Правила повышения квалификации рабочих

Повышение квалификации работников

В Трудовом кодексе достаточно много статей, в которых упоминается квалификация работника: работник обязан предъявить документ о квалификации при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ); предлагая иную работу сотруднику при проведении различных организационных или технологических изменений работодатель должен ориентироваться на квалификацию сотрудника (ст. 74 ТК РФ); от квалификации зависит зарплата. О том, что понимается под квалификацией в смысле трудовых отношений, должен ли работодатель способствовать повышению квалификации своих сотрудников и как это сделать, расскажем в статье.

Понятие квалификации работника появилось в Трудовом кодексе совсем недавно. В него Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ была введена новая ст. 195.1, в которой законодатель определил, что квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Документ о квалификации подтверждает:

— присвоение разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, является профессиональный стандарт. В настоящее время ведется активная разработка таких стандартов, и по поручению Президента РФ до 2015 года их должно стать не менее 800.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установлен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 .

Обязательность повышения квалификации

На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако в некоторых случаях организация повышения квалификации своих работников — прямая обязанность работодателя, этого требуют федеральные законы. Назовем нормы некоторых из них. Повышать квалификацию должны:

— сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

— медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— педагогические работники (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

— работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);

— водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Способы повышения квалификации работников

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Для такого повышения профессионализма сотрудника работодатель может организовать обучение. Обычно для этого пользуются услугами образовательных учреждений по повышению квалификации.

К сведению. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», далее — Типовое положение).

Под профессиональным обучением в целях повышения квалификации понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих определенную профессию или должность, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по ним без повышения образовательного уровня.

Повышение квалификации может быть краткосрочным (не менее 72 часов). Такое обучение проводится по месту основной работы специалистов по вопросам конкретного производства и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

Повышение квалификации может осуществляться путем проведения тематических и проблемных семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения. Длительность обучения при такой форме составляет от 72 до 100 часов.

Длительное повышение квалификации — свыше 100 часов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации специалистов может быть стажировка, основные цели которой — формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

К сведению. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1 000 часов трудоемкости .

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Обратим внимание на один момент: на время повышения квалификации с отрывом от работы за сотрудником сохраняется средняя зарплата (ст. 187 ТК РФ). Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории РФ нормам (п. 26 Типового положения). Напомним, что размеры возмещения работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729.

Где можно повысить квалификацию персонала?

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

— академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

— институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;

— курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:

— учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из ВС РФ военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы;

— межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Обратите внимание! На основании п. 10 Типового положения обучение для повышения квалификации могут осуществлять факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.

Повышение квалификации работников может осуществляться и непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях (Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22).

Документы о квалификации

Документ о квалификации подтверждает:

— повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

— присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

На основании п. 28 Типового положения образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров;

— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

— диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1 000 часов.

Оформление отношений по повышению квалификации работника

Для направления работников на повышение квалификации работодатель составляет план обучения на текущий год, где указывает основания и цели обучения персонала, а также фамилии направляемых на учебу. В соответствии с планом работодатель может заключить договор с образовательным учреждением повышения квалификации (п. 7 Типового положения). А с работником нужно заключить ученический договор — дополнительный к трудовому. Правила заключения ученического договора, обязательные условия, которые должны быть включены в него, и отношения между работником и работодателем в этой сфере регламентированы гл. 32 «Ученический договор» ТК РФ.

Чтобы направить работника на повышение квалификации, издают приказ, в котором обосновывают производственную необходимость обучения (истекает срок действия сертификата специалиста, произведено оснащение новой аппаратурой и т.п.) и указывают, что работник направлен на повышение квалификации по инициативе работодателя (или по своей собственной).

Если повышение квалификации производится с отрывом от производства, необходимо фиксировать этот период в табеле учета рабочего времени: ставится буквенный код «ПК» (цифровой «07»), а если работник направляется на обучение в другую местность — «ПМ» (цифровой «08»).

По окончании обучения на основании представленного документа о повышении квалификации следует внести сведения в личную карточку работника и трудовую книжку.

info-personal.ru

Повышение квалификации персонала: что должен знать руководитель

Статьи по теме

Чтобы переподготовка персонала приносила положительные результаты, необходим продуманный системный подход. Узнайте, как выстраивать процесс повышения квалификации персонала и сделать его стимулом для развития бизнеса.

