Сельское хозяйство законы хаммурапи

NationsHistory

История наций и народов

Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи. Сельское хозяйство

Месопотамия (а в переводе на наш язык — Междуречье ), расположена между двумя крупными реками — Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих горных рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием, о чем единодушно говорят Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Надо отметить, что в Месопотамии был чрезвычайно жаркий климат. Температура стояла под 30 градусов Цельсия, порой доходила и до плюс 50. Дождей не бывает долго, до 8 месяцев в году стоит сушь, поэтому это приводило к тому, что к концу лета Тигр и Евфрат значительно высыхали. Спасало лишь то, что два раза в год Тигр и Евфрат разливались. Самими ранними были разливы начинающиеся в момент осенних ливней в горах Иранского и Армянского нагорья. Но самый большой разлив был весенним, апрельским. И связан он был с таянием снегов в горах. Он начинался с апреля (а надо сказать, что в отличие от Египта, разливы далеко не всегда выпадали на одно и то же число, поэтому это создавало некоторые дополнительные трудности для земледельцев ), когда обе реки достаточно широко разливались, и продолжался до начала или середины июля, после чего наступал общий спад.

Поэтому жители Месопотамии с древнейших времён рыли каналы и постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, шлюзы, колодцы и т.д. . Во времена разливов вода по каналам поступала в ареки ( резервуары ) и в летние месяцы подавалась на поля ( правда только на по ля отдельных хозяев ).

Одновременно приходилось бороться с засолением почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву.

Угрозы для плодородия месопотамских земель представляли и сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение ( дожди, таяние снегов ), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие каналы, что гарантировало снабжение полей водой.

Во Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей (освоения залежных и целинных земель ). В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием больших и малых каналов. Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все трудоспособное население — от способных до рабов, а за уклонения от неё виновные наказывались вплоть до смертной казни. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке ( п.53, 54, 55, 56 ). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём кстати говорится в п.53:

«Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил «.

В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба ( п.54 )

«Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода «.

Политические и правовые учения в Германии 17-18 вв
Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, окончательно утвердившегося в результате Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и приведшего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно задержали не только с .

Этический кодекс атлетов
Рядом с категорией агонистической доблести (переплетаясь и перекликаясь с ней) у Пиндара возникает цепочка этических норм, своеобразный кодекс чести атлета и олимпионика. Этот кодекс своеобразен, и он отнюдь не идентичен Олимпийскому уставу Ликурга Ифита. Но и противоречий между ними тоже нет. Просто «этический кодекс» Пиндара и Олимпи .

Внешняя политика. Испано-американская война и ее последствия. Расширение сферы влияния на Дальнем Востоке
В первые 15 — 20 лет после окончания Гражданской войны страна была поглощена освоением западных земель и бурным хозяйственным строительством. Но уже в конце XIX в. в США растет стремление к территориальным захватам. Крупные компании все настойчивей требовали новых рынков сбыта и источников сырья. Активизация внешней политики становилась .

www.nationshistory.ru

Сельское хозяйство законы хаммурапи

В Древней Вавилонии субъектами права могли быть, по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические – храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении Законы Хаммурапи (см. на нашем сайте краткую и подробную статьи о них, а также краткую биографию Хаммурапи) далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи (мусульманское право и ныне не знает института юридических лиц). Правда, практика была здесь не всегда вполне последовательна. Храмы, например, занимались ростовщической деятельностью, но в документе писалось, что заем получен «от (такого-то) бога». Возможно, что такая редакция считалась просто более обязывающей для должника. В Законах Хаммурапи храм и дворец выступают непосредственно лишь в редких случаях: либо когда речь идет о похищении храмового или дворцового имущества (§ 6 и 8; разница между этими статьями заключается, видимо, в том, что параграф 6 имеет в виду кражу, совершенную непосредственно на священной территории дворца или храма, т. е. святотатство, а потому карается смертью), либо когда речь идет о выкупе пленного воина (§ 32). Земельные же владения дворца и храмов уже были розданы различного рода держателям, которые и выступали как представители дворца или храма. Охране этой собственности посвящены параграфы 26 – 41. Лишь попутно и случайно эти нормы содержат также и сведения о служебных обязанностях держателей. Подобные сведения мы находим в письмах и некоторых административных и частноправовых документах.

