Взаимодействие служб по раскрытию преступлений

Организация внутреннего и внешнего взаимодействия органов внутренних дел при раскрытии убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия

Эффективность решения задачи раскрытия убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия, в современных условиях может быть достигнута только путем комплексного использования имеющихся сил и средств на основе постоянного совершенствования организации, форм и методов взаимодействия подразделений уголовного розыска с иными службами и подразделениями ОВД, а так же органами прокуратуры. Вопросы разработки и совершенствования организации взаимодействия при раскрытии преступлений имеют особое значение, поскольку раскрываемость преступлений в последнее время значительно ухудшилась, увеличился остаток нераскрытых преступлений.

Раскрытие убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия, затрагивает различные аспекты деятельности правоохранительных органов по обеспечению конституционных прав граждан, общественной безопасности и укреплению правопорядка. Эти факторы определяют наличие у различных служб и подразделений ОВД, а так же иных правоохранительных структур, единых целей и задач в обеспечении полного раскрытия и расследования исследуемых преступлений на основе комплексного использования имеющихся в их распоряжении сил, средств и методов.

Необходимо определить сущность взаимодействия, поскольку это понятие будет лежать в основе рассматриваемых нами вопросов. Под взаимодействием в теории ОРД понимается основанная на законе и подзаконных нормативных актах согласованная деятельность процессуального, оперативно-розыскного, административного и организационно-управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов, позволяющая добиваться высоких результатов в раскрытии преступлений.

Исходя из предложенной В.М. Атмажитовым системы классификации форм взаимодействия постоянно действующие следственно-оперативные группы по раскрытию убийств и иных тяжких преступлений против личности можно охарактеризовать как непосредственные (осуществляются в рамках единой организационной формы); постоянные (не ограничены временными рамками); одновременно уголовно-процессуальные (при осуществлении оперативно-розыскных мер по обеспечению предварительного расследования) и оперативно-розыскные (при применении оперативно-розыскных сил, средств и методов, а так же проведении проверок по криминалистическим, оперативно-справочным, оперативным и иным учетам ОВД); организационно-управленческие (при осуществлении информационно-аналити­ческой работы, планировании работы, подготовке и проведении оперативных совещаний и коллегий, комиссионных рассмотрений результатов работы по раскрытию и расследованию конкретных преступ­лений, изучении, обобщении и внедрении передового опыта по раскрытию преступлений и т.д.) и организационно-тактические (при выявлении лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, осуще­ствлении первоначальных и последующих следственных действий и оперативно-розыскных мер по уголовным делам и делам оперативного учета); гласные; внутренние (при привлечении сил и средств раз­личных служб и подразделений ОВД) и внешние (при использовании сил, средств и возможностей прокуратуры и иных правоохранительных структур); организационные (по форме).

Нельзя не отметить, что в соответствии со своей компетенцией и на основе анализа и оценки оперативной обстановки, складывающейся в регионе, сотрудниками постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств на уровне управленческих аппаратов МВД, ГУВД, УВД готовятся планы комплексных мер по совершенствованию деятельности органов прокуратуры и внутренних дел по предупреждению, расследованию и раскрытию этого наиболее тяжкого вида преступлений против личности. Данные планы после утверждения первыми лицами прокуратуры и МВД, ГУВД, УВД приобретают директивный характер и намечаемыми конкретными мероприятиями охватывают все на­правления деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию этих преступных посягательств.

Основной формой организации взаимодействия работников органов дознания и предварительного следствия по уголовным делам является согласованное планирование следственных действий и ОРМ. В действующих нормативных актах не указываются предъявляемые к подобным планам требования. Ранее Положением об основах организации раскрытия преступлений ОВД конкретно было указано, что разработка согласованного плана следственных действий и ОРМ является обязательным.

К разработке данного плана должны привлекаться сотрудники, участвовавшие в осмотре места происшествия, производившие следственные действия и осуществлявшие ОРМ. Согласованный план следственных действий и ОРМ является организационной основой комплексного использования сил и средств ОВД (в том числе сил, средств и методов ОРД) и органов предварительного расследования, обеспечения их совместной работы по раскрытию преступлений на основе разграничения компетенции следователя и оперативных работников.

В работе по раскрытию и расследованию убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия, многое зависит от оперативно-следственных групп (ОСГ). Так, создаваемые при дежурных частях и входящие в состав суточного наряда ОСГ являются штатными подразделениями, состоящими из сотрудников уголовного розыска, следствия и иных служб ОВД. Оперативно-следственные группы создаются для организации и проведения следственных действий и оперативно-поисковых мероприятий по раскрытию преступления в течение дежурных суток с последующей передачей собранных материалов зональным (линейным) сотрудникам для осуществления дальнейшей работы по установлению, задержа­нию и изобличению преступников.

Задачами этих групп являются:

обеспечение непрерывного круглосуточного оперативного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях;

осуществление в течение дежурных суток необходимых оперативно-розыскных и следственных мероприятий по розыску и задержанию лиц, совершивших преступления;

разбирательство с гражданами, задержанными и доставленными в дежурную часть ОВД с целью выявления среди них лиц, представляющих оперативный интерес и причастных к совершению преступлений;

пополнение дактилоскопической картотеки, вспомогательных оперативно-розыскных и профилактических учетов.

Вне зависимости от опыта практической работы и специализации в состав этих групп в соответствии с разрабатываемыми графиками дежурств включаются все сотрудники уголовного розыска, а так же иных служб и подразделений ОВД.

