Правила работы в паре в начальной школе

Организация работы в парах на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования.

Традиционная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки. Развитие долгое время отодвигалось на второй план.

Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.

Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов. Одна из таких технологий – технология коллективного взаимодействия. Особенность этой технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно.

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске. На примере показываю, как нужно работать.

На доске:

Рука – ручонка, ручонка – ручей.
Ножонка – нож, ножонка – нога.

– Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.

Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком».

– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.

Учителю важно еще раз спросить:
– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?

Так постепенно приучаю учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока.

Первое, чему учу первоклассников – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание. Второе: важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты . Так, я заранее готовлю несколько вариантов текста для диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;
2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;
3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга;
4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;
5) работа над ошибками.

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.

Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:

1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.

Например, на уроке русского языка я использую следующие карточки для учащихся:

2 класс. Тема: «Имя существительное». (Закрепление. Работа в парах)

1. Что называют имена существительные?
2. Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.
3. Какие слова отвечают на вопрос что? Приведите примеры.
4 .Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто? Поставь ударение.

Медведь, малина, лисица, пенал, ученик, завод, дорога, карандаш, заяц, девочка.

1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос кто? Запишите их в первый столбик.
3. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос что? Запишите их во второй столбик.
4. Выпишите из предложений имена существительные. Докажите.

Пришла зима. Мороз сковал землю. Выпал первый снег. Дует холодный ветер. Птицы мерзнут и голодают. Сделай кормушку и подкорми пернатых друзей!

2 класс. Тема: «Родственные слова». (Закрепление. Работа в парах)

1. Какие слова называются родственными? Докажи.
2. Как называется общая часть родственных слов? Приведи примеры.
3. Как иначе называются родственные слова?

1. Прочитайте слова:

Лес, лесной, перелесок, лесок, лесник.
Море, моряк, морской.
Слово, словарный, словарик.

2. Найдите в словах общую часть.
3. Выделите общую часть (корень).

Карточка №3

1. Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели корень.
Сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб – хлебница.
2. Напиши к следующим словам однокоренные: домик, стол, ручка, дуб, глазик, река.

2 класс. Тема: «Понятие глагола». (Изучение нового. Работа в парах)

Карточки с изображением людей. Все они выполняют какие-либо действия.

Карточка №1

Девочка рисует. Мальчик читает.

1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает девочка?
– Назови, что делает мальчик?
2.Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

Карточка №2

Папа лежит. Мама вяжет.

1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает папа?
– Назови, что делает мама?
2. Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

Бабушка варит. Дедушка лежит.
1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает бабушка?
– Назови, что делает дедушка?
2. Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

Так, при изучении нового материала «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа» я использую дидактические карточки.

Карточка №1. 3 класс

тополь (какой?) молодой
тополь (какой?) красивый
тополь (какой?) высокий

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания: интересн.. книга, дружн.. класс, вежлив.. ребенок, ярк.. луч, добрый папа.

ветер (какой?) осенний
ветер (какой?) холодный
ветер (какой?) резкий

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания: степн.. паук, зл.. волк, сильн. . тигр ,огромн.. слон.

Дети работают по знакомому алгоритму:

  • прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
  • ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);
  • прочитай нижнюю часть карточки;
  • выполни это задание в тетради;
  • проверь себя;
  • расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;
  • обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачёркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 8-10 минут. Работы учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить работу остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам. Возможны варианты: можно провeсти фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске. Оценки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы.

На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном» использую следующие карточки.

Контрольная карточка №1. 3 класс

1. Что называется именем прилагательным?
2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
3. Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного?
Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: Байкал – самое глубок.. озеро в мире. В нем очень чист.. и вкусн.. вода.

Контрольная карточка №2

1. Как изменяется имя прилагательное?
2. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
3. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?

Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: Наступила долгожданн.. весна. Голуб.. небо, голуб.. даль. А на горизонте – син.. полоска далекого леса.

Контрольная карточка №3

1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? Приведите примеры.
2. Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?
3. Составьте четыре предложения об озере. Употребляйте в тексте имена прилагательные.

Эти карточки дополняют друг друга, включая все вопросы повторения об имени прилагательном.
Со второго класса целесообразно применять вопросники. Если ученики в первых и вторых классах изучали русский язык в парах постоянного и сменного состава, используя карточки, то в третьем классе работу с вопросниками я провожу систематически, начиная с первых дней занятий, используя для этого вопросники, по которым дети работали во втором классе. Далее начинаю работать по вопроснику, соответствующему расположению материала в учебнике для третьего класса. В четвертом классе продолжаю начатую работу.

