Проблемы гражданства в рф

Проблемы гражданства в рф

Признание гражданства как форма его приобретения — процесс, завершающийся в основном в день вступления в силу закона, реализующийся одноактно. В соответствии с Указом Президента «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации ‘О гражданстве Российской Федерации’ от 26 октября 1994 г.» установлена возможность считать гражданами России бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона, не имеющих подтверждения приобретения гражданства в порядке признания и продолжающих проживать в России на законных основаниях. Для этого требовалось волеизъявление соответствующего лица.

Главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «право крови», т. е. с учетом гражданства родителей, и «право почвы», -т.е. в зависимости от места рождения.

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. В случаях разного гражданства родителей или отсутствия гражданства у одного из них, Закон исходит из права родителей на выбор гражданства ребенка, но исключает возможность оставления ребенка лицом без гражданства.

Так, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

Принцип «право почвы» применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родителя которого не известны, является гражданином Российской Федерации.

Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории Российской Федерации детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории Российской Федерации от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

Закон Российской Федерации о гражданстве установил и такое новое основание как приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации (ст. 18).

Регистрация — это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приеме в гражданство, которое оформляется указом Президента.

Многие лица — граждане СССР, считавшие себя гражданами России, ко времени распада Союза ССР проживали на территории других союзных республик, превратившихся в независимые государства. Вопрос об их гражданстве должен был быть решен, исходя из их безусловного права на гражданство Российской Федерации. Поэтому закон определил, что такие лица, проживающие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территории Российской Федерации после 6 февраля 1992 г. (день вступления Закона о гражданстве Российской Федерации в силу) могут приобрести гражданство Российской Федерации в порядке регистрации, если они в течение трех лет со дня вступления в силу закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Такое же право, но в течение одного года закреплялось за лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории Российской Федерации или других республик, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению, и если они в течение одного года после вступления в силу закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Закон исходил из необходимости восстановления справедливости в отношении лиц, бывших граждан СССР, признанных состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР, а также из интересов восстановления семей. В этих целях был установлен упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации путем регистрации для отдельных категорий лиц.

Среди них те, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; а также те, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению. Последние могут воспользоваться правом регистрации российского гражданства в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. Это право на тот же срок распространяется и на детей бывших граждан Российской Федерации, родившихся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации.

Обычным условием для иностранных граждан и лиц без гражданства является их проживание в Российской Федерации всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством.Для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца.

Решение вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации не отягощается дискриминационным подходом в зависимости от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство, посредством сокращения установленных для проживания сроков, вплоть до полного снятия этих требования (ст. 19 п. 3).

Основанием приобретения гражданства является также восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 20). Оно предусматривалось и в прежнем союзном законодательстве, однако не рассматривалось в качестве основания приобретения гражданства.

В первые послевоенные годы (1946-1947 гг.) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории различных стран. В действующем Законе Российской Федерации предусмотрены различные формы восстановления в гражданстве:

1. В порядке регистрации.

2. Признание факта восстановления.

3. По ходатайству лица.

Регистрация может использоваться лицами, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки и попечительства, а также в связи с изменением гражданства родителей. В последнем случае установлен срок пять лет по достижении 18-летнего возраста.

Признание факта восстановления распространяется на бывших граждан Российской Федерации, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления.

Те лица, которые не имеют оснований для восстановления гражданства Российской Федерации в первых двух формах, могут подать ходатайство о восстановлении.

www.xserver.ru

Проблема гражданства в современном праве

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.

Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека « право на гражданство является неотъемлемым правом человека ». Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира.

Население обычно определяется как совокупность индивидов, проживающих в определенное время на территории конкретного государства и подчиненных его юрисдикции.

В состав населения любого государства входят граждане этого государства, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и промежуточную группу — лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды) . Однако чаще всего данные лица входят в первую группу, т.е. граждан определенного государства.

Правовой статус населения определяется прежде всего нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных свобод человека.

С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.

Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства, Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г., Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов международного характера.

