Законы и нормативные акты субъекта федерации

4.2.6. Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации

Систему законодательства каждого субъекта Российской Федерации образуют:

— Конституция (Устав) субъекта РФ,

— Договоры и соглашения субъекта РФ,

— Региональные законы, региональные кодексы,

— Постановления законодательных органов,

— Постановления (указы) руководителей администрации субъекта РФ (губернатора),

— Постановления Правительства субъекта РФ.

Конституции и Уставы субъектов РФ являются главными источниками права, определяющими образовательную политику на региональном уровне. Поскольку право на образование – одно из основных прав человека – то моменты реализации данного права не может не найти отражение в Основном Законе региона РФ. Например, УставХанты-Мансийского автономного округа(ХМАО) в главе XIV определяет место воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта в жизни общества округа, определяет участие органов государственной власти в проведении единой государственной политики в данной сфере.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» субъекты Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование образовательных отношений. Во втором параграфе эта компетенция субъектов РФ уже была рассмотрена. Здесь мы лишь еще раз подчеркнем, что, во-первых, законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам образования регулирует весьма широкий круг вопросов, а, во-вторых, вопросы обеспечения законности в процессе образовательного правотворчества и правоприменения субъектами РФ остается пока еще довольно актуальной проблемой.

Обобщение имеющегося в наличии законодательного и иного нормативно-правового материала дает возможность выделить следующие виды законов и иных нормативно-правовых актов органов управления субъектов Российской Федерации в области образования и смежных областях по предмету регулирования.

К первой группеследует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ «Об образовании». Практически все республики, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии — законы «Об образовании».

Вторую группуобразуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской федерации в развитие общего закона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как Закон Курганской области «О правовом регулировании сферы образования Курганской области», Закон Челябинской области «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» и другие.

Третья группа— «экономические законы». Эту группу образуют законы, в которых предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации. В них законодатели устанавливают местные налоги и сборы на нужды образовательных учреждений, минимальные социальные нормы и финансовые нормативы, устанавливают налоговые и иные экономические льготы образовательным учреждениям в пределах своей компетенции, регламентируют порядок оплаты за содержание детей в государственных образовательных учреждениях. Примером таких законов являются законы о сборе на нужды образовательных учреждений, принятые в Курганской, Свердловской, Челябинской областях.

Отдельно в этой группе стоят законы, устанавливающие льготы как образовательным учреждениям, так и предприятиям и организациям, оказывающим поддержку сфере образования. Так, в Тюменской области принят Закон «Об установлении налоговых льгот учредителям попечительских советов вузов (факультетов вузов) области».

Четвертая группа— достаточно широк круг законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений.

К пятой группеможно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.

Шестая группазаконов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области «О науке и научно-технической политике в Пермской области» и др.

Седьмая группа —это законы и иные нормативные акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений.

www.lexed.ru

Законы и иные нормативные акты субъектов федерации

По предметам ведения субъектов федерации — обладают большей юридической силой, чем федеральные законы)

Федеральные конституционные законы РФ

Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Акты федеральных органов исполнительной власти

Законы и иные нормативные акты субъектов федерации

(по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации)

которые перечислены в ст. 71, 72 Конституции РФ, т. е. по вопросам, находящимся в ведении России или в совместном ведении.

Следующим по силе документом являются постановления Правительства РФ. Затем идут акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и т. д.) федеральных органов исполнительной власти, т. е. министерств, государственных комитетов и т. д.

И замыкают эту пирамиду законы и другие акты субъектов федерации, принятые по вопросам их совместного ведения с Российской Федерацией, о которых мы уже говорили.

Действие нормативного акта во времени и по территории

Обычно нормативный акт вступает в силу после его официального опубликования: федеральные законы через 10 дней, а Указы Президента РФ через 7 дней. Это и понятно, поскольку нельзя требовать исполнения документа, который еще никто не успел прочитать. Иногда устанавливается другой срок вступления в силу, например с момента принятия акта, но если он касается нрав, свобод и обязанностей человека, то его можно применять только после официального опубликования.

В судебной практике часто встречаются случаи когда суды не применяют или признают недействительными документы, которые не были официально опубликованы.

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т. д.) вступают в силу через 10 дней со дня опубликования, а если они касаются прав и обязанностей человека или имеют межведомственный характер (т. е. относятся к нескольким министерствам или ведомствам), они должны еще пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, которое проверяет их на соответствие законодательству. Незарегистрированные акты министерств и ведомств не могут применяться и являются незаконными, даже если они были опубликованы.

Поэтому, если мне «не нравится» документ, изданный каким-нибудь министерством, я обязательно проверяю, был ли он зарегистрирован Министерством юстиции РФ.

В некоторых случаях нормативный акт может иметь обратную силу, т. е. распространяться на ситуации (юристы говорят «правоотношения»), которые возникли до его принятия. Например, если договор был заключен до 1 января 1995 г., т. е. до вступления в силу первой части ГК РФ, то иск о признании его недействительным все равно будет рассматриваться по правилам ст. 162,165-180 ч. 1 ГК РФ, поскольку об этом прямо сказано в законе.

А вот закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратную силу иметь не может, поэтому уголовную или административную ответственность нельзя ввести задним числом даже при очень большом желании.

Нормативные акты действуют на определенной территории. Например, федеральные законы — на всей территории России, закон субъекта федерации — только на территории субъекта. Если это предусмотрено законодательством, то на нашей территории может применяться иностранное право. Например, если в договоре между российскими и голландскими партнерами стороны договорятся, что их отношения

будет регулировать голландское право, то при рассмотрении споров российский суд будет изучать и применять законы Нидерландов.1

Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Гражданский процессуальный кодекс РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
Кодекс врачебной этики
Кодекс об административных нарушениях
Кодекс профессиональной этики адвоката РФ
Кодекс этики аудиторов РФ
Конституция РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-исполнительный кодекс РФ
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ

Закон РФ «О защите прав потребителей»
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»
Закон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об обжаловании в суд»
Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
Закон РФ «О медицинском страховании граждан»
Закон РФ «О милиции»
Закон РФ «О потребительской кооперации»
Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»
Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»
Закон РФ «О плате за землю»
ФЗ «О банках и банковской деятельности»
ФЗ «О бухгалтерском учете»
ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
ФЗ «О ветеранах»
ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»
ФЗ «О землеустройстве»
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
ФЗ «О некоммерческих организациях»
ФЗ «Об акционерных обществах» (АО)
Закон РФ «О беженцах»
Закон РФ «О безопасном обращении с пестицидами»
Закон РФ «О безопасности дорожного движения»
Закон РФ «О бюджете фонда социального страхования»
Закон РФ «О ведомственной охране»
Закон РФ «О ветеринарии»
Все законы РФ

www.jurist-center.ru

О нормативных правовых актах, регламентирующих официальное опубликование законов субъектов Российской Федерации

Страницы в журнале: 29-33

А.В. Червяковский,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России Россия, Омск chervaleksandr@yandex.ru

Порядок официального опубликования законов субъектов Российской Федерации определяется как нормами федерального законодательства, так и региональными нормативными правовыми актами. В региональном законодательстве такие нормы содержатся в конституциях и уставах субъектов Федерации, законах о нормативных правовых актах, специальных законах, регламентирующих порядок официального опубликования региональных законов, в иных региональных актах.

Ключевые слова: официальное опубликование, нормативные правовые акты, субъекты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации.

Требования к официальному опубликованию законов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне устанавливаются Конституцией Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ), Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 184-ФЗ), иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Как отмечается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2005 № 71-О «По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”», «названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты — как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации».

Закон № 184-ФЗ определяет основные параметры порядка официального опубликования нормативных актов субъектов Российской Федерации. Хотя в данном законе и указывается, что такой регламент устанавливается конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, тем не менее, ст. 8 гласит: законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Также в данной статье содержится требование к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации об обнародовании конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации путем его подписания или издания специального акта, либо отклонении закона в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Закон № 184-ФЗ также определяет, что конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования, а законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина — не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Федеральным законом от 30.09.2013 № 264-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» были внесены новеллы в п. 38 ч. 2 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ. С 12 октября 2013 года к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов учреждения не только печатного средства массовой информации, но и сетевого издания для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что использование интернет-сайта как источника официального опубликования нормативных правовых актов предусмотрено в ряде субъектов Российской Федерации. Так, Закон Санкт-Петербурга от 16.07.2010 № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» предусматривает в качестве официального опубликования закона публикацию его полного текста в печатном средстве массовой информации, либо размещение полного текста закона на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) в Интернете.

Федеральное законодательство предусматривает дополнительные требования к официальному опубликованию нормативных правовых актов субъектов Федерации. Так, специальный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации предусмотрен в п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации 1998 года, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Минюст России осуществляет и ведение данного регистра в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». В Положении о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904) указывается, что федеральный регистр существует в целях обеспечения контроля соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам, обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

В соответствии с п. 9 Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утв. приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144) в федеральный регистр включаются: номера и даты государственной регистрации правовых актов; реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок); тексты правовых актов; источники официального опубликования правовых актов; дополнительные сведения. Таким образом, включение закона субъекта Федерации в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации является составным элементом его официального опубликования.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в ч. 1 ст. 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 № 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» указывается: официальным электронным источником опубликования нормативных правовых актов данного субъекта Российской Федерации является федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Тем самым законодатель данного субъекта Российской Федерации приравнял официальное опубликование принимаемых им законов к включению законов субъекта Федерации в федеральный регистр.

