Планирование и прогнозирование учебное пособие

Макроэкономическое планирование и прогнозирование

Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров 38.03.01 (080100.62) «Экономика», 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент».

Содержание

I Теоретико-методологические основы планирования

и прогнозирования макроэкономических процессов 10

1 Научные основы прогнозирования и планирования 11

1.1 Предмет и объект дисциплины. Объекты планирования и прогнозирования. Формы планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.2 Государство в рыночной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

1.3 Прогнозирование и планирование как функции государства и хозяйствующих субъектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2 Методы прогнозирования и планирования 22

2.1 Классификация методов прогнозирования. Формализованные методы прогнозирования. Интуитивные методы прогнозирования . . 22

2.1.1 Формализованные методы прогнозирования . . . . . . . . . . . 23

2.1.2 Интуитивные методы прогнозирования . . . . . . . . . . . . . . 30

2.2 Понятие и содержание макроэкономического планирования . . . . . . 34

2.3 Система показателей, применяемая в планировании . . . . . . . . . . 38

3 Организация прогнозирования и планирования 44

3.1 Порядок разработки и утверждения прогнозов и планов . . . . . . . . 44

3.1.1 Частные задачи и фазы планирования . . . . . . . . . . . . . . . 44

3.1.2 Отдельные задачи фаз планирования . . . . . . . . . . . . . . . 46

3.2 Основные методы разработки планов: балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы,

программно-целевые методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

3.2.1 Балансовый метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

3.2.2 Нормативный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

3.2.3 Экономико-математические методы . . . . . . . . . . . . . . . . 60

3.2.4 Программно-целевой метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

3.3 Организация плановой работы на предприятии . . . . . . . . . . . . . 61

II Прогнозирование и индикативное планирование развития комплексов, отраслей и сфер национальной экономики 65

4 Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития 66

4.1 Прогнозирование демографического развития . . . . . . . . . . . . . . 66

4.2 Показатели, характеризующие уровень жизни населения. Социальные нормы и нормативы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

4.3 Прогнозирование взаимодействия общества и природы . . . . . . . . 69

4.4 Прогнозирование национальной безопасности . . . . . . . . . . . . . . 73

5 Прогнозирование развития материального производства 77

5.1 Прогнозирование научно-технического прогресса . . . . . . . . . . . . 77

5.2 Прогнозирование интеграции производства, развития межотраслевых комплексов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81

5.3 Прогнозирование темпов роста, структуры и эффективности производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

6 Прогнозирование социального развития 87

6.1 Социальная политика государства. Прогнозирование развития социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87

6.1.1 Социальная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87

6.1.2 Прогнозирование развития социальной сферы . . . . . . . . . 90

6.2 Уровень жизни. Прогнозирование уровня жизни населения . . . . . . 91

6.3 Политика занятости. Прогнозирование занятости населения . . . . . 95

7 Программно-целевое планирование 102

7.1 Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ . . . 102

7.2 Финансирование целевых комплексных программ . . . . . . . . . . . . 107

8 Планирование поставок продукции для государственных нужд 110

8.1 Порядок обеспечения государственных потребностей . . . . . . . . . 110

8.2 Формирование основных видов государственных заказов . . . . . . . 114

8.2.1 Оборонный заказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114

8.2.2 Научные исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116

8.2.3 Северный завоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117

8.2.4 Государственные резервы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118

8.2.5 Подрядные работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120

8.3 Поставки продукции в продовольственные фонды . . . . . . . . . . . . 121

9 Планирование доходов и расходов государства 128

9.1 Разработка государственного финансового плана . . . . . . . . . . . . 128

9.2 Расчеты доходов и расходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

9.3 Планирование межбюджетных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . 138

9.4 Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147

10 Планирование производства в государственном секторе 149

10.1 Государственный сектор экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149

