор­га­нов государственной вла­сти. Не­по­сред­ст­вен­но в Кон­сти­ту­ции РФ (ст. 125 и др.) за­кре­п­ле­ны важ­ней­шие эле­мен­ты его ста­ту­са — ком­пе­тен­ция, по­ря­док фор­ми­ро­ва­ния, прин­ци­пы дея­тель­но­сти, юри­дич. зна­че­ние ре­ше­ний и пр. В то же вре­мя он часть су­деб­ной вла­сти, су­деб­ный ор­ган, функ­цио­ни­рую­щий на ос­но­ве прин­ци­пов и норм су­до­про­из­вод­ст­ва с из­да­ни­ем обя­за­тель­ных к ис­пол­не­нию юрис­дикционных ак­тов; спе­циа­ли­зир. су­деб­ный ор­ган, мо­но­поль­но, са­мо­стоя­тель­но и не­за­ви­си­мо осу­ще­ст­в­ляю­щий кон­сти­туционный кон­троль с пра­вом официального тол­ко­ва­ния Кон­сти­ту­ции и ан­ну­ли­ро­ва­ния норм, не со­от­вет­ст­вую­щих ей.

В от­ли­чие от иных су­дов, Конституционный суд РФ не воз­глав­ля­ет сис­те­му ни­же­стоя­щих су­дов (напр., кон­сти­ту­ци­он­ных, ус­тав­ных су­дов субъ­ек­тов РФ), не яв­ля­ет­ся для судеб­ной сис­те­мы над­зор­ной, кас­са­ци­он­ной или апел­ля­ци­он­ной ин­стан­ци­ей; по­это­му не на­зы­ва­ет­ся «выс­шим» или «вер­хов­ным». Од­на­ко он за­ни­ма­ет выс­шее по­ло­же­ние в ме­ха­низ­ме кон­сти­ту­ци­он­но­го кон­тро­ля в го­су­дар­ст­ве.

Конституционный суд РФ со­сто­ит из 19 су­дей, на­зна­чае­мых Со­ве­том Фе­де­ра­ции по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та РФ. Их пол­но­мо­чия не ог­ра­ни­че­ны оп­ре­де­лён­ным сро­ком, но пре­дель­ный воз­раст пре­бы­ва­ния в долж­но­сти — 70 лет. Судь­ёй мо­жет быть на­зна­чен гра­ж­да­нин РФ, дос­тиг­ший 40 лет, с безу­преч­ной ре­пу­та­ци­ей, имею­щий выс­шее юри­дическое об­ра­зо­ва­ние, стаж ра­бо­ты по юри­дич. про­фес­сии не ме­нее 15 лет и об­ла­даю­щий при­знан­ной вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ци­ей в об­лас­ти пра­ва.

Суд при­ни­ма­ет ре­ше­ния в пле­нар­ном за­се­да­нии с уча­сти­ем всех су­дей и в за­се­да­нии па­ла­ты. Дей­ст­ву­ют 2 рав­но­прав­ные па­ла­ты: в со­ста­ве 10 и 9 су­дей. В пле­нар­ном за­се­да­нии мо­жет быть рас­смот­рен лю­бой во­прос, вхо­дя­щий в ком­пе­тен­цию Су­да. А не­ко­то­рые де­ла (напр., по тол­ко­ва­нию Кон­сти­ту­ции РФ, про­вер­ке кон­сти­ту­ций и ус­та­вов субъ­ек­тов РФ) раз­ре­ша­ют­ся ис­клю­чи­тель­но в пле­нар­ных за­се­да­ни­ях. Па­ла­ты рас­смат­ри­ва­ют все де­ла, кро­ме тех, ко­то­рые под­ле­жат рас­смот­ре­нию пле­ну­мом.

Пред­се­да­тель, его за­мес­ти­тели назначаются Советом Федерации по пред­став­лению Президента РФ на 6 лет из чис­ла судей (до 2009 года избирались судьями). Пред­се­да­тель Су­да на­де­ля­ет­ся рас­по­ря­дительными пол­но­мо­чия­ми и ор­га­ни­зу­ет ра­бо­ту Су­да, пред­став­ля­ет Суд во внеш­них сно­ше­ни­ях, по упол­но­мо­чию Су­да вы­сту­па­ет с за­яв­ле­ния­ми от его име­ни.

В це­лях за­щи­ты ос­нов кон­сти­туционного строя, основных прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, обес­пе­че­ния вер­хо­вен­ст­ва и пря­мо­го дей­ст­вия Кон­сти­ту­ции РФ на всей тер­ри­то­рии стра­ны Конституционный суд РФ осу­ще­ст­в­ля­ет сле­дую­щее: 1) по за­про­сам Пре­зи­ден­та РФ, Государственной ду­мы, Со­ве­та Фе­де­ра­ции, 1/5 чле­нов ка­ж­дой из па­лат пар­ла­мен­та РФ, Пра­ви­тель­ст­ва РФ, Вер­хов­но­го су­да РФ, Выс­ше­го ар­бит­раж­но­го су­да РФ, ор­га­нов за­ко­но­дательной и ис­пол­нительной вла­сти субъ­ек­тов РФ про­ве­ря­ет на со­от­вет­ст­вие Кон­сти­ту­ции РФ фе­де­раль­ные за­ко­ны, нор­ма­тив­ные ак­ты гла­вы го­су­дар­ст­ва, па­лат Фе­де­раль­но­го со­бра­ния, Пра­ви­тель­ст­ва РФ; кон­сти­ту­ции, ус­та­вы, а так­же за­ко­ны и иные нор­ма­тив­ные ак­ты субъ­ек­тов РФ (кро­ме тех, ко­то­рые из­да­ны по во­про­сам их ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния); до­го­во­ры ме­ж­ду ор­га­на­ми государственной вла­сти Российской Фе­де­ра­ции и ор­га­на­ми государственной вла­сти субъ­ек­тов РФ, до­го­во­ры ме­ж­ду ор­га­на­ми государственной вла­сти субъ­ек­тов РФ; не всту­пив­шие в си­лу ме­ж­ду­народных до­го­во­ры РФ; 2) раз­ре­ша­ет спо­ры о ком­пе­тен­ции ме­ж­ду фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми гос. вла­сти, а так­же ме­ж­ду ор­га­на­ми государственной вла­сти Российской Фе­де­ра­ции и ор­га­на­ми государственной вла­сти субъ­ек­тов РФ и спо­ры ме­ж­ду выс­ши­ми государственными ор­гана­ми субъ­ек­тов РФ; 3) по жа­ло­бам на на­ру­ше­ние кон­сти­туционных прав и сво­бод гра­ж­дан (в их ин­те­ре­сах 0 так­же по ини­циа­ти­ве Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ и Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ) и по за­про­сам су­дов про­ве­ря­ет кон­сти­ту­ци­он­ность за­ко­на, при­ме­нён­но­го или под­ле­жа­ще­го при­ме­не­нию в кон­крет­ном де­ле; 4) по за­про­сам Пре­зи­ден­та РФ, па­ла­ты Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния, Пра­ви­тель­ст­ва РФ, ор­га­нов за­ко­но­дат. вла­сти субъ­ек­тов РФ да­ёт тол­ко­ва­ние Кон­сти­ту­ции РФ; 5) по за­про­су Со­ве­та Фе­де­ра­ции да­ёт за­клю­че­ние о со­блю­дении ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка вы­дви­же­ния об­ви­не­ния Пре­зи­ден­та РФ в государственной из­ме­не или со­вер­ше­нии ино­го тяж­ко­го пре­сту­п­ле­ния; 6) вы­сту­па­ет с за­ко­но­дат. ини­циа­ти­вой по во­про­сам сво­его ве­де­ния; 7) осу­ще­ст­вля­ет иные пол­но­мо­чия, пре­дос­тав­ляе­мые ему Кон­сти­ту­ци­ей РФ, Фе­де­ра­тив­ным до­го­во­ром и фе­де­раль­ны­ми кон­сти­туциоными за­ко­на­ми. Ком­пе­тен­ция Су­да, ус­та­нов­лен­ная за­ко­ном, мо­жет быть из­ме­не­на не ина­че как пу­тём вне­се­ния из­ме­не­ний в За­кон «О Кон­сти­ту­ци­он­ном Су­де РФ».

Реа­ли­зуя свои пол­но­мо­чия, Суд ре­ша­ет ис­клю­чи­тель­но во­про­сы пра­ва. Он воз­дер­жи­ва­ет­ся от ус­та­нов­ле­ния и ис­сле­до­ва­ния фак­тического об­стоя­тельств во всех слу­ча­ях, ко­гда это вхо­дит в ком­пе­тен­цию других су­дов или иных ор­га­нов.

Ре­ше­ния Су­да об­ще­обя­за­тель­ны. Они дей­ст­ву­ют не­по­сред­ст­вен­но и не тре­бу­ют под­твер­жде­ния другими ор­га­на­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми. Ак­ты или их отдельные поло­же­ния, при­знан­ные Су­дом не­кон­сти­ту­ци­он­ны­ми, ут­ра­чи­ва­ют си­лу. При­знан­ные не со­от­вет­ст­вую­щи­ми Кон­сти­ту­ции РФ не всту­пив­шие в си­лу ме­ж­ду­нар. до­го­во­ры РФ не под­ле­жат вве­де­нию в дей­ст­вие и при­ме­не­нию. Ре­ше­ния су­дов и иных ор­га­нов, ос­но­ван­ные на ак­тах, при­знан­ных не­кон­сти­ту­ци­он­ны­ми, не под­ле­жат ис­пол­не­нию и долж­ны быть пе­ре­смот­ре­ны в пре­ду­смот­рен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном слу­ча­ях. На гос. ор­га­ны и долж­но­ст­ные ли­ца воз­ла­га­ет­ся обя­зан­ность по при­ве­де­нию за­ко­нов и иных нор­ма­тив­ных ак­тов в со­от­вет­ст­вие с Кон­сти­ту­ци­ей РФ в свя­зи с ре­ше­ни­ем Конституционного суда. Юри­дическая си­ла по­ста­нов­ле­ния Конституционного суда не мо­жет быть пре­одо­ле­на по­втор­ным при­ня­ти­ем нор­мы, при­знан­ной не­кон­сти­ту­ци­он­ной. Разъ­яс­нять свои ре­ше­ния офи­ци­аль­но упол­но­мо­чен толь­ко сам Суд.

По­ста­нов­ле­ния, за­клю­че­ния и оп­ре­де­ле­ния Конституционного суда пуб­ли­ку­ют­ся в официальных из­да­ни­ях ор­га­нов государственной вла­сти Российской Фе­де­ра­ции, субъ­ек­тов РФ, ко­то­рых ка­са­ет­ся при­ня­тое ре­ше­ние, в журнале «Вест­ник Кон­сти­ту­ци­он­но­го Су­да РФ», яв­ляю­щем­ся его официальным из­да­ни­ем, а так­же раз­ме­ща­ют­ся на сай­те Конституционного суда — http://www.ksrf.ru.

В субъ­ек­тах РФ мо­гут соз­да­вать­ся кон­сти­ту­ци­он­ные (ус­тав­ные) су­ды для рас­смот­ре­ния во­про­сов со­от­вет­ст­вия за­ко­нов и иных пра­во­вых ак­тов субъ­ек­та РФ, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния его кон­сти­ту­ции (ус­та­ву), а так­же для тол­ко­ва­ния кон­сти­ту­ции (ус­та­ва) субъ­ек­та РФ. Эти су­ды впра­ве рас­смат­ри­вать и др. во­про­сы, не про­ти­во­ре­ча­щие их пред­на­зна­че­нию и фе­де­раль­но­му за­ко­но­да­тель­ст­ву. По со­стоя­нию на 1 июля 2009 года кон­сти­ту­ци­он­ные (ус­тав­ные) су­ды функ­цио­ни­руют в 16 субъ­ек­тах РФ; кон­сти­ту­ции и ус­та­вы ещё 39 субъ­ек­тов РФ пре­ду­смат­ри­ва­ют соз­да­ние та­ких су­дов.

2) Конституционный суд — ти­пич­ный ин­сти­тут для мно­гих за­ру­беж­ных го­су­дарств. Пер­вые из них в 1920-х годов поя­ви­лись в Ав­ст­рии и Че­хо­сло­ва­кии. Ны­не они дей­ст­ву­ют в боль­шин­ст­ве ев­ропейских го­су­дарств, а так­же в не­ко­то­рых стра­нах других кон­ти­нен­тов (Чи­ли, Юж. Аф­ри­ка, Мон­го­лия и др.) и раз­ли­ча­ют­ся по со­ста­ву, по­ряд­ку фор­ми­ро­ва­ния и дея­тель­но­сти, пол­но­мо­чи­ям, но все они яв­ля­ют­ся ор­га­нами кон­сти­туц. кон­тро­ля, га­ран­ти­рую­щи­ми вер­хо­вен­ст­во и не­по­сред­ст­вен­ное дей­ствие кон­сти­ту­ции как «жи­во­го» пра­ва. Ин­те­гра­ци­он­ные тен­ден­ции в со­об­ще­ст­ве та­ких су­дов обес­пе­чи­ва­ют­ся Ме­ж­ду­народной кон­фе­рен­ци­ей ев­ропейских кон­сти­туционных су­дов (Конституционный суд РФ — член кон­фе­рен­ции), а так­же Ве­не­ци­ан­ской ко­мис­си­ей Со­ве­та Ев­ро­пы «За де­мо­кра­тию че­рез пра­во», под эги­дой ко­то­рой сфор­ми­ро­ва­на ин­фор­мац. сис­те­ма све­де­ний о дея­тель­но­сти су­дов, осу­ще­ст­в­ляю­щих кон­сти­туц. кон­троль. Раз­ви­ва­ют­ся и др. фор­мы со­труд­ни­че­ст­ва ор­га­нов кон­сти­туционной юс­ти­ции.

w.histrf.ru

Конституционный суд российской федерации

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа. В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики. Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд. В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР. Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание. Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один. В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

12 декабря 1993 году — день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится :

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

— конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

— международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

— ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем :

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.


3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его «зам» не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

1. Принимаются при условии проведения открытого голосования. В процессе голосования производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае голосования по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проголосовано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей голосов. В частности, обязательное условие — не менее 2/3 голосов голосов судей при исполнении на момент голосования.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от голосования. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство голосов.

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.
2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.
3. Данные о сторонах спора.
4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.
5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.
6. Требование, которое имело место в обращении.
7. Обстоятельства, установленные судом.
8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.
9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.
10. Решение.

utmagazine.ru

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

ВОПРОС 1.

Судьба конституционного контроля, осуществляемого органами судебной власти, в нашей стране не была простой. Повышенный интерес к этой проблеме возник, когда после образования Союза ССР потребовалось преодолевать «разнобой и пестроту» в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения, Конституции СССР, стал образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами[1].

Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества, т.е. в течение почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть обойдены. Помпезные мероприятия по случаю их принятия (особенно в 1936 и 1977гг.) были оркестрованными ритуалами, контролировавшимися политической верхушкой, стремившейся, помимо прочего, продемонстрировать силу своего контроля. И если отдельные положения этих конституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима (например, норма, провозглашающая право свободного выхода республик из Союза), то по неписаным правилам советской политики подобные «угрозы» не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли открыто обсуждаться.

Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством. М.С. Горбачевым и его сподвижниками была сделана попытка придать ряду конституционных положений должное политическое значение. Убежденный в том, что многие старые государственные структуры не служат перестройке, Горбачев стал планировать замену их новыми, в большей степени представляющими население и ответственными перед ним. Он надеялся, что широкие слои народа поддержат его усилия сделать советскую систему более эффективной и в сфере экономики и в области политики.

Когда же дело дошло до практики, то планируемый уровень контроля со стороны центра был снижен, что привело к определенным угрозам позиции Горбачева и коммунистической партии. Так, когда в 1988 г. XIX партийная конференция приняла решение о целесообразности создания съезда народных депутатов, предполагалось, что местные партийные организации будут контролировать выдвижение кандидатов в процессе самих выборов. На практике, однако, во многих случаях этого не получилось.

Другой пример – схема новых государственных структур на республиканском уровне предполагала, что каждая союзная республика будет иметь так же, как и на уровне Союза ССР, двухступенчатую структуру (Съезд и Верховный Совет) и определенное число депутатов будет избрано общественными организациями. Однако эти намерения были встречены такими возражениями, что Союзный центр был вынужден позволить каждой республике решать эти вопросы самостоятельно. В итоге все республики, за исключением России, предпочли одноступенчатую систему представительных органов. Практика избрания депутатов общественными организациями в республиках также практически не применялась.

Таким образом, если раньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные нормы стали одним из основных объектов противоречий, возникающих в конце 80-х гг. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской политики. Значение конституционных структур еще больше возросло в связи с созданием в СССР (1990г.) института президентской власти. Благодаря тому же самому набору конституционных поправок, которые ввели институт президентской власти, коммунистическая партия утратила свою официальную монополию на политическую власть. Теперь настоящая конституционная политика появилась на советской политической арене уже не только формально.

Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею независимого органа конституционного контроля[2]. Но только в период перестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик. 23 декабря 1989 г. состоялось принятие закона «О конституционном надзоре в СССР». В соответствии с ним был образован Комитет конституционного надзора – так сказать квазисудебный орган, частично прикрепленный к парламенту. Комитет функционировал менее двух лет.

С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения, новый институт привлек к себе значительное внимание, как в Союзе, так и за рубежом.

Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав. Среди существенных решений в этой области, следует отметить, что Комитет прекратил практику издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; отменил указ президента СССР, запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции; признал что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека. Комитет также установил, что министерские постановления, ограничивающие ответственность министерств за выпуск нестандартной продукции, нарушали права потребителей.

В то же время некоторые решения Комитета, в особенности, касающиеся взаимоотношений между республиками и центром, не были встречены с энтузиазмом. Так, когда в РСФСР был принят закон, запрещающий руководителям государственных органов одновременно руководить и общественными организациями, президент Горбачев попросил Комитет рассмотреть данный закон с точки зрения его конституционности.

Очевидно, что закон ставил целью предотвратить одновременное пребывание на важных государственных постах лидеров КПСС. Комитет постановил (при одном голосе против), что данный закон нарушал конституционные права государственных служащих и членов общественных организаций. Ввергнутый в водоворот чрезвычайно важных вопросов, связанных с попытками центра сохранить свои позиции в отношении республик, стремившихся к большей автономности, если не к полной независимости, Комитет занял сторону центра, что безусловно, нанесло урон его репутации в определенных кругах. Но, принимая во внимание условия того времени, возможно, излишним было ожидать, что Комитет станет действовать по-иному. Ведь Конституция СССР не была отменена.

Дальнейшая критика Комитета конституционного надзора фокусировалась на недостатках в тщательном обосновании мнений и том факте, что некоторые решения Комитета в сущности остались невыполненными и, конечно же, попытка Комитета продемонстрировать свою нейтральность потерпела крах, когда его члены стали высказываться по важным политическим вопросам за пределами Комитета.

В итоге члены Комитета не сумели занять прочную позицию в заявлении от 19 августа 1991г. Между тем ценно уже то, что Комитет конституционного надзора был первой попыткой создания учреждения подобного рода после 70 лет постоянного внушения, что независимый орган конституционного контроля не только не был необходим, но даже представлял бы собой реальную угрозу принципам Советской системы.

Уяснив эту атмосферу, уже не удивишься тому, что работа Комитета не стала предметом всеобщего прославления. Несколько проектов договоров о создании обновленного Союза учреждение Конституционного суда как преемника Комитета конституционного надзора. Этот вопрос приобрел дискуссионный характер, но еще до развала Союза ССР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного суда.

Правовой базой организации и деятельности Конституционного суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном суде от 12 июля 1991г.

Этот закон не являлся образцовым актом. Длинный и небрежно составленный, он содержит ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда (в частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и членов их семей — ст.86)[3].

В это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах представляются настолько очевидными, что не нуждаются в законодательном закреплении (например, положение о том, что все расходы покрываются из республиканского бюджета — ст. 8 5), что свидетельствует об отсутствии у авторов его проекта опыта в создании актов подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано с целью предусмотреть и преодолен, возможные попытки ослабить контроль Конституционного суда.

Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д.Зорькина своим председателем.

Деятельность Конституционного суда в восприятии ее как российской, так и американской общественностью во многом проходила через призму «дела КПСС». Кроме дела коммунистической партии, самой значительной акцией Конституционного суда, несомненно, было решение, дающее отрицательную правовую оценку некоторым действиям президента Б.Н. Ельцина.

В своем первом решении, в январе 1992 г., суд провозгласил неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства.

Во второй половине 1992г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это «дело века» получило подробное освещение, как в национальных, так и в международных средствах массовой информации, и оно же по существу стало последним для данного состава Конституционного суда.

Уже 24 декабря 1993 г. Указом Президента РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991 г. отменен и работа над проектом нового Закона о Конституционном суде РФ значительно активизировалась, а 21 июля 1994г. этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал Федеральным Конституционным Законом, в котором решены почти все основные вопросы организации и деятельности данного суда.

В целом же закон дошел до наших дней в практически неизменном виде, он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу. Что же касается ряда конкретных вопросов по полномочиям, составу и деятельности Конституционного суда, то попытаюсь раскрыть эти вопросы в следующих главах своей работы.

studopedia.ru

Смотрите так же:

  • Жукова пособие по истории История России с древнейших времён. Справочник для школьников и выпускников. Жукова Л.В. 9-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016. - 5 28 с. Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту […]
  • Единый налог на недвижимое имущество это Единый налог на недвижимость: история вопроса Разговоры о введении в России единого налога на недвижимость ведутся уже много лет. Если точнее – с далекого 1995 года. За это время очень многое в трактовке нового налога изменилось, […]
  • Внутренние третейские суды Третейский суд как предмет изучения в курсе арбитражного процессуального права Приступая к изучению темы «Третейский суд для разрешения экономических споров» надо уяснить, о каких третейских судах идет речь и какие термины используются […]
  • Приказ минрегиона 820 от 28122010 Зоны (территории) исторической застройки ". зоны (территории) исторической застройки: включают всю застройку, появившуюся до развития крупнопанельного домостроения и перехода к застройке жилыми районами и микрорайонами, т.е. до середины […]
  • Правила коммуналок Я живу в коммуналке как во дворце 16 декабря 2016 в 16:32 В конце октября в паблике «Старый фонд» — важном фотохранилище интерьеров дореволюционного Петербурга — опубликовали снимки необычной коммунальной квартиры: сначала — эркер с […]
  • Какое наказание за амфетамин Последствия употребления, хранения, продажи наркотического вещества амфетамина Человечество знает не один пример, когда некий препарат изначально применялся как лекарство, а затем оказывался под запретом. Например, героином в начале XX […]