Кто работает на едином налоге

Понятие «единый налог» в законодательстве РФ

Как ни странно, существуют и такие виды налогов, которые не так уж и обидно платить, ведь в результате, вы все еще имеете возможность воспользоваться своими кровными деньгами, хоть и немного позже, или в экстренных случаях. Это – так называемый единый налог, который функционировал, как единая система налогообложения и был расформирован с 2010 года, но не отменен, а просто переведен в разные плоскости.

Теперь вместо одного платежа, он проводится по нескольким и в разные инстанции. Впрочем, это не сильно на что-то влияет у самого плательщика.

Единый социальный налог – что это

Итак, что такое единый социальный налог? Как правило, под ним имелось ввиду объединение налоговых платежей в социальные государственные фонды, которые призваны беспокоиться и опекать нас в случае необходимости. Безусловно, никто не собирался делать это за собственный счет или, тем более, за счет государства, поэтому в каждый из таких фондов нужно положить «копеечку».

В число социальных фондов входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд страхования;
  • Фонды медстрахования (сюда включаются оба уровня их существование: федеральный и региональный).
  • Так, единый налог – это 20% от общей получаемой суммы дохода, которые отнимаются в счет ПФ, 3,2% – на социальное страхование, 2% переходит в региональный, а 0,8% в федеральный фонд медстрахования. То есть, получается уже немалая сумма из того, что вы должны были получить непосредственно в результате кропотливой работы. Но и это еще не все, так как существуют платежи, не входящие, хоть и похожи по своей функциональности, в ряд вышеописанных фондов. Например, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве, которые непосредственно переводятся в федеральный фонд соцстраха.

    Кто платит единый налог

    Обязательно нужно понять, кто платит ЕСН. Как правило, платить должны все, кто работает, будь то организация или наемный работник. Дабы сделать процедуру оплаты более понятной, государство разделяет всех плательщиков на две категории:

    1. Работодатели, которые регулярно выплачивают зарплаты и другие виды выплат своим работникам (и абсолютно без разницы, физическое это лицо (ИП) или юридическое).
    2. Работники, которые получают такие зарплаты и выплаты (сюда же входит и ЕСН для ИП).

    Может возникнуть такая ситуация, когда в одном лице будет одновременно совпадать обе категории. Здесь налоговые органы не разбираются, а просто облагают его по обоим уровням, на разных основаниях.

    Также, очень любопытно и то, что если вы получаете прибыль от своей же деятельности, то есть являетесь ИП, или занимаетесь семейными, традиционными отраслями хозяйствования, либо же вы адвокат, то имеете полное право не уплачивать ту часть налога, которая относится к соцстраху РФ. Но все остальные платежи все равно остаются обязательными, поэтому, еще нет повода расслабляться.

    Что входит в объект налогообложения

    Учитывая, что ЕСН это – налог, уплачиваемый отдельно разными категориями лиц, нужно и объекты разделять по ним же. Так, первая категория получает от государства обязательства отнимать денежку от:

  • любых выплат, которые начисляются работникам в связи с их рабочей деятельностью. Сюда же может относиться даже вознаграждения, которые работники должны получить по гражданским договорам. Несправедливость, как кажется, но пусть вас утешает, что вы все еще можете воспользоваться этими деньгами, хоть и нескоро или при наступлении страхового случая.
  • выплат, которые получает работник в виде материальной помощи. Увы, сюда включают все возможные безвозмездные получения денег, которые не проходят по трудовому или гражданскому договору. То есть, не такие они уж и безвозмездные, собственно.
  • Но, даже учитывая это, все еще остаются некоторые возможности, где ЕСН не подлежит необходимому отчислению. Так, например, работодатель имеет право вознаградить или просто поощрить, подарить своим сотрудникам что-либо, сумма чего не превышает 1000 рублей (свыше – придется делиться и с государством). Но это «что-то» должно быть выплачено в натуральной форме, то есть продукцией, детскими вещами и подобным. Также не включаются в единый налог и суммы выплат, которые могут переходить от работодателя, если те выплачиваются уже после уплаты налогов на доходы. Впрочем, такие выплаты – это, чаще всего, разряд фантастики, ведь кто захочет делиться собственными деньгами просто так?

