Задачи по генетике на наследование признаков сцепленных с полом

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. — 9 класс Пасечник (рабочая тетрадь)

136. Рассмотрите в учебнике схему расщепления по признаку пола. Проанализируйте ее и определите, чем отличаются хромосомные наборы у самца и самки дрозофилы.
Самки дрозофилы могут производить только 1 вид гамет (с Х половой хромосомой), их называют гомогаметным полом. Самца производят 2 вида гамет, их называют гетерогаметным полом (Х, Y половые хромосомы). Если при оплодотворении с яйцеклеткой сольется сперматозоид с Х-хромосомой, то разовьется самка, если с Y- то самец. То есть пол будущей особи определяется во время оплодотворения.

137. Запишите, как называются хромосомы:
Одинаковые у обоих полов – аутосомы.
Разные у обоих полов – половые хромосомы.

138. Прочитайте условие задачи. Проанализируйте условие задачи и заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.
У человека ген, вызывающий гемофилию, рецессивен и находится в Х-хромосоме, а альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын альбинос и гемофилик. 1) Какова вероятность (%) того, что у их следующего сына проявятся оба аномальных признака? 2) Какова вероятность (%) рождения в этой семье здоровых дочерей?

Решение:
Х° — наличие гемофилии (рецессивен), Х – отсутствие гемофилии.
А – нормальный цвет кожи
а – альбинос.
Генотипы родителей:
Мать — Х°ХАа
Отец – ХУАа.
Составим решетку Пеннета

Ответ: вероятность проявления признаков альбинизма и гемофилии (генотип Х°Уаа) – у следующего сына — 6. 25%. Вероятность рождения здоровых дочерей – (генотип ХХАА) – 6, 25%.

139. Решите задачу.
У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова. 1) Какова вероятность (%), что сын унаследует вышеуказанный признак от отца? 2) Какова вероятность (%) рождения в этой семье дочери с отсутствием потовых желез?

Решение.
Гены:
Х – отсутствие болезни
Х° — болезнь.
Так как признак сцеплен с Х хромосомой, и болен сын, значит мать – носитель болезни (гетерозигота). Генотипы родителей и потомства:

Расщепление: больных дочерей 25%, дочерей носителей 25%, больных сыновей 25%, здоровых сыновей 25%.
1) 25
2) 25.

140. Решите задачу.
У кошек гены рыжего и черного цвета аллельны и локализованы в Х=хромосоме. Они передаются независимо, в связи с чем гетерозиготы имеют пеструю окраску. 1) Какое количество разных фенотипов можно получить при скрещивании трехцветной кошки с черным котом? 2) Какова вероятность (%) появления трехцветного кота?

Решение.
Х – черный цвет, Х° — рыжий цвет, Х°Х – пёстрый цвет.
Генотипы родителей и потомства:

1 пёстрая кошка: 1 черная кошка: 1 рыжий кот: 1 черный кот.
Ответ:
1) 3
2) 0.

biogdz.ru

План-конспект урока по биологии (11 класс) по теме:
Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике

Рассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование

Предварительный просмотр:

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике.

Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии.

  • Проверка домашнего задания.
  • Каков хромосомный механизм определения пола?
  • В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
  • Как называются гены, находящиеся в одной хромосоме?
  • Раскройте сущность явления наследования, сцепленного с полом?
  • Сколько групп сцепления у мужчин и женщин?
  • Что такое кроссинговер? Какую роль он играет в явлении сцепления генов?
    1. Решение генетических задач.

    Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.

    А – катаракта Р: аb АВ

    а – здоровы аb аb

    фенотипы в F 1 F 1 АВ аb

    Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.

    Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:

    52 – пятнистых ангорских;

    288 – сплошь окрашенных ангорских;

    46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;

    314 – пятнистых нормальношерстных.

    А – пятнистая шерсть Р: АВ аb

    а – сплошь окрашенная шерсть аb аb

    В – нормальная длина шерсти

    b – ангорская шерсть

    Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская G

    □ – пятнистая нормальная шерсть

    Найти: расстояние между генами

    окраски и длины (С)

    F 1 АВ ab Ab aB

    Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F 2 в дигибридном скрещивании).

    Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:

    С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %

    Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

    Х D – здоровый Скрытым носителем дальтонизма может быть

    Х d – дальтоник только мать, поскольку у отца ген дальтонизма

    Р – нормальное зрение проявился бы фенотипически. Следовательно,

    F 1 – у всех нормальное генотип матери Х D Х d , а генотип отца – Х D У.

    зрение и один мальчик

    Х d У Р: Х D Х d Х D У

    F 1 : Х D Х D : Х D У : Х D Х d : Х d У

    здор. здор. здор. дальтоник

    Ответ: Р: Х D Х d , Х D У;

    F 1 : 1 Х D Х D : 1 Х D У : 1 Х D Х d : 1 Х d У.

    Задача № 4. Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном (b). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения.

    А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму?

    Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению?

    В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно?

    Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками?

    А – алкогольная зависимость Р: ааХ В Х b АаХ b У

    а – отсутствие алкогольной

    Х В – отсутствие потребности

    Х b – потребность в курении

    Р: □ – курящий пьющий

    (гетерозиготен по гену F 1 :

    алкоголизма) ♂ АХ b АУ аХ b аУ

    ○ – без вредных привычек ♀

    (гетерозиготна по гену аХ В АаХ В Х b АаХ В У ааХ В Х b ааХ В У

    табакокурения) алк. алк. без вредных без вредных

    не курит не курит привычек привычек

    Найти: F 1 — ? аХ b АаХ b Х b АаХ b У ааХ b Х b ааХ b У

    1.склонные к алкоголизму? алк.курит алк. курит курит курит

    2.склонные к курению?

    3.склонные к курению

    4.□ – с вредными привычками?

    Ответ: 50 % потомства склонна к алкоголизму;

    50 % — склонны к курению;

    25 % детей склонны к курению и алкоголизму;

    12,5 % мальчиков с вредными привычками (и пьют и курят).

    Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?

    А – гладкая поверхность Р: АВ аb

    а — морщинистая аb аb

    в – неокрашенные G

    Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр.

    F 1 4152 – окраш.глад.

    152 – неокр.глад. F 1 : АВ ab Ab aB

    4163 – неокр.морщ. аb аb ab ab

    4152 4163 152 149

    Найти: расстояние между окр.гл. неокр.морщ. неокр.гл. окр.морщ.

    Всего особей получено в результате

    скрещивания – 8616, из них 301 особей

    являются кроссоверными. Находим

    расстояние между генами окраски и формы

    С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или

    Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды.

    Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр.

    Презентация содержит 30 слайдов к уроку комбинированного типа для учащихся 11 класса. Она позволяет визуализировать изучаемый материал. Расчитана на каждый этап урока: от целеполагания, до рефле.

    Задачи по генетике на дигибридное скрещивание и наследование сцепленное с полом. 1 и 2 варианты.

    В данном материале дается решение задачи №20 (базовый уровень ЕГЭ) 11 класс Тип с глобусом.

    Цель: · изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с по.

    nsportal.ru

    Задачи по генетике на наследование признаков сцепленных с полом

    Задача 1
    Известно, что «трехшерстные» кошки — всегда самки. Это обусловлено тем, что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х – хромосоме. Ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и черного цвета формируются «трехшерстные» особи.
    1. Какова вероятность получения в потомстве «трехшерстных» котят от скрещивания «трехшерстной» кошки с черным котом?
    2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?
    Решение:
    Интересное сочетание: гены черного и рыжего цвета не доминируют друг над другом, а в сочетании дают «трехшерстную» масть. Здесь наблюдается кодоминирование (взаимодействие генов). Возьмем: А – ген отвечающий за черный цвет, В – ген отвечающий за рыжий цвет; гены А и В равнозначны и аллельны ( А=В ), но эти гены находятся в Х – хромосоме. Поэтому мы обозначаем ген черного цвета Х A , ген рыжего цвета – Х В .

    По условия пункта 1 скрещиваются трехшерстная кошка с черным котом.

    По условиям пункта 2 скрещиваются рыжая кошка с черным котом:

    При решении задачи использовали закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов: кодоминирование. Вид скрещивания: моногибридное.

    Задача 2
    Классическая гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак.
    1. Мужчина, больной гемофилией, жениться на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все вступают в брак с не страдающими гемофилией лицами. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления больных в семье дочери или сына?
    2. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией.
    Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.
    Решение:

    По условиям пункта 1 ясен генотип больного мужчины: Х h . Так как женщина не страдает гемофилией, у нее обязательно должен быть доминантный ген «нормы» — Х H . Второй ген женщины также доминантный (Х H ), в генотип женщины Х H Х H . Генотипы детей от такого брака:

    Иначе говоря, все мальчики будут здоровы, гена гемофилии у них не будет, а все девочки будут гетерозиготными – в рецессиве у них будет ген гемофилии.
    Если все мальчики в последствии вступят в брак со здоровыми в отношении гемофилии лицами (Х H Х H ), гемофилия у внуков не проявится. Если дочери (Х H Х h ) вступят в брак со здоровыми мужчинами (Х H Y), вероятность проявления гемофилии у внуков будет равна1/4, или 25%. По полу это будут мальчики:

    По условиям пункта 2 в брак вступает больной мужчина (генотип X h Y) с женщиной, не страдающей болезнью. Следовательно, у женщины один ген обязательно «норма» – Х H . Но второй ген из этой пары у нее должен быть геном гемофилии – Х h , так как отец этой женщины страдал гемофилией, а женщина получает всегда одну Х – хромосому от матери, а вторую – от отца. Генотип женщины – Х H Х h . Вероятность рождения здоровых детей в этой семье равна 1/2. Девочки с генотипом Х h Х h погибают.

    Задача 3
    У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х – хромосомой рецессивный признак. Альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявится также обе аномалии одновременно?
    Решение:

    По условиям задачи оба родителя нормальны, следовательно, у них обязательно есть по доминантному гену из каждой пары Х H и А. Сын имеет обе аномалии, его генотип Х h Yаа. Х – хромосому с геном гемофилии он мог унаследовать только от матери. Один из генов альбинизма сын получил от матери, другой — от отца. Таким образом, генотип матери Х H Х h Аа, генотип отца Х H YАа. При таком браке вероятны генотипы детей:

    Вероятность того, что следующий ребенок будет сыном, равна 1/2. Из числа сыновей лишь 1/8 может иметь одновременно обе аномалии. Для вычисления окончательного результата вероятности перемножаются: 1/2 х 1/8=1/16.

    Задача 4
    Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) передается через Y – хромосому, а полидактилия (шестипалость) – как доминантный аутосомный ген. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет также без обеих аномалий?
    Решение:
    В условиях задачи ген гипертрихоза обозначим звездочкой (*), находящейся в Y*– хромосоме, в Х – хромосоме нет гена аллельного гену гипертрихозу:

    Так как отец имел гипертрихоз и был пятипалым, его генотип XY*aa. У матери не было гипертрихоза (и не могло быть, так как у нее нет Y — хромосомы), но она была шестипалой. Следовательно, у нее должен быть хотя бы один ген шестипалости – А. В этой семье родилась нормальная девочка. Ее генотип ХXаа. Один ген пятипалости она получила от отца, а второй ген пятипалости могла получить только от матери. На основе этого решаем, что мать была гетерозиготна по гену шестипалости. Ее генотип ХХАа. Вероятны генотипы детей:

    Без обоих аномалий возможна лишь 1/4 детей, или 25%.

    Задача 5
    У человека отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак. Глухота, то есть отсутствие слуха, обусловлено аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обоими аномалиями. Определите возможные генотип родителей и вероятность рождения ребенка с таким же генотипом как первый. Дать цитологическое обоснование.
    Решение:

    ак как оба родителя были здоровы, значит ген отсутствия потовых желез является рецессивным и находиться в Х – хромосоме у женщины, т.к. она имеет две Х – хромосомы (в одной Х – хромосоме доминантный ген нормы, а в другой Х – хромосоме – рецессивный ген. Оба родителя гетерозиготы по гену глухоты, потому что у них родился больной сын

    Вероятность рождения в этой семье больного ребенка с обоими аномалиями (ааХ b Y) — 1/16 или 0,0625%.

    Цитологическое обоснование.
    (Гены находятся в хромосомах: — Х-хромосома с генами, — У)

    Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики, которые использовали при решении задачи: чистоты гамет, сцепленное с полом наследование, закон независимого наследования признаков.

    Задача 6
    У дрозофилы гены определяющие окраску глаз, локализованы в Х – хромосоме. Доминантный аллель W детерминирует красную окраску глаз, его рецессивный аллель w – белую. Скрещивали гомозиготную красноглазую самку с белоглазым самцом. В F1 получили 48 потомков. От скрещивания их между собой получено 192 мухи в потомстве F2.
    Определите:
    1. Сколько женских особей было в F1?
    2. Сколько самцов в F1 имело красную окраску глаз?
    3. Сколько самок F1было красноглазых?
    4. Сколько самцов в F2 было белоглазых?
    5. Составить схему скрещивания.
    Решение:
    Х W – ген определяющий красные глаза
    Х w – ген определяющий белые глаза

    1). Скрещивание гомозиготной красноглазой самки с белоглазым самцом:

    Соотношение особей в потомстве 1:1. По фенотипу все особи красноглазые.
    Поэтому:
    1. Женских особей в F1 было 48:2=24особи.
    2. В F1 все самцы (24особи) имели красные глаза.
    3. Все самки в F1 были красноглазыми (24 особи).

    2). Скрещивание между собой гибридов F1:


    Соотношение особей в потомстве 1:1:1:1
    Поэтому: в F2 белоглазых самцов было (192:4; х2 = 96 особей).
    Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики: закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование.

    Задача 7
    Селекционеры в некоторых случаях могут определить пол только что вылупившихся цыплят.
    При каких генотипах родительских форм, возможно это сделать, если известно, что гены золотистого (коричневого) и серебристого (белого) оперения расположены в Х – хромосоме и ген золотистого оперения рецессивен по отношению к серебристому? Не забудьте, что у кур гетерогенным полом является женский!
    Решение:
    А – ген серебристого окрашивания
    а – ген золотистого окрашивания

    При скрещивании серебристой курочки с золотистым петушком курочки будут все золотистые, а петушки серебристые. Таким образом, петушки с серебристой окраской оперения будут иметь генотип Х A Х a , а курочки с золотистой окраской оперения — Х A Y.

    Задача 8
    Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У – хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ретинита (ночная слепота) наследуется как рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак. В семье, где женщина по обоим признакам здорова, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с ретинитом. Определить вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза. Определить вероятность рождения в этой семье детей без обоих аномалий и какого, они будут пола.
    Решение:
    X A – ген нормального ночного зрения;
    Х a –ген ночной cлепоты;
    Y* — ген гипертрихоза;
    Y – ген нормы

    Соотношение особей в потомстве 1:1:1:1
    Вероятность проявления у первого сына гипертрихоза – 100%. Вероятность рождения здоровых детей – 50% (они будут только девочки).

    Задача 9
    У человека есть несколько форм стойкого рахита. Одна из его форм наследуется доминантно сцеплено с полом, вторая рецессивно – аутосомная. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготная по обоим формам рахита, а отец здоровый все его родственники здоровы?
    Решение:
    Х А – рахит (первая форма);
    Х a – норма;
    В – норма;
    b – рахит (вторая форма).
    Из условия задачи видно, что генотип женщины X А X a Bb, а мужчины — X a YBB – он гомозиготен по второй паре генов, т.к. все его родственники здоровы.

    Вероятность больных детей 4/8 или 50%. Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики, которые использовали при решении задач: закон чистоты гамет, сцепленное с полом наследование, закон независимого комбинирования признаков.

    Задача 10
    У некоторых пород кур гены, определяющие белый цвет и полосатую окраску оперения, сцеплены с Х – хромосомой, полосатость доминирует над белой сплошной окраской. Гетерогаметный пол у кур женский. На птицеферме белых кур скрестили с полосатыми петухами и получили полосатое оперение как у петушков, так и у кур. Затем скрестили особи, полученных от первого скрещивания, между собой и получили 594 полосатых петушка и 607 полосатых и белых курочек. Определите генотипы родителей и потомков первого и второго поколения.
    Решение:
    Х А – полосатые;
    Х a – белые
    У кур гетерогаметный пол, у петухов гомогаметный. Если в F1 все потомки независимо от пола полосатые, то петух гомозиготен и полосатость – доминантный признак. Во втором поколении наблюдается расщепление признака, поэтому петушок в F2 будет гетерозиготен.
    a)

    buzani.ru

    Урок в 9-м классе по теме «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом»

    Разделы: Биология

    Проект урока:

    «Генетика пола». Наследование признаков сцепленных с полом.

    1. Программа IX Кл. «Общая биология». Авторы С. Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н. И. Сонин. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

    2. Краткая характеристика класса:

    Класс сильный, с высоким уровнем сформированности понятий по биологии. На районном мониторинге по знаний I место (показатели 80%). Большинство умеет находить логические связи между понятиями, 50% умеет обобщать, формировать определение понятия и термина, применять в своей речи биологические термины. Плохо развита монологическая речь. Хорошо могут выполнять задания по алгоритму.

    Эмоциональное отношение к предмету на высоком уровне. Дети эрудированные (есть среди них победители районных олимпиад).

    3. Генетика пола раздел 4 тема 4.1.

    4. Тема: «Закономерности наследования признаков».

  • Генетика наука о наследственности и изменчивости.
  • Гибридологический метод изучения наследственности.
  • Моногибридное скрещивание.
  • Дигибридное скрещивание.
  • Сцепленное наследование.
  • Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.
  • Взаимодействие генов.
  • Лабораторная работа №6 «Решение генетических задач и составление родословных»
  • Практическая работа №7 «Решение генетических задач».
  • 5. Тип урока – урок изучение нового материала.

    6. Цели и задачи урока:

    1. Образовательная: В результате урока ученики должны углубить знания по генетике пола человека. Узнают что такое сцепленное наследование, пол, дальтонизм, гемофилия, кариотип и карты хромосом.
    2. Развивающие цели: Развивать логическое мышление
      «Изменение > результат».
      Сформировать умение оформлять и решать задачи, уметь описывать рисунок, делать выводы после осмысления, применять полученные знания в новых условиях. Продолжать формирование умений работать в заданном алгоритме.
    3. Воспитательные цели: Необходимость научных знаний по биологии для сохранения здоровья и проблемы лечения. Воспитать научное мировоззрение, наблюдая развитие и значение науки в жизни человека. Воспитать интерес к биологии и профориентацию в биологическом направлении.
    4. 7. Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

      8. Форма организации занятия: работа с терминами, эвристическая беседа, самостоятельная работа с книгой, демонстрация.

      9. Средства обучения: раздаточный материал терминологические тесты, план-исследование материала учебника, компьютер, мультимедийный проектор, диск 9 кл. Общая биология, учебник, рабочая тетрадь.

      10. Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.

      План урока:

      Термины на уроке

    5. Карта хромосом-
    6. Кариотип-
    7. Половые хромосомы-
    8. Гомологичные хромосомы-
    9. Гетерогаметный пол-
    10. Аутосомы-
    11. Гетерохромосомы-
    12. Дальтонизм-
    13. Гемофилия-
    14. Геном-
    15. Сцепленное с полом наследование-
    16. Содержание урока

      Ход урока

      Обоснование деятельности учителя

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Практическая работа №7 Тема: «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      Выбранный для просмотра документ Практическая работа 7 в 1.docx

      Практическая работа №7

      Тема: « Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

      — закрепить знания генетической символики и терминологии;

      — научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.

      -знать: способ применения генетических понятий, закона независимого расщепления для решения задач;

      -уметь: решать генетические задачи по теме «Наследование признаков сцепленных с полом».

      Оборудование и материалы: тексты практических работ.

      Генетические задачи имеют единый принцип решения.

      Алгоритм решения задачи:

      1 . Запись условия генетической задачи оформляется в виде таблицы

      2. Определение типа задачи:

      -выясните, сколько пар генов кодируют эти признаки;

      -определите число фенотипических классов в потомстве и их количественное соотношение.

      3. Решение задачи:

      — составьте цитологическую схему скрещивания родительских форм;

      — не забывайте, что пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х — и Y-хромосомы, образующий два типа гамет – гетерогаметным;

      — у различных животных сочетания хромосом, определяющих тот или иной пол, могут быть различными:

      — у млекопитающих и человека, у мухи дрозофилы женские особи ♀- гомогаметны (ХХ), а мужские особи ♂- гетерогаметны (ХУ);

      -у птиц , бабочек, пресмыкающихся животных женские особи ♀- гетерогаметны (ХУ), а , а мужские особи ♂- гомогаметны (ХХ);

      — Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери.

      — Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери.

      Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.

      4. Объяснение решения задачи:

      — укажите по каким законам и принципам происходит наследование признаков.

      Природу сцепленного наследования объяснил в 1910 г. Морган с сотрудниками.

      Наследственность, связанная с Х-хромосомой, может быть доминантной или рецессивной в женском организме, но она всегда присутствует в мужском, поскольку в нем насчитывается только одна Х-хромосома.

      5. Ответ: в ответе необходимо ответить на все вопросы, поставленные в задаче.

      1. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак . Ген гемофилии располагается в Х- хромосоме. Женщина, носительница гена гемофилии (X h ) , вышла замуж за здорового мужчину (X Н ) . Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

      2. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном (X А ) , рыжая — геном (X В ), а гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

      3. Кареглазая женщина с нормальным зрением (X D ) выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник (X d ) . Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в х-хромосоме. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

      infourok.ru

    Смотрите так же:

    • Представление на пенсию бланк в рб Представление на пенсию бланк в рб 1. По трудовой книжке Дата заполнения трудовой книжки «__» _______ 19__ г. 2. Работа в колхозе 3. По другим документам ИТОГО стажа по другим документам ___________ лет __________ мес. ___________ дн. […]
    • Раскройте закон чистоты гамет Параграф 37. Законы Менделя. - 9 класса - Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь). 1. Допишите предложения. 1. Сущность гибридизации как метода генетического исследования заключается в скрещивании двух организмов. 2. Гибридизация, при […]
    • Судовой сбор за исковому заявлению 2018 Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного характера, […]
    • Нотариусы смоленского района смоленской области Нотариусы Смоленск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Батракова Лариса Никитична Телефон: +7(4812)557495 Адрес: […]
    • Сколько очередей в наследовании Сколько нужно ждать для оформления наследства? Открылось наследство. Наследников первой очереди нет, есть один наследник второй очереди. Через месяц после смерти наследодателя, я пришёл к нотариусу и предъявил все требуемые документы для […]
    • Приказ о зачислении учащихся в школе Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить с 01.09.2017 года в 1 класс фортепианного […]