Дорожная карта правила составления

Дорожная карта как эффективное средство достижения целей

В каких случаях стоит применять инструментарий дорожного картирования и в чем особенности этого процесса?

Автор: Лилия Зайнуллина, ведущий инженер ОСПС ООО «НКТ-Сервис»

Дорожная карта – это наглядное представление пошагового сценария достижения стратегических целей предприятия, сценарий выведения на эффективность или поддержание стабильного состояния производственного процесса, которой придерживаются рабочие группы, выполняя практические задания по внедрению «хосин канри» (метод стратегического планирования и инструмент управления комплексными проектами, система управления качеством, позволяющая учитывать требования и пожелания Заказчика).

Дорожная карта обеспечивает управление и улучшение каждого процесса производственной структуры благодаря применению цикла Деминга, или PDCA (Plan-Do-Check-Act, т.е. «Планируй-Делай-Проверяй-Корректируй/Действуй»). PDCA – это сокращенная запись научного метода:

  • Планируй (определи стратегическую цель, сформулируй целеполагание);.
  • Делай (определи основные шаги (вехи) достижения поставленной цели);
  • Проверяй (примени инструменты Бережливого производства для контроля проведенных действий, примени управленческие решения для проверки эффективности выбранных решений);
  • Корректируй/Действуй (сформируй стандарт по итогам проделанных действий, проведи аудит, внеси корректировки).
  • Дорожное картирование связывает между собой ожидание от идеи, стратегию и план развития процесса и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии и пути развития, но и их рентабельность, что позволяет выбирать оптимальные пути достижения с точки зрения экономической эффективности и рентабельности предприятий и процесса в целом.

    Давайте определим причины, по которым Владельцам процессов следует использовать инструментарий дорожного картирования:

    1. Создание дорожной карты – это, прежде всего, эффективное планирование всех областей и факторов, которые задействованы в достижении поставленной задачи;
    2. Дорожные карты включают такую точную характеристику, как время;
    3. Создание дорожных карт помогает Владельцам процессов удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать ресурсами и технологиями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов;
    4. Дорожные карты являются связующим звеном между стратегией Владельцев процессов УК, УО и общей стратегией развития компании;
    5. С помощью дорожных карт обнаруживаются пробелы (недочеты) в планировании вех развития Владельцами процессов, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем;
    6. На каждом этапе процесса создания дорожной карты акцент делается на нескольких самых важных аспектах, к примеру: потребность предприятия и ее динамика развития. Таким образом, удается использовать время и ресурсы самым разумным и рациональным образом. С помощью дорожных карт удается ставить наиболее реалистичные цели;
    7. Дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» для руководителей, позволяя, таким образом, идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности;
    8. Совместное использование нескольких дорожных карт позволяет стратегически использовать технологии во всей компании, например процесс доставки ГНО на объект Заказчика, в данном процессе задействованы и сотрудники ООО «ТМС-Логистика» и сотрудники ООО «НКТ-Сервис», создание единой дорожной карты позволит направить действие двух организаций для достижения одной цели;
    9. Создание дорожных карт подразумевает обмен информацией между представителями различных управляемых обществ, отделами, Владельцами процессов и другими заинтересованными в достижении поставленной цели сторонами. Используя дорожную карту, можно весьма доступно объяснить всем, в каком направлении движется производственный процесс, его потенциальные возможности и перспективы;
    10. Процесс дорожного картирования формирует внутри группы общее понимание цели развития и владение планом его развития;

    Из вышеперечисленного очевидно, что Дорожная карта дает возможность спрогнозировать возможные направления применения результатов деятельности предприятия в целом и сотрудников в частности: во-первых, с позиций выведения на эффективность нерезультативных процессов (то есть оценить роль Владельца процесса, эффективность принимаемых им решений), а во-вторых, с коммерческой точки зрения (оценить возможную экономическую эффективность внедрения этой разработки). Практический опыт предприятий по построению дорожной карты есть в Альманахе «Управление производством».

    www.up-pro.ru

    Примеры дорожных карт

    Диапазон использования дорожных карт достаточно широк и охватывает не только сферу бизнеса, но и другие виды управленческой деятельности, в том числе государственное управление. Дорожная карта может также служить наглядным способом представления результатов Форсайта. На рис. 6.1 приведены примеры продуктовой и технологической дорожных карт.

    Продуктовая дорожная карта (см. рис. 6.1, а) служит графическим представлением этапов создания различных вариантов изделия во времени. На эту карту могут наноситься также информация об организационных мероприятиях, необходимых для производства, развития и реализации продукта, аннотации, мнения, фиксироваться открытые вопросы. Технологическая дорожная карта (см. рис. 6.1, б) — это, как правило, наглядное представление функционирования и программы развития отдельной технологии или группы технологий. На технологической дорожной карте начальные и конечные, как правило, представ

    Рис. 6.1. Примеры продуктовой (а) и технологической (б) дорожных карт

    ляют моменты, в которых технология будет реализована в виде, пригодном для использования. В ряде случаев, как уже говорилось, продукт, рынок, исследования и разработки, технологии и ресурсы на дорожной карте рассматриваются не в отдельности, а в комплексе, где наглядно представлено изменение во времени каждой из составляющих производственный процесс бизнес-единицы.

    Дорожные карты не только позволяют наглядно представить информацию о вероятных альтернативах развития объекта управления, но и дают возможность оценить и переосмыслить его потенциал развития, обнаружить «узкие места», угрозы и точки роста, определить потребности в ресурсном обеспечении и т.д. С помощью дорожных карт проводится анализ на базе многоаспектного экспертного оценивания путей развития объекта управления специалистами различных профилей.

    Причины использования дорожных карт

    Перечислим причины, по которым использование инструментария дорожного картирования оправданно.

    1. Создание дорожной карты позволяет осуществить планирование всех областей и факторов, участвующих в развитии продуктовой линии.

    2. Дорожные карты включают такую характеристику, как время, что позволяет руководителю убедиться, что в нужный момент они будут обладать технологиями и мощностями, необходимыми для выполнения намеченных планов.

    3. Дорожные карты — связующее звено между стратегией развития, планом, данными о рынке сбыта и управленческим решением.

    4. Использование дорожных карт помогает обнаружить недочеты в стратегическом планировании компании, что позволяет осуществлять упреждающий контроль, предупреждая возникновение возможных проблем в будущем.

    5. Дорожные карты способствуют постановке более реалистичных целей. Они на каждом этапе создания дорожной карты выявляют наиболее значимые аспекты, такие как реальные потребности покупателей, тенденции и динамика их изменения, инновационные прорывы и т.д. Это позволяет повысить эффективность использования имеющихся технологий, ресурсов, времени.

    6. При профессиональном использовании дорожные карты становятся своеобразным «путеводителем» для руководителя, позволяя оценивать промежуточные результаты, своевременно и адекватно корректировать направления деятельности.

    7. Совместное использование нескольких дорожных карт, представляющих основные направления деятельности компании, позволяет более рационально использовать технологии и ресурсы, которыми она располагает.

    8. Дорожные карты становятся эффективным способом разъяснения персоналу, инвесторам, акционерам, стратегии и приоритетов развития компании. Создание дорожных карт подразумевает активный обмен информацией между ними.

    9. Процесс разработки дорожной карты позволяет выработать более четкое и верное видение управленческой ситуации и более эффективно осуществлять стратегическое управление развитием объекта управления.

    Дорожные карты используются как при стратегическом планировании и управлении развитием компании, производящей товары или оказывающей услуги, так и при формировании основных направлений инновационной деятельности, в том числе научно-исследовательских разработок. Дорожные карты позволяют наглядно представить ожидаемые результаты и основные этапы получения и реализации инновационного проекта, помогая сформировать и реализовать всю инновационную цепочку. Они помогают снизить риски при производстве и внедрении инновационного продукта или услуг, а также убедить потенциального инвестора или заказчика, в том числе государственного и муниципального, в целесообразности поддержки инвестиционного проекта.

    Дорожное картирование начинает находить также все более широкое применение при государственном стратегическом управлении, помогая взаимно увязать во времени мероприятия и имеющиеся ресурсы в процессе достижения поставленных целей. К наиболее значимым преимуществам дорожного картирования следует отнести, помимо наглядности, его прозрачность, гибкость и вариативность.

    studme.org

    Дорожная карта правила составления

    Вам подарок!

    КНИГА «Как внедрить бизнес-процессы»!

    Бизнес-урок 3. «Дорожная карта» создания системы управления процессами

    Александр Кочнев

    Задачу, которую мы здесь рассматриваем, можно сформулировать по-разному. Можно сказать, что мы стремимся навести порядок в бизнес-процессах компании, сделать их прозрачными и управляемыми. Можно сказать, что мы создаем систему управления процессами, или по-другому: внедряем процессно-ориентированный подход к управлению компанией.

    Как бы это ни называлось, суть в том, что мы хотим создать работающие механизмы управления процессами, обеспечивающие возможность их постоянного совершенствования. Мы строим организационную систему, и это строительство должно проводиться на основе определенной методики и технологии. Никто не возьмется строить дом или корабль, не владея технологией строительства объекта, который требуется создать. «Организационное строительство» ничем не проще инженерной деятельности. Здесь также есть свои законы и правила, нарушение которых никогда не остается безнаказанным. Огромное количество неудачных проектов в области «организационного строительства» объясняется именно тем, что работа велась без «архитектурного проекта» с нарушением СНИП (строительных норм и правил). Поэтому мы в своей работе по внедрению в компании процессного подхода к управлению будем руководствоваться строго определенной технологией, которая представлена на схеме в виде «дорожной карты» проекта. Мы будем идти по этой карте шаг за шагом, последовательно приближаясь к нашей цели – созданию системы управления процессами.

    Первый пункт нашей «дорожной карты» — идентификация стратегии компании. Необходимо ясно сформулировать основные принципы деятельности компании на своем целевом рынке, определив своих клиентов, ключевые ценности, значимые для потребителей и главные отличия от конкурентов. Это важно потому, что из этих принципов вытекают требования к внутренней организации компании, к ее процессам и структуре. Не имеет смысла заниматься процессами, не определив, кого они должны обслуживать, и какими они должны быть, чтобы удовлетворять клиентов и обеспечивать превосходство над конкурентами. Все это вытекает из рыночной стратегии.

    Следующий шаг – разработка организационной концепции. Это своего рода, «архитектурный проект» нашей организационной системы. Он определяет структуру и взаимосвязь процессов, а также основные центры ответственности и их функции по обслуживанию процессов.

    Организационная концепция служит основой для идентификации процессов и разработки организационной структуры. Эти две задачи решаются в тесном взаимодействии. В ходе идентификации процессов определяются их характеристики: входы, выходы, клиенты. поставщики, исполнители, цели и целевые показатели. Исполнители процессов определяются в привязке к организационной структуре, при этом уточняется и детализируется сама структура.

    Используя результаты идентификации процессов мы можем определить показатели деятельности для исполнителей и сформировать для них должностные обязанности. Далее, разрабатываются требования к должностным позициям исполнителей, правила вознаграждения, связанные с показателями деятельности, регламенты процессов и инструкции для исполнителей.

    Такова последовательность «строительства» системы управления процессами компании. Нарушение этого порядка неизбежно приводит к неудаче проекта и разочарованию как руководителей, так и сотрудников.

    Каждый этап этой «дорожной карты» мы подробно рассмотрим в наших следующих статьях.

    Важно также, чтобы вся это «строительная деятельность» проводилась в форме проекта. То есть, по четко определенному плану с конкретными сроками, ответственными исполнителями, контролем и оценкой результатов. Проект может охватывать процессы всей компании или одного из ее подразделений; это необходимо определить прежде всего. Цели проекта необходимо сформулировать таким образом, чтобы были определены измеримые критерии успеха. Необходимо ответить на вопрос: «Какие показатели бизнеса должны улучшиться в результате внедрения процессного подхода?». Это могут быть оборачиваемость запасов, снижение затрат на логистику, увеличение объемов производства или другие показатели.

    Затем следует сформировать команду проекта, в которую должны войти представители всех заинтересованных в процессе сторон: клиенты процесса, поставщики, исполнители и, конечно владелец процесса. Представителями клиентов в компании выступают специалисты по маркетингу, представителями поставщиков – специалисты по закупкам. Если проект охватывает все процессы компании, в команду проекта должны войти все топ-менеджеры.

    Для подготовки плана проекта необходимо использовать нашу «дорожную карту», которая содержит все основные этапы работы.

    Важно, чтобы официальный статус проекта был установлен приказом генерального директора, в котором определены:

  • Руководитель проекта,
  • Состав команды проекта,
  • Цели и критерии успеха проекта,
  • Результаты проекта,
  • План проекта.
  • В ходе работы необходимо проводить еженедельные обзоры полученных результатов и выявленных проблем, вырабатывать решения, обеспечивающие дальнейшее продвижение.