Хаммурапи перед богом Солнца Шамашем. Верхняя часть стелы с Законами

Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу (илькум); однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием ее владельца и его семьи (§ 27 – 29, 31 – 32) и в письмах этого времени часто называется, так же как собственная земля, «владением отцовского дома» (цибит бит-абим). Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (§ 35 – 38). Степень свободы распоряжения надельной землей из царского фонда была различной для членов администрации, крупных ремесленников, жриц [1] и т. п., которые могли отчуждать эту землю с передачей покупателю своей службы (§ 40), и для работников дворцового хозяйства (наши-бильтим), которым совершенно запрещались отдача надела за долги и дарение его частей жене и детям (§ 38) и, конечно, также его продажа; в аналогичном положении находились и наделы воинов.

Из числа лиц, имевших служебные наделы из царского земельного фонда, в Законах Хаммурапи особое внимание уделяется воинам. Законы Хаммурапи знают две категории воинов, различие между которыми до сих пор неясно: реду[м] (шумер. ага-уш) «погонщик» [2] и ба’ирум (в Мари бе’рум, шумер, шу-пеш) «ловец»; объяснить и сами эти названия мы тоже пока не можем.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Государство Хаммурапи опиралось не столько на ополчение свободных, сколько на постоянное войско (воины получали от царя за службу наделы земли). Этот способ довольствования воинов был наиболее удобен для создания профессионального войска в условиях господства в основном еще натурального хозяйства и наличия большого фонда царской земли. Такое войско было независимо от местных общинных влияний и служило наиболее надежным оплотом единства государства и деспотической царской власти. Чтобы сельскохозяйственные работы не отрывали воина от службы, существовал институт «подсобников» (таххум): воин брал в товарищество другое лицо, обычно воина же, младшего по чину или сроку службы; они по очереди занимались и сельским хозяйством, и повседневными воинскими обязанностями. Однако наем постороннего лица воином взамен себя для участия в военном походе карался смертью и передачей воинского надела нанятому (§ 26); также и воинский командир, принявший наемника или использовавший воина или членов его семьи не для воинской службы, подлежал смертной казни. Таким образом, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от эксплуатации им в своих интересах, что, конечно, противоречило бы стремлению государства поддерживать боеспособность армии (§ 33 – 34). Царская земля под воинскими наделами полностью исключалась из оборота; лишено было законной силой всякое частноправовое распоряжение землей воина (продажа, обмен, дарение, завещание и передача за долги). Всякая сделка относительно земли воина или наши-бильтим считалась ничтожной, и предполагавшийся приобретатель «терял свое серебро», а при мене участков – полученную воином приплату (§ 35 – 38, 41). Правило это действительно проводилось в жизнь. Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (§ 27), а в случае гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то на воспитание несовершеннолетних выделялась часть надела. Зато если воин ради избавления от службы бросал надел, то ему предоставлялось время, но не более года, в течение которого надел за ним сохранялся при условии возвращения его к своим обязанностям (§ 30 – 31). Если взятый в плев воин был выкуплен за рубежом царским торговым агентом, а у его семьи не хватало средств для возмещения выкупа агенту, расходы тамкара возмещал местный храм (как представитель царского хозяйства в данной общине) или непосредственно дворец, но воинский надел отдавать в возмещение выкупа запрещалось (§ 27 – 29). Эти законы преследовали цель предотвратить расхищение царской земли, размельчение воинских наделов и разорение воинов.

Небезынтересно привести данные о размерах служебных наделов, которые содержатся в переписке Хаммурапи с неким Шамашхазиром, управляющим царским хозяйством в Ларсе. Эти размеры соответствовали званию и должности держателей.

Мы уже знаем, что высшая группа держателей царской земли – тамкары, жрицы-надитум, представители администрации и крупные мастера-ремесленники не были обязаны пожизненно нести службу (которая к тому же в ряде случаев заменялась денежными взносами): они могли в любой момент продать свой надел вместе с обязанностью служить по данной должности и, возможно, также поэтому не охватывались понятием «мушкенум», а считались авилумами, как и граждане общины, не связанные с царем или храмом. Размеры их наделов составляли от 12 до 75 га (а при Рим-Сине и 300); они, несомненно, принадлежали к классу рабовладельцев. Если (как чаще всего и бывало) им трудно было по характеру своей службы отлучаться для личного участия в работах на наделе, они сдавали его в аренду; иначе же вели хозяйство самостоятельно с помощью дополнительной рабочей силы – наемников, должников и, конечно, в первую голову собственных частных рабов. К сожалению, имеющегося документального материала недостаточно для того, чтобы судить, что было употребительнее – самостоятельное ведение хозяйства на наделе или сдача его в аренду. Любопытно, что арендная плата (рента) частного арендатора называлась тем же термином, что и натуральный побор с работников, сидевших на царской земле, – бильтум или миксум. Очевидно, отношения арендодателя с арендатором мыслились как аналогичные отношениям между царем и людьми, работавшими на него за надел, хотя первые заключали между собой договор как равные стороны, а зависимость работников от царя определялась в значительной степени произволом царской власти.

