Штраф за непроведение аудита

Стоит ли «забывать» об обязательном аудите?

Существует ли в настоящее время какая-либо ответственность за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения в налоговые органы и органы статистики?

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – закон об аудите) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, для целей указанного закона, понимается отчетность, предусмотренная ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обязательный аудит проводится, в соответствии с ч. 1 ст. 5 закона об аудите, в случаях, перечисленных в п.п. 1-5 этой части, и в иных случаях, установленных федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 5 закона об аудите). В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона об аудите).

Обязательный аудит проводится ежегодно (ч. 2 ст. 5 закона об аудите).

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Отметим, что аудиторское заключение ранее входило в состав бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту (пп. «г» п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако в 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ аудиторское заключение перестало входить в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. «д» раздела «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.» информации Минфина России от 4 декабря 2012 года № ПЗ-10/2012, а также письмо Минфина РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724).

Таким образом, первоначальная редакция Закона № 402-ФЗ не устанавливала обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для каких экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью (ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Поэтому изначально с 1 января 2013 года для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту, обязанность представлять аудиторское заключение в налоговые органы и органы государственной статистики была упразднена.

Однако Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми отчетность, подлежащая обязательной публикации, а также обязательному аудиту, должна не только публиковаться вместе с аудиторским заключением, но и представляться вместе с ним.

Затем Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 357-ФЗ (далее – Закон № 357-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 года, эти поправки были исключены, и ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ вернулась в первоначальную редакцию. Одновременно этим же законом ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, необходимо представлять и аудиторское заключение о ней.

Определены и сроки представления аудиторского заключения:

  • либо вместе с отчетностью не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
  • Таким образом, экономические субъекты, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны представить в органы статистики аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год в установленные ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ сроки, но не позднее 31 декабря 2014 года.

    Непредставление или несвоевременное представление в органы статистики аудиторского заключения экономическими субъектами, для которых проведение аудита является обязательным, влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от трех тыс. руб. до пяти тыс. руб. (письмо Федеральной службы государственной статистики от 16 декабря 2013 года № 1578/ОГ).

    Обязанность представлять аудиторское заключение в налоговый орган в настоящее время Законом № 402-ФЗ не предусмотрена. НК РФ также не содержит такого требования. На это, в частности, обращает внимание и Минфин России в письме от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

    Непосредственно за непроведение обязательного аудита законодательство ответственности не предусматривает. Для отдельных категорий лиц (например, для открытых акционерных обществ) непроведение обязательного аудита и, как следствие, неисполнение обязанности по опубликованию аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

    С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

    www.garant.ru

    Обязательному аудиту подлежат следующие юридические лица ст.5 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • Любые акционерные общества;
  • Общественно-значимые организации (страховые компании, кредитные организации, пенсионные и иные фонды)
  • Организации, выручка которых за прошлый финансовый год составила более 400 млн. руб. или сумма активов баланса превысила 60 млн.руб.
  • В иных случаях, предусмотренных законом.
  • Органы статистики уже не первый год ведут активную работу по напоминанию организациям об обязательности проведения аудита. Уже сейчас многие организации получили информационные письма о необходимости предоставления аудиторского заключения за 2016 год до 31.12.2017.

    Напрямую ответственность за непроведение обязательного аудита не предусмотрена. Однако законодательством установлен ряд мер ответственности за непредоставление аудиторского заключения.

    Отсутствие аудиторского заключения у организации, подлежащей обязательному аудиту, признается грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.15.11 КоАП). Данное нарушение карается штрафом на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. при повторном нарушении штраф составляет от 10 до 20 тыс. руб. (п.2 ст.15.11 КоАП РФ).

    Данное нарушение вправе фиксировать налоговые органы (п. 5 ч.2 ст.28.3 КоАП).

    Аудиторское заключение входит в обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, который предоставляется в органы статистики ( п.2 ст.18 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Дата представления – 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31.12 года, следующего за отчетным (за 2016 год – до 31.12.2017).

    За непредоставление аудиторского заключения следует наложение штрафа на должностных лиц от 0,3 до 0,5 тыс. руб., на организации – от 3 до 5 тыс.руб. (ст.19.7 КоАП, Письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ).

    По данному основанию в 2017 году было оштрафовано значительное количество юридических лиц за непредоставление до 31.12.2016 аудиторского заключения за 2015 год.

    Аудиторское заключение входит в обязательный список документов, которые необходимо размещать в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц (п.6 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности», ст.25 Закона от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    За непредоставление сведений в Федеральном реестре предусмотрена ответственность должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб. (п.7 ст.14.25 КоАП РФ). При повторном нарушении сумма штрафа составляет от 10 до 50 тыс. руб. (п.8 ст. 14.25 КоАП РФ).

    Отдельная ответственность установлена для публичных акционерных обществ и акционерных обществ с числом акционеров более 50 (ст.92 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», гл. 69 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных бумаг Приказ ЦБ РФ № 454-П).

    Если аудиторское заключение не размещено на странице Интернета в течении 3 дней с даты выдачи, то штраф на должностных лиц составляет от 30 до 50 тыс. руб., на акционерное общество от 700 до 1 000 тыс. руб. (п.2 ст.15.19 КоАП РФ).

