Законы фпг

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (утратил силу)

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ
«О финансово-промышленных группах»

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 115-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

Принят Государственной Думой 27 октября 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

30 ноября 1995 года

Федеральный закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в РФ.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Установлен порядок государственной регистрации финансово-промышленных групп, предусмотрено ведение государственного реестра финансово-промышленных групп. Определены требования к договору о создании финансово-промышленной группы.

Определен порядок отчетности финансово-промышленной группы, согласно которому центральная компания финансово-промышленной группы не позднее 90 дней после окончания финансового года представляет всем участникам финансово-промышленной группы и полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы, а также публикует указанный отчет.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 декабря 1995 г. N 236, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 49 ст. 4697

base.garant.ru

Законы фпг

В российской экономической науке финансово-промышленные группы как предмет изучения еще не является окончательно сформированным. Поэтому ключевая роль при исследовании ФПГ должна быть отведена их спецификации, выделению набора «стилизованных факторов», описывающих институциональный аспект существования, наличие которых является необходимой предпосылкой для любых теоретических конструкций и тем более моделей, как содержательных, так и формализованных.

Правовой основой организации и деятельности финансово-промышленных групп являются:

  • Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.;
  • Указ Президента РФ от 1.04.1996 г. №443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп»;
  • постановление Правительства РФ от 22.05.1996 г. №621 «О порядке ведения государственного реестра ФПГ РФ» (с изменениями от 2.02.1998 г.);
  • постановление Правительства РФ от 9.01.1997 г. №24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ»;
  • распоряжение Госкомимущества РФ (ныне Минимущества РФ) от 26.01.1996 г. №106-р «О порядке регистрации ФПГ», утвердившее Перечень документов, представляемых при формировании финансово-промышленной группы;
  • специальные Указы Президента и постановления Правительства по вопросам работы отдельных ФПГ [1] ;
  • решения полномочных органов субъектов Российской Федерации [2] .
  • Правовое регулирование деятельности ФПГ обеспечивается также локальными правовыми актами, разрабатываемыми на основании Закона о ФПГ и в соответствии с другими нормативными положениями, принимаемыми самой группой [3] .

    Исходя из определения, финансово-промышленная группа не является самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц [4] , предусмотренных Гражданским Кодексом РФ (участники ФПГ сохраняют юридическую самостоятельность), а лишь обладает отдельными элементами правосубъективности, например, в правоотношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством. Так, Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (статьи 17 и 18) содержит общие правила о порядке создания интегрированных структур, применяемые независимо от того, получает ли такая структура статус финансово-промышленной группы. Одновременно для групп установлена возможность сводного (консолидированного) учета, отчетности и ведения единого баланса группы [5] .

    В Законе определены возможные варианты существования финансово-промышленных групп. Первый вариант — это холдинговая компания («совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества. «) [6] , которая становится основой создания финансово-промышленной группы. Второй вариант — это система участия («совокупность юридических лиц, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы, на основе договора о создании финансово- промышленной группы» и учрежденная ими центральная компания) [7] .

    Если в первом случае от имени объединения выступает, реализуя его права и обязанности, основное (материнское) общество, то во втором — центральная компания учрежденная участниками ФПГ в соответствии договором простого товарищества.

    Законом устанавливается обязательность участия в ФПГ «организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций» [8] . В состав участников могут быть включены государственные и муниципальные унитарные предприятия, инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

    Несмотря на отсутствие у ФПГ статуса юридического лица, предусмотрен разрешительный порядок их создания и регистрации, который отличается от установленных Указом Президента РФ от 8.07.1994 г. №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» правил государственной регистрации юридических лиц. В отличие от регистрации юридических лиц, осуществляемой регистрационными палатами [9] либо другими органами Министерства юстиции по месту нахождения субъектов предпринимательской деятельности, регистрация ФПГ производится по решению специального уполномоченного государственного органа [10] .

    Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово-промышленной группы с обязательным включением слов «финансово-промышленная группа», «транснациональная финансово-промышленная группа» или «межгосударственная финансово-промышленная группа» и включением в Государственный Реестр финансово-промышленных групп.

