Солидарная система пенсий

Пенсионная система РФ

Пенсионная система России во многом изменилась за последние десятилетия. Пережив несколько реформ, она продолжает модернизироваться до сих пор.

Распределительная пенсионная система

Первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) в 1990 году. Он выступал в качестве места аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, которые направлялись на выплату пенсий. Вплоть до 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Согласно условиям данной пенсионной системы пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан. Таким образов пенсия была исключительно распределительной, а все собранные деньги шли на выплату текущих пенсий.

Распределительно-накопительная пенсионная система

Современная распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 года. С этого времени начала действовать новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. Так было до 2014 года. В ходе очередного витка пенсионной реформы в 2015 году в системе обязательного пенсионного страхования были введены два вида пенсий:

Основа будущей пенсии – страховые взносы, которые уплачивает работодатель за работника. Взносы составляют 22% от годового фонда оплаты труда работника. Из них 6% – это солидарный тариф, предназначенный для формирования государством денежных средств на фиксированные выплаты (до 2014 года – так называемый базовая часть пенсии), а 16% – это индивидуальный тариф, который учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

До конца 2015 года каждый гражданин 1967 года и моложе должен был выбрать свой вариант пенсионного обеспечения:

Каждый гражданин ответственен за свою пенсию – помимо выбора варианта пенсионного обеспечения, гражданин может:

  • заключить с негосударственным пенсионным фондом договор негосударственного пенсионного обеспечения, чтобы получать дополнительную пенсию;
  • участвовать в Программе государственного софинансирования пенсий, чтобы увеличить накопительную пенсию с помощью добровольных взносов, которые удваивает государство.

Еще статьи о пенсионной системе России

Вниманию клиентов фонда!

Если персональные данные, указанные Вами при заключении договора с Фондом, изменились, просим направить в Фонд актуальную информацию.

Перейти и не потерять: правила и тонкости обязательного пенсионного страхования

Генеральный директор фонда Александр Вьюницкий в прямом эфире телеканала Королёв-ТВ

«Страховая в баллах, накопительная – в деньгах, ИПК – в собственности». Как будут формироваться пенсии россиян по-новому?

Интервью члена Совета директоров АО «НПФ Согласие-ОПС» Андрея Неверова телеканалу «360° Жуковский»

Интервью гендиректора АО «НПФ Согласие-ОПС» Александра Вьюницкого телеканалу ПРО БИЗНЕС

Александр Вьюницкий о том, в чем разница между накопительной и страховой пенсиями

Пенсии россиян: вопросы и ответы

Новости Фонда и публикации СМИ

Генеральный директор АО «НПФ Согласие-ОПС» – о том, почему на наступившей неделе ослабление рубля может возобновиться.
«ПРАЙМ»

Генеральный директор АО «НПФ Согласие-ОПС» – о том, что будет давить на рубль до конца недели.

Комментарий Заместителя руководителя инвестиционного отдела АО «НПФ Согласие-ОПС» Николая Ребенка.
Источник: «FINANCIAL ONE»

Права и обязанности НПФ «Согласие» по обязательному пенсионному страхованию в полном объеме переданы АО «НПФ Согласие-ОПС». НПФ «Согласие» основан в 1994 г.

www.soglasie-npf.ru

Солидарная пенсионная система нежизнеспособна

Генеральный директор «Калугин профит групп» Виталий Калугин

Согласно бюджету ПФР на 2018 и 2019 — 2020 годы, доходы от страховых взносов составят 4877,4 млрд рублей. Это всего 56% от необходимого. Остальное, примерно 3,5 трлн рублей, потребуется из федерального бюджета. При ставке в 22% эти взносы платятся на фонд оплаты труда в 22,17 трлн рублей. При средней заработной плате в 40690 рублей (данные Росстата за первый квартал 2018-го) это доходы 45 — 46 миллионов человек. Пенсионеров по старости — 36,336 миллиона. То есть каждую сотню пенсионеров содержат примерно 125 работников. Понятно, что при ставке 22% коэффициент замещения при выходе на пенсию выше 22 * 1,25 = 28% быть не может.