Царские служащие и ремесленники средней категории получали наделы размером 9 – 12 га; надел воина составлял обычно 12 га; по мере возможности и они применяли рабский труд, а также прикупали или приарендовывали землю дополнительно.

Служба воина считалась «вечной». Точно так же «вечной» считалась и служба низшей категории работников царского хозяйства, лиц, создававших материальные блага. Терминология в законах и документах тут колеблется: иногда все царские люди, по-видимому, охватывались термином «мушкенум», и тогда вся низшая категория обозначалась как «наши-бильтим» – «приносящие доход» и подразделялась более дробно по разным профессиям; иногда же в соответствии со словоупотреблением в реальной жизни только люди этой низшей категории называются «мушкенум»; в таком случае они подразделяются на «приносящих доход» в виде материальных предметов, или собственно «наши-бильтим» (термин, под которым в данном случае подразумеваются прежде всего рядовые ремесленники), на земледельческих работников – ишшаккум и пастухов – ре’ум. Люди этой категории обычно получали групповые наделы, не превышавшие 18 га на группу. Если иметь в виду, что все они либо являлись земледельцами-издольщиками (может быть, даже испольщиками?), либо были обязаны кроме работы на своем наделе заниматься еще какой-либо ремесленной или другой работой на дворец, то станет ясно, что они могли существовать лишь впроголодь. Не в отдельных случаях даже и ишшаккум мог нанимать работника, а иной раз и владеть рабом. Воинской службе люди этих категорий не подлежали.

Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (§ 39), и большинство служащих высшей и даже средней категории так и делали. Глава индивидуальной семьи мог иметь в своем частном распоряжении участок на общинной земле размером, по имеющимся данным, от 1 до 60 – 80 га. Хотя в Законах Хаммурапи об этой земле и ее собственниках почти ничего не говорится, но из частноправовых документов мы знаем, что она существовала и временами свободно отчуждалась (если на такие сделки не распространялся временный запрет или очередной мишарум, но столь радикальные указы о «справедливости», видимо, издавались редко и, вероятно, действовали только тогда, когда можно было доказать, что земля была продана именно в связи с задолженностью). Собственники такой земли должны были выставлять людей на общегосударственные повинности и платить налог.

Частная собственность на землю в этот период еще только складывается под влиянием экономического развития, но социальная психология не перестроилась соответствующим образом. Отчуждение земли рассматривалось как несчастье, а покупка чужой земли – как «несправедливость». Хотя Законы Хаммурапи ничего не говорят о продаже земли, но такое отношение к этому акту характерно и для них: параграфы 36 – 73 запрещают продажу служебных наделов, а в случае если она состоится, объявляют акт продажи ничтожным. Но из их текста видно, что продавец и здесь рассматривается как пострадавшая сторона. Продажа земли в каждом отдельном случае была, как правило, результатом экономического или иного давления на продавца со стороны покупателя. Земля не стала еще в этот период обычным предметом купли-продажи, чем и объясняется очень большой разнобой (до 2000%) в ценах на землю: цена определялась в каждом конкретном случае в зависимости от взаимоотношений покупателя и продавца. Цари, со своей стороны, пытались ограничить отчуждение земли и разорение общинников путем издания указов «о справедливости», на основании которых отчужденные земли в ряде случаев могли вернуться к их прежним владельцам.

[1] Жрецы в законах Хаммурапи не упомянуты; судя по тому, что жреческие должности могли распродаваться по частям, служба жрецов обычно оплачивалась серебром или натурой.

[2] Реду исполняли, в числе прочих, и полицейские обязанности, поэтому имелись реду не только царские, но и при общинном совете и суде.

rushist.com

Экономическое развитие (сельское хозяйство, ремесло, торговля) по законам Хаммурапи

Кодекс царя Хаммурапи является значительным историческим памятником Древнего Вавилона, отражает основы общества, социальное положение жителей государства, его экономическое развитие. Свод законов Хаммурапи свидетельствует о том, что основу экономики Старовавилонского царства составляло натуральное хозяйство. В законах также отражено развитие товарно-денежных отношений, ростовщичества. Всего экономическим отношениям отведено около 50 статей.

Главным занятием жителей Вавилона являлось земледелие с искусственной системой орошения. Орудия труда были достаточно примитивными: мотыга, серпы приспособления для боронования. В Древнем Вавилоне применялись орудия труда из бронзы, известны случаи применения железных изделий. Систематическое использование металла способствовало росту производительности труда в земледелии. Именно во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненной конструкции, который был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду. Однако, по некоторым сведениям, такой плуг изобрели еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловая сила быков. До­­машние животные – ослы, ишаки, мулы, начинает появляться лошадь.

