Русский яз правила

Русский язык

Части речи

Орфография. Правописание согласных

Правописание гласных

Частицы и союзы

Пунктуация

Грамматика

Наш сайт предназначен тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи или кто хочет подготовиться к государственному экзамену. Наш ресурс предназначен для тех людей, которые хотят подготовиться к государственному экзамену или решили избавиться от нелепых ошибок в письменной речи.

Русский язык — один из самых сложных языков во всём мире, и наибольшие трудности вызывает пунктуация и орфография. Кто не делал ошибок в диктантах и сочинениях? Правописание орфограмм с двойными согласными, безударными гласными, частицы не и ни, слитные и раздельные написания и множество других сложных случаев оказываются непреодолимыми преградами для тех, кто не помнит или не знает элементарные правила орфографии.

Пунктуация вызывает ещё больше затруднений. Какой знак препинания поставить и нужен ли вообще здесь какой-нибудь знак? Почему между главными членами предложения ставится тире, а в другом — поставлена запятая? Что такое деепричастный и причастный обороты и почему они выделяются запятыми? Всё это важно знать образованному человеку.

Во всех учреждениях образования, особенно в старших классах, русскому языку уделяется мизерное количество внимания. Правила русского языка, которые когда-то были изучены, забываются, и уровень грамотности школьников резко снижается. Однако, при использовании нашего ресурса, каждый может «своими руками» поправить положение. Уделив нам не более 5 часов в неделю, вы убедитесь сами, как заметно «поумнели». С нами вы преодолеете все сложности. Наш сайт подготавливает выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Мы поможем хорошо сдать ЕГЭ!

best-language.ru

Русский яз правила

@Язык — это боль­шое народ­ное сокро­ви­ще. Его нель­зя не ува­жать, как нель­зя не ува­жать род­ной народ@

Иван Мележ, писа­тель.

Приветствуем вас на страницах сайта о русском языке

Язык — это пер­во­эле­мент куль­ту­ры каж­до­го чело­ве­ка и все­го обще­ства в целом. В совре­мен­ной жиз­ни чем бы ни зани­мал­ся чело­век, в какой обла­сти ни рабо­тал или учил­ся, ему необ­хо­ди­мо не толь­ко сво­бод­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в стре­ми­тель­ном и огром­ном пото­ке инфор­ма­ции, но и вла­деть нор­ма­ми лите­ра­тур­но­го рус­ско­го язы­ка, иметь бога­тый сло­вар­ный запас, уметь чет­ко и ясно изла­гать свои мыс­ли.

Наш сайт для тех любо­зна­тель­ных, кто стре­мит­ся овла­деть все­ми богат­ства­ми рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, его бес­пре­дель­ны­ми выра­зи­тель­ны­ми воз­мож­но­стя­ми в пись­мен­ной и рече­вой ком­му­ни­ка­ции.

По наше­му мне­нию, имен­но речь все­гда явля­лась пока­за­те­лем интел­ли­гент­но­сти, обра­зо­ван­но­сти, ясно­сти мыш­ле­ния и, в конеч­ном ито­ге, общей куль­ту­ры чело­ве­ка. Речь в опре­де­лен­ном смыс­ле фор­ми­ру­ет лич­ность чело­ве­ка, начи­ная со школь­ной ска­мьи.

Кроме пра­виль­но­го напи­са­ния слов, про­вер­ки без­удар­ных глас­ных, на стра­ни­цах сай­та мы уде­ля­ем мно­го вни­ма­ния куль­ту­ре речи, а имен­но акцен­то­ло­ги­че­ским нор­мам совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка, так как речь, по наше­му глу­бо­ко­му убеж­де­нию, визит­ная кар­точ­ка каж­до­го чело­ве­ка. Говорить кра­си­вым лите­ра­тур­ным язы­ком — это свое­об­раз­ная харак­те­ри­сти­ка про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки уча­щих­ся и взрос­лых, осо­бен­но тех спе­ци­аль­но­стей, свя­зан­ных с людь­ми, с орга­ни­за­ци­ей их тру­до­вой дея­тель­но­сти.

Мы хотим помочь уча­щим­ся обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, их роди­те­лям и всем, кто любит рус­ский язык и инте­ре­су­ет­ся сло­вом, овла­деть орфо­гра­фи­че­ски­ми, акцен­то­ло­ги­че­ски­ми (уда­ре­ние в сло­вах), мор­фо­ло­ги­че­ски­ми, лек­си­че­ски­ми, син­так­си­че­ски­ми нор­ма­ми рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рый счи­та­ет­ся эта­ло­ном, вер­ши­ной рече­вой куль­ту­ры наро­да.

С бла­го­го­ве­ньем при­ка­сай­ся
К тому, чем ты воору­жён,
Твори свет­ло и упи­вай­ся
Безбрежным рус­ским язы­ком.

Воздушно лёгок, сочен, вку­сен,
Суров и нежен, мно­го­лик.
Во всех мело­ди­ях иску­сен
Наш уди­ви­тель­ный язык.

Ему к лицу и тер­мин узкий,
И меж­до­ме­тий вздох и клич,
Гордись, что пони­ма­ешь рус­ский,
Старайся глу­би­ну постичь.

russkiiyazyk.ru

Члены предложения

Главные члены предложения

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

  • Я сидел за столом. (В даном случае «я» — подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («Он» — подлежащее)
  • Если между подлежащим и сказуемым стоит «-«, то подлежащим будет первая часть.

  • Четыре — четное число. («Четыре» — подлежащее)
  • Четное число — четыре. (В данном случае «Четное число» — подлежащее)
  • Я сидел за столом. (В даном случае «сидел» — сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее «я»)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («укрылся» — сказуемое)
  • Второстепенные члены предложения

    К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.

    Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)

    Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)

    Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)

    Определение

    Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

  • Лошадь Княжны (Чья? «Княжны» — определение.)
  • Стол из дерева (Какой? «Из дерева» — определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? «по-мексикански» — определение)
  • Дополнение

    Дополнение — предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

  • Убирать комбайном («Комбайном» — дополнение.)
  • Заведовать складом («складом» — дополнение)
  • Как отличить дополнение от определения?

    Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово — существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

    Обстоятельство

    Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий.

    Как отличить обстоятельство от дополнения?

    Следует помнить, что дополнение — это предмет, а обстоятельство же не предметно.

    Примеры : В данных предложениях фейерверк, клин — не предметы, а образ действия.

    • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? «Фейерверками» — Обстоятельство)
    • Гуси летели клином (Как? Каким образом? «клином» — Обстоятельство)
    • Примеры : В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

    • Закрыла руками. (Как? Чем? «руками» — дополнение)
    • Обчистил ножиком (Как? Чем? «клином» — дополнение)

      Пошаговое изучение

      Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать

      Тесты по русскому языку

      Существительное

      Категория одушевлённости и неодушевлённости существительных.

      Чтобы определить, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым, нужно поставить его в форму винительного падежа множественного числа.
      Вопрос «кого?» — одушевлённое.
      Вопрос «что?» — неодушевлённое.

      Примеры : Матрёшка — Вижу матрёшек (Кого?) — Одушевлённое.
      Ромашка — Вижу ромашки (Что?) — Неодушевлённое.

      К одушевлённым относятся:

      • 1.Куклы и механизмы похожие на человека. (Матрёшка, робот).
      • 2.Название шахматных фигур и название карточных достоинств. (Валет, ферзь)
      • К неодушевлённым относятся:

        • 1.Существительные, обозначающие совокупность лиц или существ (Отряд, взвод, народ, стадо, рой)

        Категория рода существительных

        1. Если аббревиатура не склоняется, то род определяется по опорному слову

        Примеры : КГБ — Комитет Государственной Безопасности (Комитет — мужского рода, значит КГБ — Мужского рода)

        2. Если аббревиатура склоняется, значит род аббревиатуры — мужской.

        Примеры : Исполком, ВУЗ, ТЮЗ

        3. Слова общего рода оканчиваются на «а» и на «я».

        Примеры : Ябеда, плакса, соня, мямля, задавака.

        Склонение существительных

        Окончания существительных

        Для определения окончания существительного, нужно определить его склонение. После определения склонения существительного, воспользуемся небольшой хитростью.

        Заменяем его в зависимости от склонения на:

      • 1 склонение — заменяем на слово «земля»
      • 2 склонение — заменяем на слово «мяч»
      • 3 склонение — заменяем на слово «ночь»
      • Например

        Словосочетание «О счастье», можно перепутать и написать неправильно — «О счастьи«

        Как проверить? — О счастье (Счастье — средний род, значит 2-е склонение. 2 склонение заменяем словом «мяч»)

        Получается: О мяч е . И «о мячи» уже не напишешь, значит правильно писать — «О счасть е «

        Если существительное в именительном падеже оканчивается на «ия», «ие», «ий», то в косвенном падеже в конце слов всегда буква «и».

        Пример: Пародия, пение.

        Пройди тест на знание частей речи — Пройти тест
        И еще один тест на знание частей речи — Пройти тест

      • В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти

        Онлайн-диктанты

        Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку «Проверить» ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти

        Русский язык — это не про правила

        С первого по 11-й класс несколько раз в неделю школьники пишут диктанты, склоняют, спрягают, вставляют буквы, разбивают на слоги, учат правила и словарные слова. То же самое полвека назад делали их бабушки и дедушки.

        За редким исключением, русский язык — один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила. К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

        Русский как иностранный

        Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

        В первом классе основная задача — научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

        Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

        Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

        Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

        Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя — дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

        Страшная грамматика

        Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

        Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

        Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

        Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

        Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

        А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

        написание слова не вызывает сомнений;

        написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

        человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

        Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

        Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

        Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

        Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

        Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше — переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

        Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

        Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? — купается; что делать? — купаться).

        Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

        Развитие речи? Нет, не слышали!

        Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

        Например, Фёдор Иванович Буслаев, лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

        Константин Дмитриевич Ушинский, учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

        Владимир Петрович Шереметевский, преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

        Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

        Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

        Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

        А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать — гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).

        newtonew.com

    Смотрите так же:

    • Экскурсии с проживанием в спб Тур по Питеру с проживанием на 5 дней Подарите себе пятидневный тур в Санкт-Петербург! Красоты Северной столицы стоят того, чтобы вы смогли увидеть их хотя бы раз. Тур в Санкт-Петербург на 5 дней, цена которого сейчас сравнительно […]
    • Как оформить визу в индию самостоятельно Ещё один великолепный шаг как жить в свое удовольствие Виза в Индию самостоятельно Получение визы в Индию самостоятельно (с изменениями на апрель 2017 года) Решив поехать в такую загадочную страну озадачились, что необходима виза в […]
    • Правила дифференцирования с примерами Правила дифференцирования с примерами На этом занятии мы будем учиться применять формулы и правила дифференцирования. Примеры. Найти производные функций. 1. y=x 7 +x 5 -x 4 +x 3 -x 2 +x-9. Применяем правило I, формулы 4, 2 и 1. […]
    • Пребывание в гостинице Регистрация по месту пребывания Разделы: Что такое "место пребывания"? В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в […]
    • Закон о возврате сотового телефона Самозащита потребителя Возврат телефона Вернуть некачественный телефон в магазин не сложно, достаточно знать следующее: 1. Потребитель имеет право вернуть некачественный телефон продавцу и потребовать возврата уплаченных за бракованный […]
    • Бланк декларации земельный налог в 2014 году Обновлена форма декларации по земельному налогу ФНС России приняла ведомственный акт, которым утверждены новые форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме, а также порядок ее заполнения […]