Закон о дискриминации сша

«ГИГАНТСКИЙ ШАГ ВПЕРЕД»

Билль о гражданских правах 1964 года

В июле 1964 года, после долгих месяцев ожесточенных дебатов в обеих палатах Конгресса, стал наконец законом билль о гражданских правах, в свое время предложенный покойным Президентом Кеннеди. Закон этот — один из самых важных законодательных актов в истории страны. «Гигантский шаг вперед», — так отозвался о нем Рой Уилкинс, ответственный секретарь Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения. «Ни одно законодательное мероприятие этого века не шло так далеко в деле защиты прав человека», — сказал Президент Джонсон, энергичные действия которого сыграли большую роль в принятии билля.

Многие политические деятели Юга, включая губернатора штата Алабама Уоллеса, сенатора от Джорджии Расселла и сенатора от Южной Каролины Тэрмонда, настойчиво утверждают обратное. Они заявляют, что новый закон разрешает федеральным органам вмешиваться в те вопросы, которые согласно Конституции США подлежат ведению отдельных штатов. Но эти критики оказались в меньшинстве — и в Конгрессе, и по всей стране. Опросы общественного мнения показывают, что 70 процентов американцев приветствуют закон.

Долгие дебаты в Конгрессе велись не зря: они еще раз подтверждают, что закон о гражданских правах 1964 года станет новой вехой на пути изменений традиционных социальных взаимоотношений в Соединенных Штатах. Раньше работодатель был вправе нанимать или не нанимать того или иного человека, равно как владелец магазина мог обслуживать или не обслуживать данного клиента. Единственным ограничением для того и другого были штатные и городские постановления, а в большинстве южных штатов таких ограничений вообще не существовало.

Новый закон подтвердил положение о том, что права человека — в частности, дело шло о праве оскорблять людей или чинить им препятствия из-за цвета их кожи — стоят выше права собственности и что защищать права человека будет Федеральное правительство, если их не смогут обеспечить отдельные штаты. Закон признает, однако, что устранять расовую несправедливость желательно на местном уровне, и поощряет проведение такой политики. Но если на местах не удается решить вопрос, Федеральное правительство уполномочивается новым законом использовать всю свою мощь для защиты равных прав всех американцев.

«Ни один акт Конгресса сам по себе не в состоянии покончить с дискриминацией и предрассудками, с ненавистью и несправедливостью», — сказал Президент Джонсон. В течение известного времени можно сопротивляться законам, их можно обходить, пока еще живы предрассудки, толкающие некоторых белых на политику дискриминации. Но, с другой стороны, законы в конечном счете могут изменить – да и меняют – эмоциональную и моральную обстановку и отдельного района, и всей страны. Американская история знает не один пример того, как общественное мнение признавало новые, ранее категорически отвергаемые принципы: достаточно упомянуть прогрессивный подоходный налог, избирательное право женщин, социальное обеспечение, неоспоримое ныне право трудящихся объединяться в профсоюзы и заключать коллективные договоры. Развитие в области обеспечения всем гражданских прав за последнее десятилетие свидетельствует о том, что большинство белых сознает несправедливость дискриминации. И это сознание нашло свое отражение в том тесном сотрудничестве и упорстве, с которыми лидеры Конгресса — как республиканцы, так и демократы — добивались принятия закона о гражданских правах.

Основные положения закона (документа в 15 000 слов) сводятся к следующему:

Избирательное право . Закон устанавливает стандартные для всей страны процедуры регистрации избирателей перед общенациональными выборами и запрещает должностным лицам, проводящим регистрацию, дисквалифицировать избирателей из-за незначительных ошибок, допущенных последними при заполнении регистрационного бланка. Свидетельство об окончании шести классов признается доказательством того, что избиратель грамотен и имеет право голосовать.

Эти правила заменяют издавна существующий порядок, по которому каждый штат предъявлял свои требования при регистрации избирателей, что в свою очередь приводило к дискриминации по отношению к неграм в ряде южных штатов. Данный раздел закона также уполномочивает Министерство юстиции США и возглавляющего его министра без промедления действовать через суды в случае, если такого рода дискриминация будет где-либо наблюдаться.

