Сфера действия налога что это

Сфера действия налога Основные понятия

Сфера действия налога:

  • совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, т.е. чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением налога.
  • В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рыночной сделки:

    • в отличие от государства рыночные агенты не имеют возможности принудить других разделить свои обязательства, но они могут изменять совокупность добровольных сделок, в которые вступают;
    • если в результате налогообложения экономический агент не заинтересован принимать участия в данной сделке, то в проигрыше также остаются потенциальные партнеры, интересам которых отвечали бы эти сделки.
    • Гибкость экономического поведения:

      • способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, определяется;
      • понимается сокращение участия в сделках без больших экономических потерь;
      • предполагается готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы и виды деятельности другими благами.
      • Налоговое бремя перемещается назад:

        • если налогоплательщик под воздействием налога сокращает покупки;
        • т.е. на его рыночных партнеров — продавцов.
        • Налоговое бремя перемещается вперед:

          • если налогоплательщик под воздействием налога сокращает продажи;
          • т.е. на его рыночных партнеров — покупателей.
            1. Перемещение налогового бремени на рынке совершенной конкуренции

            Основные понятия

            Специфический налог на покупателя (рис.6.3.):

            ps = b + kQ; pD = с — IQ;
            pD = C — lQ -1
            Рис. 6.3. Перемещение налогового бремени на совершенно конкурентном рынке:
            специфический налог на покупателя

            Qt Qe
            где t-ставка налога в ден.

            единицах
            Стоимостной налог на покупателя (на выручку) (рис.6.3.):
            Ps =b+kQ; Pd =с — lQ;
            Pd = (C — lQ)(1 -1)
            где t — ставка налога в процентах

            Рис. 6.4. Перемещение налогового бремени на совершенно конкурентном рынке: стоимостной налог на покупателя
            Особенности определения цены продавцов и покупателей при стоимостном налогообложении:

            • если налог уплачивает продавец, то налоговые обязательства определяются по отношению к PD;
            • если налог уплачивает покупатель, то налоговые обязательства определяются по отношению к PS;
            • одному и тому же значению разности PD — PS , т.е. налога, фактически уплачиваемого за единицу товара, соответствуют разные значения ставки налога в зависимости от того, кто находится в сфере налоговых обязательств;
            • чтобы собрать одну и ту же сумму, государству необходимо установить более высокую ставку на долю отчислений от цены продавцов, чем от цены покупателей.

            Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями определяется:
            • соотношением абсолютных величин A p и A p , где дp = p _ p , д p = p _ p ;
            • соотношением эластичностей спроса и предложения. Если изменения, вызываемые налогообложением достаточно малы, то можно считать соотношение приростов равными соотношениям соответствующих дифференциалов.

            • производные цен покупателей и продавцов по ставкам налога определяются величинами эластичностей спроса и предложения;
            • преимущество в эластичности благоприятствует перемещению налогового бремени на контрагента;
            • соотношение налоговых платежей не зависит от того, каким способом исчисляется налог.
            • finlit.online

              Сфера действия налога что это

              Налоговые обязательства – это установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды. Налоговые обязательства возлагаются государством или органами местного самоуправления как на физических, так и на юридических лиц.

              Но налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он вынужден нести. Причина в том, что налог модифицирует экономическое поведение индивидов и организаций.

              Так, если продавцы товара сталкиваются с обязательством уплачивать некоторый налог, это сказывается на их функциях издержек, а следовательно, и на предложении данного товара. В результате для покупателей может возникнуть существенно новая рыночная ситуация, хотя с точки зрения формальных обязательств, которые устанавливаются законом, покупателей данный налог не касается. При известных обстоятельствах подобный налог способен повлиять на экономическое положение покупателей даже в большей степени, чем на положение продавцов, несмотря на то, что платят его последние.

              Совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, т.е. тех, чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением данного налога, представляет собой сферу действия налога.

              К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия и других юридических лиц. В самом деле, речь идет о том, как в конечном счете распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников.

              Расхождения между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога обуславливаются перемещением налогового бремени. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка. Имеется в виду следующее: налогоплательщик в отличие от государства не вправе принудить других лиц разделить свои обязательства, но он волен менять совокупность добровольных соглашений, в которые вступает. Делая это, он, естественно, руководствуется собственными интересами. Если вследствие налогообложения какие-либо сделки становятся для него невыгодными и он в состоянии от них отказаться, такие сделки остаются незаключенными. В результате проигрывают потенциальные партнеры, интересам которых, в принципе, отвечали бы эти сделки.

              Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, очевидно, зависит от гибкости экономического поведения. Гибкость проявляется в том, чтобы без больших потерь сокращать свое участие в сделках, выгодность которых уменьшается в связи с налогообложением. Такого рода гибкость предполагает готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы, виды деятельности другими. Если под влиянием налога какой-либо рынок становится менее привлекательным, то, при прочих равных условиях, наибольшие потери несет та из сторон, которой труднее сократить свою активность на данном конкретном рынке, в некоторой степени перенеся ее на другие.

              Практически любой налогоплательщик участвует в рыночных взаимодействиях и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Если он под воздействием налога сокращает покупки, то говорят, что налоговое бремя перемещается назад, т.е. на его рыночных партнеров-продавцов. Если сокращение касается продаж, то говорят, что бремя перемещается вперед, на рыночных партнеров-покупателей.

              Часто и то и другое происходит одновременно. Например, после введения акциза производители подакцизного товара, вполне вероятно, уменьшат его предложение и сократят спрос на специализированный труд, используемый при изготовлении данного товара. Первое непосредственно повлечет повышение цены на товар, т.е. перемещение налогового бремени вперед, на покупателей, а второе — снижение заработной платы, т.е. перемещение бремени назад, на поставщиков ресурсов, в данном случае труда. Какой из этих процессов окажется преобладающим, зависит от конкретных характеристик рынков труда и подакцизного товара.

              Исследование сфер действия налогов имеет очевидное практическое значение. Имея дело с введением или отменой налога либо изменением его ставки, важно отчетливо представлять себе распределительные последствия предпринимаемых действий. При этом необходимо сознавать, что информации о налоговых обязательствах, которую можно почерпнуть, анализируя законодательство, в большинстве случаев явно недостаточно. Требуется анализ конкретных рынков.

              Перемещение налогового бремени способно существенно менять относительное положение поставщиков разных факторов производства, прежде всего труда и капитала, а в конечном итоге – относительные уровни благосостояния различных социальных слоев. Отраслевых и региональных общностей и даже поколений. В самом деле, формирование сфер действия налогов сказывается на доступности всевозможных товаров и рабочих мест, трудовой и инвестиционной активности.

              Похожие вопросы

              • . сектора — Налоговыеобязательстваисферыдействияналога
                Расхождения между законодательно устанавливаемой сферойналоговыхобязательств (кругом плательщиков) и экономической сферойдействияналога обуславливаются перемещением налогового бремени.
              • Экономика общественного сектора — Перемещение налога на конкурентном.
                Именно на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое и приводит к расхождениям между законодательно установленной сферойналоговыхобязательстви экономической сферойдействияналога.
              • Экономика общественного сектора — Прямые и косвенные налоги.
                Налоговыеобязательстваисферыдействияналога.
                Пример прямых налогов — на прибыль предприятия, налоги с населения, косвенных налогов — НДС, акцизы, таможенные пошлины, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу.
              • Шпаргалки по экономике общественного сектора
                Налоговыеобязательстваисферыдействияналога.
                Искажающее действиеналогов на доходы и капитал. Повышение экономической эффективности налогообложения предполагает минимизацию избыточного налогово. подробнее ».
              • Экономика общественного сектора — Распределение налогового бремени.
                Налоговыеобязательства возлагаемые на плательщика, далеко не всегда совпадают с реальным нал.
                Сферадействияналога формируется в данном случае так же, как при абсолютно неэластичном предложении на конкурентном рынке.
              • Экономика общественного сектора — Избыточное налоговое бремя
                Избыточное налоговое бремя. При введении или повышении налога налогоплательщики: 1) минимизируют свои налоговыеобязательства, соответствующим образом
                Значительные по сфередействия и по размеру налоги обычно вызывают изменения двоякого рода
              • . общественного сектора — Перемещения выгод исферыдействия.
                Перемещения выгод исферыдействия программ общественных расходов.
                Итак, как и для налогов, в отношении программ ОР верно следующее: для того, чтобы определить реальную сферудействия мероприятий, проводимых в общественном секторе, необходимо тщательно.
              • . общественного сектора — Основные принципы построения налоговой.
                4. Экономическая нейтральность – фактор, который учитывает влияние налога на сектор экономики лежащий вне общественного, т.е. вопрос о воздействии налогов на аллокацию ресурсов в сфере производства и
                — справедливость по принципу равенства обязательств
              • Экономика общественного сектора — Искажающее действиеналогов.
                Искажающее действиеналогов и порождаемое им избыточное бремя обусловлены эффектом замещения. Как правило, рассматривается налог на отдельный товар или услугу, соответственно, возникает вопрос, ведет ли к искажениям налог.
              • найдено похожих страниц:10

                cribs.me

                Перемещение налогового бремени

                Общее представление о перемещении налогового бремени дается в стандартном курсе микроэкономики. В данном параграфе коротко резюмируются соответствующие основные положения. В разделе 4 Микроэкономического приложения даются более подробные разъяснения.

                Налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он вынужден нести. Причина в том, что налог модифицирует экономическое поведение индивидов и организаций.

                Так, если продавцы товара сталкиваются с обязательством уплачивать акциз, это сказывается на их функциях издержек, а следовательно, и на предложении данного товара. В результате для покупателей может возникнуть существенно отличная рыночная ситуация, хотя с точки зрения формальных обязательств, которые устанавливаются законом, покупателей данный налог не касается. При известных обстоятельствах подобный налог способен повлиять на экономическое положение покупателей даже в большей степени, чем на положение продавцов, несмотря на то, что платят его последние.

                Сфера действия налога – это совокупность индивидов, на которых, в конечном счете, ложится налоговое бремя. Их положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением данного налога. Под ухудшением положения понимается снижение значения функции индивидуальной полезности. Оговорка относительно прочих равных условий важна, поскольку в стороне остаются вопросы о том, для чего предназначены суммы, собираемые с помощью налога, и как они используются. Не исключено, например, что лицо, на которое легла значительная часть налогового бремени, в конечном итоге выиграло в связи с тем, что за счет налога произведены некие значимые для этого лица общественные блага. Однако в данной главе, концентрируя внимание на налогообложении как таковом, мы отвлекаемся от распределительных последствий расходования общественных средств, равно как и от его эффективности.

                К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия и других юридических лиц. В самом деле, речь идет о том как, в конечном счете, распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников.

                Постановка вопроса о том, на кого налоговое бремя ложится в конечном счете, предполагает проведение анализа преимущественно в контексте общего равновесия. Однако это связано с весьма значительными сложностями. Вместе с тем понимание ситуации с позиций общего равновесия вряд ли возможна без предварительного анализа с точки зрения частичного равновесия, когда внимание фокусируется на конкретном рынке.

                Именно на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка. Налогоплательщик в отличие от государства не вправе принудить других лиц разделить свои обязательства, но он волен менять совокупность добровольных соглашений (сделок), в которые вступает. Делая это, он, естественно, руководствуется собственными интересами. Если вследствие налогообложения какие-либо сделки становятся для него невыгодными и он в состоянии от них отказаться, такие сделки остаются незаключенными. В результате проигрывают потенциальные партнеры, интересам которых, в принципе, отвечали бы эти сделки.

                Налогоплательщик, отказываясь от действий, которые повлекли бы принятие налогового бремени, в той или иной степени избегает ухудшения своего положения и в то же время косвенно ухудшает положение тех, для кого эти действия представляли бы интерес. Например, производители подакцизного товара могут счесть выгодным для себя сократить объем его продаж, что невыгодно лицам, заинтересованным в приобретении данного товара. Сокращение уменьшает налоговое бремя для производителей, но обусловливает вовлечение потребителей в сферу действия акциза. Таким образом, перемещение налогового бремени не сознательный волевой акт отдельного лица, а результат изменения рыночных условий.

                Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, очевидно, зависит от гибкости экономического поведения. Гибкость проявляется в том, чтобы без больших потерь сокращать свое участие в сделках, выгодность которых уменьшается в связи с налогообложением. Такого рода гибкость предполагает готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы, виды деятельности другими. Если под влиянием налога какой-либо рынок становится менее привлекательным, то, при прочих равных условиях, наибольшие потери несет та из сторон, которой труднее сократить свою активность на данном конкретном рынке, в некоторой степени перенеся ее на другие. Отсюда связь перемещения налогового бремени на конкурентном рынке с эластичностями спроса и предложения, известная вам из курса микроэкономики.

                Сферу действия налога можно рассматривать в различных контекстах. Например, упомянутое выше распределение бремени между покупателями и продавцами – это лишь один из аспектов. Кратко направления анализа можно сформулировать следующим образом.

                1. Распределение между производителями, потребителями и поставщиками. Практически любой налогоплательщик участвует в рыночных взаимодействиях и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Если он под воздействием налога сокращает покупки, налоговое бремя перемещается назад, т.е. на своих рыночных партнеров-продавцов. Если сокращение касается продаж, то бремя перемещается вперед, на рыночных партнеров-покупателей. Часто и то и другое происходит одновременно. Например, после введения акциза производители подакцизного товара, вполне вероятно, уменьшат его предложение и сократят спрос на специализированный труд, используемый при изготовлении данного товара. Первое непосредственно повлечет повышение цены на товар, т.е. перемещение налогового бремени вперед, на покупателей, а второе – снижение заработной платы, т.е. перемещение бремени назад, на поставщиков ресурсов, в данном случае труда. Какой из этих процессов окажется преобладающим, зависит от конкретных характеристик рынков труда и подакцизного товара.

