Приёмы разрешения конфликтных ситуаций

Методы разрешения конфликтов

Каким бы мирным ни был человек, всё равно ему хотя бы раз в жизни приходится вступать в конфликт. А уж если говорить о рабочем коллективе, то здесь разногласия случаются очень часто. Поэтому информация о методах разрешения социальных конфликтов актуальна для управленцев, хотя и рядовой сотрудник может найти им применение, поэтому давайте подробнее рассмотрим эти способы.

Методы конструктивного разрешения конфликтов

  1. Самый популярный способ справиться с разногласиями – уйти от конфликта. Смысл метода в том, чтобы покинуть (физически, экономически или психологически) место конфликта. Достоинством метода является быстрота принятия решения. Актуален этот способ при наличии других более серьёзных обстоятельств, незначительности причины конфликта, большей силе оппонента, необходимости получения дополнительной информации. При использовании данного метода чаще всего отрицается наличие проблемы, также применяется затягивание решения и соблюдения строгой секретности. К сожалению, способ не подходит при наличии важных проблем, длительном существовании причин конфликта или недопустимости временных потерь.
  2. Не менее часто используется метод приспособления и уступок. Он незаменим, если одна из сторон ощущает свою неправоту или имеется необходимость создания платформы для будущих споров. Также приём хорош, когда оппонент более заинтересован в предмете спора, и вы хотите расположить его к себе для будущего сотрудничества.
  3. В случае ориентирования организации на коллективную работу, то среди всех методов разрешения межличностных конфликтов предпочтителен способ сглаживания. Он основан на подчёркивании идеи общности, необходимости устранения разногласий для дальнейшей совместной работы.
  4. Не каждое противостояние должно проходить открыто, существует ряд случаев, когда это недопустимо (например, риск потери имиджа, стечение обстоятельств, недостаток ресурсов для открытого противостояния или невозможность вовлечения оппонента в такой вид конфликта). Тогда используется метод скрытых действий, в рамках которого могут использоваться различные виды воздействий – от законных до подкупа и саботажа. Применение метода может повлечь негативные последствия, например, спровоцировать отрицательное отношение сотрудников к руководству.
  5. При дефиците времени или твёрдой уверенности полной ясности происходящего используется метод быстрого решения. Но действенен он будет лишь в случае желания обеих сторон идти навстречу друг к другу, тогда выигрыш будет взаимным. Преимуществами способа над другими методами разрешения социальных конфликтов является скорость, взаимное уважение партнёров и выработка решений, благоприятных для обеих сторон.
  6. Переговоры как метод разрешения конфликтов идут в ход в случае желания достигнуть компромисса, то есть, обе стороны готовы принять средние позиции по возникшим противоречиям. Использование метода целесообразно в случае наличия достаточного количества времени, ограниченности ресурсов или неприемлемости проигрыша. Такой метод разрешения конфликтов как переговоры, может применяться только при желании каждой стороны идти навстречу и уступать.
  7. При недоступности компромисса используется метод сотрудничества, здесь стороны не готовы уступать, принимая срединное положение. Поэтому в этом случае выявляют ситуацию, которая позволит выиграть обеим сторонам.

Кроме вышеуказанных способов может применяться метод силы, но это оправдано в редчайших случаях. Навязывание своего решения другой стороне может использоваться в чрезвычайных ситуациях, когда требуется быстрое реагирование. А эффективен метод будет лишь при наличии существенного превосходства администрации перед персоналом.

kak-bog.ru

«Способы и приёмы разрешения межличностных конфликтов»

1) Алгоритм и процессы завершения конфликтов

2) Способы и приёмы конструктивного разрешения конфликтов

Вопрос 1. Алгоритм и процессы завершения конфликтов

Разрешение конфликта – это динамический процесс, разворачивается не сразу, а постепенно.

Содержание основных этапов процесса разрешения конфликтов:

1) анализ и оценка ситуации: анализируются

1) — объект конфликта (материальный или идеальный, может ли быть изъят или заменён. );

3) — анализ собственной позиции;

2) прогноз вариантов и способов разрешения конфликтов:

1) — вариант прогноза с учётом самостоятельного развития ситуации

3) выработка критериев в оценке результативности;

4) действия по реализации намеченного плана и его необходимая коррекция;

5) контроль эффективности собственных действий;

6) анализ достигнутых результатов.