Вопросник «Повторение за 1 и 2 класс»

1. Что выражает предложение? Как связаны слова в предложении? Когда в конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак? (с. 67-69)
2. Как называются главные члены предложения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? (с. 73) Что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? (с.75)
3. Как обозначить мягкость согласного звука на конце слова? (с. 86) Докажи.
4. Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? (с. 90-91)
5. Почему слова с парными согласными звуками на конце нужно проверять? Какие слова являются проверочными? Почему? (с. 96-98) Приведите примеры.
6. Что такое ударение? Какой слог называется ударным? (с. 102)
7. Какие гласные в словах нужно проверять? Почему? Как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? (с. 104-105)
8. Когда пишется разделительный твердый знак? (с. 114)
9. Знаешь ли ты слова с двойными согласными? Как переносить слова с двойными согласными? Приведите примеры. (с. 121)
10. Какие слова называются именами существительными? (с. 6)
11. Какие слова называются именами прилагательными? (с. 29) Как называются противоположные по смыслу слова? (с. 33) Как называются близкие по смыслу слова? (с. 34)
12. Что такое глагол? (с. 19)
13. Для чего служат предлоги в предложении? Как пишутся предлоги с другими словами? Зависит ли написание предлога от его произношения? (с. 36-40)
14. Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Как иначе называются родственные слова? Приведите примеры. (с. 43 )
15. Как проверить безударную гласную в корне слова? (с. 54)
16. Как проверить парную согласную в корне слова? (с.60)

Методика работы с вопросниками может вестись по-разному.

Можно опросный лист вывесить на доске и предложить всем ученикам подготовиться. Затем дать ответы, обратив особое внимание на лучшие. Каждый ответ ученики подтверждают своими примерами. Когда все вопросы рассмотрены, я даю образец ответа. В классе, работая в парах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов.

Дети приводят свои примеры. Обычно, спрашивающий ученик является более подготовленным и уже проверенным учителем. Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь. При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Интересно проходит работа в парах по разгадыванию кроссвордов, если дети уже знакомы с кроссвордом и порядком его разгадывания. Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает слова (или подбирает несколько слов-синонимов, которые могут быть ответом), а другой проверяет написание этих слов по словарю.

Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Поэтому целесообразнее организовывать работу в парах. Дети проходят учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они оказываются не только в роли учеников, но и в роли учителей.

При организации коллективной формы работы учащихся на уроках русского языка повышается уровень их развития, обучения и воспитания. Учащимся нравится работать в парах, им интересно общаться друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики учатся:

  • формулировать свою точку зрения;
  • выяснять точки зрения своих партнеров;
  • обнаруживать разницу точек зрения;
  • разрешать разногласия с помощью логических аргументов;
  • быть справедливыми и толерантными.
  • Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

    • обсуждаются разные варианты решений;
    • отвергаются ошибочные варианты;
    • ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.
    • Предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, придерживаться методических рекомендаций.
      1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.
      2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
      3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.
      4. Недопустима пара из двух « слабых» учеников.
      5. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).
      6. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.
      7. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
      8. Овладение умениями и навыками учащихся полезно фиксировать в индивидуальном журнале. Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, я поняла, что:

      • уменьшаются дисциплинарные трудности;
      • ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
      • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
      • меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
      • растет самокритичность;
      • дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
      • возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
      • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
      • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
      • возрастает сплоченность класса;
      • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
      • учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.
      • Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        «Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС»

        Автор: Капитурова Ольга Ивановна

        «Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС

        Жизнь предъявляет высокие требования не только к нам педагогам, но и к детям. Требования к знаниям заметно возросли и умножились, например ЕГЭ. Чтобы ребенок не растерялся и успешно сдал этот экзамен, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать.

        Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках в начальной школе.

        Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

        Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще.

        Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

        Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

        Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся.

        Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

        Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

        Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

        1. Подготовка к выполнению группового задания:

        2. Групповая работа:

        3. Заключительная часть.

        Класс делится на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

        Здесь можно предложить такие задания

        (Например: 1.Раскрась арнамент таким же цветом;

        2. Каждой группе выдаётся карточка на составление задачи на сложение или вычитание. Затем идёт проверка у доски. Решение каждой группы записываются в тетрадь.

        Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а

        Дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами.

        Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Я используют её уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

        Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.

        11 слайд (варежки пирамида)

        Сначала это были упражнения такого вида:

        * Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.

        *Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.

        Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.

        При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

        Детям даются такие задания:

        1. Собрать предложение из слов.

        2. Расставить в тексте знаки препинания.

        Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

        1. Проверка таблицы сложения;

        2. Устный счёт (ребёнок показывает карточку с примером, а другой показывает ответ)

        3. Взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки,

        4. Один ребёнок выбирает чётные числа, др не чётные

        При изучении на уроках чтения, объёмных, насыщенных текстов, можно делить текст по частям.

        Каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

        Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.

        Я c тараюсь систематически подбирать задания для выполнения в паре

        Например, при изучении числа «10» ученикам предлагается разделить палочки со своим товарищем поровну. «Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как вы узнали? Значит, 10 – это 5 и сколько? А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, сколько палочек у каждого. Как вы получили число 10?».

        Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

        Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

        Например работа по карточкам :

        1. Задания на правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

        После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

        Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.

        Способов разделения существует множество:

        *По выбору «лидера».

        *По выбору педагога.

        Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

        2. Случайным образом.

        Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

        Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом

        доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

        Способы формирования «случайной» группы :

        — объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса);

        — с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.

        3. По выбору «лидера».

        «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

        5. По выбору педагога.

        В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

        Примерные правила совместной работы: ( эти правила каждый раз повторяются детям)

        1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать

        помощь, выполнять указания старшего.

        2) работать по алгоритму (плану)

        3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

        4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

        5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

        6) В выступлении говорить от имени НЕСКОЛЬКИХ лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

        Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по- разному:

        1. Он может контролировать.

        3. Оценивать работу учеников.

        4. Участвовать в работе группы.

        5. Предлагать участникам разные варианты решений.

        6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

        Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

        1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

        2. Содержание работы должно быть интересно детям.

        3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

        4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

        ( Я в основном комплектую большие группы на уроках технологии, так как объём работы иногда очень большой и один ребёнок просто не успевает справиться за урок) 28 слайд

        Безусловно, групповая форма работы имеет свои как плюсы, так и минусы.

        * Повышается учебная и познавательная мотивация.

        * Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каки х-то задач.

        *В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

        *Улучшается психологический климат в классе.

        Минусы групповой работы.

        Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

        * Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках, но мы это начинали с внеурочной деятельности.

        Организация групповой работы тр ебует от учителя особых умений, затрат усилий.

        *При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

        В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

        *Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

        *Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

        групповая работа должна занимать не более

        в младших классах — 5 – 7 минут

        в средних — 10 – 15 минут,

        в старших — 15 – 20 минут.

        *Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.

        *Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

        В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

        Сейчас в помощь учителю появилось много дополнительной литературы, где описываются различные методы групповой работы. Я стараюсь использовать их на своих уроках. И думаю буду продолжать использовать все 4 года обучения детей в начальной школе.

        solncesvet.ru

        Технология работы в парах — — .Н А Ч А Л Ь Н А Я.. школа. . Нажмите на эту «скрепочку» ==>>

        Секция «Технология парного обучения» на фестивале «Ученье с увлеченьем»- 20-27 июля 2015, — ссылка

        Спасибо, что зашли, сударыня! Надеюсь, у Вас всё в порядке? Вы устали и зашли сюда отдохнуть? Желаю приятного Вам путешествия. )))

        Мы с О.В.Речкаловой, директором школы, доработали план работы педсовета в парах. Сегодня она выложила новый вариант плана на форуме педсовета вот здесь. Напоминаю, кстати, что записаны три наших с нею видео-разговора, в которых мы с нею обсуждаем проведение педсовета в парах, — ссылки на все три видео даны здесь. Возможно, Вы, — как учитель начальных классов, — хотите аналогично провести родительское собрание?

        Посмотрите документальные фильмы об использовании работы в парах в начальной школе, —
        — в немецкой школе, 10 минут, — ссылка
        — в школе в Красноярске, 12 минут, — ссылка

        Практически полезные сообщения в данной теме, —

        — учитель раздаёт карточки, — каждому его имя, — и говорит «кто умеет прочитать?». Море рук. 2
        — провести в первый день для первоклассников игру в паре, 5
        — что интересного у моего партнёра в паре было на выходных днях, 6
        — ученики сами готовят материалы для работы в парах (прилож.), 6
        — Лунгу О.А. — оказывается, можно с первого урока работать с детьми по карточкам, в парах. Раньше этого не делала, 10
        — чтобы смягчить эту ситуацию, нужна посадка детей «через уголок» (видео), 11
        — Коваленко И.В. — А какое удовольствие первоклашкам доставляет подготовка первых тестов! Понятно, что в третьем они чувствуют себя профессионалами., 12
        — Лунгу О.А. — со 2-ого класса дети охотно заготавливают карточки для работы в парах сами (прилож. — алгоритм и листок учёта), 16
        — школа как зона принуждения, школа как зона свобдного выбора — видео о лицее «Ковчег ХХI», 18
        — зкончено озвучивание на русский язык видео фильма » Парная технология обучения в начальной школе Германии «, — 10 минут, 20
        — Возьмём к примеру повторение словарных слов. Даю детям домашнее задание: написать 15, 27
        — алгоритм парной работы «Пишем сказку», 37
        — размещена книга Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении», 38
        — Лунгу О.А., — методика организации парной работы в 1-ом классе — первый урок — введение формы взаимодействия (прилож.), 41
        — алгоритм обучения информатике в 3-ем классе, — просто и практично, Рядышком садятся более умелый и менее. Причем обучают друг друга, т.к. «неумелый». 44
        — Кобелева Г.Г. — план урока русского языка для работы в парах (прилож.), — 50
        — таблица Пифагора, автор Соколов А.С. (прилож.), 53
        — Громыко Г.О. — что такое «рассыпной учебник» по-Ривину (прилож.), 60
        — Мазун О.В. — В школе нет классов, а есть разновозрастные учебные группы, 62
        — Мазун О.В. — «Из опыта работы в школе не классно-урочного типа» (прилож.), 64
        — Мазун О.В. — «Дидактический материал» (прилож.), 64
        — Цацаева Т.А., — что делаем в паре: разучиваем, пересказываем, составляем план, объясняем, доказываем, обмениваемся опытом, сочиняем, решаем задачи, проверяем технику чтения, вычисления, письменные работы, 68
        — Цацаева Т.А., — детям нравятся также «оперативные» способы регистрации успехов, 70
        — Цацаева Т.А., — листок учёта — таблица умножения, 74
        — Цацаева Т.А., — Так они математикой занимались даже на переменах, лишь бы догнать остальных, 76
        — Классен Т. В. — в парной работе развиваются — умение сотрудничать, договариваться, сочувствие, самоконтроль, 82
        — Цацаева Т.А. — общая форма листка учёта для всего класса и личного дневника ученика, 86
        — концентрация внимания стала больше, это своеобразные маленькие рабочие переменки, 91
        — если вы хотите «разработать урок по. (математике, лит.чтению и т.д.), то делать нужно вот что, 93
        — Лисицина Е.А. — алгоритм работы в парах с учащимися 1 класса при обучении их пересказу сказки, 108
        — в начале старайтесь алгоритм работы пары взять простой и контент тоже простой, 110
        — Голдина Л.В. — Вот какие карточки придумала я по обучению грамоте (прилож.), 113
        — Владимирова А.П. — Хочу предложить свои наработки в 1 классе на уроках математики (прилож.), 114
        — алгоритм работы в парах на уроке языка — прислала учительница из Германии, 115
        — Макавеева И.В. — Мы с ребятишками сделали карточки на случаи табличного вычитания ( для 9-), 117
        одновременно обучать следующим действиям, — сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень и логарифмирование , — прямо с первого сентября в первом классе, 118
        — Заготовка (план) описания урока для работы в парах, 124
        — Громыко Г.О. — ответы на вопросы Лунгу О.А. по вебсеминару (ссылка на прилож. в другой теме), 8
        — Макавеева И.В. — Теперь на каждом занятии спрашивают: » А когда читать в парах будем?», 134
        — Мне нравится работать в паре, один делает одно, другой- другое, работа получается хорошая, 135
        — домашнее задание: составь карточку для своего соседа со словарными словами (прилож.), 136
        замечательный, универсальный алгоритм работы в парах , 137
        — Корниенко О.Ю. — Дети с удовольствием работают в сменных парах, на уроках активные, стали более дружными. развивается самостоятельность школьников, — 138
        — Корниенко О.Ю. — я как правило задаю сделать карточки дома . И при проверке домашнего задания использую работу в парах. Все дети опрошены, ведутся листки учёта, 140
        — я сообразила, что можно научить пару самых разбирающихся, а дальше «дети учат друг друга», 144
        — Корниенко О.Ю. — карточки, сделанные детьми, с вопросами и ответами, 151
        Alfons Simon — цитаты из его работ на немецком и русском (прилож.), 159
        — на сайте детского сада №82 г. Люберцы — описание занятий по художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в парах постоянного состава (есть ссылка), 164
        — игры — «бегунки» и «эскалатор»: дети делятся на две команды — учителя и ученики, 176
        — «договоритесь, кто какую рукавичку нариусет» , 193
        — парная технология выполняет все цели образования, 194
        — я использовала индивидуальные листы учета успеваемости (прилож.), 196
        — » сам себя оцениваю, но знаю, — могут потребовать оценку подтвердить «, 197
        — проведение дебатов — класс делится на три группы, 213, 216
        — «ручеёк» или «эскалатор» — схема смены партнёров в парах ограниченной сменности, 221
        — а попробуйте открыть приложения к сообщениям в других предметах. 225, 227
        — урок по литературному чтению (возможно в школе будет семинар) для 2 класса (прилож.), 232
        — структура урока литературного чнения (прилож.), 236
        — смена партнёров в парах внутри одной малой группы, 240
        — учитель решает проблему низкого качества чтения через чтение в парах сменного состава . К концу года создали библиотечку более, чем из 200 текстов, дети полюбили чтение
        — алгоритм работы в парах » Рисуем кустик мыслей » — позволяет строить карты памяти, 253
        — учителя идут в школы и становятся президентами, премьер-министрами, императорами, 258
        — учителю чужие материалы всегда не подходят , — он их видит, изучает, но не использует (схема), 262
        — применяла технологию на уроках окружающего мира, литературы, математики, при подготовке к итоговой аттестации, на уроках ОРКиСЭ, 267
        — Чекунова Е. — правила поведения при работе в парах для первоклашек, 270

        Учительница Ольга А.Т. прочитала 19 страниц данной темы и сделала выборку того, что ей лично показалось интересным и практичным, — она составила список с праямыми ссылками на сообщения. Этот список находится в этой же теме вот в этом сообщении.

        Моя фантазия о парной работе в первом классе в первый день в школе, — для Ваших размышлений

        Вот пришли в школу «первачки». Ага! Читать умеют? Писать умеют? Видимо, умеет кое-кто, но не все. Что с ними можно делать в парах?

        Пусть учителя начальных классов отнесутся к моим «фантазиям» снисходительно? Я ведь просто Вам, уважаемые коллеги, для примера вбрасываю «мыслю», чтобы мы её вместе превратили в работоспособный алгоритм и в дельный рассыпной учебник. Ага? Так что я продолжу.

        Предположим, они писать не умеют. Хорошо. Учитель заранее пишет карточки — на каждой карточке имя ученика, — Маша, Саша и так далее. Не! не так! я ошибся! Мария, Александр и так далее. Понятно, что имена написаны «печатными» буквами.

        Элементарный алгоритм работы в парах

        Учитель раздаёт карточки, — каждому его имя, — и говорит «кто умеет прочитать?». Море рук. Просим двоих к доске. Читает один своё имя, потом читает другой. Меняются карточками и опять по очереди читают вслух. Теперь один берёт мел, а другой ему диктует его имя, — то есть имя того, у кого в руках мел. И первый пишет под диктовку второго своё имя на доске, — конечно! он не «пишет», а просто рисует те буквы, которые входят в его имя и которые он только что видел. Если какую-то букву он затрудняется нарисовать, то либо партнёр по паре, либо учитель помогает.

        Можно проделать то же самое у доски ещё один-два раза с другими учениками, чтобы ученики хорошенько въехали, что и как нужно делать в парах.

        Теперь учитель говорит » делаем это же самое в парах , — первым читает «первый вариант»». Затем — «второй». Учитель командует, все делают по команде, вместе. Теперь меняемся карточками. Открыли тетради! Диктует Р1, Р2 пишет. Записали? Теперь диктует Р2, а Р1 пишет. Все написали? Замечательно!

        Понятное дело, что пока ученики работают, учитель не дремлет, — ходит, смотрит, подсказывает, поправляет.

        Вот. Пока так. Надеюсь, что я дал материал для подумать? Ожидаю Ваши думки.

        pedsovet.org

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
  • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]