                2. Функциональное распределение – распределение между факторами производства, в частности, трудом и капиталом. Далее в главе данное распределение будет рассмотрено с помощью модели Харбергера.

                3. Личное распределение. Воздействие налогов может рассматриваться с позиций индивидов с различным уровнем дохода. При этом исследуются вопросы, связанные с тем, какие группы населения по доходам более затрагивают те или иные налоги.

                4. Региональное распределение. Введение федерального налога может по-разному сказаться в различных регионах. К примеру, льготы по налогам для сельскохозяйственных производителей более полезны районам, производящим сельскохозяйственную продукцию. Введение какого-либо регионального налога может затронуть не только этот регион, но и соседние с ним, вызывая переток капитала и миграцию рабочей силы. Аналогично и международное влияние – например, изменение порядка налогообложения иностранных инвестиций может привести к тому, что инвесторы станут вкладывать средства в другие регионы.

                5. Воздействие на различные поколения (или межвременное распределение). Способ финансирования общественных расходов – через налогообложение или путем накопления государственного долга – оказывает различное воздействие на разные поколения. Например, программа расходов, оплаченная за счет налогов, может быть бременем для нынешнего поколения, но обеспечит выгоды тем, кто будет жить значительно позже. При этом, возможно перемещение бремени на будущие поколения, если программа финансируется долговым способом.

                Исследование сфер действия налогов имеет очевидное практическое значение. Имея дело с введением или отменой налога либо изменением его ставки, важно отчетливо представлять себе распределительные последствия предпринимаемых действий. При этом необходимо сознавать, что информации о налоговых обязательствах, которую можно почерпнуть, анализируя законодательство, в большинстве случаев явно недостаточно. Требуется анализировать рынки.

                Подводя итог, следует подчеркнуть, что перемещение налогового бремени способно существенно менять относительное положение поставщиков разных факторов производства, прежде всего труда и капитала, а в конечном итоге – относительные уровни благосостояния различных социальных слоев, отраслевых и региональных общностей и даже поколений. В самом деле, формирование сфер действия налогов сказывается на доступности всевозможных товаров и рабочих мест, трудовой и инвестиционной активности.

                studme.org

                Сфера действия налога

                Сфера действия налога.

                Налоговые обязательства физических и юридических лиц определяются на основе норм установленных законодательством, однако налогоплательщики, реагируя на обязательства, стараются уменьшить часть налогового бремени, которую им предстоит нести, для этого они используют два легальных способа:

                Сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности. Это может выражаться как в ограничении деятельности, которая непосредственно подлежит налогообложению, либо приводит к налогооблогающим результатам. Так и в расширении деятельности, дающей право на налоговые льготы.

                Перемещение налогового бремени на других лиц.

                Во всех этих случаях в центральном внимании взаимодействие двух сторон: налогоплательщиков и государства. Первый ведет себя так, чтобы законным образом уменьшить обязательства перед вторыми. Когда речь идет о перемещении налогового бремени, речь идет о взаимоотношении трех сторон: государства, налогоплательщик и рыночный агент-посредник.

                То есть налогоплательщик способен, формально не уменьшая своих обязательств перед государством полностью или частично компенсировать свои выплаты за счет других лиц, с которыми он связан отношениями купле продажи, если покупатель смещает налоговое бремя на продавца – это называется перемещением назад. Обычно оно имеет место тогда, когда предприниматель способен диктовать свои условия носителям фактического производства. Так бремя увеличенного налогообложения прибыли перемещается назад за счет уменьшения реальной заработной платы.

                Если процесс налогового бремени смещается на покупателя – это движение вперед. Такая ситуация возникает, когда производители пытаются компенсировать налоги включая их в цены по которым товары предлагаются потребителю.

                Непосредственными носителями налоговых обязательств, часто становятся не только индивиды, но и организации, однако каждая организация, в конечном счете, размещает налоговое бремя среди индивидов, среди которых перераспределяются соответственные части национального дохода. Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на которых в конечном итоге ложится бремя. Определение сферы действия налога достигается за счет анализа перемещения налога.

                В результате перемещения индивид, получающий доход в размере i несет налоговое бремя в размере t , тогда t\i, называется действительной налоговой ставкой. Перемещение налога на одном рынке влечет за собой его дальнейшее перемещение на других рынках. Так, если на рынке ткацких станков производитель перемещает бремя налога вперед, покупатель ткацких станков (производитель ткани), может сместить его на покупателя ткани, либо назад, на ткачей, это даст импульс новым перемещениям на сопряженных рынках. Поэтому сфера действия налога должна определяться в контексте общего равновесия.

                Способность налогоплательщика перемещать налоги на своих конкретных агентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют. Если рынок является конкурентным, то есть ни один продающий и покупающий не способен повлиять на цены то возможно перемещение налогового бремени всецело определяется соотношением эластичности спроса и предложения.

                При неэластичности спроса покупатель вынужден принять налоговое бремя полностью. При эластичном спросе продавец не имеет возможности включить налог в цену из-за падения спроса на продукт, и вынужден оплачивать его полностью за счет уменьшения собственных доходов.

                В ситуации с абсолютно неэластичным предложением – продавцы не в силах повлиять на рыночную ситуацию, поскольку они не имеют возможности отреагировать на увеличение издержек уменьшенного предложения, в этом случае налоговое бремя ложится на продавцов, чистый доход которых сокращается.

                При абсолютно эластичном предложении – поскольку имеется неограниченная возможность варьировать объем продаж, они не станут продавать товар по цене, не возмещающей издержки. Налог при этом полностью включается в цену, однако продавец оказывается в некотором проигрыше, прежде ему удавалось по той же цене реализовать больше товара.

                Таким образом, на конкурентном рынке отдельных товаров или услуг (в том числе труда), переместить налоговое бремя на конкретных агентов удается с той стороны, с которой обладаешь преимуществом в эластичности объема сделок по цене.

                Для продавца налог означает издержки производства, и они адаптируются к нему, сокращая предложение. Для покупателей это означает рост цен, к которым в свою очередь адаптируются, сокращая спрос.

                Результат определяется тем, какая из сторон в большей степени готова пожертвовать частью сделок по данному товару, заменяя его чем-то другим, чтобы по возможности предотвратить потерю денежного дохода.

                Таким образом, реальные экономические последствия налогообложения, сокращения объемов продаж и потери в доходах зависят не от того, на какую из сторон возлагаются обязательства уплаты налогов, а от соотношения эластичности спроса и предложения и от размера налогообложения.

                При этом доли продавца и покупателя в итоге распределения налогового бремени на конкурентном рынке в любом случае определяется характером кривых спроса и предложения, а не формальными обязательствами.

                Однако перемещение не происходит мгновенно, на практике оно требует времени и транзакционных издержек, поэтому в краткосрочном периоде изменения характера налоговых обязанностей способны приносить выгоды одной из сторон, борьба за такие выгоды тем интенсивней, чем менее стабильна налоговая система в целом.

                Распределение налогового бремени на рынке труда.

                Важная особенность рынка труда состоит в том, что на разных участках кривой предложения, ее эластичность различается не только по величине, но и по знаку. Дело в том, что труд способны предложить представители разных половозрастных и социальных групп.

                Установившиеся в обществе представления о норме продолжения и интенсивности труда обычно определяют предложение труда большой группы населения, во многом независимой от колебания уровня зарплаты. Поведение некоторых групп на рынке труда сложнее, поскольку для них актуален более широкий набор альтернатив. Так для значительной части женщин трудоспособного возраста значение альтернативы связано с преимущественным вниманием к домашнему хозяйству, рождению и воспитанию детей. Для молодых важен выбор между трудом и продолжением учебы. Те кто достиг пенсионного возраста принимают решение о возможности продолжения работы в зависимости от многих факторов, причем уровень заработной платы принадлежит к особо значимым.

                Критерий предложения труда.

                При низкой цене труда, по мере ее повышения предложение растет (участок AB) – это означает, что люди предпочитают наемный труд альтернативным вариантам. При достаточном значении повышения ставки почасовой и сдельной зарплаты, они начинают искать сверхурочную работу, возможность совместительства, однако при дальнейшем повышении цены труда и связанных с этим положительных сдвигов благосостояния, многие отказываются от сверхурочной работы. А часть тех, кто не являлся единственным работником в семье, покидает рынок труда ради домашнего хозяйства или учебы. В итоге росту цены на определенном участке кривой может соответствовать уменьшение его количества.

                ВС – наконец при еще более высокой ставке предложение стабилизируется, поскольку на рынке остаются в основном те, для кого относительно небольшие колебания зарплаты не могут стать причиной отказа от занятости в предложении нормальной продолжительности рабочего дня и недели. Вместе с тем соответственный уровень оплаты труда избавляет от необходимости дополнительных приработок.

                Последствия налогообложения зависят от того, на каком участке кривой предложения достигается равновесие как до, так и после введения налога.

                На абсолютно неэластичном отрезке кривой CE налоговое бремя полностью лежит на работнике, а получаемая ими цена труда уменьшается на величину налога.

                На отрезке ВС в сфере действия налога также находятся работники, но отличие в том, что цена труда снижается больше чем на величину налога. Это означает, что в результате налогообложения доходы уменьшаются настолько, что те, кто раньше сам искал дополнительный заработок лишь на очень привлекательных условиях, теперь не может позволить себе выбор. Они вынуждены принимать те предложения работодателя, от которых прежде бы отказались.

                На АВ в сфере действия налога как работник так и работодатель и бремя действия налога делится между ними.

                refdb.ru

                Налоги и налогообложение

                Экономические последствия налогообложения прибыли могут, в принципе, анализироваться исходя из посылки, что налог действует в отдельной отрасли. В этом случае задача состоит в том, чтобы модифицировать анализ распределения налогового бремени на рынке отдельного товара или услуги применительно к ситуации, когда налоговые обязательства определяются не по отношению к сумме продаж либо добавленной стоимости, а по отношению к доходу производителя за вычетом всех видов затрат.

                Наибольший интерес для такого анализа представляет монополия. Например, если речь идет о пропорциональном обложении прибыли и при этом монополист стремится максимизировать прибыль, налог, вообще говоря, не приводит к изменению выпуска. В самом деле, его величина определяется точкой, в которой предельные издержки уравновешиваются предельным доходом, а в этой точке прибыль, по определению, равна нулю. Избегая уменьшения выпуска, монополист вынужден целиком принять на себя налоговое бремя. Однако если он максимизирует не прибыль, а доход, его реакция на налог будет иной: он сократит объем производства (продаж), и в итоге часть налогового бремени переместится на потребителей.

                Вместе с тем практическое значение имеет, прежде всего, вопрос о последствиях унифицированного, то есть не зависящего от специфики отрасли, товара или услуги, налогообложения прибыли в разных отраслях. В странах со сформировавшейся рыночной экономикой такой налог обычно выплачивают корпорации, поскольку именно в них процесс распределения прибыли четко отделен от процесса начисления заработков. Например, доход лица, которое является одновременно единственным собственником и единственным работником небольшой мастерской, может быть только условно разделен на прибыль и заработную плату. В России это делается с помощью нормирования, но в итоге стирается грань между налогообложением прибыли и заработной платы. В зависимости от обстоятельств налог на прибыль корпораций может в той или иной степени перемещаться вперед (на потребителей), назад (на наемных работников), а также на владельцев капитала в некорпоративном секторе.

                В краткосрочном периоде эластичность предложения капитала в корпоративном (корпорированном) секторе невысока: для того чтобы в ответ на появление (или повышение) налога на прибыль изъять значительную часть ранее вложенного капитала, требуется время. Ведь изымаемому капиталу необходимо найти лучшее применение, а это предполагает изменение структуры инвестиций и, в конечном счете — производства. На первых же порах, пока собственники капитала не сумеют переместить его в некорпоративный сектор либо в другую страну, им придется нести налоговое бремя.

                В долгосрочном периоде эластичность предложения капитала очень высока, и обычно ее можно считать близкой к бесконечности. В пользу этого говорят два аргумента. Во-первых, современная развитая рыночная экономика обычно является открытой и капитал способен, реагируя на налоги, свободно перемещаться через границы. Если в одной из стран устанавливается сверхвысокое налогообложение прибыли, это дает импульс бегству капиталов, которое продолжается до тех пор, пока реальная норма отдачи инвестиций не становится близкой к «доналоговой». Во-вторых, снижение доходности инвестиций, в конечном счете, не благоприятствует сбережениям. Поэтому налогообложение прибыли оборачивается в долгосрочном периоде соответствующим уменьшением предложения капитала, а это в свою очередь ведет к относительному повышению нормы прибыли.

                Высокая эластичность предложения дает, как известно, возможность успешно перемещать налоговое бремя, и в долгосрочном периоде корпорации (точнее говоря, получатели дивидендов) способны покидать сферу действия рассматриваемого налога. Их место в этой сфере занимают работники и потребители.

                Однако в среднесрочном периоде налог на прибыль корпораций может быть частично перемещен и на владельцев капитала в некорпорированном секторе. Среднесрочный период достаточен для существенного перелива капитала между секторами, но не для глубокого изменения пропорции между текущим потреблением и сбережениями, так что суммарное предложение капитала в нем можно рассматривать как неизменное. В таких обстоятельствах нет оснований считать эластичность предложения капитала в отдельном секторе (в данном случае корпоративном) близкой ни к нулю, ни к бесконечности. Следовательно, перемещение налога зависит от конкретного соотношения эластичностей предложения и спроса на капитал в секторе, на который возложено обязательство выплачивать налог на прибыль.

                Спрос на капитал в корпоративном секторе определяется, с одной стороны, спросом на ту продукцию, которую он производит, а с другой — капиталоемкостью этой продукции. Предложение капитала для корпоративного сектора (при фиксированном, предложении капитала в экономике, рассматриваемой в целом) зависит от того спроса на капитал, который предъявляет некорпорированный сектор, а, следовательно, от спроса на продукцию некорпорированного сектора и ее капиталоемкости.

                В корпоративном секторе, как правило, сосредоточены капиталоемкие производства, в некорпоративном капиталоемкость в среднем ниже, а трудоемкость выше. Ведь преимущество корпораций состоит как раз в способности привлекать дополнительный капитал. Поэтому изменение структуры спроса в пользу продукции второго из названных секторов влечет при прочих равных условиях, относительное снижение спроса на капитал и относительное повышение спроса на труд. Следовательно, налог на прибыль корпораций дает импульс замещению капитала трудом не только внутри корпоративного сектора, но и в масштабах всей экономики.

                Если предложение капитала становится относительно избыточным, то его отдача снижается. Таким образом, во всей экономике, включая некорпоративный сектор, падает факторная доля капитала, а факторная доля труда растет.

                При некоторых соотношениях эластичностей спроса и предложения труда и капитала, а также эластичностей спроса на продукцию корпоративного и некорпоративного секторов бремя рассматриваемого налога может полностью лень на владельцев капитала в обоих секторах; при других соотношениях они делят это бремя с работниками и потребителями. Сказанное относится, естественно, к среднесрочному периоду. Как отмечено выше, в краткосрочном периоде некорпоративный сектор остается незатронутым налогом на прибыль корпораций, а в долгосрочном периоде включаются механизмы, восстанавливающие доходность инвестиций и в существенной мере, если не полностью, выводящие капитал из сферы действия этого налога.

                Рассматривая процессы перемещения налога на прибыль, мы столкнулись с проблемой опосредованного влияния налогообложения на те сферы экономики, которые напрямую не затрагиваются налоговыми обязательствами. Мы видели, в частности, что налог на прибыль корпораций способен перемещаться не только назад и вперед (на работников корпораций и потребителей их продукции), но и в некорпорированный сектор, то есть, вообще говоря, в другие отрасли и на другие рынки. Если в поле зрения попадает не отдельный рынок или отрасль, а вся экономика и предметом анализа становятся не только ближайшие, но и отдаленные, опосредованные последствия налогообложения, это свидетельствует о том, что анализ ведется с позиций общего равновесия.

                Подобного рода анализ осуществим и в отношении тех налогов, которые, на первый взгляд, касаются лишь одной специфической отрасли либо конкретного вида продукции. Он актуален прежде всего когда речь идет об отраслях, занимающих сравнительно большое место в экономике, и продуктах, используемых в качестве элементов затрат при производстве многих товаров и услуг. Чтобы пояснить смысл проблемы и дать представление о подходе к ее решению, обратимся к условному примеру.

                Пусть экономика состоит из трех отраслей, две из которых производят потребительские товары А и В, а третья — единственный вид материальных ресурсов С, необходимый для производства обоих потребительских благ, причем предложение ресурса неэластично. Предположим также, что налоги собираются с целью перераспределения, причем издержки осуществления трансфертов незначительны.

                Если вводится акциз на товар А, а эластичность предложения С относительно невысока, то одним из ближайших последствий налогообложения станет перемещение налога на производителей ресурса. Ведь производство А, по-видимому, сократится. Значит, первая отрасль будет предъявлять меньший спрос на С, производителям которого придется при прочих равных условиях отдавать свой товар по более низкой цене. Однако эти прочие условия можно считать равными, только если налог непосредственно распространяется и на вторую отрасль.

                Коль скоро налогообложение и обусловленный им рост издержек непосредственно касаются лишь одной отрасли, то ее продукция становится дороже не только абсолютно, но и относительно, что стимулирует ее замещение. Допустим, что эластичность замещения первого товара вторым высока, и при этом материалоемкость А выше, чем В. В такой ситуации спрос на А снижается, а спрос на В растет, и в итоге возникает тенденция к повышению совокупного спроса на С.

                Ясно, что производители ресурса, потребность в котором после введения налога увеличивается (по сравнению с доналоговым уровнем), получат в свою очередь возможность переместить налог. Вместе с тем понятно и то, что данный вывод обусловлен предположениями, касающимися конкретных значений эластичностей спроса и предложения, материалоемкости и эластичности замещения. При иных сочетаниях этих параметров результат был бы другим.

                Введем небольшое усложнение. Пусть наряду с ресурсом С, который используется во всех отраслях, имеется также ресурс D, используемый исключительно при производстве А, и ресурс Е, используемый только при производстве В. Вызванное налогообложением замещение первого потребительского товара вторым ставит производителей ресурса В в неблагоприятное положение, тогда как положение производителей ресурса Е улучшается. Подобные обстоятельства необходимо принимать во внимание при анализе сфер действия налогов.

                Разумеется, в реальной экономике, отрасли которой связаны множеством взаимозависимостей, все происходит гораздо сложнее. Однако в силе остается следующий принцип: в конечном счете, сферы действия налогов определяются, во-первых, функциями спроса и предложения на каждом из рынков, вовлекаемых в процессы перераспределения налогового бремени, во-вторых, мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг, реализуемых на этих рынках, и, в-третьих, соответствующими производственными функциями.

                Анализ сфер действия налогов показывает, что внешне несхожие налоговые обязательства, возлагаемые на разных субъектов, иногда ведут к одним и тем же реальным экономическим последствиям. Если два налога равнозначны как по величине порождаемого ими бремени, так и с точки зрения его фактического распределения, они называются эквивалентными налогами.

                Мы уже встречались с ситуациями, когда платежи по обязательному страхованию, вносимые работодателями, эквивалентны платежам работников, а косвенный налог, уплачиваемый продавцом, эквивалентен налогу, уплачиваемому покупателем. Легко убедиться, что налог на добавленную стоимость эквивалентен пропорциональному подоходному налогу, если оба носят унифицированный характер и взимаются по одной и той же ставке. Ведь оба налога представляют собой изъятие в пользу государства фиксированной доли всех доходов, но в одном случае оно производится на стадии их формирования, а в другом — на стадии распределения.

                На первый взгляд, налогообложение потребления принципиально отличается по своим экономическим последствиям от налогообложения заработков. Имеется в виду вся совокупность доходов, получаемых от труда как фактора производства, а не только то, что выплачивается в форме заработной платы. Так, к заработкам относится значительная часть доходов фермеров, предпринимателей, выполняющих функции менеджеров, и т.п. В самом деле, часть заработанного используется на сбережения, а значит, при одной и той же ставке государство, казалось бы, получит больше средств от обложения заработков, чем от обложения потребления. Однако сбереженные средства в свою очередь приносят доход, в конечном счете используемый на потребление. Чем больше средств откладывается для финансирования будущих покупок, тем большая сумма налога на потребление будет впоследствии собрана. Причем, сопоставляя текущие и будущие поступления, необходимо пользоваться величинами, приведенными к одному моменту времени с помощью нормы дисконта.

                Если абстрагироваться от средств, передаваемых по наследству, и считать рынок капиталов совершенным, то унифицированный налог на потребление эквивалентен унифицированному налогу на заработки, взимаемому по той же ставке. Ведь при указанных допущениях стоимость платежей по налогу на потребление, приведенная к одному моменту времени, не зависит от того, какая часть средств сберегается в текущем периоде, так как норма дисконта в точности соответствует доходности инвестиций.

                Конечно, на практике эти допущения не выполняются. Однако нетривиальными и полезными являются два следующих вывода. Во-первых, налогообложение потребления, которое лежит в основе многих косвенных налогов, по своей природе близко к обложению заработков, то есть к налогам, непосредственно не распространяющимся на факторный доход от капитала. Если последний вид доходов облагается в момент получения таким же налогом, как заработки, то по сравнению с налогом на потребление имеет место своеобразное двойное обложение части дохода. Во-вторых, различия между сферами действия налогов на заработки и потребление определяются, прежде всего, характером рынка капиталов, функционирующего в той или иной стране.

                www.funansust.ru

Смотрите так же:

  • Назначение платежа в платежном поручении на возврат Как заполнить «назначение платежа» в платёжном поручении? Ответ: Положением Банка России № 383-П от 19.06.2012 г. «О правилах осуществления перевода денежных средств» установлено, что перевод денежных средств осуществляется банками по […]
  • Почему не приходит пенсия на карту Как разобраться с проблемой задержки зачисления пенсии на оформленную карту? Поэтому, разбираться с проблемой задержки поступления пенсии на счёт банковской карты Вам стоит по двум направлениям: В отделении Сбербанка России: […]
  • Налог на 212 лС Транспортный налог для пенсионеров: Сколько платить? Транспортный налог по статье 356 Налогового кодекса России (№117-03, от 05.08.2000 г., с изменениями вступил в силу 01.01.2013 г. – в дальнейшем НК) должен устанавливаться этим […]
  • Порядок подачи рекламаций Правила и регламент приёмки товара и подачи рекламаций. Порядок подготовки товара к отгрузке: Перед доставкой товаров, купленных в нашей Компании, собственной службой доставки или через транспортную компанию при сборке и упаковке Вашего […]
  • Разделены полномочия между центром и регионами Разделены полномочия между центром и регионами Разграничение полномочий в России осуществляется с помощью следующих нормативных актов: Конституция РФ; федеративный договор 1992 года; индивидуальный договоры о разграничении […]
  • Пенсия в омске 2018 Пенсионное обеспечение для жителей Омска и Омской области в 2018 году От чего зависит размер дотации В регионе проживает 576 807 пенсионеров (данные за 2017 год). Их содержание ложится на бюджет, что требует взвешенного подхода к […]