10.2 Планирование развития государственного предприятия . . . . . . . . 152

10.3 Планирование использования государственного имущества . . . . . . 159

edu.tusur.ru

Планирование и прогнозирование учебное пособие

В процессе государственного регулирования экономики, именно макроэкономическое планирование является основным звеном в определении стратегических направлений развития хозяйства страны. Ряд исследователей в области экономики и государственного регулирования отмечают, что макроэкономическое планирование можно признать как научную категорию. В соответствии с этим Государственным образовательным стандартом третьего поколения предусмотрено изучение комплексной учебной дисциплины «Макроэкономическое планирование». В рамках данной дисциплины предполагается осуществить ознакомление студентов с теоретическими аспектами макроэкономического планирования, сформировать общекультурные и профессиональные компетенции: аналитической, научно-исследовательской деятельности, организационной управленческой деятельности. С целью формирования информационной базы, способствующей изучению дисциплины «Макроэкономическое планирование» студентами вузов, обучающихся по специальностям экономического направления, написано данное пособие. Материал учебного пособия позволит учащимся системно и в достаточной степени изучить все основные вопросы планирования и моделирование национальной экономики на различных уровнях и в течение различных временных интервалов.

Структура пособия составлена таким образом, что изложение начинается с истории развития макроэкономического планирования. Далее представлены разделы, раскрывающие методологические основы макроэкономического планирования, демонстрирующие связь макроэкономического планирования и прогнозирования. В пособии также рассмотрен зарубежный опыт макроэкономического планирования и основы макроэкономического планирования социально-экономических процессов. Настоящее издание рассчитано на широкий круг читателей и может быть с успехом использовано не только в самостоятельной работе студентов, но и представляется полезным в качестве лекционного материала для преподавателей высших учебных заведений, школ бизнеса.

По существу предлагаемое учебное пособие является настольным руководством, как для самостоятельного изучения, так и для организации учебного процесса с целью освоения навыков макроэкономического планирования.

applied-research.ru

Логвинов С. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие / С. А. Логвинов, Е. Г. Павлова

Главная > Учебник

ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ

«МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»

для студентов ИДПО направления 080100.62 ЭКОНОМИКА

ВНИМАНИЕ! Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки студента.

Варианты контрольных работ

Последняя цифра номера зачетной книжки студента

Система показателей и основные методы планирования.

Интуитивные (индивидуальные и коллективные) методы прогнозирования.

На основе данных Росстата рассчитайте, насколько изменились цены за последние годы (с 1991 по настоящее время). Для анализа используйте Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации в 1991г. — наст. время на конец периода, в % (декабрь к декабрю) с сайта Росстата – раздел «Цены – потребительские цены – на товары и услуги.

а) основная литература:

Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Экономика, 2011. — 604 с.

Логвинов С.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие / С.А. Логвинов, Е.Г. Павлова. — М.: Финансовый университет, 2011. — 178 с.

Невская, Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебник / Н.А. Невская. — М.: Юрайт, 2013.

б) дополнительная литература:

4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.- (Серия «Высшее образование»).

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. Допущено МО РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям.

Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Петрова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / Под ред. А.А. Дынкина. — М.: Магистр, 2007.

Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. В.В. Ивантера, И.А. Буданова, А.Г. Коровкина, В.С. Сутягина. – М.: Экономист, 2007. — 896 с.

в) информационно-справочные электронные системы:

Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», /manag

Журнал «Проблемы теории и практики управления» http:// www. uptp.ru

Журнал «Проблемы прогнозирования»

Официальный сайт Росстата /

Официальный сайт бюро экономического анализа США http://www.bea.gov/

Официальный сайт Центрального банка РФ http://www.cbr.ru/

Электронный учебник: Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2011. [электронный ресурс] – режим доступа: /files/book_prognoz.pdf

Бесплатные электронные книги по бизнесу

gigabaza.ru

макроэкономическое планирование и прогнозирование / Тюмень учебник по макропрогнозированию

кйллавлдДь оЦСЦкДсаь еазалнЦклнЗй йЕкДбйЗДзаь а зДмда

к 10

оЙЕйм Зий ныеЦзлдав ЙйлмСДклнЗЦззхв мзаЗЦкланЦн

азлнанмн СалнДзсайззйЙй йЕкДбйЗДзаь оазДзлйЗй-щдйзйеауЦлдав азлнанмн

игДзакйЗДзаЦ а икйЙзйбакйЗДзаЦ

Издательство Тюменского государственного университета

УДК 330.101.541:658.5(075.8) ББК У012.3-231-237я73

Т. В. Погодаева. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 264 с.

Представлены общие сведения о сущности, методах и инструментах макроэкономического планирования и прогнозирования, а также рассмотрены особенности его осуществления в России. Структура учебного пособия повторяет структуру требований государственного образовательного стандарта к содержанию одноименного курса.

Предназначено для студентов направления «Экономика», изучающих дисциплину «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», всех форм обучения, в том числе заочной с применением дистанционных технологий. Может быть использовано аспирантами и научными работниками.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: http://utmn. ru/ и в разделе web-кабинета информационной системы Института дистанционного образования: https://iside.distance.ru «Учебно-методическое обеспечение».

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Финансовоэкономического института ТюмГУ, кафедрой мировой экономики и международного бизнеса.

Рецензенты: Д. Ю. Руденко , кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и мирохозяйственных связей Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права Е. П. Киселица , доктор экономических наук, профессор ка-

федры менеджмента, маркетинга и логистики Финансовоэкономического института ТюмГУ

Ответственный за выпуск: А. В. Трофимова , зав. отделом учебно-методического обе-

спечения Института дистанционного образования ТюмГУ

© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013

© Т. В. Погодаева, 2013

1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

1.1. Сущность государственного управления экономикой,

государственное управление и государственное регулирование.

1.2. Цели, задачи и функции государственного управления

1.3. Субъекты и объекты государственного управления .

1.4. Эффективность государственного управления .

2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

2.1. Формы и методы государственного регулирования экономики.

2.2. Инструменты государственного регулирования экономики .

Вопросы для самопроверки.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА —

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ .

3.1. Сущность, цели и виды государственной экономической

3.2. Теоретические основы антикризисной политики государства .

3.3. Фискальная политика государства .

3.4. Монетарная политика государства .

4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4.1. Содержание макроэкономического планирования,

4.2. Система показателей, применяемая в планировании .

4.3. Методы предплановых исследований .

4.4. Классификация макроэкономического планирования .

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ .

5.1. Сущность основных методов разработки планов .

5.2. Балансовый метод .

5.3. Нормативный метод .

5.4. Экономико-математические методы.

5.5. Программно-целевые методы .

6. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

6.1. Сущность прогнозирования экономического развития .

6.2. Методы макроэкономического прогнозирования.

6.3. Формализованные методы прогнозирования .

6.4. Интуитивные методы прогнозирования.

6.5. Типы макроэкономического прогнозирования.

6.6. Прогнозирование экономического роста и структуры

6.7. Прогнозирование научно-технического прогресса.

7. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РОССИИ .

7.1. Планирование социально-экономического развития в России .

7.2. Прогнозирование социально-экономического развития страны.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ .

Тесты для самоконтроля .

Ключи к тестам для самоконтроля .

Задания для контрольной работы .

Вопросы для подготовки к экзамену .

Целью изучения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» является формирование комплекса знаний об основах, методах и механизмах макроэкономического планирования и прогнозирования как составляющих элементов государственного управления экономикой, а также практических умений и навыков, позволяющих принимать решения в конкретной макроэкономической среде. Формирование экономического мышления служит необходимым условием подготовки специалистов в современных условиях, характеризующихся нестабильностью глобальной экономики.

Дисциплина «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» — важная составная часть фундаментальной подготовки специалистов по направлению «Экономика». Данный курс является теоретической и методической основой для изучения прикладных дисциплин, связанных с планированием, прогнозированием, разработкой и реализацией экономической политики, принятием эффективных экономических решений. В рамках курса излагаются основные теоретические положения, раскрывающие основы планирования и прогнозирования национальной экономики рыночного типа, а также сущность государственного регулирования экономики, методы и инструменты его реализации, что позволяет определить целесообразность и эффективность использования мер государственной политики для решения конкретных макроэкономических проблем.

Все темы курса структурированы в семь логически последовательных разделов: сущность и содержание государственного управления экономикой; методы и инструменты государственного управления экономикой, государственная политика — стратегическая основа управления экономикой, макроэкономическое планирование в рыночной экономике, основные методы разработки планов, макро-

экономическое прогнозирование в рыночной экономике, макроэкономическое планирование и прогнозирование в России.

Дисциплина «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Экономика».

Подбор и изложение материала базируется на лекциях автора студентам направления «Экономика» Финансово-экономического института Тюменского государственного университета.

1. лмфзйлнъ а лйСЦкЬДзаЦ ЙйлмСДклнЗЦззйЙй микДЗгЦзаь щдйзйеадйв

1.1. С УЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ , ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами организации государственной власти и общественной жизни. Основой для понимания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан.

Определение сущности государственного управления экономикой требует раскрытия сущности категории «управление». В широком понимании управление есть сознательное воздействие со стороны людей на объекты живой и неживой природы и процессы, в которых участвуют эти объекты, с целью получить желаемый результат.

Управление — это сознательное воздействие человека, социальных групп, специально созданных органов на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на людей и отношения между людьми, осуществляемое с целью достижения определенного состояния объектов, придания процессам нужной направленности, получения желаемых, требуемых, намеченных результатов.

В зависимости от вида объекта, на который ориентированы управляющие воздействия, от круга людей, на которых оказывают влияние те, кто управляет, различают управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, организациями, производственными коллективами, домашним хозяйством и многие другие аналогичные разновидности управления.

Во-первых, управление — это осознанный процесс, т. е. управляющее лицо заранее продумало, наметило, осознало виды используемых им управляющих воздействий, их последствия. Управление, осуществляемое людьми, есть плод разума, а не инстинкта или разнузданных эмоций.

Во-вторых, управление есть не всякое, а энергетически слабое,

чаще всего информационное, сигнальное воздействие на объект в виде указаний, установлений. Если человек физически воздействует на объект, перемещает предмет с места на место, то такое воздействие нельзя считать управлением. А если человек указывает как надо действовать, то это уже управление, характеризуемое тем, что слабое по физической мощности, затрачиваемой энергии воздействие приводит к гораздо более весомым, масштабным, энергетически ощутимым результатам. Управление есть слабое воздействие, порождающее сильный эффект.

Важным свойством управления является наличие целей , на достижение которых оно и направлено. Управление, собственно, и возникает потому, что люди желают достичь определенных целей, осуществить свои намерения, удовлетворить некоторые потребности, получить нужный результат. Формирование цели предшествует управлению. Исходя из своих целей, желаний, устремлений человек организует, направляет действия других людей, ход процессов таким образом, чтобы выполнить целевую задачу. А это и есть управление, которое иногда, подчеркивая его целевую ориентацию, называют це-

Важный вклад в теорию управления внесла наука кибернетика, предметом которой стали процессы управления в разных областях. Эта наука изучает вопросы управления, связей, контроля регулиро-

вания, приема, сохранения и обработки информации в какой-либо сложной динамической системе. Кибернетика определяет управление как «целенаправленное влияние субъекта управления — управляющей системы — на объект управления — сложную динамическую систему».

Ветвь кибернетики, предметом которой стало изучение, исследование управления в экономике, известна под названием «экономическая кибернетика». В расширенном смысле под словами экономическая кибернетика понимают область науки, возникшую на стыке математики и кибернетики с экономикой, включая математическое программирование, исследование операций, экономикоматематические модели, эконометрику и математическую экономику. Экономическая кибернетика рассматривает экономику, а также

ее структурные и функциональные части как сложные системы, в которых протекают процессы регулирования и управления, реализуемые движением и преобразованием информации.