    Немало проектов погибает из-за плохого управления. Причины высокой «смертности» организационных преобразований хорошо известны. Назову три наиболее распространенных.

  • Недостаток внимания к проекту со стороны руководителя компании. Когда руководитель полагает, что достаточно назначить ответственных и больше не думать об этом, то проект неудержимо «идет ко дну». Никакие изменения в организации не могут произойти без решительной поддержки руководства. Руководитель компании должен демонстрировать непреклонную волю к изменениям, постоянно отслеживать ход проекта и устранять все препятствия с его пути.
  • Низкая вовлеченность сотрудников. Крайне непродуктивен подход к внедрению процессов, при котором бизнес-аналитики или внешние консультанты разрабатывают регламенты процессов, а затем руководители заставляют сотрудников работать по этим регламентам. Люди сопротивляются изменениям, которые навязаны им извне. Энергию сопротивления можно преобразовать в движущую силу изменений, если вовлечь сотрудников в разработку процессов на самом раннем этапе и пройти с ними вместе весь путь до конечных результатов. В этом случае люди сознательно и ответственно относятся выполнению решений, которые вырабатывались с их участием.
  • Неправильная методология проведения организационных преобразований. Проведение организационных изменений требует специальных компетенций, знания методов проведения преобразований и умения их применять. Методика внедрения процессного подхода, излагаемая в наших статьях, дает возможность снизить риски этого проекта. Для этого нужно следовать «дорожной карте» и нашим рекомендациям.
  • В следующих статьях этого цикла мы подробно обсудим каждый этап внедрения процессно-ориентированного подхода к управлению компанией.

    iteam.ru

    Дорожная карта

    Составление «дорожной карты», или поэтапного плана действий, помогает формировать общее видение бизнеса в компании. Это процесс, при помощи которого эксперты прогнозируют, какими будут будущие технологии и как будут развиваться рынки, а также определяют последствия такого развития событий для отдельных компаний. Модель такой «дорожной карты» дает описание того, каким образом можно структурировать процессы развития.

    При составлении «дорожной карты» необходимо уточнить будущие цели (сформулированные главным образом на основе мнений экспертов о том, как будут развиваться технологии) и предложить мути их достижения. Руководствуясь результатами такого анализа, можно определить тот вклад, который может внести в такое развитие отдельная компания, или как эта компания может реагировать на происходящие изменения. Для объяснения указанного процесса мы воспользуемся «дорожной картой» с координатами «продукты» и «технологии».

    В последние десятилетия было создано множество различных «дорожных карт». При изучении таких «карт», где ставка сделана на технологии, можно выделить четыре их вида.

  • Отраслевые «дорожные карты». К этому виду относятся карты, в которых указано направление ожидаемого развития отрасли. Процесс, отраженный на такой карте, показывает способ, при выборе которого отдельные компании минимизируют свой риск, что достигается за счет участия разных заинтересованных сторон в принятии решений о приоритетах будущего развития технологии. В ходе этого обсуждения определяется вклад в исследование, который должна внести каждая из сторон. Отраслевой «дорожной картой» также можно воспользоваться для того, чтобы получить финансирование (как частное, так и государственное).
  • Корпоративные «дорожные карты». Они разрабатываются для того, чтобы помочь отдельным компаниям сделать стратегический выбор, и могут основываться на отраслевых «дорожных картах». В таких «картах» описываются комбинации продуктов и рынков.
  • Продуктово-технологические «дорожные карты». Это одна из разновидностей рыночного анализа, оценки продукта и изучения технологий, которые объединены для разработки плана внутренних НИОКР и последовательности шагов, которые надо сделать при выведении на рынок новых продуктов. Модель, рассмотренная далее, относится к «дорожным картам» именно этого вида.
  • Компетентностно-исследовательские «дорожные карты».
  • При составлении «дорожных карт» этого вида основное внимание уделяется компетенциям и исследованиям, необходимым для создания какой-либо технологии или ее части. Такие «карты» либо составляются по отдельности, либо, как показано на рис. 1, объединяются с другими в единую «карту».

    Дорожная карта

    Когда следует применять модель

    Продуктово-технологические «дорожные карты» могут применяться для того, чтобы задать более точные ориентиры для будущих действий. Они полезны для проведения более глубокого анализа профессионалами, которые занимаются разработкой новых рынков, особенно с технологической ориентацией. Для выживания на таких рынках важно разрабатывать новые продукты, что обусловлено постоянным сокращением жизненных циклов продуктов. Поэтому составление «дорожных карт» является очень полезной стратегией для компаний, постоянно ищущих возможности для создания новых товаров и услуг. Благодаря этой модели можно структурно определить новые рынки, продукты и технологии.