    Вторая группа ЕСН (напомним, что это лица, работающие на себя) должна оплачивать единый социальный налог из сумм:

  • тех, что лицо получает от занятий любой профессиональной деятельностью (это может быть и работа на кого-то в офисе, и личное предпринимательство, но без дополнительного участия «в доле» соседей, друзей или кого-то еще). В эти суммы не входят только средства, что были пущены на непосредственное извлечение пользы из работы. То есть, можно сказать, что единый налог с индивидуальных предпринимателей будет вычисляться в процентах от «чистых» доходов;
  • что указаны в стоимости патента, купленного для проведения какой-либо деятельности. Конечно же, это относится только к тем, кто перешел на упрощенную систему оплаты налогов и приобрел патент, то есть единый налог ИП.

Можно ли уменьшить суммы налогов и как это сделать

Если существует необходимость отдать, то всегда ищется возможность и вернуть. ЕСН обязательно нужно выплачивать, но нужно учитывать и возможности немного снизить этот процент.

Такие небольшие хитрости больше касаются первой группы плательщиков, так как именно с них государство получает наибольшие суммы (и это понятно, ведь чем больше работников на предприятии или в фирме, тем больше и отчисления). Так, можно снизить суммы отчисления за счет проведения некоторых расходов в счет государственного соцстраха. Налог будет чуть меньше, хотя и не настолько, как хотелось бы.

Также существенно снизить налог можно, если у вас в штате есть работники с разной степенью инвалидности (для получения льготного режима нужно, дабы их количество на предприятии было более процента, указанного в законодательстве). Да и такие сферы работы как ИТ или инжиниринг на сегодня очень поощряются, поэтому, также пользуются определенными скидками и льготами.

А вот единый налог для ИП и так будет наименьшим среди всех, так как за ними фиксируются конкретные платежи, и они существенно меньше, чем за сотрудниками компаний.

Современные изменения

Если единый налог и так включал в себя 26% от всех выплат, которые должны получить работники и предприниматели за свой честный труд, то уже в 2014 году этот показатель подпрыгнул до 34%. На самом деле, это очень много и такие цифры могли бы существенно повысить уровень жизни среднестатистического гражданина.

Многие не задумываются о реальных расходах компаний на налоги по заработным платам. Например, получая приблизительно двадцать тысяч в месяц, десять ваших кровных переходят в счет оплаты налогов. А ведь могло бы быть и тридцать! И это не говоря о том, что при прохождении черты годовой зарплаты в 537 тыс. рублей – возлагается дополнительная ставка в 10% (итого более 40%!).

Немного разобравшись с тем, что такое единый налог, можно осознавать: куда, кому, а главное – сколько, вы отчисляете от каждого своего дохода в вышеупомянутые фонды.

Кроме этого, следует понять и как платить единый налог, ведь сама процедура также очень важна – ее нарушение может повлечь необходимость более тесного общения с налоговыми органами и указанными фондами.

С 2013 года начали работать новые счета, которые, теперь уже по отдельности, принимают перечисления за каждый из подвидов налога. Они открываются в казначействе, и если ранее вы оплачивали иначе, то теперь все характеристики и счета полностью поменялись. Как и полагается нововведению, сразу же в 2013 году эта схема не начала работать верно, и пришлось еще немного подождать, дабы получить все положенные номера счетов.

Таким образом, сегодня система несколько усложняется отсутствием одной конкретной или процентной суммы от доходов, поэтому, многим предпринимателям понадобятся профессиональные услуги бухгалтеров и экономистов. Физическим же лицам в этой ситуации гораздо проще, так как налоги и отчисления за них производит работодатель.

vseproip.com

Кто работает на едином налоге

Как известно, с 01.01.2016 года правила применения упрощенной системы налогообложения в Украине снова немного изменились. Изменения в НКУ были внесены Законом № 909. Так, на сегодняшний день упрощенная система налогообложения для юридических лиц представлена двумя группами – третьей и четвертой, о них и пойдет речь в этой статье.

Упрощенная система налогообложения (единый налог) привлекает многих плательщиков более простыми, чем на общей системе, правилами налогового учета и меньшим риском разных проверок и санкций. Условия пребывания на упрощенной системе установлены п. 291.4 НКУ.

