Категории преступлений взятка

Категории преступлений взятка

1. Взяточничество — собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением. Они, следовательно, находятся относительно друг друга в положении так называемого необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этом в данной органической взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более общественно опасное деяние, которое относится в соответствии с положениями п. 5 ст. 15 УК к категории особо тяжких преступлений со всеми вытекающими из этого факта отрицательными для виновного должностного лица уголовно — правовыми последствиями.
Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы. Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции — опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, остро затрагивает законные права и интересы граждан .
———————————
См.: Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г.

2. Объект преступления совпадает с родовым объектом иных должностных посягательств на интересы государственной службы (см. комментарий к ст. 285).
3. Закон определяет предмет рассматриваемого преступления собирательным термином «взятка» и содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
Под «деньгами» (валютой) Закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК не являются и должны относиться к взятке в виде «иного имущества», разумеется, при условии, если их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная (например, несколько российских копеек или пятаков чеканки 1915 года), что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч. 2 ст. 14 УК исключает уголовную ответственность (см. комментарий к названной статье Кодекса).
4. В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, например, сберегательного займа, ГКО, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143).
5. Под «иным имуществом» следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы — палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (см. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г.)
———————————
Ведомости РФ, 1992, N 45, ст. 2542.

При этом надо иметь в виду, что если предметом получения взятки будут валютные ценности в указанном виде, действия как взяткодателя, так и взяткополучателя должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности по ст. 191 УК (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга). Вместе с тем дача — получение взятки в виде иностранной валюты и фондовых ценностей в иностранной валюте полностью охватываются признаками составов преступлений, предусмотренных соответственно ст. 286 и 285 УК, поскольку настоящий Кодекс декриминализовал незаконные сделки с такими предметами.
6. «Выгоды имущественного характера» как предмет получения взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства — от капитального ремонта автомашины до постройки дачи без получения от должностного лица соответствующего материального эквивалента. Судебно — следственная практика по данной категории уголовных дел показывает, что способы получения взятки в данном виде бывают подчас весьма хитроумны и нередко искусно закамуфлированы видимостью законной сделки между взяткополучателем и взяткодателем, например, нотариально оформленным договором подряда (ст. 702 ГК РФ), бытового подряда (ст. 730 ГК РФ), строительного подряда (ст. 740 ГК РФ), займа (ст. 807 ГК РФ), открытием сберегательного (депозитного) сертификата на предъявителя в банке и др.
В практике известны и другие завуалированные способы дачи — получения взятки, такие, например, как «продажа» дорогостоящего имущества за бесценок, преднамеренный «проигрыш» в карты, фиктивное зачисление на должность и систематическая выплата взяткополучателю зарплаты без фактического выполнения соответствующей работы. В последнем случае следует различать два варианта квалификации действий взяткодателя и взяткополучателя. Если под видом должностного оклада за якобы выполненную работу должностному лицу выплачиваются государственные денежные средства, содеянное требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 160 (присвоение или растрата) в отношении как взяткодателя, так и взяткополучателя. В аналогичной ситуации, но в коммерческой структуре, состав группового хищения путем злоупотребления служебным положением отсутствует, т.к. предприниматель вправе распоряжаться принадлежащей ему собственностью по своему усмотрению.
7. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.
Понятие «использование служебного положения» прокомментировано применительно к анализу состава должностного злоупотребления, предусмотренного ст. 285 УК. В отличие от названной статьи диспозиция рассматриваемой нормы существенно расширяет сферу деятельности должностного лица, за которую он может получить взятку, при условии, что она связана с его должностным положением, хотя и не входит непосредственно в круг его прямых служебных полномочий. Здесь закон имеет в виду такие случаи, когда должностное лицо хотя само и не обладает полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения (например, высокий пост в Правительстве РФ, в аппарате Администрации Президента РФ, Государственной Думы и т.д.) могло за взятку, используя свой авторитет и влияние, принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами, работающими даже в других ведомствах и структурах органов государственной власти и управления.
Как правило, взятка дается должностному лицу за определенные конкретные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им заинтересованных лиц. Однако она может быть получена и за так называемое общее благоприятствование или, как говорит закон, за общее покровительство или попустительство по службе, которое может быть проявлено виновным по отношению к взяткодателю в самых разнообразных формах. Наиболее типичная из них, например, на предприятиях государственной торговли, коммунально — бытовой службы, в сфере сервиса, это еженедельные, а иногда и ежедневные «подношения», а проще говоря, своеобразная дань начальнику со стороны подчиненных ему работников «на всякий случай».
Для состава получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка — до или после совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения. В этой связи в судебно — следственной практике различают взятку — подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются с взяткодателем, и взятку — вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту уже после совершения им заранее не обусловленных предварительной договоренностью действий как бы в виде «благодарности за труды». В этой связи Пленум бывшего Верховного Суда СССР в п. 5 Постановления «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 30 марта 1990 г. разъяснил, что действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя .
———————————
БВС СССР, 1990, N 3. С. 10.