Высокая урожайность земледелия достигалась не только исключительным плодородием почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временем посадки определили важное значение искусственного орошения. Главные каналы брали свое начало у рек Тигра и Евфрата, дальше от них ответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался за счет плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи специальных водоподъемных сооружений, которые оставались несложными в техническом отношении и требовали значительных затрат физического труда человека. центральная власть заботилась не только о расширении ороcительной сети, но и о содержании ее в порядке. Царь чаcто давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если в царcкий дворец поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды для орошения, то из дворца посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Еcли не хватало воды для орошения полей, арендованных у дворца, то местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей или же заменить неорошаемое поле орошаемым. Больше того, меcтные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение арендованных у царя земель: в случае неурожая из-за плохого орошения недоимка арендной платы начиcлялась на местного чиновника. Если прорывалась плотина, чиновники должны были найти рабочую cилу, необходимую для исправления повреждений. Если наводнение не достигало высоких полей, то по приказу царя устанавливались водоподъемники. В судебнике Хаммурапи cохранились оcобые статьи, уcтанавливающие ответственность общинников за сохранение в порядке данного участка ирригации. Если по чьей-либо вине проиcходил прорыв в плотине и был затоплен соседний участок, виновный должен был возместить стоимость погибшего xлеба. Если он этого сделать не мог, то его cамого и его имущество следовало продать, обратив вырученные деньги на возмещение убытков, понеcенных владельцами соседних полей.

Во II тысячелетии до н.э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые культуры. Во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные территории засаживались финиковой пальмой. Государство, защищавшее интересы земельных собственников, заботилось также и о владельцах садовых участков. По 59-й ст. законов Хаммурапи за самовольную порубку дерева в чужом саду следовало уплатить высокий штраф — полмины серебра. Законодатель, cтоящий на страже имущественных интересов богачей, устанавливал высокую плату за аренду сада в размере 2/3 садового дохода. Если cадовый доход уменьшался, арендатор был обязан уплатить аренду соответственно с доходом соcеднего участка.

Наличие богатых пастбищ, под которые иcпользовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. За кражу скота, порчу орудий труда существовали различные штрафы и наказания, записанные в кодексе Хаммурапи. Штраф за кражу оросительного орудия: «§259. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли (общины, то) он должен отдать хозяину оросительного орудия 5 сиклей серебра». Также обозначены расценки найма скота, услуг: «§271. Если человек наймет быков, повозку и его погонщика, (то) он должен давать 180 ка хлеба в день».

Вавилон располагался на скрещении речных и караванных торговых путей, что способствовало развитию торговли. Особенное значение получила внешняя торговля. Государственная власть активно пыталась сосредоточить в своих руках большое количество обрабатываемых земель и постоянно вмешивалась в хозяйственную жизнь страны, пыталась централизовать в своих руках внешнюю торговлю. Эту торговлю вели тамкары, торговавшие либо по поручению царского дворца, либо на свой собственный страх и риск. Особые государственные чиновники, называвшиеся «вакиль тамкары», руководили этой торговой деятельностью. Из Вавилонии, как из аграрной страны, вывозили главным образом сельскохозяйственные продукты: пшеницу, ячмень, растительное масло, финики и шерсть. Кроме того, из Сиппара, центра шерстоткацкого производства, вывозили, в частности, в Элам шерстяные ткани. А из Элама в Вавилонию привозили металлическую руду (медь и серебро), из Ассирии — свинец и другие металлы, из соседней горной страны Гутиума — рабов. Наряду с внешней и крупной оптовой торговлей существовала и внутренняя, особенно розничная торговля. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или у храмов ссуды или товары, самостоятельно вели свои торговые операции, перевозя товары по рекам и каналам из одного города в другой — из Ларсы в Ниппур, из Вавилона в Сиппар и т. д. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, принимал меры к тому, чтобы обеспечить крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По законам Хаммурапи взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от необходимости ее возвращения, были военные действия.

Торговые сделки совершались на особых рынках, где, судя по документам, устанавливались цены на различные товары. Эти цены колебались в завиcимости от хозяйственных условий и времени года. В царствование Хаммурапи продукты сельского хозяйства стоили значительно больше, чем в Уруке при Сингашиде. Так, например, шерсть была вдвое дороже, растительное масло — в три раза, а зерно — вдвое дороже. Подорожание продуктов при Хаммурапи, возможно, объясняется длительными войнами, которые в то время вел Вавилон и которые должны были отразиться на хозяйственной жизни страны, отрывая свободных земледельцев от их обычных сельскохозяйственных работ.