Так, юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, делятся на следующие группы плательщиков единого налога:

третья группа – юридические лица – субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 5000000 гривень;

четвертая группа – сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов.

При расчете среднесписочной численности работников применяется определение, установленное НКУ.

При расчете общего количества лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком единого налога – физическим лицом, не учитываются наемные работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста.

Право на применение упрощенной системы налогообложения в следующем календарном году имеют плательщики единого налога – юридические лица при условии непревышения в течение календарного года установленного объема дохода для соответствующей группы плательщиков единого налога – юридических лиц.

Как отмечалось выше, к четвертой группе плательщиков единого налога относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов (пп. 4 п. 291.4 НКУ).

В селекционных центрах, на предприятиях (в объединениях) по племенному делу в животноводстве к продукции собственного производства сельскохозяйственного товаропроизводителя также относятся племенные (генетические) ресурсы, приобретенные в других селекционных центрах, на предприятиях (в объединениях) по племенному делу в животноводстве и реализованные отечественным предприятиям для осеменения маточного поголовья животных (пп. 291.4.2 НКУ).

Если сельскохозяйственный товаропроизводитель образуется путем слияния, присоединения, преобразования, разделения или выделения согласно соответствующим нормам ГКУ, то норма относительно соблюдения доли сельскохозяйственного товаропроизводства распространяется на:

– всех лиц отдельно, сливающихся или присоединяющихся;

– каждое отдельное лицо, образованное путем разделения или выделения;

– лицо, образованное путем преобразования (пп. 291.4.3 ПКУ).

Сельскохозяйственный товаропроизводитель, образованный путем слияния или присоединения, может быть плательщиком налогов в год образования, если доля сельскохозяйственного товаропроизводства, полученная за предыдущий налоговый (отчетный) год всеми товаропроизводителями, участвующими в его образовании, равна или превышает 75 процентов (пп. 291.4.4 НКУ).

Сельскохозяйственный товаропроизводитель, созданный путем преобразования плательщика налогов, может быть плательщиком налога в год преобразования, если доля сельскохозяйственного товаропроизводства, полученная за предыдущий налоговый (отчетный) год, равна или превышает 75 процентов (пп. 291.4.5 НКУ).

Сельскохозяйственные товаропроизводители, образованные путем разделения или выделения, могут быть плательщиками налога со следующего года, если доля сельскохозяйственного товаропроизводства, полученная за предыдущий налоговый (отчетный) год, равна или превышает 75 процентов (пп. 291.4.6 НКУ).

Вновь созданные сельскохозяйственные товаропроизводители могут быть плательщиками налога со следующего года, если доля сельскохозяйственного товаропроизводства, полученная за предыдущий налоговый (отчетный) год, равна или превышает 75 процентов (пп. 291.4.7 НКУ).

Согласно нормам п. 292 1 .3 НКУ основанием для начисления единого налога для плательщиков ЕН 4 группы являются данные госземкадастра и/или данные из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

С 01.01.2015 г. выдачу извлечений об оценке земельных участков осуществляют центры предоставления административных услуг, образованные при местных государственных администрациях и органах местного самоуправления территориальными органами Госземагентства (Приказ № 435). Указанное извлечение выдается бесплатно в течение семи рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления.

Виды деятельности, не дающие права выбрать упрощенную систему налогообложения

Не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования – юридические лица, осуществляющие (пп. 291.5 НКУ):

• деятельность по организации, проведению азартных игр;

• обмен иностранной валюты;

• производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 л) и т. п.

В то же время право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не распространяется на:

• страховых (перестраховочных) брокеров, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторов ценных бумаг;

• субъектов хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25 процентов;

• представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога;

• юридических лиц – нерезидентов;

• субъектов хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Не могут быть плательщиками единого налога четвертой группы (пп. 291.5 1 ПКУ):

• субъекты хозяйствования, у которых свыше 50 процентов дохода, полученного от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений (за исключением срезанных цветов, выращенных на угодьях, которые принадлежат сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или предоставлены ему в пользование, и продуктов их переработки), диких животных и птиц, меховых изделий и меха (кроме пушного сырья);

• субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по производству подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 – 2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, которые используют такие виноматериалы для производства готовой продукции;

• субъект хозяйствования, который по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеет налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Одним из главных условий пребывания на упрощенной системе налогообложения является то, что плательщики единого налога – юридические лица должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).

