Налоги вопросы для контроля

Ответы на вопросы к экзамену / 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля. Формы и методы налогового контроля

15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля. Формы и методы налогового контроля.

Финансовый контроль — контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Государственный налоговый контроль — это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию де­нежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налого­вых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, исполь­зуемых органами власти и управления, обеспечению соблюдения налогового за­конодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли) а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Классификация налогового контроля по формам может быть осуществлена по различным основаниям.

1. В зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:

а) предварительный налоговый контроль — предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;

б) текущий налоговый контроль — носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых проверок;

в) последующий налоговый контроль — предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов; последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

2. В зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют:

а) комплексный налоговый контроль — подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов;

б) тематический (специальный) налоговый контроль — подразумевает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов; только прямых или только косвенных налогов).

3. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов выделяют:

сплошной налоговый контроль — проверяются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов и сборов;

выборочный налоговый контроль — проверка проводится на основании выборки документов.

В качестве основных форм проведения налогового контроля названы налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков:

а) камеральный налоговый контроль, основанный на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов. При необходимости могут быть истребованы у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Правила проведение камеральной налоговой проверки установлены статьей 88 НК РФ.

б) выездной налоговый контроль осуществляется, как правило, по месту нахождения налогоплательщика с применением разнообразных методов контрольной деятельности, таких, как инвентаризация имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, проведение экспертиз и т.д. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, за исключением некоторых случаев. Правила проведение выездной налоговой проверки установлены статьей 89 НК РФ.

Методы государственного налогового контроля, т. е. способы и приемы практического осуществления этого вида деятельности, весьма разнообразны. Каждому виду налогового контроля (в зависимости от времени осуществления, субъекта контроля), каждой форме налогового контроля присущи свои методы. Выбор тех или иных приемов зависит от конкретных задам, поставленных перед субъектом контроля, его функции и полномочий. Методы государственного налогового контроля можно классифицировать следующим образом:

воздействие на субъекты налоговых отношений, которые подразделяются, в свою очередь, на методы убеждения и принуждения, либо на прямые (административные) и косвенные (экономические) методы;

совершение отдельных контрольных действий (методы процедурного характера);

организация контрольной работы.

Основным методом, применяемым при оперативном контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа. Экспресс-проверка — это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период.

Последующий контроль осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Также могут применяться методы формальной, арифметической, нормативной и нормативной проверок. Формальная проверка — проводится внешний осмотр документа, проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей, пометок. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п. В формах расчетов обычно указывается порядок расчета показателей. Нормативная проверка — это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п. Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога. К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля. Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Он применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах — накладные, счета-фактуры и т. п. Экземпляры документа находится либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и тоже содержание. Не совпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения. Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах. В результате таких исследований выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.

studfiles.net

Налоговые органы РФ, организация налогового контроля

Налоговые органы составляют единую централизованную систему налоговых ор-ганов и представлены следующими звеньями:
1. Федеральная налоговая служба РФ;
2. Межрегиональная налоговая инспекция;
3. Инспекции по районам и в городах.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются конституцией РФ, НК РФ, Федеральным законом «О налоговых органах в РФ» и другими законодательными актами.

Главные задачи налоговых органов:
1. Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет.
2. Валютный контроль в соответствии с законодательством с РФ.

Вопросы отнесенные к компетенции налоговых органов:
1. Регистрация ЮЛ и предприятий.
2. Право налагать административные штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах.
3. Право приостанавливать операции предприятий по расчетному счету в бан-ке, в соответствии со ст.7 закона «О налоговых органах в РФ».
4. Налагать штрафы за нарушение порядка зачисления валютной выручки.
5. Правило применения контрольно-кассовых машин и регистрация ККС.
6. Контроль за оборотом алкогольной продукции.

Организация налогового контроля в РФ осуществляется по 2 направлениям:
1. Первичный контроль. Осуществляется на предприятии и включает в себя:
а) внутренний контроль (бухгалтерский);
б) внутренний аудит;
в) внешний аудит.
2. Государственный контроль в лице налоговых органов осуществляется в виде двух проверок: камеральной и выездной, а также в виде системы оперативного бухгалтерского учета налогоплательщиков в налоговых органах.