Расширение и усиление Вавилонского царства привели к дальнейшему развитию внешней торговли. Вавилонские купцы отправлялись в cоседние страны, чтобы там покупать или продавать различные товары, в частности рабов. Стоимоcть некоторых товаров устанавливалась по курсу цен, который в то время стоял на одном из иностранных рынков, например в Туплиаше. При I вавилонской династии Вавилон превращается в крупный торговый центр не только Месопотамии, но и ряда соседних стран. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро: зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем скота и повозок, а также жалованье чиновникам и судьям. Государство, владевшее большими землями, накапливавшее множество различных продуктов в своих складах, было заинтересовано производить все расчеты натурой. С другой стороны, сельские общины все еще продолжали жить в условиях примитивного и замкнутого натурального хозяйства.

Большую роль в вавилонском хозяйстве играли глина и тростник, а также шерсть, кожи, лен, пальмовое волокно и другие виды сельскохозяйственного сырья, которыми изобиловала страна. Эти богатства в сочетании с очень ранним развитием внешней торговли и явились той основой, на которой выросла промышленная и торговая слава Вавилона, достигшая зенита в эпоху столпотворения.

Дерево, как и камень, было дорогим и редким. Местные породы дерева — древесина финиковых пальм, тамарисков, сикомор, ивы и др. — шли на мелкие бытовые поделки, но мало годились для изготовления более ценных вещей. Для последних использовали привозную древесину кедра, кипариса, дуба, бука и т. д. Вавилонские мебельщики завоевали своим мастерством заслуженную славу у соседних народов. Они изготовляли и легкую плетеную утварь из ивовых прутьев и тростника, дорогую полированную, мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней.

Глина во многих случаях заменяла недостающие камень, дерево и металлы. Глиняные изделия сопровождали вавилонянина от рождения до смерти. Сами люди, по поверьям вавилонян, были созданы из глины. Мастерство шумеро-вавилонских гончаров оставалось непревзойденным на протяжении всей древней истории Ближнего Востока. Его образцам следовали и подражали все соседние народы. Помимо посуды, вавилонские гончары делали из глины бочки-пифосы, ящики, жаровни, гробы, веретена, светильники, разнообразные статуэтки культового и бытового назначения, серпы и т. д. Из глины и глиняных кирпичей возводились все постройки, начиная с хижин бедняков и кончая царскими дворцами.

Тростник, прутья и пальмовое волокно служили материалом для самых разнообразных плетеных изделий — циновок, ковров, корзин, сумок, сосудов и т. п. Эти вещи широко использовались вавилонянами в быту.

Широкое развитие получила обработка кожи, чему способствовало обилие скота в стране. Из кожи изготовляли обувь, предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), мехи для хранения жидкостей и многое другое. Специфически ассиро-вавилонским изделием были кожаные бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых вплавь переправлялись через реки. Такой бурдюк входил в состав солдатской амуниции.

В Старовавилонском царстве были широко распространены пивоварение, масло- и виноделие, хлебопечение, кондитерское дело, приготовление муки, крупы, косметики, парфюмерии и т. д. Все эти товары пользовались большой популярностью у соседних народов.

Особую славу Вавилону создало его текстильное производство. Основным сырьем для него издревле служила шерсть — овечья и в меньшей степени козья. Шерсть и лен давало сельское хозяйство страны. Основными производителями их были храмы, располагавшие обширными пастбищами и землями. Частные лица получали шерсть и лен либо от храмов в виде «кормления» и «содержания», либо покупали на рынке, так как не имели возможности держать овец и сеять лен в своих небольших имениях. Овцеводство в VII — VI вв. в Вавилонии достигло невиданных ранее размеров. В эту эпоху были изобретены и вошли во всеобщее употребление железные ножницы для стрижки овец.

Сведений о конструкции ткацких станов у вавилонян не сохранилось. Но вавилонские ткани по качеству не уступали египетским, которые изготовлялись на горизонтальных и вертикальных станах. Как и у других древних народов, вавилонские ткачи ткали сразу готовые изделия — одежды, покрывала, ковры, скатерти и др. Но в VII—VI вв. покрой одежды настолько усложнился, что появилась профессия портного. Вытканные изделия вышивались, подвергались окончательной отделке валяльщиками и прачечниками, которые вытаптывали их ногами в ямах или чанах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи, выколачивали вальками, полоскали, сушили и белили на солнце, наводили ворс щетками из чертополоха.

