Доплаты за стаж библиотекарю

Можно ли платить библиотекарю больше 100% за стаж работы?

Библиотекарь получает 100%-ую надбавку за стаж (90% за стаж непрерывной работы библиотекаря и 10% за общий трудовой стаж в школе). С 29 декабря 2017г. наступает период — 50 лет непрерывного стажа библиотекаря. Нужно ли ему платить теперь 100% за непрерывный стаж вместо 90%? Тогда выплата в общем за стаж будет не 100%, а 110%.

Ответы юристов (2)

Можно ли платить библиотекарю больше 100% за стаж работы

как у Вас регулируется оплата труда? Положение об оплате труда, о премировании у Вас имеется? Как там прописаны эти моменты?

Нужно ли ему платить теперь 100% за непрерывный стаж вместо 90%? Тогда выплата в общем за стаж будет не 100%, а 110%.

Если это соответствует Вашим Положениям об оплате труда то да.

С уважением, Суворова Виктория.

​Выплата за стаж работы библиотекарю осуществляется в соответствии с локальными правовыми актами организации.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 Т КРФ)

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Размер надбавки за выслугу лет для различных служащих в 2018 году

В отношении ряда должностей предусмотрена нормативными документами процентная надбавка за выслугу лет. Кроме того, коммерческие организации по своему усмотрению вправе устанавливать такую доплату к заработной плате своих сотрудников на основании внутренней документации. Какая надбавка установлена для военнослужащих, госслужащих, педагогов, медработников с 1 января 2018 года? Как можно добавить процент начисления оплаты труда для прочих работников коммерческой фирмы?

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Что такое надбавка за выслугу лет?

Это выплата, добавляемой к зарплате сотрудника за достижение определенной длительности рабочего стажа на конкретной должности, для которой доплата предусмотрена законом или самостоятельным решением работодателя.

Подобные выплаты способствуют более качественной работе персонала определенных служб, а также предупреждает возможную текучку кадров.

Если для определенных сфер труда об уменьшении текучести кадров заботится государство (военнослужащие, МВД, МЧС, госслужащие и прочие), то устранить постоянное обновление персонала в прочих коммерческих организациях помогут надбавки, устанавливаемые руководством по собственному желанию. Если компания заботится о своих работниках, дорожит ценными кадрами, то в ЛНА такой пункт обычно прописывается.

Надбавка зависит от выслуги лет, стажа работы, что вполне логично. Чем дольше человек работает на определенной должности, тем большую оплату он получает. При этом важно, что увеличивается не размер заработной платы, а величина доплаты к ней.

Кто имеет право на надбавку за выслугу по закону

К числу служащих и работников, которым по закону положена доплата за выслугу лет относят:

  • судей;
  • госслужащих;
  • военнослужащие — для данной категории служащих надбавка повышается с 1 января 2018 года;
  • МВД;
  • педагоги;
  • медработники;
  • сотрудники театров, библиотек, музеев;
  • прочие работники бюджетной сферы.

Устанавливается данная доплата в процентном виде. То есть к установленному для должности окладу добавляется определенный процент от него. При этом чем больше стаж работы (выслуга лет), тем выше процент надбавки к заработной плате.

Размер процента зависит от сферы работы сотрудника, региона нахождения рабочего места. Финансирование проводится за счет бюджетных средств.

Для правильного расчета процентной надбавки необходимо верно рассчитать выслугу лет, для этого суммируется весь стаж работы даже при наличии длительных прерываний в работе данной сферы.

Надбавка за выслугу лет военнослужащим с 1 января 2018

Для военнослужащих данная доплата повышается с начала января 2018 года, изменения касаются положений Закона 306-ФЗ от 07.11.2011.

Надбавка военнослужащим до конца 2017 года имеет следующие процентные значения:

С 1 января 2018 года планируется повышение указанных процентных значений в зависимости выслуги лет. Предполагается, что изменения для военнослужащих будут следующими:

Помимо такой надбавки военнослужащим по контракту за выслугу лет, граждане, отслужившие более 25 лет, имеют право на доплату к пенсии в размере 25%, если будут уволены со службы.

Надбавка за выслугу лет для госслужащих

Для государственных служащих доплата устанавливается в размере от 10 до 30 процентов, а для некоторых российских субъектов до 40 процентов. В таблице ниже приведена процентная доплата для госслужащих.

Повышение уровня заработной платы начинается уже после одного года работы на госслужбе. Далее каждые 5 лет набавка повышается на 5%. При стаже от 15 лет процент более не повышается. Но кроме данной выплаты госслужащие могут получать и ряд других за прочие заслуги.

Надбавка в 2018 году устанавливается Законом 79-ФЗ от 27.07.2004 в ред. от 29.07.2017 (п.5 ст.50).

Доплата для судей

Процентная доплата устанавливается ст.19 закона 3132-1 от 26.06.1992 в ред. от 28.12.2016. Размер процента на 2018 год смотрите в таблице ниже:

Выслуга лет, л.

Процентная надбавка, %

Надбавка для сотрудников МВД

Сотрудники МВД имеют доплату за стаж работы в соответствии с приказом №65 от 31.01.2013 (приложение 1).

Доплата бюджетным работникам

Медицинские, педагогические работники и прочие категории бюджетной сферы имеют право на получение надбавки в зависимости от выслуги лет. Процентный показатель разрабатывается в каждом бюджетном учреждении в соответствии с нормами, принятыми в регионе. При этом нужно руководствоваться ТК РФ и законодательными нормативными документами.

Выслугу лет считают по стажу работы, правила исчисления которого также регулируется нормативной документацией.

Размер доплаты зависит от множества факторов — должности, региона, сферы, достижений, загруженности.

Как установить надбавку к зарплате коммерческим компаниям

Надбавка в данном случае будет являться одним из видов стимулирующих выплат, размер которой организация вправе установить самостоятельно, прописав ее в одном из локальных актов, соглашении.

Доплату можно прописать в:

  • коллективном соглашении;
  • положении о премировании или об оплате труда;
  • соглашении, подписанном с определенным сотрудником.
  • ином ЛНА.
  • Надбавку работодатель в таких случаях выплачивает самостоятельно, расходы ему никто не возмещает. При этом данные выплаты возможно включить в общую величину расходов на оплату труда и учесть при вычислении налога с прибыли.

    Важно понимать, что работодателя никто не обязывает устанавливать надбавку, делает он это по собственной инициативе, в размере, который он считает оправданным. Важно также понимать, что если такая доплата предусмотрена, то работодатель обязан ее выплачивать сотрудникам, отказать в надбавке он не вправе.

    Надбавка за выслугу (длительность работы в коммерческой организации) обычно устанавливается в процентном виде от оклада (без учета прочих премиальных, стимулирующих выплат) с учетом отработанного в месяце времени. Ее выплата производится за все периоды трудоустройства в компании, включая периоды нахождения в отпуске, командировке, на больничном и пр.

    На практике компании варьируют процент надбавку в диапазоне от 5 до 30 %-тов в зависимости от числа отработанных лет (трудового стажа). Выплаты производятся ежемесячно, обычно вместе с заработной платой. Возможно установить другую периодичность выплаты.

    НДФЛ и страховые взносы с надбавки

    Доплата за выслугу лет в обязательном порядке облагается подоходным налогом с удержанием налоговой суммы из величины доплаты и последующим перечислением этой суммы в бюджет.

    Работник получает доплаты за вычетом НДФЛ. То есть действуют те же правила начисления, что и в отношении стандартной заработной платы, оклада.

    Уплатить НДФЛ нужно не позднее последующего дня за датой выдачи надбавки.

    Что касается страховых взносов, то тут также никаких отличий от обычно выплаты по оплате труда. Начисляются на надбавку за выслугу лет все положенные страховые отчисления — пенсионные, медицинские, социальные общим процентом 30%. Этот процент уплачивается в ИФНС ежемесячно до 15-того числа за прошлый месяц.

    Кроме того, в ФСС уплачивается соцвзнос на травматизм, процент которого зависит от должности работника и условиях его работы. Стандартный процентный тариф по данному страховому взносу — 0.2%.

    Вопросы и ответы по теме надбавки за стаж работы

    Вопрос 1: Может ли организация сама установить надбавку для своих работников в зависимости от отработанных лет?

    Ответ: Если по закону доплата не положена, то работодатель вправе ее установить самостоятельно, прописав в коллективном договоре или ином ЛНА.

    Вопрос 2: Какой код дохода использовать для надбавки за выслугу лет?

    Ответ: В соответствии с изменениями, внесенными приказом ФНС №ММВ-7-11/633@ в приказ ММВ-7-11/387@, для надбавки за стаж нужно использовать код 2000.

    Задайте свой вопрос ниже в комментариях и получите на него ответ!

    Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

    Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

    Задайте вопрос бесплатно здесь — если вы проживаете в другом регионе.

    buhland.ru

    Положена ли надбавка за стаж библиотекарю, работающему в данный момент библиотекарем, если стаж работы прерывался на основании выхода данного работника на пенсию с должности библиотекаря

    Вопрос-ответ по теме

    Положена ли надбавка за стаж библиотекарю, работающему в данный момент библиотекарем, если стаж работы прерывался на основании выхода данного работника на пенсию с должности библиотекаря?

    Надбавка сохраняется, так как трудовой стаж не считается прерванным.

    Согласно п. 25 Приказа Минтруда России от 22.11.1990 г. № 2 непрерывный трудовой стаж сохраняется, если работник уволился по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Так как стаж не прерывался, надбавка работнику положена.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

    ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 22.11.1990 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами»

    «25. Непрерывный трудовой стаж сохраняется, независимо от продолжительности перерыва в работе, после увольнения работника по собственному желанию в связи с уходом на пенсию; достижения им пенсионного возраста или при наличии права на полную пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по другим основаниям, кроме перечисленных в пункте 27 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2. Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям, если они достигли возраста, необходимого для назначения пенсии по старости.

    Непрерывный трудовой стаж сохраняется также независимо от того, работал ли пенсионер в период нахождения на пенсии в других районах страны или не работал.

    Указанный порядок сохранения непрерывного стажа пенсионерам применяется и в случаях увольнения пенсионеров до выхода постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458. При этом стаж, дающий право на получение льгот пенсионерам, суммируется, независимо от длительности перерывов в работе.

    Перерасчет и начисление надбавок с учетом суммированного стажа пенсионерам производить с 1 июля 1991 года*.»

    www.law.ru

    Положение о доплатах и надбавках

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящее положение разработано на основе: приказа Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию №463/1263 от 31 августа 1995 года «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования к группам по оплате»; распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.06.1996 года № 1037-Р «О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования»; Постановления Министерства труда Российской Федерации №48 от 04.03.93 года «Об установлении доплат и надбавок работникам образовательных учреждений»; письма Министерства образования Российской Федерации 09.04.93 г. №67-М «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования»; п.7.2.1. Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работникам образовательных учреждений и приложение к письму Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.01. №20-58-196/20-5/7

    1.2. Настоящее положение вводится с целью материального стимулирования труда работников, повышения качества их работы, профессионального мастерства и укрепления трудовой дисциплины.

    1.3. Средства на установление доплат и надбавок работникам формируются из надтарифного фонда, который не должен превышать 25% фонда оплаты труда.

    1.4. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются работникам (включая членов администрации) в процентном отношении к ставкам (окладам), количеству часов на учебный год или в суммарном отношении по итогам работы за месяц.

    1.5. Размеры доплат и надбавок стимулирующего характера устанавливаются администрацией в зависимости от дополнительного объема работ, выполняемого работником, качества выполнения, наличия средств надтарифного фонда на основании данного Положения.

    1.6. Размер доплат и надбавок может устанавливаться

    — на весь учебный год с 1 сентября

    — ежемесячно в течение учебного года

    — с момента приема на работу

    1.7. При изменении качества работы установленные надбавки и доплаты могут быть пересмотрены или сняты в течение учебного года приказом директора школы.

    1.8. Размер доплат и надбавок производится на основании приказа директора школы

    1.9. Данное Положение вступает в силу с момента издания приказа директора об его утверждении и введении в действие сроком на 2 года.

    1.10. Данное Положение по мере необходимости может быть пересмотрено. Все изменения и дополнения вносятся после обсуждения и принятия общим собранием трудового коллектива.

    Доплаты работникам школы производятся за дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника.

    2.1. Педагогическим работникам (включая членов администрации) и работникам учебно-вспомогательного персонала доплаты производятся за:

    1. классное руководство до 15 %;

    при результативной авторской системе до 40%

    2. проверку тетрадей учителям математики, иностранного языка до 10%

    русского языка и литературы 5-11 кл. до 15 %

    учителям начальной школы до 15 %

    учителям географии, биологии, физики, химии, черчения, рисования, информатики до 5 %

    3. заведование учебными кабинетами, мастерскими от 5% до 20%,

    (по итогам смотра кабинетов и мастерских с интервалом 1 раз в три года)

    4. За вредные условия труда:

    учителям химии 12 %

    учителям информатики, технику-лаборанту ОИВТ 12 %

    за обслуживание и ремонт вычислительной техники до 5 % за компьютер

    преподавателям труда за работу в мастерских 12 %

    учителям физической культуры (зимнее время) 12 %

    5. заведование спортзалом, до 5%

    содержание спортивного инвентаря до 30 %

    6. внеклассную работу по предмету до 10%

    7. руководство школьным методическим

    объединением, РМО до 15%

    8. работу в школьной аттестационной комиссии до 10%

    9. организацию каникулярного отдыха детей до 50%

    10. организацию работы по гражданской обороне и по противопожарной безопасности до 10%

    11. организацию работы по охране труда до 10%

    12. выполнение обязанностей секретаря педсовета и совещаний, написание протоколов до 5%

    13. организацию работы профсоюзного комитета или Совета трудового коллектива до 10%

    14. проведение методических семинаров для педагогов

    работников школы на базе школы, в масштабе города, области до 30%

    15. расширение объема выполняемой работы в связи с решением проблем безнадзорности,

    беспризорности, бродяжничество среди учащихся до 20%

    16. расширение, увеличение объема выполняемой работы в связи

    с отсутствием одного из работников до 50%

    17. организацию и проведение работы по социальному проектированию до 100%

    18. успешное проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися до 30%

    19. За работу в классах развивающего обучения, в классах, работающих по углубленной программе:

    в начальной школе до 15%

    в средней и старшей школе до 10%

    20. За работу в коррекционных классах до 20%

    21. Молодым специалистам по закону об образовании Пермской области.

    22. За работу в микрорайоне социальным педагогом до 60%

    23. Библиотекарю за работу с учебниками до 40%

    24. диспетчеру по расписанию до 70%

    25. участие в работе проблемных творческих групп до 50 %

    26. обучение детей на дому до 20 %

    27. за увеличение объема работы при межведомственном взаимодействии до 30 %

    2.2. Работникам обслуживающего персонала доплаты производятся за

    1. выполнение разгрузочно-загрузочных работ до 50%

    2. ремонт школьных помещений до 100%

    3. ремонт автотранспорта до 50%

    3.1. Надбавки членам администрации:

    1. директору устанавливается надбавка приказом УСО до 200%

    2. заместителям директора, руководителям структурных подразделений

    устанавливаются за сложность напряженность и интенсивность работы за:

    3. творческий подход к работе, введение новых

    технологий в образовательный процесс до 20%

    4. организацию работы по разработке новых

    образовательных программ до 50%

    5. высокую результативность работы по итогам

    учебного года: до 30%

    — сохранность контингента учащихся

    — снижение количества безнадзорных, беспризорных и детей бродяжек

    — снижение количества неуспевающих учащихся

    — снижение пропусков уроков по неуважительной причине

    — снижение текучести кадров

    — качественная разработка нормативно-правовой базы школы

    — расширение воспитательного пространства в рамках школы и вне школы.

    4. хорошую подготовку школы к работе в новом учебном году до 30%

    5. выслугу лет на должности заместителя директора

    — от 2 до 5 лет 10%

    — от 5 до 10 лет 15%

    от 10 до 15 лет и более 20%

    6. высокое качество работы и в связи с юбилейными датами

    — 50 летием со дня рождения до 50 %

    — 55 летием со дня рождения до 60 %

    7. высокое качество проведения методической работы до 30%

    8. высокое качество проведения общешкольных

    внеклассных мероприятий до 30%

    9. организацию обучения учащихся по программе

    «Особый ребенок» до 10%

    10. здоровый образ жизни и работу в течении

    учебного года без больничных листов до 30%

    11. работу без аварийных ситуаций до 20%

    12. высокое качество работы в отчетном периоде до 50 %

    3.2. Надбавки педагогическим работникам устанавливаются за:

    1. творческий подход к работе, введение новых

    технологий в образовательный процесс до 30 %

    2. разработку новых образовательных программ

    и работу по ним до 50 %

    — высокую результативность в работе по итогам I , II полугодия:

    — значительное снижение пропусков уроков по неуважительной причине (по итогам четверти)

    — снижение количества беспризорных и детей бродяжек

    (по итогам полугодия)

    — увеличение количества учащихся обучающихся на «4» и «5»

    (по итогам четверти)

    — высокое качество воспитательной работы (нет нарушений Устава школы и т.д.)

    — активное участие в проекте ИСО

    4. переполняемость классов, групп сверх нормативов до 10%

    5. подготовку кабинетов к новому учебному году до 20%

    6. непрерывный стаж работы в данной школе

    — от 10 до 15 и более 20%

    7. высокое качество работы и в связи с юбилейными датами (разовая надбавка)

    — 25 летним стажем работы в данной школе до 50%

    — 50 летием со дня рождения до 50%

    — 55 летием со дня рождения до 60%

    — 60 летием со дня рождения до 100%

    8. высокое качество проведения воспитательных

    мероприятий до 30%

    9. организацию работы по подготовке призеров до 100%

    областных конкурсов, выставок,

    за 1 место – 7 дней

    2 место – 5 дней

    10. организацию работы по подготовке призеров до 100%

    городских конкурсов, выставок, соревнований

    или дополнительные дни к отпуску

    за 1 место – 6 дней

    11. организацию проектной деятельности с учащимися до 50 %

    12. участие в внутришкольных профессиональных конкурсах до 20 %

    Призовые места до 70 %

    13.участие в профессиональных конкурсах (район, область) до 30 %

    Призовые места до 100 %

    14. здоровый образ жизни и работу в течении учебного года

    без больничных листов до 10 %

    15. за участие в реализации национальных и региональных проектов до 50 %

    16. качественное проведение открытых мероприятий до 20 %

    17. высокое качество работы и в связи с государственными праздниками до 80 %

    3.3. Надбавки работникам обслуживающего и технического персонала устанавливаются за:

    1. высокое качество работы по соблюдению санитарно гигиенического режима в течение месяца до 30%

    2. непрерывный стаж работы в данной школе

    — от 5 до 10 лет 10%

    — от 10 до 15 и более 15%

    3. качественную подготовку школы к новому учебному году до 50%

    4. высокое качество работы и в связи с юбилейными датами работы в

    — 25 летний стаж работы в данной школе до 50%

    — 50 летие со дня рождения до 50%

    — 55 летие со дня рождения до 100%

    — 60 летие со дня рождения до 100%

    5. здоровый образ жизни и работу в течении года

    без больничных листов до 30%

    6. расширение, увеличение объема выполняемой работы до 100 %

    7. работу без аварийных ситуаций до 20%

    8. срочные (авральные) работы до 100 %

    9. ремонт школьных помещений до 100 %

    10 увеличение объема работы по уборке помещений до 20 %

    11. осуществление своевременного текущего ремонта систем отопления, водоснабжения, электросети до 30 %

    IV . ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И СРОК ВЫПЛАТЫ ДОПЛАТ И НАДБАВОК

    4.1. Представление к установлению доплат и надбавок осуществляется:

    1. на учителей, логопеда, психолога по результатам учебной работы заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

    2. на классных руководителей, воспитателей, старшую вожатую, соц. педагога, библиотекаря по результатам воспитательной работы заместителем директора по воспитательной работе.

    3. по результатам работы обслуживающего и технического персонала заместителем директора по административно-хозяйственной работе.

    4. на работников клубов заведующими КМЖ.

    5. по результатам работы членов администрации, руководителей клубами, работников бухгалтерии, секретаря директором школы.

    4.2. Ежемесячные доплаты и надбавки работникам в суммарном отношении устанавливаются при условии полной отработки им месячного фонда с 1 по 15 число каждого месяца без нарушений трудовой дисциплины.

    4.3. Представление к установлению доплат и надбавок производится директором школы до 11 числа с 10 по 10 число каждого месяца.

    4.4. Доплаты и надбавки выплачиваются вместе с заработной платой.

    www.sh4-krkam.edusite.ru

    Социальная защита: опыт субъектов Российской Федерации

    Федеральный Закон «О библиотечном деле» положил начало бурному процессу разработки аналогичных правовых актов в регионах России. Большинство субъектов РФ были вынуждены уделить в них значительное внимание вопросам социальной защиты библиотечных работников, предоставлению им льгот и социальных гарантий. Дело в том,что Федеральный закон » О библиотечном деле» в статье 26 дал отсылку к общим нормам трудового законодательства, но, к сожалению, нормативно не отразил спефику трудовых отношений, возникающих в библиотечной сфере.

    Восполнить существенный пробел федерального законодательства попытались региональные нормотворцы, которые в соответствии с действующей Конституцией РФ, Основами законодательства о культуре и другими законодательными актами были вправе уделить более пристальное внимание трудовым ресурсам библиотек и в первую очередь их социальной защите

    В региональные законы «О библиотечном деле» были включены специальные статьи о трудовых отношениях работников библиотек, а иногда, как это сделано, например, в Законе Республики Калмыкия и самостоятельные разделы о правах библиотечных работников в трудовой сфере. Развивая статьи региональных библиотечных законов о трудовых отношениях, некоторые субъекты РФ приняли специальные правовые акты, посвященные отдельным вопросам социальной защиты библиотечных работников.Так, Правительство Республики Мордовии утвердило в марте 1999 года постановление «О порядке установления и размере ежемесячной надбавки к должностному окладу за непрерывный стаж работы в библиотеке», а Глава администрации Белгородской области — в декабре 1998 года постановление «О поддержке библиотечного дела в области и мерах социальной защиты работников государственных ( областных) библиотек».

    Различные подходы к социальной защите работников библиотек выявляются в результате анализа регионального пласта библиотечного законотворчества. Однако, в их основе лежат две устоявшиеся формы социальной защиты библиотечных работников ( выплата дополнительных ( помимо заработной платы) финансовых средств и предоставление оплачиваемого свободного времени), варьируется лишь набор критериев,в соответствии с которыми они используются. Обычно в качестве таковых выступают:

    — характер выполняемой работы;

    — непрерывный библиотечный стаж;

    — особые заслуги перед библиотечной отраслью и др.

    Самой распространенной формой защиты работников библиотек, закрепляемой региональным законодательством, являются так называемые надбавки к основной заработной плате. Они осуществляются в первую очередь по критерию непрерывности библиотечного стажа. Однако, существенную роль играют также:

    — заслуги, полученные работником за труд в библиотечной отрасли (звание «Заслуженный работник культуры», всевозможные знаки отличия и грамоты Правительства РФ);

    — характер выполняемой работы (сложные участки работы: обслуживание особых групп читателей, работа в фонде, разъездная методическая работа и т.д.).

    В некоторых регионах надбавки к основной заработной плате вводятся в соответствии со специфическими критериями, присущими только данному региону. Так в Красноярском крае, надбавки получают специалисты в начале трудового пути — 50 процентов от оклада добавляются библиотечным работникам, приступившим к работе в течение трех лет после окончания обучения в высшем или среднем профессиональном учебном заведении. Введение этой нормы преследует цель не только поддержать материально наиболее низко оплачиваемые молодые библиотечные кадры, но и сохранить их, воспрепятствовать «утечке» в другие отрасли.

    В Белгородской области предусмотрено стимулирование творческой деятельности и поощрение талантливых работников библиотек. Так, закон позволяет аттестационной комиссии присваивать очередной разряд ЕТС победителям областных конкурсов профессионального мастерства, авторам лучших научно-исследовательских работ и внедрения инноваций в библиотечное дело.

    Самыми же распространенными в законах можно считать различные варианты надбавок к заработной плате, применяемые в зависимости от срока непрерывного стажа библиотечной работы.

    Так, 20 процентов оклада добавляется всем библиотечным работникам за каждые 5 лет работы (например, в Туле, Мурманске, Тюмени, Башкортостане). В подобных случаях нормы некоторых законов устанавливают ограничение — максимум не более 40 процентов.

    Иногда процентную надбавку заменяет коэффициент, вводимый к заработной плате, как например, в Законе Сахалинской области. Может варьироваться и период, по истечении которого устанавливается надбавка, например, в Хакасии, Красноярском крае он определен в три года. Сумма процента надбавки может ставиться в зависимость от количества проработанных в отрасли лет и распределяется по периодам, например, в Кургане при стаже:

    — от 2 до 5 лет — 10 процентов от основной заработной платы;

    — от 5 до 10 лет — 20 процентов от основной заработной платы;

    — свыше 10 лет — 30 процентов от основной заработной платы.

    Максимальные надбавки (до 50 процентов) имеют работники со стажем свыше 20 лет, как например, библиотечные работники Белгородской области.

    Значительное место в региональных законах занимают надбавки к основной заработной плате, получаемые библиотечными специалистами за заслуги перед библиотечной отраслью. Ее сумма может составлять в среднем от 5 до 2 МРОТ ежемесячно в зависимости от того, насколько высоко оценен вклад, внесенный библиотечным специалистом в развитие отрасли (от присвоения ему почетных степеней до получения обычных поощрительных грамот). Ярким примером реализации такого критерия является закон Тюменской области.

    Весьма существенными критериями повышения заработной платы являются характер труда (интенсивность, неблагоприятные условия, которые отрицательно влияют на здоровье, сложность выполняемой работы и т.д.) и работа в свободное время. За неблагоприятные условия труда в различных законах вводятся надбавки от 20 до 100 процентов оклада (Тулы, Тюмень, Белгород), а за работу в общевыходные дни, вечернее время и особую сложность работы (например, выполнение трудоемких информационных запросов) до 100 процентов оклада.

    Особое место в законах занимает характер работы методистов. Так, в Курганской области сотрудникам методических центров устанавливается 25 процентная надбавка к должностным окладам за выполняемый объем работы на межрегиональном уровне.

    Характер библиотечного труда меняется в зависимости от типа и вида библиотеки, поэтому многие законодатели отразили это в законах. Так, в Красноярском крае специальную надбавку получают сотрудники краевых библиотек — взрослой — 50 процентов, а детской и юношеской — 30 процентов. 15 процентов оклада платится в Туле сельским библиотекарям.

    Критерии для распределения дополнительных средств к заработной плате, получаемых библиотечными работниками, должны выбираться разработчиками законов в зависимости от того, какими средствами располагает данный субъект РФ и какие из них может выделить на библиотечную отрасль, а также в зависимости от того какая цель, которая всегда существует параллельно — помимо социальной поддержки библиотекарей как низкооплачиваемой категории — преследуется. Так, доплаты по критерию непрерывности библиотечного стажа способствует сокращению текучести кадров и закреплению их на местах. Доплаты по критерию характера выполняемой работы, с одной стороны, сохраняют трудоспособность библиотечных кадров (на восстановление затраченных сил и здоровья работнику требуется больше материальных средств), с другой стороны, также помогают стабилизировать кадровую текучесть на определенном участке библиотечной работы и восстановить социальную справедливость — кто занимается более тяжелым трудом или трудится за счет времени для отдыха — должен за это больше получать и т.д.

    Предоставление дополнительного оплачиваемого свободного времени — форма социальной защиты, которая существует либо в виде сокращения рабочего времени при сохранении заработной платы либо в виде дополнительного оплачиваемого отпуска.

    С экономической точки зрения предоставление дополнительного свободного времени может рассматриваться как завуалированная денежная выплата, так как работник не занят библиотечной деятельностью в оплаченное государством рабочее время. В данном случае целесообразно ее выделить как самостоятельную, так как данная форма имеет определенный набор (отличный от выплаты дополнительных средств) критериев, по которым она применяется в библиотечном законодательстве.

    В Курганской области библиотечным работникам сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет:

    — от 2 до 5 лет — 5 рабочих дней;

    — от 5 до 10 лет — 10 рабочих дней;

    — свыше 10 лет — 15 рабочих дней.

    В Туле 10 лет стажа дают право на 5 дней дополнительно оплачиваемого отпуска, 20 лет — 10 дней.

    В Белгородской области сверх основного отпуска устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск библиотечным работникам при стаже 5 лет из расчета 1 рабочий день за полный календарный год работы, но не более 12 рабочих дней.

    По критерию характера труда (особенно у работников, интенсивность труда которых превышает установленные нормы обслуживания пользователей или характер работы которых связан с организацией книжных фондов,с особыми группами читателей) многие законотворцы вводят нормы в соответствии с которыми администрации библиотек ( по согласованию с учредителями) предоставлено право сокращать рабочий, что не должно нарушать, однако, права пользователей библиотек

    (например, Красноярский край ). Некоторые законы (Тула) ограничивают сокращение рабочего дня (не более 10 часов в неделю).

    Белгородцы социально защитили определенные виды деятельности, осуществляемые в библиотеке. До 100 процентов к существующему окладу добавляют за написание летописей населенных пунктов и работу с инвалидами.

    Ряд региональных нормотворцев выступили новаторами, использующими оригинальные формы социальной поддержки библиотечных работников. В этом смысле интересен опыт Московской области. По закону «О некоторых положениях организации библиотек в Московской области» органам местного самоуправления разрешается принимать правовые акты, предоставляющие льготы библиотечным работникам по оплате жилья, коммунальных услуг, льготном проезде на общественном транспорте.

    Самым продуктивным и обеспечивающим наибольшее количество льгот и привилегий для библиотечных работников является закон Тюменской области. Он ввел нормы, в соответствии с которыми библиотечным работникам при уходе в отпуск ежегодно выделяется единовременное пособие в размере двухмесячного оклада, а при наличии лечебной путевки дополнительно единовременное пособие для оплаты проезда к месту лечения и обратно. В этом же законе органам местного самоуправления рекомендуется выделять жилье библиотечным работникам и создавать жилищные фонды на выделение беспроцентных ссуд для покупки жилья.

    Тема «жилищного вопроса» для библиотечных работников получила развитие и в законе Хакассии. Работники государственных и муниципальных библиотек Хакасии имеют право на обеспечение жильем за счет средств бюджета Республики или выплату компенсации на индивидуальное строительство жилья, в пределах, выделяемых на эти цели средств в бюджете Республики.

    Тема защиты здоровья библиотечных специалистов получила свое развитие в законодательстве Белгородской области:каждый из них имеет право на получение в течение года лечебного пособия в размере должностного оклада тарифной сетки.

    Безусловно, на региональном уровне накоплен еще незначительный опыт правового решения социальных проблем, поэтому неизбежны недостатки.Так, содержание статей законов зачастую декларативно, в них не заложен механизм реализации. Как правило, это аппелляция к администрации библиотеки,ее учредителям или региональным властям, предоставлять библиотечным работникам те или иные права. За рамками законов остаются важнейшие вопросы: источники и путь получения финансовых средств, обеспечивающие социальную поддержку библиотечных работников, ответственность за неисполнение норм закона и др.

    Иногда из текста законов неясно,кому конкретно- администрации библиотеки, учредителю или властным органам вменяется в обязанность обеспечивать предоставление льгот. Правда, иногда, как например в Законе Мурманской области, обозначаются границы ответственности и ответственные лица: «Администрация библиотеки в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда может самостоятельно определять форму и систему оплаты, размеры доплат, надбавок, премий, выплат стимулирующего характера» или в более обобщенном виде, как это принято в законе Свердловской области: «Работодатели наделяются правом устанавливать любые льготы в пределах имеющихся у них средств». Нередко подобные разрешения на самостоятельное введение льгот для библиотечных работников дается органам местного самоуправления (Тюменская область).

    Отсутствие необходимой жесткости и четкости формулировок по вопросу обязательности выделения необходимых средств и ответственности за невыполнение правовых норм, создают условия для их игнорирования.

    Серьезные недоработки содержательной части законов характерны для значительного большинства законодательных актов, хотя имеются и исключения.

    Интересен в этом отношении законодательный опыт Курганской области по регулированию культуры в целом (не библиотечной отрасли ). В Законе Курганской области «О культурной деятельности на территории Курганской области» в Главе «Трудовые отношения и социальная защита работников культуры» в п. 25.3 указано, что работники культуры государственных и муниципальных организаций ежемесячные надбавки к окладам за выслугу лет получают за счет средств ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА. Однако, в статьях этого же закона, касающихся выплаты надбавок к заработной плате, например, лицам имеющим почетные звания в сфере культуры, ссылка на источник получения необходимых финансовых средств уже отсутствует.

    В Законе Сахалинской области отдельной статьей выделены работники Центральной государственной библиотеки области и центральных библиотек по обслуживанию отдельных групп читателей, которым устанавливаются повышающие коэффициенты к должностным окладам, утвержденным в штатном расписании в соответствии с тарифной сеткой также за счет средств ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА. Кроме того, из средств областного бюждета осуществляются выплаты надбавок за непрерывный стаж работы в библиотеке.

    Изучение правового опыта социальной защиты библиотечных работников в регионах представляется весьма перспективным, так как внедрение наиболее результативных методов и способов поддержки трудовых ресурсов, безусловно, будет способствовать успешному развитию отрасли в целом.

    www.rba.ru

    Смотрите так же:

    • Семейная пара ищет работу с проживанием вахта Семейная пара ищет работу с проживанием вахта Кадровое агентство домашнего персонала АЮШКА • Москва Добрый Ангел • Москва Гросс/год: 110 000 руб. "МИКС КЦ" • Москва Гросс/год: 120 000 руб. Семейная пара вахта МИКС КЦ • Москва Семейная […]
    • Няня гувернантка с проживанием москва вакансии Няня гувернантка с проживанием москва вакансии Гросс/год: 92 000 руб. Няня-гувернантка в Сша Вторая мама Кадровое агентство • Москва Гросс/год: 105 000 руб. Няня в Монако Фея Кадровое Агентство • Москва Гувернантка/гувернёр (няня) с […]
    • Институты на адвоката Юридические вузы Санкт-Петербурга Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов 5 факультетов, 22 направления, Очно, заочно, дистанционно.2 гос. диплома, отсрочка от армии, 100% трудоустройство. Высшее образование в […]
    • Пособия по химии реакции Основы химии. Интернет-учебник. Оглавление Вы зашли на образовательный сайт, в основу которого был положен экспериментальный учебник по химии для 8-11 классов средней школы 1) , изданный в конце 90-х небольшим тиражом в рамках федеральной […]
    • Об осаго европротокол Европротокол с 1 июня: увеличение лимита выплат и оформление при наличии разногласий 1 июня 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности […]
    • Юрист вакансии удаленно москва Юрист вакансии удаленно москва ФРИ ХЕЛП24 • Москва Юрист/ юрисконсульт Земельный Юрист • Москва Компания QIWI • Москва Юрист Юридическая Cоциальная Cеть 9111 • Москва Юрист в строительную компанию General Press LTD • Москва Младший […]