Согласно Росстату, в стране в группе возрастов 45 — 49 лет состоит 9,5 млн человек, от 50 до 54 лет — 9,37 миллиона, от 55 до 59 — 11,05, от 60 до 64 — 9,78. Если возраст будут повышать по полгода, то позже выходить на пенсию будут 2,5 — 2,6 млн человек в год. При средней пенсии по старости в 14150 рублей в месяц экономия денег ПФР составит 420 — 440 млрд рублей в год в течение десяти лет. При бюджете фонда в 8,4 трлн рублей — не самая великая, 5 — 5,5%. Впрочем, этих 420 миллиардов как раз хватит, чтобы по 1000 рублей в год накидывать оставшимся.

При обсуждении говорят, что мужчина после выхода на пенсию в 65 лет при средней ожидаемой продолжительности жизни в 67,5 (Росстат) будет получать пенсию всего 2,5 года, а женщина после 63 — чуть менее 15 лет. При этом никто не может пояснить, откуда при такой продолжительности жизни у нас из населения в 146,88 миллиона 36,34 млн пенсионеров по возрасту (если посчитать пропорцию, то их должно быть максимум 17,5 — 18 миллионов). Тут надо оперировать не средней продолжительностью, а возрастом дожития, а это величина чисто статистическая.

В Росстате цифры по сроку дожития с шагом по диапазонам лет найти не удалось.

В апрельском альманахе «Демографическое обозрение» Института демографии НИУ ВШЭ приводится статистика по вероятностям дожития. У женщин до 55 лет это 98,8%, до 60 лет — 96,7%, до 65 лет — 93,1%. Для мужчин вероятность дожить до 60 лет у 83,7%, а до 65 — ужасные 71,1%. Вероятность смерти на интервале 55 — 63 для женщин можно оценить как 1,2 — 1,3%, для мужчин — 2,7%. Так как статистически на одного пенсионера приходится около двух пенсионерок, то средневзвешенная вероятность равна 2/3 * 1,2% + 1/3 * 2,7% = 1,7%. Вспоминаем, что позже на пенсию будут выходить по 2,5 — 2,6 млн человек в год. Тогда до пенсии с большой вероятностью не доживут после завершения реформы за все десять лет примерно 10 * 2,5 млн * 1,7% = 425 тыс. человек. А так как пенсионные взносы — вещь не наследуемая, то для источника выплат они сделаны зря. Таким образом, по данным обозрения, по окончании реформы средний ожидаемый возраст дожития будет чуть выше 11 лет для мужчин и примерно 20 лет для женщин. То есть мужчина, например, будет работать на пять лет больше и на пять лет меньше отдыхать. Будет зарабатывать дольше, а тратить быстрее. Приведет ли это к повышению размера пенсии? Должно, но намного ли? Я неплохо разбираюсь в математике, и то не совсем отражаю методику расчета цены пенсионного балла, а что будет через десять лет — в России вообще загадывать трудно. Тем более что уже сейчас балльную систему собираются то ли существенно корректировать, то ли вообще отменять. По логике — да, пенсия должна быть выше. И намного. Прикинем. Начал молодой человек работать после института, в 23 года. При выходе на пенсию в 60 стаж равен 37 годам. Возраст дожития — 16. Коэффициент, отношение сроков работы и пенсии — 37/16 = 2,31. После окончания реформы стаж 42 года, возраст дожития — 11. Коэффициент — 42/11 = 3,82. При прочих равных (без учета инфляции и т.п.) пенсия должна вырасти в 3,82/2,31 = 1,65 раза. То есть на 65%. Коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) округленно 35%. Если умножить это на 1,65, он вырастет до 57 — 58%. Прямо как в Евросоюзе. Но меньше, чем в Бразилии. Заманчиво, но не очень верится.

Теперь об ответственности. К моменту завершения пенсионной реформы (2028 год для мужчин и 2034 год для женщин) в стране практически не останется пенсионеров, которые начали бы трудовую деятельность при СССР. В 2028 году на пенсию пойдут мужчины, родившиеся в 1963-м, и женщины, родившиеся в 1968-м. Предполагается, что трудовую деятельность они начинали в начале 90-х. Современный капитализм в России был объявлен тогда же. И львиная доля их стажа пришлась на годы свободного выбора профессии и места работы, на возможность свободно учиться и зарабатывать своим умом, а не на государственном предприятии. И если до того времени еще можно было ссылаться, что пенсии надо платить людям, работающим на социалистических, ненужных и неэффективных заводах, то после 2030-го этот аргумент будет аннулирован течением времени. Разумно в этом случае задавать вопрос про маленькую пенсию самому себе.

