Проведение прокурором проверок исполнения законов

Прокурорский надзор

5. Проведение прокурором проверок исполнения законов

Прокурорские проверки исполнения законов — это основное средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся, как правило, при наличии сведений о нарушении закона. Проверки законности содержания административно задержанных в камерах временного содержания, в медицинских вытрезвителях и в центрах социальной реабилитации или в приёмниках-распределителях проводятся прокурорами периодически и при отсутствии сведений о нарушении законов. Без сигналов о нарушении законов военными прокурорами проводятся проверки законности содержания на гауптвахтах военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке. Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, например, в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий. Они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения, например, в социальной, банковской и других сферах.

Проверки могут быть сквозными, когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы. Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, с вышестоящими органами проверки. Проводятся одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, к примеру, налоговая служба — в другом. Все перечисленные выше проверки являются первичными.

Прокуроры проводят также повторные или контрольные проверки. Они могут проводится для выяснения вопроса, устранены ли нарушения законов, выявленные при первичной проверке. Кроме этого, целью контрольной проверки может быть определение качества, полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работников.

Могут также проводиться проверки результативности прокурорского надзора. Основная цель их проведения — определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора. Практикуется также и проведение показательных проверок исполнения законов, которые проводятся наиболее опытным прокурором, с участием молодых прокурорских работников.

Проверки должны проводиться своевременно. Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявленные в ходе её проведения нарушения законов можно устранить.

Проверки должны быть полными. Их полнота определяется двумя категориями: объёмом и глубиной. Объём — это границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Глубина проверки характеризуется полнотой изучения тех вопросов, которые подлежат выяснению.

Залогом проведения качественной проверки исполнения законов служит тщательная подготовка к ней прокурора.

Подготовка к проверкам включает в себя такие элементы:

— ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе проверок исполнения законов в целях выяснения, какие нарушения законов допускались там ранее и какие в связи с этим приняты меры администрацией к устранению нарушений и недопущению их в будущем;

— тщательное изучение законов, нормативных актов, регулирующих деятельность органа, где предстоит проводить проверку;

— подбор и изучение законов и нормативных актов, применяемых органом, где предстоит проводить проверку;

— ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику деятельности данного органа;

— изучение руководящих указаний Г енпрокурора РФ, его заместителей, прокурора субъекта федерации в части предмета проверки;

— изучение имеющихся в прокуратуре методических пособий, разработок и рекомендаций по предмету проверки;

— определение тактики и методики проведения предстоящей проверки;

— определение перечня материалов и документов, с которыми надлежит ознакомиться в ходе проверки, а также перечня вопросов, подлежащих выяснению;

— определение и подбор специалистов, привлекаемых к проверке, и формулирование вопросов, на которые им необходимо дать ответы, преимущественно в виде заключений;

— составление плана или программы проверки, отражающих её основные этапы, задачи и содержание, источники получения информации о нарушениях законов и другие вопросы.

О предстоящей проверке заблаговременно ставится в известность руководитель органа, где её предстоит проводить, но в отдельных случаях проверки могут быть внезапными и проводиться без предварительного предупреждения.

В ходе проверки прокурор с помощью специалистов, выясняет самые различные правовые вопросы, касающиеся исполнения законов. Достижению полноты проверки исполнения законов способствует комплексное применение прокурором различных проверочных действий, таких, как:

— ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическими отчётами;

— осмотр документов и предметов;

— назначение ревизий и экспертиз;

— получение заключений специалистов;

— беседы с должностными лицами и сотрудниками;

— получение устных или письменных объяснений;

— составление разного рода справок, и др.

Проверка, как правило, заканчивается обсуждением её результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой.

Основное внимание при этом уделяется анализу причин выявленных нарушений законов и поиску путей их устранения и недопущения в будущем.

В целях установления события правонарушений и обстоятельств, способствующих им, прокурорам с помощью специалистов приходится прибегать к взятию проб и образцов (воды, грунта, разного рода веществ и т.д.) на исследование; к проведению контрольных закупок, проверок, замеров; опробованию в работе техники и оборудования; изъятию предметов и документов; проведению различных расчётов; фото/ видеосъёмке различных объектов и местности; изготовлению схем, макетов; записи объяснений.

По результатам проверки прокурором составляется справка. В ней отражается характер и объём выполненной в ходе проверки работы, указываются выявленные нарушения законов.

lib-net.com

Каков порядок проведения прокурорских проверок и какими документами он регламентирован?

Автор: Анастасия

Основным документом, регламентирующим основания прокурорских проверок и полномочия прокурора при их проведении, является Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

-по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов контроля, коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушений закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц названных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Названными полномочиями применительно к прокуратуре района или специализированной прокуратуре обладают прокуроры районов, их заместители, старшие помощники и помощники прокуроров районов (ст. 54 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора)проверок по требованию прокурора), правосудия и проведения административного расследования.

Периодичность проведения прокурорских проверок законодательством не регламентирована.

Приказом Генерального прокурора РФ от 28.05.2015 № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что решение о проведении проверки должно быть доведено до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

Установление органу (организации) срока исполнения требований прокурора о предоставлении статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий менее чем в 1 день возможно в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Этим же приказом установлено, что срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней, но может быть продлен вышестоящим прокурором или его заместителем на срок, не превышающий 20 рабочих дней.

При необходимости проведения специальных исследований, экспертиз, ревизий, получения дополнительных документов и информации, которые могут повлиять на выводы проверки, ее проведение может быть приостановлено по решению прокурора или его заместителя на срок до 6 месяцев, а при невозможности завершения в этот срок указанных мероприятий срок приостановления проверки может быть продлен по решению вышестоящего прокурора или его заместителя.

О приостановлении и возобновлении срока проверки уведомляется руководитель или уполномоченный представитель проверяемого органа (организации).

Также названным выше приказом закреплено право руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации)на ознакомление с актом проверки после ее завершения в течение 10 рабочих дней.

procspb.ru

Проведение прокурором проверок исполнения законов;

Надзор за соблюдением законности предполагает проведение проверок по этому вопросу.

Основным правовым средством выявления и устранения правонарушений является надзорная проверка. Различают несколько видов таких проверок в зависимости от состава участников проверки. В их числе:

Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации.

Сквозные проверки проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, целевое использование средств централизованного государственного кредита).

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

На все выявленные нарушения законодательства прокуратура должна соответствующим образом реагировать. В администрацию предприятий и учреждений вносятся представления о фактах, способствующих совершению преступлений, и необходимости их устранения. При получении такого представления соответствующий орган или должностное лицо обязаны принять меры по устранению нарушений и условий, способствующих совершению преступлений.

В целях проверки результативности актов прокурорского надзора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и том же объекте по прошествии времени, необходимого для принятия мер по устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих.

Основными этапами проведения надзорной проверки являются:

1) подготовка к ее осуществлению, включающая в себя изучение необходимого законодательства, анализ имеющихся в прокуратуре материалов предыдущих проверок, актов прокурорского надзора; консультации со специалистами, коллегами; составление плана проведения проверки; определение ее продолжительности, сроков ее начала и окончания, последовательности осуществления отдельных надзорных действий;

2) собственно проверка на конкретном объекте. Как правило, прокурор заблаговременно извещает о предстоящей проверке руководителя, согласует с ним время ее проведения, а по окончании проверки знакомит руководителя поднадзорного объекта с ее результатами;

3) составление справки и документов прокурорского реагирования по окончании проверки.

В ходе проверки прокурор использует самые разнообразные способы выявления нарушений законов, установления лиц, их совершивших.

Несоответствие правового акта федеральному закону, как об этом свидетельствует надзорная практика, выражается:

— в уклонении от цели, обозначенной в законе (применение ненадлежащего закона, например вместо закона о бюджетном устройстве — налогового законодательства);

— в издании правового акта, основанного на отмененном законе;

— в превышении власти при издании нормативного акта (принятие решения неправомочным органом, несоблюдение процедуры обязательного согласования и т. п.);

— в несоблюдении формы и процедуры издания.

studopedia.su

§ 4- Проведение прокурором проверок исполнения законов

Основным правовым средством выявления и устранения право­нарушений является надзорная проверка.

В теории и на практике различают несколько видов прокурор­ских проверок: целевые; комплексные; сквозные; совместные.

По объему решаемых задач проверки делятся на целевые и ком­плексные, Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопро­сов, например исполнение законов о приватизации.

Сквозные проверки,’ как правило, проводятся тогда, когда воз­никает необходимость проследить исполнение законодательства сверху в’низ, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить це­лостное представление с исполнением определенной группы зако­нов, ‘а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее испол­нение закона (например, целевое использование средств централи­зованного государственного кредита).

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Совместные действия проводятся в

§ 4. Проведение прокурором проверок исполнения законов

рамках координации деятельности правоохранительных органов по самостоятельным планам и при руководящем, воздействии про­курора. Субъекты координации выполняют свойственные их ком­петенции задачи. Проверки с участием специалистов — это над­зорное действие, при котором прокурор, используя предоставлен­ное законом право, привлекает специалиста для решения чисто надзорных задач. В данном случае специалист выполняет задание прокурора.

Проверки проводятся на основании поступившей в органы про­куратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 30 от 22 мая 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполне­нием законов, соблюдением прав и свобод человека и граждани­на»).

В целях проверки результативности актов прокурорского над­зора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и том же объекте по прошествии времени, необходимого для при­нятия мер по устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих.

Основными этапами проведения надзорной проверки явля­ются:

1) подготовка к ее осуществлению, включающая в себя изуче­ние необходимого законодательства; анализ имеющихся в проку­ратуре материалов предыдущих проверок, актов прокурорского надзора; консультации со специалистами, коллегами; составление плана проведения проверки; определение ее продолжительности, сроков ее начала и окончания, последовательности осуществления отдельных надзорных действий;

2) собственно проверка на конкретном объекте. Как правило, прокурор заблаговременно извещает о предстоящей проверке ру­ководителя, согласует с ним время ее проведения, а по окончании проверки знакомит руководителя поднадзорного объекта с ее ре­зультатами;

3) составление справки и документов прокурорского реагирова­ния по окончании проверки.

В ходе проверки прокурор использует самые разнообразные способы выявления нарушений законов, установления лиц, их со­вершивших. Прокурор должен в полной мере использовать предо­ставленные ему законом полномочиям с тем, чтобы проверка была полной, объективной, ее выводы аргументированы ссылками на надлежащий закон, не допускали неопределенности, двусмыслен­ности.

132 Глава VIII. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор)

Существенно различаются по содержанию проверки соответст­вия закону актов, издаваемых поднадзорными прокурору органа­ми, и проверки исполнения конкретных групп законов.

Обеспечение единства законности при издании правовых актов федеральными министерствами и ведомствами, представительны­ми (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военно­го управления и контроля — наиважнейшее направление проку­рорской деятельности.

Органы прокуратуры призваны гарантировать верховенство федерального закона по предметам исключительного ведения Рос­сийской Федерации и совместного ведения с входящими в ее со­став субъектами (ст. 71, 72 Конституции РФ). Таким образом фор­мируется единое правовое пространство на территории Россий­ской Федерации, гарантирующее гражданам равные права и спо­собы их защиты вне зависимости от места пребывания.

Важно, руководствуясь п. 4.1 приказа Генерального прокурора № 30 (1996), организовать работу таким образом, чтобы предот­вратить издание противозаконного акта, заблаговременно знако­миться с планом законотворческой работы представительных ор­ганов.

1) в уклонении от цели, обозначенной в законе (применение ненадлежащего закона, например, вместо закона о бюджетном уст­ройстве налогового законодательства);

2) в издании правового акта, основанного на отмененном за­коне;

3) в превышении власти при издании нормативного акта (при­нятие решения неправомочным органом, несоблюдение процеду­ры обязательного согласования и т.п.);

4) в несоблюдении формы и процедуры издания. Проверки на предмет соответствия нормативных актов феде­ральным законам проводятся во всех органах, правомочных их принимать. К ним относятся и органы государственного контроля, как об этом сказано в приказе Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. Однако в приоритетном порядке проверяются акты представительного органа. Неразрывно связаны с ними акты ор­ганов исполнительной власти, направленные на реализацию пред-. писываемых для всеобщего исполнения законодательных установ­лений. ‘

§ 4. Проведение прокурором проверок исполнения законов 133

Акты применения норм права в ряде случаев облекаются в нетрадиционную форму письма, но от этого они не утрачивают обязательный характер для их исполнителей и поэтому нуждаются в прокурорской проверке. Как свидетельствует надзорная прак­тика, повсеместно распространены нарушения принципа федера­лизма в налоговых, бюджетных правоотношениях, связанные с попытками неперечисления федеральных налогов. Эти нарушения фиксируются в актах органов представительной и исполняггель-ной власти.

Для данной сферы надзорных правоотношений существенным представляется вопрос о периодичности проверок и объеме прове­ряемого нормативного массива в форме законов субъектов Россий­ской Федерации.

1. Акты представительных органов Российской Федераций, нор­мативные акты представительных органов местного самоуправле­ния должны проверяться -непосредственно после их принятия, даже в случае, когда прокурор предварительно ознакомился с со­держанием. Тем самым обеспечиваются своевременность проку­рорского реагирования, предотвращение существенных негатив­ных последствий, связанных с исполнением ненадлежащего зако­на. Проверка осуществляется сплошным способом.

2. Акты органов исполнительной власти предпочтительно про­верять не реже одного раза в квартал. Речь идет об администрациях краев, областей.

3. Акты органов государственного контроля обычно проверя­ются в ходе целевой проверки на данном объекте. В одно и •го же время проверяются исполнение возложенных на данный орган обязанностей по контролю за исполнением законов и законность в деятельности самого органа, в том числе при издании правовых актов. «

Во втором и в третьем случаях проверки являются плановыми, что, естественно, не исключает возможности проверки по посту­пившему в прокуратуру сигналу.

Генеральный прокурор требует от подчиненных прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов органов госу­дарственного вневедомственного контроля независимо от притуп­ления информации о нарушениях закона.

Общие правила проверок контролирующих органов с учетом особенностей их правового статуса сводятся к тому, чтобы обеспе­чить прокурорское воздействие на следующие направления:

• изучение правовых актов органов контроля;

134 Глава VIII. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор)

• соблюдение законодательства, регулирующего деятельность самих органов контроля;

• применение мер принуждения к виновным физическим лицам, а в допускаемых законом случаях и к юридическим лицам, особенно в связи с привлечением их к административ­ной ответственности.

Типичными нарушениями, допускаемыми органами межведом­ственного контроля при издании правовых актов, являются: пре­вышение полномочий, влекущее недействительность акта, а также дефектность правового акта, приводящая к его частичной ничтож­ности.

К примеру, в практике налоговых инспекций распространено снижение сумм штрафов, хотя закон не предоставляет такой воз­можности, установив размер штрафа в твердой сумме.

С тем чтобы обеспечить достижение оптимальных результатов надзорной деятельности в процессе организации и проведения проверок в контролирующих органах, необходимо:

• знать систему действующих на надзорной территории орга­нов вневедомственного контроля;

• обладать информацией о правотворческой практике контро­лирующих органов (из средств массовой информации, прове­рок вышестоящих органов, в рамках межведомственной ко­ординации и др.);

• первоочередное внимание уделять правовым актам, носящим

нормативный характер. В ходе проверки устанавливается:

а) имело ли место нарушение закона, какого именно;

б) в чем заключается допущенное нарушение;

в) какие меры следует принять для устранения допущенного нарушения;

г) причинен ли правонарушением ущерб, каков его размер;

д) каков круг ответственных лиц.