Из материалов этой статьи вы узнаете:

  • Для чего необходимо повышение квалификации персонала;
  • Что должен знать работодатель о повышении квалификации персонала;
  • Как разработать эффективную систему повышения квалификации персонала (сроки, планы и виды подготовки);
  • Как оформить документы для повышения квалификации персонала
  • Повышение квалификации персонала: зачем проводить

    Современный руководитель без объяснения понимает, какую выгоду может получить организация от деятельности работников, прошедших повышение квалификации. Излишняя осторожность работодателя иногда мешает его желанию взрастить собственный высокопрофессиональный кадровый ресурс. Еще одной причиной является опасение работодателя, что компания заплатит деньги за обучение сотрудников, а они потом могут уволиться.

    Грамотная подготовка к возможным форс-мажорным проявлениям, поможет избежать подобных ситуаций. Следует внести условия обучения сотрудника в трудовой договор (в дополнительное соглашение к договору), или же утвердить отдельное положение об обучении персонала. В этом документе должны быть закреплены принципы, согласно которым персонал предприятия будет повышать свою квалификацию. Принятие этих мер позволяет организации безбоязненно компенсировать траты связанные с обучением и повышением квалификации персонала, а полностью или частично, будет зависеть от ситуации и условий, указанных в договоре.

    Что должен знать работодатель о повышении квалификации персонала

    Наличие системного подхода к вопросам переподготовки и повышения квалификации персонала позволяет обеспечить высокие результаты обучения персонала. Для этого следует заранее определиться с целями и методами переподготовки работающего персонала. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы на успешность его результатов не могли повлиять никакие обстоятельства, будь то вечная нехватка средств, дефицит времени или отсутствие мотивации у обучаемых. Потребуются сопроводительные документы, прошедшие разработку и утверждение.

    Идеальный вариант – поэтапное повышение квалификации. Как это происходит?

    1. Первоначально работодателю необходимо выявить, каких знаний и практических навыков, не достает работникам для большей результативности.

    2. Нужно установить, каких компетенций недостаточно претендентам на руководящие должности. Совместно с развитием организации будет расти и уровень предъявляемых требований к руководителям. Определившись с этим, работодатель сможет найти варианты решения. Для этого целесообразно:

  • составить подробный план повышения квалификации,
  • определить форму и сроки реализации проекта,
  • установить уровень, которого должен достичь работник по завершению учебы,
  • определить удобную и объективную форму оценки полученных знаний.
  • Применение правильного подхода к повышению квалификации позволит вырастить собственных более лояльных, мотивированных и компетентных работников. Это намного выгоднее, чем заниматься привлечением сторонних специалистов.

    Формы, сроки и реализация плана повышения квалификации персонала

    Своевременное направление работников на обучение способствует повышению уровня их теоретических знаний, совершенствованию практических умений и навыков. С повышением уровня квалификации работников расширяется диапазон их профессиональных возможностей. Так, повышение квалификации рабочих на производственном предприятии может включать в себя освоение навыков работы с новым или более сложным в техническом плане оборудованием. В большинстве случаев такое обучение проходит по очной форме, в то же время для передачи теоретической информации можно воспользоваться дистанционным вариантом.

    В зависимости от длительности обучения можно выделить:

    • краткосрочное — общий процесс повышения квалификации длится не более 72 часов;
    • тематическое — занятия в пределах от 72 до 100 часов;
    • длительное — общая продолжительность учебы превышает 100 часов.
    • Формы переподготовки и повышение квалификации

      • семинары;
      • лекции;
      • индивидуальные стажировки;
      • мастер-классы;
      • групповые тренинги;
      • совместная научно-исследовательская деятельность;
      • целевые стажировки.

      Крупные фирмы и предприятия могут позволить проведение обучения и повышение квалификации внутри самой компании, при условии, что работодатель организует учебный процесс полностью от начала и до завершения, также можно воспользоваться услугами государственных или частных образовательных учреждений, как отечественных, так и зарубежных.

      На заметку

      Сотрудники, проходившие повышение квалификации в форме краткосрочных или тематических семинаров продолжительностью до 100 часов, при успешном завершении обучения получают удостоверение. Тем работникам, которые обучались по долгосрочным программам (свыше 100 часов) выдается соответствующее свидетельство.

      Оформляем документы для повышения квалификации персонала

      Специалисты HR-службы должны знать, как правильно документально оформить повышение квалификации. Издается отдельный приказ на обучение, в котором до мелочей следует прописать условия учебного процесса и его продолжительность. Для этого можно воспользоваться готовым образцом или самостоятельно разработать собственный документ.

