Закон по борьбе с терроризмом 2014

Основные законы по противодействию терроризму. Досье

В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и др.

7 августа 2001 года подписан Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

21 ноября 2002 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», согласно которому тела убитых террористов не выдаются и о месте их захоронения не сообщается. В августе 2011 года вышло постановление правительства РФ, регламентирующее место захоронения террористов. В документе эти люди названы «лицами, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта». Данные поправки определяют ответственных за место тайных похорон террористов. Согласно постановлению это решают органы, проводящие предварительное следствие.

После теракта в Беслане 1 сентября 2004 года (тогда погибли 334 человека, в том числе 186 детей, 11 сотрудников ФСБ, были ранены более 700 человек), принят новый закон «О противодействии терроризму» (6 марта 2006 года). В соответствии с документом и сопровождающим его указом «О мерах по противодействию терроризму» главной ответственной структурой за борьбу с терроризмом была определена Федеральная служба безопасности. Кроме того, создана координационная межведомственная структура — Национальный антитеррористический комитет (НАК).

30 декабря 2008 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму». В документе речь, в частности, идет о том, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ («террористический акт»), ст. 206 («захват заложника»), ст.208 («организация незаконного вооруженного формирования»), ранее рассматриваемые судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, в соответствии с принятым законом будут рассматриваться коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

5 октября 2009 года президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в России, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

14 июня 2012 года подписан Указ президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

2 ноября 2013 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающие новые наказания за террористическую деятельность. Согласно закону, обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного в результате теракта, возлагается на родственников и близких террористов «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества». Документ также устанавливает механизм проверки законности происхождения имущества родственников террористов. Помимо этого, нормативный акт вносит поправки в ряд российских законов, включая Уголовный кодекс. В частности, за прохождение обучения с целью занятия террористической деятельностью предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафа до 500 тыс. рублей. Лица, уличенные в создании террористической организации или сообщества, будут наказываться лишением свободы от 15 до 20 лет и штрафом до 1 млн рублей. Участие в террористическом сообществе или организации влечет за собой лишение свободы от 5 до 10 лет и штраф до 500 тыс. рублей.

5 мая 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, направленных на борьбу с терроризмом. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие «террористического акта». За совершение преступлений террористической направленности, а также за финансирование терроризма наказание было увеличено до 15-20 лет лишение свободы. Для предотвращения финансирования терроризма была введена обязательная идентификация для платежей, превышающих 15 тыс. руб. Тогда же был утвержден так называемый «Закон о блогерах», который регламентировал обязательное хранение в течение шести месяцев информации о пользователях и их активности сети, а также разрешал органам правопорядка получать их для оперативной деятельности без разрешения суда.

25 ноября 2014 г. президентом РФ был подписан закон, направленный на усиление мер противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. В частности, за их изготовление было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет и штрафом до 500 тыс. руб.

31 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещавший руководителем общественных или религиозных объединений, ранее признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы других юридических лиц в течение 10 лет.

tass.ru

Терроризм и закон: как разные страны борются с экстремистами

Теракт на борту российского самолета («Авиакатастрофа в Египте: почему упал Airbus «Когалымавиа») привел к гибели 224 человек, а атаки террористов в Париже вызвали закономерную реакцию со стороны властей: во многих странах синхронно заговорили о необходимости усиления антитеррористического законодательства – кроме России. Насколько сильна законодательная база в этой области сегодня, какими мерами разные страны борются с терроризмом и чего ждать в области законодательства после терактов?

Найти и уничтожить

После терактов в Париже экс-президент Франции Николя Саркози выдвинул нестандартное предложение. В эфире главного французского телеканала TF-1 он посоветовал надевать на радикальных исламистов специальные электронные браслеты – чтобы контролировать потенциальных преступников и избежать новых терактов. Следует ли «окольцевать» все 11,5 тысячи человек, которые значатся в списке представляющих угрозу безопасности страны, теракты в которой приобрели пугающую регулярность, Саркози не уточнил. Что делать с теми, кто теракт уже совершил, подсказал накануне российский президент Владимир Путин. Он приказал искать этих людей по всему миру вне зависимости от географии, без какого-либо срока давности, и найденных уничтожить – во всяком случае, так передал слова главы государства его пресс-секретарь Дмитрий Песков. И у России, и у Франции, которые были практически синхронно атакованы террористами, существуют и устоявшиеся правовые способы решения связанных с терроризмом вопросов. Какими законодательными методами страны пытаются бороться с терроризмом, насколько быстро можно дойти до тотального контроля за всеми врагами народа и какими будут правовые последствия терактов в России и Европе?