Если изданный контролирующим органом правовой акт проти­воречит закону, прокурор или его заместитель обязаны принести протест на такой акт в орган или должностному лицу, его издав­шим, либо обратиться в суд с заявлением о признании акта недей­ствительным.

В широком понимании органы государственного контроля включают в себя не только специально созданные органы вневе­домственного контроля, но и иные органы, наделенные компетен­цией по выполнению функций государственного регулирования.

§ 5. Правовые акты прокурора в сфере надзора за исполнением законов 135

С известной долей условности к контролирующим можно отне­сти органы государственной регистрации. По действующему в Рос­сийской Федерации законодательству обязательной государствен­ной регистрации подлежат граждане-предприниматели, отдельные категории юридических лиц, а также объекты предпринимательст­ва. В органах юстиции регистрируются политические партии, ре­лигиозные организации, общественные, благотворительные орга­низации и др. Задача органов государственной регистрации — обеспечить легитимацию указанных субъектов, если их создание основано на законе и учредительные документы не противоречат требованиям законодательства.

Специфической формой государственного контроля является лицензирование отдельных видов деятельности, т.е. выдача разре­шения. Лицензированию подлежат такие виды деятельности, кото­рые способны причинить вред жизни, здоровью граждан, окру­жающей природной среде, иным правам и интересам, в том числе обороноспособности, экономической безопасности. Таким обра­зом, наряду со специальными межведомственными органами госу­дарственного контроля в.сферу прокурорского влияния попадают органы государственной регистрации и лицензирования.

Позитивное воздействие на режим законности оказывают про-, куророкие проверки, позволяющие одновременно воздействовать на несколько групп общественных отношений.

Так, осуществляя проверки исполнения законов органами госу­дарственной регистрации субъектов предпринимательства, проку­роры защищают не только экономические права и свободы граж­дан, юридических лиц, но и публичный интерес, поскольку полнота и своевременность постановки на учет налогоплательщиков прямо связаны с эффективностью работы регистрирующих органов.

В ходе надзорных проверок прокурору важно принимать во внимание обязанности других государственных органов по выяв­лению и устранению нарушений законов.

www.pravo.vuzlib.su

uristinfo.net

7.6. Проведение прокурором проверок законности издаваемых правовых актов

В соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре на прокуроров возложен надзор за законностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Перечисленные органы, реализуя возложенные на них полномочия, издают (принимают) законы и подзаконные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы, указания) по самым различным вопросам общественной жизни, применяя многочисленные законодательные и иные акты. При этом, как свидетельствует практика прокурорского надзора, они нередко допускают нарушения применяемых законов, выражающиеся чаще в превышении своих полномочий. Прокурорами ежегодно в ходе проверок выявляются десятки тысяч правовых актов, противоречащих действующему законодательству. Особую опасность представляет издание незаконных правовых актов органами представительной и исполнительной власти всех уровней, так как это нередко влечет за собой нарушение прав и свобод многих или всех граждан, проживающих в соответствующих регионах, законных интересов юридических лиц. Следует иметь в виду, что издание незаконных актов помимо отрицательного влияния на состояние законности приводит к снижению авторитета органов и их руководителей, издавших эти акты, что ведет к ослаблению управляемости в регионах и дестабилизации обстановки.
В связи с этим российские прокуроры традиционно уделяли особое внимание прокурорскому надзору за законностью актов, издаваемых органами, перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре, и проверки законности актов занимали в прошлом и занимают в настоящее время значительный объем в общем объеме проводимых прокурорских проверок. При этом приоритет всегда отдавался проверкам законности актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Необходимо подчеркнуть, что, осуществляя надзор за законностью правовых актов, прокуроры одновременно осуществляют надзор и за исполнением тех законов, которые применяются при их издании. Вместе с тем в содержание проверок исполнения законов входят и проверки законности правовых актов, изданных соответствующими руководителями органов в процессе исполнения этих законов. Так, проводя проверку исполнения трудового законодательства на промышленном предприятии, прокурор обязательно проверяет и законность изданных руководителем предприятия приказов в ходе применения этого законодательства. Руководители любых органов в основном исполняют законы в так называемой активной форме, т.е. в форме применения законов, выражающейся в издании правовых актов как письменных, так и устных, и совершении других юридически значимых действий (например, заключение разного рода договоров).
Основная задача органов прокуратуры в рассматриваемой сфере деятельности — предупреждение издания незаконных актов, противоречащих законам, как одна из гарантий охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и государства в целом. Задачей является также повышение правовых знаний должностных лиц, депутатов, издающих (принимающих) правовые акты, а также лиц, разрабатывающих проекты этих актов.
Как уже отмечалось, проверки законности актов могут проводиться как в связи с сигналами о нарушении законов, так и при отсутствии таких сигналов. Проверки могут проводиться и на основании сведений об издании незаконных устных актов, устанавливающих разного рода запрещения, ограничения, обязанности, не предусмотренные законом.
Ввиду особой необходимости обеспечения законности актов и предупреждения наступления вредных последствий, вызванных изданием незаконных актов, проверки их законности в федеральных министерствах и ведомствах, представительных и исполнительных органах субъектов РФ, органах местного самоуправления, военного управления и органах контроля проводятся и при отсутствии сведений о нарушении законов периодически в плановом порядке. Очередность проведения проверок в этих органах каждая прокуратура устанавливает самостоятельно. Однако во всех случаях проверки в связи с сигналами об издании незаконных актов проводятся в первую очередь.
Без сигналов о нарушении законов могут также проводиться проверки законности привлечения граждан и должностных лиц к административной ответственности в органах, наделенных правом применения административных санкций, поскольку выносимые ими постановления о привлечении к административной ответственности являются разновидностью правовых актов. Тем не менее, при получении сведений о незаконном привлечении к административной ответственности эти проверки проводятся в первую очередь.
В связи с сигналами об издании незаконных актов, ущемляющих права и свободы работников (сотрудников) и других лиц, проверки законности актов могут проводиться прокурором и на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности. По таким же основаниям могут проводиться проверки законности актов, принимаемых общественными организациями и объединениями.
В зависимости от стоящих перед прокурором задач, времени и возможностей, которыми он обладает, и от других факторов может предусматриваться проведение:
— сплошных проверок законности актов, изданных (принятых) органом за определенный период времени (квартал, полугодие, год);
— целевых проверок, т.е. проверок актов, изданных (принятых) по конкретному вопросу за определенный отрезок времени (например, по вопросу приватизации муниципальных предприятий);
— проверок законности конкретного акта или нескольких актов в связи с получением сведений о их незаконности;
— комплексных проверок, когда наряду с проверкой законности актов проводятся и проверки исполнения конкретного закона или нескольких законов.
Проверки законности актов могут проводиться в прокуратуре путем истребования туда изданных актов и по месту их издания. По взаимной договоренности многие представительные и исполнительные органы власти всех уровней направляют в органы прокуратуры принятые ими законы, указы, постановления, решения, распоряжения. Законность этих актов проверяется в органах прокуратуры.