В данной работе сделана попытка, на основании международных соглашений, дать общую характеристику институту гражданства, порядку и способам приобретения гражданства, выхода из него, а также охарактеризовать основные понятия, связанные с данной проблемой ( «бипатризма», «апатризма», понятие «иностранец», «беженец» и т.д.). Выяснить роль и значение института гражданства в международном праве, а также влияние международной практики по вопросам гражданства на законодательство различных государств и правовых систем в целом.

Население в международном праве.

Под населением в международном праве понимается совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие население любого государства входят: а) граждане данного государства (основной состав населения); б) иностранные граждане; в) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); г) лица , не имеющие гражданства ( апатриды). 1

Правовое положение любой страны регулируется внутренним законодательством – конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства. Вместе с тем имеется определённая группа вопросов, которые регулируется на основе международно-правовых норм и принципов, например режим иностранцев, защита национальных меньшинств и коренного населения.

В принципе все населения государства находится под его юрисдикцией.

Существует целый ряд универсальных международных документов, которые являются основой для широкого признания прав всех категорий населения любого государства.

Выше были перечислены категории, которые образуют состав населения. Теперь рассмотрим подробнее эти категории.

Двойное гражданство. Правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства, называется двойным гражданством (бипатризм) или множественным гражданством.

Такое положение может возникнуть в ситуациях, обусловленных коллизиями законов различных стран, например, неоднозначным решением вопроса о гражданстве детей. Для его регламентации международно-правовые нормы имеют весьма существенное значение.

Состояние лица в гражданстве двух и более государств создает неудобства как для него, так и для государств. Гражданин может требовать предоставления гражданских прав в полном объеме в обоих государствах своего гражданства, а государства, в свою очередь, могут, требовать от такого гражданина выполнения им гражданских обязанностей в каждом государстве, например служба в вооруженных силах и уплаты налогов.

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. 2 содержит главу «Множественное гражданство», но в зарубежном законодательстве двойное гражданство, как правило, не предусматривается. И только в отдельных случаях допускается его признание в соответствии с международными договорами.

Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международном договором РФ. При этом наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умоляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Два гражданства можно получить по праву рождения от родителей — граждан разных стран, по праву рождения на территории страны, которая дает гражданство по праву почвы по факту рождения (действует в небольшом количестве стран — Аргентина, Барбадос, Бразилия, Канада, Колумбия, Ямайка, Мексика, Пакистан, Перу, США, Уругвай). Однако, в обратном случае (например гражданин США, родившийся в России) не становится гражданином ни одной страны, является проблемой для реализации прав в каждой из стран. Кроме того можно получить гражданство в ходе натурализации, на основе заявления.

В Латвии сохранение прежнего гражданства при восстановлении гражданства Латвийской республики (то есть обладание двумя гражданствами) допускается у лиц, эмигрировавших в период 1940—1990 гг., и их потомков.

Многие государства, в частности, например, Германия требуют от гражданина другого государства, желающего принять гражданство своей страны путём натурализации в общем порядке, отказаться от прежнего гражданства. В США при принятии американского гражданства требуется формально отказаться от прежнего гражданства (принести клятву), но при этом не проводится проверка действительности отказа, например не требуется сдавать старый паспорт. Многие страны (Турция, Италия, Израиль (в случае получения гражданства в рамках «Закона о возвращении») и др.) не требуют отказа от прежнего гражданства.

В России понятие двойного гражданства содержится в федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», и оно дословно гласит: Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства другого государства. Но не любой случай наличия у гражданина РФ другого (второго) гражданства является юридической ситуацией двойного гражданства, т.к. Россией признаётся только с Таджикистаном (также были с Туркменистаном, кроме этого особая ситуация с Абхазией и Белорусией).

Кроме того, по законодательству ряда стран с принятием другого гражданства гражданин теряет свое прежнее гражданство автоматически, например Казахстан, Германия.

Безгражданство(апатризм).Коллизии национального законодательства различных государств по вопросам гражданства ведут к случаям, когда лицо не может подтвердить принадлежность к гражданству какого-либо государства. Безгражданство-это положение лица, которое не стоит в гражданстве ни одного из государства. Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого оно проживают, но они обладают меньшим объемом прав и свобод, чем граждане государства проживанмя.Они ограничены в пользовании гражданскими и политическими правами, лишены возможности обратиться к дипломатической защите.

Правовой статус лиц без гражданства определен Конвенцией о статусе апотридов 1954 г. 3 Она гласит, что личный статус апатрида определяется законами страны его проживания. У каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Человек становится апатридом по разным причинам, но всегда это происходит вследствие потери лицом гражданства и неприобретения им нового.

Человек может стать апатридом в следующих случаях:

— При рождении (в т. ч. от родителей апатридов если законы государства рождения не подразумевают приобретения лицом гражданства этого государства).

— При лишении гражданства государством. Лишение гражданства со стороны государства может происходить по политическим, этическим мотивам или из соображения безопаснсти.

— При потере полученных ранее привилегий гражданства. (Например в случае гражданства полученного в браке).

— При добровольном отказе от гражданства.

Лица без гражданства в Российской Федерации (как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время они, как и иностранцы, не имеют некоторых политических прав (например, избирательных).

Документами, удостоверяющими личность без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства. 4

Под иными документами, признаваемыми в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства, имеются в виду документы, упомянутые в ст.ст. 27, 28 Конвенции о статусе апатридов. В частности, таковым документом является документ под названием certificat d`apatrid.

Согласно ст. 1 Конвенции о статусе апатридов такой статус не распространяется на беженцев ипатри́д (от лат. bis- дважды и греч. -πατρίς, родительный падеж πατρίδος — отечество, родина) — в международном праве физическое лицо, имеющее одновременно гражданство двух или более государств, при котором каждое из указанных государств может требовать от данного лица выполнения его гражданских обязанностей.

works.doklad.ru

§ 2. Проблемы гражданства

Существует много определений термина «гражданство» или ана­логичных ему терминов. Однако представляется, что все предложен­ные в отечественной литературе определения недостаточно удовлетво­рительны.
Приведем определение, данное в «Курсе международного права»:

* Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 3. С. 69.

Однако вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей граж­данской принадлежности, ибо, находясь в качестве иностранца на терри­тории другого государства, он, безусловно, подчинен юрисдикции пос­леднего. Кроме того, к государственно организованному обществу при­надлежат не только граждане данного государства, но и иные лица — иностранцы и лица без гражданства (апатриды), которые в данный мо­мент проживают на его территории, составляя его население. Речь, сле­довательно, идет о неточностях рассматриваемого определения.
Представляется, что более точное определение может быть таким: «гражданство» (подданство) — термин, означающий юридическую принадлежность к организованному в данное государство обществу индивида, наделенного определенными правомочиями по управлению делами этого общества.
Предложенная формула требует пояснений.
В современных условиях любое государство, независимо от формы правления, так или иначе провозглашает, что его власть исходит от населяющего государство народа и что управление делами государства осуществляется с согласия лиц, имеющих юридический статус его граждан (подданных).
Такое согласие выражается чаще всего путем участия граждан в выборах различных органов власти государства, независимо от того, например, что к участию в голосовании допускаются лишь граждане мужского пола или, наоборот, что к участию в голосовании допускают­ся также некоторые категории лиц, помимо граждан, постоянно про­живающие на территории данного государства, и т.п. Согласие может считаться даваемым молчаливо, если нет протеста со стороны граждан (подданных) в отношении деятельности того или иного органа госу­дарственной власти.
Именно та или иная степень участия индивида в управлении дела­ми организованного в государство общества составляет в современных условиях суть юридического статуса индивида как гражданина (под­данного) данного государства.
Естественно, что установление такого статуса — дело исключитель­ной компетенции данного государства. Однако это порождает в неко­торых случаях коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может разрешаться только на уровне международного права, путем соответствующего соглашения между заинтересованными госу­дарствами.
Вопрос о том, каким образом такая коллизия возникает, будет рас­смотрен ниже. Но здесь следует отметить, что прежде всего это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим граж­данином.
В принципе оба таких государства обычно не признают принадлеж­ность данного индивида гражданству другого государства. Однако это лишь усложняет положение соответствующего индивида, поскольку, находясь в пределах юрисдикции одного государства, он может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совер­шил в пределах территории другого государства в качестве его граж­данина.
Поэтому заинтересованные государства заключают иногда согла­шения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать пос­ледствия такой ситуации для индивида или вообще ее исключить.
В связи с ситуацией двойного гражданства следует, видимо, обра­тить внимание на положение, существовавшее ранее в Советском Союзе и ныне продолжающее существовать в Российской Федерации. Речь идет об употреблении термина «национальность» наряду с тер­мином «гражданство (подданство)» или вместо него в качестве совер­шенно равнозначных.
В законодательстве подавляющего большинства государств «наци­ональность» — nationality (по-английски), nationalitе (по-француз­ски) — это то же, что гражданство или подданство. В СССР же и ныне в России — это этническая принадлежность индивида. Для чего нужна такая категория в условиях национальной (этнической), расовой, ре­лигиозной и иной недискриминации граждан и индивидов вообще в соответствии с требованием современного международного права, объ­яснить невозможно.
В СССР было установлено также двойное, или одновременное, гражданство соответствующих лиц — статус гражданина СССР и одно­временно статус гражданина союзной республики, на территории ко­торой он постоянно проживал. При переезде в другую союзную республику на постоянное местожительство соответственно изменялось и республиканское гражданство.
Поскольку гражданство — это юридическая принадлежность инди­вида к организованному в данное государство обществу, а союзные республики СССР по своему существу государствами не являлись, то категория «гражданин союзной республики» являлась совершенно ис­кусственной, юридически бессмысленной. Практически имелось в виду главным образом регулирование вопросов об условиях голосова­ния при выборах органов власти союзной республики и обеспечении иных политических прав граждан СССР. Однако для этого достаточно было бы различать граждан СССР, постоянно проживающих на терри­тории данной союзной республики и находящихся на ней временно.
Похоже, что негативный, как представляется, опыт СССР в выше­указанном смысле не учитывается Россией, в частности Конституцией Российской Федерации. Так, ее ст. 26 гласит: «Каждый вправе опреде­лять и указывать свою национальную принадлежность», т.е. делать это, независимо от этнической принадлежности своих родителей, и далее: «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности», исходя из того, видимо, что вдруг кому-то захочется к этому принуждать.
В свою очередь, ст. 62 Конституции РФ устанавливает, что «граж­данин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным за­коном или международным договором Российской Федерации». Од­нако наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его «от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Иными словами, вместо обычной международной практики заклю­чения договоров о предотвращении негативных последствий для ин­дивида в случае наличия у него помимо его воли двойного гражданства Россия собирается заключать договоры об обратном.
Вернемся, однако, к вопросу о том, каким образом возникают кол­лизии национальных законов о гражданстве и как они регулируются с помощью международного права.
Согласно национальному праву государств, гражданство приобре­тается в основном двумя способами: в силу рождения и в силу натура­лизации (приема в гражданство).
В первом случае в основе законодательства лежит либо принцип права крови (jus sanginus) — новорожденный приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, либо принцип права почвы (jus soli), когда приобретается гражданство того государства, на терри­тории которого лицо родилось, независимо от гражданства родителей. Будучи основой законодательства, в чистом виде эти принципы не применяются, а так или иначе сочетаются.
Тем не менее такое принципиальное расхождение законодательст­ва государств о гражданстве, на территории одного из которых лицо родилось, может порождать либо ситуацию безгражданства, либо си­туацию двойного гражданства.
Натурализация — прием в гражданство данного государства по просьбе заинтересованного в том лица — также может породить ситуа­цию двойного гражданства, если такая просьба удовлетворяется в от­ношении лица, признаваемого гражданином другого государства.
Таковы основные условия возникновения ситуации безгражданст­ва или двойного гражданства в силу коллизии законов о гражданстве. Возможны и другие ситуации, порождающие безгражданство или двойное гражданство.
Ситуации безгражданства или двойного гражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что могут порождать и действительно порождают конфликты между государствами.
На уровне общего международного права их невозможно разре­шить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринима­ются. Так, согласно нормам международного права о внешних сноше­ниях государств (см. гл. XV), кодифицированным ныне в ряде универ­сальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответ­ствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребы­вания, не приобретают гражданства в силу исключительно законода­тельства этого государства.
Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуаций безгражданства или двойного гражданства — заключение договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и делается на практике.

