Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Разделы:
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе). Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о госзакупках), который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).
Закон о контрактной системе призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это должно сделать проведение госзакупок более эффективным. Закон о контрактной системе нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Согласно финансово-экономическому обоснованию закон о контрактной системе не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Затраты, связанные с осуществлением организационных мероприятий, предполагается произвести за счет средств, выделяемых федеральными органами исполнительной власти, заказчиками из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, на текущее материально-техническое обеспечение их деятельности без изменения лимитов бюджетных ассигнований в рамках текущего финансирования.
Контрактная система, предлагаемая в качестве альтернативы устаревшему закону, предполагает переход от практически не действовавшего механизма к регулированию полного цикла государственных закупок и должна заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках.
Основные понятия
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ст. 3 закона о контрактной системе).
К участникам контрактной системы относятся:
Участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 закона о контрактной системе).
Государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 закона о контрактной системе).
Муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 закона о контрактной системе).
Заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (п. 7 ст. 3 закона о контрактной системе).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 закона о контрактной системе).
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 закона о контрактной системе).
Специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со ст. 40 закона о контрактной системе (п. 11 ст. 3 закона о контрактной системе).
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок (п. 12 ст. 3 закона о контрактной системе).
Контрольный орган в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (п. 13 ст. 3 закона о контрактной системе).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (п. 14 ст. 3 закона о контрактной системе).
Эксперт, экспертная организация – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 15 ст. 3 закона о контрактной системе).
Государственный контракт, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 закона о контрактной системе);
Единая информационная система в сфере закупок (далее – единая информационная система) – совокупность информации, указанной в части 3 ст. 4 настоящего закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 9 ст. 3 закона о контрактной системе).
О том, что изменилось с принятием закона о контрактной системе, как в связи с этим будут строиться правовые отношения между заказчиками и участниками госзакупок, а также о переходных положениях нового закона читайте далее.
www.garant.ru
Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу
28 декабря 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим актом были внесены поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), основная часть положений которого вступила в силу с 1 января 2014 года.
В частности, в новой редакции изложены требования к участникам закупки.
Так, из перечня обязательных требований исключено отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки-юридическом лице, в том числе о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа или исполняющем функции единоличного исполнительного органа лице (п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ признан утратившим силу). В то же время, заказчики получили возможность устанавливать такое требование по своему усмотрению (соответствующее полномочие закреплено в ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Одновременно перечень требований к участникам закупки был дополнен новым условием – теперь участник закупки обязан подтвердить отсутствие конфликта интересов с заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). При этом под конфликтом интересов понимается один из следующих случаев:
- руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика или контрактный управляющий состоит в браке с участником закупки-индивидуальным предпринимателем либо с выгодоприобретателем, руководителем, членом исполнительного органа (либо лицом, выполняющим функции единоличного коллегиального органа) юридического лица-участника закупки;
- указанные представители заказчика и участника закупки являются близкими родственниками (в том числе братьями и сестрами) либо состоят в отношениях усыновления.
- 223-ФЗ от 18.07.11 (ред.29.06.18)Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ (изм. от 01.07.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами..»
- 44-ФЗ от 05.04.13 (ред.29.06.18)Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 (изм. с 01.07.2018) «О контрактной системе в сфере закупок ..»
- 135-ФЗ от 26.07.06 (ред.13.07.15)Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- 63-ФЗ от 06.04.11 (ред.02.07.13)Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
Установленный решением суда конфликт интересов, в результате которого у представителя заказчика возникает личная заинтересованность в заключении и исполнении контракта, может послужить основанием для признания контракта недействительным (ч. 22 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Дмитрий Соколов, генеральный директор ООО «Альянс Консалтинг Групп»:
«Введение пункта о недопустимости конфликта интересов Заказчика и Участников закупки укладывается в общую концепцию закона.
Подобное требование содержалось и в старом законе, только для меньшего круга лиц и без определения понятия выгодоприобретателя.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, Заказчик вправе, но не обязан проверить Участника закупки на предмет наличия конфликта интересов и не вправе обязывать Участников подтверждать его отсутствие.
В Типовом положении (регламенте) о контрактной службе, утвержденном Минэкономразвития [приказ от 29 октября 2013 г. № 631. – Ред.], требование к Контрактной службе обеспечить такую проверку, также отсутствует.
Механизм остается прежним: Заказчик выдвигает требование (в том числе отсутствие конфликта интересов) – Участник закупки подачей документов для участия в торгах подтверждает, что конфликт интересов отсутствует. Никаких дополнительных документов оформлять не надо».
Поправки также отменили обязанность участников закупки-юридических лиц сообщать о своих выгодоприобретателях, руководителе, единоличном исполнительном органе или членах коллегиального органа в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд руб. (при осуществлении закупок для федеральных нужд) или 100 млн руб. (при осуществлении закупок на региональном или местном уровне) (постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию»). Часть 20 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, исключенная поправками, предусматривала закрепление в контракте правила о взыскании пени за непредоставление этой информации в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. К слову, ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» положений, аналогичных исключенным, не содержал.
В то же время сохранилась другая обязанность участника закупки, в которой начальная цена контракта превышает установленный Правительством РФ размер, – сообщать о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор (договоры) с поставщиком, подрядчиком, исполнителем, цена которого (общая цена которых) составляет более чем 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Помимо этого, новая редакция Закона № 44-ФЗ сократила сроки заключения контракта по итогам конкурса с 15 дней (с даты получения от заказчика проекта контракта) до 10 дней (с даты размещения в единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе либо с даты подписания такого протокола, если проводился закрытый конкурс) (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ).
Круг случаев, в которых заказчики имеют право требовать обеспечение исполнения контракта, был расширен. Если ранее такая возможность была предусмотрена только в отношении некоторых случаев закупок у единственного поставщика (ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то теперь заказчики могут требовать обеспечение при проведении запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. (параграф 3 гл.3 Закона № 44-ФЗ), а также в некоторых случаях проведения запроса предложений (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Регионы получили право разрабатывать методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд субъектов федерации – в дополнение к аналогичным рекомендациям, действующим на федеральном уровне (приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)») (ч. 20.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Кроме того, многие законы претерпели редакционные изменения, связанные с утратой Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» юридической силы с 1 января 2014 года.
Были конкретизированы и некоторые положения гл. 7 КоАП РФ «Административные нарушения в области охраны собственности» в части госзакупок. В частности, с 10 тыс. до 15 тыс. руб. был увеличен штраф за нарушение должностным лицом заказчика сроков (не более чем на два рабочих дня) размещения в ЕИС информации и документов, если это предусмотрено Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ). До начала работы ЕИС ответственность за этот проступок будет применяться при несоблюдении сроков размещения информации на портале госзакупок.
Поправки также ограничили суммой в 30 тыс. руб. максимальный размер штрафа за незаконное отклонение котировочной заявки или рассмотрение котировочной заявки, которая должна быть отклонена (сейчас размер штрафа за это правонарушение определяется ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ следующим образом: «в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей»).
В отдельный состав правонарушения выделено ненаправление или несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (в ФАС России), а также сведений и документов для включения в реестр контрактов (в государственные и местные органы, уполномоченные на ведение этих реестров) (ст. 7.31 КоАП РФ). Размер штрафа за этот проступок установлен в сумме 20 тыс. руб. В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 7.31 КоАП РФ административная ответственность налагалась только за предоставление заведомо недостоверных сведений.
Уточнено, что соблюдение требования об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций в установленном размере оценивается на дату окончания календарного года.
Нормативно-правовые акты в сфере размещения заказа
Федеральные законы
Приказы, Постановления
Классификаторы
- ОК 034-2014 от 31.01.14 (ред.03.05.17)ОКПД2 (ОК 034-2014) — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
- ОК 029-2014 от 01.02.14 (ред.07.10.16)ОКВЭД2 (ОК 029-2014) — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
- 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12)ОКПД — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. ОК 034-2007 (КПЕС 2002)
- 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12)ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2007)
- ОК 004-93 от 01.01.94 (ред.12.12.12)ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
- 94-ФЗ от 21.07.05 (ред.07.06.13)Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
- Проект 68702-6 от 22.03.13ФКС — О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- 1-ФЗ от 10.01.02 (ред.08.11.07)Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
- 1044 от 21.11.13Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков»
- эффективное расходование государственных средств, выражающееся в экономии средств, выделяемых на размещение государственного заказа;
- полное, качественное и своевременное удовлетворение государственных нужд;
- повышение прозрачности государственных расходов.
- открытым конкурсом;
- открытым аукционом в электронной форме;
- запросом котировок цен;
- размещением заказа у единственного поставщика (подрядчика);
- закрытым конкурсом;
- закрытым аукционом
- открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- закрытый конкурс;
- закрытый конкурс с ограниченным участием;
- закрытый двухэтапный конкурс;
- электронный аукцион (см. Электронные площадки для торгов: госзакупки);
- закрытый аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- закупка у единственного поставщика.
- Реестры контрактов, банковских гарантий;
- реестр недобросовестных поставщиков; реестр жалоб (см. Реестр госзакупок: единая база);
- единое информационное пространство;
- план закупок, план — графики закупок;
- электронные торговые площадки
- Уполномоченными государственными органами контроля.
- Государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков (ведомственный контроль).
- Заказчиками.
- Гражданами и общественными объединениями (объединениями юридических лиц) (общественный контроль).
- при определении потребности: реальная потребность «изобретается» или преувеличивается;
- обеспечение интересов подобранного поставщика;
- при разработке технических требований: технические спецификации «подгоняются» под конкретного поставщика;
- заблаговременное информирование необходимого поставщика;
- установление стандартов соответствия под технические возможности конкретного поставщика;
- приглашение к участию в торгах: установление времени подачи заявок на участие в конкурсе, удовлетворяющее только избранного поставщика;
- конкретный поставщик получает доступ к информации аукционной комиссии и др.
Утратившие актуальность
Ежедневно на форуме — ответы специалистов на сотни вопросов о закупках.
www.gov-zakupki.ru
В закон о госзакупках внесены изменения о переводе в электронную форму процедур определения поставщика
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом изменяется форма проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок переводятся в электронную форму.
Заказчики начиная с 1 января 2018 г. вправе проводить эти процедуры в электронной форме, а с 1 января 2019 г. обязаны проводить такие процедуры исключительно в электронной форме.
Обеспечивать проведение этих процедур будут операторы электронных площадок, что должно сократить возможность сговора заказчиков с участниками закупок и участников закупок между собой, а также упростить сбор необходимых для участия в закупках документов.
Совершенствуется процедура электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок, устанавливается порядок регистрации и ведения единого реестра участников закупки.
Определяется механизм подачи в электронной форме заявок, состоящих из нескольких частей, что позволит обеспечить их поэтапное рассмотрение и анонимность на этапе оценки качества предлагаемых товаров, работ, услуг.
Изменяется процедура обеспечения заявки. В частности, вводится специальный банковский счёт, который открывается участником закупки в банке, включённом в перечень кредитных организаций, соответствующих определённым Правительством Российской Федерации требованиям. Такой счёт позволит блокировать денежные средства участника закупки в качестве обеспечения его заявки.
kremlin.ru
Закон о государственных закупках
Система государственных контрактов и установление правового института госзакупок в России (начатая еще в 90х годах прошлого века) привели к созданию обширной инфраструктуры. Этот немаловажный сегмент экономической жизни государства охватывает не только многие отрасли промышленности, но и вовлекает в свою сферу государственные органы власти, государственный сектор экономики, большое количество предприятий малого и среднего бизнеса, позволяя им найти устойчивый рынок сбыта своей продукции и оказания услуг.
Сформированная на текущий момент система государственного регулирования госзакупки и ее дальнейшее совершенствование направлена на создание унифицированной контрактной системы, основанной на принципах равного доступа всех участников, информационной открытости, и применении наиболее совершенных методов реализации контрактов, в том числе с помощью передовых информационных технологий.
В этой статье будет рассказано о некоторых особенностях работы правовой системы регулирования государственных закупок и контрактов, а также о том, какие перспективные направления в развитии этого интересного экономического сектора (в том числе изменение в законе о государственных закупках) следует ожидать в ближайшем будущем и какую это может принести пользу предпринимателям.
Основные принципы правового регулирования госзакупок в РФ
Система правового регулирования государственного контракта и закупки опирается на фундаментальные положения, закрепленные в Конституции РФ и кодифицированных нормативных актах, — таких как Налоговый Кодекс, Гражданский Кодекс, Земельный Кодекс, Таможенный Кодекс и другие.
В общем виде эта правовая система должна не только регулировать определенные типы отношений между субъектами в сфере госзакупки, но и создавать условия для развития эффективных и современных методов заключения контрактов, проведения торгов и аукционов, обеспечительных гарантий и т.п.
Для более полного представления общей системы правового регулирования государственных контрактов и закупок можно обратиться к представленной выше таблице. В ней собраны в единый формат все типы отношений между субъектами, перечень технических и правовых факторов, подлежащих контролю и государственному регулированию и т.п.
Одним из таких основных правовых актов в сфере государственных контрактов, например, является ФЗ 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Главным стержнем и целями этого законодательного акта является:
Кроме этого, ФЗ — 94 определяет порядок и виды конкурсов, на которых проводится размещение государственных заказов:
Одним из главных недостатков (требует изменение закона о государственных закупках) Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» является его ограниченность в смысле регламентирования лишь стадии размещения заказа. Он не регулирует процесса планирования закупок и фактически не встроен в бюджетный процесс.
В Законе № 94-ФЗ также отсутствует системный подход (проблемы закона о государственных закупках) ко всем этапам организации закупок – от прогнозирования и планирования до исполнения контрактов, анализа их эффективности, приемки и оценки контрактных результатов.
С точки зрения функциональности и практического применения в бизнесе, для предпринимателей представляет больший интерес и участие в конкурсных торгах на электронных торговых площадках. Это в основном регулируется положениями ФЗ 44 от 5 апреля 2013 г.
В частности этим законодательным актом (включая последние изменения в законе о государственных закупках) регулируются такие нормы и действия на рынке госзакупок:
Отдельный интерес при изучении правоприменительной практики в области государственных контрактов и закупок является система контроля прозрачности сделок, равного доступа к ним участников, антикоррупционные и антимонопольные механизмы защиты и контроля. В частности можно рассмотреть некоторые положения правовых актов, устанавливающие нормы государственного контроля, проследить за исполнением государственных заказов и торгов.
Мониторинг закупок. Мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы – Минэкономразвития РФ. А на основе решений (актов) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд органами исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Положение (фз о государственных закупках) о мониторинге вступает в силу только 01.01.2017 года, но Министерство экономического развития (МЭР) реализует свое полномочие через участие в конференциях, проведение on-line семинаров. Также МЭР публикуются методические разъяснения, презентации с обзорами результатов функционирования контрактной системы (в частности уже опубликована презентация о достижениях 2015 года на официальном сайте министерства).
Принципы и механизм мониторинга закупок прописаны в ст. 97 Закона № 44-ФЗ. Контроль в сфере государственных закупок. Контролю в сфере закупок отведена отдельная глава (гл. 5 Закона № 44-ФЗ).
Согласно положениям данной главы, контроль в сфере закупок осуществляется:
Субъекты контроля определены частью 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ и включают в себя всех задействованных авторов государственных закупок, от заказчиков и его должностных лиц до операторов электронных торговых площадок. Деятельность по контролю и предотвращению коррупции в сфере государственных закупок и контрактов осуществляет прокуратура РФ, Следственный комитет, ФАС (федеральная антимонопольная служба) и другие.
Выделяются следующие нарушения, допускаемые при организации и проведении закупок:
Кроме контрольных функций и законодательного обеспечения процедур проведения конкурсов может представлять интерес и система государственных закупок, ориентированная на международное сотрудничество.
Так, например, с 1 января 2015 г. официально начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В рамках ЕАЭС создается единый рынок государственных закупок. Для всех стран Союза предоставляется национальный режим, что позволит компаниям участвовать в государственных закупках наравне с национальными поставщиками. Таким образом удастся избежать монополии на участие в аукционе только представителей конкретной страны.
В случае присоединения к Соглашению России придется создавать новый проект закона о государственных закупках или вносить поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который в настоящее время фактически разрешает введение протекционистских мер с целью защиты национальных производителей.
tv-bis.ru