Военные речные суда

Современные российские корабли – артиллерийский речной «Буян»

Малые корабли проекта 21630 с артиллерийским вооружением создавались специально для усиления каспийской флотилии. Корабли имеют малое водоизмещение и поэтому могут быть использованы в речных и морских флотилиях. В 2002 году, с весны по осень, были проведены масштабные учения на Каспийском море с привлечением сил многих ведомств и министерств. На учениях побывали практически все руководители силовых структур России, посетил Каспийские учения и президент РФ В.Путин. Одним из результатов учений стала первая российская корабельная программа, в которую вошло создание современных малый боевых кораблей для Каспийской флотилии.

Разработчик новейшего корабля «река-море» ОАО Зеленодольское ПКБ. Проект корабля получает название «Буян» и номер 21630. Руководил работами по созданию корабля глава проектно-конструкторского отдела Я.Кушнира, а главный наблюдающий от флота, капитан 1 ранга В.Денисов помогал конструкторам в научно-техническом сопровождении проекта. МАК нового проекта 21630 «река-море», разрабатываемый для использования на Каспии, предназначается для выполнения задач в ближней морской зоне, дельтах рек и речных участках. Малое водоизмещение и осадка специально подобраны под малые глубины Каспия и Волги. Обеспечили конструкторы и достаточную дальность хода — корабли могут пройти всю Волгу или Каспий на одной заправке.

Конструкция МАК проекта 21630
Корпус корабля выполнен с использованием стелс-технологий, что значительно уменьшает радиолокационную заметность – плоскости надстройки выполнены под наклоном, выступающие части оборудования и корпуса доведено до минимума, многие двери, люки и надстройки скрыли в плоскостях, а оборудование в обтекателях, использовали радиопоглощающие покрытия и материалы. Кроме этого, в создании МАК «Буян» использовали современные отечественные достижения в кораблестроении. Все материалы, оборудование и вооружение производства российских предприятий. Электронное оборудование построено на российской элементной базе. Корабль значительно превосходит по вооружению аналогичные проекты западного и отечественного производства.

Вооружение МАК «Буян»
Корабли проекта 21630 для несения боевого дежурства по защите и охране 200 мильной экономзоны России на Каспии оснащены следующим вооружением:
— универсальная 100 мм артустановка «А-190-01», установленная в носовой части корабля. Управляет огнем установки СУО «Ласка»;
— две единицы шестиствольного 30 мм автомата «АК-630», установленные по левому и правому борту;
— выдвижная РСЗО 122 мм «Град-М», установленная в кормовой части корабля;
— пусковая установка ЗРК 3М-47 «Гибка» использующая ЗУР «Игла/Игла-1М», установленная в кормовой части корабля. Управление ПУ дистанционное;
— 2 пулеметные тумбовые установки 14.5 мм МТПУ;
— дополнительное вооружение – противодиверсионный гранатомет ручного типа глубинных бомб и мины, сбрасываемые с 2 точек.

Оборудование МАК «Буян»
— БИУС типа «Сигма» с интегрированной мостиковой системой;
— радиолокационная станция МР-123 для СУО «Ласка»;
— прибор наблюдения оптико-электронного типа;
— радиолокационная станция навигации МР-231;
— четыре пусковых комплекса помех ПК-10;
— ГАС «Анапа-М» опускаемого типа.

Конкурс на постройку проекта 21630 в 2003 году выиграло ОАО «Алмаз». Запланирована постройка 10 новых кораблей. Первый (головной) корабль серии заложили на Санкт-Петербургской верфи в конце января 2004 года. Корабль получил заводской номер 701 и стал называться «Астрахань». Имя кораблю дали по инициативе командующего Каспийской флотилии и губернатора области. Спуск на воду состоялся в начале октября 2005 года. В 2006 году МАК проекта 21630 под именем «Астрахань» и бортномером 012 пополнил ряды Каспийской флотилии.

Первый серийный и второй в серии корабль «Волгодонск» заложенный в конце февраля 2005 года, спустили на воду в мае прошлого года, а в конце 2011 года с бортномером 161 (заводской номер 702) принят в строй. Сейчас проходит, различные испытания и летом перебазируется на Каспийское море.

Второй серийный, третий (последний) в серии корабль «Махачкала», заложенный в конце марта 2006 года на данный момент готовится сойти со стапелей на воду, ожидается, что это случится в конце текущего месяца. Каспийскую флотилию ожидает пополнение в конце 2012 года.

Известные модификации:
— проект 21630 – базовый проект МАК;
— проект 21631 – корвет или ракетный малый корабль, так же предназначен для усиления Каспийской флотилии. Кроме габаритно-весовых характеристик и ракетного вооружения, остальное вооружение и оборудование практически идентично базовому проекту;

— проект 21632 – экспортный вариант проекта 21631. Вооружение на кораблях проекта экспортного образца или согласно требований заказчика. Будут построено 6 таких кораблей для Казахстанских ВМС.

Основные характеристики:
— длина 62 метра;
— осадка 204 сантиметра;
— ширина 9.6 метра;
— водоизмещение около 500 тонн;
— скорость хода 28 узлов;
— дальность хода 1.5 тысячи миль;
— автономный ход 10 дней;
— команда 29-34 человека.

topwar.ru

Боевое применение речных военных флотилий отечественного ВМФ в оборонительных и наступательных действиях сухопутных войск

В ходе гражданской войны и иностранной военной интервенции в России речные военные флотилии создавались и вели боевые действия на Волге, Каме, Дунае, Днепре, Дону, Западной и Северной Двине, Припяти, Куре, Волхове, Амур- и Сыр-Дарье, Енисее и Амуре. Боевое применение сил этих флотилий оказало существенное влияние на результативность действий сухопутных войск. Всесторонний анализ опыта боевого применения речных флотилий со всей очевидностью показал целесообразность создания в бассейнах крупных рек таких формирований.

1. Предвоенные взгляды на применение речных военных флотилий в вооружённой борьбе.

Теоретические положения отечественного военного и военно-морского искусства применительно к совместным действиям армии и флота, отражённые в предвоенных руководящих документах, касались главным образом боевого применения сил флота на приморских направлениях. Общие положения этих документов конечно касались и речных флотилий, однако специального раздела в них или отдельного документа, регламентировавшего боевое применение сил речных флотилий не было.

Только накануне Великой Отечественной войны в 1939 г. на основе обобщения боевого опыта речных флотилий в гражданской войне и в боевых действиях на Амуре в 1929 г., с учётом опыта боевой подготовки, было разработано и введено в действие временное Наставление по боевой деятельности речных флотилий (НРФ-39). В нём, исходя из оценки характера возможной войны, военно-географических условий вероятных ТВД, определялись предназначение и задачи речных флотилий.

«Основу, цель и содержание боевой деятельности речных флотилий, — говорилось в наставлении, — составляют действия совместно с сухопутными войсками и в интересах сухопутных войск». Основным предназначением речных флотилий, таким образом, считалось содействие сухопутным войскам в их наступательных и оборонительных действиях в районах бассейнов рек.

Боевые действия речных флотилий вне связи с сухопутными войсками могли иметь место лишь как исключение. Даже в борьбе с чисто речным противником флотилиям приходилось опираться на берег и пользоваться помощью сухопутных войск. В связи с этим большое значение имели организация оперативного и тактического взаимодействия с сухопутными войсками и боевое управление силами. Общие положения организации взаимодействия нашли отражение как в руководящих документах флота (НРФ-39), так и сухопутных войск (проекты Полевых Уставов Красной Армии 1940 и 1941 г.), однако конкретных рекомендаций на этот счёт в этих документах было недостаточно.

Речные флотилии считались средством высшего командования и могли придаваться войсковым соединениям не ниже корпуса, а отдельные соединения или корабли флотилии – дивизии или полку. Ставя задачу приданным силам флотилии, соответствующий общевойсковой командир обязан был заслушать соображения командующего флотилией или командира соединения кораблей о наиболее целесообразном использовании речных сил. В общем случае командующий флотилии должен был участвовать в разработке плана действий сухопутных войск, если он был связан с использованием сил данной флотилии. В тех случаях когда применение сил флотилии должно было оказать решающее влияние на ход совместных боевых действий, общее руководство взаимодействующими силами могло быть возложено на командующего флотилией. Предвоенные взгляды командования на характер фронтовых и армейских наступательных и оборонительных операций и предназначение флотилий определили и задачи сил флотилий, которые сводились в основном к следующему:

  • содействие сухопутным войскам в наступлении и обороне при их действиях вдоль рек (самостоятельные и совместные с сухопутными войсками прорывы по реке для ударов по глубине расположения противника, обходов и охватов его прибрежных флангов; прикрытие флангов своих войск от обходов и охватов их по реке силами флотилий противника или войсками по противоположному берегу; оборона тылов своих войск от наступления речных сил противника.);
  • содействие сухопутным войскам в преодолении возможных преград при наступлении и удержание переправ и оборонительных рубежей при обороне;
  • обеспечение войсковых и народно хозяйственных перевозок по рекам;
  • борьба с силами речных флотилий противника.
  • Содействуя сухопутным войскам в наступлении и обороне, силы речных флотилий должны были вести борьбу с артиллерией, танками и пехотой противника. Поэтому корабельная береговая и зенитная артиллерия считалась главным оружием сил флотилий.

    В предвоенные годы была всесторонне разработана теория артиллерийской стрельбы кораблей по береговым целям, создана методика управления огнём. В ходе боевой подготовки мониторов и канонерских лодок отрабатывались, как одна из курсовых задач одиночного корабля «Действия против берега» (задача № 6) и совместные задачи соединения кораблей «Огневая поддержка фланга армии (ведение боя дивизионом речных кораблей с сухопутным противником)» (С-3). Отработке этих задач уделялось большое внимание и корабли речных флотилий были хорошо подготовлены к стрельбе по береговым целям.

    Наиболее активным видом содействия сухопутным войскам как в наступлении, так и в обороне считалась высадка десантов. Для высадки десантов предполагалось создание специальных «сводных речных групп», состоящих, как правило, из транспортной флотилии (отряд транспортов), отряда корабельной поддержки, отряда прикрытия и авиагруппы. Командование сводной речной группой в зависимости от обстановки возлагалось или на командующего флотилией (командира соединения) или на соответствующего командира сухопутных войск (десанта).

    Содержание и характер стоящих перед флотилиями задач определяли и состав сил речных флотилий, которые должны были иметь речные корабли с преимущественно артиллерийским вооружением (мониторы, канонерские лодки, плавучие батареи, бронекатера, сторожевые катера), а так же минные заградители, тральщики и торпедные катера; воздушные силы; сухопутные войска и береговую оборону. Ядром сил флотилии считались речные боевые корабли.

    Воздушные силы, состоящие из истребительной, бомбардировочной и разведывательной авиации, могли непосредственно входить в состав флотилии или оперативно придаваться ей. Кроме того, для ведения наблюдения и корректировки артиллерийского огня, воздушные силы могли иметь привязные аэростаты, которые объединялись в так называемые «воздухоплавательные части». Сухопутные войска могли или входить в состав флотилии, или придаваться им в оперативное подчинение. Они именовались «войсками сопровождения» и их состав мог доходить до батальона со средствам усиления. Штатные войска сопровождения должны были состоять из морской пехоты.

    Береговая оборона речных флотилий включала: береговую артиллерию, систему фортификационных оборонительных сооружений на берегу и позиционно-минные заграждения в воде. Береговая оборона должна была развёртываться на ответственных участках реки в виде укреплённых районов, отдельных позиций, дивизионов или батарей, и предназначалась для противодействия противнику или переправе противника через реку в данном районе или на данном участке.

    В Наставлении по боевой деятельности речных флотилий были определены задачи отдельных классов речных кораблей, даны характеристика, предназначение и рекомендации по боевому использованию боевых сил флотилии (артиллерии, торпедного, минного оружия, сетей заграждения и пр.) Рекомендации по боевому применению отдельных классов речных кораблей в соответствии с их предназначением и задачами были разработаны и закреплены в соответствующих частных наставлениях по боевой деятельности мониторов, канонерских лодок, бронекатеров и тральщиков.

    Организационно силы речных флотилий предусматривалось объединять в «однородные» соединения (дивизионы, бригады), состоявшие из кораблей одного класса и «маневренные» соединения (отдельные отряды и бригады), состоящие из кораблей разных классов и частей усиления.

    До середины 1940 г. в состав ВМФ входили две речные флотилии – Краснознамённая Амурская (командующий – к-а Абанькин П.С.), сформированная в мае 1940 г. (гл. база Хабаровск) и Днепровская флотилия . В июне 1940 г., в связи с вхождением в состав СССР Западной Украины, Западной Белоруссии и Бесарабии, приказом Наркома ВМФ Днепровская флотилия была расформирована и на её базе были созданы 2 флотилии – Дунайская (командующий – к-а Абрамов Н.О., с 16.09.1941 г. – к-а Фролов Л.С., гл. база Измаил), которая вошла в состав ЧФ и Пинская (командующий – к-а Рогачёв Д.Д., гл. база Пинск), подчинённая непосредственно Наркому ВМФ (оперативно она подчинялась командующему Западному Особому военному округу).

    Корабли и катера указанных флотилий были сведены в дивизионы однородных кораблей, береговая зенитная артиллерия объединена в отдельные зенитные арт. дивизионы (ОЗАД). Береговые артиллерийские батареи Дунайской флотилии были сведены в сектор береговой обороны.

    Наиболее мощными арт. кораблями речных флотилий, способными успешно решать все типовые задачи, были мониторы с артиллерией калибра от 102 до 152 мм. Этот класс был представлен несколькими типами кораблей, в том числе и новой постройки («Хасан» и «Каховка») с башенной артиллерией калибра 130 мм. Однако количество мониторов в составе каждой флотилии было недостаточным (особенно мало, всего 5 ед., их было в составе Дунайской флотилии).

    Новым классом речных кораблей к началу войны были бронекатера, которые начали строится в 1936-38 г. В качестве главного оружия они имели одну или две танковые башни с артиллерийскими установками калибра 76 мм., что позволяло восстановить повреждения катера во фронтовых или армейских танкоремонтных мастерских. Обладая хорошими маневренными возможностями, достаточно сильной артиллерией и броневой защитой, бронекатера, при достаточном их количестве, могли оказать существенную помощь сухопутным войскам при их действиях в районах бассейнов крупных рек.

