История арбитражных судов в рф

§ 1. Понятие арбитражных судов, история их формирования и характеристика их системы

1. Судебную защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют, в соответствии с правилами подведомственности, суды общей юрисдикции, арбитражные или, при наличии соответствующего соглашения сторон, третейские суды.

Главной особенностью, обусловившей существование системы арбитражных судов, является то, что это суды специальной компетенции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Существование системы арбитражных судов в России закреплено в ст. 127 Конституции РФ, в которой говорится: «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Сразу скажем о понимании термина «арбитражные суды». В большинстве стран под арбитражем понимаются негосударственные органы, на разрешение которых стороны передают свои споры при наличии соответствующего соглашения, и обязуются подчиняться решению арбитров, т.е. третейские суды. (В качестве примера можно привести Германию).

Арбитражные суды в России осуществляют судебную власть в сфере защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и в правоотношениях в сфере управления. Эти суды разрешают споры означенных субъектов (предприятий, учреждений, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью) между собой, а также из их отношений с государственными, муниципальными органами.

Во многом существование арбитражных судов в современной России обусловлено тем, что в СССР с начала 20-х гг. XX в. получило распространение разрешение споров между хозяйствующими субъектами арбитражными комиссиями, а затем, с мая 1931 г., созданным в системе органов государственного управления государственным арбитражем. В таком виде, незначительно изменяясь под влиянием времени, эта система и существовала с 1931 г. по октябрь 1991 г. (В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. Госарбитраж был признан конституционным органом. Соответственно 30 ноября 1979 г. был принят Закон «О государственном арбитраже в СССР»). 1 октября 1991 г. данная система была отменена Законом РСФСР «Об арбитражном суде», и Госарбитраж фактически был преобразован в систему арбитражных судов. Данное преобразование отвечало потребностям зарождающейся в России рыночной экономики, поскольку только в рамках судебной формы возможно было создание надлежащих гарантий равенства для участников процесса, соблюдения иных процессуальных принципов (состязательности, равноправия сторон, диспозитивности и т.д.). Старая же система, действовавшая за счет административного ресурса, командными методами, в условиях рыночной экономики применяться, естественно, не могла. В то же время игнорировать наработанный за годы советской власти опыт разрешения хозяйственных споров, отказаться от использования кадрового потенциала и материальной базы было бы неправильно, отсюда и решение о преобразовании органов Госарбитража в арбитражные суды.

2. Система арбитражных судов в Российской Федерации. При характеристике системы арбитражных судов следует опираться, прежде всего, на положения Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»*(185).

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Система арбитражных судов четырехуровневая и включает в себя четыре вида арбитражных судов, являющихся самостоятельными инстанциями в арбитражном процессе:

1) Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ);

2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

3) арбитражные апелляционные суды;

4) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

— Президиума ВАС РФ;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

В составе ВАС РФ по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

2.2. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В Российской Федерации действуют 10 таких судов.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

— президиума федерального арбитражного суда округа;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума ВАС РФ в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

2.3. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

В Российской Федерации действуют 20 таких судов. Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

— президиума арбитражного апелляционного суда;

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

2.4. В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В этом суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума ВАС РФ в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

lib.sale

Арбитражные суды, их задачи и функции

Краткая история развития арбитражных судов

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Система арбитражных судов РФ пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г.

После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Система арбитражных судов Российской Федерации

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Судебная система Российской Федерации включает (ст. 125-127 Конституции РФ):

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды.
  • Только эти суды в соответствии с Конституцией РФ вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.

    Система арбитражных судов Российской Федерации строится в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Ее составляют:

    • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
    • федеральные арбитражные суды округов (их десять — столько федеральных округов создано на территории России);
    • арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
    • Арбитражный суд — единственный в Российской Федерации государственный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ экономические споры между предприятиями (организациями), являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

      Кто и как может стать судьей арбитражного суда?

      Судьей арбитражного суда субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей.

      При этом судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Высшего Арбитражного Суда РФ – достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

      Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

      Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

      Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ в месячный срок со дня получения необходимых материалов в порядке, установленном федеральным законом.

      Состав арбитражных судов Российской Федерации

      Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство.

      Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

      Федеральный арбитражный суд округа действует в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 25 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

      В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 35 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

      Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

      Аппарат арбитражного суда организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях и проводит другую работу.

      Задачи и функции арбитражных судов

      Все задачи, стоящие перед системой арбитражных судов РФ, можно разделить на две группы: свойственные всем арбитражным суда и стоящие только перед Высшим Арбитражным Судом РФ.

      Общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

      На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

      Для плодотворного и качественного выполнения перечисленных задач арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

      1. разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
      2. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
      3. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
      4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

      www.konspekt.biz

      Арбитражный процесс. Шпаргалка (И. Ш. Резепов, 2009)

      Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Арбитражный процесс». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». В издании в сжатой и наглядной форме изложены темы учебного курса «Арбитражный процесс» для юридических вузов.

      Оглавление

      • 1. История становления арбитражных судов в России
      • 2. Преобразование системы арбитражных судов
      • 3. Система и структура арбитражных судов: понятие, признаки, различия
      • 4. Право на обращение в арбитражный суд: понятие и характеристика
      • 5. Понятие арбитражного процесса
      • 6. Основные черты арбитражной процессуальной формы
      • 7. Стадии и система арбитражного процесса: понятие, признаки, виды
      • 8. Соотношение арбитражного процессуального права с иными отраслями российского права
      • 9. Источники арбитражного процессуального права
      • 10. Арбитражные процессуальные отношения: объект, субъект, основания возникновения
      • 11. Арбитражный процесс как юридическая наука и учебная дисциплина
      • 12. Понятие и значение принципов арбитражного процессуального права
      • 13. Организационно-функциональные и функциональные принципы арбитражного процесса
      • 14. Принципы состязательности, диспозитивности и законности арбитражного процесса
      • 15. Подведомственность дел арбитражному суду: понятие, критерии, проблемы разграничения
      • 16. Виды территориальной подсудности в арбитражном процессе
      • 17. Участники арбитражного процесса: состав и группы
      • 18. Состав арбитражного суда. Полномочия судей арбитражного суда

      Приведённый ознакомительный фрагмент книги Арбитражный процесс. Шпаргалка (И. Ш. Резепов, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      1. История становления арбитражных судов в России

      Первое упоминание о существовании особых судов для торгового сословия в России имело место в 1135 г. Как система коммерческие суды в России появились в начале Х!Х в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе в 1808 г. по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во Франции в ту эпоху. Инициативу в создании первого коммерческого суда проявило местное купечество, значительную часть которого составляли выходцы из Франции.

      После введения в действие судебных уставов в 1864 г. все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены. В состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель (товарищ председателя) и определенное число членов по штату, назначенных правительством и избранных купечеством. Подсудность дел коммерческим судам толковалась достаточно ограничительно. Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу ХХ в. их осталось только четыре – в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе.

      В 1920-х гг., в период новой экономической политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г.

      Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным ГПК, за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий. При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям толковалась сугубо ограничительно, и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах.

      В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены наряду с многими другими структурами рыночной экономики. В 1931 г. была образована система органов государственного арбитража, которая выполняла различные функции. Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством той эпохи. Государственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями. Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.

      kartaslov.ru

      История становления арбитражных судов в РФ.

      Самые ранние сведения о существовании третейского суда восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. У римлян третейский судья назывался «арбитр».

      Первое упоминание об особых судах для торгового сословия России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Особые таможенные суды, состоявшие «из лучших торговых людей», были учреждены по Ново-Торговому Уставу в 1667 году.

      Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.

      На смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате высшей судебной инстанцией стал Сенат. Его IV Департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

      Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.). Исторической вехой в развитии коммерческих судов стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года «Об учреждении коммерческих судов». Этим же Указом был утвержден Устав торгового судопроизводства. Открываются коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.), других городах. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены.

      Прототипом арбитражных судов современной Российской Федерации являлись существовавшие до Октябрьской революции 1917 г. коммерческие (торговые) суды в ряде городов России. Имеются, две точки зрения относительно появления коммерческих, или торговых, судов в России. Одни авторы полагают, что первый коммерческий суд был создан в Одессе в 1808 г., другие отодвигают эту границу к первым векам существования нашего государства(Казанцев С.М.). Кроме Одессы, коммерческие суды были учреждены в городах Москве, С.-Петербурге, Таганроге, Керчи, Архангельске. Эти суды были упразднены еще до Октябрьской революции 1917 г, а дела, отнесенные к их ведению, переданы к производству судов общей юрисдикции. К подсудности коммерческих судов относились три категории дел, а именно: 1) торговые дела; 2) вексельные дела и 3) дела о торговой несостоятельности.

      Арбитраж в СССР и РСФСР имел смешанную правовую природу, осуществлял одновременно и судебные, и управленческие (административные) функции. был государственный, в том числе ведомственный, арбитраж. При разработке арбитражного законодательства в 1992—1993 гг. предлагались различные варианты названия судов, в том числе в некоторых проектах этот суд назывался «хозяйственным судом». Однако сохранилось неудачное название «арбитражный суд».

      В 1922 г. были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний.

      Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

      С момента образования арбитраж существовал в двух видах: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного административного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

      17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого определялся Конституцией СССР. Организация и порядок деятельности органов Государственного арбитража впервые закреплялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

      4 июля 1991 года Верховным Советом был принят закон РСФСР «Об Арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

      В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятие нового АПК РФ.

      В апреле 1995 года бы приняты закон «об Арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс РФ, закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Федеральный конституционный закон « об Арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 года ввел в систему арбитражных судов третий уровень – окружные федеральные суды, ставшие промежуточной инстанцией между областными судами и Высшим арбитражным судом Российской Федерации. Дальнейшее развитие системы арбитражных судов в Российской Федерации выразилось в создании самостоятельных арбитражных судов апелляционной инстанции.

      В 2014 г. прошла реформа в связи с объединением ВАС РФ и ВС РФ. 6 августа 2014 г. ВС РФ стал единственным высшим судебным органом. Теперь ВС РФ является единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. Изменения предусмотрены Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 N 4-ФКЗ. ВС РФ получил иной правовой статус, поскольку он наделен дополнительными полномочиями.

      sci-book.com

      1.1. История становления арбитражных судов в Российской Федерации

      Существует несколько форм защиты права в Российской Федерации. Защиту нару-шенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведом-ственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитраж-ный суд или третейский суд. Защита нарушенных гражданских прав в административ-ном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 Граж-данского кодекса Российской Федерации, действующего с 1 января 1995 г.).

      Существование системы арбитражных судов в России закреплено в ст. 127 Кон-ституции Российской Федерации, в которой говорится: «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономиче-ских споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

      Система арбитражных судов Российской Федерации пришла на смену государст-венному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона «Об арбитражном суде», введенного в действие в РФ с 1 октября 1991 г. [* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1013-1014; № 34. Ст. 1965]

      Понятие «государственный арбитраж», применявшееся в нашей правовой системе длительное время, не идентично принятому в иных системах права понятию «арбитраж». Под «арбитражем» в практике других государств понимается процесс разрешения споров судами, которым стороны по соглашению передают свои правовые споры и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров, т. е. третейскими судами.

      Арбитражный суд в России осуществляет судебную власть при разрешении возни-кающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из граж-данских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если они вытекают из отношений организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность между собой, а также из отношений организаций и граждан с государственными или иными органами.

      Словосочетание «арбитражные суды» содержит тавтологию, поскольку слово «арбитражный» означает судебный. При разработке нового арбитражного законода-тельства были различные предложения, касающиеся названия суда, в том числе в некоторых проектах этот суд назывался хозяйственным судом. В конечном итоге со-хранилось название «арбитражный суд».

      Смысл наименования суда состоит в том, чтобы показать новые принципы функ-ционирования системы рассмотрения и разрешения экономических споров, отличие новой системы от арбитража, продемонстрировать переход от административных ме-тодов управления хозяйством к равноправию субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений.

      Если суды общей юрисдикции, как правило, разрешают гражданские дела с уча-стием граждан, арбитражные суды ориентированы на разрешение споров, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, т. е. производства и распределения това-ров.

      Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие су-ды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельно-сти [* См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С.130-132].

      В первые годы после октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались [* Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР. 1917-1918. № 26. Ст. 347]. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном по-рядке вышестоящими органами управления.

      Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в созда-нии специального органа по разрешению споров между государственными предпри-ятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были соз-даны арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учрежде-ниями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономиче-ских совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах авто-номных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах об-ластей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии [* АбоваТ.Е..Арбитражный процесс в СССР. М.. 1985].

      Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и коо-перативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность [* См.: СЗ СССР. 1931. № 10. Ст. 109; № 18. Ст. 166].

      В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреж-дениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направле-нии, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственно-го расчета [* Первое положение о государственном арбитраже было утверждено по-становлением ВЦИК и СНК СССР 3 мая 1931 г. // СЗ СССР. 1931. № 26. Ст. 26. Оно действовало до 1960 года с изменениями и дополнениями, вносимыми в различные годы].

      С момента образования арбитраж существовал в двух видах — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и ор-ганизаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

      В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитра-жа (с мая 1931-го по октябрь 1991 г.) государством неоднократно предпринимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособления к изменяю-щимся экономическим условиям, повышения его роли в народном хозяйстве. На ар-битраж возлагались все новые и новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР от-менил Положение о государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» [* Там же.

      1970. № 15. Ст. 122], согласно которому арбитраж должен был содействовать повы-шению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйствен-ных отношениях.

      До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной. 17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утвер-ждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

      Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после принятия Конституции СССР — 1377 г. Арбитраж был признан конституци-онным органом.

      Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража впер-вые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», принятым Верхов-ным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого законодательства были приня-ты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами [* Там же. 1980. № 16, 17. Ст. 104].

      В Российской Федерации государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах государственного арбитража, утвержденным По-становлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.

      Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном су-де» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ас-социациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и организаци-ях» [* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1013-1014].

      Органы государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли свои полномочия до избрания арбитражных судов в соот-ветствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 г., с из-менениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г. [* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1017; № 34. Ст. 1965]

      Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми эко-номическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования, прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобра-зован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протека-ет в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты пра-ва в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государст-венным предприятиям, другим организациям и учреждениям.

      Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, первой части нового Гражданско-го кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого законодатель-ства, а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования арбитражной судебной системы и ее функционирования вызвали потребность принятия нового За-кона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [* ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 05.05.95 г. // Российская газета. 1995. 16 мая] и нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [* ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 05.05.95 г. // Рос-сийская газета. 1995. 16 мая], которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

      www.pravo.vuzlib.su

    Смотрите так же:

    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Приказ от мз 541 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ […]
    • Ук рф допрос несовершеннолетнего Статья 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого 2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с […]
    • Помощник прокурора обязанности Прокуратура Московской области Условия и порядок приёма на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены Федеральными законами «О прокуратуре Российской […]
    • Продажа доли имущества несовершеннолетнего Ребенок-собственник: если опека не разрешает… По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать сделки сами – за них действуют […]
    • Экскурсии с проживанием в спб Тур по Питеру с проживанием на 5 дней Подарите себе пятидневный тур в Санкт-Петербург! Красоты Северной столицы стоят того, чтобы вы смогли увидеть их хотя бы раз. Тур в Санкт-Петербург на 5 дней, цена которого сейчас сравнительно […]