Ставки единого налога для третьей и четвертой групп плательщиков

Для разных групп плательщиков единого налога ст. 293 НКУ предусматривает разные типы ставок:

• фиксированные (в процентах к размеру минимальной зарплаты, установленному на 1 января текущего года);

• процентные (в процентах к сумме дохода плательщика единого налога).

Процентные ставки единого налога для третьей группы плательщиков единого налога – юридических лиц установлены в следующих размерах:

• 3 процента суммы дохода (при условии уплаты НДС в соответствии с разделом V НКУ);

• 5 процентов суммы дохода (НДС включается в состав единого налога).

В случае нарушения условия пребывания на едином налоге для плательщиков устанавливаются повышенные ставки.

Так, к некоторым доходам юридических лиц применяется ставка единого налога в двойном размере, то есть 6 процентов для плательщиков НДС и 10 процентов для неплательщиков НДС. В случае получения таких доходов, кроме применения повышенной ставки, юрлица должны в обязательном порядке перейти на общую систему налогообложения.

Ставки единого налога для юридических лиц устанавливаются в двойном размере ставок:

1) к сумме превышения объема дохода, определенного в пп. 3 п. 291.4 НКУ;

2) к доходу, полученному при применении другого, чем денежный, способа расчетов;

3) к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения (п. 293.5 НКУ).

Ставки единого налога для плательщиков четвертой группы

Согласно п. 293.9 НКУ для плательщиков единого налога четвертой группы размер ставок налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда зависит от категории (типа) земель, их расположения.

Для наглядности размеры ставок приведем в табличном виде:

Категория (тип) земель

Размеры ставок (в процентах базы налогообложения)

– для пашни, сенокосов и пастбищ (кроме пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, а также пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте*, или предоставленных им в пользование, в том числе на условиях аренды)

– для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах** и на полесских территориях

– для многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях)

– для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях

– для земель водного фонда

– для пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте, или предоставленных им в пользование, в том числе на условиях аренды

* Под специализацией на производстве (выращивании) и переработки продукции растениеводства на закрытом грунте следует понимать превышение доли дохода, полученного от реализации такой продукции и продукции ее переработки, над двумя третьими дохода (66 процентов) от реализации всей собственноручно произведенной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

** Перечень горных зон утвержден Постановлением № 647.

Порядок и сроки уплаты единого налога юридическими лицами

Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога третьей группы является календарный квартал.

Единый налог уплачивается в местный бюджет по месту налогового адреса плательщика единого налога – юридического лица (п. 295.4 НКУ).

Налоговым адресом юридического лица является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины.

Плательщики единого налога третьей группы плательщиков уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после истечения предельного срока представления налоговой декларации за налоговый квартал (п. 295.3 НКУ).

Основанием для начисления единого налога плательщиками четвертой группы являются данные государственного земельного кадастра и/или сведения из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество (п. 292 1 .3 НКУ).

Плательщики единого налога четвертой группы самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют в соответствующий контролирующий орган по местонахождению налогоплательщика и месту расположения земельного участка налоговую декларацию на текущий год (п. 295.9 НКУ).

Налог уплачивается ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в размерах:

в I квартале – 10 процентов;

во II квартале – 10 процентов;

в III квартале – 50 процентов;

в IV квартале – 30 процентов.

Сельхозпроизводители уплачивают единый налог ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в установленных НКУ размерах.

Суммы налога перечисляются на соответствующий счет местного бюджета по месту расположения земельного участка.

Налоги и сборы, которые уплачивает плательщик единого налога и от уплаты которых освобождается

Одним из преимуществ упрощенной системы налогообложения является то, что плательщики единого налога – юридические лица освобождаются от начисления, уплаты и представления отчетности по налогу на прибыль.

Кроме того, уплата единого налога освобождает субъектов хозяйствования от начисления и уплаты таких налогов и сборов (п. 297.1 НКУ):

НДС (кроме плательщиков третьей группы по ставке 3 %, а также плательщиков четвертой группы*);

• налога на имущество, в части земельного налога (кроме земельного налога за земельные участки, не используемые плательщиками первой – третьей групп в хозяйственной деятельности и плательщиками ЕН IV группы для сельскохозяйственного производства);

• рентной платы за специальное использование воды – плательщиками четвертой группы.

* Об уплате и начислении НДС спецрежимщиками читайте в материалах издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 06 за 2016 год):

Но пребывание на упрощенной системе налогообложения освобождает далеко не от всех налогов. Более того, все прочие налоги и сборы, предусмотренные НКУ, но не указанные в п. 297.1 НКУ, уплачиваются на общих основаниях.

В то же время плательщики единого налога – юридические лица выполняют функции налогового агента в случае начисления (выплаты, предоставления) облагаемых НДФЛ доходов в пользу физических лиц, состоящих с ними в трудовых или гражданско-правовых отношениях.

Также на тему единого налога читайте в материалах издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 13 за 2016 год):

Дополнительно на эту тему читайте материал «Платят ли единщики плату за землю» издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 10 за 2016 год).

5. Постановление № 647 – Перечень населенных пунктов, которым предоставляется статус горных, утвержденный постановлением КМ Украины от11.08.95 г. № 647.

bz.ligazakon.ua

Единый налог — 1 группа

Смотрите Часто задаваемые вoпросы о 1 группе

1) годовой лимит дохода — дo 300000 гривен.

2) ставка — дo 10% прожиточного минимума (тo есть в 2018 году 176,20 грн., в 2017 году 160,00 грн.), примечание: согласно Закону №1791 с 2017 года ставка 1 группы базируется на пpожиточном минимуме, а не на размере минимaльной зарплаты.

Единый налог, 1 группа единщиков — только физические лица, которые не используют наемный тpуд.

Виды деятельности — розничная продажа товарoв на рынках и/или предоставление бытовых услуг населению (список этих услуг смотрите в п.п. 291.7 НКУ).

1 группа плательщиков единого налога имеет предельный объем дохода за 1 год — 300000 гривен.

Ставка налога — дo 10% минимальной зарплаты. Ставка 15 %:

1) от суммы превышения лимита объема дохода;

2) от дохода, полученного oт видов деятельности, не указанныx в свидетельстве единого налога;

3) от дохода, полученного с применением способа расчетов, отличного от денежного;

4) от дохода, полученного oт видов деятельности, которые не дaют право применять упрощенную систему налогообложения.

В случае осуществления плательщиком единого налога 1 группы нескольких видов деятельности применяется максимальный размeр ставки единого налога, установлeнный для таких видов деятельности (сoгласно п. 293.6. НКУ).

Отчетный период — календарный год.

Срок уплаты налога — не позже 20 числа тeкущего месяца.

Плательщики из 1 группы единого налога, которые в календарном квартале превысили лимит дохода, со следующего квартала по собственному заявлению переходят в 2, 3 группу, или отказываются от применeния упрощенной системы налогообложения. Как уже было сказано, ставка на превышение — 15 процентов. Заявление об изменении группы подается не позже 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, когда было превышение дохода.

Декларацию плательщики 1 группы единого налога сдают раз в год (в сроки установленные для годового отчетного периода). Если было превышение в течение квартала объема дохода, то согласно пп.296.5.1 НКУ нужно сдать декларацию в сроки, установленныe для квартального отчетного периода. В этом случае сданная квартальная декларация освобождает плательщика налога 1 группы от представления годовой декларации.

В случае изменения адреса плательщика, места осуществления деятельности, видов деятельности, согласно пп. 298.5 НКУ подается заявление об этом не позже 20 числа месяца, следующего за месяцeм, в котором были эти изменения.

Согласно п. 295.5 НКУ плательщик единого налога 1 группы, который не использует труд наемных лиц, в тeчение одного календарного месяцa в год нa время отпуска освобождается oт уплаты единого налога, а тaкже за период болезни, которaя подтверждена копией листа неработоспособности (см. сборник Больничный лист), еcли она длится 30 и больше календарных дней.

Для недавно зарегистрированных предпринимателей, которые до окончания месяца, когда состоялась государственная регистрация, подaли заявление об избрaнии упрощенной системы налогообложения нa 1 группе, первый отчетный период начинается с первого числа месяца, следующегo за месяцем, в которoм выписанo свидетельство плательщика единого налога. Oни считаютcя плательщиками единого налога 1 группы c первого числа месяца, следующего зa месяцем, в котором выписанo свидетельство плательщика единого налога.

Основные изменения начинaя c 01.01.2015 смотрите на странице Изменения в едином налоге с 01 января 2015.

Еще страницы по теме Единый налог, 1 группа :

www.buhoblik.org.ua

Единщики третьей группы — это большой бизнес, который спрятался под малым

Как создать прозрачные и равные условия налогообложения, при которых построение сложных схем оптимизации потеряет смысл

Налоги на заработную плату

На сегодняшний день незначительное видоизменение транзакций позволяет снизить налоговую нагрузку с 60% до 4%. Самый банальный пример — это заработная плата. Можно быть наемным сотрудником, и при этом нагрузка на заработную плату будет 57-62%, а можно оформиться частным предпринимателем, и являясь по факту наемным работником, получать ежемесячную оплату услуг — в этом случае нагрузка будет 4%.

Или, например, директору, как собственнику, нужны наличные деньги. Он может выплатить себе заработную плату, и это будут те же 60%, а может заплатить налог на прибыль 18% и 5% налога на дивиденды — это будет 23%.

Система налогообложения должна быть такой, чтобы не было смысла менять коммерческую суть транзакций. Нагрузка должна быть примерно одинаковой, а суммы уплаченных налогов — сопоставимыми.

В Украине доля теневой экономики достаточно велика, гуляет много наличных средств. Поэтому методы других стран, которые проводили налоговые реформы, могут не сработать. Например, в Словакии сделали единую ставку подоходного налога 19%, но у них остался социальный налог 33%. В совокупности нагрузка получается не такой уж низкой. В Украине это не сработает — для наших людей одна гривня сегодня намного важнее, чем 5 гривень пенсии завтра. Если на рынке есть предложения работать за наличные, то они просто идут и работают, их мало волнует, идут отчисления в пенсионный фонд или нет. Поэтому одна из ключевых идей, которую мы отстаивали в налоговой реформе, — это кардинальное снижение налогов на заработную плату. Есть подоходный налог — 15-20%, есть социальный налог — 41,5% (как сумма, которую платит предприятие, так и сумма, которую платит работник), есть военный сбор. Мы хотим это все поместить в один налог, ставка которого должна постепенно снижаться с 29% до 20%.

У нас с Министерством финансов есть расчеты, которые показывают, что 29% — это рабочая ставка при условии бруттизации заработной платы. Схема следующая — в 2016 году мы отменяем единый социальный взнос, но та сумма, которую предприятие по этому сотруднику платило в виде ЕСВ, должна быть включена в его заработную плату. Таким образом, мы увеличим базу для начислений, предприятие при этом ничего не потеряет, а доходы сотрудника вырастут. По факту, понизив налоги, государство отдаст эти деньги гражданам.

Социальное страхование в сегодняшних реалиях все равно не работает. Сколько бы человек ни работал и какие суммы ни отчислял бы в Пенсионный фонд, больше 10 минимальных заработных плат в виде пенсии он не получит. Но если это социальное страхование, он ведь имеет право на эти деньги. Более того, из 230 млрд грн бюджета Пенсионного фонда в прошлом году 130 млрд грн пришло из бюджета.

Сейчас у нас есть:

• ЕСВ, который идет в Пенсионный фонд и три фонда социального страхования;

• НДФЛ, который делится на два платежа: в местный и в государственный бюджет;

Будь то социальный взнос, или налог, является ли плательщиком компания, или физлицо — источник один. Это доходы предприятия. Что мешает нам сделать один платеж? Зачем нужны три отчета? Мы построили некую пропорцию и посчитали, сколько процентов от поступлений получит ПФ, сколько местные бюджеты и сколько — государственный бюджет. Если поступления снизятся, то каждый из них получит провисание в своей пропорции. Но если пойдет детенизация и мы начнем собирать больше, то поступления вырастут у всех. Кроме того, значительно упростится администрирование для предприятия — бизнес лишь будет удерживать налог с получателя, и каждый сотрудник будет видеть, сколько он отдает государству, что очень важно.

Третья группа единого налога

У нас в стране всего было 284 тысячи плательщиков единого налога третьей группы, из них около 240 тыс. это реально работающие плательщики (те, кто не в состоянии ликвидации и получили хотя бы гривню дохода в 2014 году). В основном они сосредоточены в пяти основных группах по видам деятельности: операции с недвижимостью, торговля, IT-услуги, научная деятельность и логистика. Четкая сегментация. 94% получили доход до 1 миллиона гривень в 2014 году, 30% — до 50 тыс. 97% не используют наемный труд. Почему они не работали на второй группе? Ключевая суть — это соприкосновение с юрлицом. Я себе слабо представляю бизнес с точки зрения услуг юрлицам, который приносит пять тысяч гривень в месяц — это больше похоже на зарплату. Опять-таки, мы получаем парадокс — в одном случае ставка налога на прибыль 4%, а в другом — 18% или 60% на зарплату.

Третья группа единого налога — это законный способ минимизации налогообложения. В ситуации, когда налоги на зарплату достигают 60% — я могу это понять. Но если мы снижаем ставку НДФЛ до 20% — я не согласен, чтобы ставка единого налога была в пять раз ниже. Давайте сделаем тогда для всех 4%, я буду «за», но вопрос лишь в том, может ли страна себе это позволить?

Я не против малого бизнеса, я против того, чтобы привилегиями малого пользовался крупный.

Когда 3,5 тыс. наемных сотрудников оформлены ФЛП — это нонсенс. Когда доход второй группы 153 млрд грн — что-то тут не так. Когда я захожу в ресторан, а мне выдают три чека и чек от ФЛП второй группы, я этого не понимаю. Это большой бизнес, который спрятался под маленьким.

Мы предлагаем поднять обязательный порог регистрации плательщика НДС с 1 до 5 млн гривень, чтобы, оказывая услуги, предприниматели не получали дополнительные 20% налога. Параллельно для физлиц с доходами до 5 млн нужно убрать какие-либо налоговые разницы — т.е. вы должны показать расходы, но у вас их нельзя снять. Ведь на едином налоге мы не контролируем куда вы тратите деньги. Предприниматели должны быть уверены, что к ним не придет налоговик и не будет что-то требовать. Соответственно, отпадет необходимость содержать столько налоговиков в райцентрах.

Налог на дивиденды

Для юрлиц на едином налоге с этого года ставка на дивиденды составляет 20%. Получается, что физлицо платит 4%, а юрлицо — 4% плюс 20%. Если это малый бизнес, то почему у них разные ставки? Только лишь потому, что это юрлицо? Бизнес — он же не глупый, он умеет считать. Он будет создавать себе 5 физлиц, не консолидируя доход на компанию, чтобы получить ставку в шесть раз ниже. Проще заплатить единый налог и оплатить услуги своему ФЛП и не выводить дивиденды.

Поэтому сейчас поступления налога на дивиденды упали. Налог на дивиденды — это фактически или налог на прибыль (если это между юрлицами), или подоходный налог. Мы предлагаем его отдельно не взымать, только в составе прибыли или в составе подоходного налога. Если мы говорим о едином налоге, то у физлица ставка 20%, у юрлица — 20%, соответственно на дивиденды юрлица должна быть ставка 0%. Так же на общей системе: если оставить налог на дивиденды, собственник будет пытаться больше получить в виде заработной платы и меньше — в виде дивидендов.

По статистике Минфина, раз в три месяца происходит колоссальный прыжок по уплате подоходного налога. Минфин это списывает на Новый год, Пасху, отпуска. На самом деле работодателю проще заплатить раз в три месяца премию, чем ежемесячно платить высокую зарплату, так как в данном случае социальный взнос упирается в потолок в 17 заработных плат. На самом деле это игра, а не Пасха — бизнес умеет считать лучше, чем кто-либо. Нужно делать нормальные прозрачные условия и адекватные ставки, при которых проще заплатить, чем искать механизмы оптимизации. Это просто — путь к наличным должен лежать через одну ставку, которая в любом случае должна быть 20%. Все.

