Приватизация собственности экономика

Приватизация

Разгосударствление и приватизация собственности

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Приватизация собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.
  • Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.
  • Этапы приватизации в России

    Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

    Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

    • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
    • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).
    • Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

      Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

      В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

      Социально-экономические последствия приватизации в России

      В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

      Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном понимании — это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.

      Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

      В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер. Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

      Приватизация — это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

      Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.

      Сущность приватизации

      Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

      Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

      Задачи приватизации

      Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

    • повышение эффективности предприятий
    • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
    • увеличение поступлений в бюджет
    • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
    • борьба с монополиями на рынке
    • расширение рынка заемных капиталов
    • увеличение платежеспособности и инвестиций населения
    • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
    • сокращение профсоюзного движения
    • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

    Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

    Проведение и результаты приватизации в России

    При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

    С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

    В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

    Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.
  • На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

    В федеральный бюджет поступило в 1992 г. 0,04 млрд р. Предоставление отсрочки платежа и рассрочки до трех лет, широко используемое в тот период, и значительные темпы инфляции (около 1300 % в 1992 г.) дает основание считать, что средства от приватизации в формировании доходов бюджетов составили несущественную долю.

    Характерной особенностью разгосударствления в России является массовый характер и продажа государственной собственности по минимальным ценам.

    В структуре российской собственности в качественном плане является весьма специфическим преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, продажа ее лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства. Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.

    Если принимать во внимание опыт иностранных государств, в том числе и Восточной Европы, то для России следует применять следующую модель:

  • Акции может купить практически любой человек данной страны.
  • Приватизация должна проводиться гласно и удовлетворять экономические потребности всех групп населения.
  • Государство от продажи должно получить реальные денежные средства, которые пойдут на развитее экономики.
  • Соблюдение и контроль законов.
  • Системное повышение конкурентоспособности предприятий.
  • На практике эти идеи не были учтены, главным была скорейшая приватизация. В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.

    В настоящие время нельзя изменить итоги приватизации, поэтому главным для предприятий, отраслей и экономики становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.

    ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).

    Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

    К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

    Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.

    Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой. Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

    Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

    Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

    В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

    Согласно «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

    У большинства населения не было капитала для приобретения акций по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

    Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

    В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля.

    При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

    Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев. Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

    www.grandars.ru

    45. Приватизация и формы собственности

    Одним из важнейших элементов экономической системы явля­ется собственность. Собственность есть исторически определен­ная форма присвоения людьми материальных и духовных благ. Как экономическая категория она выражает отношения между ними по поводу присвоения этих благ.

    грузового транспорта с числом работников до 200 человек и бала:совой стоимостью основных фондов не более 1 млн руб. (в старьценах).

    Первейшей среди главных целей приватизации в России явля­лось формирование широкого слоя частных собственников. Имен­но с этим было связано проведение ваучерной приватизации, на­званной «народной», начатой в октябре 1992 г. Каждый гражданин России получал свой ваучер или приватизационный чек (госу­дарственная ценная бумага целевого назначения), который он мог использовать для приобретения акций или продать за деньги. Та­ким образом, предполагалось, что граждане России получат реаль­ный доступ к собственности, а реформа — социальную опору, без которой немыслимо говорить об ее углублении. 35% всех привати­зированных по федеральной программе основных фондов были вы­ставлены на продажу за приватизационные чеки. Всего было рас­пространено 144 млн ваучеров (приватизационных чеков) среди 96% населения страны5. Чековой приватизацией по существу завершил­ся первый этап приватизации в России. С 1 июля 1994 г. в России начался второй этап приватизации. Его суть состояла в том, что предприятия уже приватизировались непосредственно за деньги. Денежные торги (продажа акций акци­онерных обществ) происходили на следующих видах конкурсов: инвестиционный, коммерческий, аукционный. Предприятие прода­валось тому, кто предлагал за него самую высокую цену. Все пред­приятия, подлежащие продаже, распределялись по группам в зави­симости от их экономического состояния и условий приватизации. Судьба объектов федеральной собственности определялась реше­нием правительства или Госкомимущества. Предприятия, отнесен­ные к разряду муниципальной собственности, продавались по ре­шению местных органов власти.

    pravo.studio

    Приватизация и национализация

    Для перехода к рынку необходимо приблизить производителя к собственности, а это возможно при разгосударствлении и приватизации объектов государственной собственности.

    Разгосударствление — процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предприятий в иные формы собственности. Если в 1990 г. государству принадлежало до 92% всех производственных фондов народного хозяйства страны, то сегодня — не более 15%. Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы: совре­менное производство не может развиваться без государствен­ного регулирования. Это эффективно в определенных грани­цах. Разгосударствление означает снятие с государства боль­шинства функций хозяйственного управления, передачу соот­ветствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

    В целом разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Разгосударствление является исходным этапом процесса при­ватизации.

    Приватизация — это процесс перехода объектов государст­венной и муниципальной собственности в частную собствен­ность.

    Национализация — это процесс перехода объектов в государст­венную и муниципальную собственность. Она осуществляется либо рево­люционным путем, либо эволюционным. В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодатель­ством в интересах защиты и поддержания конкурентоспособ­ности национальной экономики.

    Основными принципами (методами) приватизации яв­ляются:

    — сочетание возмездной и безвозмездной передачи

    — равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;

    — преимущественное право членов трудового коллектива на получение части имущества;

    — гласность проводимых мероприятий;

    — государственный и общественный контроль за проведени­ем приватизации.

    Приватизация осуществляется в таких формах:

    преобразование предприятий в акционерные общества, в товарищества, в арендные предприятия и другие формы хо­зяйствования с приобретением работниками данных предпри­ятий акций АО;

    приобретение населением акций акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с последующей их про­дажей. Распределение доходов от продажи акций приватизи­рованных предприятий, находящихся в федеральной собст­венности, происходит таким образом: в федеральный бюджет -55, в республиканский — от 10, в местные — 4, самим привати­зированным предприятиям -14%;

    выкуп имущества арендатором или арендным предприяти­ем по истечении срока аренды. При этом выкуп может осуществляться не только за наличные средства, но и за счет банковских кредитов. Доходы от функционирования таких предприятий покрывают взятые в кредит ссуды;

    продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом -инвестиционном) и на аукционе;

    выкуп предприятия трудовым коллективом.

    Продажа на конкурсе— это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объек­тов приватизации. При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.

    Коммерческий конкурс проводится в виде открытых ак­ционерных торгов или закрытого тендера. При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

    Инвестиционный конкурс проводится на инвестицион­ных торгах. Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инве­стиционных программ. При этом право собственности пере­дается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций.

    Продажа на аукционе— это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на от­крытых торгах объектов приватизации. При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следова­тельно, приватизационный объект используется по усмотре­нию покупателя.

    Дата добавления: 2016-10-18 ; просмотров: 4057 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    poznayka.org

    ПРИВАТИЗАЦИЯ

    ПРИВАТИЗАЦИЯ (privatization) – широкомасштабная передача государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств.

    Задачи приватизации.

    В 1970-е в развитых странах Запада начался переход от кейнсианских методов государственного регулирования к неоклассическим. Это предполагало значительное сокращение размеров государственного сектора, переход от прямых к косвенным методам централизованного регулирования экономики. Когда в начале 1990-х разрушилась социалистическая система, то в постсоциалистических странах приватизация тоже призвано была стать главным звеном реформ.

    При приватизации преследуют три основные цели:

    идеологическую – добиваться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;

    экономическую – повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;

    социальную – снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников.

    Однако между приватизацией в странах с рыночным хозяйством и приватизацией в странах, где ранее была командная экономика, есть принципиальные различия.

    Разгосударствление (деэтатизация от французского etate – государство) в высокоразвитых странах Запада – это переход от одной модели смешанной экономики к другой ее модели. Государственный сектор в этих странах мог не играть доминирующей роли, а функционировать на фоне рыночного механизма (Табл. 1). Поэтому здесь приватизация предприятий могла осуществляться относительно безболезненно, как правило, без острых социальных конфликтов (исключением была, например, Франция).

    В социалистических странах господствовала монополия государства на управление производством. Поэтому для постсоциалистических стран разгосударствление – это качественное сокращение сферы и объема государственного вмешательства в экономику, форма перехода от командной экономики к регулируемому рыночному хозяйству. Ввиду отсутствия опыта перехода от командной экономики к рынку и стремительности его проведения, а также из-за вмешательства в него криминальных кругов, разгосударствление экономики в России оказалось несравненно более сложным процессом, чем разгосударствление на Западе. Если в развитых странах денационализированные предприятия легко и быстро «растворялись» в рыночной конкурентной среде, то в странах социалистического лагеря этой среды практически не было, она была не предпосылкой разгосударствления, а скорее ее желаемым результатом.

    Приватизация является одним из важнейших звеньев политики разгосударствления. Приватизация в широком смысле слова – это преобразование государственной собственности в другие формы собственности. Строго говоря, приватизацией в узком смысле слова следовало бы называть только передачу собственности в частную (индивидуальную) собственность. Именно такое определение звучало в российском Законе о приватизации 1991: «Приватизация – это приобретение государственных предприятий и их имущества в частную собственность и частное управление». Однако исторически этот термин используют более широко, для обозначения любых изменений государственной формы собственности – даже для акционирования, когда новым коллективным собственником становится акционерное общество (корпорация), т.е. не одно лицо, а тысячи или десятки тысяч совладельцев.

    Проблемы проведения приватизации.

    При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

    Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

    Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

    Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

    Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

    Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

    Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

    Приватизация в зарубежных странах.

    Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979–1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер.

    Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

    www.krugosvet.ru

    1. Приватизация, ее типы и цели

    Процесс приватизации проходил в странах с рыночной экономикой с конца 70-х годов ХХ века и с 90-х годов в постсоциалистических странах. Это различные процессы (типы) приватизации.

    Первый тип приватизации связан со структурной перестройкой экономики стран Запада в конце 70-х годов ХХ века, а также с переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике стран с большой долей государственного сектора.

    Свыше 80 промышленно развитых стран в 80-90-е годы ХХ века осуществили приватизацию. Мотивами приватизации первого типа были:

    — увеличение доходов государственного бюджета;

    — оздоровление государственных финансов;

    — повышение эффективности экономики;

    Этот тип приватизации осуществлялся в уже сформировавшейся рыночной среде, при наличии частного сектора, в ходе развития экономики.

    Второй тип приватизации начался с конца 80-х годов ХХ века в ходе преобразований в бывших социалистических странах. Особая роль второго типа приватизации заключается в переходе от административно-командной системы хозяйства к системе, основанной на частной собственности. Советская экономика была самой огосударствленной и потому самой монополизированной. Так, в 1990г. в СССР было 100 министерств союзного значения, под руководством которых было сосредоточено 57% промышленного производства. Корме того, было более 800 союзно-республиканских министерств и ведомств. В их руках находились предприятия, которые выпускали 37% продукции от общего объема производства.

    Оставшиеся 6% производства находились в ведении республиканских и местных хозяйственных органов.

    Все эти управляющие структуры детально контролировали деятельность подведомственных предприятий, регламентировали их горизонтальные и вертикальные связи, устанавливали объемные показатели по видам выпускаемой продукции, не позволяя ни на шаг отклоняться от заданных параметров. Такая система управления была сориентирована на монопольное ведение хозяйства, на командную экономику, а управляющие структуры в этих условиях становились отраслевыми монополистами.

    Отраслевой монополизм дополнялся производственным монополизмом крупных предприятий, которые исключали возможность конкуренции. В тот год в СССР 1/3 всех основных видов продуктов производилась на одном предприятии, еще 1/3 – на двух предприятиях. Между тем становление рынка предполагает развитие конкуренции путем коммерциализации деятельности государственных предприятий и приватизации государственной собственности.

    В Законе РФ «О приватизации» (1991г.) приватизация определяется как «приобретение у государства и муниципальных органов в частную собственность предприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий и других материальных активов предприятий, долей государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ». В настоящее время под приватизацией понимается «возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ имущества в собственность физических или юридических лиц».

    Целями приватизации являются:

    — создание сильного слоя частных собственников (исходная цель);

    — получение дохода в госбюджет;

    — обеспечение экономической самостоятельности предприятий;

    textbooks.studio

    Смотрите так же:

    • Законы принятые в марте 2012 г Опубликованы изменения в закон "О политических партиях" Закон о внесении изменений в федеральный закон №95-ФЗ "О политических партиях" от 11 июля 2001 года опубликован 4 апреля 2012 года в "Российской газете". Таким образом, поправки […]
    • Пенсии инвалидам детства 3 группы в 2018 году Пенсия инвалидам 3 группы – кому положена, особенности начисления и размер В жизни каждого человека могут произойти ситуации, при которых нанесено вред здоровью. Некоторым удается вылечить себя, а некоторым единственным выходом из […]
    • Разрешение роликов на ютубе Сколько весит видео на youtube – ответ! Знаете ли вы, что каждый день на сервис загружается около 100 тыс. часов видео, а это, на секундочку, около 11 лет. Трудно даже представить, насколько мощные сервера должны быть по всему миру….. В […]
    • Суды тюмени калининского района Калининский районный суд города Тюмени обед с 13.00 до 14.00 обед с 13.00 до 13.45 Приветствуем Вас на страницах официального сайта Калининского районного суда г.Тюмени. Для поиска необходимой информации на сайте вы можете […]
    • Ленинградская область волосовский район суд Перерыв на обед : 13:00 - 14:00. На нашем сайте Вы сможете найти полезную информацию для участников процесса, представителей СМИ, судей. В разделе "Нормативные акты" Вы можете найти основные процессуальные документы, а в разделе […]
    • Реестр контрактов по 44 фз исполнение контракта Отчетность заказчика по контракту Каждый заказчик, осуществляющий закупки по 44-ФЗ, обязан размещать на сайте ЕИС отчеты о заключении и исполнении контрактов, а также прикреплять к отчетам все необходимые документы. Рассмотрим в статье […]