lawtoday.ru

научная статья по теме АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ПОЛУЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ПОЛУЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ

_ _ _ ______W ___

В СФЕРЕ ПОЛУЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

В.В. ДАНИЛКИН, аспирант Орловской региональной академии госслужбы, кафедра конституционного

и муниципального права

Аннотация. Статья посвящена проблемам, возникающим при получении российского гражданства. В ней исследуются требования, предъявляемые к лицам, желающим получить российское гражданство, в частности, затрудняющие реализацию права на гражданство. Предлагаются способы, позволяющие устранить указанные проблемы.

This article focuses on problems encountered in obtaining Russian citizenship. It investigates the requirements for persons wishing to obtain Russian citizenship, among other things, hinder the realization of the right to a nationality. There are ways to address these problems we have.

Ключевые слова: гражданство, законный источник средств к существованию, высокие достижения, особые заслуги (nationality, the legitimate source of livelihood, high achievement, merit).

Научный руководитель — Ю.А. Белевская, кандидат юридических наук, доцент.

В настоящее время одной из актуальных проблем, возникающих при приобретении гражданства, является требование, предъявляемое к лицу, желающему приобрести российское гражданство, связанное с наличием законного источника средств к существованию. Указанное требование закреплено в п. «в» ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. Однако это требование в Законе не раскрыто, не установлен размер законного источника средств к существованию.

Более того, в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства содержится лишь перечень документов, которые могут подтвердить наличие законного источника средств к существованию. В частности, к таким документам относятся: справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности1.

Следовательно, существует большое количество документов, которые могут подтвердить наличие законного источника средств к существованию, но нет конкретного механизма, который позволил бы определить размер источника. Также мы полагаем, что не все документы, перечисленные в названном Положении, могут подтвердить законный источник средств к существованию, например, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием

номера счета. Ведь денежные средства на счету претендента на российское гражданство могли быть получены путем противоправных действий, а наличие вклада в кредитном учреждении не подтверждает законный характер получения этих средств.

В науке предлагаются различные способы для определения размера законного источника средств к существованию.

В частности, Я.Л. Ванюшин считает, что ориентиром для определения размера законного источника средств к существованию может служить размер минимального прожиточного уровня или иной социально-экономический показатель. При этом он считает вполне уместным ввести требование не о разовом, а о продолжительном характере источника средств2. Но мы полагаем, что, даже установив конкретный размер источника, необходимо будет каким-то образом проверять законность источника, что, несомненно, приведет к сложностям в получении российского гражданства.

Поэтому, на наш взгляд, более правильно изложить п. «в» ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» в следующей редакции:

«в) имеют работу на территории Российской Федерации».

Поскольку лицо, которое имеет работу, имеет и законный источник средств к существованию, ему достаточно предъявить справку с места работы с указанием размера дохода.

В науке и практике реализации ФЗ «О гражданстве РФ» возникает вопрос, связанный с понятием «высокие достижения в области науки, техники и культуры», поскольку наличие таких достижений позволяет лицу, претендующему на получение российского гражданства, сократить срок проживания до

одного года. Но данное понятие не раскрыто не только в Законе, но и в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства, где установлена только процедура оформления документов.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо внести изменения в рассматриваемый Федеральный закон для обоснования данного понятия. При этом мы считаем, что вопросы определения высоких достижений в области науки, техники и культуры следует отнести к государственным органам, имеющим соответствующие полномочия в сфере науки, техники и культуры, поскольку они более профессионально смогут определить, что является высоким достижением в названных областях.

Представляется, что данные органы государственной власти должны разработать инструкцию, которая позволяла бы конкретно определить, что является высоким достижением в области науки, техники и культуры.

В связи с этим п. «а» ч. 2 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ», на наш взгляд, необходимо изложить в следующей редакции:

«а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры, признанных таковыми государственными органами, полномочными в сфере науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации».

В части 3 ст. 13 анализируемого Закона содержится норма, согласно которой лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13. В этом случае также возникает вопрос в связи с неопределенностью термина «особые заслуги».

Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства под особыми заслугами понимаются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России3. Данное Положение, как видим, тоже не проясняет ситуацию.

С учетом того, что Положение частично дублирует п. «а» ч. 2 ст. 13, по нашему мнению, необходимо внести изменения в ч. 3 ст. 13, которые четко определят данное понятие. Указанную норму, считаем, целесообразно изложить в следующей редакции:

«Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи. Под особыми заслугами понимается:

а) внесение инвестиций в экономику России, которые способствовали сохранению рабочих мест либо привели к созданию новых рабочих мест;

б) возможность и желание лица выступать за сборную России по какому-либо виду спорта в результате обладания лицом профессиональными способностями в спорте;

в) предоставление информации для Российской Федерации, которая способствовала укреплению ее обороноспособности и безопасности».

Внесение указанных изменений обусловит привлечение в Российскую Федерацию экономически состоятельных людей либо людей, которые могут быть успешными в спорте или обладают определенными знаниями, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию страны.

Наряду с приемом в гражданство в общем порядке существует также прием в гражданство в упрощенном виде, который позволяет некоторым категориям лиц приобрести гражданство Российской Федерации без соблюдения определенных требований, предъявляющихся к лицам, желающим получить гражданство в общем порядке.

В пункте «в» ч. 1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» закреплена норма, позволяющая лицам, которые являются гражданами государств, входивших в состав СССР и получивших среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г., получить российское гражданство без соблюдения сроков проживания.

Приведенное положение также вызывает определенные нарекания, поскольку нарушает права лиц, получивших образование до 1 июля 2002 г.

При этом мы согласны И.С. Дальдиновой, которая считает, что данное положение противоречит принципу равенства прав и свобод человека и гражданина, закрепленному в ст. 19 Конституции РФ4.

Было бы логично лиц, получивших такое образование, освободить от требования, связанного с подтверждением знания русского языка, поскольку нет сомнений в том, что за время обучения они им овладели.

В заключение отметим, что устранение указанных проблем законодательства о гражданстве внесет определенный вклад в дело конкретизации правовых норм, а это в свою очередь будет способствовать реализации права на гражданство.

1 См.: Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СПС «Гарант».

2 Ванюшин Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной миграционной службы в его реализации: Дисс. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 88-89.

3 См.: Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325.

4 Далъдинова И.С. Конституционно-правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации: Дисс. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 126.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

naukarus.com

Смотрите так же:

  • Заявление на субсидию в электронном виде Заявление на субсидию в электронном виде В связи с повышением стоимости коммунальных услуг украинцы обращаются в органы социальной защиты для оформления субсидии. Чтобы получить компенсацию, потребитель должен заполнить заявление и […]
  • Должен уплатить неустойку Считаем и взыскиваем неустойку Стороны часто предусматривают в договоре неустойку (штраф, пени), чтобы обеспечить исполнение друг другом принятых по договору обязательств. Кроме того, есть установленные законом проценты за пользование […]
  • Интеллектуальная собственность институт права Электронная библиотека Система правовой охраны интеллектуальной собственности – четыре самостоятельных института, представляющих российское законодательство об интеллектуальной собственности: Законодательство о средствах индивидуализации […]
  • Закон 44 статья 62 Законно ли отклонять заявку участника? 44 ФЗ ст 62 Здравствуйте! Помогите разобраться с проблемными вопросами по 44 фз. Подскажите, если участник аукциона не предоставил декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, […]
  • Нотариус первомайская Нотариус первомайская Пн-Пт: 10.00-19.00, перерыв 13.00-14.00, Cб: 10.00-17.00 (без перерыва) Вс: 11.00-17.00 (без перерыва) ул. Первомайская, д. 116А. Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте нотариуса г. Москвы Швачкиной Марины […]
  • Правила дифференцирования с примерами Правила дифференцирования с примерами На этом занятии мы будем учиться применять формулы и правила дифференцирования. Примеры. Найти производные функций. 1. y=x 7 +x 5 -x 4 +x 3 -x 2 +x-9. Применяем правило I, формулы 4, 2 и 1. […]