В процессе работы по раскрытию убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия, помимо сотрудников прокуратуры, милиции общественной безопасности, членов дежурного суточного наряда работникам уголовного розыска необходимо осуществлять взаимодействие с иными субъектами уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности: экспертно-криминалистическими подразделениями; оперативными подразделениями по борьбе с экономической преступностью, нравов и незаконного оборота наркотиков, департамента исполнения наказания и др.

В рамках взаимодействия с экспертно-криминалистическими подразделениями, сотрудникам уголовного розыска необходимо присутствовать при производстве экспертных исследований, как это предусмотрено для следователей, или хотя бы беседовать с экспертами после окончания производства экс­пертизы. Поскольку экспертиза является процессуальным действием, то должна завершаться составлением процессуального документа на основе установленных, научно обоснованных и подтвержденных выводах. Наряду с установленными фактами, излагаемыми в заключении эксперта, на основании собст­венного опыта, наблюдений он может сделать выводы, которые остаются за рамками процессуального документа. Не вошедшие в текст официального заключения сведения, не являясь доказательством по уголовному делу, служат дополнительной ориентирующей информацией для определения направлений осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Своевременное получение этих данных может оказать влияние на последующее раскрытие и расследование убийства.

Взаимодействие с оперативными подразделениями органов и учреждений департамента исполнения наказаний и с указанными оперативными службами может проходить в следующих формах:

участие в проведении оперативных совещаний по рассмотрению результатов проводимой работы;

совместное (согласованное) планирование оперативной разработки и выполнение намечаемых оперативно-розыскных мероприятий;

издание совместных обзоров и рекомендаций.

Таковы основные аспекты, касающиеся организации внутреннего и внешнего взаимодействия органов внутренних дел при раскрытии убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия.

www.law.edu.ru

Взаимодействие служб по раскрытию преступлений

Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от успешной организации и осуществления взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных и иных служб правоохранительных органов. Однако на практике возникает множество проблем, касающихся вопросов их совместной работы.

Считаем, что в деле взаимодействия в первую очередь нужно решать проблему с утечкой информации, а для этого необходимо до минимума сократить количество лиц, занимающихся расследованием преступления. В нашей стране еще со времен Советского Союза сложилось так, что расследованием конкретного преступления занимаются одновременно все службы и подразделения.

Рассмотрим хотя бы одно из последних событий в ХМАО-Югре. В городе Сургуте 01.01.2013 года было совершено убийство криминального авторитета. Данное преступление явно носило характер заказного, совершенного на фоне переделов сфер влияния в преступном мире, что в процессе расследования подтвердилось из негласных источников. В соответствии со всеми правилами расследования преступления на место происшествия выехала следственно-оперативная группа (СОГ) в составе следователя, эксперта-криминалиста, судебного медика, нескольких оперативников, кинолога. Основываясь на личном практическом опыте служебной деятельности считаем, что для работы на месте происшествия вполне достаточно от 4 до 6 членов группы, а также необходима поддержка наружной службы в виде экипажа патрульно-постовой службы или дорожно-постовой службы (для обеспечения охраны места происшествия и выполнения поручений следователя).

Что же происходит в действительности? На месте происшествия оказалось около 50 человек, включая практически все руководство УМВД России по г. Сургуту, прокуратуры г. Сургута, следственного отдела СУ СК России и только от ФСБ РФ присутствовал один человек. Создается оперативный штаб, проводятся межведомственные совещания, разрабатываются какие-то предварительные планы, при этом никто из руководства непосредственно в контакт с возможными очевидцами не вступает, не выслушивает мнения экспертов и специалистов, и все сделанные руководством заключения носят личный, предположительный характер. Более того, основная масса руководителей подразделений не владеют реальной оперативной обстановкой, т.к. сами уже давно не поддерживают «связи» с преступным миром, получают информацию от оперативников, а грамотные опера не предоставляют своим руководителям действительно значимой информации из-за возможности ее утечки, которая имеет место, в связи с остро стоящей на сегодняшний день проблемой коррупции на территории всей Российской Федерации. Это так называемое взаимодействие на самом деле есть не что иное, как хаос, создаваемый руководителями различных ведомств на месте происшествия и, скажем более, это есть реальное противодействие одних служб другим.

Таким образом, крайне затрудняется возможность нормальной работы СОГ. И только после того как руководство всех ведомств безрезультатно посовещавшись, покидает место происшествия, начинает работать группа: следователь и эксперты фиксируют все детали, ищут и изымают вещественные доказательства, оперативники опрашивают пострадавших и очевидцев, выясняют мотивы преступления, получают информацию через агентурные сети и т.д..

Очевидцы преступлений крайне неохотно идут на сотрудничество, особенно если данные лица сами относятся к числу тех, кто не всегда соблюдает закон (а значимой информацией владеют, как правило, именно такие лица), поэтому чтобы установить с ними контакт необходимо действовать крайне осторожно, находить способы воздействия и не придавать огласке, что становится невозможным при необходимости отчитываться о каждом сделанном шаге перед массой начальников.

Достичь разрешения данной проблемы можно было бы с помощью реформы МВД России, имевшей место в 2012 году. Но своей цели она так и не достигла, т.к. в ней был предусмотрен только уровень повышения квалификации сотрудников и изменение численного состава. Иными словами мы решили количество преобразовать в качество. Считаем, что для реального достижения значимых результатов, сутью реформы должно стать не только и не столько количественное и качественное изменение полиции, а ее структурное изменение. Но даже этого все равно будет не достаточно, т.к. полиция является лишь частью всего государственного механизма правоохранительных органов, а для успешного достижения поставленных задач по снижению уровня преступности, повышения качества жизни населения в целом и обеспечения успешного функционирования государственного управления необходим реформа всей системы охраны права в нашей стране. Иными словами мы должны изменить структуру каждого подразделения и пересмотреть задачи, которые стоят перед ним.

Основным звеном в расследовании преступлений должна стать следственно-оперативная группа, которая от начала и до конца будет заниматься расследованием конкретного преступления.

На сегодняшний день одна из проблем заключается в том, что в момент совершения преступления на месте работает группа, находящаяся на дежурных сутках, затем материал передают другому следователю, возбуждением уголовного дела может заниматься третий, а расследованием уже четвертый. То же самое касается и оперативников, их состав постоянно меняется. И на каждом этапе передачи материала проверки или уголовного дела часть информации, имеющая принципиально важное значение для раскрытия преступления, теряется безвозвратно. Поэтому необходимость в создании таких групп очевидна.

Другой, не менее важной проблемой является то, что сотрудники, входящие в состав группы расследования преступлений находятся в подчинении у руководителей разных подразделений и даже разных ведомств.

На примере того же убийства: следователи, оперативники и эксперты-криминалисты подчиняются разным руководителям, между которыми существует негласная борьба за возможность первым доложить вышестоящему руководству о раскрытии преступления. По этой причине, на практике мы видим, что эксперты-криминалисты и оперативники не особо охотно делятся информацией друг с другом, а это является ключевым фактором в расследовании. И даже сотрудники наружных служб полиции стараются раскрыть преступление, как говорится, по горячим следам, зачастую допуская при своих действиях массу ошибок и недочетов в силу своего непрофессионализма в данном вопросе. И действия их объясняются также причиной того, что руководители требуют от них раскрытия хотя бы одного, двух преступлений в месяц.

Следователи, расследующие убийства, относятся к Следственному Комитету, и подчиняются своему руководителю, и хоть с процессуальной точки зрения и имеют право на получение всей информации от других служб и ведомств, но на практике не каждый оперативник предоставит имеющуюся в его распоряжении информацию в полном объеме по причине все той же утечки, т.к. завтра дело передадут другому следователю и не известно в чьем распоряжении эта информация окажется. Но даже те следователи, которые входят в структуру МВД, казалось бы работают на одно ведомство вместе с оперативниками, но подчиняются своему руководителю, который, как выясняется на практике, полностью независим, у которого своя система ежемесячной отчетности, и в связи с этим, зачастую интересы таких следователей и оперативных сотрудников оказываются противоположны друг другу. Что касается судебно-медицинских экспертов, то это вообще самостоятельная независимая единица, но это и правильно, считаем, что данные эксперты должны быть полностью независимы в своей деятельности.

При таких условиях вообще удивительно, как до сих пор мы умудряемся что-либо раскрывать. Вся система расследования преступления стоит только на взаимном уважении и профессионализме самих сотрудников.

Таким образом, каждый участник расследования преступления «тянет одеяло» в свою сторону, что очень мешает общему делу. Причина этого, так называемая, палочная система, которая, несмотря на заявления об ее отмене, никуда не делась, и продолжает существовать, т.к. руководитель каждого подразделения обязан доложить вышестоящему руководству, сколько преступлений и какого характера совершено за определенный период времени и сколько из них раскрыто. И так эта информация передается по цепочке от мелких начальников к более крупным до самого верха, а оттуда по обратной цепочке, передаются приказы о наказании, если цифры по раскрываемости преступлений за определенный период меньше, чем за аналогичный период прошлого года. И конечно же руководители с каждым прошедшим периодом требуют от своих сотрудников, чтобы эти цифры были все больше и больше, как снежный ком они накапливаются из года в год и тех, кто не справляется с поставленной задачей, публично наказывают дисциплинарными взысканиями. И ничто кроме цифр сотрудников правоохранительных органов не интересует, а тех немногих, которые стараются сделать свою работу не количественно, а качественно, зачастую относят к категории тех, кто порочит честь мундира.

Решения всех указанных выше проблем можно добиться путем принципиально нового подхода к организации структуры органов, занимающихся расследованием преступлений. А именно:

1. Все лица, занимающиеся расследованием, за исключением экспертов, должны входить в состав одного ведомства и подчиняться одному руководителю. А подследственность того или иного общественно-опасного деяния должна определяться по категории степени тяжести и субъектного состава конкретного преступления.

2. Необходимо полностью отменить систему отчетности о зарегистрированных происшествиях, раскрытых и не раскрытых преступлениях руководителями всех подразделений.

3. Организовать не только формальное, в виде федерального закона, но и реальное фактическое круглосуточное информационное обеспечение следственно-оперативных групп, что позволяет быстро получить информацию оперативных учетов, необходимых для раскрытия преступлений.

4. Обеспечить рациональную расстановку сил и средств, в соответствии с реальной оперативной обстановкой, складывающейся на конкретной территории, и осуществление оперативного маневрирования ими.

5. Обеспечить четкую организацию совместных и согласованных действий различных ведомств и подразделений, исключить возможность противодействия между ними.

6. Обеспечить не только формальное, но и реальное фактическое постоянное повышение профессиональной подготовки личного состава и, в первую очередь участников следственно-оперативных групп.

www.natural-sciences.ru

1.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Дежурный по органу внутренних дел при поступлении сообщения о преступлении принимает меры с привлечением групп немедленного реагирования, нарядов патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы к пресечению преступления, обеспечению охраны места происшествия, перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление, блокированию мест их укрытия и задержанию, установлению очевидцев.

Так, например, в соответствии со ст.