Камеральная проверка— это проверка на стадии приемки предприятий бухгал-терской и налоговой отчетности. Направления камеральной проверки:
— проверка полноты отчетности т.е. должны быть представлены все расчеты в срок по всем налогам;
— правильность заполнения документов, увязка данных всех форм баланса;
— обоснованность применения предприятием льгот по налогам.

По результатам камеральной налоговой проверки акт не составляется.

Выездная налоговая проверка — проверка первичных бухгалтерских докумен-тов непосредственно на предприятии.

Выездные проверки проводятся по плану или графику, в который включаются конкретные предприятия и вопросы, подлежащие проверки.

Предприятия для проверки подбираются по материалам камеральных проверок, сведений о нарушениях, и в соответствии с требованиями не меньше одного раза в три года.

Результаты оформляются актом, в нем указывают конкретные цифровые данные по каждому виду нарушений и суть нарушений со ссылкой на законодательство, дополнительные суммы начисленных налогов, выводы и предложения по устранению выявленных нарушений.

Налогоплательщик вправе рассмотреть и в двухнедельный срок представить письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту. После двухнедельного срока руководитель инспекции рассматривает акт с уче-том объяснений или возражений и выносит решение:
— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
— об отказе от привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности;
— о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Контроль за деятельностью предприятий и ФЛ достигается по средством ведения налоговыми органами оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику.

Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Федеральной налоговой службой России.

Учет поступлений и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санк-ций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, ут-вержденной Министерством Финансов России.

Бюджетная классификация является основанием и методологическим документом на базе которого должны составляться и использоваться бюджеты всех уровней. Бюджетная классификация предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на строго определенный для него код бюджетной классификации.

В соответствии с бюджетным кодексом РФ, функции по использованию бюдже-тов возложены на органы федерального казначейства.

Копии платежных поручений передаются по установленной форме в налоговые органы для осуществления учета и контроля за поступлением налогов. Учет на-численных и поступивших сумм налогов с ФЛ ведется лицевых счетах. По состоянию на 01.01 производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам. Налоговые органы сверяют данные лицевых счетов с данным бухгалтерских отчетов предприятий и их налоговыми расчетами. На основе данных лицевых счетов составляется реестр по форме №25. На основании этих реестров и данных лицевых счетов налогоплательщиков каждая инспекция по месту регистрации составляется статистическую отчетность о поступлении сумм налогов в бюджет — по форме НМ и по недоимке по платежам в бюджет по форме № 4 НМ.

zubolom.ru

Налоговый контроль: всё, что надо знать налогоплательщику

Мероприятия налогового контроля – основной инструмент, используемый налоговыми органами для формирования доказательственной базы в вопросах налогового администрирования. На что имеет право налогоплательщик, когда дело доходит до допроса, дачи пояснений или выемки документов?

Мероприятия налогового контроля можно условно разделить на «основные» и «сопутствующие».«Основные» – это камеральная и выездная налоговые проверки, то есть те действия налоговых органов, которые могут повлечь за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщика. «Сопутствующие» связаны с проведением проверок и формируют доказательственную базу в рамках спора с налоговым органом. Это может быть допрос свидетеля, получение пояснений налогоплательщика, выемка, осмотр территории/документов, ответ на требование налоговой о предоставлении документов.

Если «основным» мероприятиям налогового контроля уделяется достаточно много внимания, то с «сопутствующими» налогоплательщики сталкиваются значительно реже. Вместе с тем от того, насколько качественно, законно проведены и оформлены налоговиками «сопутствующие» мероприятия, будет зависеть исход спора с налоговым органом.

Какие права предоставлены Налоговым кодексом налогоплательщикам, на что обратить внимание и как вести себя при проведении «сопутствующих» мероприятий налогового контроля, рассказывает Елена Чурсина, заместитель руководителя департамента российской налоговой практики IPT Group.

Какие нормы регламентируют действия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля?

В первую очередь правила проведения мероприятий налогового контроля, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков регламентирует Налоговый кодекс.

Кроме того, рекомендации для налоговых органов по проведению мероприятий налогового контроля, с которыми будет полезно ознакомиться налогоплательщикам, содержатся и в письмах ФНС России:

· письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@;

· письмо ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355;

· письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 и другие.