      Имеют место отдельные случаи, когда требуется заключить договор с сотрудником на обучение или переквалификацию (это касается тех должностей, для замещения которых у работника должна быть особая квалификация. Речь идет о таких специальностях, как врачи, работники железнодорожного транспорта или педагоги. Образец такого договора вы найдете в разделе «Вложенные документы». Работодатель также вправе разработать свою форму (утвержденного стандарта договора на обучение не существует).

      О том, как написать характеристику на работника, описано здесь.

      Даже факт успешного прохождения полного курса обучения не означает, что у работника автоматически повысилась квалификация. Для того, чтобы присвоить работнику более высокий квалификационный разряд, классность или категорию, необходимо издать соответствующий приказ по организации, закрепляющий за сотрудником право выполнять новые виды задач. На основании такого приказа, в недельный срок после его издания, в трудовой книжке сотрудника делается запись о присвоении квалификации (при этом указывается документ, подтверждающий факт обучения).

      www.hr-director.ru

      Работа во время повышения квалификации

      Согласно п. 7 Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610, целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

      Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Порядок и периодичность прохождения работниками повышения квалификации устанавливаются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ и п. 7 Положения).

      Работодатель проводит повышение квалификации работников в самой организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования.

      Повышение квалификации работников в образовательном учреждении проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения (п. 41 Положения).

      Основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть план обучения и приказ руководителя о направлении на курсы (см. письмо Минфина России от 16.05.2002 № 04-04-06/88). Если работник направляется для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, дополнительно оформляются служебное задание и командировочное удостоверение (ст. 187 ТК РФ и п. 6 и 7 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»).

      При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением. На это указано в п. 7 Положения.

      В табеле учета рабочего времени повышение квалификации с отрывом от работы условно обозначается буквенным кодом «ПК» или цифровым кодом «07». На это указано в постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

      Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поскольку законодательством не установлено иное, данная норма действует независимо от продолжительности ежедневного нахождения работника на курсах повышения квалификации.

      Если в приказе о направлении работника на курсы повышения квалификации указано, что обучение будет проводиться с отрывом от работы, требования о выходе на работу по окончании времени ежедневной учебы не соответствует законодательству.

      Вместе с тем, если работник направляется на курсы с частичным отрывом от работы и данный факт отражен в приказе, работник должен явиться на работу в назначенное время. В этом случае общая продолжительность обучения и работы не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора (ст. 91 ТК РФ).

      www.eg-online.ru

      Правила повышения квалификации рабочих

      Совета Министров СССР по вопросам

      труда и заработной платы,

      Совета Министров СССР

      образованию и Всесоюзным Центральным

      Советом Профессиональных Союзов

      18 октября 1968 года

      О ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ

      НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ПРОИЗВОДСТВЕ

      Непосредственно на предприятиях и в организациях осуществляется:

      подготовка новых рабочих начального уровня квалификации соответствующей специальности;

      переподготовка работников, переводимых на другие работы, предприятия и организации;

      последовательное повышение производственной квалификации рабочих.

      I. ПОДГОТОВКА НОВЫХ РАБОЧИХ

      1. Все вновь принятые на предприятия и в организации рабочие, не имеющие производственной специальности или меняющие свою специальность, обязаны пройти профессионально-техническую подготовку в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации по специальности и в соответствии с программами профессионального обучения.

      2. Направление новых рабочих в отдел (бюро) производственно-технического обучения предприятия, организации, в учебно-курсовые комбинаты для подготовки по специальности производится отделом кадров после оформления приема на работу и включения в списки рабочих данного предприятия.

      Возраст, пол и состояние здоровья лиц, принимаемых на обучение, должны соответствовать действующему законодательству о труде и постановлениям об охране труда рабочих соответствующих отраслей народного хозяйства, профессий и специальностей.

      Направляемые на обучение новые рабочие должны быть предварительно ознакомлены с требованиями к работе по профессии и специальности, с условиями труда и заработной платы, правилами внутреннего распорядка и общими правилами безопасной работы, возможностью повышения квалификации и дальнейшего производственного роста.

      3. Подготовка новых рабочих на предприятиях и в организациях проводится:

      путем индивидуального и бригадного обучения непосредственно на производстве;

      на организуемых для этой цели курсах;

      в учебно-курсовых комбинатах и на учебных пунктах.