    Весьма важным достоинством указанного класса речных кораблей была возможность свободно перебрасывать их с одного театра на другой по внутренним водным и сухопутным коммуникациям, что позволяло командованию, при необходимости, своевременно создавать соответствующие формирования речных сил на новых операционных направлениях.

    Новых канонерских лодок перед войной не строилось, поэтому несколько их периода Гражданской войны, находящихся в строю, к началу Великой Отечественной войны были модернизированы. На случай войны предусматривалась мобилизация, переоборудование и вооружение под этот класс кораблей речных судов гражданских организаций. Следует отметить, что речной транспортный флот страны не располагал достаточным количеством пригодных для этих целей судов. Кроме того, далеко не все имеющиеся транспортные суда. По своему техническому состоянию и мобилизационной готовности оказались пригодными для нужд войны.

    Серьёзным недостатком в развитии сил речных флотилий перед войной было малое количество в их составе кораблей противоминной обороны. На 3-х существовавших флотилиях насчитывалось всего 24 тральщика. Боевая подготовка флотилии накануне войны велась с большим напряжением и была направлена на отработку прежде всего совместных с сухопутными войсками задач в наступательных операциях и боевых действиях.

    Поскольку Дунайская и Пинская флотилии были сформированы только в июне 1940 г., то здесь к первой половине 1941 г. ещё не закончились сколачивание сформированных соединений и отдельных кораблей отработкой вопросов управления и связи, разработкой наставлений по боевому использованию родов сил флотилии в специфических условиях театров, отработкой задач Курсов БП (для мониторов, канлодок, бронекатеров и тральщиков Курсы БП были введены в действие 15 февраля 1941 г.)

    Отрицательное влияние на ход БП и состояние БГ флотилий сказывала неукомплектованность их офицерским составом. Так на 1 января 1941 г. недокомплект офицеров на Дунайской и Пинской флотилиях составлял около 24% и 21% соответственно.

    В целом, основные положения теории советского военно-морского искусства перед Великой Отечественной войной в части предназначения и задач сил речных флотилий, а так же форм и способов их боевого применения были правильными. Они соответствовали возможному характеру войны и отражали единый подход и понимание командованием армии и флота идей военной доктрины предвоенного периода.

    2. Задачи решаемые военными речными флотилиями, масштабы их действий.

    С началом Великой Отечественной войны театрами военных действий стали такие важнейшие речные бассейны страны как: Дунайский и Днепровский, а позднее и Волжский. Поэтому наряду с Северным, Балтийским и Черноморскими флотами, в боевые действия включились Дунайская и Пинская речные флотилии. Уже в 4.14 час. 22 июня 1941 г. румынские береговые батареи с полуострова Сату-Ноу открыли массированный артиллерийский огонь по главной базе Дунайской флотилии Измаилу и находившимся там кораблям, а в 9.00 немецкая авиация совершила первый налёт на корабли Пинской флотилии.

    В ходе силам наших речных и озёрных флотилий пришлось вести боевые действия более чем на 30 реках. При этом как и предполагалось перед войной, основным содержанием боевых действий было содействие сухопутным войскам.

    Наиболее типичными задачами, которые решали флотилии при содействии войскам были:

    • артиллерийская поддержка фланга войск в обороне и наступлении вдоль речных рубежей;
    • высадка десантов;
    • обеспечение переправ войск и техники через водные рубежи;
    • борьба с переправами противника;
    • обеспечение продольных войсковых речных коммуникаций.

    Кроме того важнейшей задачей речных флотилий являлось обеспечение перевозок по рекам стратегических грузов. Особенно важной эта задача была для Волжской флотилии (сформирована в октябре 1941 г. из учебного отряда кораблей на р. Волга, командующий с 16.02.1942 г. – к-а Рогачёв В.В.), начиная с весны 1942 г., когда значительно возросли масштабы перевозок по Волге стратегического сырья (нефти), а противник существенно усилил воздействие по этой коммуникации своей авиацией.

    Дунайская флотилия в 1941 г. решала так же задачу борьбы с силами румынских дивизий на Дунае.

    Какие конкретные задачи решались флотилиями в тот или иной период Великой Отечественной войны зависело от общей обстановки на советско-германском фронте и от тех задач, которые решали сухопутные войска в бассейнах рек, где действовали силы флотилии. Формы и способы боевого применения сил речных флотилий определялись так же замыслом армейского командования на оборонительную или наступательную операцию группировки сухопутных войск.

    В первый период войны, когда наши войска вели в основном только оборонительные бои, исключительное значение имела артиллерийская поддержка войск. Значимость этой задачи возросла в связи с тем, что сухопутные войска имели недостаточное количество артиллерии. Артиллерийская поддержка производилась всеми классами кораблей. Стрельбы велись как по видимым, так и по невидимым с корабля целям с использованием корректировочных постов, располагавшихся в боевых порядках наших войск. Первые из них выполнялись как правило, на ходу и характеризовались скоротечностью боя. Наиболее распространёнными были стрельбы по невидимым целям, которые проводились в основном с закрытых или полузакрытых огневых позиций. Наиболее частыми при этом были стрельбы по артиллерийским и миномётным батареям и живой силе противника, а так же стрельбы на разрушение мостов и переправ.

    Все эти задачи выполнялись корабельной артиллерией как самостоятельно, так и совместно с полевой артиллерией сухопутных войск. При совместных действиях на артиллерию речных кораблей возлагались те задачи которые не могли быть выполнены полевой артиллерией. Интенсивность боевого применения артиллерии речных кораблей была достаточно высокой. Так, только за оборонительный период Сталинградской битвы кораблями Волжской флотилии было проведено более 1200 боевых стрельб.

    Не менее важной была задача прикрытия и обеспечения переправ своих войск через водные рубежи при отходе под натиском превосходящих сил противника и набеговые действия на переправы противника. решая эти задачи корабли Пинской и Дунайской флотилии неоднократно попадали в тяжёлые положения и вынуждены были прорываться под воздействием противника. Флотилиями были освоены способы прорыва кораблей когда один или оба берега были в руках противника и река простреливалась не только его артиллерией, но и пулемётами.

    При этом силы флотилии сводились в главные и обеспечивающие группировки, которые совместно и решали задачу прорыва. Корабли обеспечивающей группировки (тральщики, бронекатера, сторожевые катера и вспомогательные суда), следуя впереди и сзади главных сил (мониторы и канонерские лодки), отвлекали на себя огонь противника, тралили фарватеры, подавляли, подавляли пулемётные точки расположенные на берегу и прикрывали главные силы дымзавесами. Кроме того они выполняли задачу буксировки повреждённых кораблей.

    Главные силы при прорыве подавляли артиллерийские и миномётные батареи противника. В отдельных случаях для обеспечения прорыва кораблей привлекалась и артиллерия сухопутных войск. Она решала задачу подавления огня артиллерийских батарей противника, противодействующих прорыву наших кораблей.

    В последующие периоды войны, когда советские войска вели главным образом наступательные операции и действия, наряду с артиллерийской поддержкой сухопутных войск, которая оставалась важнейшей задачей речных кораблей, возросло значение таких задач, как: обеспечение форсирования войсками широких водных преград, обеспечение переправ наступающих войск и техники через водные рубежи и осуществление речных продольных войсковых перевозок.

    Необходимость обеспечения переправ войск только силами флотилий объясняется тем, что при стремительном наступлении наших войск в ряде случаев тяжёлые инженерные переправочные средства не успевали следовать за войсками. В ходе Бобруйской операции 24-28 июня 1944 г., например, по этой причине корабли Днепровской флотилии переправили своими силами через р. Березина 66 тыс. чел. и 1550 орудий и миномётов 48-й армии 1 Белорусского фронта.

    Всего же за всю войну только при форсировании нашими войсками широких водных преград речные флотилии переправили более 2,5 млн. чел.

    При артиллерийской поддержке наступающих сухопутных войск корабельная артиллерия включалась в общий план артиллерийского наступления корпуса или армии, действующих на приречных направлениях. К разработке такого плана привлекался флагманский артиллерист флотилии или соответствующего соединения кораблей флотилии. Отдельным кораблям или тактическим группам кораблей в этих случаях давались плановые таблицы артиллерийского огня. Наряду с корабельной нарезной артиллерией для поддержки сухопутных войск привлекалась и реактивная артиллерия.

    Многократно в ходе войны речные флотилии решали задачу высадки десантов. Эта задача решалась как при обороне, так и, особенно при наступлении сухопутных войск. По своим масштабам все речные десанты были тактические и высаживались в тактической глубине обороны противника (не более 30-35 км. от линии фронта). Состав таких десантов колебался от взвода до усиленной бригады. Специальные десантные корабли и высадочные средства на флотилиях отсутствовали. Наиболее часто для высадки десантов привлекались бронекатера.

    Высадкой тактических десантов флотилии способствовали сухопутным войскам в удержании и улучшении своих оборонительных рубежей и прорыву оборонительных позиций противника. Десантные действия флотилий явились наиболее активной формой содействия сухопутным войскам в оборонительных и наступательных операциях на приречных направлениях. Всего за войну только Дунайская, Днепровская и Волжская флотилии высадили более 30 тактических десантов.

    Существенной была роль речных флотилий при обеспечении стратегических и народнохозяйственных перевозок. Особенно значительной в решении этой задачи была роль Волжской флотилии, так как волжская водная магистраль имела стратегическое значение. По этому пути в периоды навигации непрерывным потоком шло важнейшее стратегическое сырьё – нефть и нефтепродукты. Противник правильно оценивал значимость волжской коммуникации и всячески пытался прервать её. Систематически, начиная со средины 1942 г. до средины 1943 г. (в период навигации), он наносил своей авиацией бомбовые удары по портам, судам и кораблям на переходах и производил массовую постановку мин на участке от Астрахани до Саратова.

    Важными задачами в связи с этим для Волжской флотилии в 1942-43 г. являлась организация ПВО и ПМО этой важнейшей магистрали. Наиболее трудной была организация ПВО. Не смотря на ограниченные возможности сил и средств флотилия успешно обеспечила защиту коммуникаций в навигации 1942-43 г. Функционирование важной продольной коммуникации прерывалось только в период боёв непосредственно за Сталинград, когда противник вышел к Волге.

    Речные флотилии в ходе войны были наиболее мобильными и подвижными объединениями ВМФ. По мере изменения общей обстановки на советско-германском фронте, а так же обстановки на отдельных операционных направлениях флотилии расформировывались, формировались вновь или создавались заново. Так, в частности, в связи с продвижением противника в глубь нашей территории были расформированы Пинская (октябрь 1941 г.) и Дунайская (ноябрь 1941 г.) флотилии. В октябре 1941 г. были сформированы Волжская военная флотилия. После завершения коренного перелома на советско-германском фронте и выхода наших войск к Днепру, а затем и к Дунаю, были вновь сформированы Днепровская (сентябрь 1943 г.) и Дунайская (апрель 1944 г.) флотилии. В бассейнах некоторых рек в ходе войны действовали отдельные отряды речных кораблей (в частности Донской и Кубанский отряды в 1941-42 г.)

    Весь опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о значительной роли речных флотилий в оборонительных и наступательных фронтовых и армейских операциях, которые велись в бассейнах судоходных рек. Силы речных флотилий неоднократно в ходе войны оказывали влияние на исход этих операций.

    flot.com

    Военные речные суда

    Флот вообще-то есть не только морской и океанский, но и прибрежный, и речной, и даже озёрный. Есть корабли, которые решают задачи в дальних краях, есть корабли, которые защищают родные берега, и есть корабли, которые плавают внутри берегов. Во внутренних, гм, бассейнах, тоже есть задачи для кораблей, и, следовательно, есть место для отдельных флотилий, и место для линейки кораблей этих флотилий. Военные суда внутренних вод можно грубо поделить на три класса: армейские сухопутные корабли, речные флотилии малых судоходных рек, и речные флотилии крупных рек и морей.

    1. Армейские плавсредства.

    Да, сухопутная армия тоже имеет корабли в своём штате, только это достаточно малые корабли, которые можно активно перевозить по суше. Армейские суда типично перевозятся на автомобильных прицепах, в следствии чего их вес не превышает веса тяжёлого грузовика. Армейские суда можно смело ограничить восьмым рангом. У сухопутчиков корабли типично относятся к переправам, к переправочным паркам, то есть к инженерным войскам, и у сухопутных держав даже случаются забавные казусы, когда главным флотоводцем является не адмирал, а банальный генерал инженерных войск. Так например обстояло дело в Австрии, где имелась относительно крупная речная флотилия, но подчинялась она сухопутному генералу.

    Основные типы армейских судов:
    — малые резиновые лодки, например советская малая надувная лодка ЛМН;
    — десантные резиновые лодки, например советская десантная лодка ЛГ-12;
    — самоходные паромы, например советский ПТС или ГСП;
    — несамоходные паромы, например из состава советского ПМП;
    — буксирные моторные катера, например советский БМК-Т;
    — многоцелевые патрульно-боевые катера, например американский SURC;
    — быстроходные десантные катера, например финский «Uisko»;
    — скоростные катера, например российский «Ястреб».

    Это широкий список, и далеко не все из этих типов судов используются. Так скоростные катера являются типично полицейским средством, и в армии для них места маловато, а быстроходные десантные катера используются либо опять же полицией, либо в странах с обилием рек, озёр, и островов, прочие же страны обходятся плавающими БТР и самоходными паромами. Также слабо распространены армейские многоцелевые катера. Если у армии США такие катера в заначке имеются, то российская армия ничего такого пока себе позволить не может, по финансовым причинам. А жаль. Катера из состава понтонно мостовых парков для патрульно-боевых задач слабо пригодны, тем более что они заняты в районе переправ, а штатная амфибийная техника чувствует себя на воде достаточно неуверенно. Специализированный многоцелевой катер был бы крайне полезен и в сухопутной армии.

    Армейские автотранспортабельные суда мелкие, бесхитросные, и подробно разбирать их я не буду. Сойдут и существующие. Единственное, что стоит сказать, это то, что армейские суда в обязательном порядке должны делаться на узлах и по технологиям прочей армейской техники. Т.е. грузовые или танковые дизели, сталь, армейские вооружения, и т.п.

    2. Речные флотилии.

    Если армейские «флотилии» малы как по кораблям, так и по их числу, и ведут преимущественно сухопутный образ жизни, сопровождая войска на марше и сходя на воду только при форсировании водных преград, то речные флотилии ведут в значительной мере самостоятельный от сухопутных войск водный образ жизни, действуя по речной сети, озёрам, и внутренним морям, и практически не покидая своих родных мест. Манёвр кораблями с одной речной сети на другую теоретически возможен, как по сети каналов, так и сухопутно, по автобанам и железным дорогам, но он производится только в случае потери важности флотилии на данной речной сети, т.е. либо в случае отдачи этой речной сети противнику, либо в случае полного взятия бассейна реки под контроль и высвобождения техники. Так советские бронекатера обошли все крупные реки и СССР, и восточной Европы.

    Речные флотилии имеют значительно более крупные и многочисленные корабли, чем у сухопутчиков, у них самостоятельные задачи, и, соответственно, самостоятельное командование. Если у армейских флотилий приоритетной является задача форсирования рек, то у речных флотилий десантные задачи отходят на второй план, подавляясь задачей полноценного владения водной артерией, т.е. борьбой с судами противника и его войсками, выходящими к берегам. Главным кораблём речной флотилии является боевой корабль, и скорее даже бронированный боевой корабль, бронекатер или монитор. Но и транспортные задачи тоже важны, вот только там уже будут работать гражданские корабли, которые мне описывать не интересно.

    Основные типы речных судов:
    — гражданские речные транспорта, например тот же сухогруз типа «Волго-Дон»;
    — гражданские несамоходные баржи;
    — гражданские речные буксиры;
    — многоцелевые боевые катера, например катер Combat Boat 90;
    — боевые бронированные катера, например речной бронекатер пр.192;
    — десантные суда, например скоростной танкодесантный катер типа «серна»;
    — скоростные катера, например катер-перехватчик типа «мангуст».

    Тут тоже широкий список. Скоростные катера-перехватчики в военное время практически бесполезны, поскольку нарушителя будет преследовать пущенная по нему ракета, и дополнительно догонять его кораблём смысла нет. Разве что для патрульной и посыльной службы, т.е. в виде речного «джипа». Ну и опустим гражданские типы кораблей, которые собственно в речной флотилии отдельно заводить смысла нет вообще, т.к. в военное время их можно будет взять в временное пользование у гражданских пользователей. Остаются многоцелевые боевые катера, бронекатера, и десантные суда. Но это только лежащее на поверхности, а в глубине там всё сложнее.

    Военная наука предписывает нам заиметь:
    1) малых вездесущих инфантов, которые будут везде и всегда;
    2) бронированных кавалеристов, которые смогут вынести инфантов противника;
    3) тяжеловооружённых артистов, которые уделают кавалеров противника, какими бы они ни были.

    Малые вездесущие инфанты, это конечно же патрульные суда. У армии США времён вьетнамской войны эту задачу исполняла семитонная мыльница PBR, а сегодня его место занял десятитонный алюминиевый SURC. Американские патрульные катера типично имеют радиолокатор, эхолот, и вооружены несколькими крупнокалиберными пулемётами, автоматическими гранатомётами, безоткатными орудиями, и прочей стрелковкой, а их десантная вместимость составляет до двух отделений на катер.

    Американский катер SURC обжат под габарит стандартной четырёхосной ж/д платформы, который составляет 13х3.2х2.5м, и его можно перевозить по железным дорогам совершенно безпрепятственно, в любое время и в любых количествах, накачивая техникой нужную в данный момент флотилию. Однако, для самостоятельных речных флотилий, которые имеют отдельную оргструктуру, отдельную инфраструктуру, и представляют собой цельные подразделения, такая мобильность является избыточной. Да, речные флотилии должны иметь возможность перебрасываться по железной дороге, но это будет чрезвычайной мерой, и для кораблей речных флотилий можно задействовать не нормальный для ж/д размер, а максимальный внегабаритный, который составляет где-то 4.4м по ширине и 3.9м по высоте. Таким образом, речным инфантом выгоднее иметь несколько бОльший корабль, чем SURC. Корабли речной флотилии будут иметь уже не 8й, а 7й ранг.

    Более крупным является шведский катер Combat Boat 90. Он также вооружён несколькими крупнокалиберными пулемётами и автоматическим гранатомётом, однако он бронирован, значительно подвижнее американца, лучше приспособлен для перевозки и высадки десанта, и в целом значительно комфортабельнее, поскольку имеет более высокий борт и перекрытие, т.е. экипаж и десант имеют защиту от ветра и осадков. Это уже полноценный катер, а не вооружённая моторная лодка. Однако, этот катер не полностью использует ж/д габарит, и вполне возможно увеличить ширину с 3.8м до 4.4м при той же длине, увеличив полное водоизмещение с 20 до 25-30т, и одновременно полезную нагрузку на 2-3т.

    Вооружение из крупнокалиберных пулемётов для такого корабля, на мой взгляд, слабовато. Основным противником на воде у такого катера будут плавающие танки, БТР и БМП, а против них у такого слабовооружённого катера шансов просто никаких. Соответственно, на катер ставим стабилизированную башню БМП с 30мм автоматической пушкой, спаренным пулемётом, автоматическим гранатомётом и ПТРК. Зенитные и противотанковые возможности многоцелевому катеру будут небесполезными, да. Фактически у нас получается речная БМП. БМП является одной из самых универсальных машин в армии, и сходство универсального катера с БМП закономерно.

    Бронезащита у катера будет противоосколочной и лишь в жизненно важных местах противопульной. Бронекорпус будет односительно лёгким, и на мой взгляд, такому катеру вполне реально иметь место для перевозки 32ч десанта с вооружением и грузоподъёмность в 3.5т. Три-четыре мотора с той же БМП дадут до двух тысяч л.с. мощности, и катер вполне сможет достигать скорости 30-40 узлов. Классической рубки или ходового мостика катер иметь не сможет из-за наличия башни, и он потенциально имеет изрядные проблемы с обзором, но при желании их вполне можно решить за счёт всяких технических извращений. Катер получается достаточно серьёзным, вполне способным зачищать водные пространства и выдавливать пехоту и лёгкую бронетехнику подальше от берегов, т.е. полноценно владеть водными артериями, но и цена у него выходит значительной, так раза в два-три дороже Combat Boat 90, на уровне стоимости тяжёлой БМП или половины стоимости основного танка. Но легковооружённый-то патрульный катер в серьёзном военном конфликте заведомо не жилец.

    Бронекавалером конечно же будет являться бронекатер. Бронекатер глупо делать в габаритах патрульного катера, но он ровно также должен быть ограничен в габаритах возможностями железнодорожного транспорта. Предельным для перевозки по железной дороге является габарит где-то 30х4.4х3.9м, и именно таким и должен быть бронекавалер. Примером такого бронекатера является речной бронекатер пр.192. Он имеет водоизмещение около 60т при длине около 30м, ширине 4.4м, и осадке 0.75м; силовая установка из двух дизелей по 1000л.с. разгоняет катер до чуть более 20 узлов. Вооружение расположено в трёх башнях: 85мм орудие на носу, спаренный КПВ на крыше рубки, и спаренный КПВ на корме. Толщина брони корпуса составляет 7-10мм, плюс в особо важных местах имеется 7мм экран, т.е. бронезащита на уровне лёгкого БТР.

    Да, бронирование этого бронекатера много слабее танкового, но бронекатер и нет нужды бронировать как танк. ОБПС бронекатеру будет что слону дробина, шрапнель будет нейтрализована бронезащитой, и опасными для бронекатера будут только мощные фугасные снаряды, под противостояние которым и должен расчитываться бронекорпус катера. Ещё опаснее для бронекатера калиберные бронебойные и полубронебойные снаряды, но их в современных армиях нет, и противоснарядное бронирование современному бронекатеру совершенно ни к чему. К тому же бронекатера не будут ходить поодиночке, наоборот, в атаке будет сразу четыре и более кораблей, чтобы заведомо насыщать оборону противника. Попаданий по бронекатерам будет мало, и их эффект будет незначительным.

    Бронезащита катера адекватная, прочие характеристики катера тоже приемлемые, но вот оружие необходимо усилять, т.к. бронекатер пр.192 создавался под задачи конца 40-х годов прошлого века, а сейчас другие времена. Бронекатер должен быть полновластным хозяином реки, он должен иметь способность уничтожить вообще любую цель, которая только может возникнуть на водной глади или побережье. Бронекатер должен быть танком. Главным калибром бронекатера должно быть современное танковое орудие, и скорее всего башня должна быть унифицирована с башней истребителя танков, типа «спрут-с». И эта башня будет единственной, и единственной надстройкой вообще, для обеспечения ей кругового обстрела, как это и должно быть на танке.

    Габариты башни изменяются незначительно относительно пр.192, но новое орудие где-то на тонну тяжелее старого, плюс дополнительное оборудование, вобщем катер утяжеляется где-то на 2т, а то и поболее. Одновременно снимаем рубку, которая высвободит примерно 2-3т. Да, это серьёзно ухудшает обзор, но эту проблему сегодня вполне можно решить техническими средствами. Также снимаем обе пулемётные башни, которые дадут ещё где-то по 1т, одновременно добавляя зенитный крупнокалиберный пулемёт на крышу башни и небольшую мачту с обзорным радиолокатором поверх неё. Крупнокалиберный пулемёт будет использовать командир танка катера по воздушным и особоважным целям. Если хочется увеличения каналов стрельбы, то можно добавить пару башенок с 30мм гранатомётами, расположив их спереди и сзади основной башни, ниже линии её огня. По стоимости такой бронекатер будет несколько превосходить основной боевой танк.

    Тяжеловооружённый артист должен уничтожать любых кавалеристов, будь то штурмовики, истребители, противотанковые вертолёты, или те же бронекатера. Речной катер-артист должен быть точно так же транспортабельным по ж/д дороге, и его габарит ограничивается 30х4.4х3.9м, водоизмещение 112т, а полезная нагрузка, — 45т. В отличии от бронекатера и патрульного катера катеру-артисту не требуется ходить по мелкой воде, и его осадка может быть чуть больше, также чуть больше может быть и полнота, поскольку катер останется в тылу, и сверхскоростей ему тоже не требуется. Катер-артист можно делать как артиллерийским, так и ракетным. Артиллерийский катер выходит дешевле в использовании, универсальнее, но его огневая мощь значительно слабее огневой мощи ракетного катера, и никаких качественных преимуществ он не даст. Так что пусть будет ракетный катер, что-то вроде увеличенного ПТРК «Штурм-С».

    Для ракетного катера-артиста оптимальным будет универсальный ракетный комплекс класса «Бук». Полутонная скоростная высокоманёвренная ракета с 50кг боевой частью решает все зенитные задачи, и вдобавок может неплохо действовать и по катерам, и по одиночным сухопутным целям, в том числе по бронированным. Такой ракетный комплекс может достаточно надёжно прикрыть катера с воздуха и помочь им с тяжёлыми целями, но он достаточно тяжёл. Одиночная пусковая установка с автоматом заряжания будет весить минимум 5т, механизированный погреб на 16 ракет легко потянет на 15т, и ещё минимум 10т будет весить радиолокатор со всей прочей электроникой. Итого 30т. Не менее 10т потребуется для локальной противоосколочной бронезащиты ракетного комплекса, а оставшиеся 5т легко съест оружие самообороны, т.е. пара многоствольных крупнокалиберных пулемётов. Вот и вся полезная нагрузка речного ракетного катера. Также ракетный катер должен нести БПЛА с управляющим оборудованием, но он будет лёгкого класса, и его массу можно не учитывать.

    Десантный катер речной флотилии из-за ограниченности железнодорожного габарита принципиально не может быть танкодесантным. Ширины в 4.4м недостаточно для перевозки танка, поскольку танк имеет практически аналогичную ширину, и даже если сделать катер безбортным, в виде плоского понтона, то перевозка танка будет практически невозможной из-за низкой остойчивости понтона. Таким образом, ж/д транспортабельный десантный катер сможет десантировать пехоту, джипы, и, как максимум, основные грузовики с буксируемой артиллерией. Соответственно, для катера будет достаточно водоизмещения в 60т при 30м длины, 4.4м ширины, и осадке в 0.7м.

    Десантный катер должен быть универсальным средством, и он должен не только перевозить пехоту, грузовики, артсистемы, грузы общего назначения, но и являться базой для кораблей огневой поддержки. На десантном катере должна быть штатная возможность установить батарею 120мм миномётов, боевой модуль зенитного ракетно-пушечного комплекса типа «панцирь»; катер должен позволять использовать с него РСЗО типа «Град», противотанковые орудия, и т.д. Десантный катер является аналогом основного грузовика, и он должен быть предельно универсальным как этот грузовик, легко трансформируясь во что угодно, от топливозаправщика, до гантрака. Для самообороны на десантный катер должны устанавиваться автомобильные турельные кольца с крупнокалиберными пулемётами, автоматическими гранатомётами и ПТРК, плюс дымовые гранатомёты, плюс системы активной защиты, плюс прочая чепуха.

    Итого, многоцелевые катера могут разведывать и контролировать водные пространства, уничтожая дозоры и разведчиков противника, они могут десантировать и эвакуировать пехоту, снабжать прибрежные подразделения боеприпасами и прочими предметами снабжения, ограниченно поддерживать их огнём. Бронекатера будут усилять многоцелевые катера, вступая в бой там, где для патрульных катеров слишком опасно. Бронекатера будут подавлять укреплённые объекты на берегу, бороться с бронетехникой противника, или просто уничтожать катера противника. Ракетные катера обеспечат прочие катера флотилии картинкой с воздуха, одновременно организуя их действия, защитят их от воздушного нападения, и уничтожат одиночные особоважные или особоукреплённые цели. Ну а десантные катера помимо задач десантирования техники будут являться платформой для катера огневой поддержки десанта, причём после захвата побережья миномёты с катера огневой поддержки будут сняты, и уйдут вглубь берега за пехотой, освобождая платформу для транспортных задач. В целом, основной задачей катеров речной флотилии является сбить и прогнать всё то, что мешает судоходству, а полноценную зачистку берега уж пусть решают сухопутчики.

    3. Речные флотилии крупных рек.

    Вышеописанные речные катера имеют сильно ограниченные размеры, и вместе с тем сильно ограниченную боеспособность, что является платой за стратегическую мобильность. Но совершенно отсутствует смысл зацикливать на высокой стратегической мобильности все речные суда, за счёт чего можно получить значительно более мощные корабли, которые на крупных реках будут чувствовать себя значительно увереннее малых катеров.

    Крупные речные корабли незачем вытаскивать на берег, и их размер ограничивается габаритами типовой шлюзовой камеры. Размер этот достаточно велик, и только редкие боевые корабли будут его осваивать целиком. Таким образом, крупные речные корабли будут ограничиваться в размере скорее своей нагрузкой, чем внешними факторами. А нагрузка для крупных речных кораблей может быть очень разнообразной.

    Основные типы крупнотоннажных военных речных судов:
    — многоцелевые боевые корабли, например артиллерийский катер пр.1208;
    — речные мониторы, например, монитор типа «шквал»;
    — десантные суда, например малый десантный корабль типа LCU 2000.

    Суша является крайне неудобной средой для крупных механизмов, и совсем другое дело вода. Если хоть сколько-то мобильные сухопутные левиафаны едва вырастают до ста тонн, то на воде без особого труда могут существовать механизмы весом в тысячи тонн. Весовая отдача корабля выше, чем у колёсного или гусеничного шасси, а стоимость перевозки на порядки меньше, и задействовать водную среду всегда выгодно. Однако, вода значительно агрессивнее суши (корабли умеют тонуть), и она менее удобна для некоторых видов механизмов, например, для орудий (отсутствует жёсткая опора). Если сухопутная шестидюймовка с тягачом весит тонн десять, то на воде для той же шестидюймовки нужен корабль тонн в пятьдесят, а то и поболее. С другой стороны, если сосредотачиваться на бронированных кораблях, то эти проблемы исчезают. Поэтому основным артиллерийским кораблём речной флотилии будет монитор. Речной линкор.

    Первое, что просится на крупный речной военный корабль, это артсистема, мощная артсистема, например, спаренная универсальная автоматическая 130мм пушка. Она эффективна по открытым водным, наземным, низколетящим и средневысотным воздушным целям, и также очень неплоха при стрельбе с закрытой позиции, поскольку по огневой производительности соответствует чуть ли не дивизиону обычных пушек. По эффективности данное орудие приближается к РСЗО, но цена её выстрела несравнимо дешевле выстрела РСЗО, в следствии чего его можно использовать значительно активнее РСЗО. Это очень интересное орудие, но оно вместе с механизированным погребом и боеприпасами имеет вес 120-150т, т.е. на суше такое орудие можно разместить только на железнодорожном транспортёре, который жёстко привязан к сети ж/д дорог и очень уязвим, и такое орудие можно будет использовать только от случая к случаю, что делает его относительно бесполезным для армии. А вот на воде такое орудие уже становится целесообразным, пусть для него и потребуется корабль водоизмещением минимум 450т.

    Монитор водоизмещением 900т будет иметь длину 60м, ширину 15м и осадку 1.5м. Особой скоростью монитор не будет отличаться принципиально, и ему будет более чем достаточно дизелей мощностью 5000л.с. Корпус такого монитора будет иметь вес порядка 250т, энергетика и механизмы легко уложатся в 30т, 64ч команды со всем необходимым на месяц будет весить не более 20т, плюс 100т топлива на неделю хода. 130мм автомат ест 150т, плюс 15т на радиолокатор и прочее оборудование, плюс 15т на мачту и надстройку для размещения радиолокатора и прочего, плюс ещё 15т на зенитный ракетно-пушечный модуль, который значительно усилит ПВО корабля и закроет непростреливаемый для главного калибра сектор в корму. Итого уходит 400т на «шасси» со всем необходимым, 200т на оружие, и на бронезащиту остаётся 300т.

    В бронезащите считаем палубу и борт равноправными, и вес делим между ними поровну, по 150т. Палуба монитора будет иметь площадь примерно 800м2, а борт 250м2, и в рамках 300т монитор можно будет защитить 76мм бронированным бортом и 25мм бронепалубой, что надёжно защищает корабль не только от пуль и осколков, но и от снарядов автоматических пушек, и даже быть может от фугасных снарядов до 152мм включительно. Таким образом, монитор будет практически неубиваемым огнём бронетехники и гаубиц, и опасными для него будут только управляемые авиабомбы, крылатые и тактические ракеты, и крупнокалиберные снаряды. Но крупнокалиберных орудий сегодня практически нет, авиация будет уничтожена или отогнана огнём стотридцаток, а бомбы и ракеты должен взять на себя зенитный ракетно-пушечный модуль. Вышеописанный монитор выходит очень мощным, опасным, и тяжёлым в поражении кораблём. Однако, такие корабли очень дороги, и их можно иметь буквально всего лишь несколько единиц. Это если только кавалерия флотилии большой реки.

    Бронированные мониторы уязвимы с воздуха, и их выгодно дополнять артиллерией, ракетными кораблями, которые будут обеспечивать ПВО и ПРО соединения кораблей, а также разведку и управление. Тяжёлый ЗРК на ракетный речной корабль ставить невыгодно, поскольку он находится в неудобных условиях и принципиально не сможет вести огонь на полную дальность, так что стоит ограничиться «объектовым» ЗРК класса «Бук», дополнив его ЗРК малой дальности класса «Тор» для борьбы с крылатыми ракетами, низколетящими самолётами и вертолётами, парой зенитных ракетно-пушечных комплексов для самообороны корабля, и конечно же мощным радиолокационным комплексом. Итого опять же порядка 200т полезной нагрузки, что побуждает основывать ракетный корабль на корпусе монитора, тем более что бронезащита не помешает и ракетному кораблю. Но в отличии от монитора, ракетный корабль будет иметь высокую надстройку, в которой будут располагаться вертикальные шахты без малого десятиметровых ракет ЗРК, соответственно, площадь борта значительно увеличивается, и там будет уже не 76мм, а едва 38мм бортовой брони.

    Теперь инфантерия флотилий больших рек, которая будет инфантом только относительно 900т мониторов, а кавалерия малых рек, 60т бронекатера, на фоне этих «инфантов» будет выглядеть очень бледно. Многоцелевые корабли флотилий больших рек должны быть качественно сильнее транспортабельных по ж/д дорогам кораблей флотилий малых рек, и их водоизмещение должно быть значительно более 100т, но тут тоже должна быть речная БМП, имеющая относительно высокую скорость, солидное вооружение, бронирование, и вместе с тем запас грузоподъёмности для десанта, предметов снабжения, или дополнительного оборудования.

    Задачи мониторов и ракетных кораблей совершенно прозрачны и для первой фазы войны, когда ведётся борьба за обладание водной артерией, и во второй фазе войны, когда враг выбит с берегов реки и уходит подальше вглубь. Мониторы в первой фазе войны уничтожают плавсредства противника и обстреливают выходящие к берегам его войска; во второй фазе войны мониторы становятся бесполезными, и их нужно по возможности перебрасывать на следующую речную сеть. Ракетные корабли в первой фазе войны обеспечивают ПВО и ПРО своего участка реки, позволяя более свободно действовать прочим кораблям, также они производят разведку и управление кораблями флотилий; во второй фазе войны ракетные корабли сменяются стационарными ЗРК, и высвобождаются для других задач, т.е. их тоже нужно по возможности перебрасывать на другую речную сеть. Кавалеры и артисты нужны только для активных боевых действий, и совершенно естественно, что крупнотоннажные инфанты тоже должны переходить в более горячие места по завершении боёв вместе с остальными кораблями флотилии.

    Инфанты флотилий больших рек должны предназначаться только для боя, только для борьбы с противником, только для очистки водной глади и побережья от сил противника. Инфанты должны быть везде, они должны патрулировать свою зону ответственности. Инфанты должны производить разведку боем. Но в отличии от хорошо бронированного монитора, защитой легкобронного многоцелевого корабля будет его скорость. Это должен быть скоростной артиллерийский катер, имеющий только локальную бронезащиту жизненно важных узлов, и в отличии от бронекатеров и мониторов, скоростной артиллерийский катер будет иметь только кратковременные огневые контакты с противником, и следовательно ему потребуется главным образом скорострельное оружие: автоматические пушки и РСЗО.

    В качестве оружия главного калибра думаю можно остановиться на одиночном 76мм автомате, т.к. крупнокалиберная танковая пушка или тяжёлая гаубица на скачущем скоростном катере малоэффективна, а 100мм автомат великоват, тем более что 76мм снаряда достаточно для решения большинства задач. Катер будет чаще всего идти вдоль реки, ведя огонь по берегу бортом, и возможно были бы целесообразны две 76мм башни на оконечностях, но катер длительного огневого контакта не держит, и для него выгоднее совершать резкий мощный огневой налёт, после чего резко прятаться в дыму и уходить, т.е. огонь в корму для него второстепенен. Трёхдюймовку стоит дополнить ракетно-пушечным модулем, т.к. нужно сбивать вертолёты и крылатые ракеты, не отвлекая главный калибр от работы по берегу, он же и прикроет непростреливаемые главным калибром сектора в корму. Ну и конечно же морская РСЗО с механизмом перезаряжания, поскольку по катеру будет вести огонь артиллерия, и нужно средство для контрбатарейной борьбы.

    Катер будет иметь водоизмещение 250т при 39м длины, 7.2м ширины, и 2м осадки; силовая установка из трёх ГТУ по 10000л.с. обеспечит скорость в 35-40 узлов. Корпус будет весить 75т, силовая установка и механизмы ограничатся весом 25т, плюс 25т топлива для суток хода, и на полезную нагрузку остаётся 100-120т. Вооружение уложится в 60т: один 76мм автомат (15т), один ЗРАК (15т), одна РСЗО (15т), плюс радиолокатор с прочим оборудованием (15т); ещё 30т оставляем в резерве для сменного боевого модуля или груза, и остаётся 20-30т на противоосколочную бронезащиту дизелей, командного поста, и погребов боезапаса.

    Универсальность крупного многоцелевого корабля нужно обеспечивать за счёт грузовой платформы, на которой будет размещаться сменный боевой модуль, десант, или просто груз. Боевой модуль выгодно унифицировать с сухопутными боевыми модулями, т.е. опираться на 40-футовый стандартный морской контейнер, которых на корме корабля можно разместить пару бок о бок, для чего нужна грузовая площадка 14х7м, на которой кроме контейнеров и «генерального» груза можно будет разместить не только лодки, джипы и грузовики, БМП или плавающие танки, но и тралы, всевозможные буксируемые устройства, но и даже мины и глубинные бомбы, если конечно площадка будет иметь минные рельсы. Площадка должна иметь склонение и аппарель для схода катеров и амфибийной техники на воду, хотя конечно обычные грузовики будет возможно выгружать только на подготовленный причал, т.к. кормой близко к берегу такой корабль заведомо не подойдёт.

    Итого, почти половину корпуса с кормы займёт грузовая платформа, в середине корпуса будет надстройка с мачтой, а на носу будет 76мм автомат. Носовую часть надстройки займёт ходовая рубка, среднюю часть крыши займут антены РЛС и мачта, а на крыше кормовой части надстройки будет ЗРАК; по бокам надстройки можно расположить турели с крупнокалиберными пулемётами или автоматическими гранатомётами. Для РСЗО места на таком корабле не остаётся, и по всей видимости придётся делать этот РСЗО сменным модулем, тем более что он необходим только для ударных задач, а при транспортировке грузов, высадке и эвакуации групп спецназа, и работе с буксируемым оборудованием эта РСЗО будет только лишней обузой.

    Десантные корабли флотилий крупных рек должны быть относительно крупными и малочисленными, пусть они будут и уязвимее нескольких более мелких, поскольку на реке тесно, и многочисленные десантные катера будут сильно мешать друг другу. Это на море с его просторами можно выделять по катеру на каждый танк, а на реках так нельзя. Таким образом, десантный корабль делаем в габаритах монитора, и получаем клон малого десантного корабля типа LCU 2000, который может в один присест высадить танковый взвод, роту мотопехоты на БТР, или дивизион буксируемых гаубиц.

    monster.livejournal.com

Смотрите так же:

  • Назначение льготных пенсий медработникам Льготная пенсия медработникам в 2018 году Федеральное законодательство Российской Федерации предусматривает социальные льготные пенсии для работников медицинских учреждений. Эта пенсия не является какой-то дополнительной выплатой, а […]
  • Закон 257-оз Закон 257-оз от 25 марта 2002 года N 257-ОЗ О РЕГУЛИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ____________________________________________________________________Утратил силу на основании Закона Орловской области от […]
  • Вопросы юристам военкомат Консультация юриста по вопросам военкомата Пока никто не дал описания тегу Вопросы юристам по военкомату Как и где рассчитать цену иска,если военкомат неправильно начислил пенсию военнослужащему? C 1994 года я являюсь пенсионером МО […]
  • Льготна педагогическая пенсия Льготная пенсия для педагога - психолога Здравствуйте. Я проживают в республике Башкортостан. С 1989 по 1997 г.г. я работала воспитателем в детском саду. С 1998г.и до настоящего времени я работаю в гимназии педагогом - психологом. На […]
  • Что входит в страховой стаж в рф ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 18 августа 2014 С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок начисления пенсии и […]
  • Код дохода пособие по уходу до 3 лет Коды доходов в 2-НДФЛ Актуально на: 26 января 2018 г. Действующие коды доходов, проставляемые в справке 2-НДФЛ, были утверждены Приказом ФНС в конце 2015 года (Приказ ФНС от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ ) и обновлены в конце 2017 года […]