Места общественного обслуживания . Закон запрещает владельцам гостиниц, мотелей, ресторанов, дорожных заправочных станций и увеселительных парков отказывать в обслуживании клиентам из-за их расы. Исключение допускается лишь для маленьких туристических пансионов, в которых живет и сам владелец. Каждый, считающий, что он стал жертвой дискриминации, имеет право обратиться в федеральный суд, и Министерство юстиции может присоединиться к истцу. Если суд признает наличие дискриминации, он может наложить на виновных взыскание и приказать им покончить с дискриминацией.

Места общественного пользования . Закон требует, чтобы негры имели равный с белыми доступ в места, находящиеся в общественном владении или ведении, как например парки, плавательные бассейны и стадионы. Если лицо, желающее возбудить судебное дело о нарушении закона, не располагает достаточными средствами или слишком запугано, Министерство юстиции уполномочивается само возбудить дело для обеспечения названных прав.

Общественные учебные заведения . Закон уполномочивает Министерство юстиции возбуждать судебные иски с целью прекращения сегрегации в любой общественной школе или общественном колледже, которые отказываются принимать негров наравне с белыми учащимися. Кроме того, закон предусматривает оказание технической и финансовой помощи школьным округам для ускорения десегрегации.

Федеральная помощь . Закон запрещает проводить расовую дискриминацию во всех проектах и работах, проводимых с помощью федеральных субсидий, как-то: жилищное строительство, строительство больниц, программы социального обеспечения и т. д. Федеральным агентствам предлагается принимать шаги против дискриминации вплоть до прекращения выплаты (после соответствующего расследования) федеральных субсидий тем штатным или городским учреждениям, которые допускают дискриминацию.

Трудоустройство . Закон запрещает дискриминацию по принципу расы, пола и вероисповедания при найме рабочей силы в тех предприятиях, которые принимают участие в межштатной торговле, если таковые насчитывают более ста рабочих и служащих. То же относится к приему в профсоюзы, насчитывающие более ста членов. Указанная численность установлена для первых трех лет применения закона, после чего его действие распространится на все предприятия и профсоюзы, насчитывающие более 25 человек. Кроме того, закон предусматривает создание комиссии по расследованию всех случаев возможной дискриминации, устранения которой комиссия должна добиваться путем переговоров и убеждений. Если комиссия будет не в состоянии урегулировать конфликт, закон уполномочивает Министерство юстиции возбуждать судебные дела.

Суды . Закон предоставляет лицам, привлеченным судами штата к уголовной ответственности, — если данные лица считают, что они подвергаются дискриминации из-за расовой принадлежности, — право апеллировать в вышестоящую инстанцию федерального суда в другом штате в том случае, если местный федеральный суд отказывается принять дело к рассмотрению. (Ряд борцов за гражданские права утверждает, что в некоторых штатах суд бывает пристрастным при разборе их дел и что они иногда не могут добиться вмешательства со стороны местного федерального суда для восстановления процессуальных гарантий.) Кроме того, закон уполномочивает Министерство юстиции подавать в суд совместно с лицом, считающим, что ему отказывают в справедливом судебном разбирательстве.

Закон о гражданских правах 1964 года — далеко не первый законодательный акт, направленный против дискриминации. В 29 штатах и округе Колумбия (территория столицы страны — Вашингтона) существуют законы, запрещающие дискриминацию в частновладельческих местах общественного обслуживания. В 25 штатах имеются законы о справедливых условиях найма и в 19-ти — о запрете дискриминации в жилых районах. Но новый закон является первым, охватывающим все эти области и имеющим силу во всех штатах страны — как северных, так и южных. Несмотря на то, что кое-где конституционность закона оспаривается в судах, южные политические деятели убедительно просят население ему подчиняться. Во многих южных городах предприниматели изъявили свою готовность поступать в соответствии с новым законом.

Второго июля 1964 года Президент Джонсон подписал закон о гражданских правах. Миллионы американцев следили за церемонией подписания по телевидению. Президент при этом выступил с речью, приводимой ниже с некоторыми сокращениями.

Ровно сто восемьдесят восемь лет тому назад горсточка доблестных мужей начала борьбу за свободу.

Своей жизнью, своим достоянием, своей святой честью они поклялись не только основать новую нацию, но и выковать идеалы свободы — не только во имя политической независимости, но и во имя личной свободы — не только чтобы избавиться от чужеземного господства, но и чтобы создать господство справедливости в делах человеческих. ..

Теперь наше поколение американцев призвано продолжать бесконечные поиски справедливости в пределах нашей страны.

Мы верим, что все люди созданы равными. Однако многим отказывают в этом равенстве.

Мы верим, что все люди наделены известными неотъемлемыми, правами. Однако многие американцы не могут пользоваться этими правами.

Мы верим, что все люди вправе наслаждаться благами свободы. Однако миллионы лишены этих благ — не по своей вине, а из-за цвета их кожи.

Причины тому уходят корнями в историю, традицию, самое природу человека. Мы можем понять — понять без злобы и ненависти — как это случилось.

Но так не может продолжаться.

Это запрещает Конституция, фундамент нашей республики.

Это запрещают наши принципы свободы.

Это запрещают наши моральные основы.

Это запрещает и закон, который я подписываю.

Закон этот — результат долгих месяцев детальных обсуждений и дебатов. Предложил его более года тому назад наш любимый ныне покойный Президент Джон Ф. Кеннеди. Закон поддержали более двух третей членов Палаты Представителей и Сената, принадлежащих к обеим партиям. Огромное большинство республиканцев и демократов голосовало за него.

Закон получил глубоко обдуманную поддержку десятков тысяч общественных и религиозных деятелей во всех частях страны. Его поддержало подавляющее большинство американского народа.

Цель этого закона проста.

Он не ущемляет свободы ни одного американца, поскольку тот уважает права других.

Он только говорит, что все, кто равен перед Богом, должны быть равны у избирательной урны, в школе, на фабрике, в гостинице, ресторане, кинотеатре, во всех местах, обслуживающих население.

Его цель — поощрять нас стать еще более преданными делу свободы, упорнее добиваться справедливости, сильнее уважать человеческое достоинство.

Эту цель мы достигнем, ибо большинство американцев — законопослушные граждане, стремящиеся поступать справедливо.

Именно поэтому закон о гражданских правах в первую очередь опирается на добровольное его исполнение и лишь затем — на усилия штатных и местных властей в деле обеспечения прав своих граждан. Закон уполномочивает общенациональные органы вмешиваться только в том случае, если все остальные не могут или не хотят выполнить свой долг.

Закон о гражданских правах бросает нам вызов: мы должны приложить все усилия к тому, чтобы уничтожить в своем городе и в своем штате, в своем доме и в своем сердце последние остатки несправедливости в нашей любимой Америке. Вот почему сегодня я обращаюсь с призывом ко всем общественным и религиозным деятелям, ко всем деловым людям и работникам умственного труда, ко всем трудящимся и домохозяйкам, — обращаюсь с призывом ко всем американцам совместными усилиями добиться торжества справедливости, вселить надежду всему нашему народу — и принести мир нашей стране.

Мои сограждане! Пробил час испытаний. И нам нельзя потерпеть неудачу.

www.agitclub.ru

Законодательство США 50-60-х гг. против расовой дискриминации

В 50-60-х гг. ХХ в. в законодательство США были внесены изменения, направленные против расовой дискриминации, что было вызвано массовым движением протеста черных американцев.

Практика массового отстранения негров от участия в выборах продолжалась вплоть до 50-х гг. XX в. Она достигалась как правовыми (цензовыми) ограничениями, действующими в основном в южных штатах, так и террористическими мерами — судами Линча, запугиванием тех черных граждан, которые решались голосовать.

Массовое движение протеста черных американцев против расовой дискриминации привело к принятию в 1957 г. Закона о гражданских правах, дополненного в 1960 г., которым предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров. С этой целью была создана Комиссия по гражданским правам, в компетенцию которой входило расследование случаев лишения граждан США права голоса на основе «цвета кожи, расы, религии или национального происхождения» (эта комиссия, входящая в Исполнительное управление президента, действует до сих пор и состоит из лиц, назначаемых президентом с согласия Сената). Устанавливалась также судебная ответственность за дискриминационную избирательную практику. Комиссии вменялось в обязанность «расследовать, изучать, собирать информацию», рассматривать заявления граждан в случае отказа им в избирательных правах. В особую задачу Комиссии входило также изучение и сбор информации о нормативных актах, дискриминирующих или отказывающих в равной защите закона лицам по вышеназванным основаниям.

Слабая эффективность судебных гарантий избирательных прав негров способствовала радикализации требований крепнущего негритянского движения протеста конца 50-х — начала 60-х гг. Если в 50-х гг. одним из главных требований оставалась отмена расовой сегрегации (начало формального запрещения которой было положено решением Верховного суда 1954 г. по «делу Брауна», признававшего неконституционной практику сегрегации в школах), то в 60-х гг. — требование политического равенства и решения социально-экономических проблем.

1963 год принято считать началом «негритянской революции» в США, которая проходила не только в форме демонстраций и шествий протеста, но и в форме стихийных бунтов в гетто больших городов. Под напором мощного выступления негров в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который формально ликвидировал дискриминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр. В частности, закон признавал противоправной дискриминационную практику предпринимателей при отказе от найма, увольнении, ущемлении статуса работника «на основании расы, цвета кожи, вероисповедания, пола и национальной принадлежности», а также при отказе в «подготовке и переподготовке по программе ученичества». Закон требовал применения одних и тех же норм, процедур ко всем избирателям в пределах того или иного административно-территориального подразделения. Им частично ограничивалось применение ценза грамотности, отстраняющего от участия в выборах в основном негритянское население. Министру юстиции предоставлялось право назначать федеральных инспекторов (маршалов) в те места, откуда поступали жалобы о дискриминации на выборах.

Характерной чертой Закона 1964 г. было то, что он затрагивал проблему равных прав американцев на труд. С этой целью была создана особая Комиссия содействия равной занятости, которая, однако, не смогла решить эту проблему, так как действие закона не распространялось на рабочих мелких предприятий, с числом занятых менее 15 человек. Если работник обращался в Комиссию содействия равной занятости или в суд, предприниматель мог всегда сослаться на его низкую квалификацию.

В 1965 году в качестве новой радикальной меры был принят Закон об избирательных правах, согласно которому применение специальных проверок (тестов), отсеивающих избирателей, могло быть приостановлено в любом штате, если они, по мнению суда, могли привести к ограничению избирательных прав граждан на основании «расовой принадлежности или цвета кожи». Федеральному правительству было разрешено посылать своих регистраторов в штаты и избирательные округа, на которых возлагалась ответственность за исправления избирательных списков, составленных в нарушение закона.

Эти контрольные акции, однако, должны были проводиться не повсеместно, а выборочно, и до 1967 г., например, не проводились в таких расистских штатах, как Джорджия, в ряде графств Миссисипи и Алабамы. Более того, даже в случае явной дискриминации в штатах, где зарегистрировалось 50% избирателей, федеральные полномочия не могли быть применены.

Несмотря на свою неполноту, казуистические препоны, мешающие действенному искоренению дискриминации, Закон 1965 г., как и предшествующее ему законодательство, имел несомненно положительный эффект. Например, уровень зарегистрированных молодых избирателей в штате Миссисипи за 10 лет после принятия закона возрос с 5 до 70%. Он положил начало массовой регистрации негров в качестве избирателей, послужил росту их политического сознания, подготовив тем самым условия для дальнейшего развития антирасистской борьбы.

В 1968 году, после убийства расистами негритянского лидера М. Л. Кинга, с именем которого была связана целая эпоха в освободительном движении американских черных, в стране произошло 930 выступлений негров. В начале 70-х гг. в Закон об избирательных правах 1965 г. был внесен ряд новых положений, в частности временное запрещение использовать тесты грамотности и другие дискриминационные испытания черных американцев стало постоянно действующим.

Расширение избирательных, гражданских прав, став общей тенденцией развития американской демократии в XX в., происходит между тем медленно и противоречиво. По сравнению с 1970 г., например, в 1987 г. более чем в 4 раза увеличилось число черных американцев, занимающих выборные посты в Америке, но это лишь 1,3% всех выборных должностных лиц страны, хотя негры составляют 11% среди американцев, обладающих избирательными правами.

Конгресс еще в 1988 г. констатировал, что дискриминация в области избирательных прав в отношении языковых меньшинств носит распространенный по всей стране характер, в силу чего запретил проведение выборов только на английском языке, если более 5% граждан какого-либо политико-административного подразделения, региона являются представителями языковых меньшинств. Он обязал суд назначать федеральных инспекторов, если поступила жалоба от 20 человек, или более с целью подготовки списков лиц, имеющих право голосовать на федеральных или местных выборах. Предусматривалось назначение и других должностных лиц по просьбе Генерального атторнея для проверки хода голосования, подсчета голосов и пр. Ему же предоставлялось право предъявлять иски для оказания помощи гражданам «в случае их принуждения с целью уплаты избирательного налога». Уголовное наказание грозило и тем, кто запугивал избирателей и угрожал им, предоставлял ложные сведения на выборах и пр.

Верховный суд в последние десятилетия рассмотрел не один десяток дел, связанных прямо или косвенно с нарушением гражданских прав, постановления по которым носили противоречивый характер. Если в начале 60-х гг. Верховный суд Уоррена активно проводил в жизнь идею равенства при рассмотрении дел о расовой дискриминации, то уже в 1976 г. Верховным судом Бергера была признана правомерность использования расистских квалификационных тестов при отказе в работе неграм, если не были представлены доказательства «расовых дискриминационных целей» в самой системе найма на работу. В 1989 г. Верховный суд (по делу компании «Кросон») со ссылкой на необходимость уравнения белых в правах с черными» фактически перечеркнул действие законов, принятых по Программе позитивных действий в 70-х гг., которые предусматривали предоставление определенных льгот при приеме на работу неграм, испаноязычным и американцам азиатского происхождения. К началу 1989 г. безработица составила 4,6% среди белых и 11,6% среди черных американцев.

В октябре 1990 г. президент Буш наложил вето на законопроект о гражданских правах, одобренный перед этим большинством голосов в обеих палатах конгресса. Законопроект предусматривал значительное усиление федеральной защиты американцев из числа национальных меньшинств и женщин от дискриминации при найме на работу. Предусматривалась, в частности, денежная компенсация предпринимателей лицам, пострадавшим от дискриминации. Законопроект прямо был направлен на отмену шести принятых ранее постановлений Верховного суда США, которые были расценены как подрыв гражданских прав лиц, подвергшихся дискриминации из-за цвета кожи, религиозных убеждений, пола или национальности. При повторном рассмотрении законопроекта в конгрессе он не получил требуемых 2/3 голосов.

studentu.info

Долой задние мысли

В США не стихают споры о ЛГБТ-правах и свободах. 28 марта губернатор штата Джорджия Натан Дил наложил вето на билль, который позволял собственникам и руководителям компаний отказывать гомосексуалистам в работе или обслуживании на основании религиозных убеждений. «Лента.ру» решила узнать больше об антигейских настроениях в американском обществе.

Во благо ли?

Принятый сенатом штата билль 757, или «Акт о восстановлении религиозной свободы» давал организациям право отказывать в предоставлении услуг и работы представителям секс-меньшинств. Если бы закон вступил в силу, он бы позволил предпринимателям не обслуживать клиентов, если это оскорбляет их религиозные чувства, и не бояться штрафов, которые могут последовать за такими действиями.

Несмотря на мнение правительства, Натан Дил решил отказаться от билля после того, как некоторые критики усмотрели в нем притеснения прав ЛГБТ-сообщества.

«Я не считаю, что мы должны дискриминировать часть общества, чтобы защитить верующую прослойку нашего штата, частью которой является и моя семья», — заявил губернатор.

Так что штат теперь должен придерживаться стратегии лояльности в отношении всех людей — вне зависимости от их индивидуальных особенностей.

На своей странице в Twitter губернатор прокомментировал случившееся: «Джорджия заслуживает лидера, который будет принимать решения, опираясь на факты, а не на эмоции. Это моя обязанность».

По мнению Джеймса Ламкина, пастора баптистской церкви в столице Джорджии Атланте, губернатор поступил мужественно, наложив вето вопреки собственным убеждениям: «Религиозная свобода не должна ограничивать людей в правах во имя веры».

Быть нетолерантным — нерентабельно

По оценке некоторых СМИ — в частности, издания Catholic Herald, губернаторы и другие политики поддаются давлению крупных американских компаний, таких как Apple и American Airlines, руководители которых открыто выступают против дискриминации сексуальных меньшинств в любом ее проявлении.

«Что-то очень опасное происходит по всей стране. Волна законопроектов, действующих более чем в 24 штатах, позволит людям дискриминировать своих соседей», — писал гендиректор Apple Тим Кук в колонке для газеты Washington Post в марте 2015 года.

Его слова были услышаны: губернатор Джорджии Дил стал не единственным чиновником, который дал «задний ход» биллю 757. До него губернатор Аризоны также наложил вето на подобный законопроект. А правительство Индианы и Арканзаса внесло значительные поправки в «антигейский» закон.

Люксы кончились

Ранее в Джорджии нетрадиционной паре можно было отказать, например, в проведении свадебного торжества. Но далеко не во всех районах США действовали подобные законы. Если дело доходит до суда, предпринимателям приходится отстегивать большие суммы в качестве штрафов и компенсаций за неуважительное отношение к представителям ЛГБТ.

Подобные истории приключались множество раз и всегда заканчивались плохо для гомофобов. Например, 30 марта 2016 года стало известно, что владельца мини-гостиницы из штата Иллинойс обязали уплатить 80 тысяч долларов за отказ проводить у себя праздник по случаю свадьбы гей-пары.

Джим Вэллер назвал союз влюбленных мужчин «аморальным и противоестественным», за что понес наказание монетой. Тодд и Марк Вэвены получили сумму в 15 тысяч долларов каждый — «за эмоциональное потрясение». Остальные деньги бизнесмен потратил на оплату адвокатов и судебные издержки.

Вишенка на торте

Незаменимым штрихом на любом свадебном торжестве, как известно, является торт. Но и в этой сладкой малости было отказано лесбийской паре из штата Орегон. Так поступили кондитеры Sweet Cakes by Melissa из Орегона: владельцы семейного бизнеса не пожелали готовить сладости для чуждого их убеждениям праздника. В результате борцы за традиционные ценности поплатились 137 тысячами долларов.

Демонстрацией своих моральных устоев владельцы кондитерской Аарон и Мелисса Кляйны нарушили закон штата от 2007 года о борьбе с дискриминацией, который запрещает отказывать в обслуживании по расовым, половым, возрастным, религиозным и прочим признакам.

26 июня 2015 года заключение однополых браков было признано конституционным правом граждан США. Верховный суд страны постановил легализовать регистрацию гей-союзов на всей территории Соединенных Штатов. До этого момента признание однополых браков находилось не в федеральной юрисдикции, а в ведении правительства каждого из штатов.

Лавочка закрыта

Предпринимателям, которые отказываются обслуживать геев, грозит не только штраф — некоторым приходится прощаться с собственным бизнесом. Такая судьба в апреле 2015 года постигла владельцев пиццерии в Индиане, которым пришлось закрыть заведение из-за опасений за свою жизнь.

Материалы по теме

Радуга над Госдепом

После того как в СМИ появилась информация о том, что Memories Pizza отказалась принимать заказы для гей-свадеб, семья О’Коннор подверглась резкой критике в интернете.

«Мы — христианское заведение. Если к нам придет гей-пара и попросит сделать пиццу на их свадьбу, мы вынуждены будем отказать им», — пыталась объяснить интернет-пользователям Кристалл О’Коннор. Однако объяснения не помогли: собственники пиццерии до сих пор подвергаются киберпреследованиям и стараются не покидать свой дом.

m.lenta.ru

Закон о дискриминации сша

«В первую очередь не хватает законов, связанных с запретом и наказанием за дискриминацию по разным аспектам. У нас такой сферы законодательства вообще нет, кроме одной общей статьи в уголовном кодексе», — считает директор Института прав человека Валентин Гефтер.

На его взгляд, Россия сильно отстает в этой сфере от других стран, и нам нужен комплекс нормативных актов, «которые были бы посвящены этой теме – и запрету, и позитивной дискриминации, если это необходимо, там, где нужно давать какие-то преференции каким-то уязвимым группам».

Выходной для мусульманина

Член Общественной палаты, сопредседатель ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Ярослав Терновский полагает, что нам нужны поправки к трудовому законодательству, не допускающие ущемлений по конфессиональному признаку.

«У нас есть мусульманские праздники, христианские праздники – они иногда не совпадают. Надо поправить наше законодательство, чтобы дать возможность работодателю включать в контракт подобные вещи, чтобы можно было регулировать именно трудовым законодательством, когда человек не хочет работать по религиозным убеждениям, и у него это будет прописано в контракте», — пояснил Я.Терновский.

В Уголовном кодексе Российской Федерации есть 282-я статья — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Согласно ей дискриминация по признакам расы, пола, языка, происхождения, отношения к религии или принадлежности к социальной группе карается значительным штрафом, лишением права занимать определенные должности, исправительными работами или даже лишением свободы.

Однако не все позитивно относятся к наличию этой статьи, призванной дать всем равные права. Так, в предвыборной программе партии ЛДПР предлагается «отменить антирусскую статью 282 Уголовного кодекса РФ, которая применяется только против русских, когда они защищают свое достоинство как представителей единой русской нации».

Борьбу с дискриминацией ведут многие международные организации, в том числе и ООН. Были даже провозглашены специальные международные дни: Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Международный день мигранта, Международный день памяти жертв работорговли, Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

Законодательная база относительно дискриминации лучше всего развита в США. Соблюдение антидискриминационных законов здесь контролируется государственной Комиссией по равным рабочим правам. В одной только сфере трудоустройства в США работает целый спектр законодательных актов. С 1967г. действует закон, запрещающий предпринимателям дискриминацию по признаку расы, вероисповедания, национальной принадлежности или пола.

Каждый работодатель обязан иметь план продвижения по службе специалистов из числа нацменьшинств и женщин. При этом босс не имеет права платить женщине меньше, чем мужчине, или устанавливать отдельную шкалу оплаты мужского и женского труда и не вправе уволить или отказать в продвижении по службе, например, из-за беременности сотрудницы.

Немало любопытных инициатив по борьбе с дискриминацией принимается в Европе. Например, Франция, Швеция, Финляндия и Дания приняли законы, запрещающие дискриминацию по результатам генетического теста, которые в случае выявления предрасположенности к какому-либо заболеванию зачастую использовались предпринимателями для отказа в приеме на работу. А в Австрии, Греции и Италии запрещен либо ограничен сбор данных о наследственности работников без их согласия.

www.rbc.ru

Ограничение дискриминационной практики в трудовых отношениях с США

В 1960-1970-е гг. приняты законы, запрещающие дискриминацию в сфере трудовых отношений по признаку расы, пола, религиозных убеждений, этнического происхождения, по возрасту, а также в связи с инвалидностью. Закон о гражданских правах 1964 г. стал правовой основой ограничения дискриминационной практики в трудовых отношениях. До его принятия американское законодательство регламентировало трудовые отношения безотносительно к специфическим проблемам тех или иных групп работников. В законах Вагнера, Тафта—Харли, Лэндрама—Гриффина и других нормативных актах обычно речь шла о работниках без конкретизации их особенностей, таких как расовая или национальная принадлежность, возраст, пол, этническое происхождение и др. Таким образом, специфические проблемы лиц, принадлежащих к различным социальным, половозрастным, этническим и иным группам, оставались вне сферы правовой защищенности.

В 1964 г. Конгресс принял закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию по признакам расы, цвета кожи, национального происхождения, пола и религиозных убеждений в различных сферах социальной жизни, в том числе при найме на работу, оплате труда, увольнении и других вопросах. Этот закон заложил правовую основу для формального обеспечения всех американцам равными возможностями на производстве.

При найме представитель администрации, как правило, проводит собеседование с работником, в ходе которого он может задавать ему практически любые вопросы. Однако если во время собеседования представитель администрации хотя бы косвенно затронет расовую или национальную принадлежность потенциального работника, его религиозные убеждения, то при отказе работнику в найме эти вопросы могут быть истолкованы как противозаконная дискриминация в отношении претендентов на рабочее место.

Помимо Закона о гражданских правах защита прав женщин в сфере труда гарантируется Законом о равной оплате 1963 г., Законом о запрещении дискриминации по беременности 1978 г. (Pregnancy Discrimination Act), который относит подобную дискриминацию к разновидности запрещенной законом дискриминации по признаку пола.

Согласно принятому в 1963 г. закону о равной оплате предприниматель обязан платить за равный труд женщине не меньше, чем мужчине.

Мужчины и женщины, работающие в одной организации при одинаковых условиях, должны получать равную зарплату, если их работа требует одинаковых (сходных) усилий, навыков и ответственности. Для того чтобы практически определить в каждом конкретном случае, не нарушается ли закон, суды в качестве критерия используют понятие «работа, сходная по существу». Это означает, что если мужчины и женщины выполняют работу одного вида, требующую сравнимых профессиональных знаний, опыта и затрат усилий, они должны получать равную оплату.

Женщина, считающая, что подверглась дискриминации при оплате труда, может обратиться в местное отделение Комиссии по обеспечению равных возможностей в сфере занятости.

В 1967 г. Конгресс США принял закон о недопущении дискриминации в сфере занятости в связи с возрастом, который запретил учет возраста при приеме на работу и обязательное увольнение на пенсию. Это требование относится ко всем государственным учреждениям и частным работодателям, имеющим более 20 работников, агентствам по трудоустройству и профсоюзам с числом членов более чем 25.

Закон запрещает помещение объявлений о найме, в которых указывается предпочтение работодателя относительно возраста кандидата. Закон защищал работников в возрасте от 40 до 65 лет. В последующие годы возрастной предел был повышен до 69 лет включительно.

В 1975 г. был принят закон о дискриминации в связи с возрастом, который запрещает ущемление прав этой категории работников на предприятиях, получающих финансовую помощь от государства. В дополнение к этим федеральным законам большинство штатов приняли местные законы в защиту прав пожилых работников. Некоторые из них предоставляют им более широкие права.

В США появился также ряд законов, призванных помочь ветеранам в трудоустройстве. Эти законы распространяются на лиц, прослуживших в вооруженных силах более 180 дней и уволенных не по причине какого-либо проступка.

Закон о предпочтении найма ветеранов 1944 г. (Veteran’s Preference Act) обязывает отдавать предпочтение при найме демобилизованным военнослужащим.

После шестимесячного пребывания в рядах вооруженных сил ветеран имеет право на то, чтобы его восстановили на прежней (последней) постоянной работе или предоставили ему иную работу, аналогичную по статусу и не менее оплачиваемую, а также сохранили его трудовой стаж. Если ветеран во время пребывания в вооруженных силах стал частично нетрудоспособным и не может по этой причине выполнять свои прежние обязанности, предприятие также обязано зачислить его в штат и предоставить ему другую работу с учетом его возможностей, квалификации и прежней заработной платы.

Права инвалидов в сфере труда защищены законом 1973 г. о реабилитации инвалидов, который запрещает дискриминацию инвалидов государственными ведомствами, подрядчиками и субподрядчиками, работающими по контрактам с федеральными властями, а также организациями, получающими федеральную помощь.

В США на законодательном уровне осуществляется также регулирование профессиональной подготовки.

Закон о профессиональном обучении 1963 г. (Vocational Education Act) предусматривал программы федеральной помощи развитию профессионального обучения. Закон об экономических возможностях 1964 г. (Economic Opportunity Act) также предусматривал развитие программ помощи в профессиональной подготовке и обучении.

В 1973 г. принят закон о всеобщей занятости и профессиональной подготовке (Comprehensive Employment and Training Act), который предусматривал создание экономических стимулов для борьбы с безработицей и создание условий для повышения производственной квалификации ищущих работу. Согласно этому закону местные и федеральные власти ежегодно выделяли крупные средства для осуществления программ производственного обучения молодежи. Срок действия закона истек в 1982 г., когда он был заменен законом о партнерстве и профессиональном обучении (Job Training Partnership Act).

m.konspekts.ru

Смотрите так же:

  • Закон гражданство в турции Закон гражданство в турции Гражданство основывается на статье 66 Конституции Турции и регулируется Законом 403 турецкого Закона о гражданстве 1964 года. Факт рождения на территории Турции не предусматривает автоматическое […]
  • Самурай вне закона Три самурая вне закона (1964) Год: 1964 Страна: Япония Название: Sanbiki no samurai История отчаянного захвата в заложники дочери местного правителя тремя крестьянами, которые требуют рассмотреть свою жалобу. На их счастье, в дом в […]
  • Права собственности граждан гк рф Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц 1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать […]
  • С какого возраста выходят на пенсию женщины Правительство одобрило повышение пенсионного возраста Начиная с 2019 года, планку планируют ежегодно повышать на один год - до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин Москва. 14 июня. INTERFAX.RU - Кабинет министров Российской Федерации […]
  • Гк рф возмещение материального вреда Статья 1064 ГК РФ. Общие основания ответственности за причинение вреда 1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим […]
  • Утвержден ли закон об индексации пенсии работающим пенсионерам Новый закон о пенсиях 2018 года Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе новый закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении пенсионного возраста принято, о чем объявил Дмитрий Медведев 14 […]