      Подготовка квалифицированных рабочих из лиц, занятых на производстве, может проводиться предприятиями и организациями в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, а также на краткосрочных курсах с отрывом обучаемых от работы на производстве, организуемых при дневных и вечерних профессионально-технических училищах.

      4. Перечни профессий и специальностей, по которым может проводиться подготовка рабочих непосредственно на предприятиях и в организациях, а также сроки обучения по каждой из них определяются и утверждаются Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС и Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы.

      Сроки подготовки новых рабочих устанавливаются в пределах до 6 месяцев с учетом сложности профессий и специальностей, объема необходимых технических знаний и производственных умений.

      Обучение новых рабочих свыше 6 месяцев может производиться по отдельным сложным профессиям только с разрешения Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

      Примечание. Подготовка и аттестация новых рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений (например, машинисты и кочегары паровых котлов, машинисты и крановщики грузоподъемных кранов, помощники машинистов паровых котлов, электромеханики и монтеры по обслуживанию лифтов, стропальщики, лифтеры, сварщики и др.), производится в дневных и вечерних профессионально-технических учебных заведениях по договорам с предприятиями и организациями, а также на курсах и в технических школах , специально создаваемых для обучения рабочих по указанным специальностям. Не допускается индивидуальная и бригадная подготовка рабочих по профессиям и специальностям, связанным с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений.

      5. Подготовка новых рабочих по сквозным и наиболее массовым профессиям и специальностям осуществляется по учебным программам, разработанным и утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, а по остальным профессиям и специальностям — по программам, разрабатываемым и утверждаемым министерствами и ведомствами на основе типовых программ, рекомендаций и инструктивных указаний Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. Министерства и ведомства обеспечивают учебными программами подведомственные им предприятия и организации.

      Программы индивидуальной, бригадной и курсовой подготовки новых рабочих включают производственное обучение, обеспечивающее овладение профессиональными умениями рабочего начального уровня квалификации по специальности, и изучение обязательного курса специальных, общетехнических и экономических знаний, необходимых рабочему для производственного и творческого труда в условиях современного производства.

      6. При индивидуальном производственном обучении каждый из подготавливаемых рабочих прикрепляется к квалифицированному рабочему-инструктору или другому специалисту, не освобожденному от основной работы, или же может включаться в состав рабочей бригады, где обучается бригадиром или высококвалифицированным рабочим бригады.

      7. При бригадной (групповой) форме обучения новых рабочих объединяют в учебные бригады (группы). Небольшие по составу бригады учащихся (звенья) могут быть включены в комплексные рабочие бригады.

      Администрации предприятий и организаций предоставляется право освобождать от основной работы квалифицированных рабочих или других специалистов, выделенных для производственного обучения бригад новых рабочих в составе не менее 12 — 15 человек.

      8. Выделяемые предприятиями и организациями инструкторы производственного обучения должны обладать, как правило, общим средним образованием, соответствующей профессиональной подготовкой и изучить курс педагогического минимума; в качестве инструкторов они утверждаются главным инженером по согласованию с фабрично-заводским, местным комитетом профсоюза предприятия или организации.

      9. Для изучения обязательного курса специальных, общетехнических и экономических знаний рабочих одной или родственных специальностей, подготавливаемых путем индивидуального или бригадного обучения, объединяют в учебные группы численностью каждая не менее 10 и не более 30 человек.

      При невозможности организации постоянной учебной группы для теоретических знаний каждый из обучающихся индивидуально изучает теоретический курс под руководством инженерно-технического работника предприятия или организации, который дает консультации обучающимся и проверяет приобретенные ими знания.

      Теоретическое обучение рабочих, осваивающих профессию на производстве, может быть организовано в дневных и вечерних профессионально-технических учебных заведениях по договорам за счет сре дств пр едприятий и организаций.

      10. Курсы подготовки новых рабочих организуются предприятиями для обучения сложным профессиям, овладение которыми связано с изучением значительного объема специальных, общетехнических и экономических знаний и необходимостью создания отдельной учебной базы для производственного обучения.

      Производственное обучение на курсах подготовки новых рабочих может осуществляться в учебных бригадах (группах) непосредственно на предприятиях и в организациях или на создаваемой для курсов учебно-производственной базе. В последнем периоде обучения учащиеся курсов обязательно проходят производственную практику индивидуально, в составе рабочих бригад или бригадами на рабочих местах предприятия или организации.

      Занятия по теоретическим предметам проводятся на курсах в учебных группах постоянного состава.