Пенсионная реформа давно назрела. Но сделана опять не так. Солидарная пенсионная система должна быть за те же десять лет отменена. Введены: переход на индивидуальные пенсионные счета, причем наследуемые и мультивалютные; запрет на снятие до определенного возраста, кроме самых неотложных, прописанных законом случаев; широкий выбор управляющих компаний с разными стратегиями. Разумеется, пенсионные взносы с работодателей должны быть также отменены. Деньги — на руки, но в трудовых контрактах должно четко прописываться, что пенсионное обеспечение — обязанность работника. Силуанов разумно предлагает освобождать от НДФЛ взносы на собственную пенсию, а добровольные взносы работодателей от налога на прибыль. Человек, понимающий исключительно собственную ответственность за свою пенсию, способен творить чудеса экономической активности.

expert.ru

Накопительная система против солидарной: Что готовит пенсионная реформа

Осенью Верховная Рада рассмотрит сразу несколько проектов пенсионной реформы. Кроме правительственной версии, которую уже поддержали в первом чтении в парламенте, зарегистрировали законопроект «О введении накопительного уровня пенсионной системы».

Кабинет министров предлагает «осовременить» старые пенсии, в результате уже действующие пенсионеры получат надбавку от 50 до 1000 гривень, и урезать на 25% все пенсии, которые будут назначаться после реформы. Эти и другие нововведения, среди которых отмена пенсий по выслуге лет, специальных пенсий для ученых и т.д., позволят ликвидировать дефицит Пенсионного фонда за семь-десять лет, уверены чиновники. Об этом сообщает «Патриоты Украины», информирует news.enovosty.com.

В то же время парламентарии предлагают дополнительно собирать из зарплат украинцев несколько процентов и аккумулировать средства на личных счетах. То есть запустить накопительный уровень пенсионной системы. Как же на жизнь украинцев могут повлиять зарегистрированные законопроекты.

Что сейчас

Пенсионная система Украины, согласно закону, состоит из трех уровней: солидарного, обязательного накопительного и добровольного накопительного. Солидарная система (та, что работает сейчас) предусматривает, что каждый работающий должен отдавать часть своей зарплаты в Пенсионный фонд. Там собранные средства перераспределяются между всеми пенсионерами. Своими взносами работающий фактически «покупает» право также получать пенсию, когда сам выйдет на заслуженный отдых.

Запуск обязательной накопительной системы в Украине анонсировали несколько раз. Однако до сих пор внедрить предложения так и не удавалось. Вице-премьер по социальной политике Павел Розенко анонсировал, что накопительные пенсии будут уже в этом году, однако на днях министр социальной политики заявил: накопительный уровень запустят только в 2021 году.

Аргумент министерства «против» запуска накопительных пенсий сейчас — дефицит Пенсионного фонда. «Мы объективно оцениваем экономическую ситуацию, и, я надеюсь на то, что внедрение второго уровня пенсионной системы можно начать в 2021 году. Именно в 2021 году сравняется пенсионный возраст для мужчин и женщин. По нашим прогнозам, к тому времени средняя зарплата должна вырасти до 11 000 гривен. А при благоприятных условиях, возможно, и больше. То есть, надеюсь, у нас будут все предпосылки для введения накопительного уровня пенсионного обеспечения», — цитирует министра соцполитики пресс-служба ведомства.

Еще одна проблема — в Украине нет фондового рынка. Чтобы накопленные деньги не «съела» инфляция, их нужно инвестировать. Еще несколько лет назад годовой уровень инфляции достигал 40%. Среди надежных инструментов инвестирования (банки, государственные ценные бумаги) ни один не приносит доход хотя бы более 20%. Сохранить средства в условиях экономического кризиса сложно.

Третий уровень — частные пенсионные фонды, уже работает в Украине. Правда, участвуют в нем меньше миллиона украинцев. Потенциально на пенсии могли бы собирать 26 млн лиц, именно столько в Украине трудоспособных граждан.

И эксперты, и правительство сходятся во мнении, что ситуацию необходимо менять. По итогам этого года, дефицит Пенсионного фонда должен составить 141 млрд гривень. При этом львиная доля пенсионеров получает около 1312 гривень, а средняя пенсия — около 1800 гривень.

Что предлагают парламентарии

Инициаторы парламентского законопроекта — 59 народных депутатов из разных фракций — предлагают не ждать, пока будет ликвидирован дефицит Пенсионного фонда. Нардепы планируют ввести накопительный уровень пенсионной системы уже в начале следующего года. Если законопроект примут, всех украинцев в возрасте до 35 лет обяжут собирать на пенсию. Те, кто старше, смогут участвовать в накопительном уровне по желанию.

Деньги будут аккумулировать в частных пенсионных фондах. Каждый украинец сможет выбрать фонд сам. «Застрахованные лица для участия в накопительной системе пенсионного страхования, выбирают негосударственные пенсионные фонды, в которых они желают формировать свои обязательные пенсионные накопления. По желанию лица, оно может в любой момент перейти в другой негосударственный пенсионный фонд», — говорится в документе.

При этом участие в солидарной системе никто не отменяет. То есть из зарплаты 22% будет идти в солидарный уровень, и 2% — в частный пенсионный фонд. Ежегодно сумма, которую нужно платить в частный фонд, будет расти на один процентный пункт, пока не достигнет 7% от зарплаты.

Таким образом, украинцы смогут получать сразу две пенсии — с солидарного и накопительного уровней. Правда, это не коснется тех, кто старше 35 лет и не захотел добровольно участвовать в накопительной системе. Стоит отметить, что противоречий с правительственной «пенсионной реформой» в данном законопроекте нет.

«Предусмотрена возможность наследования накопленных пенсионных сбережений, а также их полного или частичного использования до наступления пенсионного возраста в случае: лечения от тяжелых заболеваний, наступления критических жизненных ситуаций, необходимости оплаты образования детей или приобретения недвижимого имущества и т.д.», — говорится в законопроекте.

К слову, еще несколько лет назад в Украине планировали запускать государственный накопительный уровень, сейчас же собираются отдать накопления в руки частных фондов. «Если второй уровень делать государственным, это не имеет никакого смысла. Не зря МВФ категорически против такого второго уровня. Если он государственный, то все проблемы солидарной системы перейдут и на второй уровень. Государство то же самое, качество управления то же, деньги те же. Если вкладывать деньги на депозиты в государственных банках или в государственные ценные бумаги, как предлагают … это все может привести к росту внутреннего государственного долга, а реальных инвестиций не будет. Как показывает опыт, деньги от продажи государственных ценных бумаг обычно используются для текущие государственных потребностей «, — уверена старший научный сотрудник Института демографии Лидия Ткаченко.

Только солидарный уровень обеспечить высокие пенсии украинцам не может. Согласно конвенции Международной организации труда, уровень пенсии должен составлять не менее 40% от последнего заработка. Согласно действующему закону, украинец, проработавший 35 лет и имевший зарплату в 1,5 раза выше средней (более 10 000 грн), может претендовать на пенсию в 2603 гривен. Это 26% от прошлого заработка. После реформы этот же пенсионер из этой же зарплате смог бы получить пенсию в 1976 грн. То есть менее 20% от прошлого заработка.

Что предлагает правительство

Урезать на 25% все будущие пенсии. Одну из составляющих в формуле расчета пенсий — коэффициент оценки стажа — Кабинет министров предлагает сократить на 25% — с 1,35 до 1% за отработанный год. Это приведет к тому, что те пенсии, которые назначаются после реформы, окажутся ниже. Украинцы, которые имели сопоставимые уровни зарплаты и стажа, будут получать разные пенсии. В правительстве объясняют: раньше платили социальный взнос в размере 37% от зарплаты, тогда можно было за отработанный год оценивать в 1,35% от расчетного заработка, а сейчас, когда вклад сократили до 22%, нужно сокращать и коэффициент оценки стажа.

Повысить уже назначенные пенсии. Так называемое «осовременивание» позволит повысить выплаты 5,6 до 12 миллионам пенсионеров. Дело в том, что расчетный размер заработной платы в формуле расчета пенсий ежегодно стареет. Суть «осовременивания» — перечислить назначенные пенсии по новому показателю средней за три года зарплаты.

К слову, также в законопроекте заложен механизм ежегодного повышения пенсий на 50% от уровня роста средней годовой зарплаты за три прошедших года и как минимум 50% от уровня инфляции.