постоянно знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, расстановку сил и средств патрульно-постовой службы милиции и общественности, участвующих в охране общественного порядка, режим их работы, порядок осуществления контроля и способы связи с ними;

обеспечивать несение службы нарядами в соответствии с принятым решением на текущие сутки, осуществлять контроль за выполнением предусмотренных постовой ведомостью норм выставления нарядов на службу, использованием личного состава, патрульного автомототранспорта по прямому назначению;

поддерживать связь с нарядами в период несения службы, принимать от них доклады об изменении обстановки, своевременно передавать сведения о вновь совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых преступников и похищенного имущества и другую оперативную информацию, организовывать их розыск;

принимать меры к организации предупреждения и пресечения преступлений и нарушений правопорядка, задержанию правонарушителей, усилению патрульно-постовой службы в местах осложнения обстановки путем маневрирования нарядами; об изменении в расстановке сил докладывать начальнику горрайлиноргана или начальнику милиции общественной безопасности, информировать командира СПМ;

контролировать выполнение оперативно-начальствующим и командным составом графика проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами, лично участвовать в этой работе .

Незамедлительно организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, в том числе участкового инспектора, обеспечив их средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно.

В случае необходимости обеспечивает участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво- и пожаротехники и других, а также привлечение дополнительных сил и средств для раскрытия преступлений по «горячим следам».

Кроме этого дежурный по органу внутренних дел поддерживает связь со следственно-оперативной группой по органу внутренних дел:

для получения постоянной информации об оперативной обстановке с целью принятия дополнительных мер. Организует инициативно и по запросам руководителей следственно-оперативной группы получение необходимых сведений из имеющихся банков данных и обеспечивает их своевременное предоставление группе;

ориентирует другие органы внутренних дел о совершенном преступлении, приметах преступников, похищенных предметах и других обстоятельствах. Принимает меры к установлению личности погибших при криминальных обстоятельствах, а также пострадавших, доставленных в медицинские учреждения.

о совершении преступления и выезде следственно-оперативной группы незамедлительно докладывает начальнику территориального и транспортного органа внутренних дел или ответственному от руководства и в дежурную часть вышестоящего органа. В последующем информирует их о результатах работы следственно-оперативной группы.

По прибытии на место происшествия следователь осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы.

Следует заметить, что не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действия следователя на месте происшествия. Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения руководителя следственно-оперативной группы.

Через дежурного по органу внутренних дел следователь привлекает к участию в осмотре специалистов различного профиля — сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел и других ведомств, а также лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий. В случае необходимости истребует дополнительные технические средства.

Следует обратить внимание, что следователь совместно с членами следственно-оперативной группы должен изучать первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основе полученной информации планировать и осуществлять неотложные мероприятия по раскрытию преступления.

Далее, дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий и несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, применения криминалистических средств и методов, сбор, упаковку и сохранность изъятых следов и иных вещественных доказательств, а по результатам осмотра места происшествия следователь принимает решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

При отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, через начальника органа внутренних дел направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.

Следует заметить, что не допускается передача составленного следователем протокола осмотра места происшествия и других собранных материалов при наличии признаков подследственного ему преступления в подразделения, выполняющие функции органов дознания.

Оперуполномоченный. Осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление, установлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, для проведения которых взаимодействует с сотрудниками других служб органов и подразделений внутренних дел и иных ведомств5.

По поручению следователя производит следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия и сообщает в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников, а также о результатах проделанной работы информирует следователя (в письменной форме) и своего непосредственного начальника.

Специалист-криминалист. Оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.

Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.

По согласованию с руководством следственно-оперативной группы определяет наиболее целесообразные приемы применения криминалистической техники и использует их в работе на месте происшествия.

Следует обратить внимание, что по указанию следователя осуществляет предварительное исследование следов и иных вещественных доказательств на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление и других фактах, подлежащих установлению, а также с учетом результатов осмотра участвует в разработке рабочих версий совершенного преступления.

Деятельность дознавателя по уголовным делам о преступлениях, подследственных органам дознания, осуществляется в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Участковый инспектор информирует следователя и оперативных сотрудников о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес, а также исполняет поручения руководителей следственно-оперативной группы по установлению, вызову к следователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможности кратковременных оперативных контактов с гражданами, а также производит следственные действия по поручению следователя.

Следует обратить внимание, что при взаимодействии в расследовании и раскрытии преступлений участковый инспектор милиции в ежедневной деятельности в пределах своей компетенции отвечает за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке.

при необходимости, по согласованию с руководителем по территориальному и транспортному органу внутренних дел, а в их отсутствие — с дежурным по территориальному и транспортному органу внутренних дел, осуществлять маневрирование патрульно-постовыми нарядами на территории участка;

проверять несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке, оказывать им помощь в пресечении преступлений и задержании преступников, обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями;

информировать патрульно-постовые наряды об изменениях оперативной обстановки и совершении правонарушений на обслуживаемом участке;

осуществлять совместно с нарядами патрулирование территории, обход мест возможного появления антиобщественного элемента, обучать милиционеров методам и форме несения патрульно-постовой службы .

Инспектор-кинолог принимает решение о возможности применения служебно-розыскной собаки и по указанию следователя применяет ее для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела.

Сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения организует эвакуацию людей и оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия, а также организует движение автотранспорта на время осмотра места происшествия, обеспечивает безопасность работы членов следственно-оперативной группы.

Оказывает помощь следователю в осмотре места происшествия и транспортного средства, установлении очевидцев. Обеспечивает медицинское освидетельствование водителей. Организует буксировку транспортного средства в случае его повреждения, а также принимает меры по установлению владельцев и розыску транспортных средств, скрывшихся с места происшествия, розыску похищенного автотранспорта.

Сотрудник Государственной противопожарной службы:

выявляет очаговые признаки пожара, пути его распространения. Устанавливает наличие, размещение и хранение веществ и материалов, находившихся в зоне пожара. Выявляет на машинах, агрегатах, установках, приборах и в электросетях характерные признаки, которые могут указать на причину возникновения пожара;

устанавливает наличие средств извещения и тушения пожара, соблюдение правил пожарной безопасности и выполнения предписаний должностных лиц органов управления и подразделений ГПС. Изучает обстановку на объекте, предшествующую возникновению пожара. Проверяет состояние средств автоматического обнаружения и тушения пожара, наличие и место расположения сработавших датчиков и пожарной сигнализации и других противопожарных установок;

обеспечивает вызов сотрудника органа управления или подразделения ГПС, закрепленного за данным объектом по линии выполнения функций государственного пожарного надзора, и получение документации, характеризующей техническое и противопожарное состояние объекта;

оказывает содействие следователю в обнаружении и изъятии следов, предметов и иных вещественных доказательств, фиксации очаговых признаков; в составлении схем (планов), протокола осмотра места происшествия в части правильности использования специальной терминологии;

принимает участие в организации и проведении необходимых следственных действий, выдвижении и проверке версий о причине пожара, а также устанавливает сведения о лицах, склонных к совершению поджогов, заполняет на них информационно-поисковые карты, которые направляет для постановки на учет в ИЦ МВД, ГУВД, УВД.

Следует обратить внимание, что при возвращении с места происшествия члены следственно-оперативной группы незамедлительно докладывают руководству органа внутренних дел и сообщают в дежурную часть о принятых мерах по раскрытию преступления. Изучают собранные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основании полученной информации разрабатывают версии и составляют согласованный план расследования.

Следователь незамедлительно производит осмотр изъятых следов и иных вещественных доказательств, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назначает криминалистические и другие экспертизы, обеспечивая при этом своевременное направление на исследование изъятых следов и других объектов и их последующее хранение.

Дает поручение о принятии мер к установлению личности погибших и доставленных в медицинские учреждения, а также об уведомлении о случившемся родственников пострадавших.

Оперуполномоченный проверяет по оперативно-справочным и криминалистическим учетам данные, полученные в ходе первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; осуществляет постановку на учет похищенных номерных вещей; в установленный срок заводит оперативно-поисковое дело по соответствующей категории преступлений, разрабатывает по нему план оперативно-розыскных мероприятий.

Специалист-криминалист в течение дежурных суток результаты предварительного исследования оформляет справкой и доводит до сведения следователя, оперативного работника и фиксирует в журнале учета выездов на место происшествия; в срок до пяти суток представляет следователю фото-таблицы к протоколу осмотра места происшествия и по его требованию видеоматериалы. В дальнейшем осуществляет технико-криминалистическое обеспечение расследования и раскрытия преступлений.

scicenter.online

Взаимодействие участников раскрытия и расследования преступлений

Понятие, принципы и субъекты взаимодействия

Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от успешности взаимодействия следователя с иными участниками этого процесса – оперативными сотрудниками органа дознания, других служб правоохранительных органов, со сведущими лицами – специалистами и экспертами, а также контрольно-ревизионными органами, средствами массовой информации, и др. Это взаимодействие представляет собой согласованную по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельность в процессе установления истины по уголовному делу.

О взаимодействии следователя с иными участниками расследования можно говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом. Вся деятельность иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними следователем, согласуется с ними. Однако, поскольку термин «взаимодействие» традиционно используется для обозначения этой деятельности, нет смысла при дальнейшем изложении заменять его каким-либо другим.

Содержание взаимодействия определяется его целями. В одних случаях такой целью может быть успешное проведение отдельного следственного действия, в других – получение необходимой информации оперативным путем, в третьих – поиск ,и обнаружение скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, вещественных доказательств, документов, ценностей и т. п. Соответственно взаимодействие может носить разовый, краткосрочный характер или осуществляться на постоянной основе в течение значительного времени, например всей работы по конкретному уголовному делу или по группе дел того или иного вида.

Необходимость взаимодействия возникает не всегда. Если производство предварительного следствия является необязательным и дело расследуется в полном объеме органом дознания, то о взаимодействии в рассматриваемом аспекте говорить не приходится. Это не значит, что работник органа дознания ни с кем не контактирует, никто не оказывает ему содействия. Как и следователь, он обращается к специалистам, экспертам, может консультироваться с сотрудниками других служб органов внутренних дел, но эти отношения и эта деятельность организационно, а в большинстве случаев и процессуально (за исключением назначения судебных экспертиз) отличается от взаимодействия следователя и других субъектов процесса доказывания.

Главная цель взаимодействия – раскрытие преступлений. Поэто му, если преступление совершено в условиях очевидности и его требу ется не раскрыть, а сразу расследовать, потребность во взаимодействии следователя с органом дознания может и не возникать или выражаться лишь в разовых поручениях.

Перечислим принципы взаимодействия.

1. Соблюдение законности. Обеспечивается четкой, правовой регламентацией деятельности участников, контролем со стороны руководителей органов следствия и дознания, прокурорским надзором. Главное требование – участники действуют строго в пределах своей компетенции, определяемой законом, который не допускает смешения следственной и оперативно-розыскной деятельности.