      11. Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих путем индивидуального, бригадного обучения и на курсах проводятся в пределах рабочего дня, установленного законодательством о труде для рабочих соответствующих возрастов, профессий и производств.

      Последовательность, время и место проведения производственного обучения и теоретических занятий устанавливается расписанием.

      12. Для вводимых в действие новых предприятий, а также при невозможности организовать на месте обучение рабочих нужным профессиям министерства и ведомства, предприятия и другие организации могут направлять рабочих для обучения на договорных условиях на другие действующие аналогичные предприятия, в профессионально-технические училища, а также на курсы и в школы организаций, специально занимающихся подготовкой рабочих соответствующих специальностей.

      II. ПЕРЕПОДГОТОВКА РАБОЧИХ

      13. Обучение новым профессиям рабочих, высвобождающихся внутри предприятия или организации в связи с механизацией и автоматизацией производства, ростом производительности труда, завершением выполняемых работ или по другим причинам, организуется путем индивидуального или бригадного обучения на курсах подготовки новых рабочих непосредственно на производстве, а также в профессионально-технических училищах и на курсах при них.

      14. Продолжительность обучения устанавливается в соответствии с перечнями профессий рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятиях и в организациях. Сроки переподготовки могут быть сокращены с учетом фактического уровня профессиональных знаний и умений обучаемых.

      III. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ

      15. Для последовательного повышения уровня производственной квалификации рабочих, получения ими технических и экономических знаний, необходимых для овладения передовой техникой, научной организацией труда, высокопроизводительными методами выполнения сложных и ответственных работ, тарифицируемых по более высоким разрядам (классам и т.п.), данной специальности организуются:

      а) производственно-технические курсы;

      б) курсы обучения рабочих вторым и совмещаемым профессиям;

      в) курсы целевого назначения;

      г) школы по изучению передовых методов труда;

      д) школы мастеров.

      16. Производственно-технические курсы создаются в целях:

      а) повышения производственных умений и технических знаний рабочих до уровня, необходимого для фактически выполняемых ими работ;

      б) повышения квалификации рабочих (разряда, класса и т.п.) с низшего до среднего уровня;

      в) повышения квалификации рабочих со среднего до более высокого уровня в пределах данной профессии и специальности.

      В группы повышения производственной квалификации направляются в первую очередь рабочие, имеющие более длительный стаж работы по специальности на данном предприятии или в организации, достигшие повышенных производственных показателей, проявившие творческую активность на производстве в области рационализации труда и изобретательства. При направлении на производственно-технические курсы учитывается уровень общего и профессионального образования рабочих.

      17. Продолжительность обучения каждой учебной группы устанавливается администрацией предприятия или организации по согласованию с фабрично-заводским, местным комитетом профсоюза в зависимости от сложности осваиваемых работ и уровня образования обучаемых рабочих в пределах до 6 месяцев — при обучении без отрыва от производства, до 3 месяцев — при освобождении рабочих от основной работы.

      Повышение квалификации рабочих на производственно-технических курсах проводится по программам, составляемым и утверждаемым министерствами и ведомствами, а по их разрешению — также предприятиями и организациями.

      Программы разрабатываются на основе методических рекомендаций Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию с учетом требований конкретной отрасли производства, уровня общеобразовательной и технической подготовки обучаемых рабочих.

      18. Рабочие, успешно окончившие производственно-технические курсы и сдавшие квалификационные экзамены, пользуются преимуществом при повышении тарифного разряда (класса и т.п.) и продвижении по работе.

      19. Обучение рабочих вторым и совмещаемым профессиям проводится исходя из потребностей производства в расширении профессионального профиля рабочих, совмещении профессий и специальностей, улучшении организации труда рабочих и рационального использования оборудования.

      Обучение на указанных курсах проводится по программам подготовки новых рабочих с сокращением в случае необходимости разделов теоретического курса программы.

      Срок обучения устанавливается до 3 месяцев.

      При обучении рабочих вторым профессиям они могут быть освобождены от основной работы на весь срок производственного обучения.

      20. Для изучения рабочими нового оборудования, изделий, материалов, новых технологических процессов, средств механизации и автоматизации производственных процессов, вопросов экономики производства, качества выпускаемой продукции, научной организации труда организуются курсы целевого назначения.

      Общая продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается администрацией предприятия, организации.

      Программы курсов целевого назначения разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами или по их разрешению предприятиями и организациями.