Формы документов, предусмотренных НК и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Какими могут быть «сопутствующие» мероприятия в рамках налогового контроля?

К таким мероприятиям относятся следующие действия налоговых органов:

– осмотр территории, помещений, документов и предметов;

– направление требования о предоставлении документов/информации.

Кого могут вызвать на допрос в налоговый орган и как он проходит?

Следует различать допрос свидетеля и дачу лицом пояснений. Оба действия происходят по инициативе налогового органа, но имеют существенные отличия.

Проведение допроса регламентировано ст. 90 НК. На допрос может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. На проведение допроса вызывают повесткой, в которой четко указываются дата, время и место проведения допроса. Ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, – штраф 1000 руб., отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – штраф 3000 руб. (ст. 128 НК). Нужно помнить, что налоговая должна подтвердить факт того, что лицо получило повестку и что лицо не известило о наличии уважительных причин неявки. Право не свидетельствовать против себя и своих близких, гарантированное ст. 51 Конституции Российской Федерации, здесь также учитывается.

Для дачи пояснений на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК может быть приглашено на основании письменного уведомления лицо, заведомо заинтересованное в исходе дела, – как правило, это директор или главный бухгалтер. Для дачи пояснений приглашают во время проведения выездной или камеральной налоговой проверки вне рамок проверки, например, на заседание комиссии по легализации налоговой базы или для вручения документов, связанных с налоговой проверкой.

Ответственность за отказ в даче пояснений не предусмотрена. Вместе с тем за неявку без уважительных причин могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 1000 рублей для граждан и от 2000 до 4000 рублей для должностных лиц.

Продолжительность допроса НК РФ не регламентируется. Однако если допрос длится более 4 часов, то по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством (в котором предусмотрено, что допрос не может продолжаться более 4 часов), рекомендуется заявить ходатайство о перерыве либо рассмотреть вопрос о переносе допроса.

По результатам допроса или дачи пояснений составляется протокол.

Нужно внимательно изучить протокол допроса свидетелей, используемый как доказательство в споре с налоговым органом. Под сомнение можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

Кроме того, следует обратить внимание, что к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

Какие вопросы могут задаваться в ходе допроса?

Налоговые органы могут задавать любые вопросы, которые, с их точки зрения, помогли бы получить необходимые сведения об исчислении и уплате налогов.

Если Вас вызвали в налоговый орган, рекомендуем ознакомиться с перечнем вопросов, которые подготовила ФНС России для нижестоящих налоговых органов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников и у руководителя налогоплательщиков (по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей), изложенных в письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утвержденными СК России, ФНС России).

В то же время в этом документе приведен неисчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть заданы налоговым органом.

Как проходит осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов?

Процедура осмотра также регламентируется НК (ст. 92 НК).

Налоговый орган, чтобы выяснить обстоятельства, имеющие значение для полноты проверки, получает доступ на территорию налогоплательщика в рамках проведения выездной налоговой проверки, либо же, в соответствии с нововведениями в НК, действующими с 1 января 2015 г., осмотр может проходить и в рамках камеральной проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость (п. 8 и 8.1 ст. 88 НК).

Осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Ответственность за отказ в доступе представителю налоговой к осмотру территорий, помещений налогоплательщика – административный штраф 10 000 рублей (ст. 19.7.6 КоАП).

Каковы особенности процедуры осмотра?

Цель проведения осмотра в том, чтобы проверить, насколько фактические данные осмотра соответствуют тем документальным данным, которые заявил налогоплательщик. Особенность мероприятия заключается в том, что при осмотре территории обязательно должны присутствовать понятые – не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела. Также при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

По результатам проведения осмотра составляется протокол.

Что представляет из себя процесс выемки документов либо предметов?

Выемка документов либо предметов – мероприятие налогового контроля, которое может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.

Побудить к проведению выемки могут следующие обстоятельства:

– требуемые налоговой документы не представлены в указанный срок;

– налоговая планирует провести экспертизу.

Чтобы провести выемку, нужно мотивированное постановление должностного лица, утвержденное руководителем/заместителем руководителя органа, проводящего выездную налоговую проверку.

На процедуру накладываются определенные ограничения:

– нельзя проводить выемку в ночное время;

– нельзя изымать предметы и объекты, не имеющие отношения к предмету проверки;

– выемку нельзя проводить в жилых помещениях.

До того, как произведется выемка, налоговые органы предлагают добровольно выдать требуемые документы либо предметы. В случае, если налогоплательщик отказывается сделать это добровольно, то в присутствии понятых и самого налогоплательщика проводятся меры по изъятию этих документов. Все сведения заносятся в протокол, который вручается под роспись лицу, в отношении которого проводилась выемка.

Как должен быть оформлен протокол?

Порядок оформления протокола регламентируется ст. 99 НК РФ.

В протоколе должна быть зафиксирована следующая информация:

– порядок проведения проверки;

– сведения о ходе мероприятия;

– какие средства фиксации использовались при проведении мероприятия (фото-, видеосъемка, аудиозапись);

– какие документы предъявлялись.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.

В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов (в таком случае лицу должны быть переданы заверенные налоговым органом копии изъятых документов).

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

pravo.ru

Актуальные вопросы налогового администрирования. Перспективы налогового контроля на 2017 год

Интенсивность использования налоговыми органами современных информационных технологий выходит на качественно новый уровень. В этом смогли убедиться участники конференции организованной Институтом Налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ совместно с Такском, которая состоялась 30 ноября текущего года.