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

Система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы:

• целостности свойств системы к сумме свойств составляющих

• взаимозависимости структуры и среды;

• множественности описания каждой системы.

Принцип иерархичности является системообразующим в управлении экономикой, т. е. служит основой формирования систем управления экономическими объектами и процессами. Иерархией называют способ построения, организации сложных систем, в первую очередь систем управления экономическими объектами и процессами, при котором части, элементы системы распределены по уровням значимости, важности, подчиненности. В итоге система управления

становится многоуровневой, многоступенчатой, сохраняя в то же время единство, целостность.

Система управления обладает соответствующей структурой, т. е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые целостные свойства, называемые эмерджентными.

Под субъектом управления понимают активную сторону управления, лицо, которое управляет. Объект управления — это пассивная сторона, подвергающаяся воздействию со стороны субъекта. Управляющее воздействие есть способ, инструмент, посредством которого субъект влияет на объект, направляет его действия.

Содержание управления, виды управляющих воздействий существенно зависят от того, кем и чем управляет субъект, т. е. от объекта управления. В состав вещей, предметов, существ, входящих в состав объектов управления, входят:

• природная среда, доступная воздействию, влиянию со стороны людей;

• созданные человеком средства в виде материалов, энергии, зданий, сооружений, оборудования, информации, денежных ценностей;

• люди, члены общества, производители, потребители. Непременным элементом любой системы управления является

связь. Связь можно определить как важный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом связи выступает воздействие.

Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и т. д.

Прямая связь — это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т. д.

Обратная связь — это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействия. Обратная связь выступает важным регулятором в системе управления.

С.А Логвинов, е.Г. Павлова макроэкономическое планирование и прогнозирование

УДК 338.26 (075.8) ББК 68.23Я73 Л69

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся на бакалавров по направлению «Экономика»

Рецензенты: д.э.н., проф. З.А. Зельднер (ИЭ РАН), к.э.н. проф. В.Е. Корольков (Финансовый университетя)

Логвинов С.A., Павлова Е.Г.Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие. М.: Финансовый университет, 2011.219с.

В пособии содержатся методические указания по использованию плановой и социально-экономической информации, характеризуется сущность и роль макроэкономического планирования и прогнозирования в регулировании рыночной экономики. В издании излагаются узловые проблемы прогнозирования социального развития общества, процессов взаимодействия общества и природы, научно-технического прогресса, эффективности общественного производства, темпов пропорций и структуры национальной экономики, а также возможности использования системы национальных счетов в стратегическом планировании динамики и структуры на­родного хозяйства. К каждой теме даются практические задания логического и расчетного характера.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов и аспирантов, закрепления ими теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе изучения соответствующих учебных материалов, а также приобретения практических навыков при решении задач по макроэкономическим проблемам планирования и прогнозирования.

© Финансовый университет, 2011

Оглавление Введение

Человек — существо разумное. Из окружающего животного мира он выделяется тем, что в своей повседневной деятельности всегда ставит перед собой вполне определенные цели на будущее и продумывает систему мер по их достижению. Это характерно как для личных, так и общественных аспектов его жизни.

Мыслительная и социальная деятельность людей, состоящая в принятии решений относительно будущего и обеспечивающая целенаправленную систематическую подготовку к нему получила название «планирование». Планированием занимаются отдельные индивиды, организации людей, государство.

Планирование — это наука и определенная форма практической деятельности людей.

Планирование как наука — разновидность общественного разделения труда, состоящая в производстве новых знаний, касающихся предвидения того, что может произойти в определенный момент будущего, каких рубежей желательно достичь, какие и когда для этого нужно принять меры, сколько и каких ресурсов для этого потребуется.

Планирование как форма общественной практики представляет собой конкретную деятельность по разработке прогнозов, проектов программ и планов, обоснованию оптимальности их заданий, обеспечению возможности осуществления и проверки степени выполнения.