    Порядок государственной регистрации финансово-промышленной группы выглядит таким образом [11] . Инициативная группа предоставляет в полномочный государственный орган следующие документы:

    • заявку на создание финансово-промышленной группы (по форме, установленной Правительством Российской Федерации);
    • договор о создании (за исключением групп, образуемых основным и дочерними обществами);
    • нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая Центральную компанию ФПГ;
    • организационный проект; нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;
    • заключение федерального антимонопольного органа [12] .
    • В частности, в договоре о создании ФПГ (разновидность договора совместной деятельности) должны быть определены:

      • наименование группы;
      • порядок и условия учреждения Центральной компании, как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел;
      • порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих; порядок внесения изменений в состав участников;
      • объем, порядок и условия объединения активов;
      • цель объединения участников; срок действия договора [13] .
      • Организационный проект ФПГ должен содержать необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации группы [14] .

        Деятельность финансово-промышленных групп реализуется через органы управления. Высшим органом управления ФПГ выступает Совет управляющих, который формируется из представителей всех участников.

        Совет управляющих для координации работы и оперативного руководства деятельностью ФПГ избирает из своего состава Президента и Вице-президентов [15] .

        Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы и уставе центральной компании, и может, в частности, охватывать:

        • внесение изменений и дополнений в договор о создании;
        • принятие решения о реорганизации или ликвидации;
        • принятие проектов и программ развития;
        • утверждение сводного (консолидированного) баланса;
        • принятие внутренних нормативных документов;
        • выработка рекомендаций об участии Центральной компании или участников ФПГ в других объединениях.

        Решения Совета управляющих являются обязательными для всех участников договора. Вместе с тем, полномочия органов управления ФПГ не распространяются на всю коммерческую деятельность, а касается только совместной работы в составе группы, которая ограничена целями создания и объединенными для достижения этих целей активами.

        Таким образом, участие в ФПГ влечет для ее участников не полную, а лишь частичную потерю хозяйственной самостоятельности в пределах объединенного капитала, необходимого для достижения общих целей участников группы. Участники группы передают органам управления лишь часть своей хозяйственной, но не юридической самостоятельной. Как уже указывалось выше, входящие в состав ФПГ организации не теряют статуса юридического лица, а ФПГ не приобретает его.

        Для координации работы ФПГ создается Центральная компания группы которая «… является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной Центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц» [16] . В Федеральном Законе предусматривается и организационно-правовая форма Центральной компании «. как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание Центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза» [17] . По сути дела центральная компания представляет собой дочернее или зависимое общество по отношению к другим участникам ФПГ и подотчетна Совету управляющих.

        Основной деятельностью Центральной компании ФПГ является ведение общих дел группы, руководство деятельностью участников в рамках реализации проектов и пр. Так, Центральная компания выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ; ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс; готовит ежегодный отчет о деятельности; выполняет в интересах участников группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Иные виды деятельности Центральной компании ФПГ устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

        Правовое регулирование центральной компании осуществляется Законом о ФПГ, а также законодательством, регламентирующим соответствующую организационно-правовую форму (юридическое лицо) [18] . Соотношение в иерархии этих Законов определяется исходя из принципа приоритета специальной нормы над общей.

        Значительное внимание в Законе «О ФПГ» уделено организации транснациональных групп. К ТФПГ относятся «… группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участков Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на территории капитальные вложения» [19] . Если транснациональная финансово-промышленная группа создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. В этом случае, особенности ее создания, деятельности и ликвидации устанавливаются указанными соглашениями.

        Вместе с тем, проблема сближения нормативно-правовых условий деятельности ТФПГ в странах Содружества во многом остается открытой. Поэтому законодательная база формирования и развития ТФПГ в рамках СНГ включает широкий спектр многосторонних и двухсторонних Договоров и Соглашений (как общего характера, так и конкретно по отдельным группам).

        Не смотря на схожесть договора о создании ФПГ (как организационно-правовой формы осуществления производственной деятельности) и договора простого товарищества (разновидность договоров о совместной деятельности), вместе с тем нельзя упускать из вида существующие между ними различия. Но сначала остановимся на общих моментах.

        Исходя из существующего законодательства ФПГ, так и простое товарищество [20] :

        • являются добровольной формой объединения юридических лиц (конечно, если ФПГ не создаются в виде холдинговой компании), в соответствии с которой, они обязуются соединить свои вклады (или материальные и нематериальные активы) и совместно действовать для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели;
        • обладают частичной правосубъективностью (осуществляют совместную деятельности в рамках организационного единства, не приобретая статус юридического лица);
        • участники ФПГ и простого товарищества (как самостоятельные субъекты предпринимательства) самостоятельно ведут бухгалтерский учет и отчетность, уплачивают налоги;
        • имущество участников ФПГ, так же как и участников простого товарищества, объединенное для осуществления совместной деятельности, учитывается на отдельном балансе у того участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел (исполнение функций центральной компании, так же может возлагаться на одного из участников ФПГ).
        • Основные различия ФПГ и договора простого товарищества как минимум заключаются в следующем.

          Во-первых. Если договор простого товарищества свободен от каких-либо ограничений по составу участников, то на состав участников ФПГ накладываются жесткие ограничения:

          1. участниками группы не могут быть общественные и религиозные организации и объединения;
          2. участие более чем в одной группе не допускается;
          3. государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества;
          4. дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием- учредителем) [21] .

          Во-вторых. В отличие от договора простого товарищества, где юридические лица осуществляют совместную деятельность без образования юридического лица, обязательным участником ФПГ является центральная компания группы (юридическое лицо), учрежденная всеми участниками.

          В-третьих. Обязательным условием создания ФПГ является объединение своих материальных и нематериальных активов (система участия). В свою очередь, договор о совместной деятельности вообще не требует объединения имущества или иных вкладов участниками, достаточно лишь договориться о достижении какой-либо цели.

          В-четвертых. Получение официального статуса ФПГ требует прохождение процесса государственной регистрации в уполномоченном государственном органе. Договор простого товарищества свободен от этого требования.

          В-пятых. Высшим органом управления ФПГ является Совет управляющих. Принимаемые им решения, в соответствии договором, являются обязательными для всех участников. В простом товариществе право на ведение общих дел предоставляется каждому товарищу, если договором не установлено, что ведение общих дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества (большинством голосов). Но поскольку при совместном ведении дел для каждой сделки требуется согласие всех товарищей, что значительно снижает мобильность, в предпринимательских корпоративных объединениях, основанных на договоре простого товарищества.

          В-шестых. Законом установлена более строгая имущественная ответственность предпринимательского объединения в форме простого товарищества по сравнению с ФПГ. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств участники договора простого товарищества (предпринимательского объединения) несут полную солидарную имущественную ответственность [22] (а не только ограниченно уставным капиталом организации) по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения (ст. 1047 ГК), т.е. участники предпринимательского объединения как солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью. Что касается участников ФПГ, то они несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании группы, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, т.е. с учетом их вклада в уставный капитал центральной компании (который иногда может носить чисто символическое значение).

          И, наконец, последнее, седьмое. Основанием для прекращения простого товарищества может быть объявление кого-либо из товарищей несостоятельным (банкротом). Несостоятельный участник или участник, на долю которого претендуют кредиторы, уже не может обеспечить требуемой договором простого товарищества солидарной имущественной ответственности по общим обязательствам.

          Кроме того, изменение состава участников или выход из товарищества одного из участников, также влечет за собой прекращение договора простого товарищества, если единогласным решением других участников не будет предусмотрено иное.

          Что касается ФПГ, то ни признание одного из участников банкротом, ни выходе участника из группы не является поводом к ликвидации. Основными причинами для ликвидации ФПГ являются:

          • принятие всеми участниками решения о прекращении деятельности группы;
          • вступление в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании;
          • установленное вступившим в законную силу решением суда нарушение Законодательства Российской Федерации при создании финансово-промышленной группы;
          • истечение срока действия договора о создании, если он не продлен участниками финансово-промышленной группы;
          • принятие Правительством Российской Федерации решения о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта [23] .
          • Поэтому объединение участников по типу ФПГ является более устойчивым и долговечным.

            Дополнительным стимулом к объединению по типу ФПГ являются предусмотренные Законом разнообразные меры государственной поддержки [24] :

            • зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя — Центральной компании той же финансово-промышленной группы;
            • предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;
            • передача в доверительное управление Центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово- промышленной группы;
            • предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
            • предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.
            • Кроме того, Центральным Банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам- участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

              Участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков [25] , а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово- промышленной группы, что также является весомой мерой поддержки деятельности ФПГ.

              В Федеральном Законе отдельно оговаривается возможность предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных льгот и гарантий финансово-промышленным группам в пределах своей компетенции.

              [1] Например, Указ Президента РФ от 2.11.1994 г. №2057 «О создании ФПГ с участием АО «АвтоВАЗ» и «КамАЗ»; постановление Правительства РФ от 21.05.1996 г. №624 «О мерах государственной поддержки деятельности ФПГ «АтомРудМет»; распоряжение Правительства РФ от 6.07.1994 г. №858-р «О создании ФПГ «Эксохим» и др. — Прим. автора.

              [2] Постановление Правительства г. Москвы от 14.06.1994 г. №488, которым одобрены «Основные принципы и подходы к концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве».

              [3] К их числу относятся устав Центральной компании ФПГ и другие договора, заключаемые между участниками группы. — Прим. автора.

              [4] Определение ФПГ приведено в Главе 1. — Прим. автора.

              [5] Статья 13. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [6] Статья 2. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [8] Статья 3. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [9] Регистрация юридических лиц с 1.07.2002 г. возложена на Министерство по налогам и сборам РФ.

              [10] В настоящее время таким органом является Министерство промышленности, науки и технологий РФ (постановление Правительства РФ от 12.06.2000 г. №515 «Вопросы Министерства промышленности, науки и технологий РФ»). — Прим. автора.

              [11] Статья 5. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [12] В случае необходимости, Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. — Прим. автора.

              [13] Статья 7. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [14] Статья 8. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [15] Статья 10. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995

              [16] Статья 11. Статья 8. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [18] Например, Законы РФ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих партнерствах». — Прим. автора.

              [19] Статья 4. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [20] Применительно к простому товариществу это Гражданский кодекс РФ (часть первая), вступивший в силу с 1 января 1995 г.

              [21] Статья 3. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [22] Для привлечения участника простого товарищества к ответственности по обязательствам товарищества важно, чтобы эти обязательства были общими, т.е. были связаны с совместной деятельностью. Для этого необходимо выяснить цель создания простого товарищества, предмет сделки, повлекшей за собой ответственность (входила ли она в сферу деятельности товарищества), полномочия участника действовать от имени товарищества и пр. ГК РФ от 1.01.1995 г.

              [23] Статья 18. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [24] Статья 15. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              [25] Статья 13. Федерального закона «О финансово-промышленных группах» №190-фз от 30.11.1995 г.

              www.ipr-ras.ru

              Закон о ФПГ утратил силу

              17:10, 06.06.2007 // Росбалт, Главные новости

              Правительство РФ выступило с инициативой признать закон о ФПГ утратившим силу в рамках проведения административной реформы о прекращении избыточного государственного регулирования, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

              В настоящее время участники группы регистрируются как отдельные юридические лица. Кроме того, ряд норм закона не согласуется с отдельными нормами Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов РФ, принятых в более поздние сроки. Некоторые из них носят декларативный характер, в том числе государственная регистрация и поддержка, а также контроль за деятельностью и ликвидация ФПГ.

              При этом признание закона утратившим силу не повлечет за собой ликвидацию действующих ФПГ.

              В Минске опасаются, что назначение российским послом в Белоруссии недопущенного на Украину Михаила Бабича означает приход «жесткого смотрящего».

              Есть основания считать, что в предложенном виде пенсионная реформа противоречит модернизации и препятствует технологическому рывку.

              Российские избиратели, разочаровавшиеся в «Единой России», просто ушли в никуда, отмечает политолог Алексей Макаркин.

              Известному петербургскому миллиардеру, вероятно, на днях инкриминируют еще одну статью Уголовного кодекса.

              Пенсионная реформа ускорила перестройку отношений между верхами и низами. Люди меньше клюют на пропаганду и теряют интерес к триумфам начальства.

              На Украине создана организация, которая должна помогать силовикам в поддержании правопорядка. Однако «аваковские псы» уже дерутся с полицией. Та не всегда побеждает.

              Москва: 28°, ясно
              Санкт-Петербург: 29°, небольшая облачность

              m.rosbalt.ru

              Научно-
              образовательный
              портал IQ

              Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О признании утратившим силу Федерального закона «О финансово-промышленных группах», принятый Госдумой 6 июня 2007 года и одобренный Советом Федерации 13 июня. Об этом в субботу сообщила пресс-служба главы государства.

              По данным ПРАЙМ-ТАСС, закон разработан во исполнение решений правительства, касающихся прекращения избыточного госрегулирования, исключения избыточных, дублирующих и требующих существенного сокращения функций, осуществляемых в соответствующих сферах федеральными органами исполнительной власти, а также решения правительственной комиссии по проведению административной реформы о целесообразности признания утратившим силу закона «О финансово-промышленных группах».

              Закон признает утратившим силу федеральный закон от 30 ноября 1995 года «О финансово-промышленных группах». Данным законом были установлены требования, касающиеся государственного регулирования создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп (ФПГ), в том числе порядка государственной регистрации ФПГ, ведения государственного реестра ФПГ, а также требования к органам управления и ведению сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ, определены меры государственной поддержки деятельности ФПГ.

              Отдельные положения этого закона носили декларативный характер, в том числе государственная регистрация ФПГ, государственная поддержка ФПГ, контроль за деятельностью ФПГ, ликвидация ФПГ. Ряд норм закона не соответствовал принятым позднее нормам Гражданского, Таможенного и Налогового кодексов.

              Сейчас законодательством РФ не установлено дополнительных прав или льгот для объединений юридических лиц, имеющих правовой статус ФПГ. Участники группы регистрируются как отдельные юридические лица согласно закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

              Деятельность финансово-промышленных групп в настоящее время регламентируется положениями Гражданского кодекса и другими законодательными актами.

              iq.hse.ru

              7.10. Правовое положение финансово-промышленных групп

              Государство играет двоякую роль на рынке страховых услуг. С одной стороны, оно выступает его участником в сфере обязательного социального страхования посредством образования специальных целевых резервов для обеспечения платежеспособности страховых организаций и др.

              С другой стороны, государство осуществляет регулирование страховой деятельности путем принятия нормативных актов по вопросам страхования, лицензирования страховой деятельности, развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынке страховых услуг, применения ответственности за нарушение страхового законодательства и др.

              Одним из важнейших направлений государственного регулирования страховой деятельности является государственный контроль и надзор в сфере страхования, функции которого возложены на Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), находящуюся в ведении Министерства финансов РФ.

              В соответствии с Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330*(464), данный орган контролирует соблюдение субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверность представляемой субъектами страхового дела отчетности; обеспечение страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, а также для покрытия собственных средств, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств.

              Росстрахнадзор также осуществляет полномочия по лицензированию страховой деятельности; ведению единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела; выдаче предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; обращению в суд с иском о ликвидации страховой организации в случаях, установленных законом; осуществлению расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций; выдаче разрешений на открытие представительств иностранных страховых организаций и др.

              Отдельные функции по контролю за деятельностью страховых организаций осуществляют в пределах своей компетенции федеральные антимонопольный и налоговый органы.

              Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение финансово-промышленных групп, является Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»*(465) (далее — Закон о ФПГ). Данный Закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации. Поскольку финансово-промышленные группы представляют собой один из видов предпринимательских объединений, законодательство в данной сфере включает в себя также законы, определяющие правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности — федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности» и др.

              Большую роль в регулировании создания и деятельности финансово-промышленных групп играют подзаконные нормативные правовые акты, которые ст. 1 Закона о ФПГ включены в состав законодательства о финансово-промышленных группах. Некоторые из этих актов закрепляют общие положения о финансово-промышленных группах. В качестве примера приведем Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп»*(466), постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 621 «О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации»*(467).

              Большинство актов, принятых в рассматриваемой сфере, касаются создания конкретных финансово-промышленных групп (например, постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1446 «О финансово-промышленной группе «Каменская агропромышленная финансовая группа»)*(468), мер их государственной поддержки (постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 792 «О мерах государственной поддержки деятельности финансово-промышленной группы «Российский авиационный консорциум»)*(469).

              Особенности функционирования финансово-промышленных групп субъектов РФ определяются актами соответствующих государственных органов. В качестве примера приведем постановление Правительства Москвы от 14 июня 1994 г. N 488, которым утверждены «Основные принципы и подходы в концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве»*(470).

              Большое значение в правовом механизме регулирования деятельности финансово-промышленных групп отводится договорам и локальным актам. В силу п. 4 ст. 1 Закона о ФПГ отношения, не урегулированные указанным Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются договором о создании финансово-промышленной группы, другими договорами, заключаемыми между участниками финансово-промышленной группы.

              В соответствии со ст. 7 Закона о ФПГ договор о создании финансово-промышленной группы должен определять:

              — наименование финансово-промышленной группы;

              — порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел финансово-промышленной группы;

              — порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы;

              — порядок внесения изменений в состав участников финансово-промышленной группы;

              — объем, порядок и условия объединения активов;

              — цель объединения участников;

              — срок действия договора.

              Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками исходя из целей и задач финансово-промышленной группы и соответствия законодательству Российской Федерации. По своей правовой природе договор о создании ФПГ относится к договорам о совместной деятельности.

              В соответствии со ст. 2 Закона о ФПГ финансово-промышленная группа (далее — ФПГ) — это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

              ФПГ не представляет собой самостоятельную организационно-правовую форму юридических лиц. Это предпринимательское объединение, не имеющее статуса юридического лица, но обладающее отдельными элементами правосубъектности*(471). В частности, ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» юридических лиц, являющихся участниками ФПГ, квалифицирует как «группу лиц», распространяя на нее положения указанного Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам. В силу положений ст. 13 Закона о ФПГ участники могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ утвержден постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной групп»*(472).

              Закон о ФПГ выделяет две модели финансово-промышленных групп:

              1. ФПГ, образуемая на основе взаимодействия в рамках основного и дочернего обществ. В силу ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Данная модель предусматривает формирование ФПГ холдингового типа*(473).

              2. ФПГ, создающаяся на основе объединения материальных и нематериальных активов участников в силу договора.

              ФПГ можно классифицировать и по иным основаниям. Так, в литературе*(474) проводится классификация финансово-промышленных групп по следующим критериям:

              — по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

              — по отраслевой принадлежности (отраслевая, межотраслевая);

              — по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

              — по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, транснациональные, межгосударственные).

              Так, межрегиональной является финансово-промышленная группа «Жилище», созданная по решению органов исполнительной власти и организаций Республики Коми, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Московской, Новгородской, Тверской, Тульской и Ярославской областей. ФПГ регистрируется как транснациональная, если в ее состав входят юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств или осуществляющие на их территории капитальные вложения.

              Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. Участники финансово-промышленной группы сохраняют свою юридическую самостоятельность.

              В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. В силу п. 2 ст. 11 Закона о ФПГ, центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза. Вместе с тем, поскольку центральная компания ФПГ учреждается для ведения предпринимательской деятельности, представляется, что она должна регистрироваться в форме коммерческой организации.

              В наименование центральной компании финансово-промышленной группы после государственной регистрации финансово-промышленной группы включаются слова «центральная компания финансово-промышленной группы». Устав центральной компании финансово-промышленной группы должен определять предмет и цели ее деятельности и соответствовать условиям договора о создании финансово-промышленной группы. Центральная компания финансово-промышленной группы:

              — выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

              — ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

              — готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

              — выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

              Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором.

              В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные. Исходя из сущности ФПГ среди ее участников обязательно должны быть организации, действующие в сфере производства товаров, оказания услуг, а также банки и другие кредитные организации. Таким образом, финансово-промышленная группа по существу представляет собой объединение финансового и промышленного капитала для достижения поставленных при ее создании и соответствующих закону целей.

              Законодательством установлены некоторые ограничения и запреты на участие в ФПГ. Так, ее участниками не могут быть общественные и религиозные организации (объединения). Не допускается участие более чем в одной финансово-промышленной группе.

              Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Государственную регистрацию ФПГ осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ представляет следующие документы:

              — заявку на создание ФПГ;

              — договор о создании ФПГ, за исключением групп, образуемых основными и дочерними обществами;

              — нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

              — организационный проект, т.е. пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономических, социальных и иных результатах деятельности ФПГ, а также дополнительные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации ФПГ;

              — заключение (согласие) собственника имущества государственных или муниципальных унитарных предприятий на внесение ими имущественных вкладов при вхождении в ФПГ;

              — нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;

              — заключение федерального антимонопольного органа;

              — межправительственное соглашение (для межгосударственных, международных ФПГ).

              Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок создания ФПГ. Соответствующие отраслевые и функциональные департаменты Минэкономразвития РФ, другие органы и специалисты проводят экспертизу проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. Порядок проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. N 508*(476). Он распространяется на создание ФПГ, формируемых только из государственных федеральных предприятий, а также на основе межправительственных соглашений.

              По результатам рассмотрения документов финансово-промышленной группы с учетом экспертных заключений полномочный государственный орган в двухмесячный срок со дня представления ему документов принимает одно из следующих решений:

              — об отказе в регистрации финансово-промышленной группы;

              — о возврате документов финансово-промышленной группы на доработку;

              — о регистрации финансово-промышленной группы.

              Отказ в регистрации или возврат документов финансово-промышленной группы на доработку сопровождается письменным объяснением причин. В случае принятия полномочным государственным органом необоснованного решения, а также в случае нарушения им сроков рассмотрения документов финансово-промышленной группы его действия могут быть обжалованы в суд.

              В Законе о ФПГ содержатся и другие положения, касающиеся судебного порядка решения вопросов, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленных групп. Так, предусмотрена возможность ликвидации финансово-промышленной группы в случаях вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании финансово-промышленной группы; нарушения законодательства РФ при создании финансово-промышленной группы, установленного вступившим в законную силу решением суда (ст. 19 Закона о ФПГ). На эти нормы Закона обращено внимание в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 января 1996 г. N С1-7/ОЗ-6*(477) «О некоторых положениях Федерального закона «О финансово-промышленных группах».

              В случае положительного экспертного заключения ФПГ подлежит регистрации, что подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово-промышленной группы с обязательным включением слов «финансово-промышленная группа», «транснациональная финансово-промышленная группа» или «межгосударственная финансово-промышленная группа», и включением в государственный реестр финансово-промышленных групп. Государственный реестр финансово-промышленных групп представляет собой единый банк данных, созданный полномочным государственным органом и содержащий необходимые сведения о государственной регистрации финансово-промышленных групп. Положение о порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 621*(478).

              В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

              Деятельность ФПГ — это деятельность ее участников, осуществляемая ими в соответствии с договором о создании ФПГ и (или) ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

              Государством предусмотрены различные меры поддержки деятельности ФПГ, в частности, возможность предоставления государственных гарантий для привлечения инвестиций; предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы; передача в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников*(479) и др. В настоящее время ФПГ действуют в тяжелом и энергетическом машиностроении, авиационной, химической и металлургической промышленности, агропромышленном комплексе.

              knigi.news

Смотрите так же:

  • 37 закон ростехнадзор Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2015 г. № 251 “О внесении изменений в Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по […]
  • Уголовный кодекс 190 Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является […]
  • Приказ 340 от 05072011 Приказ МВД РФ от 12 мая 2006 г. N 340 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности подразделений Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел Российской […]
  • Федеральный закон номер 256 Закон о материнском капитале 256 ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» был создан для улучшения условий проживания несовершеннолетних детей и их семей. Описание закона Материнский капитал, по законодательству России, […]
  • Ппб 01-93 правила пожарной безопасности в рф Ппб 01-93 правила пожарной безопасности в рф ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ ППБ 01-93* Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийским научно-исследовательским […]
  • Государственные архитектурные законы Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" С […]