Усилить требования к стажу. Чтобы получить пенсию в 60 лет, в 2018 году понадобится иметь как минимум 25 лет страхового стажа. Ежегодно размер необходимого стажа будут увеличивать на 12 месяцев, пока эта цифра не дойдет до 35 лет. Как говорится в презентации Кабмина, это приведет к тому, что в 2028 году «вовремя» смогут выйти на пенсию только 55% от общего числа 60-летних украинцев. Если в 2018-м наступил пенсионный возраст, однако есть больше 15, но меньше 25 лет стажа, на пенсию можно претендовать лишь в 63 года. Если в следующем году исполнится 60 лет и соберется ровно 14 лет страхового стажа, на пенсию можно выйти в 65 лет. Украинцы, которые не наработали и этого стажа, права на пенсию не имеют. Вместо этого им положена социальная помощь.

Отменить «специальные» пенсии и пенсии по выслуге лет. Если парламентарии поддержат правительственный проект, медики и педагоги не смогут выходить на заслуженный отдых раньше. А прокуроры, ученые и др. будут получать такие же пенсии, как и другие украинцы.

news.enovosty.com

Солидарная система пенсий

Бекренёв Юрий Владимирович
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Экономики
Ярославский филиал «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
buv1965@mail.ru

Арнаутова Юлия Валерьевна
бухгалтер
ООО «Народный управдом»
arnautovayulia@mail.ru

В статье показан переход России от солидарной пенсионной системы к накопительной (фондированной). Исследованы особенности проведенной реформы. Рассмотрена практика пенсионного обеспечения странами ОЭСР. Сделан вывод о несостоятельности сложившейся накопительной системы. Показано, что реформирование солидарного принципа пенсионного обеспечения в накопительный в условиях Российской Федерации несет большие социально-экономические издержки и риски. Предложены направления совершенствования существующей накопительной системы с учетом интересов трех групп: нынешнего поколения пенсионеров, нынешнего поколения занятых и будущих поколений граждан.

пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, пенсионный фонд РФ, пенсионное страхование, солидарная пенсионная система, накопительная (фондированная) пенсионная система, социальная защита, негосударственное пенсионное обеспечение.

Категории статьи:

Статья также доступна (this article also available):

1. Введение

Пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических проблем независимо от экономической стабильности и благосостояния государства. Вследствие обостренного внимания к этому аспекту социальной политики в центре дискуссий, развернувшихся в научных и политических кругах западных стран и стран с развивающейся рыночной экономикой — поиск новых более эффективных методов и механизмов; создание многоуровневых, взаимодополняемых и взаимосвязанных систем; активное привлечение население к самофинансированию и накоплению пенсий.

В этой связи российская пенсионная система давно находится в поле зрения отечественных экспертов и аналитиков в этой области. По мнению одних, следует модернизировать нынешнюю накопительную систему, другие призывают отказаться от нее и вновь вернуться к солидарной системе. Третьи выступают за формулу «50 на 50», чтобы сочетать солидарный механизм начисления пенсий с накопительным. Таким образом, они надеются аннулировать «минусы» обеих систем, и тогда, по их убеждению, останутся только «плюсы».

Однако казахстанский опыт 1 успешного построения пенсионной системы, исходя из интересов трех заинтересованных сторон: государства, работодателя и самого пенсионера, в российских условиях так и не внедрен. Общественность в этом вопросе разделилась на два направления. Одни предлагают действовать не торопясь, другие выступают за решительные меры. Вместе с тем, эксперты утверждают: любые кардинальные изменения в пенсионной системе (по крайней мере в нашей стране), как правило, лишь отдаляют светлое будущее для грядущих пенсионеров.

Таким образом, несмотря на расхождения во мнениях, в них присутствует один общий момент – население РФ стало задумываться о старости еще в физически активном возрасте.

Актуальность данной проблематики проявляется в том, что эта социальная сфера сегодня приковывает внимание практически всех слоев нашего разнообразного общества в связи с многочисленными изменениями в Российской законодательной базе. Ведь с точки зрения законодательного регулирования пенсионная отрасль остается одной из самых динамично развивающихся отраслей, и одна реформа сменяет другую. Пенсионная реформа затрагивает огромный спектр вопросов, таких как финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы и т.д.

2. Особенности российской пенсионной реформы

В советском государстве пенсионная система рассматривала всех граждан страны как членов одной семьи. Пенсионные отчисления взимались с фонда оплаты труда предприятий и не индивидуализировались, а находились на счетах профсоюзных органов и контролировались обществом. По простоте, прозрачности, дешевизне обслуживания, рациональности и справедливости советская пенсионная система 1956 года (с последующими изменениями) доныне не имеет прецедентов. Простые и понятные пенсионные системы мы видим и в странах – мировых лидерах социально-экономического развития – странах «семерки». Пенсионные системы просты и понятны там, где государство видит в них средство обеспечения достойного содержания пожилого поколения, а не в первую очередь – инструмент решения совсем других политических и финансовых задач.

Пенсионная реформа в России началась в 2002 году с принятием Федерального Закона об обязательном пенсионном страховании [1].

Однако при внимательном рассмотрении данной системы 2002 года, называемой пенсионной, находятся такие финансовые и политические задачи, решения которых не соответствует интересам пенсионеров:

  • обеспечение неконтролируемости пенсионных средств и возможности безопасного манипулирования ими посредством применения уникально сложной пенсионной системы: пенсионные взносы разбиты на три возрастные группы с совершенно различными порядками взимания взносов и пенсионного обеспечения; для взимания взносов каждый месячный заработок работника разбивается на четыре части, с каждой из которых взимаются по три вида пенсионных взносов с применением 15 разных тарифов;
  • разделение пожилых людей по уровню пенсионного обеспечения на группы (касты) по политическим мотивам в зависимости от оценки их лояльности и полезности власти. В частности, государство РФ – преемник СССР задним числом, по умолчанию отказалось от выполнения государственных обязательств в отношении пенсионных прав советских тружеников, заработанных ими в труде на советское государство. Пенсия среднего советского труженика была начислена с 20% его советского заработка (с 1671 рублей 2002 г., равных по покупательной способности 61,5 рублей 1990 г.) и составила 26% от пенсии, заработанной им в советском государстве;
  • принуждение пенсионеров по старости к оплате государственных услуг по пенсионному обеспечению (наравне с иностранцами), а также множества других услуг, им не нужных и ими не получаемых. Это произошло посредством учреждения «самостоятельного кредитно-финансового учреждения» Пенсионный фонд РФ (ПФР), который находится в государственной собственности;
  • изъятие части средств пенсионных взносов в бесконтрольное владение государства посредством учреждения обособленной базовой части пенсии, формируемой государством. Изымаемая базовая или солидарная часть взносов не включается в лицевой счет работника и не учитывается при расчете его пенсии, ее введение перечеркивает принцип доскональной индивидуальной возмездности [2].
  • Рассматривая российскую реформу системы пенсионного обеспечения, интересен анализ финансовой деятельности ПФР. Бюджет ПФР как свод доходов и расходов, обеспечивающий финансовыми ресурсами государственную пенсионную систему Российской Федерации, является автономным, не зависит от бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, других фондов и его средства изъятию в другие бюджеты и фонды не подлежат [3].

    В свою очередь, анализируя показатели бюджета пенсионного фонда (таблица 1) складывается такая ситуация: дефицит бюджета в 2014 году составил 31, 06 млрд. руб., в 2015 году он планируется в размере 622,98 млрд. руб. (что составляет 2,9 % от ВВП).

    Таблица 1 — Показатели бюджета Пенсионного Фонда, млрд. рублей [4]

    В 2016 году дефицит бюджета ПФР ожидается в сумме 175, 1 млрд. руб.

    Однако реальная зависимость пенсионной системы от бюджета еще выше: совокупный трансферт из федерального бюджета в пенсионный фонд вырос в 2014 году до 2448,18 млрд. руб., в 2015 году рост ожидается до 2924,05 млрд. руб., а в 2016 году прогнозируется увеличение до 3187,93 млрд. руб. [5].

    При этом Россия стала страной с одним из самых высоких уровней обложения фонда оплаты труда обязательными взносами на пенсионное обеспечение.

    Предлагая «непопулярные» в общественной среде решения, государственные чиновники постсоветского государства ссылаются на некий «мировой опыт» без его конкретизации, поэтому простым гражданам довольно сложно его проверить. Не исключением в подобных ссылках стала и проблема обязательной накопительной пенсии.

    Ниже мы сравним опыт организации пенсионного обеспечения разных стран, но прежде рассмотрим проблему накопительной пенсии с точки зрения среднестатистического россиянина.

    Общепризнано, что степень цивилизованности гражданского общества в немалой степени определяется его отношением к старикам. Долг работоспособного поколения – достойно содержать пожилое поколение, которое вырастило и обучило ныне работающих. Это и есть принцип солидарности поколений, согласно которому работающие передают примерно десятую часть создаваемого продукта на содержание пожилых людей.

    Но свою долю продукта пожилые люди получают не в килограммах провизии, а в виде лицензий (разрешений) на получение продукта, в роли которых выступают деньги. Эта простейшая система обеспечения пожилых людей называется солидарной или перераспределительной. По международной классификации она именуется нефондированной, поскольку не включает этап накопления финансовых средств в специальных фондах для будущего целевого использования, а предусматривает оплату обязательств (отчисление пенсионных взносов) непосредственно из дохода в момент его получения (по принципу pay-as-you-go, или PAYG, что означает «Плати по мере получения»).

    Но там, где нет фондирования, там нет и потребности в услугах частного банковского сектора. Однако наше государство слепо следует навязанной либеральной парадигме о том, что рынок (частный финансовый капитал) должен быть повсюду, в том числе и в организации пенсионного обеспечения. В этой связи мечта частного банковского бизнеса о внедрении в систему пенсионного обеспечения этапа фондирования средств в ряде стран неожиданно получила поддержку государства. Оно (государство) усмотрело в фондированной пенсионной системе путь к решению своих проблем посредством свертывания солидарного принципа, превращения пенсионного обеспечения в старости в личное дело индивидуума, что полностью соответствует либеральной концепции рыночной экономики. При этом работающие будут вынуждены копить деньги на старость, создавать запасы и резервы, а задачей государства, выражающего интересы банковского капитала, останется лишь регламентировать процесс накопления таким образом, чтобы накопления не принимали форму банковских депозитов или объектов недвижимости, а оседали в специальных частных банковских фондах. Так возникла и была реализована идея фондированной пенсионной системы (по российской терминологии – обязательной накопительной пенсии), которая позволила внедрить между производителем и потребителем-пенсионером банковский элемент фондирования, обращающий непрерывно зарабатываемые работником пенсионные права в банковскую ликвидность.

    3. Международный опыт пенсионного обеспечения

    Пенсионное обеспечение в 34 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в общем случае осуществляется за счет трех источников:

  • обязательной пенсии, которая установлена государством во всех странах, кроме Новой Зеландии и Ирландии (там всем пожилым людям выдаются пособия из бюджета в размере около 40% среднего по стране заработка). В 27 странах используется солидарная пенсионная система, причем в пяти из них (Эстония, Норвегия, Польша, Словакия и Швеция) она дополняется небольшим накопительным (фондированным) компонентом с тарифом взноса в пределах 2–7% заработка. Остальные пять стран (Австралия, Чили, Дания, Израиль и Мексика) применяют в качестве основной фондированную пенсионную систему;
  • квазиобязательных, т.е. профессиональных пенсий, установленных национальными законами, отраслевыми соглашениями или коллективными договорами и финансируемых работодателями, иногда с участием работников;
  • добровольных пенсий профессиональных (в 20 странах работодатель может назначить и профинансировать пенсию для работников) или персональных.
  • Квазиобязательные и добровольные пенсии всех стран, а также часть обязательных пенсий 13 стран формируются (администрируются) частными кредитными учреждениями и потому именуются частными пенсиями (включая выдаваемые ими обязательные государственные пенсии).

    Ныне в странах ОЭСР из общих выплат пенсий по старости и по случаю потери кормильца (далее – пенсии по старости) 9,2% ВВП на долю частных пенсий приходится 1,6% ВВП, или 17% выплат (2009 г.). По прогнозам доля частных выплат вырастет. Расчетный чистый коэффициент замещения среднего (по стране) заработка пенсией одинокого работника, ныне впервые приступающего к труду, складывается следующим образом: за счет государственных выплат пенсий обеспечивается замещение 48,7% заработка, с добавлением выплат обязательных частных пенсий коэффициент вырастает до 64,1% и с добавлением выплат добровольных частных пенсий – до 79,5%.

    Так для работников со средними доходами, по 34 странам ОЭСР среднее значение коэффициента замещения равно 54%, однако очень велики различия между странами. Самые высокие расчетные значения коэффициента замещения среднего заработка пенсией отмечены в Нидерландах –101,1%, Чехии – 96,4% и Венгрии – 95,2%, а самые низкие – в Мексике – 31,5%, Японии – 40,8% и Корее – 45,2%, в России – 60% (2013 г.) [6].

    Для России наиболее важен опыт организации пенсионного обеспечения стран «семерки» как лидеров мировой экономики, близких ей по многим количественным показателям и не склонных к авантюрным решениям во внутренней политике. Государственные обязательные пенсионные системы всех стран «семерки» являются солидарными и не содержат никаких фондированных компонентов:

  • в США, Японии, Великобритании, Франции и Канаде пенсии формируются по схеме с фиксированными выплатами, в которой размер пенсии определяется как доля от среднего заработка за весь трудовой период или за период с наиболее высокими заработками (США, Франция, Канада). Подобная схема в значительно упрощенной форме применялась в СССР;
  • в Германии пенсии формируются по балльной схеме, которая является усовершенствованием предыдущей схемы: годовые заработки оцениваются не деньгами, а баллами, что позволяет исключить процесс индексации заработков;
  • в Италии пенсии формируются по схеме с условными счетами, в которой размер пенсии зависит от воображаемых пенсионных накоплений и доходов от их инвестирования, которые заносятся в бухгалтерские книги, а сами средства взносов направляются на выдачу текущих пенсий. Такая схема применялась в России в 2002–2014 гг. для формирования страховой части трудовой пенсии.
  • При расчете пенсии прошлые заработки валоризуются 2 в соответствии с ростом заработной платы во всех странах «семерки», кроме Италии (валоризация по ВВП) и Франции (индексация 3 по инфляции; такой способ индексации во многих странах считается некорректным, поскольку он возвращает пожилых людей к временам с низким уровнем жизни и отсутствием многих достижений цивилизации).

    Индексирование выдаваемых пенсий производится в соответствии с потребительской инфляцией, кроме Германии, где происходит индексация по росту заработков).

    Во всех странах «семерки» имеются системы частного добровольного пенсионного страхования, а также государственные социальные системы гарантирования установленного минимума доходов пожилых людей адресного типа (предусматривающие проверку недостаточности доходов).

    Для наглядного представления пенсионного обеспечения в некоторых странах используем таблицу 2, которая содержит размеры средней пенсии в разных государствах, в том числе и России в 2014 году.

    Таблица 2 — Средняя пенсия в России и других странах мира в 2014 году [7]

    sovman.ru

    Смотрите так же:

    • Как распорядиться накопительной частью пенсии в 2018 году Накопительная пенсия в 2018 году После проведения реформирования 2015 года в практике пенсионного обеспечения граждан появились новые понятие. Трудовая пенсия превратилась в страховую, а накопительная составляющая приобрела иное […]
    • Прибавка к пенсии за детей в 2018 году Добавка к пенсии за детей, рожденных в СССР Принятие нового закона «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. внесло немало корректив в правоприменительную практику назначения и выплаты пенсий. Важным новшеством с момента […]
    • Назначение пенсии многодетным матерям Перерасчет пенсии женщинам за детей в 2018 году В июле 2017 года региональные отделения Пенсионного фонда России (ПФР) начали предоставлять в открытых источниках (имеются в виду многочисленные публикации в СМИ и на официальном сайте ПФР) […]
    • Что если просрочил разрешение на оружие Штраф за просроченное разрешение на охотничье гладкоствольное оружие просрочилось разрешение на оружие, сам нахожусь в другом городе, прописан в другом регионе, не в том где нахожусь сейчас по этому продлить не могу, т.к продление только […]
    • Закон о госпошлине в суд Госпошлина для физлиц, подающих в суд заявление о банкротстве, составит 300 рублей В настоящее время госпошлина при подаче заявления в ВС РФ и в арбитражные суды о признании должника несостоятельным (банкротом) составляет 6 тыс. руб. […]
    • Приказы фмс в 2018 году Приказ МВД России от 11 января 2018 г. № 14 “О признании не подлежащим применению приказа ФМС России от 27 ноября 2014 г. № 618” (не вступил в силу) В соответствии с пунктом 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий […]