Закон о проведение аукционов

Федеральный закон (ФЗ) о конкурсах и тендерах

Участие в тендере представляет собой соревнование между организациями-конкурентами за право сотрудничества с заказчиком, который ищет для себя надежного партнера для выполнения разового заказа или заключения деловых взаимоотношений на длительный срок. Чтобы процедура конкурсного отбора была прозрачной и честной, был разработан специальный ФЗ о тендерах, который дает четкое разъяснение правил проведения торгов как для участников аукциона, так и для его заказчиков и организаторов.

Виды тендеров

Законодательство России разделяет проведение тендеров на несколько категорий:

  • торги открытого типа;
  • торги закрытого типа;
  • государственные торги (могут быть как открытыми, так и закрытыми);
  • запросы котировок;
  • двухэтапный аукцион.
  • Вне зависимости от того, какой вид тендера будет использован, его проведение должно соответствовать всем правилам и условиям, которые четко обозначает федеральный закон о тендерах и аукционах.

    Закон №44 ФЗ

    Закон «О контрактной системе…» в 2013 году заменил закон №94 ФЗ и вступил в силу с 01.01.2014 года. Данный Федеральный закон занимается регулированием взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, касающихся обеспечения муниципальных и государственных нужд. Закон 44 о тендерах состоит из 11 статей. Каждая из них регулирует те правоотношения, которые ранее не рассматривал закон №94 ФЗ.

    ФЗ-44 разработан с целью повышения уровня эффективности и результативности проведения тендеров на закупку товаров, услуг или каких-либо видов работ. Кроме этого, он позволяет прозрачно проводить торги и предотвращать возникновение коррупционной деятельности и прочих злоупотреблений в данной сфере госзакупок.

    ФЗ 44 о тендерах применяется в следующих случаях:

  • при планировании приобретения большой партии продукции или услуг;
  • при определении исполнителей (поставщиков);
  • при подписании гражданско-правого договора на приобретение услуг, товаров или работ;
  • при необходимости уточнить особенности выполнения контракта;
  • в момент проведения мониторинга закупок;
  • для аудита в области приобретения партий товара, услуг, работ;
  • для контроля за соблюдением законодательных норм России и прочих нормативных документов относительно контрактной системы в области закупок продукции, приобретения услуг и работ.
  • В отличие от ФЗ-94, использование ФЗ о тендерах от 2013 года значительно сократило риски возникновении коррупции в области госзакупок. Теперь обозначены основные механизмы изменения квалификации конкурсантов торгов и антидемпинговые меры, которые помогают заказчику подписать договор о сотрудничестве с честным поставщиком.

    Также порядок деятельности государственного интернет-ресурса по закупкам, который указан в законе о тендерах ФЗ №44, теперь включает в себя возможность подачи запросов на участие в аукционе при помощи функционала сайта.

    К остальным особенностям данного закона о проведении тендерных мероприятий стоит отнести:

  • расширение списка методов обозначения начальной и максимальной цены контракта (это гарантирует сокращение случаев преднамеренного завышения стоимости сделки);
  • новые требования к организационной комиссии, в состав которой должны входить лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повысили свою квалификацию в закупочной сфере.
  • Ввиду всех изменений и нововведений стоит отметить, что проводить тендеры по 44 ФЗ стало намного выгоднее как для заказчика, так и для исполнителя.

    Административный кодекс РФ

    Не так давно, а именно 22 апреля 2014 года, был принят новый Федеральный закон о внесении изменений в Административный кодекс России. Эти изменения коснулись сферы проведения тендерных мероприятий.

    На данный момент федеральный закон о тендерах предусматривает несение административной ответственности тем лицам, которые занимаются коррупцией в области закупок товаров или услуг среди юридических лиц. Теперь любое правонарушение в сфере проведения тендеров приведет к административной ответственности с дальнейшими неприятными последствиями для бизнеса нарушителя.

    Как работает федеральный закон о проведении конкурсов, аукционов и тендеров

    Проведение торгов – ответственное мероприятие. Оно касается финансового и экономического развития государства. Тендер – это не только своеобразный процесс отбора максимально выгодных предложений, но и совокупность гражданско-правовых отношений, которые должны регулироваться государством. Ранее все вопросы, связанные с организацией и проведением закупок, регулировал Федеральный закон о проведении тендеров 94-ФЗ, принятый 21.07.2005. 44-ФЗ от 05.04.2013 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года.

    Основное о 44-ФЗ

    Новый законодательный акт, как и предыдущая версия, призван регулировать отношения, которые складываются между субъектами в результате проведения таких видов торгов, как: тендеры, конкурсы и аукционы. Также данный правовой акт дает более широкий круг возможностей и полномочий как участникам-заявителям, так и субъектам-организаторам торгов.

    Структура закона

    44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» состоит из 8 глав и 114 статей. Действие закона распространяется на сферу осуществления государственных и муниципальных закупок. Регулирует вопросы, связанные с:

  • планированием закупок;
  • гарантийным обеспечением тендера;
  • определением исполнителей;
  • заключением конечного контракта между исполнителем и заказчиком;
  • особенностями исполнения всех условий контракта;
  • проведением мониторинговых мероприятий и аудиторских проверок;
  • ответственностью сторон.
  • Важные положения

    Закон о проведении конкурсов-тендеров 44-ФЗ содержит в себе положения, касающиеся:

  • создания и развития здоровой экономической конкуренции, которая будет способствовать поднятию уровня экономики государства, улучшению качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • обеспечения гарантий предотвращения коррупции в сфере государственных торгов;
  • создания основополагающих принципов открытости, гласности проводимых конкурсов;
  • регулирования рационального использования целевых и нецелевых фондов государства.
  • Требования к участникам тендеров

    Нынешний закон о проведении тендеров также содержит положения о нормировании государственных заказов, о составлении планов-графиков проводимых торгов на будущий год. Ст. 22 закона рассматривает порядок установления начальной контрактной цены по средствам различных методов, выдвигает определенные требования к участникам тендеров. Основные из них:

  • все товары, работы, услуги, предоставляемые исполнителем, должны полностью соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации;
  • участник закупок должен быть правомочным субъектом в сфере заключения контрактов;
  • исполнитель не должен состоять в списке недобросовестных подрядчиков;
  • в случае если соискатель – физическое лицо, он не должен иметь судимостей за преступления в экономической сфере.
  • В законе четко регламентируется порядок признания тендерной заявки как победившей. Ст. 34 дает полный перечень информации о составлении и подписании конечного контракта.

    Стоит обратить особое внимание на 111-ю статью 44-ФЗ, в которой упоминается о том, что Правительство РФ имеет право определять особенности проведения конкретной поставки. Это касается также особых условий определения поставщиков. В случае экономической или технологической перспективы развития государства правительство имеет право выдвинуть дополнительные условия выполнения тендерного заявления, не связанные с предметом договора.

    Электронный документооборот

    Статья 4 закона содержит регламентированные положения касательно информационного обеспечения. Каждый организатор обязан предоставить потенциальным исполнителям всю информацию, тем или иным образом связанную с проведением закупок.

    Значительное отличие нового 44-ФЗ от 94-ФЗ заключается в том, что в новый акт включен вопрос регулирования работы систем электронного документооборота между сторонами. Данный законопроект разрешает субъектам сферы закупок осуществлять обмен документацией в электронном формате без дублирования на аналоговом носителе – бумаге.

    Изменения 2016 года

    С 01.07.2016 в силу вступили дополнения и изменения 44-ФЗ. Претерпела изменения ч. 32 ст. 112, регламентирующая закупки товаров, услуг и работ.

    С 01.01.2017 действие положений 44-ФЗ распространяется на обеспечение государственных закупок Республики Крым и города Севастополь, имеющего федеральное значение. Изменения коснулись не только территорий, но и аудита, контроля и мониторинга в сфере вышеупомянутых закупок: с указанной даты государственные органы Республики Крым и Севастополя будут размещать информацию о тендерах или проводимых закупках в единой системе или в интернете.

    П. 30 ч. 1 ст. 93 был существенно дополнен касательно определения поставщика на поставку продукции, связанной с избирательным процессом. Согласно ч. 3 ст. 14, ужесточаются требования к производителю и полному исключению иностранных компаний и производителей. Ужесточились требования к фармацевтическим компаниям, что исключает искусственное завышение цен на лекарственные препараты.

    Немаловажна новая редакция ст. 96, а именно ч. 11: в старой редакции государственный заказчик мог осуществить реструктуризацию долгов коммерческого банка. В новой редакции заказчик осуществляет реструктуризацию долгов коммерческого банка в случае необходимости исполнения банковских гарантий.

    Специалисты утверждают, что на этом развитие законодательной базы в сфере государственных торгов не остановится. Нынешний ФЗ о проведении тендеров «нанизан на канву» предыдущего. Несмотря на то, что новая версия стала более развернутой, дополненной, на сегодняшний день еще осталось множество пробелов, которые обусловлены постоянным развитием современного бизнеса.

    Основное о 223-ФЗ

    223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 регламентирует закупку услуг, товаров или работ государственными и муниципальными заказчиками за счет собственных денежных средств. Этот закон подходит и для коммерческих структур, контрольный пакет которых принадлежит государству.

    Требования 223-ФЗ устанавливают общие принципы закупок, которые подпадают под действие этого закона. Общие принципы 94-ФЗ перекликаются с вышеупомянутым законом. Федеральный закон №223 оставляет больше свободы организациям и помогает адаптировать собственные нужды к законным требованиям системы закупок.

    Базовые принципы

    223-ФЗ не требует единой формы закупок или проведения конкурсов, торгов или аукционов. Общими принципами 223-ФЗ являются:

  • справедливость;
  • равноправие;
  • открытая информация;
  • отсутствие дискриминации;
  • целевое использование денежных средств;
  • открытый допуск к системе закупок;
  • экономическая целесообразность проведения торгов.
  • В законодательстве РФ существуют санкции, которые применяются за нарушение общих принципов и положений Федерального закона № 223. В случае нарушения положений этого закона компании-поставщики могут подать на государственные организации в суд и оспорить решения относительно проведенных тендеров.

    С 1 июля 2012 года вся информация относительно планируемых закупок публикуется только на официальном портале http://zakupki.gov.ru . Здесь можно найти всю информацию о планах, объемах и сроках проведения государственных тендеров. 223-ФЗ предписывает раскрытие только минимального количества информации:

    • предмет проведения тендера;
    • место и время проведения;
    • способ закупки;
    • срок поставки;
    • требования к участникам.
    • 223-ФЗ предъявляет четкие требования к критериям оценки коммерческих предложений и определению требований к поставщикам. Таким образом, выбор поставщика становится полностью прозрачным.

      Как выиграть тендер: Видео

      otendere.com

      Закон о проведение аукционов

      Правила Гражданского кодекса о заключении договора в результате торгов и порядке организации и проведения последних являются новеллами российского гражданского права. С принятием части первой ГК РФ впервые в отечественном законодательстве правовое регулирование торгов осуществлено на уровне общих систематизированных норм, нашедших выражение в ст. ст. 447 – 449 Кодекса ГК РФ.

      В настоящее время нормы, регулирующие организацию аукционов и конкурсов, существуют только в отношении государственных организаций. Правовое регулирование проведения конкурсов и аукционов для негосударственных организаций осуществляется только Гражданским кодексом РФ.

      Основным нормативно-правовым актом, регулирующим проведение аукционов и публичных конкурсов в отношении государственных организаций, также является Гражданский кодекс РФ.
      Ст. ст. 447-449 ГК РФ образуют группу предметно однородных статей, которые содержат комплекс правил о торгах [12, с. 782]. Содержащиеся в них нормы закрепляют наиболее важные нормативные параметры торгов, включая право на заключение договора путем проведения торгов, общую конструкцию торгов, их субъектный состав и формы проведения, организацию и порядок проведения торгов, последствия нарушения правил проведения торгов.

      Публичный конкурс регулируется отдельно, главой 57 Гражданского кодекса. Но к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 – 449 ГК РФ не предусмотрено иное (п.5 ст. 1057 ГК РФ).

      Необходимо подчеркнуть, что Гражданский кодекс (гл. 57) не содержит отсылок к иным источникам права (законам, правовым актам) по проведению публичного конкурса. Отсюда следует, что устанавливать отличные от Гражданского кодекса правила проведения публичного конкурса нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления) не могут. Такие акты могут только воспроизводить положения Гражданского кодекса о публичном конкурсе, но не противоречить ему. При этом стоит заметить, что действие актов государственных органов и органов местного самоуправления ориентировано не на участников публичного конкурса, а на сами органы, на регламентацию их собственной деятельности по проведению конкурса. В частности, в таких актах могут устанавливаться цели публичного конкурса, состав и функции конкурсной комиссии, обязанности членов конкурсной комиссии, дополнительные сведения, содержащиеся в объявлении о проведении публичного конкурса, и другие данные [11, с. 56].

      Нормы, предусматривающие процедуру торгов, кроме Гражданского кодекса РФ, содержатся в:

      1. Земельном кодексе РФ. В ст. 38 ЗК РФ говорится о возможности приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка путем проведения торгов (конкурсов, аукционов). Ст. 38.1 устанавливает порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, а в ст. 38.2. указаны особенности проведения данного аукциона.
      2. Лесном кодексе РФ. В гл. 8 ЛК РФ закреплены общие положения, организация и порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
      3. Градостроительном кодексе РФ. В статье 46.3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории.
      4. Водном кодексе РФ. В п.2 ст.16 Водного кодекса РФ говорится о заключении договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
      5. Жилищном кодексе РФ. В соответствии с ч.1 п.5 ст. 29 ЖК РФ, если жилое помещение, которое кто-то самовольно переустроил и (или) перепланировал, не будет приведено в прежнее состояние, то суд принимает решение в отношении собственника о продаже данного жилого помещения с публичных торгов. В Жилищном кодексе РФ открытый конкурс используется как способ заключения договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (п.4 ст. 161 ЖК РФ). Если в многоквартирном доме доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество составляет более чем пятьдесят процентов, управление осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ (п.2 ст.163 ЖК РФ).
      6. Кодексе об административных правонарушениях. В п.1 ст. 4.5 КоАП определена давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ст.ст. 7.29, 7.29.1, 7.30, 7.31.1 регламентируют последствия несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
      7. Правовое регулирование аукционов и конкурсов осуществляется нормами большого количества федеральных законов. Среди них ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок», который заменил ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки».

        ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок» предусматривает принципиально иной подход к регламентации и функционированию системы государственных и муниципальных закупок. В контрактной системе регламентированы все этапы: планирование, размещение, исполнение контракта, оценка его эффективности, установлены антидемпинговые меры. Предусмотрен неограниченный доступ к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита (ст.ст. 4, 98 ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок»).

        Конкурс, в соответствии с ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок», позиционируется как основной способ осуществления, тогда как в период действия ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки» таким основным способом фактически был аукцион. При этом если открытый аукцион и по ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки», и по ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок» проводится в электронной форме, то для конкурса, проводимого госзаказчиками, даже новым ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок» электронной формы до сих пор не предусмотрено.

        В ФЗ РФ «О контрактной системе» расширено определение понятия конкурса. Так, по общему правилу заказчик проводит открытый конкурс — конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации, и к участникам закупки предъявляются единые требования. Также ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок» вводятся два новых для госзаказа вида конкурсов: конкурс с ограниченным участием (так в новом законе о госзакупках назван конкурс с предквалификационным отбором) и двухэтапный конкурс.

        ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок» установлены и специальные, по сравнению с Гражданским кодексом, требования к срокам проведения конкурсов. Так, извещение о проведении открытого конкурса публикуется в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. А если этот конкурс признан несостоявшимся, то при проведении повторного конкурса срок сбора конкурсных заявок сокращается до 10 дней.

        Электронный аукцион, предусмотренный ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок», заменил собой открытый «неэлектронный» аукцион и электронный аукцион.

        В положениях ч. 4 ст. 59 ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок» дано определение электронной площадки: электронная площадка – это сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы.

        Уточнено, что лоты могут выделяться только при проведении закрытых аукционов (ранее прямой запрет на выделение лотов в электронных аукционах отсутствовал).
        Установлена возможность заключения контракта, в случае, если была подана хотя бы одна заявка, соответствующая требованиям заказчика (п.25 ст. 93 ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок»).

        Специальные требования к конкурсам приведены в ФЗ РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данный закон называет конкурс основным способом проведения закупки товаров (работ, услуг), при том, что часть 3 статьи 3 этого закона оставляет заказчику право предусмотреть в положении о закупке и иные способы, которые он сможет использовать наравне с конкурсом. На проведение конкурса субъектами ФЗ РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не распространяются требования ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок». Но необходимо следовать положениям Гражданского кодекса о заключении договора на торгах, в соответствии с которыми организатор конкурса обязан выбрать победителем одного из участников, допущенных к конкурсу.

        Нормы, регулирующие проведение конкурсов и аукционов, содержатся также в ФЗ РФ «О передаче прав на единые технологии», ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ФЗ РФ «О связи» и многих других.

        Имеется ряд постановлений Правительства РФ, регламентирующих процедуру проведения аукционов и конкурсов.

        Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» устанавливается право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматривается разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

        В Постановлении Правительства РФ от 12.01.2006 № 8 «Об утверждении Правил проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи» устанавливается, что торги (аукцион, конкурс) на получение лицензии на оказание услуг связи проводятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых Федеральной службе по надзору в сфере связи, а денежные средства, полученные от победителя аукциона на получение лицензии на оказание услуг связи, зачисляются в доход федерального бюджета по соответствующему коду доходов бюджетной классификации Российской Федерации.

        Проведение аукционов и конкурсов регламентируется и на уровне нормативно-правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти. Например, Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2010 № 54 утверждает порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядок подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным требованиям.

        Нормативные правовые акты, содержащие специальные правила о торгах (в том числе о торгах в отдельных сферах гражданского оборота и торгах определенных видов), образуют специальное законодательство о торгах.

        Правовое регулирование аукционов и конкурсов, проводимых субъектами РФ, муниципальными образованиями, может осуществляться также на основании нормативных правовых актов соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.

        Для примера приведем Постановление Администрации г. Курска от 11.11.2013 № 3934 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Курска или государственная собственность на которые не разграничена, на зданиях, на недвижимом имуществе и прочих объектах, находящихся в муниципальной собственности».

        Торги как способ заключения договора могут использоваться в любой сфере гражданского оборота. Вместе с тем есть сферы гражданского оборота, где торги приобрели особое значение в качестве основного (преобладающего) способа заключения договора и урегулированы специальным законодательством (иными словами, имеют специальный правовой режим).

        Нормы Гражданского кодекса по отношению к другим гражданско-правовым актам, регулирующим процедуру проведения торгов, имеют приоритет. Однако, подавляющее количество реальных торгов проводится по специальному законодательству о соответствующих торгах. При этом применяются и общие правила о торгах, содержащиеся в ст. ст. 447 – 449 ГК РФ, постольку, поскольку правомерно установленными специальными правилами о торгах не предусмотрено иное.

        В тех немногих случаях, когда проводятся торги, в отношении которых не установлены специальные правила, применяются только общие правила о торгах, предусмотренные ст. ст. 447 – 449 ГК РФ.

        Анализируя действующее законодательство, можно выделить следующие разновидности торгов:

        • торги в сфере поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд (ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок»);
        • торги в сфере приватизации государственного и муниципального имущества (ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
        • торги в сфере несостоятельности (банкротства) юридических и иных лиц (ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);
        • торги в сфере реализации заложенного имущества (ФЗ РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);
        • торги в сфере исполнительного производства. (ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»).
        • Несмотря на некоторую специфику регулирования конкурсов и аукционов в отраслевых законах, можно говорить о наличии в российском законодательстве единообразного подхода к их регулированию.

          Список литературы

          1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в ред. от 02.11.2013 № 294-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
          2. Водный кодекс Российской Федерации: от 03.06.2006 № 74-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.
          3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 418-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть I). – Ст. 16.
          4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 № 129-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
          5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 416-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
          6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (ч. 1). – Ст. 14.
          7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 446-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
          8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 27-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.
          9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон: [принят 5 апреля 2013. №44-ФЗ] (в ред. от 28.12.2013г. № 396-ФЗ) // СЗ РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
          10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер.закон: [принят 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ] (ред. от 02.07.2013) // СПС «Консультант Плюс».
          11. Кузнецова Д.В. Правовое регулирование и проведение публичного конкурса /В.Д. Кузнецова .- Право и экономика. – 2003. – № 10. – 74 с.
          12. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/ под ред. П.В. Крашенинникова – М.: Статут, 2011. – 1326 с.

          © АНОО ВО «РФЭИ» 2013

          Сетевое издание «Известия Регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал» science.rfei.ru.

          Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 55810.

          Учредитель: автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт».

          Издатель: автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт».

          Адрес редакции: 305029, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 61-Б.

          Главный редактор: Аксенов Сергей Леонидович

          science.rfei.ru

          Закон о торгах по банкротству

          Мы знаем, что торги по банкротству на территории нашей страны проводятся повсеместно. Людям, которые принимают участие в таких мероприятиях обязательно необходимо знать их законодательные основы.

          На территории РФ действует Федеральный закон (ФЗ) №127, который регламентирует торги по банкротству. Сам по себе закон очень объемный, поэтому постараемся затронуть самые основные моменты организации продажи имущества должника.

          Для кого будет полезен данный материал. В первую очередь для тех, кто хочет выгодно вложить свои средства и приобрести недвижимость по заниженной стоимости. Это могут быть специалисты в данной области или рядовые граждане, совершающие единичную покупку.

          Кроме этого изучить закон будет выгодно и лицам, которые представляют предприятие-банкрот . Возможно новый владелец захочет возобновить производство на выкупленном объекте и бывшие владельцы смогут найти компромисс. Итак, приступим к детальному рассмотрению материала.

          Опорные моменты

          Для понимания всех нюансов ФЗ №127 необходимо определиться с некоторыми базовыми определениями. Начнем мы с того, что такое предприятие должника.

          Предприятие должника — это какой-либо объект, несущий имущественную ценность и служащий для осуществления предпринимательской деятельности. Если предприятие признается банкротом и его владелец не в состоянии исполнять свои кредитные обязательства, то принимается решение о его реализации.

          Продажа объекта может включаться в план, разработанный внешним управлением, путем вынесения решения органом управления, которое в соответствии с учредительной документацией может принимать подобные решения. Это вполне естественно, ведь подобные сделки относятся к достаточно серьезным мероприятиям.

          Объектами реализации собственности должника могут стать самые разные имущественные ценности. Закон регламентирует следующие:

        • участки земли;
        • строения и здания;
        • оборудование;
        • сооружения;
        • инвентарь;
        • запасы сырья и продукции;
        • права на проведение предпринимательской деятельности (коммерческое обозначение, товарные знаки и т.д.).
        • Отметим, что в соответствии с данным ФЗ при продаже новому владельцу не передаются долговые обязательства. Исключения составляют задолженности, возникшие уже после признания организации банкротом . Именно поэтому перед покупкой лучше всего все тщательно проверить.

          Посредством чего осуществляется реализация

          И названия данного материала становится ясно, что продажа собственности должника осуществляется на торгах или аукционе по банкротству. Такая организация весьма популярна и многие специалисты в области недвижимости используют преимущества аукциона в полном объеме.

          Отметим, что продажа может осуществляться также посредством конкурсной основы. Но это относится лишь к некоторым объектам, чья реализация в соответствии с законодательством РФ может проводиться только таким образом.

          В настоящее время аукционы могут проводится в открытой форме либо закрытой. В основном преобладает открытая форма, однако для реализации имущественных ценностей с ограниченной оборотоспособностью применяются именно закрытые аукционы.

          В закрытом аукционе может принимать участие ограниченный круг лиц, который в соответствии с действующим законодательством имеет право на приобретение и содержание такого имущества. Такие лица имеют также право перепродавать это имущество, но только тому же ограниченному кругу.

          Организационные моменты торгов с отрытым предложением

          Как известно предприятие должника после проведения инвентаризации имущественных ценностей добавляется в специальный реестр, который отражает все предприятия-банкроты нашей страны. Если говорить точнее, то туда загружаются данные инвентаризации.

          После этого специальный уполномоченный орган либо кредитор может направить внешнему управляющему требование о проведении оценки. После этого в течении двух месяцев внешний управляющий должен привлечь оценщика для уточнения стоимости объекта. Результаты оценки в соответствии с данным ФЗ должны быть включены в госреестр сведений о банкротстве.

          Что касается стартовой цены, то ее утверждает собрание кредиторов, опираясь на реальную рыночную стоимость похожих объектов, а также на результаты оценки. Из практики следует, что обычно кредиторы несколько занижают цену для привлечения большего потока покупателей.

          При открытых торгах по банкротству каждому участнику аукциона выдается специальная карточка, которая сигнализирует о намерении участника повысить цену. Цена повышается на фиксированный шаг. Победителем торгов признается участник, который предложил наиболее высокую цену.

          Организационные моменты торгов с закрытым предложением

          Оценка и стартовая цена здесь определяются также как и при открытых аукционах. Однако есть некоторые отличия в организации, в частности в предложении цены. Сразу отметим, что речь здесь идет именно о закрытом формировании предложения на цену, а не в целом о закрытых торгах по банкротству, которые могут проводится традиционно с открытым предложением.

          Предложения по цене предлагаются в закрытом конверте вместе с заявкой на аукцион. Каждый участник может сделать одно предложение за этап. Победителем становится участник, предложивший наивысшую цену.

          Здесь результаты торгов становятся известными лишь через некоторое время после подачи заявки. Таким образом имеет место своеобразный случай, но многим, особенно непрофессионалам, такой подход нравится намного больше. Это связано с тем, что победителем здесь становятся люди, которые зачастую имели бы малые шансы при традиционном проведении аукциона.

          В соответствии с рассматриваем ФЗ предложение может быть и открытым и закрытым. Если вы делаете первые шаги по работе с недвижимостью, то вам безусловно будет полезно поучаствовать в торгах обоих типов.

          Конкурсный управляющий

          За организацию аукциона отвечает специальный человек — конкурсный управляющий или специальная частная организация. Все расходы на оплату услуг организатора взимаются с счета предприятия-банкрота.

          Во избежание фактов мошенничества организатор торгов не должен иметь каких-либо отношений (дружественных, партнерских и т.д.) с должником, кредиторами, а также внешним управляющим. Ввиду большой выгоды некоторых сделок факты мошенничества бывают, хотя со стороны закона эти случаи жестко пресекаются.

          На основании рассматриваемого ФЗ на организатора возложены следующие функции:

        • прием заявок и ценового предложения (предоставление выполняется в течении 25 дней со дня объявления о проведении торгов);
        • заключение договора с претендентом о внесение предварительного взноса (не более 25% от стартовой стоимости);
        • утверждение участников аукциона;
        • проведение торгов в случае открытой формы ценовых предложений;
        • утверждение победителя, а также составление протокола, в котором прописываются результаты аукциона;
        • уведомление заявителей и участников мероприятия о результатах.
        • Также закон на организатора возлагает обязательства по публикации информационного сообщения о том, что будут проводится торги по банкротству. В этом сообщении указываются сведения об организации банкроте, его состав, характеристики, описание деятельности, форма проведения торгов, контактные данные, требования к участникам, размер задатка, стартовая стоимость, шаг повышения цены и т.д.

          Обычно сообщение распространяется в печатном издании, ближайшем к должнику. Однако сегодня для привлечения больших масс покупателей такие сообщения распространяются в интернете на специализированном ресурсе.

          Требования к заявке

          В соответствии с ФЗ №127 заявка на участие в аукционе по банкротству должна соответствовать определенным требованиям. Кроме этого документ должен быть составлен в соответствии с дополнительными требованиями, которые могут быть указаны на в информационном сообщении.

          В общем случае закон предусматривает содержание в заявке следующей информации:

        • название, правовой статус, контактные данные организации (юридического лица), которая планирует принять участие в аукционе;
        • ФИО, данные паспорта, контактные данные заявителя (физического лица);
        • сведения о присутствии заинтересованности к должнику, кредиторам, управляющему;
        • ценовое предложение в случае когда проводятся соответствующие торги банкротству.
        • Если имеет место конкурсная основа проведения торгов, то претендент в заявке должен сделать отметку об обязательном выполнении условий конкурса. Все документы прилагаемые к заявки могут пересылаться в электронном виде, одна для этого требуется наличие электронной подписи.

          Отметим, что организатор торгов несет ответственность за конфиденциальность данных, которые предоставляют ему претенденты. Таким образом переживать за сохранностью личной информации не стоит.

          Банкротство — Продажа имущества банкротов

          Заявки предоставляются в ограниченное время (в течении 25 дней). В этот же срок заявитель имеет полное право отозвать заявку. При этом организатор торгов в соответствии с данным ФЗ обязан вернуть задаток в полном объеме.

          Допуск к торгам

          Допуск к торгам осуществляется после рассмотрения всех заявок от претендентов. После этой процедуры закон предусматривает обязательное оформление протокола, в котором указываются все участники торгов.

          Участвовать в аукционе имеют право заявители, которые в полном объёме выполнили требования организаторов мероприятия и в установленные сроки предоставили необходимые документы. Заявители, допущенные к торгам имеют право называться участниками торгов.

          Иногда организаторы аукциона могут отказать претендентам в участии. Обычно это происходит, если заявка не соответствует требования рассматриваемого ФЗ либо претендент не заплатил предварительный взнос.

          Стоит отметить, что решение об отказе претенденту может быть обжаловано в судебных инстанциях в соответствии с действующим законодательством РФ. Однако, как правило это нецелесообразно ведь успеть к началу торгов вряд ли получиться.

          Оформление договора купли-продажи

          После определения победителя аукциона и составления протокола организатор мероприятия должен направить выигравшему копии протокола и предложение о заключении договора купли-продажи. При этом стоимость объекта должна соответствовать цене, которую предложил победитель.

          Отметим, что закон обязывает составлять договор купли-продажи в соответствии с определенными условиями.

          Итак, в документе должна быть представлена следующая информация:

        • сведения об объекте, его структура, описание;
        • цена покупки;
        • порядок и сроки передачи прав собственности;
        • условия приобретения имущества;
        • наличие или отсутствие обременений и долговых обязательств по реализуемой собственности;
        • данные сторон.

        Если договор купли-продажи не будет составлен, то аукцион в соответствии с ФЗ №127 признается недействительным. В этом случае проводятся повторные торги по банкротству. При стартовая цена занижается.

        В целом порядок проведения повторного аукциона ни чем не отличается от первоначального (действует тот же федеральный закон). Все процедуры и организация осуществляются точно также.

        Заключение

        Знание основных моментов ФЗ №127, приведенных выше, обязательно для людей занимающихся недвижимостью. Конечно, нет смысла заучивать весь закон, пользы от этого не будет. Надо ознакомиться с представленной информацией и при необходимости пользоваться ей.

        Самый лучший вариант скопировать материл в отдельный документ на компьютере. Или сделать закладку с ссылкой именно на эту статью на e-zaim.ru. Если вы будете хорошо подкованы с юридической стороны, то выгодные вложения не заставят вас долго ждать!

        Смотрите так же по теме Покупка имущества с торгов по банкротству

        e-zaim.ru

    Смотрите так же:

    • Закон о госзакупках россии Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок Разделы: Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и […]
    • Образец экспертизы приемки товара по 44 фз Экспертиза своими силами по 44-ФЗ + образец заполнения Заключительной стадией исполнения договора, оформленного по нормам 44-ФЗ, становится приемка товара или услуг. Заказчик должен организовать проведение экспертизы. По ее итогам […]
    • Чем заканчивается закупка в соответствии с законом Федеральный закон о контрактной системе: что важно знать и как подготовиться к грядущим изменениям Продолжается реформа госзаказа. 8 лет мы работали по правилам Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на […]
    • Содержание закона 44-фз 44-ФЗ: госзакупки по правилам Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была предварительная договоренность. Сегодняшнее законодательство […]
    • Жалоба в фас на ограничение конкуренции образец Жалоба в ФАС Федеральная антимонопольная служба - это основной государственный орган по контролю процедуры проведения государственных закупок. Умение правильно подготавливать жалобу в ФАС и грамотно отстаивать там свои интересы является […]
    • Ч8 ст 30 закона Статья 30 ФЗ-44: закупка у субъектов малого предпринимательства Федеральный закон о закупках под номером 44-ФЗ регламентирует порядок обеспечения государственных и муниципальных предприятий требуемыми товарами, работами или услугами. […]