В целом следует отметить, что федеральный законодатель достаточно подробно регламентирует порядок опубликования региональных законов, оставляя законодателю субъекта Федерации право определять источники официального опубликования региональных законов, язык, на котором осуществляется официальное опубликование, и иные вопросы, не урегулированные федеральным законодателем.

Субъекты Российской Федерации принимают законы, регламентирующие порядок опубликования региональных законов. При этом региональный законодатель достаточно часто повторяет положения федерального законодательства. В конституциях и уставах субъектов России, также как и в Конституции РФ закрепляется обязательность официального опубликования законов, а также любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Предусматривается обязанность главы региона обнародовать принятые законы субъекта Федерации. Регламентируется обязательность опубликования закона субъекта Федерации, ранее отклоненного главой региона, но повторно одобренного в ранее принятой редакции законодательным органом власти субъекта Федерации.

Однако в основных законах ряда субъектов Федерации имеются положения, которые более подробно регламентируют процесс официального опубликования нормативных правовых актов данных регионов. Так, в ч. 2 ст. 60 Устава Чукотского автономного округа от 28.11.1997 № 26-ОЗ устанавливается: «официальным опубликованием закона автономного округа, иного нормативного правового акта считается публикация его полного текста в официальном печатном органе автономного округа». Ст. 40 Устава Новосибирской области от 18.04.2005 № 282-ОЗ регламентирует порядок обнародования и вступления в силу Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области. В то же время ч. 4 ст. 45 данного документа носит бланкетный характер, предоставляя право Губернатору Новосибирской области устанавливать порядок опубликования и вступления в силу постановлений Правительства Новосибирской области.

Закон Владимирской области от 14.08.2001 № 62-ОЗ «Устав (Основной Закон) Владимирской области» (далее — Закон № 62-О3) устанавливает требования к официальному опубликованию актов Губернатора и администрации области, обязывает Губернатора обнародовать законы. В то же время ст. 18 и 50 Закона № 62-О3, определяющие порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов региона, носят бланкетный характер.

Анализ нормативной базы показывает, что в субъектах Федерации неодинаково решен вопрос о том, в каком законе должны содержаться положения об официальном опубликовании принимаемых законов. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, аналогичные федеральному закону. К таким субъектам следует отнести Республику Тыва (Закон Республики Тыва от 29.12.2001 № 1277 «О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва»).

В ряде субъектов Российской Федерации приняты отдельные законы о нормативных правовых актах. Такие законы имеются в Республике Алтай (Закон Республики Алтай от 05.03.2008 № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай»); Республике Карелия (Закон Республики Карелия от 24.05.2000 № 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия»); Республике Саха (Якутия) (Закон Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)»). Законодатели Чукотского автономного округа придали своему закону о нормативных правовых актах статус кодекса (Кодекс о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24.02. 2009 № 25-ОЗ).

В Законе Республики Алтай от 05.03.2008 № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай» официальному опубликованию и вступлению в силу законов посвящено две главы: глава 5 «Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов» и глава 7 «Опубликование нормативных правовых актов».

В Омской области порядок опубликования региональных законов регламентировался областным Законом от 20.10.1994 № 9-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу областных законов, постановлений Законодательного Собрания Омской области», однако в 2002 году был принят Закон Омской области от 21.11.2002 № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области», который отменил вышеуказанный закон № 9-ОЗ.

В Республике Татарстан действуют два закона, регламентирующих порядок опубликования законов данной республики (законы Республики Татарстан от 31.10.2002 № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина» и от 06.08.2003 № 27-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов Республики Татарстан и других актов, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и его Президиумом»).

Порядок официального опубликования законов одинаково определен в законах Нижегородской области (от 11.03.2004 № 20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления и силу законов Нижегородской области» и от 10.02.2005 № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»). Поскольку в более позднем нормативном акте содержатся нормы, точно повторяющие положения принятого ранее, В.П. Ларионов и Н.П. Петров предлагают Закон № 20-З признать утратившим силу [1, с. 413].

Стоит отметить, что не во всех законах о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации детально регламентируется порядок официального опубликования законов. Закон Республики Марий Эл от 06.03.2008 № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» содержит главу 5 «Принятие нормативных правовых актов Республики Марий Эл, их опубликование и вступление в силу», состоящую из одной статьи, носящей бланкетный характер: «Порядок принятия нормативных правовых актов Республики Марий Эл, их опубликования и вступления в силу устанавливается федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Республики Марий Эл».

В субъектах Российской Федерации может существовать региональный закон о нормативных правовых актах, тем не менее помимо него нередко принимается и специальный документ, регламентирующий порядок официального опубликования региональных законов. Закон Республики Башкортостан от 12.08.1996 № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» хотя и содержит главу V «Опубликование законов и иных нормативных правовых актов», тем не менее порядок, сроки официального опубликования законов данного субъекта Федерации устанавливаются еще и Законом Республики Башкортостан от 11.05.1995 № 1-з «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан».

К нормативным актам, определяющим порядок официального опубликования региональных законов, следует отнести и ряд региональных законов, хотя прямо и не посвященных законотворческому процессу, но тем не менее закрепляющих положения, связанные с порядком официального опубликования законов. К таким документам следует отнести законы субъектов Российской Федерации о языках. В субъектах Российской Федерации, в которых наряду с русским языком государственными языками являются и языки народов, проживающих на территории данных регионов, официальное опубликование законов предусматривается как на русском, так и на других государственных языках. Статья 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 14.06.1996 № 104-XXII «О языках народов Карачаево-Черкесской Республики» признает государственными языками в данном субъекте Федерации абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский. В соответствии со ст. 11 данного закона тексты законов Карачаево-Черкесской Республики и других правовых актов, принятых органами государственной власти республики, публикуются на государственных языках Карачаево-Черкесской Республики. Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 № 11 «О языках народов Республики Хакасия» предусматривает, что законы наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на хакасском языке. Возможность публикации на карельском, вепсском и финском языках предусмотрена Законом Республики Карелия от 19.03.2004 № 759-ЗРК «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия».

Возможность официальной публикации закона не только на русском языке, но и на других языках народов, проживающих на территории региона, предусмотрена не только в нормативных правовых актах республик, но и в актах других субъектов Российской Федерации. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2010 № 48-ЗАО «О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» предусматривает, что органы государственной власти автономного округа в целях повышения правовой грамотности коренных малочисленных народов Севера осуществляют организацию перевода законов автономного округа и иных нормативных правовых актов автономного округа в области гарантий прав коренных малочисленных народов Севера на родные языки и их опубликование.

На уровне субъектов Российской Федерации порядок опубликования региональных законов регламентируется и подзаконными нормативными актами. Так, Указом Президента Удмуртской Республики от 15.02.2013 № 21 «О Порядке размещения (опубликования) правовых актов Удмуртской Республики на Официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики» установлен порядок официального опубликования (обнародования) правовых актов Удмуртской Республики, в том числе и законов республики путем их размещения (опубликования) на Официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в Интернете (www.udmurt.ru).

Таким образом, порядок официального опубликования законов субъектов Российской Федерации определяется как федеральным законодательством, так и законодательными актами субъектов Федерации. Нормы федерального законодательства, содержащиеся не только в законах, но и в подзаконных актах, определяют основные параметры официального опубликования региональных законов. В субъектах Российской Федерации имеются отличия относительно источников права, в которых закрепляются положения, определяющие порядок официального опубликования региональных законов. Такие нормы могут содержаться в основных законах субъектов (конституциях и уставах), законах о нормативных правовых актах, законах, регламентирующих порядок официального опубликования региональных законов, в законах субъектов Федерации о языках, а также в региональных подзаконных нормативных актах.

1. Ларионов В.П., Петров Н.П. Юридические конструкции законодательной процедуры Нижегородской области // Юридическая техника: ежегодник. 2013. № 7 (ч. 2).

www.sovremennoepravo.ru

Смотрите так же:

  • Как появились правила поведения Как возник этикет. Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых […]
  • Право на частную собственность относится к социально-экономические 5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности Эта группа прав и свобод получила в Конституции США значительно более скромное отражение, чем гражданские и политические права и свободы. Фактически только одно из […]
  • Каменев зиновьев суд Казнь Зиновьева и Каменева Имена Григория Евсеевича Радомысльского (Зиновьева) и Льва Борисовича Розенфельда (Каменева) связаны в истории СССР неразрывно. Это были политические близнецы не только по возрасту (оба родились в 1883 году и […]
  • Событие война за испанское наследство Война за Испанское наследство 1701 - 1714 - причины - участники - итоги Содержание: На фото: Битва при Денене (1712 год). Картина Жана Ало Причины войны за Испанское наследство Война за испанское наследство (1701—1714 гг.) — крупнейший […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Федеральный закон об акционерах Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 […]