Россия: в авангарде антитеррористического законотворчества

«Законодательное обеспечение противодействия терроризму в России достаточно и не требует дополнительных решений со стороны парламента» – об этом заявил на этой неделе Константин Косачев, глава комитета Совета Федерации по международным делам, по итогам совместного заседания своего и оборонного комитетов. В противовес ему сегодня в Госдуме подготовили пакет поправок, ужесточающие статьи УК о террористах, их пособниках и приверженцах. Такие преступления депутаты предлагают перевести в категорию тяжких. Наказание за них составит от пяти лет тюрьмы. За последние два десятилетия в России сформировался значительный пакет антитеррористических законов. Практически каждый очередной законопроект был следствием теракта.

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» появился в России в 1998 году. Именно в нем были однозначно сформулированы сами понятия террористической деятельности и теракта, а также основы борьбы с терроризмом и координация действия органов власти. В 2001 году взялись и за финансовую сторону вопроса: 7 августа был подписан Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». А еще через год власти занялись похоронами террористов: 1 ноября 2002 года в закон добавили указание о тайне их захоронения.

Новый закон «О противодействии терроризму» появился после одного из крупнейших российских терактов – захвата школы в Беслане 1 сентября 2004 года. Жертвами теракта тогда стали 335 человека, ранения получили еще 700 человек. Закон от 6 марта 2006 года и сопровождающий его указ назначили ответственных за борьбу с терроризмом: основным «борцом» на федеральном уровне ожидаемо стала Федеральная служба безопасности. Также в стране появился Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Позже появились и разъяснения по поводу рассмотрения террористических дел в судах. Подписанный 30 декабря 2008 года закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму» разъяснял, что уголовные дела о преступлениях по ст. 205 УК РФ (террористический акт), ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), которые до этого рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, отныне передавались в ведение коллегий из трех судей федерального СОЮ. В октябре 2009 года Россия обзавелась и собственной Концепцией противодействия терроризму, а в 2012 году в свет вышел указ «О порядке установления уровней террористической опасности…», вводящий систему предупреждения о вероятности теракта.

2 ноября 2013 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он существенно ужесточил антитеррористическое законодательство, предусматривал новые наказания за террористическую деятельность: по его положениям возмещать вред после теракта, в том числе и моральный, должны родственники и близкие террористов «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества». Эксперты раскритиковали закон из-за его несоответствия международным юридическим принципам, таким как, например, презумпция невиновности, и замещения его принципом коллективной ответственности, а также возможностей для злоупотреблений со стороны правоохранителей.

Последние существенные дополнения в антитеррористическое законодательство появились в 2014 году – после серии терактов в Волгограде, в результате которых погибли 34 и получили ранения более 70 человек. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие «террористический акт». Наказание за совершение теракта и его финансирование увеличили до 15–20 лет тюрьмы. Кроме того, теперь платежи на сумму более 15 тыс. руб. должны были проходить обязательную идентификацию.

Тогда же появился и небезызвестный «Закон о блогерах». Согласно закону, информация о пользователях и их активности в Сети должна храниться минимум полгода, и для ее получения правоохранительным органам не требуется разрешение суда. В ноябре 2014 года были также усилены меры противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. За их изготовление грозит теперь до 12 лет тюрьмы и штраф до 500 тыс. руб. Зимой 2014 года появился и еще один закон, запрещающий руководителям организаций, признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы управления других юрлиц в течение 10 лет.

О богатой судебной практике по террористическим статьям говорить не приходится: «В реальности спецслужбы практически не доводят дела о терроризме до суда, существует целая практика «уничтожения» подозреваемых на месте и объяснения их преступлений постфактум, когда нам остается только верить силовикам на слово», – говорит Игорь Трунов, председатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры».

Последние изменения в российском антитеррористическом законодательстве порадовали далеко не всех: в СМИ заговорили о полицейском государстве и истерии на почве борьбы с терроризмом. Однако сегодня после крушения в результате теракта самолета с российскими туристами дискуссии подобной тональности едва ли будут поддержаны. Кстати, в самом Египте, откуда и отправлялся самолет, в этом году вступил в силу новый антитеррористический закон. Он предполагает наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения для тех, кого суд – проводимый по ускоренной схеме – признает виновными в организации и руководстве террористической группировкой. Участие в террористической деятельности карается лишением свободы на 10 лет. Журналистам, рассказывающим о нападениях боевиков не с официальной точки зрения, грозит штраф как минимум на 25 тыс. египетских фунтов. Впрочем, как показала практика, действиями закона едва ли можно напугать террористов-смертников.

Франция: строгость не сработала

Парижские теракты заставили президента заговорить и о расширении полномочий государства при применении чрезвычайных мер, в том числе ареста и обысков. До сих пор полномочия эти были довольно ограниченны, а режим чрезвычайного положения мог быть введен по закону от 1955 года не более чем на 12 дней. Предполагает режим ЧП и дополнительные полномочия представителей власти: они получают право перекрывать пешеходное и автомобильное движение, закрывать мероприятия и собрания, проводить задержания и обыски и контролировать работу СМИ. Чтобы продлить режим ЧП, депутатам пришлось пересмотреть закон: решение о продлении режима чрезвычайного положения на три месяца было принято 19 ноября Национальным собранием Франции.

Интересно, что недостатком антитеррористических законов Франция не страдает. Первый из них, существенно ограничивающий свободу прессы, был принят еще в XIX веке, во времена Третьей республики, и должен был помочь борьбе с анархистами. Сегодня магистраты из антитеррористического подразделения Минюста имеют право задержания подозреваемых в «сговоре с террористическими целями» при наличии улик, позволяющих предположить такой сговор. С 1986 года – закон «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» французские юристы считают основным в широкомасштабном наступлении на терроризм – французское законодательство, контролирующее борьбу с терроризмом, было серьезно ужесточено.

Сегодня, когда, согласно данным Европола (полицейской службы ЕС), Франция занимает первое место в Европе по числу приверженцев радикального ислама, подобная политика актуальна, как никогда. Ранее же свет увидели целых 14 законов, принятых, как и в России, на злобу дня. Первым толчком к репрессивным мерам стала серия взрывов в парижском метро в 1995 году, устроенная членами Вооруженной исламской группы (восемь человек погибли, около 200 пострадали).

Закон от 22 июля 1996 года ввел в юридический арсенал понятие «преступного сообщества, связанного с терроризмом», а власти получили право применять упреждающие меры, в частности лишать гражданства. Николя Саркози, который во времена лондонских терактов летом 2005 года, когда террористы-смертники взорвали метро с автобусом и убили 52 человека, а ранили около 700, возглавлял МВД Франции, продолжил развивать антитеррористическое законодательство, в рамках очередного законопроекта обязав операторов телефонной связи и провайдеров сохранять данные в течение года, а также облегчив условия установления видеонаблюдения. Увеличивал срок временного задержания подозреваемых в терроризме с четырех до шести суток закон от 2006 года. Он же разрешал открывать огонь по автомобилям, которые не останавливаются по требованию полицейского кордона. Дальнейшие ужесточения последовали в 2008 году: тогда в антитеррористический арсенал добавляются меры по контролю на международных железнодорожных линиях. Французские полицейские получили право проверять документы у пассажиров не только на национальной территории, но и на территории других государств в 20-километровой зоне от национальных границ.

Однако новым этапом французского антитеррористического законодательства стал закон от 4 ноября 2014 года «О борьбе с терроризмом». Он ввел запрет кандидатам в джихадисты, которые отправляются в Сирию или Ирак, покидать территорию Франции. Также он допускает возможность внесудебной блокировки исламистских веб-сайтов. В целом во французском УК терроризму посвящен целый раздел, содержащий определения в том числе и экологического терроризма и распространяющийся не только на физических, но и на юридических лиц: их ответственность возникает в случае пособничества террористам названием, репутацией или деньгами.

Великобритания и Германия: превентивные меры

Изначально антитеррористическое законодательство Великобритании создавалось как временное и чрезвычайное – даже законы действовали в течение всего 12 месяцев, хотя по воле премьера продлевать их действие на такой же срок можно было неограниченное число раз. Применялись они главным образом к ирландскому терроризму. Сегодня же нормы приобрели постоянный характер и универсальность: закон 2000 года, первый постоянно действующий акт, ставший реакцией на теракты в США 11 сентября, распространил его действие на международный и внутренний терроризм. С тех пор террористическое законодательство изменялось несколько раз, пройдя путь от чрезмерного, по мнению британцев, ужесточения к сглаживанию перегибов. Последние поправки в него, спровоцировавшие жесткую дискуссию из-за существенного расширения полномочий силовых ведомств, были приняты в Великобритании в текущем году: в силу вступил Закон о безопасности и противодействию терроризму (Counter-Terrorism and Security Act 2015).

Закон дает представителям власти право временно изымать документы, если лицо подозревается в намерении покинуть страну для ведения террористической деятельности, или же запретить въезд в страну на два года. Также раширены возможности Минюста по получению доступа к интернет-данным пользователей и введению в действие схемы, по которой авиаперевозчикам могут запретить брать на борт как конкретных британских граждан, так и граждан определенной национальности. Займутся в Великобритании и профилактикой терроризма: местные власти, тюрьмы, больницы и школы обязаны вести профилактическую работу для недопущения экстремистской деятельности.

На немецкое законодательство, объемно определяющее ответственность за преступления террористического характера, тоже повлияли события 11 сентября 2001 г. в США – после них Бундестаг принял Закон от 10 декабря 2001 г. «О финансировании борьбы с терроризмом». Финансировать антитеррористическую деятельность закон предлагал из средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога. Действие закона, который многие считали «ужасом для прав человека», тем не менее продлили: благодаря его положениям удалось предотвратить не один теракт в Германии, сочли в правительстве. Закон позволял госструктурам получать информацию о подозреваемых в терроризме – от банковских данных до активности в интернете и даже отслеживать местоположение их мобильных телефонов. Эти данные могут храниться до 15 лет. Хотя за 10 лет действия закона в полной мере этими возможностями воспользовались лишь 80 раз, меры оказались эффективны, заверили в германском министерстве внутренних дел.

Израиль: богатый опыт

Израиль представлял собой объект для террористических атак уже с момента основания. Сообщения о терактах оттуда воспринимаются скорее как правило, а не исключение, а доказательством эффективности антитеррористической политики является само существование Израиля. В 1948 г. Временный государственный совет Израиля издал Указ «О предотвращении терроризма». В 70-х годах XX века в стране появились специальные антитеррористические подразделения: одно – в составе полиции, второе – в составе спецназа Генерального штаба Армии обороны Израиля, третье – в составе спецназа ВМС страны. В 1985 г. была создана еще и школа антитеррористической борьбы, централизовавшей подготовку специалистов по противодействию террористической деятельности. Действия спецслужб по предотвращению терактов, как правило, характеризуются жесткими контрударами и предупреждающими операциями на фоне практически полного отсутствия ограничений в полномочиях. Законодательно терроризм в Израиле стараются уничтожить на начальных этапах его формирования: так, поддержкой террористов считается выражение одобрения насильственным действиям и демонстрация солидарности с террористами в любой форме. Бороться с терроризмом пытаются и через контроль за оружием: тем, кто хочет вынести нож за пределы дома и двора, придется объясняться с сотрудниками полиции, причем неудачное объяснение может закончиться 5-летним тюремным сроком. Наказание последует и за попытку посеять панику среди населения.

США: нулевая толерантность

Антикоррупционное законодательство США, сформированное в его сегодняшнем виде после терактов 11 сентября, остается одним из самых жестких в мире. Структурно оно объединяет федеральные акты и законы, действующие на уровне штатов. Основным законом остается Акт о патриотизме 2001 года, дававший спецслужбам карт-бланш практически на любые действия, которые могли бы помочь в предотвращении терактов. Он был направлен в значительной степени на регулирование деятельности спецслужб по выявлению групп террористов через отслеживание их активности в интернете – в том числе проверку электронной почты подозреваемых в причастности к террористической деятельности. При этом появилась возможность при наличии чрезвычайных обстоятельств вести розыск подозреваемых без судебного ордера, а только лишь с санкции прокуратуры, что нередко вызывало критику правозащитников.

Изначально его приняли на четыре года, но потом действие закона продлили еще на 10 лет, превратив 14 из 16 его статей в постоянные. Сроки для временных положений истекли 1 июня этого года – но ненадолго. Уже на следующий день был принят закон, продлевающий аннулированные положения до 2019 года. За бортом остались лишь возможности телефонной прослушки для АНБ: сохранять необходимые данные теперь будут телекоммуникационные компании, которые будут предоставлять информацию по решению суда.