    Выход из всех этих неприятных моментов только один – успеть до 31.12.2017 года провести аудиторскую проверку за 2016 год и заключить договор на проведение аудита за 2017 год.

    oreg.pro

    Штрафы за непроведение обязательного аудита

    Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

    Какая именно ответственность за обязательный аудит

    Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

    В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

    В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

    Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

    Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

    Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.
  • Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона

    Раскрытие аудиторского заключения

    Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

    • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
    • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.
    • Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

      buhguru.com

      Штраф за непроведение аудита

      Отвественность за непроведение обязательного аудита

      С 10 апреля 2016 года вступают в силу поправки в ст. 15.11 КоАП РФ, по которой под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности, помимо всего прочего, понимается и отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Штрафы, предусмотренные этой статьей: на должностных лиц — от 5000 до 10000 руб., а при повторном нарушении — до 20000 руб. или дисквалификация . При этом срок давности для привлечения к административной ответственности увеличен до 2-х лет с момента совершения административного правонарушения.

      Пройдите своевременно обязательный аудит , получите рекомендации по ведению учета и исправлению ошибок. Вы сможете избежать штрафов и других негативных последствий для Вашей организации. А полученое Вами аудиторское заключение может понадобиться не только для контролирующих органов, но и для Ваших партнеров (банки, торговые площадки и т.д.).

      Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ об административных правонарушениях. Росстат за непредоставление аудиторского заключения может наложить административный штраф на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей.

      При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Таким образом, юридическое лицо должно представить аудиторское заключение в органы статистики.

      Аудиторское заключение представляется в Росстат:

      1. в форме электронного документа или его копии в электронном виде с расширением (pdf, tif, jpg) по телекоммуникационным каналам связи в территориальный орган государственной статистики (наименование файла должно содержать код ОКПО экономического субъекта, который подлежит обязательному аудиту).

      2. на бумажном носителе (оригинал):

      — непосредственно в органы государственной статистики;

      — в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

      Ответственность акционерных обществ

      и организаций, публикующих отчетность

      В соответствии с пунктом 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ непредставление аудиторского заключения по требованию акционера влечет наложение штрафа на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 рублей.

      Что касается акционерных обществ, публикующих свою отчетность в соответствии с требованиями законодательства о рынке ЦБ, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением!

      Несоблюдение законодательства о раскрытии информации в отношении акционерных обществ, публикующих свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, влечет наложение административных штрафов по ст. 15.19 КоАП в размере от 500 000 до 700 000 рублей.

      Банк России может применить санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет, а на юридических лиц — от 700000 до 1000000 рублей, если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.

      Политические партии. НКО.

      К роме того, предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об аудите политичесскими партиями. Руководитель политической партии может быть привлечен к административной ответственности от 50 000 до 100 000 руб, а сама политическая партия оштрафована до 1 000 000 руб. Сроки давности по этим правонарущениям три года.

      З а какие нарушения об аудите могут привлечь к ответственности политическую партию:

      1. Невыполнение требований о прохождении обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии.

      2. Нарушение срока проведения обязательного аудита в отношении всех региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений политической партии

      3. Нарушение срока представления экземпляра аудиторского заключения

      В большинстве случаев стоимость аудиторской проверки значительно меньше суммы штрафов . К тому же аудитор подскажет, что следует предпринять для снижения рисков. Заказать аудиторскую проверку Москва — просто позвните +7 495 769-54-53!

      academ.ru

      Поступило предложение обязать работодателей сообщать судебным приставам о приеме на работу должников.

      Верховный суд отказался признавать недействующим письмо Минфина от 12.02.2018 № 03-15-07/8369.

      Минтруд выпустил обширное разъяснение, касающееся сравнения платы за труд, получаемой работником, с установленным МРОТ.

      В Налоговом кодексе появилась новая статья, посвященная так называемому единому налоговому платежу физического лица. В чем же его суть?

      В ближайший понедельник 30 июля отмечается Международный день дружбы. Так что не забудьте в первый день следующей недели поздравить своих друзей с этим праздником. А об остальных важных делах на грядущую пятидневку вам расскажут наши еженедельные бухгалтерские напоминания.

      При определении размера стандартного вычета по НДФЛ учитывается общее количество детей, независимо от возраста старших.

      ФНС поручила инспекциям организовать проведение мероприятий по выявлению компаний, ведущих деятельность лишь на бумаге и сдающих «нарисованную» отчетность.

      ТИПОВАЯ СИТУАЦИЯ™ актуальна на 30 июля 2018 г.

      Какой штраф за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения

      За непроведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.

      Штраф за непредставление в срок аудиторского заключения в статистику ст. 19.7 КоАП РФ, Письмо Росстата от 04.12.2017 N 04-4-04-4/136-СМИ :

    • для организации — от 3 000 до 5 000 руб.;
    • для должностного лица — от 300 до 500 руб.
    • Должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб. примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ .

      glavkniga.ru

    Смотрите так же:

    • Приказы минтранса по тахографам за 2018 год Новый порядок оснащения транспортных средств тахографами В начале марта вступает в силу приказ Министерства транспорта России от 30-го января 2018-го года №35 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации […]
    • Приказ 149 от 20032008 Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская страховая компания Медиполис", Ленинский район г. Перми Фонд № 1377. Крайние даты документов: 1991–2010 Описи фонда Опись № 1 по упр.: учредительные документы, штатные расписания, […]
    • Закон об областном бюджете нижегородской области на 2018 год Закон Нижегородской области от 23 декабря 2016 г. N 178-З "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (с изменениями и дополнениями) Закон Нижегородской области от 23 декабря 2016 г. N 178-З "Об областном […]
    • Приказы о приеме в школу Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об […]
    • Общих правил русского бильярда Общие правила 1. Оборудование для бильярда Бильярдное оборудование (бильярдный стол, кий, шары, аксессуары) для игры в «Пирамиду» должно соответствовать «Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию». 2. Правила разметки […]
    • Приказ техника безопасности на стройке Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н "Об утверждении Правил по охране труда в строительстве" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н"Об утверждении Правил по охране […]