17-ти шаговая модель разрешения конфликта:

1) Прекращение борьбы с оппонентом

2) Внутреннее согласие (осознание) необходимости внести изменение в своё поведение

3) Минимизация собственных негативных эмоций по отношению к оппоненту

4) Понимание и анализ необходимых усилий для решения проблемы главным образом путём сотрудничества и компромисса

5) Понять и согласиться с тем, что оппонент преследует свои интересы и цели

6) Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на нашем месте каких-то других людей, двойников

7) Выявление истинных интересов оппонента

8) Отделение проблемы от людей (выведение конфликта за рамки личности, концентрация на ключевой проблеме противоречия)

9) Оценка тех потерь, которых опасается оппонент

10) Разработка программы максимум, то есть максимального разрешения конфликта, подразумевающее решение проблемы с учётом интересов обеих сторон

11) Подготовка и разработка программы минимум, которые позволят лишь максимально смягчить или снять тяжесть последствий конфликта

12) Определение объективных критериев разрешения конфликта

13) Прогнозирование возможных ответных действий оппонента

14) Выход на открытый разговор с оппонентом (идея о невыгодности конфликта обеим сторонам; признание в разговоре своих ошибок; реализовать возможные уступки оппоненту, в той части, которая не является для нас главной; в мягкой форме необходимо высказать пожелания об ожидаемых уступках со стороны оппонента и аргументировать их; обсуждение взаимных уступок; при отсутствии успеха в ходе разговора зафиксировать возможность к возвращению обсуждения конфликтной ситуации);

15) Попытки решить конфликт, постоянно корректируя стратегию и тактику своего поведения

16) Фиксация оценки своих действий на этапах возникновения, развития и завершения конфликта

17) Оценка поведения других участников конфликтной ситуации

Способы и приёмы конструктивного разрешения конфликтов

Тактика – совокупность приёмов воздействия на оппонента.

1) тактика давления

2) тактика физического насилия или ущерба (конкретное уничтожение)

3) тактика захвата и удержания объекта конфликта

4) тактика психологического насилия

5) нейтральная тактика (тактика коалиций, санкционирование)

6) тактика демонстративных действий (привлечение внимания окружающих за счёт своих публичных действий; жалобы, яркие высказывания)

xn--80ahc0abogjs.com

Разрешение конфликтов

  • Социальная психология
  • Психология групп и коллективов
  • Межличностные отношения в коллективе
  • Формальные и неформальные организации
  • Управление неформальными группами
  • Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией)

    Управленческая деятельность включает конфликт по определению, целенаправленно влияет на объект и субъект управления. Однако нельзя абсолютизировать возможности управленца, т. к. в социуме фактор неопределенности действует в большей степени, чем в иных областях.

    Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами.

    Существует ряд точек зрения на методы обращения с конфликтом. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам:

  • уходу от конфликта;
  • подавлению конфликта;
  • управлению конфликтом.
  • Есть детальные изложения применяемых методов.

    В целом методы разрешения конфликтов разделяются на две группы: стратегические и тактические.

    Стратегические методы — применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:

    • планирование социального развития;
    • информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;
    • использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;
    • организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;
    • наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;
    • адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.
    • Тактические методы исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом, которая предполагает две базовые тактики:

      и три производные тактики:

      Практически все применяемые методы урегулирования конфликта вмещаются в эту внешне простую схему.

      Тактические методы управления конфликтом К. Томаса

      Юридические способы разрешения конфликтов

      Юридический конфликт — любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правоотношениями сторон (их юридическими правами и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия.

      Юридическим следует считать любой межгосударственный конфликт, даже если стороны не связаны договором, т.к. отношения любых государств подпадают под действие норм международного права.

      Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые, межнациональные конфликты.

      Можно утверждать, что не каждый конфликт — юридический, но практически каждый может завершиться юридической процедурой.

      Разрешение конфликтов юридическим путем имеет четыре общих признака:

      • Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД);
      • Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права.
      • Методы управления конфликтом

        Рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.

        1. Уход от конфликта — наиболее популярный метод управления

        Суть данного метода управления конфликтом: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро.

        Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.

        Показание к его применению — очень высокая цена издержек возможного конфликта.

        Причины применения данного метода:

        • тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта;
        • давление более важных обстоятельств;
        • охлаждение разгоревшихся страстей;
        • сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;
        • более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт;
        • ситуацию, когда тема конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или когда указывает на другие и более глубокие причины;
        • страх перед противоположной стороной;
        • неудачное время надвигающегося конфликта.
        • Типичное поведение в случае разрешения конфликта методом ухода от него:

          • чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой;
          • затягивание решения проблемы;
          • применение замедленных процедур для подавления конфликта;
          • использование секретности во избежание конфликта;
          • обращение к существующим бюрократическим и юридическим нормам, как к основе разрешения конфликта.
          • Метод неприменим в случаях:

            • важности проблемы (тогда избегание похоже на «страусиное» поведение);
            • перспективы длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод применим лишь на относительно короткое время;
            • когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.
            • Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему «выигрыш-проигрыш».

              2. Метод бездействия — разновидность метода «ухода от конфликта»

              Суть данного метода управления конфликтом: никаких действий и расчетов не производится вообще.

              Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий.

              Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий.

              3. Метод уступок и приспособления

              Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.

              Данный метод используется в случаях разрешения конфликтов:

              • когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность;
              • когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для Вас (следует удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);
              • когда формируется стратегический потенциал для будущих спорных ситуаций;
              • когда наблюдается явное превосходство другой стороны и Вы ей проигрываете;
              • когда стабильность наиболее важна;
              • когда в результате разрешения конфликта данным методом повышается управленческая квалификация подчиненных и изучаются собственные ошибки.
              • Наиболее вероятный результат метода: «проигрыш-выигрыш».

                4. Метод сглаживания

                Данный метод разрешения конфликта, используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма.

                Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе.

                Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а на общих чертах делается акцент: «Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку».

                Вероятный результат использования этого метода предполагает наличие двух вариантов: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш».

                5. Метод скрытых действий

                Данный метод разрешения конфликта, применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.

                Причины выбора данного метода:

                • стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт;
                • нежелание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа;
                • невозможность вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия по существующим правилам;
                • отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску).
                • Используемая техника: как джентльменские, так и далекие от них формы воздействия (кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, обман, создание помех).

                  Исход метода зависит от опыта и способностей противоположной стороны и может колебаться от варианта «проигрыш-проигрыш» до варианта «выигрыш-выигрыш».

                  Негативные последствия метода:

                  • скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям;
                  • акты саботажа;
                  • распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству;
                  • возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности.
                  • 6. Метод «быстрого решения»

                    Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.

                    Данный метод разрешения конфликта используется:

                    • при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств;
                    • когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации;
                    • когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений;
                    • когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений;
                    • при расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.
                    • Наиболее вероятный результат применения метода: ближе к модели «выигрыш- выигрыш», но для этого необходимо взаимное согласие сторон.

                      Его преимущества: быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.

                      7. Метод компромисса

                      Компромисс — вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.

                      В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.

                      Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.

                      Метод компромисса применяется в случаях:

                      • когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости;
                      • когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
                      • достижения временных соглашений по комплексным проблемам;
                      • достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;
                      • выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;
                      • когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: «дай-возьми»;
                      • если обе стороны имеют достаточно времени;
                      • ограниченности ресурсов;
                      • нежелательности исхода «выигрыш-проигрыш».
                      • Технология метода:

                        • переговоры;
                        • каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу;
                        • поиск приемлемых решений.
                        • Ограничения для применения метода компромисса:

                          • нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);
                          • принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
                          • в случае оспаривания участниками принятых обязательств.

                          Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.

                          Достоинства метода:

                          • возможность решения спорных вопросов для обеих сторон;
                          • фокусирование внимания на взаимных интересах;
                          • использование объективного критерия в ходе переговоров;
                          • ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;
                          • разработка взаимовыгодных решений.
                          • 8. Метод сотрудничества — соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации

                            Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные временные условия.

                            Результат применения метода: «выигрыш-выигрыш» для обеих сторон.

                            9. Метод силы — стремление одной стороны навязать другой свое решение

                            Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество перед работниками.

                            Результат применения метода: «выигрыш-проигрыш».

                            www.grandars.ru

                            § 2. Методы и приемы разрешения политических конфликтов

                            Гораздо перспективнее с точки зрения достижения согласия выглядит переговорный процесс, позволяющий добиться компромисса и установить консенсус. В ходе этой процедуры участники могут применять различные приемы: давление (шантаж, угрозы, ультиматумы), выжидание (цель — вынудить партнеров давать первыми информацию), затягивание, «уход», постепенное повышение сложности и т. д. Нужно подчеркнуть, что перечисленные приемы и методы не заданы раз и навсегда, они изменяются, развиваются и усложняются. По мере развития переговорной практики появляются новые виды тактических приемов. Особенно интенсивно этот процесс стал развиваться в последнее время в связи с общей интенсификацией переговорных процессов в мире. Пример тому — путь так называемой «народной дипломатии», когда представители негосударственных организаций выступают как участники переговорного процесса.

                            Другой путь урегулирования конфликтов — посредничество — способствует изменению расстановки сил и создает стимулы для мирного урегулирования.

                            Механизм посредничества зависит от конкретных исходов вооруженного конфликта: в одном случае это может быть победа центральной власти над сепаратистскими силами в регионе (Чечня), в другом — победа де-юре и де-факто сепаратистких сил над центром (Эритрея или Восточный Тимор), в третьем — фактическая победа «мятежных» регионов над Центром (самопровозглашенные республики в Абхазии или Нагорном Карабахе), в четвертом — появление «зон ограниченного суверенитета», где фактически устанавливается международный протекторат (Косово), и т. д. (см. главу XIII).

                            Но независимо от исхода в зоне постконфликтного развития третья сторона (посредник) решает ряд важнейших практических задач. 1.

                            Налаживает переговорный процесс «всех» со «всеми» на всех уровнях, а также под международным контролем создает условия для проведения референдума о статусе территории. Необходимые для этого условия — признание сторонами ответственности за произошедшее и признание нанесенного ущерба; готовность исправить ошибки (включая готовность провести судебные процессы над военными преступниками); восстановление отношений на межобщинном уровне, создание атмосферы доверия.

                            Таким образом, третья сторона использует технологии посредничества и фасилитации. При этом применяются различные приемы: «к доверию шаг за шагом», «втягивание в процедурные рамки», «формирование конечной картины» и др. 2.

                            Реконструкция экономической сферы и систем жизнеобеспечения. Основные их компоненты:

                            ф политический (восстановление структур государственной власти и налаживание функций управления, помощь в разработке Конституции, подготовка и проведение выборов в органы местного самоуправления (МСУ), формирование органов правопорядка и судебных структур); ф экономический (возобновление работы предприятий и восстановление разрушенной инфраструктуры); ф социальный (решение проблем занятости, особенно молодежи; возобновление работы учебных заведений; создание сети социальных служб; обустройство беженцев и пр.); ф информационный (возобновление работы СМИ, учреждений культуры). 3.

                            Реабилитационная работа с населением, пострадавшим в ходе вооруженного конфликта, вследствие чего развиваются массовая нев- ротизация и коллективные фобии.

                            ф социальная реабилитация людей (предоставление им рабочих мест, обучение в центрах занятости и переквалификация, предоставление пособий, обеспечение инвалидов и т. д.);

                            ф психологическая реабилитация (психологическое консультирование, психотерапевтическая работа и пр.);

                            ф медико-биологическая реабилитация (лечение больных, оказание помощи раненым, профилактика заболеваний, предотвращение эпидемий и пр.).

                            Таким образом, третья сторона предоставляет масштабную помощь населению или создает каналы для ее поступления.

                            При решении всех этих задач возникают порой серьезные проблемы. Первая проблема связана с соблазном великих держав стать главным «устроителем дел» в постконфликтном пространстве с тем, чтобы превратиться в заинтересованного геополитического игрока. Вторая проблема касается возможной «борьбы за лидерство», что неминуемо разрушает роль посредника в качестве единой силы, способной разрубить этот «узел». Таким образом, демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает проведение ряда специальных процедур. 1.

                            Взаимного и оперативного обмена достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте. 2.

                            Сознательного взаимного воздержания от применения силы или угрозы применения силы, способной сделать конфликтную ситуацию неуправляемой. 3.

                            Объявления взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт. 4.

                            Подключения арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий. 5.

                            Использования существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, которые втянуты в конфликт. 6.

                            Создания и поддержания атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

                            Отечественные исследователи неоднократно скептически высказывались в отношении применения зарубежных методик и механизмов урегулирования конфликтов для российской действительности. Неудачи прямой экстраполяции моделей анализа переходного общества, в основу которых положен опыт стран Латинской Америки и Южной Европы, во многом объясняются игнорированием естественного различия институциональных сред и контекста, в котором происходит этот переход. Об этом же пишут ряд зарубежных авторов, делающих акцент на необходимости учета специфики истории России. Однако это вовсе не означает, что перед российскими теоретиками и практиками стоит задача выработки каких-то принципиально иных технологий, способов и инструментов разрешения региональных конфликтов. Напротив, речь идет о том, что современная наука должна предложить механизмы адаптации уже сформировавшихся за рубежом средств и методов к чрезвычайно подвижной и нестабильной российской социально-политической среде.

                            Новейшая политическая история человечества подтвердила возможность разрешения крупномасштабных конфликтных ситуаций с помощью политических компромиссов, создания систем взаимного контроля за выполнением принятых обязательств. При этом все более очевидно: перспективы разрешения конфликтов должны быть тесно связаны с культурной трансформацией общества, политической элиты, каждого гражданина. Только сила государства, одни лишь политико-правовые механизмы недостаточны для решения крупных социальных задач, в том числе и конфликтных ситуаций. Для успешного урегулирования политических противоборств необходимы и общественные усилия, и качественные сдвиги в области человеческого духа.

                            uchebnik.online

                            Приёмы разрешения конфликтных ситуаций

                            Способы разрешения конфликтов взаимосвязаны с общим источником противоречия, заключающимся в несовпадении интересов сторон. Конфликтом называют естественный процесс, являющий собой столкновение интересов различного характера. Знание конструктивных способов и разумных механизмов выхода из состояния противоборства между субъектами помогает лучше постигнуть собственную личность и понять других индивидов, содействует максимально эффективному взаимодействию со средой, обнаружению многообразия взглядов и мировоззрений. Конструктивный выход из ситуаций противостояния выводит взаимодействие субъектов и их отношения на более высокий и качественный уровень, расширяет в целом потенциал коллектива, сплачивает его.

                            Управление конфликтами – это осмысленная деятельность в отношении столкновений, реализуемая на всех стадиях его формирования и завершения участниками конфликтной ситуации или третьей стороной. Наряду с этим стержневым инструментом выхода из ситуаций противостояния является не блокировка развития противоречия, а устремленность к его разрешению неконфликтными методами.

                            Способы предупреждения и разрешения конфликтов

                            В процессе коммуникативного вербального взаимодействия люди конфликтуют между собой. Данное явление считается неизбежным.

                            Науку, рассматривающую проблемы управления ситуациями противостояния, способы предупреждения зарождения конфликтов и их разрешение, называют конфликтологией. Конфликтология опирается на то, что поведенческие реакции индивидов обуславливаются не только целесообразными, но и иррациональными побуждениями, вследствие чего ее довольно трудно предсказать. Подобные периоды стихийности особенно склонны к увеличению в обстоятельствах эмоциональной интенсивности и стрессовых ситуациях.

                            Урегулирование конфликтов при помощи научных методов представляется довольно сложным. Однако, основываясь на теоретических выводах социологической и психологической наук, теории управления и существующие методы разрешения ситуаций конфронтации, нынешняя конфликтология выработала целый комплекс методик, обеспечивающих оптимальное поведение индивидов в ситуациях противостояния, конструктивное окончание подобных ситуаций, их профилактику и предотвращение.

                            Любая конфликтная ситуация имеет связь с неудовлетворением каких-то определенных надобностей индивида либо коллектива. Поэтому меры по предупреждению зарождения подобных ситуаций должны включать в себя изначально приемы по выявлению причин, потенциально содержащих в себе вероятность образования конфликта. Факторы, провоцирующие зарождение ситуаций конфронтации охватывают социальный и психологический уровни. К факторам социальной направленности относят экономические противоречия, политические и духовные расхождения общественной жизни. Механизмы профилактики влияния причин, провоцирующих конфликты данного уровня, сводятся к действиям со стороны государства, таким как:

                            — проведение экономической политики, базирующейся на принципах равенства и социальной справедливости;

                            — упрочение во всех сферах жизнедеятельности социума принципов верховенства права;

                            — повышение образованности населения, его культурного уровня, конфликтологической грамотности.

                            Воплощение в жизнь перечисленных действий являются наиболее надежным способом исключения из общественной жизни конфликтов разрушительного характера и множества других негативных факторов.

                            Наряду с этим каждый социально зависимый конфликт всегда обладает психологической подоплекой. Однако высокая степень развития психики индивидов определяет и ее сравнительную автономность, независимость от социальной среды. Поэтому можно выделить виды конфликтов, порожденные только психологическими факторами, в которых довольно тяжело разглядеть социальную подоплеку. Подобные конфликты вызываются чувствами обманутого доверия, сомнениями в разумности выбранного пути, взаимной неприязни и другими исключительно психологическими факторами.

                            Способы предупреждения и разрешения конфликтов психологического уровня включают нейтрализацию или трансформацию агрессивных чувств, установок и намерений индивидов.

                            Способы разрешения конфликтов и методы лежат в организации деятельности по предотвращению зарождения ситуаций и могут реализовываться самими участниками социального процесса взаимодействия.

                            Такие методы и способы разрешения конфликтов могут вестись по главным четырем направлениям. Первое направление включает формирование объективных условий, которые препятствуют зарождению и деструктивному образованию предконфликтных ситуаций. Всецело исключить появление в коллективе или обществе предконфликтных ситуаций невозможно, но организовать условия для их минимизации и разрешения недеструктивными методами необходимо. К подобным условиям можно отнести формирование благоприятной обстановки для жизнедеятельности специалистов в учреждении (справедливое распределение в коллективе материальных благ, наличие нормативных процедур решения обыденных предконфликтных ситуаций, удобная планировка помещений, эргономичное распределение мебели в кабинетах, наличие живых растений и др.).

                            К следующему направлению следует отнести важнейшее объективно-субъективное условие предотвращения возникновения конфликтных ситуаций – оптимизацию управленческих мероприятий и организационных предпосылок для эффективного функционирования компании. Такие мероприятия включают оптимизацию организационной структуры и функциональных взаимосвязей компании, проведение мониторинга соответствия специалистов предъявляемым требованиям к ним, грамотное оценивание результатов профессиональной деятельности работников.

                            К третьему направлению относится ликвидация социально-психологических предпосылок развития конфликтов. Заключительное направление охватывает блокировку личностных факторов, провоцирующих развитие конфликтов.

                            Существуют основные способы разрешения конфликтов, к которым относятся юмор, психологическое «поглаживание», компромисс, ультиматум, третейский суд, подавление.

                            Юмор можно использовать в качестве добродушного насмешливого отношения к расхождениям. Однако нужно отграничивать беззлобный юмор и сарказм, который может обидеть конфликтующую стороны, тем самым усугубив ситуацию. Так называемое психологическое «поглаживание» заключается в проявлении ласки, в выделении положительных качеств «противника». Достижение компромисса происходит через соглашение сторон, базирующееся на взаимных уступках. Ультиматум представляет собой предъявление категорического требования, таящего в себе угрозу применения каких-либо средств воздействия, в случае отказа. Третейский суд в качестве приема разрешения конфликта выделяется тем, что особа, не принимающая участие в конфликте, может помочь «противникам» увидеть ранее ими незамеченное. Подавление бывает моральным или физическим и заключается в разрыве связей. Данный способ считается наиболее неблагоприятным и используется, если задеты принципы или убеждения, которыми субъект противостояния не в силах поступиться.

                            В связи с вышеизложенным, следует сделать вывод, что каждый субъект выбирает свою собственную линию поведения в ситуациях противостояния, персональную технику управления конфликтными взаимоотношениями. Только через множество проб и на собственных ошибках можно выбрать правильную для себя модель поведения в ситуациях конфронтации. После убеждения в эффективности выбранной модели, ее нужно совершенствовать, опираясь на субъективные ощущения.

                            Также можно выделить стратегии поведения в ситуациях конфронтации: противостояние, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка.

                            В начале разворачивания конфликта или в ситуациях возникновения противостояния каждому участнику такого процесса следует определиться с формой, стилем дальнейшего реагирования для того чтобы последствия минимально сказались на их интересах. При зарождении конфликтной ситуации субъект или группа лиц могут выбирать один из нижеприведенных вариантов поведения:

                            — активную битву за собственные интересы, ликвидацию или усмирение любого сопротивления;

                            — уклонение от конфликтного взаимодействия;

                            — выработку удовлетворяющего соглашения обоих сторон, компромисса;

                            — использование последствий конфликта в собственных интересах.

                            Противостояние или противоборство выражается в активной борьбе субъектов за собственные интересы, отсутствии элементов сотрудничества в ходе поиска решений, устремленности только на собственную заинтересованность в ущерб интересов противника. Субъект использует все известные ему приемы для получения нужных ему результатов, например, власть, давление на оппонента, принуждение и др. Ситуация воспринимается субъектом в качестве имеющей особую важность, что провоцирует его на занятие жесткой позиции в отношении оппонента. Условиями использования данной модели являются восприятие ситуации в качестве чрезвычайно значимой для субъекта, наличие власти или иных возможностей настоять на собственной точке зрения, ограниченность времени для разрешения сложившейся ситуации, необходимость действовать жестко.

                            Сотрудничество представляет собой принятие активного участия противоборствующих сторон в поиске решений, которые смогут удовлетворить всех субъектов такого противостояния. Здесь наблюдается заинтересованность всех оппонентов в выработке единого решения и открытый обмен суждениями. Данная модель предполагает участия всех членов и продолжительную работу. Если у сторон есть время и решение задачи для них обладает первостепенной важностью, то допустимо всестороннее обсуждение разногласий при таком подходе и выработка единого решения при соблюдении интересов всех оппонентов.

                            Действия сторон, направленные на разрешение ситуации посредством взаимных уступок, на создание промежуточного решения, которое бы устраивало обе стороны, называются компромиссом. Такая модель применима исключительно в условиях равного положения участников, отсутствия большого количества времени для поиска лучшего решения.

                            Избегание или уклонение (уход) заключается в свершении действий отдельного индивида. Эта модель выбирается при нежелании индивида отстаивать собственную позицию или права, вырабатывать промежуточные решения, уклонении от спора. Данная модель предполагает стремление к избеганию ответственности за выработанные решения. Такое реагирование возможно при условии, что для индивида не важен исход конфликта, разрешение ситуации требует много сил у сторон, для разрешения ситуации в свою сторону него не хватает власти.

                            Уступчивость или приспособление заключается в действиях индивида, направленных на сохранение и возрождение благоприятных взаимоотношений с соперником посредством сглаживания расхождений в ущерб собственной заинтересованности. Реализация данного подхода возможна при условии, что вклад субъекта не очень велик, а вероятность проигрыша очевидна, предмет противоречий более значим для соперника, чем для него самого, сохранение хороших взаимоотношений с соперником важнее разрешения спора в собственную пользу, у субъекта мало власти.

                            Эффективные способы разрешения конфликтов предполагают не только управление уже возникшим противостоянием, но и организацию условий для его предотвращения. При этом наибольшей значимостью обладают профилактические способы разрешения конфликтов. Именно грамотная работа по предотвращению конфликтов способствует сокращению их количества и исключению вероятности возникновения деструктивных ситуаций противостояния.

                            Способы разрешения межличностных конфликтов

                            Столкновение индивидов с всевозможными целями, различными характерами, мировоззрениями называют межличностным конфликтом. Подоплекой для зарождения конфликта считается проблематичная или противоречивая ситуация, которая появляется при стремлении к удовлетворению противоположных целей, несовпадении интересов индивидов и др. Конфликтная ситуация является непременным условием зарождения самого конфликта.

                            Внезапно образовавшийся конфликт необходимо постараться избежать. В случаях, когда избежать не получается нужно встретить его спокойно с установкой на скорейшее конструктивное разрешение к удовлетворению обоих противоборствующих сторон. Для разрешения ситуаций конфронтации нужно быть подготовленным. Необходимо четко понимать свою цель. Для грамотного и конструктивного регулирования межличностными конфликтными ситуациями важно не забывать о собственной позиции и стараться понять точку зрения противостоящей стороны, а также осознавать состояние ситуации в целом. Конструктивный выход из ситуаций конфронтации предполагает спокойное заявление о собственных интересах и беседу с противником о его желании либо нежелании разрешить конфликт. Если оппонент не согласен с представленной точкой зрения и не собирается разрешать конфликт, то нужно узнать у него каким образом он видит разрешение ситуации. После готовности обоих сторон к урегулированию ситуации противостояния, необходимо осознать собственное состояние, ощущения в конкретный момент и понять, чья позиция ближе: своя или противника.

                            Разумное разрешение межличностных противостояний предполагает поиск понимания, а не личностную победу. Нужно стараться спокойно обсуждать факторы, спровоцировавшие зарождение конфликта. Поэтому нужно разобраться в том, что конкретно вызвало конфликт – действия противника или недопонимание ситуации. Всегда следует предполагать лучшее, а не обвинять до выяснения мотивов и точки зрения оппонента.

                            Собственную позицию следует отстаивать, но не посредством давления на партнера. Давление сужает возможности обоих оппонентов и не содействует разрешению ситуации конфронтации.

                            Существует определенная модель поведения, способствующая конструктивному выходу из сложившейся ситуации противостояния. В первую очередь необходимо использовать в речи фразы, которые будут «поднимать» оппонента, а не «опускать» его. Нужно отдавать себе отчет, что аргументы отвечают реальности, а не являются следствием преувеличения. Также необходимо пытаться не использовать в споре, таких наречий, как всегда или никогда. В беседе нужно быть доброжелательным, открытым и честным. Также нужно помнить о золотом правиле, которое поможет выйти с достоинством из любого противоборства. А правило звучит следующим образом – «порой лучше промолчать». Необходимо понимать, что конфликтная ситуация возникает вследствие несовпадения интересов, точек зрения, принципов, а не из-за личностных качеств участников. Поэтому в ходе спора нужно нападать непосредственно на предмет конфликта, а не на личность. Говорить следует конкретно и аргументировано, а не обобщать. Решать необходимо главные задачи, а не придираться к мелочам. Не нужно говорить о сопернике, следует говорить о себе. Например, вместо фразы: «ты врешь», лучше сказать: «я владею иной информацией».

                            В процессе разрешения спорных ситуаций нужно стараться держать собственные эмоции под жестким контролем. Другими словами, подавлять эмоции не следует, но и позволять им управлять собой нельзя.

                            Необходимо научиться ощущать атмосферу ситуации целиком, ведь каждый участник процесса играет в ней определенную роль.

                            Способы разрешения педагогических конфликтов

                            В учебных заведениях педагоги сталкиваются с разнообразными ситуациями противостояния и конфронтации, которые могут быть поделены на несколько групп в зависимости от статуса участников: между учащимся либо группой учеников или их родителями и педагогом, между самими учащимися, конфликты в коллективе учителей и внутрисемейные конфликтные ситуации у отдельно взятого школьника, последствия которых влияют на его школьную жизнь.

                            По своему содержанию перечисленные выше виды конфликтов бывают деловыми или личного характера. Конфликтология подразделяет все педагогические конфликты по содержанию ситуации, спровоцировавшей их зарождение, на конфликты отношений, деятельности и поведения. Сегодня число таких конфликтов возросло в связи с добавлением еще и социального фактора, например, материальные проблемы, обуславливающие снижения интереса к учебной деятельности.

                            Конфликты поведения связаны с нарушениями школьниками предписаний, принятых в учебном заведении. Проще, быстрее и конструктивнее разрешаются конфликты, обусловленные связью с деятельностью, немного сложнее – конфликты поведения, наибольший процент неконструктивно законченных ситуаций конфронтации припадает на конфликт отношений.

                            С целью регулирования возникшей конфликтной ситуации педагогу, в первую очередь, необходимо дать правильную оценку конфликту и проанализировать его. Создание достаточного информационного фундамента для возможности принятия решения и получения наилучшего результата выхода из конфликта будет являться ключевой задачей такого анализа.

                            А. Добрович предложил способы разрешения конфликтов в коллективе учащихся прямого действия посредством привлечения третьей стороны, так называемого арбитра, например, другого преподавателя или представителя администрации. Арбитру необходимо поочередно провести беседы с каждым из противостоящих. При этом следует выслушать их мнения о сущности и причинах ситуации, собирать объективные данные о конфликте и об индивидах, принимающих участие в нем. После этого арбитр приглашает обоих оппонентов, предоставляет им возможность высказаться и предлагает собственное решение.

                            Другой путь разрешения педагогических конфликтов заключается в предоставлении возможности арбитром конфликтующим сторонам высказать накопившиеся взаимные претензии или требования при коллективе. Решение принимается коллективно, основываясь на суждениях каждого участника.

                            Если данные способы не способствуют успешному завершению педагогических конфликтов, то задачей руководителя или преподавателя будет применение санкций в отношении обеих противоборствующих сторон либо одной из них. В случаях, когда даже применение санкций не помогает необходимо использовать способ разведения оппонентов по разным классам или школам.

                            Конфликтная ситуация нередко зарождается вследствие стремления преподавателя утвердить собственную педагогическую позицию или протеста учащихся против незаслуженного наказания, заниженной оценки и др. Проявляя правильную реакцию на поведение школьников, учитель тем самым контролирует ситуацию.

                            Способы разрешения педагогических конфликтов включают арсенал действий следующего характера: конфликтогенный, конфликтотерпимый и конструктивный. Гнев, возмущение, негативное оценивание личности школьника или оскорбление, применение санкций к нему и др. являются типичными действиями конфликтогенного характера. Уход от проблемы, затягивание процесса разрешения конфликтов, компромисс – это все является конфликтотерпимыми средствами. Действия, направленные на изменение неконструктивного завершения ситуации, переключение внимания, «шаг навстречу» относятся к конструктивным действиям.

                            Поэтому в конструктивном разрешении состояний противостояния довольно многое зависит от педагога.

                            Способы разрешения внутриличностных конфликтов

                            Адекватное оценивание ситуации и сложности проблемы, самооценивание индивида – это наиболее эффективные способы разрешения конфликтов внутриличностного характера. Так как подобные конфликты всегда обусловлены индивидуальностью личности и ее особенностями характера, их разрешение имеет зависимость от половой принадлежности, возраста субъекта, его характера и темперамента, социального статуса, моральных ориентиров и ценностей.

                            Д.Карнеги предлагает в ситуациях внутриличностной конфронтации с целью предупреждения возникновения стресса не впадать в панику, а стараться принять случившиеся в качестве свершившегося события и действовать, откинув эмоции. Однако при этом, вопреки необходимости индивидуального отношения к преодолению конфликтов внутри личности, следует выделить наиболее типичные и методы и способы разрешения конфликтов, которые могут при учете индивидуальных особенностей применять все. Ниже представлены наиболее значимые способы разрешения внутриличностных конфликтов.

                            В первую очередь, кроме адекватного оценивания ситуации, следует взять ее под контроль и попытаться выявить противоречия, послужившие провокатором конфликта. Затем следует осмыслить экзистенциальную суть конфликта, проанализировать степень его значимости.

                            Причину, спровоцировавшую ситуацию конфронтации следует локализировать посредством обнаружения самой сущности ее, откинув все неважные и сопутствующие факторы. Для конструктивного завершения конфликтов внутри личности существенную роль играет смелость при анализе провокаторов конфронтации. Следует уметь принимать истину такой, какой она есть по своей природе, без прикрас, даже если она не совсем приятна. Также не рекомендуется забывать, что накопленные эмоции (например, гнев или тревога) ведут только к срыву, поэтому нужно научиться давать им выход.

                            Перечисленные методы – это далеко не все основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

                            Современная психологическая наука и конфликтология выработали целый комплекс механизмов, заключающийся в психологической защите личности, которая являет собой специфическую систему регуляции стабилизации личности, устремленную на ликвидацию или уменьшению тревожности или чувства страха, сопутствующих внутриличностному конфликту.

                            Способы разрешения семейных конфликтов

                            Для любого человеческого субъекта личная жизнь обладает первостепенной значимостью. После достижения социальной взрослости сильная и слабая половины человечества принимают решение вступить в брачный союз и создать семью. Жизнь в ней, как правило, связана не только исключительно с личными отношениями партнеров, их родителей или детей, но и с материально-имущественными отношениями. Любое поле взаимоотношений супругов может стать фундаментом для зарождения ситуаций противостояний, приводящих к затяжным конфликтам. Любые супруги испытывают трудности в процессах семейного взаимодействия, которые мешают их жизни, но не всегда ведут к появлению чувства устойчивой неудовлетворенности союзом.

                            Существует правила или способы разрешения семейных конфликтов. И первый такой способ заключается в запрете на предъявление претензий или упреков партнеру в присутствии третьих лиц, даже если это будут близкие. Также не следует ругать детей при посторонних.

                            Следующим способом предупреждения развития ситуаций конфронтации или успешного разрешения уже возникших конфликтов будет являться стремление всех участников семейных отношений понять принципы или мировоззрения друг друга. Не нужно сразу же отвергать позицию другого, даже не успев дослушать. Именно в умении терпеливо выслушать партнера или других родственников, и заключается культура общения в семейных отношениях, которая складывается на протяжении всего совместного проживания.

                            Следующий способ разрешения семейных конфликтов заключается в умении признавать собственные промахи или совершенные ошибки как можно быстрее и решительнее, обгоняя возможные нелицеприятные высказывания. Последним стратегически важным способом в арсенале психологов является ведение разговора в процессе спорных или конфликтных ситуаций в доброжелательном тоне, но при этом выражая твердость и спокойствие. Это означит, что необходимо контролировать проявление эмоций, следить за собственной речью и высказываниями и никогда не оскорблять оппонента как личность.

                            psihomed.com

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Оформить землю спб Оформление земли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Информация по оформлению земли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Перечень документов для оформления земли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Оформление земли в […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Единый налог и подоходный налог Общая система налогообложения (подоходный налог) Налоги уплачиваются в общеустановленном порядке, если: деятельность не подпадает под единый налог индивидуальный предприниматель не хочет или не имеет права применять УСН. При […]
  • Юристы консультанты по дтп Бесплатная консультация по ДТП Компания «Консультирует юрист» в любое время дня и ночи готова предоставить консультацию юриста при ДТП – бесплатно и с соблюдением полной конфиденциальности. Однажды сев за руль, человек раз и навсегда […]
  • Помощник прокурора обязанности Прокуратура Московской области Условия и порядок приёма на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены Федеральными законами «О прокуратуре Российской […]