Когда в стране ЧП

В ночь на 1 июня 2012 года в Египте официально отменили режим чрезвычайного положения, введенный после убийства президента Анвара Садата в 1981 году. Просуществовал он рекордный срок – более трех десятилетий, а число политзаключенных за это время составило по ряду оценок около 30 000. При этом законы, действовавшие в условиях режима ЧП, – например, возможность проводить процессы в отношении гражданских лиц в военных трибуналах – действуют по сей день. Существенно ограничивающий права человека режим довольно часто вводится вследствие терактов: в США он продлевался до 2013 года, сколько раз режим ЧП продлят во Франции, непонятно, как неясно и то, последуют ли другие страны Европы примеру соседа, – на сегодня о вероятности введения ЧП заявляла Бельгия. Тем не менее уже сегодня можно предположить, что ужесточение законодательства произойдет и будет носить скорее перманентный, чем временный характер.

Одним из главных правовых последствий терактов в Европе может стать выработка единой стратегии действий по борьбе с терроризмом как минимум в рамках ЕС. До тех пор, пока единства в этом вопросе нет, о сколько-нибудь системной борьбе с этим явлением говорить сложно: те, кто участвовал в терактах в Париже, могут просто отсидеться и спланировать новые действия на территории Бельгии, абсолютному лидеру по числу на тысячу жителей радикальных мусульман, воевавших в Сирии и Ираке на стороне ИГ. В эту страну, по мнению представителей власти этой страны, ведут следы террористов.

Едва ли стоит исключать и наращивания роли силовых ведомств. В пользу такого варианта развития событий говорят и последние заявления французского президента об увеличении численности полиции, и бельгийские попытки справиться с радикализмом, и заявления европейских политиков о необходимости создания в ЕС армии. В целом стоит ожидать ужесточения законодательства по образцу США и приближения к тоталитарному варианту действий спецслужб, что многим видится логичным при нынешнем уровне террористической опасности.

pravo.ru

ФЗ-35 «О противодействии терроризму»

Терроризм — политика, созданная с целью систематического применения террора. Термин «терроризм» часто используется в юридической области. Однако на практике его значение до настоящего времени остается неоднозначным. Синонимом к слову «террор» может быть «запугивание» и «насилие».

В России терроризм означает совокупность методов насилия. Также практикуется воздействие на общественное сознание. При помощи органов местного самоуправления, международных организаций и правовых документов, используют силовое воздействие на устрашение населения. Применяются и иные формы противоправных насильственных действий, которые определяются в законе «О противодействии терроризму».

Описание закона

Закон был принят Государственной думой 26 февраля 2006 года. Действующий ФЗ №35 устанавливает главные аспекты, способствующие выполнению условий защиты от террористических действий. Также используются организационные и правовые принципы, при помощи которых проводятся профилактические мероприятия для устранения терроризма в стране. Последние изменения вступили в силу 6 июля 2016 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ-35 «О противодействии терроризму» рассматривает следующие вопросы:

  • В законе перечислены основные понятия;
  • Описываются предложения по организационным действиям для защиты населения от террористических действий;
  • Предлагаются способы защиты от террористических действий в воздушной, подводной и наземной среде;
  • Описаны условия, способствующие проведению контртеррористической операции;
  • В законе предусмотрена ответственность компаний и организаций за причастность к террористическим действиям;
  • Описаны способы вознаграждения в случае содействия в борьбе с терроризмом.
  • ФЗ-35 «О противодействии терроризму» гласит о том, что Российская Федерация сотрудничает с зарубежными странами в сфере противодействия терроризму на основании международных договоров.

    В списке значатся:

    • Иностранные государства;
    • Специальные службы;
    • Правоохранительные органы.

    Следует отметить, что Россия руководствуется интересами в области повышения безопасности каждого гражданина, общества в целом и государства. Если на территории РФ находятся обвиняемые или подозреваемые лица, которые причастны к терроризму, Правительство РФ устанавливает для них жесткие условия и правила существования. Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по следующей ссылке.

    Последние изменения в ФЗ-35 «О противодействии терроризму»

    Следует отметить, что значительные изменения, внесенные в Федеральный закон о терроризме, вступили в силу 20 июля 2016 года. Был изменен перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму.

    6 июля 2016 года была изменена часть 3 статьи 15.

    В ст 15 действующего закона описываются силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Чтобы предотвратить действия террористических групп, используются средства федеральной службы безопасности.

    Также создается группировка сил и средств. В их состав включаются воинские части, подразделения и соединения Вооруженных Сил РФ. Сюда относятся и подразделения федеральных органов исполнительной власти, которые решают вопросы в сфере обороны, безопасности, внутренних дел для обеспечения деятельности войск национальной гвардии РФ.

    Подразделения Вооруженных сил РФ защищают не только территорию, но и население от возможных чрезвычайных ситуаций, появлению которых способствуют террористические группировки. Также обеспечивается пожарная безопасность и защита людей на водных объектах.

    Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ РФ о противодействии терроризму с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей ссылке.

    210fz.ru

    Государственный университет управления

    Дополнительное и бизнес образование

    О противодействии терроризму и экстремизму

    Проблема противодействия терроризму и экстремизму в РФ — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Раздел создан с целью противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма, а также для продвижения доступной для понимания пользователей информации о позиции научного сообщества по проблематике антитеррористической деятельности, ее социально-экономических аспектах, эффективности действий всех ветвей российской власти на данном направлении.

    Федеральные законы

    Документы ГУУ

    Списки террористических организаций и материалов

    Библиография

    Открытая лекция на тему: «Современные экстремистские направления и признаки их деятельности»

    13 апреля 2017 года, в зале Музея ГУУ пройдет лекция по вопросам борьбы с проявлениями национализма, экстремизма и пропагандой терроризма….

    VI ежегодный фестиваль Дружбы народов

    11 мая Клуб интернациональной дружбы при поддержке Центра учебно-воспитательных программ Государственного университета управления проводит VI ежегодный фестиваль «Дружбы народов ГУУ»….

    Всероссийский форум патриотических клубов

    С 4 по 6 декабря в рамках празднования 75-летнего юбилея битвы под Москвой в ГУУ прошел Всероссийский форум патриотических клубов….

    Митинг в память жертв Бесланской трагедии

    3 сентября 2016 года на площади кампуса ГУУ состоялся памятный митинг, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом, состоялся 3 сентября на площади кампуса ГУУ….

    Маяки дружбы. Башни Кавказа

    С 5 по 15 августа 2016 года на территории республик Ингушетия (Джейрахский район, н.п. Хамхи и Лейми) и Северная Осетия-Алания (Алагирский район,…

    V ежегодный фестиваль Дружбы народов

    12 мая Клуб интернациональной дружбы при поддержке Центра учебно-воспитательных программ Государственного университета управления провел V ежегодный фестиваль «Дружбы народов ГУУ»….

    guu.ru

    Публикации

    Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

    «Терроризм, став неотъемлемой частью происходящих в стране процессов, начинает занимать доминирующее положение среди угроз общественной и национальной безопасности России», – так сформулировали необходимость принятия закона «О борьбе с терроризмом» его авторы, Виктор Илюхин (КПРФ) и Алексей Митрофанов (ЛДПР).

    В Госдуме второго созыва проект этого закона рассматривался в сентябре 1997 года. По словам докладчика, Виктора Илюхина, он был разработан, наряду с депутатами, ведущими специалистами и учеными, занимающимися проблемами «предупреждения и пресечения наиболее опасных форм проявления насилия, политического и иного шантажа и недопустимого воздействия на российских граждан».

    Авторы исходили из посыла, что терроризм превратился в «массовое явление, наносящее огромный и непоправимый моральный, физический и материальный вред нашему обществу, а также единству и территориальной целостности Российского государства». В подтверждение этого тезиса были приведены следующие цифры и факты. В 1994 году было убито 28 банкиров, в 1995 году – 41, в 1997 году уже 50 работников кредитно-финансовой системы. За период с 1992 года на территории Российской Федерации совершено свыше 20 крупных терактов, вызвавших многочисленные жертвы. К проявлениям терроризма можно отнести значительную часть из 886 криминальных взрывов, прогремевших в прошлом году на улицах и в домах российских городов, которые унесли жизни более 140 граждан, а более 550 человек были ранены. Только в первом квартале текущего года органами Федеральной службы безопасности было получено свыше 350 сигналов о подготовке актов терроризма. Возбуждено 63 уголовных дела. Постоянно увеличивается число похищенных людей: в 1994 году их было 500, в 1996 году уже 766. Не ослабевает проблема предупреждения захвата заложников: в 1996 году было 99, а за четыре месяца только этого года – 49 случаев.

    Что и говорить, картина апокалиптическая. Что же предлагали разработчики для борьбы в этими угрозами?

    Для начала напомним, что в Европейской конвенции о пресечении терроризма, принятой в 1997 году в Страсбурге, содержится предложение осудить терроризм в любых его формах и проявлениях и принять эффективное внутреннее законодательство по его предупреждению. Россия взяла на себя подобное обязательство. Во исполнение его и был разработан законопроект «О борьбе с терроризмом».

    Авторы проекта попытались дать определение терроризма более широким, чем в Уголовном кодексе: в частности, раскрыто понятие террористической деятельности, которого нет в УК. Дано понятие международной террористической деятельности. Закреплен перечень субъектов, ведущих непосредственную борьбу с терроризмом (правоохранительные органы, МВД, спецслужбы).

    Разработчики отказались от идеи формирования единого специального органа по борьбе с террором. Но вместе с тем деятельность межведомственной антитеррористической комиссии была закреплена на федеральном уровне, при Правительстве РФ. Аналогичные комиссии первоначально предлагалось создавать и в субъектах РФ.

    Надо сказать, что организационная работа над законопроектом была проделана немалая. В его подготовке участвовали представители ФСБ, МВД, ГРУ, СВР, Генпрокуратуры, Минюста, Верховного Суда, других заинтересованных министерств и ведомств. Проект федерального закона «О борьбе с терроризмом» направлялся в 33 министерства, ведомства, комитеты Государственной Думы и Совета Федерации.

    Тем не менее вопросов у депутатов было немало, причем от разных фракций. Что дополнительно дает закон правоохранительным органам? Что сейчас мешает работать антитеррористическому центру ФСБ? Не кажется ли вам, что, нагромождая дополнительные органы, мы усиливаем неразбериху? К террористической деятельности относится организация незаконных вооруженных формирований – подпадают под эту статью существующие де-факто Вооруженные силы Чеченской Республики? Не кажется ли авторам, что целесообразно этот закон принимать в пакете с другими законами, которые уничтожали бы и причины, порождающие терроризм? Все-таки что считать терроризмом? В тексте есть фраза: дестабилизация социально-политической обстановки. То, что люди будут высказывать свои точки зрения, будут выходить защищать свои права — все это можно отнести к терроризму? И т.д.

    При обсуждении законопроекта мнения были высказаны разные. Леонид Маркелов (ЛДПР) заявил, что ему непонятно, какие еще права и полномочия нужны сегодня нашим правоохранительным органам, чтобы привлекать к уголовной ответственности преступников и усомнился в том, что этот закон действительно будет тем механизмом, который позволит эти вопросы решить.

    Сергей Ковалев (независимый депутат) выразил глубокие сомнения относительно концептуальных положений предлагаемого закона, которые не позволяют ему проголосовать «за». По его словам, власть декларирует своей главной целью уничтожение террористов во что бы то ни стало, но приоритетом такого рода законопроектов должно быть спасение жизни мирных граждан.

    На этом, пожалуй, список критиков законопроекта можно считать исчерпанным. Несколько замечаний, касающихся норм по возмещению вреда лицам, которые косвенно пострадали при антитеррористической операции, высказал Борис Мисник («Яблоко»). И предложил внести их в виде поправок ко второму чтению.

    Ряд депутатов высказал мнение, что законопроект избыточен, поскольку действующее законодательство достаточно регулирует борьбу с терроризмом в целом. А детали достаточно прописать в постановлениях Правительства и ведомственных инструкциях.

    В целом же лейтмотивом обсуждения были неоднократные напоминания о том, что с законопроектом согласились все федеральные органы, спецслужбы, занимающиеся этими вопросами, и они полагают, что закон такой необходим.

    Представитель Президента РФ в Госдуме Александр Котенков обратил внимание депутатов на некоторые конституционные аспекты, без решения которых дальнейшее прохождение законопроекта проблематично. Прежде всего, он внесен без необходимого в этом случае заключения Правительства. И хотя авторы говорят, что дополнительных средств не потребуется, тем не менее законопроект содержит положение о финансировании.

    Далее Котенков остановился на трех конституционных положениях. Речь идет, во-первых, о перечне органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, и их компетенции. Здесь неточные юридические формулировки президентская сторона расценила как вмешательство в полномочия Президента и Правительства. В-вторых, образование антитеррористических комиссий в регионах — это отступление от Конституции РФ, статья 77 которой гласит, что субъекты РФ самостоятельно определяют структуру и систему органов власти у себя и сами создают эти органы. И в третьих — положение, которым предписывается компенсировать ущерб, причиненный гражданам в результате антитеррористических операций, из бюджетов субъектов Федерации — это также недопустимое вмешательство в их компетенцию.

    Котенков подчеркнул, что все замечания Президента носят конституционный характер, поэтому к ним следует отнестись достаточно внимательно. Но все они могут быть разрешены при доработке законопроекта.

    В первом чтении проект закона «О борьбе с терроризмом» был принят убедительным большинством в 374 голоса.

    Демократические и правозащитные организации критически восприняли данную законодательную инициативу. Так, известный правовед, правозащитник и политик Борис Золотухин, ведущий эксперт Центра законодательной и парламентской работы, в своем заключении на этот документ писал: «Законопроект требует создания Межведомственной антитеррористической комиссии РФ при Правительстве РФ во главе с заместителем председателя Правительства. При этом руководитель существующего Антитеррористического центра из сравнительно скромного чиновника ФСБ становится по должности первым заместителем вице-премьера, т.е. получает статус министра. И, хотя формально Антитеррористический центр остается в составе ФСБ, фактически выходит из-под контроля его руководства, так как отчитывается за свою деятельность перед Президентом и палатами Федерального Собрания. Поскольку органы исполнительной власти, согласно Конституции, законодательной власти не подотчетны, антиконституционный реверанс в сторону законодателей откровенно направлен на облегчение прохождения законопроекта через парламент.

    Об эффективности деятельности предполагаемой Комиссии можно судить по ее составу. Членами комиссии должны стать заместители министров и руководителей федеральных ведомств числом тридцать один, включая заместителей министров финансов, экономики и заместителя Председателя Центробанка.

    По сути дела законопроект представляет собой ведомственное положение об органах по борьбе с терроризмом и инструкцию по проведению контртеррористических операций, возведенные на уровень федерального закона.

    Рассматриваемый законопроект представляет собой выразительный пример закулисного лоббирования ведомственных интересов через политические силы в парламенте».

    Доработка проекта закона «О борьбе с терроризмом» была существенной, судя по тому, что второе чтение состоялось без малого год спустя, летом 1998 года.

    Виктор Илюхин проинформировал коллег о наиболее существенных изменениях, внесенных в том числе с учетом поправок Президента РФ: уточнено понятие «терроризм», оно стало ближе к имеющемуся в Уголовном кодексе; устранены противоречия с Конституцией РФ в части вмешательства в компетенцию субъектов РФ.

    Законопроект, на сей раз без вопросов и обсуждений, был принят во втором, а спустя неделю — в третьем чтении. В таком же формате он получил одобрение Совета Федерации, был оперативно подписан Президентом и в июле того же 1998 года вступил в силу. И действовал вплоть до 2006 года, когда был принят новый закон – «О противодействии терроризму».

    rapsinews.ru

    Смотрите так же:

    • Закон и порядок енисей Закон и порядок енисей Родился 25 декабря 1958 года в городе Алдан Якутской ССР. В 1976 году окончил среднюю школу.1977-79 - служба в рядах Советской армии.С 1979 по 1984 гг - студент Красноярского Политехнического Института.В апреле 2003 […]
    • Предмет экологическая экспертиза Экологическая экспертиза, предмет и задачи. Цели, критерии и типы экологической экспертизы ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Лекция 8 Дополнительная Основная СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Калмыков С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование […]
    • Ленинского районного суда города самары Ленинский районный суд г. Самары Самарской области Народный суд Ленинского района г.Куйбышева был образован на основании закона о судопроизводстве РСФСР, принятого Указом Президиума Верховного Совета от 28.10.1960г. на базе слияния […]
    • О юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. N 59/38 "Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности" Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. N 59/38"Конвенция ООН о юрисдикционных […]
    • Приказ минздрав россии 302н Приказ 302н от 12.04.11 ПРИКАЗ от 12 апреля 2011 г. N 302н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ И РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ […]
    • 283 статья ук рф что это 283 статья ук рф что это 1. Состав этого преступления имелся в УК РСФСР в разделе иных государственных преступлений (ст. 75). В УК этот состав включен в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства […]