Типы морских суден

Типы морских судов

Увеличивающийся поток грузов, перевозимых морским путем, стремление к снижению транспортных расходов и к максимальной загрузке имеющихся портов, разнообразие перевозимых грузов, развитие технологии судостроения, а также становящийся все более популярным туризм, — все это привело к тому, что традиционное, действовавшее еще полвека назад деление судов на пассажирские и грузовые сейчас уже не принято. Суда классифицируются по архитектурно-конструктивному типу, по району плавания, по типу движителя и двигателя, по характеру движения и, наконец, по назначению. По архитектурно-конструктивному типу различают суда полнонаборные и шельтердечные. Полнонаборные суда имеют палубу, идущую от кормы до носа, которая одновременно служит палубой надводного борта и палубой переборок, так как до нее доводятся поперечные водонепроницаемые переборки (рис. а). Разновидности полнонаборных судов: трехостровное, колодезное и колодезное с квартердеком. Трехостровное судно (рис. b) имеет три надстройки: в корме (ют), посередине судна (средняя надстройка) у в носу (бак). Этот тип судна был распространен в период между двумя мировыми войнами. Иногда кормовую и среднюю надстройки объединяли в сплошную кормовую надстройку. При этом между кормовой надстройкой и баком образовывался так называемый колодец. Отсюда название «колодезное судно» (рис. с). Объем трюмов ограничивается в корме туннелем гребного вала и формой кормовой оконечности. Для компенсации главную палубу в этом месте иногда приподнимали (рис. с1), обычно на половину твиндека, и возник так называемый квартердек.

Архитектурно-конструктивные типы судов:

а — полнонаборное судно
1 — верхняя палуба и палуба переборок
2 — запас плавучести
3 — переборки
4 — твиндек

b — трехостровное судно
1 — ют
2 — средняя надстройка
3 — бак
4 — главная (верхняя палуба)

с — колодезное судно
1 — верхняя палуба
2 — удлиненный ют
3 — колодец
4 — бак

d — колодезное судно с квартердеком
1 — квартердек
2 — верхняя палуба
3 — средняя надстройка
4 — колодец
5 — бак

е — шельтердечное судно
1 — главная палуба и шельтердек
2 — обмерный люк
3 — палуба надводного борта (палуба переборок)
4 — переборки

У полнонаборных судов и их разновидностей запас плавучести определяется объемом корпуса судна между ватерлинией при максимальной осадке и палубой переборок. На рисунке заштрихованная площадь соответствует запасу плавучести полнонаборных судов. Шельтердечные суда (рис. е) обладают значительно меньшим запасом плавучести, чем полнонаборные. Верхняя палуба у шельтердечных судов служит одновременно главной палубой, а палуба переборок (палуба надводного борта) расположена ниже. На верхней палубе находятся надстройки, но они при обмере судна не принимаются во внимание, так как не являются непроницаемыми и сплошными. Эти надстройки показаны на рисунке темными прямоугольниками. По району плавания различают суда неограниченного плавания, которые иногда называют также судами дальнего плавания или морскими судами, и суда ограниченного плавания (суда прибрежного плавания, суда для плавания в морских бухтах и т. д.. По типу главного двигателя — различают суда с паровым двигателем (с поршневой паровой машиной и паровой турбиной); суда с двигателем внутреннего сгорания (с двигателем внутреннего сгорания и с газовой турбиной); суда с атомным двигателем. Это разделение судов по типу двигателя является весьма грубым. По типу движителя суда с механическим приводом различают: суда с гребными колесами (в наше время почти не встречаются; суда с гребным винтом (винт фиксированного шага и винт регулируемого шага), который может также находиться в насадке; суда со специальным движителем (крыльчатым и водометным).

Другие, менее важные принципы классификации судов — по виду применяемого материала (суда из дерева, стали, легких сплавов, пластмассы, железобетона) и по количеству корпусов (однокорпусные, двухкорпусные — катамараны и трехкорпусные — тримараны). С развитием судостроения все актуальнее становится классификация судов по принципу движения на воде. Различают водоизмещающие суда (к ним относится подавляющее большинство морских судов) и суда, которые поддерживаются при движении динамической силой (суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке). С точки зрения эксплуатации наиболее важным является деление судов по назначению, поскольку в последнее время быстро развивается специализация судов. По назначению различают пассажирские суда, в том числе: линейные пассажирские лайнеры, круизные и каботажные пассажирские суда (для экскурсий и круизов) и грузовые суда, в том числе универсальные для генеральных грузов, контейнеровозы, накатные суда (суда с горизонтальной грузообработкой), баржевозы, для перевозки массовых грузов, танкеры, рефрижераторные и прочие суда для перевозки специальных грузов (например, для перевозки леса, машин, сверхтяжелых грузов и т. д.). Грузовые суда можно подразделять также по виду их эксплуатации: на линейные суда, которые курсируют между портами по расписанию, и суда нерегулярного плавания (трампы), которые ходят в зависимости от накопления партии груза. Следует еще назвать рыболовные суда (рыболовные исследовательские, промысловые, перерабатывающие суда-фабрики и транспортные для рыбы и рыбопродуктов), а также специальные и вспомогательные суда (для гидрографических и океанологических исследований, кабельные, буксиры, ледоколы, пожарные, спасательные и др.).

www.seaships.ru

Виды морских судов

В зависимости от вида груза для его морской транспортировки подбирается и тип судна. Морские гражданские суда бывают промышленными и транспортными. Транспортные, в свою очередь разделяются на наливные – танкеры, газовозы, и сухогрузы. Сухогрузы могут быть судами общего назначения и специализированными – контейнеровозы, лесовозы, балкеры, ролкеры, рефрижераторные суда. Есть специальные суда – паромы и буксиры, а также грузопассажирские. К отдельной группе относятся суда технического флота. Помимо вышеуказанных, существуют множество других судов, тип которых зависит от района плавания, грузоподъемности и класса двигателя.

Сухогрузные суда общего назначения – самый распространенный тип. Такие суда предназначены для перевозки генеральных грузов, негабаритных и крупнотоннажных, в том числе для перевозки негабаритного оборудования. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ они оборудованы кранами и стрелами. Грузы могут иметь любую упаковку – ящики, бочки, тюки и т.д. Сухогрузные суда располагают двумя палубами и объемными грузовыми трюмами, в том числе рефрижераторными.

Специализированные сухогрузные суда предназначены для транспортировки однородных грузов, от названия которых и происходит тип судов – контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторные, ролкеры, балкеры, скотовозы.

Морскими рефрижераторными судами перевозят продукты питания. Грузоподъемность таких судов – 8 – 12 тысяч тонн. Их грузовые трюмы оборудованы холодильными установками, в которых можно поддерживать температуру от +6 до -20 градусов Цельсия, имеют усиленную вентиляцию для сохранности фруктов и овощей. Производственно-транспортные морские рефрижераторные суда способны замораживать свежую продукцию.

Контейнеровозы предназначены для транспортировки упакованного в стандартный ISO контейнер груза. Контейнерное судно имеет грузоподъемность 8 – 20 тысяч тонн, длину – 80 – 400 м, вместимость – 250 – 18 000 контейнеров. Благодаря высокой автоматизации таких судов их экипаж может состоять из 10 – 14 человек. Контейнеризация грузов облегчает максимально быстрое и безопасное экспедирование в порту СПб и других российских и зарубежных портах.

Трюмы контейнеровозов оснащены вертикальными направляющими для облегчения загрузки морских контейнеров друг на друга и исключения их смещения при качке судна. Кроме трюмов контейнеры грузят также на палубу, закрепив их штангами, цепями, талрепами. Загрузка таких судов очень быстрая, производится с использованием козловых кранов.

Лихтеровозы – разновидность контейнеровозов, используются для транспортировки плавучих барж. Баржи выгружаются с лихтеровоза прямо на воду для дальнейшей буксировки к причалам. Такую систему применяют в тех портах, где нет возможности для прохода к причалам больших судов.

Ролкеры – грузовые паромы, трейлерные суда типа Ро-Ро имеют возможность горизонтальной погрузки колесной техники – автомобилей, сельхозтехники, ж/д вагонов и др. Техника сама либо с помощью терминальных тягачей заезжает на судно. Грузоподъемность ролкеров – 1 – 10 тысяч тонн, обладают высокой скоростью загрузки/выгрузки. В его корпус загружают накатные грузы, а палубу используют для перевозки контейнеров.

Балкеры – однопалубные суда для бестарной перевозки навалочных и насыпных грузов – угля, щебня, руды, стройматериалов, зерновых, песка и др. Имеют большую грузоподъемность (около 150 тысяч тонн) и невысокую скорость хода. Большинство балкеров не оснащены погрузочными устройствами, и грузы в них загружают портовой погрузочной техникой. Некоторые из них имеют ленточные транспортеры для выгрузки грузов из трюмов.

Лесовозами, как правило, однопалубными судами, доставляется лес и пиломатериалы.

Танкеры – однопалубные суда грузоподъемностью до 400 тысяч тонн используются для транспортировки нефтепродуктов и других наливных грузов. На их верхней палубе имеется множество труб для налива и слива груза с помощью насоса. Танкеры оснащены двойными бортами и двойным дном для предотвращения выливания грузов в окружающую среду. Благодаря поперечным стенкам грузового отсека некоторые такие суда могут одновременно транспортировать до 5 типов наливных грузов. Разгружаются танкеры возле далеко выступающих причалов.

Газовозы осуществляют морские перевозки различных сжиженных газов. Они имеют вкладные цистерны прямоугольной, цилиндрической или сферической формы. Для выполнения разгрузочных операций морские газовозы оборудованы системой трубопроводов, насосами и компрессорами.

Морские паромы предназначены для перевозки автопоездов, ж/д вагонов, пассажиров. Грузоподъемность их колеблется от 300 до 60 тысяч тонн. Техника на морской паром заезжает через носовые и кормовые рампы, бортовые лацпорты. У парома может быть несколько палуб. Автомобильно-пассажирский паром в среднем способен перевезти 900 – 1000 пассажиров и 150 – 200 автомобилей, а железнодорожный – около 50 вагонов.

Морские скотовозы способны перевозить за один рейс до 22 тысячи голов живого скота. Животные доставляются на судно с помощью автопоездов-скотовозов либо железнодорожным составом. Такие суда оборудованы мощной системой вентиляции, а корм из спецхранилища подается конвейерами.

Буксир и буксир-толкач – это движущие средства для самоходных и несамоходных судов. С помощью буксов-толкачей приводятся в движение несамоходные суда.

canavara-group.ru

Типы морских грузовых судов

Танкеры — суда, для перевозки грузов наливом, как правило, это различные нефтепродукты, химия, сжиженный газ, цемент, и вино. Не имеют специального грузового оборудования, только большие емкости для перевозки-танки.Корпус танкера представляет собой жесткий металлический каркас, обшитый металлическими листами. Корпус разделен переборками на ряд отсеков (танков), которые и заполняются наливными грузами. К таким грузам относятся нефть и нефтепродукты, жидкий газ, вино, масло и т.д. Основная масса танкеров имеет двойное дно и двойные борта, это сделано для предотвращения разливов нефтепродуктов в акватории морей и океанов. Суда, предназначены для перевозки жидких грузов без упаковки, т.е. наливом, появились на рубеже 19-20 веков. Они были невелики и имели всего несколько небольших трюмов. С появлением автомобилей и ростом потребности промышленности в нефтяных ресурсах, танкеры начали свое бурное развитие. Стремительно увеличиваются размеры и грузоподъемность танкеров. Рост размеров танкеров соответственно снижает себестоимость перевозки груза. Появились крупнотоннажные танкеры и супертанкеры: VLCC – Very Large Crude Oil Carrier – (англ.: очень большое судно для перевозки сырой нефти) и ULCC – Ultra Large Crude Oil Carrier – (англ.: сверх большое судно для перевозки сырой нефти). Но их рост не беспределен, так например уже очень большие супертанкеры не могут заходить в некоторые порты по своим габаритам и осадке, имеются также трудности в управлении такими судами. Есть мнение, что сейчас большинство крупнотоннажных танкеров достигло своих оптимальных размеров.

Процесс погрузки/выгрузки происходит достаточно быстро, т.к. суда оборудованы мощными насосными системами. Для приема и обработки крупнотоннажных танкеров многие порты выносят далеко в море свои нефтяные причалы, которые соединены с берегом нефтепроводом, либо обрабатывают их на рейде.

Большое распространение получили различные суда для перевозки сжиженных газов, жидких химикатов, кислот, щелочей и т.д. Многие суда могут одновременно перевозить до 5-6 видов различных жидких грузов. Наливной флот очень востребован и составляет значительную часть мирового судового тоннажа.

Балкеры(to bulk(англ.)-насыпать) — суда для перевозки насыпных грузов. Также не имеют специальных грузовых механизмов, только большие трюмы для груза.Само появление этого типа судов (Bulk Carrier), объясняют возрастающими потребностями экономически развитых стран в бесперебойном обеспечении производств сырьевыми ресурсами и соответственно, перевозок таких грузов. Это, как правило, однопалубные суда с большими трюмами, которые наилучшим образом приспособлены для перевозки навалочных грузов и их погрузки/выгрузки. Трюмы закрываются крышками, которые могут сдвигаться, складываться, открываться и т.д. Балкеры не имеют своего перегрузочного оборудования. Они предназначены для перевозки зерна, руды, угля и других насыпных грузов. С течением времени балкеры начинают перевозить не только навалочные, но и жидкие грузы. Появились комбинированные суда. В оборот вошли так называемые суда типа OBO (Ore Bulk Oil –руда, навалочный груз, нефть) и OBC (Ore Bulk Containers – руда, навалочный груз, контейнеры). Появились также суда, предназначенные для перевозки навалочных грузов и автомобилей. Часть трюмов этих судов служит для перевозки автомобилей, и оборудована специальными подвесными платформами для их загрузки. Все это технические новшества сделаны для того, чтобы обеспечить максимально эффективное использование этих судов в перевозке грузов различного назначения. Постоянно меняющаяся конъюнктура спроса и предложения сырьевых ресурсов вносит свои корректировки в грузовые перевозки и модификацию судов, предназначенных для этих перевозок.

Универсальные сухогрузные суда — перевозят генеральный груз, а также тяжеловесный и негабаритный груз. Эти суда в основном предназначены для перевозки генеральных грузов в упаковке, а также негабаритных и тяжеловесных грузов. Они имеют несколько трюмов с большими люками для облегчения погрузочно-разгрузочных работ. Те грузы, которые не проходят в трюмы, надежно закрепляются на палубе с помощью тросов и специальных приспособлений. Сухогрузные суда оборудованы грузовыми кранами и стрелами для погрузки и разгрузки. Особое внимание при погрузке в трюмы уделяется тому, чтобы избежать малейшего смещения груза, т.к. это может привести к опрокидыванию судна.К этому типу судов можно отнести и рефрижераторные суда, которые осуществляют перевозки мяса, рыбы, фруктов. Они также снабжены различными приспособлениями для погрузки/разгрузки.

Универсальные сухогрузные суда удобны тем, что могут вставать у причалов, не оборудованных перегрузочной техникой и сами производить погрузку/выгрузку.В последнее время появились устойчивые тенденции в увеличивающихся перевозках негабаритных и тяжеловесных грузов. Это различное оборудование для промышленности и добывающих производств.Универсальные сухогрузные суда уверенно держат свои позиции в вопросах перевозки грузов, необходимых для бесперебойной работы многих отраслей мировой экономики.

Ролкеры — суда для перевозки грузов, использующие горизонтальный способ погрузки –выгрузки.

Основные типы таких судов:

— тип «ро-ро» — только горизонтальный способ погрузки – накатная техника, грузы на европаллетах,

— тип «ло-ро» — смешанный тип погрузки –горизонтальный и вертикальный (т.е. с помощью крана)

Увеличение международных перевозок груза и унификация самих генеральных грузов повлекли за собой необходимость в новых технологиях перегрузки и соответственно, новых судов для этих целей. Это специальные суда — ролкеры, с горизонтальным способом погрузки (англ. roll on — roll off – вкатывай — выкатывай). Они предназначены для перевозки автомобилей, другой колесной техники, ролл – трейлеров, контейнеров на полуприцепах или площадках, а также грузов на поддонах или европаллетах, которые завозятся на грузовые палубы ролкера вилочными погрузчиками. По конструктивным особенностям, целевым назначениям, районам плавания и видом перевозимых грузов, ролкеры можно условно разделить на следующие виды судов:

  • грузовые ролкеры;
  • автомобильно-пассажирские и железнодорожные паромы;
  • автомобилевозы;
  • комбинированные и многоцелевые суда.

Суда – ролкеры используются как в линейном, так и в трамповом судоходстве. Очень распространены при перевозках грузов в Европе, но могут с успехом использоваться на трансокеанских линиях, например из Европы в Америку или Азию.

Сами ролкеры получили свое применение в годы второй мировой войны в десантных операциях. Одно из основных преимуществ накатной технологии — это возможность использования для грузовых операций практически любые причалы и порты. Широкое применение в перевозках грузов эти суда получили в 60-х годах.

Первый специализированный грузовой ролкер начал эксплуатироваться датской компанией «ДФДС» в конце 60-х годов. Появление таких специализированных судов вызвало достаточно большое недоверие многих известных судовладельческих компаний, занятых в морских перевозках. В первую очередь это было вызвано высокой стоимостью строительства таких судов. Но способность организации погрузки – выгрузки практически на любых причалах быстро выдвинуло ролкеры на передовые позиции в международной перевозке грузов.

Погрузка и разгрузка ролкеров осуществляется при помощи грузовой рампы, соединяющей борт судна с причалом. Существуют кормовые, носовые и бортовые рампы. Наиболее часто применяются кормовые пампы, которые бывают двух видов: прямая или угловая. Угловая более универсальна, т.к. позволяет судну швартоваться и производить разгрузку у любого причала, тогда как прямая рампа может обеспечить погрузку – выгрузку грузов только если судно становится кормой к причалу. Сам причал в свою очередь должен иметь форму перевернутой буквы «Г». Бортовые и носовые рампы используются в качестве дополнительных к кормовым, для возможности обеспечение погрузки или выгрузки одновременно в два потока.

В 70-80 годы ролкерный флот развивается быстрыми темпами. Ролкеры выходят на рынок контейнерных перевозок, используя все свои «фирменные» преимущества для перевозки грузов.

Ролкер, осуществляющий перевозку контейнеров на верхней палубе, имеет возможность одновременно производить погрузку или выгрузку контейнеров с палубы специальными кранами – контейнерными перегружателями, а из грузовых помещений через кормовую рампу закатывать или выкатывать колесную технику, и прочие ро — ро грузы, увеличивая в разы скорость грузовых операций.

Многие ролкеры имеют собственный парк специальной перегрузочной техники, что позволяет значительно ускорить процесс разгрузки судна. Это вилочные погрузчики, тягачи для ролл – трейлеров, тельферы и т.д.

К ролкерам можно отнести и паромы, т.к. все они загружаются накатной техникой через специальные устройства для заезда техники – кормовые или носовые аппарели.

Паромы относятся к категории накатных пассажирских судов. Судно считается пассажирским, если оно перевозит более 12 пассажиров. Расцвет пассажирского флота пришелся на период между двумя мировыми войнами, т.е. в то время они были наиболее востребованы, строились очень быстрыми темпами и все время модернизировались. В начале и середине 20 века пассажирские перевозки через Атлантический океан пользовались большим спросом. Увеличивающийся пассажиропоток между Старым светом (Европой) и Америкой порождал серьезную конкурентную борьбу между крупными судостроительными и судоходными компаниями. Ведущие компании Германии, Англии, Франции, Италии боролись за перевозки пассажиров. Для достижения этого делалось все: увеличивались размеры океанских лайнеров, повышался комфорт, но самым главной составляющей была скорость. На это делались ставки. Даже появился специальный приз: «Голубая лента Атлантики». Этим призом награждались самые быстроходные лайнеры Атлантики. Это была своего рода «гонка современных чайных клиперов». Но в двадцатом веке звучат другие имена: «Мавритания», «Бремен», «Европа», «Нормандия», «Куин Мэри» и «Куин Элизабет». Абсолютный рекорд скорости поставил лайнер «Юнайтед Стейтс»: он пересек Атлантический океан за 3 дня 10 часов и 40 минут, показав при этом скорость 35,5 узлов. Но такие скорости уже не вписываются в положительные коммерческие показатели пассажирских перевозок, т.к. достигалось это за счет очень большого увеличения мощности, и соответственно огромного расхода топлива. Поэтому «Юнайтед Стейтс» стал убыточным и был поставлен на прикол.

Но с развитием авиации, в особенности перелетов с континента на континент, постепенно наметилось падение спроса на морские пассажирские перевозки. Вполне понятно, что большинство пассажиров стали предпочитать авиаперелеты. С течением времени и условий рынка, пассажирские суда становятся круизными (англ. cruise – морское путешествие), т.е. используются не столько для морских перевозок людей, сколько для морских путешествий, в т.ч. кругосветных. Они становятся более комфортабельными, просторными, с многочисленными сервисами и развлечениями, словом полностью удовлетворяют желаниям пассажиров.

Паромы среди пассажирских судов представляют отдельную группу. Они предназначены для перевозки пассажиров и колесных грузов (легковых автомобилей, трейлеров, сельскохозяйственной, дорожной и промышленной техники и т.п.), а также железнодорожных вагонов. Очень активно паромное сообщение начало развиваться в начале 70-х годов прошлого столетия. Паромное сообщение очень развито в Европе, особенно в Балтийском, Северном, Средиземном и Адриатическом морях, странах Азии. Это связано с высоким индустриальным развитием Европейских стран, хорошим уровнем жизни, что позволяет людям путешествовать вместе со своими автомобилями, а также большим объемом международной торговли, и соответственно, значительным ростом перевозок груза автомобильным транспортом.

Особенности конструкции паромов в том, что на одной или нескольких нижних палубах размещаются грузовые и легковые автомобили, железнодорожные вагоны, другой накатный груз. Для заезда колесной техники на паром используют носовые и кормовые рампы, специальные устройства для въезда автомобилей, и бортовые лацпорты – специальные технологические отверстия. Для выгрузки колесной техники обычно используют т.н. «сквозную» систему движения: въезд в одни ворота, выезд — в другие. Как говорилось выше, для перевозки автомобилей используется одна или несколько палуб. Если на пароме несколько палуб, то машины передвигаются с палубы на палубу на лифтах или по специальным наклонным площадкам – аппарелям. На некоторых паромах применяются откидные платформы для легковых автомобилей, что существенно повышает загрузку парома. Эти платформы оснащены наклонными заездами наподобие аппарели. Обычно высоту автомобильных палуб устанавливают из расчета свободного заезда и размещения на ней по высоте стандартной еврофуры, т.е. — 4,0-5,0 м. На некоторых паромах есть специальная техника — тягачи для трейлеров, вилочные погрузчики для перемещения и размещения палубного груза. По уровню комфорта для пассажиров паромы практически ничем не отличаются от пассажирских круизных судов. Они имеют развитую инфраструктуру развлечений и отдыха, рестораны, магазины, салоны красоты, фитнесс и спа-центры.

Контейнеровозы

Появление в 60-х годах прошлого столетия универсальной тары для перевозки грузов – контейнера, обусловило появление специальных судов – контейнеровозов. Суда – контейнеровозы подразделяются на две группы: морские и фидерные.Морские контейнеровозы наиболее распространены в судоходстве. Они выполняют рейсы на межконтинентальных линиях – Европа – Азия, Европа — Северная и Южная Америки и т.д. Естественно, что морские контейнеровозы перевозят гораздо больше контейнеров, чем фидерные. Фидерные суда в основном работают на доставке контейнеров из малых портов в большие, где контейнеры консолидируются и грузятся на морские и океанские суда для дальнейшей перевозки на другие континенты. Рынок контейнерных перевозок очень динамичен. Буквально за два десятилетия контейнерные перевозки вышли на первое место в мире. Вместе с их развитием началось массовое строительство новых типов контейнеровозов. Конструктивно, суда – контейнеровозы устроены таким образом, что их трюмы оборудованы вертикальными направляющими, по которым контейнера ставятся в трюм один на другой наподобие кубиков в детской игре. При этом направляющие выполняют две роли – облегчают погрузку контейнеров и исключают горизонтальное смещение при качке. Для наиболее рационального использования контейнеровозов, часть контейнеров после загрузки трюмов, грузится на палубу. Особое внимание уделяется размещению и креплению контейнеров на палубе, т.к. они подвержены всем превратностям морской стихии. Контейнера на палубе крепятся специальными приспособлениями: штангами, цепями, талрепами. Обычно соотношение между контейнерами в трюмах и на палубе примерно три к одному. Как правило, контейнеровозы не имеют никаких грузовых приспособлений для разгрузки контейнеров. У контейнеровозов очень высокие палубные надстройки, где помещаются каюты экипажа и технические помещения, чтобы несколько ярусов контейнеров на палубе не закрывали обзор. Носовые мачты оборудованы телекамерами. Все современные контейнеровозы имеют очень сильную техническую оснащенность, и оборудованы по последнему слову техники.

www.seajobs.ru

Типы морских судов для перевозки грузов

На сегодняшний день, перевозятся очень большие объемы грузов между странами Европы и Азии, поэтому их перевозки осуществляются с помощью морского транспорта. Морские перевозки грузов менее затратны, чем доставка с помощью автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта. По морю осуществляется доставка самых различных грузов — нефтепродукты, зерновые культуры, газ, животные, оборудование, строительная и сельхоз. техника. Для перевозки каждого из вышеперечисленных грузов существуют различные типы морских судов.

В соответствии с классификацией грузов существуют следующие транспортные суда: узкоспециализированные (доставка только определенного типа груза), специализированные (доставка двух или более типов грузов одной категории), суда двойной специализации (транспортировка грузов разных категорий), многоцелевые (перевозка грузов разных категорий, с возможностью перегрузки горизонтальным и вертикальным способом) и универсальные (перевозки любых грузов).

Основным признаком классификации морских судов является их предназначение.

Все гражданские суда разделяют на:

  1. промышленные
  2. транспортные
    1. — пассажирские
    2. — грузовые:
      1. наливные (танкер, газовоз)
      2. сухогрузные:
        1. суда общего назначения
        2. специализированные (лесовоз, контейнеровоз, ролкер, балкер, рефрижераторные)
        3. — специальные:
          1. паромы
          2. буксиры
          3. — грузопассажирские
          4. суда технического флота

          Кроме вышеуказанных классификаций, существуют множество других, которые основываются на район плавания морских судов, класс двигателя и грузоподъемности.

          Сухогрузные суда общего назначения являются наиболее распространенным типом и предназначены для доставки генеральных грузов, а также негабаритных и крупнотоннажных. Они оснащены кранами и стрелами для погрузочно-разгрузочных работ. Грузы могут быть упакованы самыми различными способами – в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Сухогрузы (сухогрузные суда) имеют две палубы и объемные грузовые трюмы, которые занимают основную часть корпуса. В качестве погрузочной техники применяются краны грузоподъемностью до 200 тонн. Как правило, на современных судах такого типа есть один рефрижераторный трюм, предназначенный для перевозки грузов с определенным температурным режимом.

          Специализированные сухогрузные суда транспортируют однородные грузы и называются по типу перевозимого груза — лесовозы, контейнерные, рефрижераторные, скотовозы, ролкеры, балкеры.

          Морские рефрижераторные суда используются для перевозки продуктов (овощи, мяса, фруктов). Их грузоподъемность достигает 8-12 тысяч тонн. Грузовые трюмы таких судов оборудованы холодильными установками и имеют хорошую теплоизоляцию. В зависимости от требования клиента в трюмах может поддерживаться температура от +6 до -20 o С.

          Некоторые морские рефрижераторные суда имеют очень мощные холодильные установки, которые способны не только поддерживать необходимую температуру, но и осуществить быстрое замораживание товара (производственно-транспортные морские рефрижераторные суда). Некоторые суда, которые предназначены для перевозки овощей и фруктов, имеют усиленную вентиляцию грузовых трюмов.

          Контейнерные суда (контейнеровоз) предназначен для транспортировки груза, упакованного в стандартный ISO контейнер. Длина контейнерного судна колеблется от 80 до 400 м, грузоподъемность — 8 – 20 тысяч тонн, вместимость — 250 — 18 тыс. контейнеров. Такие суда могут быть настолько автоматизированы, что экипаж может составлять всего 10-14 человек.

          Трюм морского контейнеровоза оснащен вертикальными направляющими, которые облегчают загрузку морских контейнеров (контейнера ставятся один на другой) и исключают их смещение при качке судна. После загрузки контейнеров в трюмы, их загружают на палубу, там они крепятся специальными приспособлениями: штангами, цепями, талрепами.

          Погрузочно-разгрузочные работы проходят в десятки раз быстрее, чем в сухогрузных судах общего назначения, так как в трюмы грузят стандартные морские контейнеры с грузом, а не штучные грузы — различных габаритов и тоннажа. Разгрузка такого судна происходит с использованием портовой грузоподъемной техники — козловые краны грузоподъемностью до 25 тонн.

          Разновидностью контейнеровозов являются лихтеровозы — суда для транспортировки плавучих барж. Такие баржи, грузоподъемностью 370-2000 тонн, выгружают с лихтеровоза на воду, после чего буксируют к необходимому причалу. Лихтеровозы используют в тех местах, где большие суда не проходят по какой либо причине.

          Ролкеры (трейлерные суда, судно типа ро-ро) тип грузовых транспортных судов, с возможностью горизонтальной погрузки техники, на колесной базе, через откидную корму — грузовые и легковые автомобили, ж/д вагоны и т.д. Техника загружается на судно самозаездом или с помощью терминальных тягачей грузоподъемностью до 30 тонн. Грузоподъемность таких судов — 1 – 10 тысяч тонн. Основным преимуществом ролкера считается высокая скорость загрузки/выгрузки. Корпус ролкера загружается накатной техникой, а палуба используется для перевозки морских 20- и 40- футовых контейнеров. Ролкер является по своей сути паромом, только грузовым.

          Балкер — это тип судна для перевозки навалочных и насыпных грузов без тары, используется для перевозки угля, стройматериалов, зерновых, песка, щебня, руды. Балкеры, это однопалубные суда, от других отличаются большой грузоподъемностью (около 150 тысяч тонн) и небольшой скоростью хода. Трюмы балкеров имеют наклонные стенки (нижняя и верхняя часть) для самораспределение сыпучего груза. Большинство таких судов не имеют погрузочных устройств, их загружают с помощью портовой погрузочной техники. Некоторые балкеры оснащают ленточными транспортерами, которые выгружают из трюма груз, так называемые саморазгружающиеся суда.

          Лесовозы — служат для доставки леса (кругляка) и пиломатериалов, как правило – однопалубные. Морские лесовозы усиленны ледовыми подкреплениями, которые позволяют заходить в порты Полярного бассейна.

          Танкер является наиболее распространенным видом транспортных судов, используется для транспортировки нефтепродуктов и прочих наливных грузов. Танкер, это однопалубное судно, его грузоподъемность достигает до 400 тысяч тонн. Верхняя палуба такого судна оснащена множеством труб, через которые происходит налив и слив груза. Грузовая часть таких судов делится поперечными и продольными переборками на грузовые танки (отсеки), которые заполняются наливным грузом. Танкер имеет насосное отделение, с помощью которого происходит разгрузка наливного груза. Такие суда оснащены двойным дном и двойными бортами — для предотвращения попадания груза в окружающею среду. Некоторые суда такого типа могут одновременно перевезти до 5 типов наливных грузов. Разгрузка танкеров происходит возле далеко выступающих причалов, от которых идут нефтепроводы к берегу.

          Газовозы осуществляют перевозки различных газов (пропан, метан, аммиак), которые перевозятся в сжиженном состоянии. Морские газовозы имеют вкладные цистерны цилиндрической, прямоугольной и сферической формы. Например, газовозы, для доставки метана, который перевозится при температуре до -160 o С, имеют цистерны прямоугольной формы. Морские газовозы оборудованы насосами, системой трубопроводов, компрессорами — для выполнения разгрузочных операций.

          Морские паромы бывают пассажирские, автомобильно-железнодорожные, железнодорожные, автомобильно-пассажирские, которые связывают наземные дорожные магистрали. Они предназначены для перевозки ж/д вагонов, автопоездов, пассажиров. Их грузоподъемность колеблется от 300 до 60 тысяч тонн. Для заезда техники на морской паром используются кормовые и носовые рампы, а также бортовые лацпорты. Паром может иметь несколько палуб, колесная техника перемещается по ним с помощью лифтов или по аппарелям. На паромах имеются пассажирские помещения, бары, рестораны, развлекательные центры для пассажиров. В среднем, автомобильно-пассажирский паром способен перевезти 150-200 автомобилей и 900-1000 пассажиров, а железнодорожный — до 50 ж/д вагонов. Для выгрузки автомобилей из парома используют сквозную систему- заезд и выезд колесной техники через разные ворота.

          Буксир, Буксир-Толкач – это движущее средство для несамоходных и самоходных судов. Буксиры-толкачи, в отличие от буксиров, приводят в движение несамоходные суда.

          Особым типом транспортных судов являются морские скотовозы. Такими судами являются «Stella Deneb», «Becrux». Becrux может перевезти одним рейсом около 16 тысяч голов скота, Stella Deneb — 22 тысячи голов. Becrux имеет девять палуб для скота, «Stella Deneb» — шесть. Доставка скота на судно происходит с помощью автопоездов-скотовозов или железнодорожным составом. Морские суда для перевозки скота оборудованы мощной системой вентиляции, состоящей из нескольких десятков вентиляторов. Корм для животных находится в спецхранилище, которое состоит из бункеров. Функция бункеров заключается в доставки корма на палубы судна. Из каждого бункера корм подается на множество конвейеров, которые доставляют его «потребителю».

          В случае падежа скота его выбрасывают за борт – где туша станет добычей для морских хищных рыб.

          www.pereezd.net.ua

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
  • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]