Тема конференции была обозначена как «Актуальные вопросы налогового администрирования. Перспективы налогового контроля на 2017 год. Новации в сфере электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков».
Резюмируя итоги конференции, следует сделать вывод, что налоговая служба ключевым направлением совершенствования форм и методов налогового контроля на ближайшую перспективу видит в расширении функционала информационных технологий и развития инструментов налогового контроля.
Выступая в качестве ключевого спикера, начальник Управления камерального контроля ФНС России А.В. Егоричев представил участникам конференции основные тезисы по развитию электронного контроля.
В частности, он отметил успешные результаты использования в контрольной работе системы «АСК НДС». Напомним, данная система представляет собой комплекс, обрабатывающий сведения из счетов-фактур и книг покупок-продаж, представляемых налогоплательщиками в электронном виде.
Аналитические инструменты данного комплекса позволяют налоговым органам выявлять «недобросовестных» плательщиков НДС, использующих схемы уклонения от уплаты налогов, в том числе путем обналичивания.
Представляется важным акцент, сделанный Александром Егоричевым на выявление именно «обналичивающих площадок», а не отдельных налогоплательщиков, чьи сделки по тем или иным критериям могли бы вызвать вопросы о добросовестности.
Данный фактор является важным по той простой причине, что выявление и пресечение функционирования так называемых «обналичивающих площадок» принесет пользу не только с фискальной точки зрения, но и во многом упростит задачу добросовестным налогоплательщикам в доказательстве своей налоговой «чистоте».
Не секрет, что на сегодняшний день территориальные налоговые органы истребуют у налогоплательщиков чрезмерное количество пояснений по сделкам, вызывающих у них какие-либо вопросы. При этом, в подавляющем большинстве случаев, «сомнительные» по мнению налоговиков сделки никакого отношения к уклонению от уплаты налогов не имеют.
Следует отметить, что Александр Егоричев, являясь одним из непосредственных руководителей данного направления работы налоговых органов проявил осведомленность о данной проблеме и более того заверил участников конференции, что развитие системы налогового контроля наряду с развитием методов анализа электронных баз данных позволит свести к минимуму истребование подобного рода пояснений.
Оценивая данное высказывание эксперты, вместе с тем обращают внимание на тот факт, что в то время как руководство службы прилагает максимум усилий в развитии электронных сервисов, развитии современных технологий налогового администрирования, проблема «человеческого фактора на местах» остается достаточно острой.
Вопросам «человеческого фактора на местах» был посвящен доклад директора по электронному документообороту компании«Делойт» в СНГ Анны Климовой. На примере развития электронного документооборота в России с 1995 года Анна рассказала, как быстро меняются требования к специальностям, связанным с производством и обработкой информации, как легко одна технология сменяет другую и как незаметно и быстро в дополнение к технологиям электронного документооборота могут появиться в повседневной жизни технологии блокчейна, смарт-контракты и другие кажущиеся сегодня революционными решения. Умение бухгалтера, налогового эксперта и иных специалистов, чья работа тесно связана с информацией, быстро ориентироваться в постоянно развивающейся технологической среде уже является знаковым показателем высокой компетенции, и важность этого умения будет в дальнейшем только расти.
Эволюционным развитием системы электронного контроля на ближайшую перспективу будет являться интеграция баз данных налоговых органов и таможенной службы. По словам Александра Егоричева это позволит полностью контролировать не только внутрироссийские обороты но и взять под контроль трансграничное движение налоговой базы по НДС.
Учитывая внедрение в практику маркировки отдельных видов товаров (в частности меховых изделий) централизованную фискализацию ККТ, реализация данного решения фактически приведет к тотальному электронному контролю.
При этом остается открытым вопрос – готово ли бизнес-сообщество к тотальному контролю в современных социально-экономических условиях и сложившихся бизнес-отношений, особенно в удаленных регионах.
Рассматривая развитие электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, большинство экспертов отмечают огромный прорыв по данному направлению.
Не рассматривая весь широкий спектр электронного взаимодействия достаточно отметить возможность электронного предоставления пакета документов, подтверждающих право на возмещение НДС по экспортным операциям.
Следует также отметить и развитие программных комплексов обеспечивающих ведение налогового и бухгалтерского учета. Современный тандем электронных систем налоговых органов и налогоплательщиков позволяет фактически полностью автоматизировать большую часть элементов взаимодействия.
Во второй части конференции участники смогли ознакомится с ключевыми методологическими изменениями налогового законодательства.
Выступая в качестве спикера, заместитель начальника Контрольного управления ФНС К.В. Новоселов отметил, что в настоящее время Советом Федерации одобрен законопроект (принятый Государственной Думой в третьем чтении 18 ноября текущего года) который вносит ряд существенных поправок в Налоговый кодекс.
В качестве наиболее значимых изменений он отметил изменении порядка начислении пени за нарушение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов. Так если в настоящее время действует формула 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, то с первого октября 2017 года будет применяться 1/150, начиная с 30 дня допущенной просрочки.
Также он обратил внимание на то, что вступают в силу новые правила учета убытков прошлых лет. Теперь убытки могут учитываться только в размере, не превышающем 50% от налоговой базы.
Кроме этого, Константин Новоселов напомнил, что 2017 год – первый год отчетности для налоговых резидентов России по принадлежащим им иностранным компаниям.
Новые обязанности налогоплательщиков были введены в 2015 году Федеральным законом № 376-ФЗ от 24 ноября 2014 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». До 20 марта 2017 года налоговые резиденты России (организации и физические лица) обязаны подать Уведомление о контролируемых иностранных организациях и предоставить в налоговые органы финансовую отчетность таких компаний.
Вместе с тем, некоторые новые нормы Налогового кодекса РФ до сих пор не нашли своего практического применения. В частности в настоящее время фактически отсутствует собственно форма уведомления, имеются недоработки в вопросе пересчета прибыли в рубли.
Живая дискуссия позволила получить ответы на многие вопросы и понимание текущих тенденций налогового администрирования.
Принявшие участие в конференции эксперты отметили высокую конструктивность мероприятия и высокий профессионализм спикеров и выразили благодарность Институту налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ и Такскому за предоставленную возможность из первых уст ознакомиться с тенденциями в фискальной сфере.

re.hse.ru

Понятие и значение налогового контроля

Похожие публикации

Налоговый контроль является составной частью системы финансового контроля. В широком смысле принципы налогового контроля — обеспечить экономическую безопасность государства и охрану фискальных интересов на федеральном и муниципальном уровне. В узком смысле он выражается в государственном контроле за соблюдением законодательства в сфере налогообложения всеми участниками экономической деятельности

Объектами налогового контроля являются все правоотношения, связанные с формированием налоговой базы и фактическим перечислением налогов в соответствующие бюджеты.

Предмет налогового контроля – это отчетность по налогам, бухгалтерские документы и иные источники, содержащие информацию о начислении и уплате налогов.

Организация налогового контроля в РФ

Налоговый контроль проводится в РФ главным образом подразделениями Федеральной налоговой службы РФ (ФНС). Налоговый контроль также осуществляют иные органы налогового контроля – таможенные органы и внебюджетные фонды. В отдельных случаях эти функции могут выполняться Счетной палатой, Министерством финансов и подразделениями правоохранительных органов.