8. Получение взятки — формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления оперативными сотрудниками милиции в момент ее передачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК.
9. Получение взятки — преступление, совершаемое с прямым умыслом: виновный сознает, что получает взятку, и желает этого.
10. Субъектом данного преступления может быть только должностное лицо (см. комментарий к ст. 285).
11. Часть 2 ст. 287 УК устанавливает ответственность за квалифицированный состав получения взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (см. комментарий к ст. 285).
12. Часть 3 ст. 287 УК предполагает особо квалифицированный состав получения взятки, предусмотренный ч. 1 и 2 указанной статьи.
13. Относительно общего понятия «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа» см. комментарий к ст. 35 УК. Поскольку получение взятки может совершаться только специальным субъектом, группу могут образовать не менее двух должностных лиц. При этом преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. Иные, не являющиеся должностными, лица, входящие в состав группы, должны нести ответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст. 33 УК.
Организатор или руководитель организованной группы взяточников несет ответственность за все совершенные ею преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
14. Общее понятие неоднократности преступлений раскрывается в ст. 16 УК (см. комментарий к указанной статье). Однако применительно к рассматриваемому составу оно имеет некоторые особенности, которые требуют определенных пояснений.
Квалифицирующий признак «неоднократность» предполагает получение взятки в качестве самостоятельных преступлений не менее двух раз, если при этом не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности (см. комментарий к ст. 78). При этом важно отметить, что при разновременном совершении каждого из таких деяний виновный реализует отдельно возникший умысел на получение второй или последующих взяток. Вместе с тем и одновременное получение должностным лицом взятки, но от нескольких лиц, если в отношении каждого взяткодателя совершается отдельное действие, также следует оценивать как преступление, совершенное неоднократно.
Получение взятки в несколько приемов за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого для взяткодателя результата, образует единое продолжаемое преступление и не может рассматриваться как его неоднократное совершение .
———————————
БВС СССР, 1990, N 3. С. 11.

Увеличение должностным лицом ранее оговоренной суммы взятки и получение ее дополнительной части также не образует признака неоднократности, если им совершаются действия для достижения одного и того же результата в интересах взяткодателя.
15. Вымогательство как квалифицирующий признак состава получения взятки означает требование должностным лицом незаконного вознаграждения под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленно поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов .
———————————
БВС СССР, 1990, N 3. С. 12.

16. В соответствии с Примечанием к ст. 290 УК крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда. При этом взятка в таких размерах может быть получена не только одновременно, но и отдельными частями в разное время, если их передача должностному лицу составляет эпизоды единого продолжаемого преступления.

law.vl.ru

АДВОКАТ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ. ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ ст 290 УК РФ

Простой состав получения взятки является преступлением средней тяжести, предусмотренный ст 290 УК РФ и выделен совместно с другими статьями о преступлениях против государственной власти и интересов государственной службы в отдельную главу УК РФ.
Получение взятки квалифицируется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по службе.
Одним из видов доказательства наличия – отсутствия умысла на получение взятки являются показания лица, в отношении которого проводится доследственная проверка, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Своевременное обращение к адвокату по уголовным делам о получении взятки позволит оценить обстоятельства произошедшего события, выработать позицию и тактику защиты на стадии доследственной проверки, предварительного следствия, в суде, установить круг предполагаемых свидетелей, очевидцев события, с их согласия сможет опросить их, установить истинную картину произошедшего, участвовать в допросе потерпевшего и выявлять несоответствия и противоречия в его показаниях, ходатайствовать о проведении необходимых экспертиз и т.д., исключить возможность оказывания на подозреваемого морально-психологического давления со стороны правоохранительных органов с целью получения «угодных» им показаний и, таким образом, создать условия, при которых отпадут основания для привлечения лица к уголовной ответственности.
В делах о получении взятки, в частности, когда со стороны взяткополучателя происходит вымогательство взятки , может присутствовать и другая сторона — потерпевший , права которого также нуждаются в профессиональной юридической защите.
Для потерпевшего вовремя обратиться к адвокату позволит правильно, грамотно и своевременно подать заявление о вымогательстве взятки , установить, собрать и закрепить доказательства совершения преступления, провести соответствующие экспертизы. Промедление в совершении этих действий может привести к уничтожению следов (доказательств) совершенного преступления, либо сделать процесс доказывания весьма затруднительным.
Простым составом получения взятки является:
• Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по службе – ч 1 ст 290 УК РФ , относится к преступлениям средней тяжести и размер наказания предусмотрен на срок до 3-х лет лишения свободы.
Квалифицированными составами получения взятки являются:
• Получение должностным лицом взятки в значительном размере – ч 2 ст 290 УК РФ , относится к тяжким преступлениям и размер наказания предусмотрен на срок до 6-ти лет лишения свободы.
• Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) – ч 3 ст 290 УК РФ , относится к тяжким преступлениям и размер наказания предусмотрен на срок до 7-ми лет лишения свободы.
• Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в значительном размере за незаконные действия (бездействие) лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления – ч 4 ст 290 УК РФ , относится к тяжким преступлениям и размер наказания предусмотрен на срок до 10-ти лет лишения свободы.
• Получение должностным лицом лично или через посредника взятки за незаконные действия (бездействие) лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере – ч 5 ст 290 УК РФ , относится к особо тяжким преступлениям и размер наказания предусмотрен на срок до 12-ти лет лишения свободы.
• Получение должностным лицом лично или через посредника взятки за незаконные действия (бездействие) лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки в особо крупном размере – ч 6 ст 290 УК РФ , относится к особо тяжким преступлениям и размер наказания предусмотрен на срок до 15-ти лет лишения свободы.
Уголовный адвокат Кустовский Алексей Евгеньевич предоставит квалифицированную защиту виновному, а также представит интересы потерпевшего по делам о получении взятки на различных стадиях уголовного производства: на стадии подачи заявления о возбуждении уголовного дела, предварительного следствия, в суде, на стадии обжалования приговора, выработает правильную и грамотную позицию по делу, обеспечит весь комплекс прав и законных интересов подозреваемого или потерпевшего, что в дальнейшем может повлиять для подозреваемого как на размер наказания, так и на квалификацию вменяемого преступления, а иногда и на факт привлечения к уголовной ответственности, а для потерпевшего – на неотвратимость наказания лица, совершившего преступление.

Получить юридическую консультацию Вы можете в адвокатском офисе, записавшись предварительно по тел.: +7 (962) 980 — 69 — 45

В рамках оказания защиты виновному по уголовному делу, представления интересов потерпевшего, адвокат осуществляет следующий спектр услуг:
• устная и/или письменная консультация
• комплексное изучение обстоятельств и материалов дела
• проведение анализа сложившейся ситуации
• оценка перспективы дела на стадии предварительного следствия и на стадии судебного следствия
• посещение подзащитного в ИВС, СИЗО
• обсуждение и согласование с доверителем позиции по делу
• защита интересов доверителя на стадии предварительного следствия и в суде
• обжалование постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, иных постановлений
• обжалование приговора суда в апелляционной, кассационной, надзорной инстанции
• защита интересов доверителя в суде апелляционной, кассационной, надзорной инстанции
• защита интересов доверителя в Верховном Суде РФ
• защита в суде при рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении

Записаться на консультацию по уголовным делам о получении взятки можно по телефону: +7 (962) 980 — 69 — 45

mosadvkustovsky.ru

Взятки — дача и получение, ответственность и наказание, статья УК РФ

Взятки в России являются видом правонарушения, ответственность за которое наступает на основании Уголовного кодекса РФ (статьи 290 и 291). Они представляют собой серьезный вид экономического преступления, который провоцирует коррупцию и злоупотребление чиновниками и руководителями крупных коммерческих организаций своих должностей и постов.

Сегодня мы постараемся максимально подробно осветить проблему дачи и получения взяток, проведем их классификацию, опишем виды наказания за подобные действия и правила поведения в случае, когда вы оказались замешаны в дело со взяткой.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем). Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность.

Взяткополучатель после получения денег или иных материальных ценностей (услуг) обязуется:

  • оказать помощь в решении трудовых задач, взять на себя часть ответственности за решение производственных вопросов;
  • помочь быстро продвинуться по карьерной лестнице;
  • закрыть глаза на ненадлежащее выполнение должностных обязанностей или полностью (частично) избавить от них;
  • оказать иную помощь (в том числе незаконную) в пределах своих возможностей.
  • Ответственность за дачу и принятие взятки наступает в рамках Уголовного кодекса РФ и грозит серьезными последствиями, вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет.

    Явные и неявные взятки

    Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  • Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  • Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.
  • Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.

    Расширенный список завуалированных взяток выглядит следующим образом:

    • передача антиквариата взяткополучателю или продажа его драгоценностей по заведомо завышенной стоимости взяткодателю;
    • перевод денег на счет фирмы за услуги, которые никогда не оказывались;
    • снижение арендной платы;
    • организация выигрыша в лотерею или намеренный проигрыш в карты или другие азартные игры;
    • прощение крупного долга;
    • оформление фиктивной страховки;
    • оплата родственниками взяткополучателя дорогого лечения за границей;
    • передача кода доступа к электронному кошельку.
    • Еще одна классификация взяток связана со временем их передачи. Взятка-подкуп дается должностному лицу до совершения какого-либо действия (бездействия), а взятка-вознаграждение – после выполнения взятых на себя обязательств взяткополучателем.

      Классификация взяток по их размерам

      Деление взяток по размеру описано в примечании к ст. 290 УК РФ. Законом различается 3 вида взятки, в зависимости от ее величины:

    • взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей;
    • взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей;
    • взятка в особо крупном размере – от 1 млн. рублей.
    • С материальными ценностями дело обстоит немного иначе. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Значит, 3 тысячи рублей можно условно считать минимальным размером взятки.

      Ответственность за дачу взятки – ст. 291 УК РФ

      Вопросам передачи взяток российским и иностранным должностным лицам в любой форме (не важно, как дали взятку — из рук в руки, завуалированно или через посредников) в УК РФ посвящена отдельная статья – 291. В ней описана ответственность за дачу взяток в значительном, крупном и особо крупном размере, а также за дачу «простых» взяток, передачу денег и иных материальных ценностей группой лиц и за передачу денег за совершение заведомо незаконных действий.

      Ответственность за дачу взятки в каждом отдельном случае вы можете увидеть в таблице:

      Избежать уголовного наказания за дачу взяток можно в случае, если добровольно заявить о ней в органы полиции и помочь полностью раскрыть преступление. Ответственности удастся избежать и в том случае, если удастся доказать факт вымогательства взятки должностным лицом.

      Ответственность за получение взятки – ст. 290 УК РФ

      В статье 290 Уголовного кодекса РФ рассмотрены вопросы принятия должностными лицами государственных и муниципальных органов (в том числе должностными лицами иностранных организаций) вознаграждения в виде денег, материальных ценностей или особых услуг за совершение действий (или бездействия) в пользу взяткодателя. Взятка может быть дана из рук в руки или через иных лиц, наказание будет одинаковым.

      Виды наказаний за дачу взяток различных категорий представлены в таблице:

      Отличие взятки от коммерческого подкупа

      Подкуп осуществляется только в отношении должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, занимающих в них высокий пост – генеральных директоров, лидеров партии, руководителей общественных и религиозных учреждений. Взятка в случае коммерческого подкупа также передается для того, чтобы обязать должностное лицо действовать в интересах взяткодателя. Главное отличие подкупа от стандартной взятки в том, что взятка всегда дается работниками государственных и муниципальных органов. Подкуп применяется только в коммерческой сфере.

      Вопросам коммерческого подкупа посвящена статья 204 УК РФ, а подкупу организаторов и участников зрелищных конкурсов и спортивных соревнований – статья 184 УК РФ. В последнем случае деньги и прочие материальные ценности передаются членам жюри, судьям, участникам команд или их руководству.

      Пособничество в даче или получении взятки

      Посредничество в передаче взятки является прямым нарушением закона – статьи 291.1 УК РФ. Оно подразумевает действия третьих лиц, которые способствовали заключению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или действия по непосредственной передаче денег и иных материальных ценностей от одной стороны к другой. За посредничество наступает уголовная ответственность только в том случае, если размере взятки значителен, то есть превышает 25 тысяч рублей.