Планирование является современной моделью плановой работы различных субъектов деятельности в условиях рынка по подготовке управленческих решений, обеспечивающих их выживание в долгосрочной перспективе.

Предмет науки «Макропланирование и прогнозирование» («Планилогия») включает в себя исследование механизмов действия, возможности и путей использования в практической деятельности людей объективных законов развития общества.

Являясь важным инструментом повышения научной обоснованности и эффективности принимаемых решений всеми субъектами управления в рыночном хозяйстве, наука о планировании постоянно развивается и совершенствуется. Особенно большие задачи встают перед нею в настоящее время, когда в Российской Федерации осуществляется переход к инновационному развитию на основе комплексной модернизации всех сфер жизнедеятельности.

Изучение теории и практики планирования занимает особое место в подготовке экономистов, вооружении их пониманием того, что успех любой деятельности на всех уровнях управления неотделим от правильной организации плановой работы.

Овладение основами науки планирования формирует знание логики, принципов, методологических подходов к разработке прогнозов, программ, проектов планов, методов обоснования их оптимальности, обеспечения возможности выполнения и контроля за достигнутыми результатами на любом уровне — от местных органов власти, субъектов федерации, отраслей и межотраслевых комплексов до народного хозяйства страны в целом.

Для успешного изучения дисциплины требуется развитие и закрепление практических навыков обработки плановых и управленческих данных, отображения полученных результатов в табличной и (или) графической форме и анализа получаемых результатов. Эти задачи решаются студентами под руководством преподавателя на практических и семинарских занятиях, а также во в неаудиторное время в процессе освоения указанного курса.

Учебное пособие разработано в соответствии с программой дисциплины, утвержденной ректором Финуниверситета при Правительстве РФ. В нем отражены существующее законодательство Российской Федерации в области прогнозирования, программирования и проектирования, современный отечественный и зарубежный опыт.

При составлении задач использованы материалы российских статистических сборников, а также публикации периодической печати и сети Интернет. Вместе с тем все приводимые в них данные имеют иллюстративный характер.

В пособии содержатся два типа задач:

а) задачи, для решения которых необходим только логический анализ;

б) задачи, решение которых требует определенного объема вычислительных работ.

Перед их решением необходимо ознакомиться с методическими указаниями, содержащимися в каждой главе практикума, а также повторить теоретический материал соответствующих разделов лекций и учебных пособий.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Налог 38Ру иркутская область ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОДАЖА-38.РУ"3816021843 Оценка налоговых рисков при работе с Контрагентом(Должная осмотрительность) Организация не предоставила данные. Связанные компании по руководителю(аффилированность ? […]
  • Есть правило в танковой драке Драка в кантемировской части Эта статья опубликована в Викиновостях и содержит эксклюзивный репортаж и исследования, написанные исключительно для Викиновостей. Если автор репортажа не указал свои источники, источником информации является […]
  • Следственный комитет торжковская 4 СУ СК РОССИИ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ7814488478 Оценка налоговых рисков при работе с Контрагентом(Должная осмотрительность) Организация не […]
  • Права адвоката в упк Полномочия адвоката в уголовном процессе Полномочия адвоката в уголовном процессе определяются его процессуальным положением: одним набором полномочий наделен защитник обвиняемого (подозреваемого, подсудимого), несколько другим — […]
  • Правило трёх н нет ничего невозможного Нет ничего невозможного Как похудеть с нуля 3650 Р 1680 Р Подробнее В этой статье, я расскажу тебе всю правду, касательно правила трёх «н» — н ет н ичего н евозможного ? Правильное мышление (установка, код, убеждение) ТВОЙ УСПЕХ — […]
  • Штраф за просроченные права в рб Правильный водитель Ещё по теме Несколько вопросов по движению на зеленую стрелку светофора Старые авто во двореК кому обратиться, если кем-то брошенная во дворе машина заросла мхом и только занимает место на парковке? Если […]