Правовые основы налогового контроля содержатся в главе 14 Налогового Кодекса РФ (НК РФ).

Налоговый контроль: понятие, виды, стадии

В данном случае применяются, как общие принципы права (равенства, законности, презумпции невиновности, приоритета прав человека), так и некоторые специальные нормы.

Вся информация о деятельности проверяемого субъекта, ставшая известной контролирующим органам в ходе проверки, является налоговой тайной и не подлежит разглашению, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом.

Принцип независимости налоговые и другие контролирующие органы являются независимыми. Никакие органы власти и другие государственные структуры не могут влиять на их деятельность.

Мероприятия налогового контроля

  1. Регистрация налогоплательщиков.
  2. Получение налоговой отчетности.
  3. Камеральные проверки полученной отчетности.
  4. Внесение полученной отчетности в базу данных.
  5. Выездные проверки.
  6. Контроль за фактической уплатой налогов, включая доначисления по итогам проверок.
  7. Осуществление налогового контроля

    Налоговый контроль включает в себя следующие основные мероприятия:

  8. Учет налогоплательщиков (ст. 83, 84 НК РФ).
  9. Посещение помещений налогоплательщика с целью их осмотра (ст. 91, 92 НК РФ).
  10. Запрос документов, которые содержат информацию, необходимую для проверки. В случае необходимости может быть произведена их выемка (ст. 93, 93.1, 94 НК РФ).
  11. Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ).
  12. Приглашение свидетелей (ст. 90 НК РФ).
  13. Проведение экспертиз, в случае необходимости — с привлечением специалистов и переводчиков (ст. 95, 96, 97 НК РФ).

Указанные мероприятия налогового контроля (за исключением учета) проводятся, главным образом, в рамках налоговых проверок. Они могут быть двух видов:

  1. Камеральная осуществляется без выхода на территорию налогоплательщика на основании предоставленных им деклараций и другой информации о его деятельности, которой располагают проверяющие.
  2. Выездная, как видно из названия, производится с выходом на территорию налогоплательщика. В этом случае перечень используемых мероприятий может быть шире.
  3. Значение налогового контроля огромно для защиты экономических интересов государства. Он основан как на базовых принципах права (верховенство закона, права человека, презумпция невиновности), так и на специальных нормах, изложенных в НК РФ. Налоговый контроль осуществляется через систему мероприятий, включающую в себя учет налогоплательщиков, начисление налогов и отслеживание их уплаты, а также налоговые проверки.

    spmag.ru

Смотрите так же:

  • Справка расчет налога на имущество в 1с 82 Расчет имущественных налогов (новые возможности «1С:Бухгалтерии 8») + видео Система работы с налогами в программе «1С:Бухгалтерия 8.0» (ред. 3.0) постоянно совершенствуется. Раньше декларации по имущественным налогам можно было только […]
  • Возврат товара от покупателя в 1с 82 Возврат товаров от покупателя в 1С Бухгалтерии 3.0 (8.3) Возврат товаров от покупателей оформляется одноименным документом. Рассмотрим поэтапную инструкцию по возврату товара от покупателя в 1с 8.2 и 8.3. В конфигурации имеется […]
  • Увольнение сотрудников предпенсионного возраста Сокращение работника предпенсионного возраста Обновление: 10 октября 2017 г. Происходящее в организации сокращение численности или штата может затронуть в числе других работников предпенсионного возраста. Реалии рынка труда таковы, что […]
  • Оплата налогов 1с 82 Составление платежного поручения по НДС в 1С В данной статье, мы рассмотрим, как оформить платежное поручение на уплату налога на добавленную стоимость в 1С Бухгалтерия 8.2. Для примера, рассмотрим вариант, что операция составляется в […]
  • Штрафы по камерам 2014 Почему Москва лидирует по числу нарушений ПДД На портале открытых данных столичного правительства опубликованы результаты работы комплексов автоматической фиксации на улицах Москвы. В 2015 году они зафиксировали 42,8 млн. нарушений ПДД. […]
  • Судовой сбор за исковому заявлению 2018 Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного характера, […]