      Посредников используют, чтобы облегчить процесс передачи денег и остаться участникам правонарушения в тени. Посредник играет роль курьера, который зачастую получает определенный процент от сделки. Наказание за передачу взятки суровое – от штрафа в размере до восьмидесятикратной суммы взятки и запрет на занятие определенной должности до 7 лет до лишения свободы сроком от 7 до 12 лет. Тяжесть наказания зависит от суммы взятки, при этом наказанию подлежит даже обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

      Что делать при вымогательстве взятки?

      Вымогательством взятки является не только прямое требование передать определенную сумму денег или оказать услугу в обмен на лояльное отношение взяткополучателя, но и завуалированные косвенные намеки, которые дают понять, что проблема без взятки решена быть не может. Однако если отказ должностного лица от выполнения просьбы является законным, то это нельзя расценивать как призыв решить дело при помощи взятки.

      Если должностное лицо в явной форме вымогает взятку, то следует:

      1. Записать требование дать взятку на диктофон или иное средство аудиозаписи. Хорошо, если диктофон есть уже на первом приеме у чиновника. Тогда следует просто незаметно включить его, как только разговор зайдет о взятке. В случае, если диктофона под рукой нет, можно попросить дать время обдумать предложение или сходить за деньгами, а прийти уже с необходимым техническим средством;
      2. После записи разговора следует обратиться в правоохранительные органы, вид которых зависит от должности вымогателя. При вымогательстве денег сотрудником полиции обращаются в отдел собственной безопасности ГУВД, к следователям или в ФСБ, в случае работников государственных и муниципальных структур – в полицию или прокуратуру. Если же речь идет о судьях или крупных руководителях муниципальных образований, высокопоставленных чиновниках, депутатах или губернаторах, то обращаться лучше в следственный комитет или ФСБ;
      3. Дальнейшие указания по поведению в отношении вымогателя будут получены от сотрудников МВД.

      Что делать при обвинении в даче или получении взятки?

      При обвинении в получении или вымогательстве взятки, если этого на самом деле не было, стоит попробовать доказать факт провокации со стороны мнимого взяткодателя. Деньги могут быть просто подброшены в безобидной коробке конфет, незаметно положены в ящик стола или карман. Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.

      За провокацию взятки, то есть передачу денег должностному лицу без его ведома или согласия, а также в целях очернить его или создать вид вымогательства взятки положено наказание на основании статьи 304 УК РФ. За подобные действия грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

      Если же взятка была получена по личному желанию и просьба взяткодателя исполнена, то не остается ничего, кроме как попытаться вместе с адвокатом найти смягчающие обстоятельства. К примеру, тяжелое материальное положение или необходимость потратить крупную сумму денег на лечение.

      sudovnet.ru

      Понятие взятки могут расширить

      Соответствующий законопроект 1 разработан заместителем председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолием Выборным. Документ предусматривает три нововведения:

    • расширение понятия взяточничества. Предлагается считать взяткой помимо услуг имущественного характера и предоставления имущественных прав также услуги неимущественного характера (те услуги, рыночную стоимость которых оценить невозможно), предоставление неимущественных прав и иных неправомерных преимуществ (ч. 1 ст. 290 Уголовного кодекса). При такой конструкции, по мнению разработчика законопроекта, можно будет максимально криминализировать взяточничество и одновременно создать эффективную превентивную меру;
    • криминализация деятельности третейских судей. «Решения, которые принимают третейские судьи, имеют по сути такое же значение, как решения мирового, федерального и арбитражного судей. Принятые ими решения легализуются посредством получения исполнительных листов – процедура их исполнения такая же, как и исполнение любого другого решения суда», – заявляет Анатолий Выборный. При этом риск совершения коррупционного нарушения у третейских судей, по его словам, ничуть не меньше, чем у других судей. Однако на сегодняшний день уголовная ответственность за это не установлена. В связи с этим депутат предлагает расширить сферу деятельности статьи, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление частными нотариусами и аудиторами своими полномочиями, распространив ее также на деятельность третейских судей (ст. 202 УК РФ). Помимо этого, если законопроект будет принят, арбитров можно будет привлечь к уголовной ответственности за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);
    • увеличение срока давности привлечения к уголовной ответственности за получение и дачу взятки. Законопроект усилил ответственность за данные преступления – с 3 до 4 лет лишения свободы и с 2 до 4 лет лишения свободы соответственно. Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 291 УК РФ. Тем самым данные деяния переводятся из категории преступлений небольшой тяжести в категорию преступлений средней тяжести. Если сейчас срок давности привлечения к ответственности за получение и дачу взятки составляет два года, то в случае одобрения данной инициативы, он составит шесть лет (ч. 1 ст. 78 УК РФ).