      21. Теоретические занятия при повышении квалификации рабочих проводятся учебными группами постоянного состава, комплектуемыми, как правило, из рабочих одинаковых или родственных специальностей, одинакового уровня квалификации, имеющих общеобразовательную подготовку, необходимую для усвоения изучаемых технических и экономических дисциплин. Продолжительность и дни проведения занятий устанавливаются администрацией предприятия или организации по согласованию с фабрично-заводским, местным комитетом профсоюза.

      Изучение теоретического курса при повышении квалификации рабочих может проводиться предприятиями и организациями на договорных началах в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, а также на курсах, организуемых при дневных и вечерних училищах.

      Производственное обучение, где это предусмотрено учебной программой, может проводиться индивидуально, в учебных бригадах (группах) или же на рабочих местах обучающихся под руководством инструктора.

      22. В целях массового освоения рабочими прогрессивных приемов и методов работы передовиков производства, улучшения качества и снижения себестоимости продукции, экономии материалов, внедрения методов научной организации труда и улучшения других технико-экономических показателей производства создаются школы передовых методов труда.

      Школы комплектуются, как правило, рабочими одной специальности и могут быть: цеховыми (участковыми), комплектуемыми рабочими данного цеха, участка, отделения; заводскими (строительных управлений), комплектуемыми рабочими нескольких цехов, строительств, отделений данного предприятия или организации; межзаводскими ( общетрестовскими , межпостроечными ), комплектуемыми рабочими нескольких предприятий, строительств и других организаций.

      Цеховые и заводские школы организуются предприятиями, а межзаводские — министерствами или ведомствами совместно с соответствующими профсоюзными органами.

      Для обучения рабочих наиболее рациональным методам труда выделяются передовики производства, владеющие прогрессивными приемами работы, инженерно-технические работники и другие специалисты данного производства.

      Обучение в школах проводится по программам, составляемым на основе предварительного изучения и обобщения опыта передовых рабочих производства, и состоит из практических занятий, в процессе которых передовики производства обучают рабочих новым приемам и методам труда, а также из консультаций и сообщений, проводимых инженерно-техническими работниками и другими специалистами.

      23. Обучение в межзаводских школах по изучению передовых методов труда в необходимых случаях проводится с отрывом от производства в сроки, устанавливаемые соответствующими хозяйственными органами по согласованию с профсоюзными органами.

      24. На крупных предприятиях с разрешения министерства или ведомства и по согласованию с министерством просвещения союзной или автономной республики могут быть организованы школы мастеров с контингентом учащихся не менее 100 человек.

      В этих школах со сроком обучения 3 года квалифицированные рабочие с большим производственным стажем и мастера-практики, имеющие образование в объеме неполной средней школы, наряду с повышением производственной квалификации и уровня технических знаний получают образование в объеме средней школы без отрыва от производства.

      В дополнение к перечисленным формам повышения квалификации кадров на предприятиях и организациях могут быть организованы школы коммунистического труда, кружки экономических знаний, общественные институты и университеты технических знаний, народные университеты и другие общественные формы повышения культурно-технического уровня трудящихся. Указанные формы обучения создаются администрацией и общественными организациями предприятия или вышестоящей организацией, которые разрабатывают учебные программы, определяют сроки обучения и порядок учебной работы.

      IV. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

      25. На предприятиях, в организациях создается учебная база: в крупных цехах и отделах выделяются классные комнаты, организуются учебно-технические кабинеты, оснащенные необходимым для теоретического обучения оборудованием, инвентарем и учебно-наглядными пособиями.

      Для производственного обучения рабочих на предприятиях или в организациях создаются учебные мастерские, учебные цехи и участки, лаборатории, полигоны и гаражи; специально выделяются рабочие места на данном производстве, соответствующие требованиям учебного процесса, техники безопасности и производственной санитарии.

      Нормативы оборудования учебных баз и мастерских, лабораторий, полигонов, учебных цехов и т.п., а также количество учебно-технических кабинетов и классов для теоретических занятий устанавливаются соответствующими министерствами, ведомствами на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

      26. Для подготовки и повышения квалификации рабочих в необходимых случаях создаются на предприятиях и организациях учебно-курсовые комбинаты и учебные пункты, действующие на основании Типового положения о них, разработанного и утвержденного Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

      27. Учебно-курсовой комбинат является административно-хозяйственным и организационно-методическим объединением курсов подготовки новых, переподготовки и повышения производственной квалификации рабочих.

      При наличии отдела (бюро) производственно-технического обучения учебно-курсовой комбинат работает под его руководством, а в других случаях — под руководством главного инженера.

      V. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

      28. Планирование и учет учебной работы при обучении рабочих на производстве проводится по указаниям министерств, ведомств, издаваемым в соответствии с инструкцией Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

      Руководители отделов (бюро) производственно-технического обучения предприятий и организаций, учебно-курсовых комбинатов, учебных пунктов, курсов и т.п., инженерно-технические работники, квалифицированные рабочие и другие работники, обучающие рабочих на производстве, отвечают за полное выполнение учебных программ, организацию учебной работы и за качество профессиональной подготовки рабочих.

      29. Индивидуальное, бригадное и курсовое обучение новых рабочих, переподготовка рабочих, повышение квалификации рабочих на производственно-технических курсах, обучение вторым и совмещаемым профессиям, обучение в школах мастеров заканчивается квалификационными экзаменами.

      Квалификационные экзамены проводятся в порядке, установленном Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС.

      Для проведения экзаменов приказом руководителя предприятия, организации создаются квалификационные комиссии: на крупных предприятиях — общезаводская или цеховые, на остальных предприятиях — только общезаводская.

      Председателем общезаводской квалификационной комиссии назначается главный инженер или его заместитель; членами комиссии — начальник отдела (бюро) или инженер по производственно-техническому обучению, начальник отдела труда и заработной платы, инженер по технике безопасности, руководитель соответствующего цеха (отдела, участка), представитель фабрично-заводского, местного комитета профсоюза, мастер соответствующего участка.

      Председателем цеховой квалификационной комиссии назначается начальник цеха или его заместитель; членами комиссии — инженер по производственно-техническому обучению, инженер по технике безопасности, мастер цеха (участка), член цехового комитета профсоюза.

      В тех случаях, когда рабочие подготавливаются для работы на объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам (Госгортехнадзору, Министерству путей сообщения, Госсанинспекции , инспекциям по промэнергетике и энергонадзору и т.д.), в состав квалификационной комиссии включаются представители этих организаций.

      Квалификационные экзамены включают заполнение рабочими пробных производственных работ и проверку технических знаний путем устного опроса в пределах требований учебной программы и квалификационной характеристики, указанной в соответствующем тарифно-квалификационном справочнике.

      Оценку уровня подготовки рабочих на участках, где не могут быть выполнены пробные работы, дает мастер участка на основании производственных показателей, достигнутых в результате обучения, подготовленности к самостоятельной работе непосредственно на рабочем месте.

      Обучающимся, не закончившим полного курса обучения в установленный срок или получившим неудовлетворительные итоговые оценки по теоретической или производственной подготовке, администрация может установить дополнительные сроки производственного обучения, организовать для них индивидуальные консультации по теоретическим предметам, а по истечении этих сроков решать вопрос о повторном допуске их к сдаче квалификационного экзамена.

      Квалификационная комиссия определяет рабочему квалификационный разряд, класс и т.п. по специальности на основании заключения о квалификационной пробной работе, дневника производственного обучения, где отмечаются все производственные работы, выполненные в процессе обучения, журнала учета теоретических занятий, а также проверки технических знаний путем устного опроса экзаменуемого.

      Результаты квалификационных испытаний заносятся в протокол с записью в нем экзаменационных оценок, показателей выполнения норм времени (выработки), результатов квалификационной пробы и заключения комиссии об уровне квалификации рабочего.

      Протокол заседания квалификационной комиссии подписывается членами комиссии и является документом, на основании которого руководитель предприятия или цеха по согласованию с фабрично-заводским, местным или цеховым комитетом профсоюза устанавливает рабочему тарифный разряд по специальности с оформлением соответствующих документов. Присвоенный рабочему разряд заносится в его трудовую и расчетную книжку.

      Рабочим, успешно сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство по единой форме, установленной Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и ВЦСПС.

      VI. РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ И ПОВЫШЕНИЕМ

      30. Руководство профессионально-техническим обучением рабочих на предприятиях и в организациях возлагается непосредственно на главных инженеров, в подчинении которых находятся отделы (бюро) производственно-технического обучения, работники, выполняющие аналогичные обязанности, и учебно-курсовые комбинаты.

      31. Министерства и ведомства СССР и союзных республик разрабатывают положения об отделах (бюро) производственно-технического обучения кадров на подведомственных им предприятиях и организациях в соответствии с Типовым положением о них, разработанным Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

      Структура и типовые штаты отделов (бюро) производственно-технического обучения кадров, учебно-курсовых комбинатов и учебных пунктов, нормы и источники финансирования их расходов устанавливаются соответствующими министерствами и ведомствами.

      32. Для осуществления учебно-методической работы на предприятиях и в организациях создаются учебно-методические советы по профессионально-техническому обучению рабочих.

      В состав совета входят передовые рабочие, начальники и инженерно-технические работники цехов и отделов, руководители отдела труда и заработной платы, цеховые и другие организаторы производственно-технического обучения, директор учебно-курсового комбината, представители профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций предприятий, руководители дневных и вечерних профессионально-технических и других учебных заведений.

      Председателем учебно-методического совета по профессионально-техническому обучению кадров является главный инженер предприятия, организации или его заместитель; заместителем председателя учебно-методического совета — начальник отдела (бюро) производственно-технического обучения или инженер по производственно-техническому обучению.

      Учебно-методические советы рассматривают вопросы, связанные с организацией и методикой обучения рабочих, учебные программы, разрабатываемые применительно к условиям данного производства, обобщают опыт работы лучших преподавателей и инструкторов, разрабатывают мероприятия по улучшению организации и повышению качества производственного обучения и теоретических занятий, а также другие вопросы подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве.

      33. На министерства и ведомства возлагается непосредственное руководство работой подведомственных им предприятий и организаций в области профессионально-технического обучения рабочих, систематический контроль за состоянием и результатами подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве, за соблюдением сроков обучения и выполнением учебных планов и программ. Министерства и ведомства организуют повышение квалификации работников, занимающихся профессионально-техническим обучением рабочих.

      Для указанной цели в министерствах и ведомствах, где это вызывается необходимостью, создаются отделы профессионально-технического обучения рабочих.

      Методическое руководство профессионально-техническим обучением рабочих осуществляется министерствами и ведомствами через учебно-методические и научно-методические кабинеты, институты технического обучения, соответствующие лаборатории научно-исследовательских институтов.

      34. Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию:

      осуществляет единую государственную политику в области подготовки квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства;

      разрабатывает совместно с соответствующими организациями и утверждает в установленном порядке учебные планы и программы, пособия, инструкции, методическую и нормативную документацию по вопросам подготовки рабочих кадров;

      оказывает методическую помощь министерствам и ведомствам СССР в профессионально-техническом обучении рабочих непосредственно на производстве;

      рассматривает представляемые на согласование предложения министерств, ведомств и советов министров союзных республик по вопросам подготовки квалифицированных рабочих;

      осуществляет контроль за выполнением учебных планов, программ, инструкций и положений в учебных заведениях министерств и ведомств, подготавливающих рабочие кадры.

      Указания Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию по вопросам учебно-методической документации, перечням профессий, срокам обучения и другим вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для министерств, ведомств и других организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров.

      35. На основе данного Типового положения о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве министерства и ведомства СССР по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза разрабатывают отраслевые положения с учетом особенностей организации обучения рабочих в соответствующей отрасли народного хозяйства или же вводят в действие настоящее Положение на подведомственных им предприятиях и организациях.

      www.libussr.ru

    Смотрите так же:

    • Увольнение по п7 ст77 Вопрос об увольнении по п7 ст77 срочный договор 27 февраля 2015 года подписал уведомление "Об изменении определённых сторонами условий трудового договора"; срок 30 апреля 2015 года. (Вам необходимо до вышеуказанной даты подать письменное […]
    • Закон о судебных участках в вологодской области Закон Вологодской области от 13 октября 2015 г. N 3751-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О судебных участках и должностях мировых судей в Вологодской области" Закон Вологодской области от 13 октября 2015 г. N 3751-ОЗ"О внесении […]
    • Расчет пенсии в 2018г ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 12 января 2018 В системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются […]
    • Закон о главе республики коми НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ I. Конституция Республики Коми (в редакции Закона Республики Коми от 23 октября 2015 г. № 67-РЗ «О внесении изменений в Конституцию Республики […]
    • Минимальная стаж для пенсии в россии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 17 июля 2015 С 1 января 2015 года в России был введен новый порядок формирования и расчета пенсии в […]
    • Ознакомление с приказом об увольнении срок Ознакомление с приказом Добрый день! Если мы ознакомили поздно с приказом работника , то приказ действителен или нет? Ответы юристов (4) Добрый день, уточните о чем приказ? Уточнение клиента Приказ об увольнении 19 Января 2015, […]