Наказание восставших левитов

Наказание восставших (итал. Punizione dei ribelli ) — фреска работы Сандро Боттичелли, написанная в период 1480—1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан.

Содержание

История [ править ]

27 октября 1480 года Боттичелли, вместе с другими флорентийскими художниками, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, приехал в Рим, куда они были приглашены для участия в проекте по примирению между Лоренцо де Медичи, фактическим правителем Флорентийской республики и папой Сикстом IV. Весной 1481 года флорентийцы приступили к работе в Сикстинской капелле, вместе с Пьетро Перуджино, который начал работу ранее.

Темой росписи стала параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как символ преемственности между Ветхим и Новым заветом, а так же преемственности между законом, данным Моисею и посланием Иисуса, который, в свою очередь, избрал Святого Петра (первого епископа Рима) своим преемником: это должно было послужить провозглашению законности наследников Святого Петра — римских пап.

Боттичелли, при участии помощников, украсил стены капеллы тремя фресками. Кроме того, он, по поручению папы, осуществлял общее руководство работами, и, в некотором роде, определил идеологию всего цикла росписей [1] .

Описание [ править ]

wp.wiki-wiki.ru

Наказание Корея, Дафана и Абирона

1481-1482. Сикстинская капелла, Ватикан.

Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Фреска Сандро Боттичелли «Наказание левитов Корея, Дафана и Абирона». Размер фрески 348,5 x 570 см. Корей вместе со своими единомышленниками выступил против авторитета первосвященника Аарона, брата Моисея (Числа: 16). В группе справа видно, что восставшие сжимают в руках камни, готовые побить ими Моисея и его брата; Моисей увещевает их. В центре — собравшиеся на суд Господень вокруг скинии-алтаря: все с кадильницами и курением. Огонь в кадильницах Аарона и его сына возносится к небу, пламя же из курильниц восставших — нет. Замыкает композицию слева группа отступников, поглощаемая землей. В центре композиции арка Константина. Надпись на ней гласит: «Никто не осмеливается брать на себя честь жертвоприношения, если он не призван Богом, как Аарон». Таким образом, художником проводится явная параллель между ветхозаветным первосвященником Аароном, императором Константином, который первым придал христианству статус официальной религии, и папой римским — главой современной Церкви. Программа фрески заключает в себе намек на недавнее событие в жизни Церкви и утверждение незыблемости авторитета папы и установленного им порядка: бунт неверных многие ассоциировали тогда с выступлением в 1481 году против римской курии и самого Сикста IV архиепископа Крайны Замометича. При совершении Кореем, Дафаном и Абироном обряда священника — возжигания курений Господу — пламя из курильниц восставших не возносится к небу, а обращается против них, низвергая их. Неизменно настроенный на идеализацию, Боттичелли не изображает всех бунтующих против Моисея недружелюбными. Среди участников сцены много спокойных, размышляющих людей. Показанное во фреске действие ясно расчленено, один эпизод легко отделяется от другого. Упорядоченность в целое вносит и архитектура, трактованная симметрично. Но самым важным в языке мастера остается линия, которая обтекает каждую форму и объединяет весь эпизод.

smallbay.ru

На фреске разворачиваются драматические события восстания левитов против Моисея, «кротчайшего человека». господь защитил Своего избранника и явил чудо, наказав бунтовщиков.

Как и в фреске «Искушения Христа», в центре фрески «Наказание восставших Левитов» расположен курящийся жертвенник, а за ним — частично разрушенная Арка Константина.

«Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и [с ними] из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.

И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?

Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины! И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства. Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?

И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем! разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!

Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них.

И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицем Господа, ты, они и Аарон; и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред лице Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу.

И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон. И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания.

И явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение. Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество? и сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона.

И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их. И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими.

И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.

Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.

И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля.

И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение»

www.sandrobotticelli.ru

Фреска. «Наказание восставших Левитов» («наказание Корея»)

Вторая фреска, которую мы рассмотрим, тоже находится в Истории Моисея. Левит Корей вместе с Дафаном и Авироном оспаривали право Аарона на первосвященство. Библейское сказание говорит: «И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?». Моисей сказал всем, что бы они приходили со своими кадильницами «и кого изберет Господь, тот будет свят».

Первая сцена находится в правом нижнем углу. Мы видим уже седобородого старца Моисея, а узнаем мы его по одежде, которую художник изображал на фреске «Юность Моисея». Здесь он противостоит толпе, которая готова закидать его камнями. Но в толпе есть люди, которые готовы принять сторону Моисея.

Вторая сцена в центре композиции, где Моисей обращается к Богу, направляя свой жезл в небо, а за ним Аарон со своей кадильницей, и вокруг алтаря те, кто дерзнул зажечь свои кадильницы. Они падают, в композиции эта сцена нам напоминает раскрывшийся бутон, где центром его является алтарь.

Третья сцена занимает левый угол фрески, где Корей, Дафан и Авирон падают в расщелину, а мальчишки над ними торжествуют.

Все три сцены объединяют в себе бытовой жанр, в котором виден весь колорит красок и самих людей, которые, не смотря на свое положение, идут вместе к цели. Так же замечательна светотеневая моделировка фигур и скульптурность элементов. Каждый человек на фреске несет свое видение ситуации, которая выражена на лице (раскаяние, грусть, торжество, гнев, решительность, смирение и т.д.).

Второй слой (план) фрески занимает только архитектура и смоковница. В центре расположена арка Константина, что является символом утверждения христианства в западной Европе. В ней три арки: центральная снова возвращает нас к Флоренции времен Боттичелли, а две боковые обращают наше внимание на два пути, которые может выбрать человек. Левая обращена к красивому прочному зданию, когда другая направлена на разрушение того прекрасного, которое есть в каждом. Эта архитектура поддерживает статику всей фрески и заключает в себе стереоскопичность фигур, а так же линейную перспективу. Смоковница отсылает нас к предыдущей фреске «юность Моисея», где такая же одинокая смоковница стояла против рощи деревьев, как Моисей один против толпы.

Третий слой фрески занимает фон, где показана воздушная перспектива, со светотеневой моделировкой италийских пейзажей. Прозрачность фона делает его таким легким, что создает дифференцированное единство с мощным и давящим первым планом.

studwood.ru

Наказание восставших Левитов

Эта фреска входит в Историю Моисея, на ней, как и на остальных фресках, запечатлено несколько эпизодов из Евангелия. Расположена на южной стене капеллы, левой от алтаря.

Основным содержанием фрески является бунт левитов против правления Моисея и Аарона. Справа на переднем плане изображены Моисей, мятежники, пытающиеся побить его камнями, и Иисус Навин, преграждающий им путь. В центре Моисей в облачении Верховного жреца и папской тиаре изгоняет Корея и прочих заговорщиков. Слева земля разверзается и поглощает предводителей заговора. Надпись на арке в центре гласит: Nemo sibi assumat honorem nisi vocatus a Deo tamquam Aaron (Никто не осмеливается брать на себя честь жертвоприношения, если он не призван Богом, как Аарон).

Фреска расположена напротив «Вручения ключей Святому Петру», символизирующей легитимность папской власти, и должна была, в свою очередь, послужить предостережением инакомыслящим, посягающим на власть священства [2] .

wiki-org.ru

Смотрите так же:

  • Запрос на возврат денег Как вернуть деньги в Steam Возврат средств в Steam: сложно найти, легко освоить, невозможно не оценить Без малого 9 месяцев назад пользователей вооружили инструментом, что способен заменить безвременно ушедшие демоверсии, не говоря уже о […]
  • Теле развод Развод по-русски 16+ Выпуски программы «Школа рэкета» 16+ «Зубные рвачи» 16+ Мистическое интервью, загадка Антонова и пропавшая пленка 16+ Звездные знахари и новогодний обман 16+ Новогодняя распродажа, убойный корпоратив, звездные […]
  • Оформить на даче веранду Дизайн веранды – красивое и функциональное оформление интерьера пристройки к дому Правильно оформить дизайн веранды в частном доме можно при соблюдении определенных условий и понимание стиля. Разберёмься в нюансах оформления не касаясь […]
  • Заявление на сдачу норм гто Заявление на сдачу норм гто @ Что такое ГТО Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на […]
  • Приказ 636 мвд рф Приказ МВД РФ от 15 июня 2011 г. N 636 "Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ […]
  • Закон фарадея самоиндукции Закон фарадея самоиндукции 1.21. Самоиндукция. Энергия магнитного поля Самоиндукция является важным частным случаем электромагнитной индукции, когда изменяющийся магнитный поток, вызывающий ЭДС индукции, создается током в самом контуре. […]