    «Я хотел бы обратить внимание на то, что с каждым годом преступления коррупционного характера становятся все более изощренными. Это особая категория преступлений, их не так просто расследовать, выявлять и привлекать к уголовной ответственности нарушителей. Но я глубоко убежден, что предлагаемые нами нормы, особенно в части криминализации нематериальной взятки, будут более комфортны с точки зрения доказывания совершения преступления», – считает Выборный.

    Генпрокуратура РФ представленный законопроект поддерживает. «Наше законодательство знает ответственность за услуги, имеющие имущественную составляющую. Например, когда чиновник просит поменять у него на даче окна, эта услуга имеет определенную рыночную стоимость и может быть оценена. Но как быть, скажем, с предоставлением услуги за услугу (например, один просит отправить его сына служить не в «горячую точку», а другой взамен – выгодно устроить его сына на работу)? Такие действия формально могут считаться злоупотреблением должностными полномочиями, но должна быть ответственность и в рамках состава о взяточничестве. Этот пробел законопроект и восполняет», – отмечает заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Аслан Юсуфов.

    Что касается уголовной ответственности за коррупцию со стороны третейских судов, то представитель Генпрокуратуры считает такое нововведение последовательным развитием законодательства об арбитраже: «В прошлом году вступил в силу закон, регулирующий деятельность третейских судей (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»). И сейчас логично ввести соответствующую норму в УК РФ, чтобы арбитры несли уголовную ответственность наравне со всеми».

    «Мы все хотим, чтобы у нас была сильная армия, но еще есть те, кто готов «отмазать» своего ребенка от службы. Мы все хотим, чтобы у нас на дорогах не гибли люди, но еще есть те, кто получает водительские права, не зная ПДД и даже не имея права управлять транспортным средством по медицинским показаниям. Мы все хотим, чтобы у нас были сильное образование и сильная медицина, но еще есть те, кто проводит операции, получив диплом по блату. Поэтому мы пытаемся сделать все, чтобы создать максимально комфортные условия жизни для наших граждан и чтобы Россия была безопасным и правовым государством», – заключает Анатолий Выборный.

    По его словам, рассмотрение законопроекта начнется в осеннюю сессию. Ожидается, что к этому времени документ пройдет общественные слушания и будет представлен на разных площадках, включая ОП РФ и ТПП РФ.

    www.garant.ru

    Смотрите так же:

    • Правила ведения ко 5 Приложение N 5. Правила ведения журнала операций со сточными водами Приложение N 5к приказу Минтранса РФот 10 мая 2011 г. N 133 Правила ведения журнала операций со сточными водами I. Общие положения 1. Настоящие Правила ведения журнала […]
    • Субсидии на приобретение жилья сотрудникам фсин ЕСВ сотрудникам ФСИН в соответствии с законом 283-ФЗ от 30.12.2012 Добрый день! Мой муж является сотрудником ФСИН. Я, муж, наши дети имеем постоянную прописку в квартире у моих родителей ( собственники квартиры). У нас с мужем и […]
    • Оформить карту в втб Дебетовая Мультикарта ВТБ Процент на остаток по карте до 6% Проценты начисляются на остаток средств на мастер-счете в рублях в зависимости от суммы покупок по картам: от 5 тыс. до 15 тыс. руб. – 1% годовых, от 15 тыс. до 75 тыс. руб. – […]
    • Как вернуть кбм по страховке Как вернуть себе деньги за все переплаты по ОСАГО и восстановить свою правильную скидку КБМ* КБМ* - Коэффициент Бонус-Малус, ваша скидка по ОСАГО в единой базе страховщиков АИС РСА Я получил от страховщика 4490р, потратив на это 42р […]
    • Закон рф о соцзащите Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, […]
    • Госпошлина бутырского районного суда Бутырский районный суд города Москвы Адрес: Россия, 127018, город Москва, улица Образцова, дом 30, строение 1 Пешком: "Новослободская" - пешком минут 15-20, "Рижская" - посадка у самого Рижского вокзала, 5-я остановка "ул. Образцова", […]