    «Дорожные карты», как правило, включают в себя следующие описания:

  • появление на рынке: описание продукта и требуемых для его создания исследований;
  • предназначение: результаты анализа рынка, продукта и технологии;
  • временные параметры: критический путь и сроки появления продукта на рынке;
  • ресурсы: деньги, люди и технологии, требующиеся для создания новых товаров и услуг.
  • Благодаря применению «дорожных карт» обеспечивается ряд преимуществ.

    • Участвующая в составлении «дорожной карты» компания получает ценную стратегическую информацию.
    • В основе долгосрочного стратегического планирования лежит сбор хорошо структурированной информации, благодаря чему компания может принять более обоснованные решения, относящиеся к будущим товарам, услугам и технологиям.
    • На карту можно нанести как внутренние данные, так и внешние, что помогает прийти к хорошо структурированному видению меняющихся рыночных факторов, потребительских запросов, технологий, факторов окружающей среды и поставщиков.
    • Достижение более полного и точного согласования затрат на НИОКР и разработку продуктов, чему способствует выявление возможностей по объединению новых технологий с новыми продуктами.
    • «Дорожные карты » могут быть источником появления новых вариантов использования уже применяемых технологий (прежних технологий для новых товаров и услуг).
    • Результаты, получаемые при помощи таких «карт», помогают выявлять долгосрочные стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности, связанные с продуктами и технологиями.
    • «Дорожные карты» являются мощным инструментом привязки всей компании к новой стратегии развития и процессам разработки новых продуктов. С их помощью проектные команды могут быстро адаптироваться к изменениям стратегического характера.
    • Такие карты помогают выявить потенциал синергии между поставщиками и покупателями, а также между конкурентами.
    • Как следует пользоваться моделью

      Продуктово-технологическая «дорожная карта» строится по результатам:

      • анализа рынка;
      • изучения технологий;
      • оценки продукта.
      • Анализ рынка проводится по принципу «снаружи внутрь» и предназначен для выявления новых и долгосрочных по своей природе запросов потребителей. Его результаты показывают, какими будут новые потребности и ценность, добавленная компанией (компаниями). Изучение технологий имеет другую направленность — «изнутри наружу». В ходе этого изучения портфель продуктов сравнивается с другими возможными товарами и услугами. Изучение технологий в сочетании с оценкой продукта помогает определить различия и возможности новых продуктов.

        На следующем этапе результаты, полученные при помощи «дорожной карты», обсуждаются в ходе «мозгового штурма». Предлагаемые новые идеи продуктов оцениваются с точки зрения потенциальных выигрышей, которые можно получить, выраженных такими показателями, как уникальное торговое предложение (unique selling points, USP) и прибыль на инвестированный капитал (return on investment, ROI); а также с позиции сопровождающих этот вариант рисков (технологической и рыночной готовности); требуемых ресурсов (инвестиций). Естественно, наиболее ценными новыми продуктами являются предложения с самой высокой доходностью и с самыми низкими рисками и потребностями в ресурсах. По результатам такого анализа уже можно составлять план внутренних НИОКР, в основе которого лежат исследования, требуемые для того, чтобы запустить в производство новый продукт. Кроме того, после этого уже можно разработать и план действий по выходу с новым товаром / новой услугой на рынок.

        Хотя анализ рынка, изучение технологий и оценку продукта могут провести руководители компании (скорее всего, с привлечением внешней консалтинговой фирмы), наиболее полные и точные «дорожные карты» появляются на свет в тех случаях, когда в их разработке участвуют представители различных организаций и университетов. Одним из важнейших факторов, в значительной степени способствующих высокому качеству «дорожной карты», является привлечение к его разработке «чемпионов». Этим термином в данном случае называют уважаемых и очень хорошо известных экспертов из конкретной (технологической) сферы. Если отраслевой эксперт высказывается в поддержку предлагаемого варианта «дорожной карты», остальные специалисты принимают ее гораздо охотнее.

        Существуют и другие факторы, способствующие успеху при применении этой модели. Вот некоторые из них.

      • Составлением «дорожных карт» должны заниматься ведущие специалисты, являющиеся признанными экспертами, которые отлично разбираются в особенностях конкретной отрасли.
      • Если руководители хотят, чтобы «дорожная карта» на самом деле оказала положительное влияние на их компанию, они должны сами активно участвовать в ее составлении.
      • «Дорожные карты» надо регулярно обновлять, чтобы уточнять постоянно происходящие изменения, связанные с продуктом, рынком и технологиями.
      • Помочь с процессом составления «дорожной карты» и проведением собеседований с заинтересованными в ней лицами может специалист из внешней компании (например, консультант).
      • Чтобы коммуникации, относящиеся к «дорожной карте», были эффективными и чтобы все такие «карты» были хорошо согласованы друг с другом, очень важно при их составлении использовать унифицированный подход.
      • «Дорожную карту» следует рассматривать как инструмент долгосрочного применения, используемый для стратегического развития. Если стратегическое видение охватывает период менее двух лет, для составления «дорожной карты» оно не подходит.
      • Составление «дорожной карты» — это метод, помогающий добиваться в компании общего видения будущего; при этом считается, что создание общего видения мира так же важно, как и подготовка окончательного варианта «дорожной карты». Поэтому составление таких «карт» может не обеспечить успеха тем компаниям, видение мира которых отличается от доминирующего (у тех компаний, которые вовлечены в данный бизнес).

        Основное предназначение такой «дорожной карты» — стимулировать деятельность персонала за счет лучшего понимания перспектив и способов улучшения положения дел. Но, хотя в «дорожной карте» описываются конкретные виды деятельности и проекты, будущее остается неизвестным и далеко не всегда предсказуемым. Поэтому ее следует рассматривать как способ визуализации будущего. Однако несмотря на то, что такая «карта» составляется на основе рыночных данных, она ни в коей мере не носит прогнозный характер. Чтобы вносить в «запланированное» видение будущего текущие события, связанные с развитием, «дорожную карту» следует достаточно часто обновлять.

        chiefengineer.ru

        Как составить дорожную карту развития бизнеса

        Компания теряет прибыль? Составьте план реформ и начните движение к результатам на основе Corporate Roadmap. Узнайте, как устроен этот управленческий инструмент.

        Любая компания, бизнес которой строится не на коленке, испытывает потребность в грамотных механизмах планирования. Сorporate Roadmap (корпоративная дорожная карта) – подобный практический инструмент стратегического корпоративного планирования. К сожалению, из-за недостаточной известности, в российском бизнесе он мало распространен.

        Что представляет собой дорожная карта? Это опорный документ работы менеджмента. В нем структурно и последовательно описываются шаги, запланированные на длительный период времени. Обычно это год, три, четыре или пять лет. Дорожная карта бизнеса – один из инструментов управления в компании или группе компаний. Он применим в организациях, имеющих больше 200-300 сотрудников, обладающих двумя и более уровнями управленческой иерархии. Внимание к нему привлекает высокая эффективность, прозрачность и наглядность, а также четкость критериев для контроля и мотивирования как отдельных сотрудников, так и отдельных структур компании или холдинга.

        Сущность Corporate Roadmap

        Дорожная карта – комплекс мер по реализации достижения запланированного результата, с четким определением и аудитом точки отсчета движения. Это инструментарий для выявления пробелов в тех или иных процессах и самонастройки системы управления в процессе применения.

        Чтобы решить поставленные задачи, можно воспользоваться двумя моделями. Первая модель позволяет отталкиваться от принятой практики, по мере достижения результатов, шаг за шагом. Она используется, когда показатели предыдущего периода радужны, и в компании применялись другие инструменты планирования. Вторая модель представляет собой внедрение нового механизма целиком. Он необходим в стартапах, в антикризисном управлении, при смене технологий в отрасли.

        Corporate Roadmap стимулирует те направления в управлении, которые дадут максимальный эффект для достижения долгосрочных целей. Направления в управлении компании стимулируются на всех уровнях иерархии от топ-менеджмента до линейных руководителей.

        Дорожная карта очень хорошо выстраивает процессы и уравновешивает распределение внимания между решением краткосрочных и долгосрочных задач. По сути, данный документ связывает стратегические и операционные задачи в единый механизм. Она позволяет находить решения, передающие цели и видения владельцев и акционеров, на все уровни компании, стимулировать исследования и контролировать развитие событий в нужном направлении.

        Инструменты Corporate Roadmap взаимосвязаны и включают в себя:

        • Развитие ключевых технологий и компетенций.
        • Управление риском и ограничения.
        • Инструментарий стратегического маркетинга.
        • Политическое управление людскими ресурсами.
        • Обоснование и грамотное использование инвестиций.
        • Выработку и механизм реализации решений, приводящих к успеху компании.
        • Поддержку стратегических процессов.
        • Пошаговое планирование разработки дорожной карты

          В дорожной карте содержатся сведения, которые носят опорный характер для мониторинга и управления процессом, а также индикаторы успешности движения по маршруту и инструменты работы с отклонениями (компенсациями).

          Разработку карты можно разделить на два крупных этапа:

          • Постановка цели и прояснение реальной картины мира.
          • Задание движения к цели с понятными итогами и ответственностью за результат: что случиться или не случиться при достижении или не достижении цели, в каких областях, с кем, насколько значительными будут результаты.
          • Ставим цели и проясняем ситуацию в компании

            Шаг первый. В терминах KPI определяются флагманские цели компании (прежде всего, в области маркетинга), связанные с новым видением будущего. Цели устанавливают акционеры и менеджмент и затем корректируют их по мере проведения аудита и проработки на основе инструментария Corporate Roadmap. На этом же этапе устанавливаются дополнительные (побочные) цели.

            Шаг второй. Аудит, в ходе которого происходит выбор маркетингового и управленческого инструментария для достижения целей компании. В этот момент желательно оценить возможности, которые есть у компании, и определить, какие новые инструменты целесообразно внедрить в управленческую практику, чтобы ими воспользоваться. Важно также оценить работу всех управленческих звеньев, включая мотивацию менеджеров и переориентацию их на более эффективные методы. Аудит может включать в себя и оценку взаимодействия со сторонними организациями, но эта работа также невозможна без оценки внутренних процессов компании.

            Анализ проводится в разных областях: маркетинговые осцилляторы, коммерческая аналитика, производственные возможности, финансовая и инвестиционная оценка. В процессе аудита и согласовании полученных выводов участвуют руководители основных бизнес-дивизионов, направлений и отделов.

            После завершения аудита получаем: первые выводы, перечень белых пятен, перечень гипотез и четких целевых результатов. Собственники компании или сразу получают процессы, обеспечивающую необходимую им бизнес-эффективность, или информацию, которая позволяет подготовить существующие процессы к выводу на более высокий уровень. Аудит позволяет не пропустить важные этапы внедрения разработанного комплекса мер, без которых заявленные цели не будут достигнуты в полной мере.

            Шаг третий. Применение рекомендуемого инструментария. Инструменты Corporate Roadmap применяются исходя из задач, выявленных во время аудита. Задача этого этапа – получить ответ на вопрос, за счет каких подходов будут достигнуты поставленные цели. Какие самые успешные практики позволят нам это сделать? Анализ успешных стратегий не только поможет найти новые идеи, но и позволит определить, необходим ли для их реализации реинжениринг бизнес-процессов.

            Третий этап охватывает широкий ряд вопросов и областей:

            • Внедрение планирования по разделам, установка контрольных точек, автоматизация.
            • Изменения технологических процессов.
            • Управленческий рычаг в зоне контрольных точек и выявленных белых пятен.
            • Привлечение и вовлечение людских ресурсов.
            • Внедрение эффективных процессов быстрого применения поступающих данных.
            • В результате мы определяем ведущую тройку «цели – задачи – подходы» и формулируем концепцию, которая будет реализована.

              Задаем движение к целям

              Шаг первый. Определяем стартовую позицию. Для этого отталкиваемся от результатов аудита. Стартовая позиция – это отправная точка маршрута улучшений и база для дальнейших успехов. В нее входит наличие или отсутствие необходимого и достаточного перечня управленческого, производственного, финансового и маркетингового «вооружения». В результате проработки мы получаем блок документа Corporate Roadmap, описывающий ситуацию сейчас «как есть» – описание, которое разделяется всеми участниками реализации.

              Шаг второй. Определяем этапы действий в различных областях с индикаторами. Данный раздел может содержать несколько сценариев. В каждом сценарии (кейсе) описывается структура этапов, их последовательность. Каждый этап отвечает на вопрос что будет сделано и для чего. Каждый этап может быть детализирован по областям ответственности. Например:

            • Продуктовое планирование (портфельное).
            • Планирование возможностей и определение внедрений в управленческую практику.
            • Планирование захвата сегментов (панель).
            • Инвестиционные расчеты.
            • В конце проработки данного блока мы получаем от ответственных лиц подтверждение маршрута, по которому будет происходить движение; при необходимости – с разбивкой по кейсам и зонам ответственности (подпланы).

              Шаг третий. Реализация. На этом этапе описывается план реализации дорожной карты. Это основной интерактивный блок, за который должен отвечать или выбранное должностное лицо (персонально) или отдел (коллегиально). Мотивация и демотивация, полномочия, – все должно быть подробно расписано и утверждено. Задача этапа – разработать систему взаимосвязанных действий.

              План мероприятий, предусмотренных дорожной картой, может быть составлен в виде таблицы со следующими полями:

              • Номер этапа / подэтапа.
              • Основное направление деятельности.
              • Кейс.
              • Даты начала и окончания (план / факт).
              • Ожидаемые результаты.
              • Значимые контрольные результаты этапа.
              • Информирование о результате (кого, когда).
              • Ответственный.
              • По сути, это план-график реализации дорожной карты, который позволяет контролировать процесс и привязывает сроки результатов к заданным моментам времени с внедрением оперативного реагирования (стратегическое фокусирование). Очень важно, чтобы были предусмотрены действия по мониторингу указанных индикаторов, контролю результатов и сроков.

                Разрабатывая дорожную карту необходимо учитывать содержание взаимосвязанных документов. Это позволит соотнести предусмотренные ей действия с другими планируемыми действиями, чтобы избежать пересечений, конфликта ресурсов, дублирования, противоречий и других конфузов. Какие документы в первую очередь следует просмотреть на предмет выявления противоречий? Прежде всего основные документы компании: годовой отчет компании и инвестиционные проекты. Важно также изучить базовые документы: документы маркетингового и производственного планирования, данные НИОКР и разработок, анализ возможностей по профилям. И необходимо не забыть про дополнительные документы, отражающие состояние существующих проектов и программ. Учет связанных документов происходит в конце этапа «Реализация».

                Документ, понятный уборщице

                Удалось ли в итоге создать работающий инструментарий? Можно ли проект Corporate Roadmap оформлять в окончательный документ? Для того, чтобы это понять, используем простой чек-лист:

              • Минимум административного ресурса, максимум практического результата.
              • Доходчивость, простота, наглядность, четкость и прозрачность итогового документа. Он должен быть понятен любому сотруднику компании от уборщицы до топ-менеджера.
              • Быстрое движение к цели. Переходит с этапа на этап происходит легко, сроки контролируются, поступают отчеты о достижениях и устранению пробелов.

              www.e-xecutive.ru

    Смотрите так же:

    • Как посчитать налоги с зарплаты в 1с 83 Начисление и выплата заработной платы в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 пошагово Рассмотрим пошаговую инструкцию по ведению кадрового учета в программе 1С Бухгалтерия 8.3 (3.0). Основные операции — это: прием на работу; расчет и начисление […]
    • Пособия для беременных студенток Пособия по беременности и родам студентам в декретном академическом отпуске Студенты очной формы обучения, ставшие родителями, безусловно, являются той категорией молодых пап и мам, которые нуждаются в финансовой поддержке, а также в […]
    • Возврат билетов на сайте аэрофлот Возврат билетов Аэрофлот: условия и правила Самым быстрым и достаточно комфортным способом перемещения на дальние расстояния является авиаперелет. Оказавшись в любом аэропорту, уже не сомневаешься, что предпочтение самолетам оказывает […]
    • Расчет базы по налогу на имущество Налог на имущество организаций Актуально на: 26 января 2018 г. Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом, а также региональными законами (п. 1 ст. 372 НК РФ). Налог на имущество организаций: кто должен платить […]
    • Написать жалобу на водителя маршрутки Куда жаловаться пассажиру на водителя городской маршрутки? Законодательная база Пассажиры маршруток вправе: Человек за рулем болтает по телефону, не пользуясь специальными устройствами, позволяющими держать руль обеими руками. Если […]
    • Замена коллектора ваз 2108 Снимаем выпускной коллектор на 8-ми клапанной ВАЗ-2114 для замены Выпускная система автомобиля ВАЗ-2114 с инжекторным двигателем не отличается особенной сложностью, тем не менее иногда приходится потратить достаточно времени, а может, и […]