2. Соблюдение законности обусловливает и такой принцип взаимодействия, как строгое соблюдение подследственности. Как известно, закон предусматривает две формы дознания: nq делам, где предварительное следствие необязательно и где оно обязательно, когда функции органа дознания ограничены производством лишь неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, выявлению и задержанию виновных. Такое разграничение функций органов предварительного следствия и органов дознания’ отражается и на формах, и на содержании взаимодействия.

Решить вопрос о подследственности и отсюда о необходимости взаимодействия лица, производящего расследование, и иных субъектов работы с доказательствами, в тех случаях, когда первоначальные (неотложные) действия осуществляются органом дознания, позволяют результаты этих действий. Они могут подтвердить наличие в событии признаков преступления определенного рода или вида. Достоверность этой информации и позволяет правильно решить вопрос о подследственности. Известно, что после определения характера события, требующего предварительного следствия, работа органа дознания прекращается по одному из трех вариантов:

  1. при выполнении неотложных действий до установленного законом срока;
  2. независимо от выполнения неотложных действий и истечения срока – по указанию надзирающего прокурора;
  3. по истечении установленного законом срока (независимо от объема неотложных действий и полученных результатов).
  4. 3. Руководящая и организующая роль следователя, соответствующая его процессуальному статусу и ответственности за результат.

    4. Целеустремленность взаимодействия, обусловленная решением конкретных задач расследования и в конечном счете интересами установления истины по делу.

    5. Плановость и динамичность взаимодействия. Согласованность совместной деятельности обеспечивается ее планированием. Но по ходу расследования задачи и содержание взаимодействия уточняются и до-. полняются, может возникнуть потребность изменить круг взаимодействующих субъектов, привлечь новые силы и средства.

    Прокурор, осуществляющий надзор за следствием и дознанием, играет здесь организующую роль. В соответствии со своими полномочиями он вправе сам давать поручения оперативным, сотрудникам, определять иные формы взаимодействия следователя с ними, контролировать соблюдение компетенции каждым из субъектов взаимодействия. При этом бн не, должен вмешиваться в оперативно-розыскные мероприятия органов дознания, предписывать им пути и способы реализации поручений.

    Важные функции в этом процессе выполняет начальник следственного отдела (подразделения). Его указания о формах и содержании взаимодействия, как и указания прокурора, обязательны для следователя. Эти указания могут, помимо прочего, относиться к организации следственно-оперативной группы, ее составу и т. п.

    Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений складывается из/ряда элементов. Первый из них – анализ материалов дела следователем, определение задач, которые требуют совместной деятельности, конкретных исполнителей.

    Необходимость в совместной деятельности определяется следовате лем на основе имеющихся в его распоряжении доказательств и иных данных, учета следственной ситуации и состояния процесса расследова ния. Определяются им и субъекты взаимодействия: те или иные службы правоохранительных и иных органов, конкретные лица. Наиболее часто к совместной деятельности привлекаются сотрудники уголовного розыс ка, служб по борьбе с организованной преступностью и с преступлени ями в области экономики, криминалистических подразделений органов внутренних дел, ГИБДД, различных ведомственных и административ ных инспекций и др.

    Второй элемент – оперативный обмен информацией о состоянии и результатах работы.

    В обмене информацией между следователем и оперативным сотрудником органа дознания выражается двусторонний характер их помощи. Взаимное информирование необходимо для корректировки и согласованности планов следствия и оперативно-розыскных мероприятий. Это особенно, важно при планировании оперативно-тактической комбинации, успех которой полностью зависит от того, точно ли выдерживают ее участники намеченные сроки и очередность оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Своевременный, исчерпывающий и непрерывный обмен информацией приобретает особо важное значение для членов следственно-оперативной группы (СОГ). Его формы различны: совещание всего состава СОГ, контакты между отдельными ее участниками и т. п. Немаловажно при этом сохранить тайну следствия, не допустить утечку оперативной информации, в чем могут быть заинтересованы лица, противодействующие расследованию.

    Третий элемент – корректировка работы участников взаимодействия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации.

    Взаимодействие осуществляется на основе единого согласованного плана. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать:

  5. изложение следственных и розыскных версий;
  6. все, что вытекает из этих версий, т. е. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению, – по каждой из выдвинутых версий;
  7. перечень необходимых действий, с помощью .которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких действий;
  8. перечень розыскных мероприятий, осуществляемых следователем;
  9. изложение обстоятельств, подлежащих установлению оперативным путем (сами оперативно-розыскные меры, пути установления этих обстоятельств в плане не указываются);
  10. сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана (при необходимости);
  11. исполнители по каждому пункту плана.

Оперативно-розыскные меры планируются отдельно оперативным сотрудником. Рекомендуется уделять особое внимание согласованности планируемых мероприятий и следственных действий по времени, месту, срокам окончания, участникам. Единый план рассглатривается руководителями следственного подразделения и соответствующей оперативной службы.

Особенно важны согласованность и своевременная корректировка начального этапа расследования, когда от этого зависит успешность раскрытия преступления «по горячим следам», установление и розыск виновного, розыск похищенного имущества. В случае, когда производство по делу приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью перекладывать его на сотрудников органа дознания, но обязан сам активно осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно-розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель.

Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях. Три из них наиболее типичны.

1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил). Инициатива в организации взаимодействия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое всегда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия выступает следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотрудник соответствующего профиля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости – кинолог со служебно-розыскной собакой. Их задачи – качественный осмотр места происшествия и незамедлительное использование полученной информации для раскрытия преступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе решается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолжении и направлениях работы по делу органа дознания. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган дознания может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследования, осуществляемые сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел).

2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам). Ему же принадлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат: проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции; полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых Преступным путем.

3. Расследование сложных уголовных дел. Это прежде всего многоэпизодные, групповые дела, дела об организованных преступных сообществах, а также нераскрытые преступления прошлых лет. Формой взаимодействия чаще всего выступает следственно-оперативная группа.

Формы взаимодействия

В зависимости от правовой регламентации различают процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия. Последние иногда именуют организационно-тактическими.

Процессуальные формы взаимодействия: оперативно-розыскные мероприятия, выполняемые органами дознания по поручению следователя, помощь в производстве следственных действий; розыск по поручению следователя лиц и объектов по делам, приостановленным производством; работа со сведущими лицами; образование следственно-оперативных групп.

Необходимость выполнять поручения следователя о производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий предусмотрена ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР. Давая такое поручение, следователь лишь ставит задачу перед органом дознания, но не определяет пути и средства ее решения, поскольку это компетенция органа дознания. Закон не устанавливает срок-его исполнения – этот вопрос согласуется следователем и руководителем органа дознания. Выполнением поручения следователя будет и содействие ему в реализации предусмотренных законом мер процессуального принуждения: участие сотрудников органа дознания в операциях по задержанию вооруженного преступника, его преследованию (засады, погони, облавы, различные заградительные мероприятия), привод лица, уклоняющегося от явки к следователю, оцепление места происшествия, места производства обыска, пресечение случаев сопротивления следователю.

По сложившейся практике органу дознания не может быть поручено производство только наиболее значимых процессуальных действий – следователь лично выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляет обвинение, допрашивает обвиняемого. Сотрудники органа дознания помогают следователю готовить и проводить сложные и трудоемкие следственные действия, выполняют те или иные обязанности в ходе этих действий (наблюдают за поведением обыскиваемого, осуществляют связь между участниками следственного эксперимента, опрашивают очевидцев во время осмотра места происшествия и т. п.).

Взаимодействие следователя со сведущими, лицами заключается в следующем:

а) привлечение специалистов к участию в следственных действиях;
б) производство судебных экспертиз (причем следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы);
в) назначение и производство ревизий (ст. 70 УПК РСФСР).

Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками служит следственно-оперативная группа. Эту форму характеризуют следующие черты:

  • проводимые членами СОГ следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия подчинены единым целям;
  • все .действия членов СОГ обязательно согласуются между собой, в частности путем, разработки единого плана;
  • каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;
  • работа в составе СОГ дает следователю возможность незамедлительно использовать данные, полученные оперативным путем, а оперативными сотрудниками – информацию, полученную в ходе проведения следственных действий.
  • Хотя по общему правилу все действия членов СОГ подчинены заранее согласованному плану (планируемое взаимодействие), однако в силу складывающихся обстоятельств допустимы и незапланированные действия. Например, для привлечения оперативных сотрудников к непосредственному выполнению таких неотложных следственных действий, как задержание с поличным, обыск и т. п. Это так называемое комбинированное взаимодействие. Сюда же следует отнести и мероприятия оперативных сотрудников с целью обеспечить проведение тех или иных следственных действий, необходимость которых заранее не планировалась.

    Типичный состав СОГ – следователь, один или несколько оперативных сотрудников соответствующей специализации. Ситуация может потребовать включения специалиста, кинолога, однако они, как правило, привлекаются в разовом порядке.

    СОГ работает под руководством следователя. Он отвечает за расследование дела в целом, за своевременность постановки задач перед субъектами взаимодействия, за полноту использования представленных ими материалов.

    В практике существуют следующие виды СОГ:

    1) для осмотров мест происшествий. Такие группы носят временный характер, находятся при дежурных частях органов внутренних дел и сменяются по установленному графику. Состав групп по общему правилу постоянно обновляется; в него обычно входят следователь, сотрудник уголовного розыска, специалисты – криминалист и судебный медик, кинолог со служебно-розыскной собакой. Обязанность группы – провести квалифицированный осмотр места происшествия и выполнить связанные с ним неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. В зависимости от величины обслуживаемой органом внутренних .дел территории и населения одновременно может дежурить несколько СОГ;

    2) для работы «по горячим следам». Это или та же группа, которая выезжала на место происшествия, если ее обязанности не ограничиваются лишь осмотром, или специально сформированная;

    3) по раскрытию определенных видов опасных преступлений: краж, разбойных или бандитских нападений, половых преступлений и др. Такая СОГ носит постоянный характер, специализируется, как правило,-на раскрытии конкретного вида преступлений, совершенных в пределах обслуживаемой территории;

    4) по раскрытию и расследованию любого вида преступлений, совершенных организованными преступными сообществами. В состав СОГ в этом случае входят оперативные сотрудники специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью;

    5) по расследованию конкретного сложного, многоэпизодного дела. Состав СОГ носит переменный характер; по ходу расследования в него включаются оперативные сотрудники разных профилей, специалисты, дополнительно привлекаемые следователи;

    6) по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет. Группа работает на постоянной основе, может специализироваться на преступлениях определенного вида, например убийствах, так называемых «серийных» преступлениях.

    От следственно-оперативных групп нужно отличать бригадный, метод, когда работает бригада следователей, создаваемая решением прокурора или начальника следственного подразделения органа внутренних дел. Такая бригада состоит только из следователей одного или разных ведомств. Ей могут быть приданы и оперативные сотрудники, но в состав бригады они не входят и взаимодействие с ними чаще всего носит разовый характер.

    Численность следственно-оперативных групп и бригад следователей может быть самой различной: от двух-трех, до нескольких сот участников, как это было, например, при расследовании массовых беспорядков на юге страны. Для каждого вида СОГ характерны свои тактические особенности взаимодействия. Они определяются кругом участников, задачами и др.

    Наконец, еще одной эффективной процессуальной формой взаимодействия служит оперативно-тактическая комбинация, о которой речь уже шла ранее.

    С некоторой натяжкой можно считать процессуальными формами взаимодействия случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 118 и ч. 4 ст. 119 УПК РСФСР. В ст. 118 речь идет об общей обязанности органов дознания принимать необходимые оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших; в ст. 119 – об обязанности органа дознания после передачи дела следователю, если не обнаружено лицо, совершившее преступление, продолжать оперативно-розыскные меры. В обоих случаях орган дознания действует по собственной инициативе; он обязан лишь уведомлять следователя о полученных результатах. Очевидно, что при этом можно говорить не о собственно взаимодействии, а об определенной координации действий следователя и органа дознания, обмене информацией.

    Непроцессуальные формы взаимодействия разнообразнее и относятся к более широкому кругу участников. Самые типичные из них:

    1) со сведущими лицами: консультативно-справочная деятельность специалистов, состоящая в помощи следователю как при подготовке тех или иных следственных действий, так и при оценке их результатов, например консультирование следователя по вопросам, которые целесообразно выяснить при допросе обвиняемого, о возможностях того или иного вида судебной экспертизы, о содержании и смысле технологических требований к производству какой-либо продукции, о научной обоснованности примененных экспертом методов исследования объектов и т. п.; выполнение технических поручений следователя: подготовка технико-криминалистических средств, размножение документов и др.;

    2) с оперативными сотрудниками: совместное планирование действий следователя по реализации оперативных данных; обсуждение формулировок вопросов лицом, допрашиваемым с использованием оперативной информации, тактики поисковой группы с участием потерпевшего, плана оперативно-тактической комбинации и др. Можно сказать, что основная цель такого взаимодействия –- получение оперативной информации. Остановимся на видах этой информации и возможностях ее использования.

    1. Оперативная информация, ориентирующая следователя о действиях и поведении лиц, причастных к расследуемому преступлению:

    • сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;
    • сведения о действиях различных лиц по сокрытию преступлений;
    • сведения о действиях или намерениях совершить действия, препятствующие расследованию;
    • данные о лицах – носителях указанных сведений и вещественных образованиях, которые могут стать источником этих сведений.
    • Использовать эту информацию возможно двояким путем: непосредственно, и путем преобразования источника оперативной информации в источник доказательства (опосредованно).

      Непосредственное использование оперативной информации заключается в:

    • ее учете при определении направленности расследования и конструировании версий о личности вероятного преступника;
    • определении на ее основе очередности и характера следственных действий;
    • обосновании ею конкретных следственных действий – задержания с поличным, обыска и др.;
    • достижении превосходства в ранге рефлексии; оперативная информация в этом случае выполняет функцию «обратной связи», позволяя следователю оценить свои действия «»глазами партнера» по его высказываниям третьим лицам;
    • ее учете как компонента следственной ситуации при оценке последней и принятии тактического решения.
    • Опосредованное использование оперативной информации заключается прежде всего в поиске путей придания ее источникам процессуального статуса, а затем уже извлечении из этих источников той же информации, но уже выступающей в качестве доказательственной.

      2. Оперативная информация, ориентирующая следователя о местонахождении объектов, имеющих значение для дела. Эта информация используется:

    • при решении произвести обыск, выемку, наложить арест на имущество и т. п.;
    • для производства иных действий, целью которых служит вовлечение указанных объектов в сферу судопроизводства для придания им процессуального статуса: следственного осмотра, проверки и уточнения показаний на месте, освидетельствования и т. п.
    • 3. Оперативная информация, содержащаяся в материальных образованиях и полученная либо непосредственно оперативным сотрудником, либо с помощью специалиста.

      Согласно Закону об оперативно-розыскной деятельности непосредственно оперативным сотрудником информация может быть получена путем исследования предметов и документов, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и снятия информации с технических каналов связи (ст. 6).

      Ч’аще всего это документы, которые могут быть приобщены к уголовному делу в порядке ст. 88 УПК РСФСР. Если речь идет о таких носителях оперативной информации, как вещи, предметы, то они могут быть введены в уголовный процесс при осуществлении оперативно-тактической комбинации.

      Более сложно использовать в доказывании результаты предварительных исследований материальных объектов, впоследствии, как правило, фигурирующих по делу в качестве вещественных доказательств. Проблема обусловлена тем, что по действующему законодательству экспертиза может быть проведена только по возбужденному уголовному делу, а исследование материальных объектов как раз и проводится для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказаться от его возбуждения. На практике результаты таких исследований впоследствии дублируются соответствующей экспертизой, однако это возможно не всегда и порой эти результаты оперативный сотрудник вынужден легализовать иным путем, например, представляя их следователю при рапорте об источнике их получения, и т. д.;

      3) со средствами массовой информации при организации розыска людей или предметов, опознании различных объектов, расширении участников розыска; для принятия профилактических мер;

      4) с администрацией учреждений и предприятий: для получения криминалистически значимой информации об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления; для принятия мер по предупреждению преступлений; при изучении порядка документе- и товарооборота на предприятиях и в учреждениях и др.;

      5) с населением и общественными организациями: содействие при производстве розыскных мероприятий, выявление источников доказательственной и ориентирующей информации, получение независимых характеристик тех или иных лиц и т. п.

      Взаимодействие, осуществляемое в непроцессуальных формах, преследует ту же цель, что и процессуальное – способствовать успешному выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, их эффектив ной превенции.

      be5.biz

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
    • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]