В соответствии с установившимся порядком копии актов, принятых нижестоящими органами представительной и исполнительной власти, направляются в вышестоящие органы власти и управления. В связи с этим прокуроры имеют возможность проводить проверки законности актов по их копиям. Так, по копиям, поступившим в районные органы местного самоуправления, могут проверяться решения, принятые поселковыми, сельскими органами местного самоуправления, а постановления, изданные главами поселковых и сельских администраций — по копиям, поступившим в районную администрацию.
Однако предпочтение должно отдаваться проверкам законности актов по месту их принятия или издания как наиболее эффективному способу, обеспечивающему полноту выявления нарушений законов. Дело в том, что без ознакомления прокурора с материалами, послужившими основанием к принятию акта, далеко не всегда можно сделать правильный вывод о его законности. Поэтому нередко возникает необходимость ознакомления с соответствующими документами: материалами проверок, расследований, ревизий; разного рода справками, ходатайствами, протоколами, расчетами, заключениями, планами и многими другими материалами; побеседовать с лицами, которыми акт разрабатывался, согласовывался, что осуществить в офисе прокуратуры или при проведении проверок по копиям актов не всегда возможно.
К проведению проверок законности актов также необходимо готовиться. Подготовка к их проведению существенно не отличается от подготовки к проведению проверок исполнения законов.
Обычно о предстоящей проверке заблаговременно оповещается руководитель органа, где она будет проводиться. Прокурор в начале проверки встречается с руководителем органа и ставит его в известность о характере и объеме предстоящей работы. Желательно поговорить с ним о выделении в распоряжение прокурора на время проверки работника органа для оказания соответствующей помощи.
В зависимости от характера проверки прокурору предоставляются все или отдельные правовые акты, подлежащие проверке, а также материалы, послужившие основанием к их изданию. Желательно истребовать утвержденный перечень дел, ведущихся в органе, дела, журналы, книги, где могут содержаться или регистрироваться правовые акты, в том числе в форме распоряжений и телефонограмм.
Перед началом проверки прокурор должен поинтересоваться, какие меры приняты соответствующими должностными лицами в связи с ранее внесенными протестами или представлениями (если они вносились) и в связи с решениями судов о признании актов недействительными и отменены ли фактически акты, противоречащие законам.
Критерием оценки прокурором правовых актов является соответствие их закону. Акты должны соответствовать также нормативным указам Президента РФ и нормативным постановлениям Правительства РФ. Что касается правовых актов, издаваемых (принимаемых) представительными и исполнительными органами местного самоуправления и другими органами муниципального уровня, то они кроме того должны соответствовать законам субъектов федерации и уставам муниципальных образований. Это обстоятельство учитывают прокуроры в процессе осуществления надзора за законностью актов.
Суть самого процесса проверки сводится к тщательному прочтению прокурором всего текста акта, мысленному сличению предписаний, содержащихся в нем, с нормами применяемого закона, а также к ознакомлению с материалами, послужившими основанием к изданию акта. Эта работа требует особого внимания, так как поспешность может привести к тому, что отдельные незаконные акты могут остаться невыявленными либо будет дана неправильная правовая оценка акту. В ходе проверки прокурору нередко приходится обращаться к текстам законов, опубликованных в официальных изданиях.
В процессе проверок законности актов, изданных любым органом, прокурор, как правило, выясняет вопросы:
— правомочен ли был орган издавать акт по данному вопросу, и не входит ли решение этого вопроса в компетенцию другого органа. Иными словами, не нарушена ли органом его законная компетенция, не вышел ли он за ее пределы;
— не допущено ли в акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта;
— не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц;
— не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные Конституцией и законами РФ, а также конституциями, уставами и законами республик и других субъектов федерации;
— не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий;
— не содержится ли в акте сведений о совершении преступлений и других правонарушений;
— соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации). Дело в том, что внешне акт может выглядеть вполне законным, хотя в действительности он не соответствует фактическим обстоятельствам;
— содержат ли акты, в особенности изданные представительными и исполнительными органами и органами местного самоуправления, указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения;
— не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;
— соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа;
— содержит ли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия издания, подписи и другие, и указан ли срок вступления его в силу;
— каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.
Применительно к актам, принимаемым представительными органами власти, необходимо выяснить, соблюден ли кворум, необходимый для их принятия. Прокурор интересуется также, как органы представительной и исполнительной власти и другие органы осуществляют контроль за исполнением своих решений физическими и юридическими лицами, применяют ли они санкции к соответствующим должностным лицам, неисполняющим эти решения и соответствуют ли примененные санкции закону. Прокурор может выяснять и другие вопросы.
При выявлении незаконных актов могут отбираться объяснения от должностных лиц, их издавших, и при необходимости от других лиц. При выявлении устных актов, противоречащих закону, обязательно истребуются объяснения от должностных лиц, их издавших (отдавших), а также от лиц, права и свободы которых были нарушены этими актами.

uristinfo.net

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
  • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]