Вавилонским кузнецам не приходилось плавить металл из руды, но они постоянно имели дело с его переплавкой, изготовлением и очисткой сплавов, очень точно определяли состав сплавов золота и серебра, умели очищать эти металлы от примесей. Вавилонские мастера обрабатывали металл ковкой, литьем, прокаткой, чеканкой, гравированием.

Ремесленный труд, в отличие от земледельческого, не пользовался уважением. Отрицательное отношение к ремеслу и ремесленникам, присущее древнему миру в целом, носило традиционный характер, связанный с классовой структурой вавилонского общества и представлениями о гражданской чести.

Дата добавления: 2015-02-28 ; просмотров: 5554 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Тема 1. Хозяйственный уклад, человек и общество Месопотамии Старовавилонского периода по Законам Хаммурапи.

I.Общая характеристика источника.

А) Время создания;

Б) Причины создания;

Д) Недостатки (с точки зрения современного права).

II.Хозяйственный уклад

1.Сельское хозяйство:

А) Место сельского хозяйства в экономике страны.

Б) Условия осуществления земледельческих работ.

В) Наиболее распространенные сельскохозяйственные культуры, породы животных.

Г) Уровень развития сельхозтехники.

Д) Характер сельского хозяйства (интенсивный или экстенсивный).

Е) Уровень развития садоводства.

2.Ремесленное производство Месопотамии:

А) Отрасли ремесла, профессии.

Б) Организация ремесленного производства в царском хозяйстве.

В) Мероприятия Хаммурапи, способствующие развитию ремесла.

Д) Уровень развития ремесла:

-факторы, способствующие развитию ремесла;

-факторы, препятствующие развитию ремесла.

Торговля и ростовщичество:

А) Правовое положение тамкаров и шамаллумов.

Б) Средства осуществления расчетов и платежей.

В) Место торговли в экономическом укладе страны.

Г) Уровень развития торговли:

-факторы, способствующие развитию торговли;

-факторы, препятствующие развитию торговли.

Д) Источники обогащения ростовщиков (легальные и нелегальные).

Е) Эффективность мероприятий Хаммурапи по борьбе с ростовщичеством.

III. Общество Месопотамии Старовавилонского периода

1.Поземельные отношения – основа стратификации общества:

А) Фонды земельной собственности;

Б) Положение держателей уступленных царских земель: воинов, купцов, жрецов, ремесленников.

2.Община по законам Хаммурапи. Права и обязанности общинников. Причины «культивирования» общины.

А) Признаки сословной принадлежности;

Б) Правовое положение полноправных сословий;

В) Неполноправное сословие – мушкенумы;

Г) Особенности процесса формирования сословий в Месопотамии.

4.Рабство по Законам Хаммурапи:

А) Источники рабства;

Б) Стоимость рабов;

В) Сферы применения рабов;

Г) Своеобразие рабства в Месопотамии.

5.Семья по Законам Хаммурапи:

А) Патриархальность семьи;

Б) Права и обязанности главы семьи;

В) Права и обязанности женщин;

Г) Права и обязанности детей;

Д) Мероприятия Хаммурапи по укреплению семьи.

6.Человек древней Месопотамии:

А) Одежда, жилище, рацион питания;

Б) Проявления мифологического мышления;

В) Основные ментальные характеристики.

Источники и литература

Законы Хаммурапи // Любое издание

Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. // ВДИ.-

См. там же литературу к теме « История Древней Месопотамии».

Методические указания студентам

I. 1.Прежде чем приступить к ответам на

Краткая аннотация содержания параграфов Законов Хаммурапи позволит вам выполнить задания разной степени сложности, большая часть которых направлена на интегрирование “рассыпанных” по всему источнику сведений социально-экономического характера.

2. При общей характеристике источника обратите внимание на время его создания. Это позволит понять исторический контекст появления законов, объяснить потребность в их записи.

3. Подумайте, почему Законы Хаммурапи стали образцом при создании народами древности их первых законодательных актов. В чем совершенство Законов Хаммурапи?

В чем проявляется мудрость Хаммурапи как создателя законов и правителя Старовавилонского царства?

4. Что вас поразило в источнике? С чем вы не согласны? Что вам кажется наиболее важным в законах?

Если бы вы жили в Европе начала XXв. и работали журналистом, что бы вы написали в статье “ Сенсация! Найдены Законы Хаммурапи”.

II. 1. При изучении многоотраслевой хозяйственной деятельности населения МесопотамииIIтыс. до н.э. прежде всего постарайтесь доказать, что сельское хозяйство было доминирующей сферой жизни. Обратите внимание на количество населения, участвовавшего в сельскохозяйственном производстве, на предметы экспорта, на формы оплаты труда государственных служащих. Какие еще аргументы вы можете назвать, доказывая свою точку зрения?

2. Что значил земельный участок в жизни человека Месопотамии? Какие орудия труда он использовал? Насколько радикально они изменились по сравнению с первобытнообщинной эпохой? Почему производительные силы в Месопотамии развивались медленно? О каком типе хозяйства это свидетельствует?

3. Какую роль играл Хаммурапи в организации жизни сельскохозяйственного населения Месопотамии? Почему Хаммурапи мог рассматривать все орошаемые земли как свои собственные? Какие меры предпринимал Хаммурапи для увеличения прибавочного продукта в сельском хозяйстве? В чем заключалась основная функция чиновников государственного аппарата? Что такое”трудовая повинность”? Чем расплачивался земледелец за недобросовестное отношение к ирригационной повинности?

Для ответа на эти вопросы используйте не только Законы Хаммурапи, но и частноправовые документы, помещенные в “Практикуме…”(с.55-56).

4.Только ли признаки экстенсивной организации сельскохозяйственного производства отмечены в источнике? Если вы сомневаетесь в ответе, выпишите из словаря иностранных слов признаки “интенсивного” и “экстенсивного” производства и найдите подтверждение признаков интенсивности сельского хозяйства в Законах Хаммурапи.

5. Проанализируйте § 59 и объясните, почему жизнь дерева приравнивалось к жизни человека. Объясните, почему Месопотамия производила впечатление цветущего сада.

III.1. Перечислите сферы ремесленного производства в Месопотамии. Дайте определение понятию “ремесленник”, подчеркнув неземледельческий характер труда этой группы населения, производящей товары и оказывающей услуги населению страны. Как вы думаете, воин был ремесленником? А землекоп?

2. Проанализируйте § 274, в котором идет речь о царских ремесленниках. Как вы думаете, 5 ше серебра (0,25г.) было оптимальным или минимальным заработком ремесленника в день? Сколько времени приходилось работать царскому ремесленнику, чтобы получить вознаграждение, равное доходу врача? Почему Хаммурапи установил разные расценки за труд врача и работников физического труда? Почему все царские ремесленники получали одинаковое вознаграждение за свой труд?

3. Назовите объективные ( не зависящие от воли и сознания человека) и субъективные (личностные) факторы, которые способствовали и, напротив, препятствовали развитию ремесленного производства в Месопотамии.

Могли ли способствовать развитию ремесленного производства такие факторы, как отсутствие сырья, изобилие сельскохозяйственной продукции, наличие ранжированного общества, элитарные слои которого предпочитали жить в городах, появление профессиональной армии, господство натурального хозяйства, суровые меры ответственности за недобросовестный труд ремесленника, зависимость заработка ремесленника от социального статуса заказчика,”уравниловка” в оплате работников физического труда?

4. Как вы думаете, произошло ли в Месопотамии окончательное отделение ремесла от сельского хозяйства?

Отвечая на этот вопрос, в свою очередь, подумайте: какую часть населения в процентном отношении составляли ремесленники? Был ли в Месопотамии рынок товаров и услуг? Потребности каких слоев населения обслуживали ремесленники? Обратите внимание на тот немаловажный факт, что с ремесленниками надо было расплачиваться только серебром.

IV. 1. Проанализируйте блок статей, посвященный тамкарам и шамаллумам. Определите правовой статус лиц, связанных с внешней торговлей.

Можно ли утверждать, что тамкары и шамаллумы были связаны именно с внешнеторговыми операциями? Сопряжена ли была внешняя торговля с опасностью, риском? Какие взаимные обязательства были у тамкаров и шамаллумов?

Можно ли считать, что внешняя торговля была монополией государства?

2. Выделите объективные и субъективные причины, благоприятствовавшие и препятствовавшие развитию торговли, как внутренней, так и внешней.

Постройте ответ по аналогии с рассуждениями на вопрос III. 3.

Подумайте, могло ли способствовать развитию торговли постоянное присутствие свидетелей, требование письменного оформления всех торговых сделок, наличие двойного эквивалента стоимости товаров, низкая покупательная способность населения?

3. При господстве натурального хозяйства и низком уровне развития товарно-денежных отношений ростовщичество приобретало ряд несвойственных ему черт: ростовщики получали свою прибыль не только предоставляя кредиты под проценты. Какими еще были источники обогащения ростовщиков в Месопотамии? (Они указывают на сферы деятельности этой группы населения, не связанной с производством). Ростовщичество было легализовано( разрешено законами), поэтому можно ли считать эффективными меры Хаммурапи по борьбе с ростовщичеством?

Какие последствия вызывало дальнейшее развитие ростовщичества?

V.1. Ключом к пониманию специфики общественных отношений у всех народов Древнего мира является изучение поземельных отношений, определявших статус социальных групп. В Древней Месопотамии земля овеществляла собой наиболее устойчивую материальную ценность, поэтому изучение характера общества в этой цивилизации следует начинать с выявления фондов земельной собственности и выяснения фактического положения обладателей земельных участков, включенных в эти фонды.

Сколько фондов земельной собственности вы обнаружили? Существовала ли при Хаммурапи храмовая собственность и, соответственно, храмовой фонд земель? Можно ли выделять в особый фонд частную земельную собственность?

2. Обратимся к изучению фонда царских земель. Какую он имел структуру?

Какие земли называются уступленными? Кто относится к категории “держателей уступленных царем земель”?

Проанализируйте правовой статус воинов как держателей уступленных царем земель. Мог ли воин продать выданный ему за службу участок царской земли? Мог ли он передать эти земли по наследству? В чем проявлялась дальновидность политики Хаммурапи в отношении воинов?

3. Можно ли, изучив § 40, утверждать, что в нем идет речь о держателях уступленных царем земель? Какие привилегии были у тамкаров, жриц, ремесленников по сравнению с воинами? В чем проявлялась личная зависимость от царя представителей этой группы населения?

VI. 1. Фонд общинно-частных земель принадлежал свободным полноправным жителям Месопотамии, как правило интегрированным в патриархальные семьи. Был ли общинник собственником своих земель? Какие права законы гарантировали общинникам? Какие обязанности выполняли общинники по отношению друг к другу и государству?

2. Какими мерами Хаммурапи пытался культивировать общину? Почему Хаммурапи был заинтересован в сохранении общины? Что этому препятствовало?

3. Какие нравственные устои формировались в общине, благодаря законам Хаммурапи? Какие ценности “прививались” детям, женщинам, мужчинам?

VII.1. В царстве Хаммурапи были государственные и частновладельческие рабы. Служит ли признание этого факта главным аргументом при определении характера общества?

Назовите внутренние и внешние источники рабства. Найдите информацию о цене малолетних и взрослых рабов. От чего она зависела?

2. Вспомните признаки примитивного и производственного рабства (см. лекции по истории первобытного общества) и с помощью Законов Хаммурапи подтвердите их наличие или отсутствие в Месопотамии Старовавилонского периода.

VIII.1. Изучение семейных устоев позволяет не только осветить гендерные отношения – мы можем лучше понять человека древности, если рассмотрим его представления о предназначении семьи, о целях деторождения, о способах формирования мужской и женской моделей поведения.

Докажите, что семья в Месопотамии была патриархальной (см. признаки патриархальной семьи в лекциях).

2. Выделите имущественные и личностные права мужчин, женщин, детей обоего пола.

Можно ли утверждать, что в Месопотамии существовала дискриминация женщин? В чем она проявлялась? Почему Хаммурапи не лишил женщин имущественных прав? Как Хаммурапи сдерживал самоуправство и вседозволенность мужчин? Какие общечеловеческие ценности формировались в семье? Какие функции выполняла семья?

VIII.1. Как вы представляете себе человека Месопотамии? Постарайтесь представить коллективный портрет жителя этой цивилизации, выделив особенности его мировосприятия, жизненные ориентиры и ценности, указав на отношение к обязанностям (семейным, производственным и пр.), проиллюстрировав пороки и способы нравственного воспитания.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Характеристика персонала по стажу Характеристика персонала ЗАО "Муром" Распределение работников по стажу работы представлено в таблице 8. Распределение работников по стажу работы по состоянию на 01.01. Из таблицы 8 видно, что наибольший удельный вес 52,5% составляют […]
  • Приказ министерства спорта 227 Приказ Министерства спорта РФ от 17 марта 2015 г. N 227 "Об утверждении Положения о Единой всероссийской спортивной классификации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства спорта РФ от 17 марта 2015 г. N 227"Об […]
  • Закон номер 15 Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями […]
  • Когда предоставляется досрочная пенсия Кто имеет право на досрочную страховую пенсию по старости? Досрочная страховая пенсия по старости назначается в зависимости от следующих условий (ст. ст. 30 — 32, ч. 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ): возраста; размера […]
  • 1777 приказ Приказ Федеральной таможенной службы от 29 сентября 2009 г. N 1777 "Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле воздушных судов, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими […]
  • Постановление правительства 55 от 19011998 об утверждении правил продажи В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить […]