Предупреждение преступлений орд
Преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Россия, г. Рязань
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью в предупреждении преступлений. В процессе изучения обозначенной проблемы автором рассматриваются подходы к пониманию указанного вопроса.
Ключевые слова: коррупция, медицина, медицинский работник, оперативно-розыскная деятельность.
Коррупция в медицине неискоренима, пока она существует в «макромире», считает министр здравоохранения России Вероника Скворцова.«На самом деле это проблема не только для медицины, медицина – это микромир, который отражает макромир, пока есть коррупция, будет коррупция в медицине, это понятно», – ответила она на жалобу депутата из ЛДПР о медицинском персонале, который намекает больным на оплату услуг в ускоренном порядке без очередей.Министр пообещала разобраться в ситуации с правоохранительными органами, еще раз напомнив, что первопричина коррупции находится не в этой области.«Поэтому ну, извините, наследие такое», – заключила Скворцова [1].
Коррупция на муниципальном уровне зачастую воспринимается большинством населения как обычное явление, что оказывает разлагающее влияние на все стороны местного сообщества и государства в целом [2].В данной статье подлежит рассмотрению вопрос, касающийся профилактической деятельности оперативных подразделений в сфере медицины.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД») задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Она непосредственно направлена на обеспечение задач уголовного судопроизводства, то есть на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, что требует быстрого и полного раскрытия всех преступлений, в том числе в сфере медицины. В частности, в области оказания услуг медицинскими работниками.
Предупреждение коррупционных преступлений оперативно-розыскными мерами – весьма действенное и перспективное направление. По сравнению с уголовно-процессуальными методами раскрытия, оперативно-розыскные мероприятия отличаются большей эффективностью. Данный метод предупреждения и раскрытия преступлений на любом этапе уголовного судопроизводства позволяет достичь поставленных целей в более сжатые сроки с наименьшими материальными и моральными потерями. Такое направление работы правоохранительных органов обеспечивает предупреждение наступления вредных последствий.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности используются не только средства принуждения, но и в некоторой степени средства оперативно-профилактического воздействия.Они обеспечивают раннее предупреждение коррупционных преступлений в том числе и в сфере медицины. Профилактическую деятельность оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции можно рассматривать в двух формах:
1) самостоятельное проведение профилактики и использование гласных и негласных методов и средств;
2) использование криминологически значимой информации, полученной в ходе оперативно-розыскных мероприятий как для проведения обще профилактических мероприятий, так и для проведения основных направлений индивидуальной профилактики в отношении конкретных работников, осуществляющих свою деятельность.
Деятельность оперативных сотрудников по предупреждению коррупционных преступлений в сфере медицины заключается в выявлении причин их порождающих, и условий, им способствующих, с последующей разработкой мер по их предупреждению. Кроме того, она включает в себя выявление как медицинских работников, от которых можно ожидать совершения преступления, так и граждан, которые попадают в зависимое положение от врача, требующего денежное вознаграждение, за услуги, которые он обязан оказывать бесплатно (коррупционная цепочка врач – пациент) [3].
Некоторый акцент хотелось бы сделать на таком понятии, как оперативно-профилактическая информация – как средство обеспечения полной и своевременной постановки на оперативный и профилактический учеты лиц, склонных к совершению преступлений, а также устранения или нейтрализация криминогенных факторов. Решение ряда задач, направленных на эффективное предупреждение совершения преступлений в сфере медицины, в значительной степени зависит от уровня информационного обеспечения, предполагающих сбор и систематизацию сведений о социально-экономической и криминологической характеристиках объектов, результатах оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.
В действующий Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 291.2 – мелкое взяточничество. Признаком, отделяющим мелкое взяточничество от составов, предусмотренных ст. 290 и ст. 291 УК РФ, является размер взятки – до 10 тысяч рублей. Ввиду небольшой тяжести данного преступления расследование уголовных дел передано органам дознания, а подсудность закреплена за мировыми судьями.
Сергей Иванов в Кремле на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 года заявил: «Статистика показывает, что по подавляющему большинству приговоров о даче взятки или получению взятки объем взятки составляет менее 10 000 руб. Статистика раздувается. Таким образом, создается лишь видимость борьбы с коррупцией по очень мелким случаям взяток. По данным судебного департамента при Верховном суде, размеры взяток по коррупционным делам, доходящим до суда, остаются скромными: в 2014 г. в 80% случаев осуждения размер взятки не превышал 10 000 руб.» [4].
Несомненно, введение в законодательный акт данный нормы, влечет за собой последствия как для гражданина, так и для системы правоохранительных органов в части, касающейся борьбы с коррупционными проявлениями в обществе. Для гражданина несомненно смягчение наказания за взяточничество несет на себе гуманистический характер новеллы. Данной нормой права обеспечивается дифференциация наказания.
В части, касающейся деятельности правоохранительных органов, в статистике появляется отдельная строка и изменяется подследственность производства по уголовным делам. Данные факторы могут послужить побудительным мотивом для правоохранительных органов в части выявления коррупционных преступлений, в частности взяток в крупном и особо крупном размере. Однако введение указанной статьи может явиться фактором, ограничивающим деятельность правоохранительных органов, направленную на предупреждение преступлений, связанных с коррупционной направленностью. Прежде все следует рассмотреть такое ограничение как получение решения суда на проведение процессуальных действий. Некоторые авторы положения ФЗ «Об ОРД» относят к административным нормам, то есть к условиям, при наличии которых действия лиц, проводящих оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничениями прав граждан, являются правомерными.Отмечается также необходимость придания материальной природы таким положениям [5] .
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» проведение оперативного эксперимента и прослушивание телефонных и иных переговоров допускается при осуществлении проверки сообщений о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких или производстве расследования преступлений указанной категории. Мелкое взяточничество относится к преступлениям небольшой тяжести, т.к. срок лишения свободы в санкции в ч. 1 ст. 291.2 УК РФ не превышает 1 года, а в ч. 2 – 3 лет. Следовательно, оперуполномоченные и дознаватели могут испытывать затруднения при осуществлении проверки сообщения о преступлении и расследования дела о получении или даче мелкой взятки без обращения к оперативному эксперименту и прослушиванию телефонных переговоров, длительное время используемых в качестве основных средств выявления таких преступлений, профилактической работы в последующем, а также формирования доказательственной базы.
Таким образом, проблему коррупции в сфере медицины невозможно решить только методами устрашения, либо различными мероприятиями, направленными на создание нетерпимости общества к данному социальному явлению. Требуется проведение целостного комплекса социально-экономических, идеологических, организационных и в первую очередь правовых мер. Вся сфера медицины, особенно та ее часть, которая связана с оказанием медицинских услуг населению, должна быть перестроена таким образом, чтобы максимально исключить условия существования «теневого» рынка медицинских услуг.
1. Скворцова В. Пока есть коррупция, будет коррупция и в медицине [Электронный ресурс] // URL : http : // www.gazeta.ru/ (дата обращения 20.12.2016).
2. Маслакова Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты / Е.А. Маслакова // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 4. С. 24-26.
3. Никулина И.А. Специально-криминологические и индивидуально- профилактические меры предупреждения коррупционных преступлений в сфере медицины / И.А.Никулина // Российский научный журнал. 2015. № 5 (48). С. 294-299.
5. Крыканов В.Е. Уголовно-правовая охрана неприкосновенности жилища при проведении оперативно-разыскных мероприятий // Проблемы применения уголовного закона при осуществлении оперативно-разыскной деятельности . Материалы Регионального круглого стола. Рязань, 2015. С. 102-103.
Сведения об авторе:
Никулина Ирина Анатольевна – преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Рязанского филиала Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя , e — mail : 89537471711@ yandex . ru
cscb.su
Электронная библиотека
Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи оперативно-розыскной деятельности (ОРД) можно разделить на общие и частные.
Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся:
· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
· добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Общие задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности) взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.
Предупреждение и пресечение преступлений – одна из задач оперативно-розыскной деятельности, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного
лица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного деяния. Главными направлениями этой деятельности являются:
· активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);
· организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений;
· организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление.
Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения (ст. 30 Уголовного кодекса РФ). Методы пресечения могут быть самыми разнообразными:
· задержание лица на стадии подготовки преступления;
· изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений;
· проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др.
При использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов в профилактике преступлений особое значение придается такой тактической форме оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскная профилактика.
Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему целенаправленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также использования негласной информации в общепрофилактической работе органов внутренних дел.
В содержание оперативно-розыскной профилактики включаются специальные средства собирания, проверки, хранения и использования гласной и негласной информации в отношении профилактируемых лиц. Эта информация сосредоточивается в соответствующих делах оперативного учета, картотеках, информационных системах оперативно-розыскного, профилактического и справочного назначения. Собранная таким образом информация может использоваться для целенаправленного оперативно-профилактического воздействия на лиц, которые отрицательно зарекомендовали себя совершением действий, носящих ярко выраженный антиобщественный характер.
Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, является важнейшей задачей оперативно-розыскной деятельности. Значимость этой задачи наглядно подтверждается статистическими данными о преступности. Так, в 2001 г. зарегистрировано 2 140 546 преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, из них криминальной милицией раскрыто 1 331 074.
Выявление преступлений означает установление наличия в событии или действиях определенных лиц признаков состава того или иного преступления из числа перечисленных в Особенной части Уголовного кодекса РФ (УК РФ). При этом в задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу производства оперативно-розыскных мероприятий могут послужить достаточные данные, позволяющие полагать, что преступление совершилось в форме законченного деяния или покушения.
Использование в законе терминов «выявить» и «раскрыть» вполне оправдано. Они указывают на то, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и многие другие связанные с ним обстоятельства. Особенно важно это представляется в отношении раскрытия латентных преступлений, где оперативно-розыскные меры могут быть направлены на установление мотивов, целей и результатов преступной деятельности, которые при очевидности самого события, как правило, наглядно не проявляются. Под латентными преступлениями понимаются те преступные деяния, которые остаются за пределами уголовной статистики (в том числе по причине недостатков в учетно-регистрационной деятельности), а также преступления, оставшиеся неизвестными для правоохранительных органов.
Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативного работника, направленную на получение с помощью специальных сил, средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление. Существенно значение оперативно-розыскных мер в выявлении и раскрытии неочевидных преступлений, когда следы преступления скрываются и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем.
Если преступление совершено организованной преступной группой, то должны быть установлены все члены группы и определена роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В некоторых случаях возможности оперативных подразделений должны быть направлены на установление данных, характеризующих личность подозреваемого.
Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно:
· выявлять латентные преступления, которые продолжительное время могли оставаться неизвестными;
· раскрывать неочевидные преступления;
· устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.
Самостоятельной специфической задачей ОРД является розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Решение данной задачи осуществляется посредством применения комплекса оперативно-розыскных и иных мер, проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого его задержания. В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. В общем плане розыск скрывшихся преступников – это деятельность, направленная на обнаружение известного обвиняемого. Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступлений. Значительная часть розыскной работы осуществляется подразделениями уголовного розыска Министерства внутренних дел (МВД) России.
В процессе осуществления розыска оперативными аппаратами ОВД принимаются меры по изучению и устранению условий, способствующих уклонению от следствия, суда, исполнения наказаний, а также выявлению и устранению условий, используемых разыскиваемыми преступниками в целях уклонения от уголовной ответственности (недостатков в работе уголовно-исполнительной системы, нарушений паспортного режима, порядка конвоирования осужденных и др.).
По масштабу розыскных действий выделяют следующие виды розыска:
· местный – ведется на территории субъекта Российской Федерации;
· федеральный – осуществляется на всей территории России;
· международный – проводится с участием правоохранительных органов зарубежных стран, в том числе государств – участников Союза Независимых Государств (СНГ), а также с использованием посредничества и возможностей национального бюро Интерпола.
В зависимости от субъектов осуществления розыскная работа делится на три вида:
1) розыскная работа оперативно-розыскных органов;
2) розыскная работа следователя;
3) розыскная работа милиции общественной безопасности.
Инициатором розыска скрывшегося обвиняемого в соответствии с ч. 1 ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) выступает следователь, который поручает розыск органам дознания. При этом он выносит постановления о приостановлении производства предварительного следствия (ч. 2 ст. 208 УПК РФ), об объявлении розыска и избрании меры пресечения, а также заполняет справку на разыскиваемое лицо. В тех случаях, когда подсудимый скрылся во время судебного разбирательства, суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3, ст. 253 УПК РФ).
Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняющиеся от уголовного наказания. К ним относятся осужденные, отбывающие наказания по приговору суда в исправительных учреждениях и совершившие из них побег. Администрация этих учреждений может ставить перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, задачу розыска конкретных осужденных. При этом должны быть представлены документы, необходимые для организации розыскной работы.
Розыск без вести пропавшего как задача оперативно-розыскной деятельности заключается в осуществлении поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам. Основанием для начала розыскных действий являются заявление заинтересованных граждан (родственников).
К числу признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, относятся:
· отсутствие причин к отъезду;
· наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможность совершения в отношении разыскиваемого преступления;
· наличие по месту жительства документов (паспорта, удостоверения), личных вещей, без которых пропавшему сложно обойтись продолжительное время;
· наличие угроз в адрес исчезнувшего лица.
Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут также быть:
· наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия;
· потеря ориентации в пространстве в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразмом, психозом, шизофренией и др.);
· нежелание уплачивать налоги или алименты;
· неудовлетворенность семейной жизнью.
Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей; имеют место случаи похищения детей с целью продажи в бездетные семьи.
В процессе осуществления розыскных действий оперативные работники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать
разыскиваемое лицо, осуществлять контроль за деятельностью и передвижением лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.
Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей оперативно-розыскной деятельности, которая в соответствии с федеративным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. относится к компетенции Федеральной службы безопасности (ФСБ).
Под безопасностью государства понимается урегулированная нормами права система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного института политической системы современного российского общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.
Экономическая безопасность заключается в неуязвимости и независимости экономических интересов Российской Федерации по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Надлежащая защита экономики оперативно-розыскными и другими средствами обеспечивает достаточный уровень социального, оборонного существования и прогрессивного развития.
Экономическая безопасность в правовых государствах представляет собой способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво снабжать ресурсами экономику, а также обеспечивать всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защиту национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, материальных ущербов. Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой параметров, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамическому развитию, конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии национальных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминалитета, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны.
Обеспечение экономической безопасности включает сведение до возможно малой вероятности опасности вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, а также последствий экологических аварий и катастроф с помощью системы адекватных мер экономического, политического, организационного и правового характера.
В настоящее время законодательная база обеспечения экологической безопасности не соответствует требованиям реальной действительности и проблема ее обеспечения оперативно-розыскными органами очень актуальна как для нынешнего, так и для будущих поколений людей.
Наряду с общими выделяются частные задачи, которые конкретизируются для каждого органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с учетом специфики их деятельности.
Задачами криминальной милиции (ст. 8 закона РСФСР «О милиции») являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
В связи с тем, что в составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции, функционируют различные оперативные
подразделения (службы), в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учетом социально-экономической ситуации, компетенции службы определяются их частные задачи. Например, к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе относят следующие:
· выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений;
· возмещение материального ущерба;
· выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений;
· внесение предложений для принятия мер по их устранению.
С учетом складывающейся в России социально-экономической ситуации задачи отдела по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) находят конкретизацию в Приказе МВД РФ № 730 от 06.11.97 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики».
Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание, согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ являются:
· обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
· выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
· розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
· содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Соответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам.
libraryno.ru
Понятие оперативно-розыскного предупреждения преступлений: сущность и основные элементы
Анализируя современное состояние понятийного аппарата оперативно-розыскной деятельности, очевидно, что понятие «предупреждение» преступлений в теории оперативно-розыскной деятельности давно оспаривается в вопросах относительности соответствия с понятиями «профилактика» и «пресечение» преступлений1. В связи с этим возникает необходимость в определении исходных понятий, характеризующих процесс предупреждения преступлений, и смысла, который в них вкладывается, так как в практической деятельности и в специальной литературе рассматриваемые понятия зачастую употребляются в разном значении.
Некоторые авторы, исследуя понятия «предупреждение преступности», «профилактика преступности и преступлений», «предотвращение преступности и преступлений», «пресечение преступности», используют их как равнозначные. Такая позиция приемлема, если рассматривать эти понятия в широком смысле, то есть как систему различных мер на общем, специальном и индивидуальном уровнях1, призванных устранить причины и условия преступности, как общие, так и различных видов преступлений.
Однако, как представляется, при разработке любого правового понятия необходимо учитывать не только этимологию, но и смысловое содержание, то есть насколько используемые термины пригодны для обозначения реализуемых в практической деятельности мер, согласно их характеру и правовой природе, принимая во внимание принятую в законодательной и практической деятельности специальную терминологию.
Тогда как одними авторами понятия «предупреждение» и «профилактика» трактуются как синонимы, не вызывает сомнений обоснованность аргументации других ученых, отмечающих, что в философии понятие «предупреждение» и «профилактика» могут быть представлены как взаимосвязь целого и частного, общего и особенного, а на индивидуальном уровне предупреждение преступлений включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение. В этой связи Г.А. Аванесов отмечает, что термины «предупреждение», «профилактика», «предотвращение (преступности, преступлений)» применимы как взаимосвязывающие, но без детализации соответствующих понятий1. По его мнению, предупреждение преступлений на индивидуальном уровне включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение. Проанализировав многочисленные подходы к понятию оперативно-розыскного предупреждения преступлений, мы разделяем последнюю точку зрения.
Продолжая уяснение сущности рассматриваемого понятия, следует отметить, что определения оперативно-розыскной профилактики неоднократно давались различными учеными. На наш взгляд, наиболее полное определение оперативно-розыскной профилактики преступлений сформулировал С.С. Галахов, который определил ее как нормативно урегулированную систему комплексных оперативно-розыскных мер индивидуально-профилактического воздействия и контроля в отношении лиц, состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах органов внутренних дел, с целью изучения и своевременной нейтрализации факторов, влияющих на их криминальную активность.
В.Г. Самойлов оперативно-розыскную профилактику рассматривал как урегулированную ведомственными нормативными актами деятельность оперативных аппаратов, направленную на проведение индивидуальных профилактических мер в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений. В изданных позже работах он высказал мнение о том, что профилактическая деятельность оперативных подразделений осуществляется не только оперативно-розыскным путем и не только в рамках какой-то одной формы. Аналогичная позиция наблюдается в научных трудах Д.В. Гребельского, А.Ф. Волынского, А.Г. Лекаря.
В теории оперативно-розыскной деятельности имеются и другие взгляды на рассматриваемую проблему. Так, в частности, В.В. Кутковский полагает, что оперативно-розыскная профилактика пенитенциарной преступности – основанная на законах и регулируемая ведомственными нормативными актами научно обоснованная деятельность, проводимая должностными лицами, заключающаяся в комплексном применении гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и устранения причин преступлений и условий, им способствующих, установления лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений и оказания на них предупредительно-профилактического воздействия.
Из вышеизложенного очевидно, что авторы, давая понятие оперативно-розыскной профилактики, подразумевают именно ту систему мер, которая осуществляется при отсутствии умысла или приготовления к конкретному преступлению, т.е. разделяют близкую нам научную позицию. Наиболее полно ее изложил А.Г. Лекарь, указав, что предотвращение преступлений представляет собой сложную деятельность, главными составляющими элементами которой являются: выявление и устранение причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению (профилактика), предупреждение преступлений при обнаружении преступного умысла и пресечение преступных действий на стадиях приготовления и покушения. В этом смысле, утверждает автор, понятие предупреждения является собирательным, или комплексным.
Основываясь на приведенных выше позициях ученых и принимая во внимание специфику осуществления оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, мы приходим к выводу, что оперативно-розыскное предупреждение пенитенциарной преступности – комплекс оперативно-розыскных, режимных, правовых, воспитательных и иных мер, носящих гласный или негласный характер; соответствующий требованиям законов и подзаконных нормативно-правовых актов; осуществляемый всеми отделами и службами уголовно-исполнительной системы в сфере их компетенции; организуемый оперативными подразделениями УИС с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов в следующих направлениях:
– выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению (общая профилактика);
– выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказание на них индивидуального воспитательного воздействия в целях недопущения формирования замысла совершения конкретного преступления (индивидуальная профилактика);
– предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений;
– пресечение покушений на совершение преступлений.
Из данного нами авторского определения возможно выделить основные признаки оперативно-розыскного предупреждения пенитенциарной преступности. В первую очередь, это разноплановая деятельность, отражающая специфику оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Ещё с советских времен в местах лишения свободы сохранились неписаные правила, знакомые каждому сотруднику исправительных учреждений: «Каждый офицер – режимник» и «Каждый офицер – воспитатель». Смысл этих правил таков – любой сотрудник, относящийся к среднему и старшему начальствующему составу, независимо от характера своей служебной деятельности, постоянно должен анализировать окружающую обстановку с точки зрения «режимника» (сотрудника отдела безопасности) и воспитателя, принимая на себя, при необходимости, их функции. Такой подход представляется абсолютно правильным и, очевидно, спас немало человеческих жизней, позволяя своевременно принимать как профилактические, так и предупреждающие меры (в отношении подготавливаемого либо совершаемого преступления). В наибольшей степени вышесказанное относится к сотрудникам оперативных подразделений УИС, которые, в силу своих должностных обязанностей, наиболее близки к осуществлению как режимных, так и воспитательных функций. Вместе с тем (и это предусмотрено определением) оперативные сотрудники в целях предупреждения пенитенциарной преступности осуществляют также оперативно-розыскную деятельность, разъясняют и применяют нормы права и т.д., причем их действия могут носить, в соответствии с ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», гласный и негласный характер.
Следующим признаком оперативно-розыскного предупреждения пенитенциарной преступности является его соответствие требованиям законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Очевидно, что указанная деятельность, безусловно, должна отвечать требованиям соблюдения законности, как и оперативно-розыскная деятельность в целом.
Как следует из предложенного нами определения, оперативно-розыскное предупреждение пенитенциарной преступности осуществляется всеми отделами и службами уголовно-исполнительной системы в сфере их компетенции, но организуется оперативными подразделениями УИС с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов.Основополагающей предпосылкой здесь является то, что предупреждение пенитенциарной преступности представляет собой целостный процесс, осуществляемый всеми частями и службами ИУ, формируемый и координируемый с учетом получаемой информации оперативными подразделениями УИС.
Комплексный характер осуществления предупредительной деятельности, тем не менее, не влечет за собой отказ от ее отнесения к одному из видов оперативно-розыскной деятельности. Теория оперативно-розыскной деятельности в качестве сил ОРД выделяет как оперативных сотрудников, так и иных сотрудников, привлекаемых к выполнению разовых поруче-ний1. Таким образом, оперативные сотрудники УИС используют возможности иных отделов и служб при выполнении одной из задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренной ст.ст. 1, 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ч.1 ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Отметим, что, согласно сложившейся в теории оперативно-розыскной деятельности традиционной точки зрения, профилактика тех или иных преступных деяний включает в себя общую и индивидуальную составляющие3, а при предотвращении преступления речь идет о своевременном обнаружении фактов замышления преступлений, приготовления к их совершению, при пресечении – о реагировании на начавшееся преступное поведение (в стадии покушения). В этом смысле предотвращение и пресечение являются соединительным звеном между предупреждением в указанном выше классическом смысле и правоохранительной деятельностью. Можно сказать, что предотвращение и пресечение преступлений бывают даже ближе к правоохранительной деятельности, поскольку относятся к таким стадиям механизма преступного поведения, как принятие решения о преступлении, его планирование, подготовка и начавшееся исполнение решения.
Проанализировав многообразие научных подходов к понятию оперативно-розыскного предупреждения преступлений, мы приходим к следующему заключению: в условиях уголовно-исполнительной системы необходимо формирование единого понимания указанного понятия. Для этого следует закрепить понятие оперативно-розыскного предупреждения преступлений в органах и учреждениях УИС, приведенное нами выше, в ведомственном нормативно-правовом акте, регламентирующем оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе. Указанная мера, как нам представляется, повлечет за собой повышение эффективности предупредительной работы оперативных подразделений УИС.
pravmisl.ru