Мы посчитали, что если третью группу перевести на 20%, то этого в принципе достаточно, чтобы перекрыть возможные потери при уменьшении ставки налогов на зарплату до 20%. При 25% детенизации (при самом пессимистичном сценарии) мы получим 12 млрд гривень дополнительных поступлений. По расчетам Минфина, в тени находится 40% ВВП. Но по последним данным Минэкономики — это больше 60%.

На сегодняшний день в части налогообложения зарплат Минфин поддерживает мою концепцию. Хочется верить, что он останется на этой позиции, но окончательное решение будет принимать Нацсовет реформ. Но кроме налогов на зарплаты есть еще один посыл, без которого налоговая реформа не состоится — это реформирование ГФС.

Реформа ГФС

Давайте оставим 500 аналитиков, а не 6 тысяч налоговых милиционеров, которые ходят и издеваются над бизнесом. Когда мы смотрим на статистику работы налоговой милиции за 2014 год, оказывается, что им нечего показать. Есть тысячи уголовных дел, а в суд передано с обвинительными выводами 49. Что решил суд — не знаю. Но зачем мы их возбуждаем? В чем игра? Интерес, очевидно, в другом. У нас есть зарегистрированный альтернативный законопроект о ликвидации налоговой милиции и передаче ее функций МВД, а дальше пусть там правительство, если им нужно, создает отдельное ведомство.

Тот руководитель налоговой службы, который решится распустить налоговую милицию, просто себя увековечит. В нынешнем виде она не нужна. Она себя не окупает. Их даже не надо менять — их надо разогнать.

По информации за июнь, 80% доходов в бюджет отдало 1,5 тыс. компаний. Эти 1,5 тыс. компаний обслуживаются в семи отделениях крупных плательщиков. Почему бы не ликвидировать все отделения ниже области? Зачем они нужны? Можно оставить лишь областные управления ГФС, где будут в электронном виде принимать всю отчетность и предоставлять электронные сервисы. Нужна ли огромная махина со всеми ее машинами, зданиями, работниками, которая при этом не выполняет своих функций? Особенно если мы говорим о налоговой инспекции в каком-нибудь Крыжополе.

Если предприниматель не понимает, как подать отчетность и ему нужна консультация, то будут частные лица, которые предоставят эту услугу даже лучше, чем налоговая — они будут бороться за своего клиента. Возможно, это будут те же налоговики — им же нужно где-то работать и зарабатывать.

Налоговая приводит данные, что у нас в стране 1,2 млн субъектов хозяйствования. Мы делали запрос с просьбой дать нам расшифровку: сколько из них находятся в состоянии ликвидации, сколько из них не подают отчетность и сколько из них подают отчетность, из которой видно, что они не ведут деятельность. Это 74%. То есть из зарегистрированных субъектов реально работает 26%. Каждая налоговая показывает, что у нее толпа клиентов, которых они должны обслуживать. Но на самом деле обслуживать некого.

Я убежден, что бизнес сразу почувствовал бы отсутствие налоговых инспекций в маленьких городах, где почти все на едином налоге. Те пару небольших предприятий, которые работают в районах, сейчас подают отчетность в электронном виде, только эту отчетность будет проверять не районная налоговая, а областная. Если есть вопросы — они позвонят, проконсультируются. Но никто не будет приходить и рассказывать им, что они что-то не выполняют. Если в налоговой видят, что предприятие рисковое — пожалуйста, выезжайте, проверяйте. Но малый и средний бизнес — это не точка риска.

Реформа ГФС, презентованная Насировым — это больше марафет и распределение полномочий, чем реальное сокращение и строительство сервисных функций. Любого бизнесмена спросите — он чувствует этот сервис? Или он чувствует давление? Мы можем долго говорить, «ой, как сладко», но сладко не станет. Заявлено, что до конца года они сократят 20%, но я не думаю, что этого достаточно. Мы же хотим освободить ресурс для того, чтобы нанять качественных специалистов и платить высокие зарплаты. Для этого сокращать нужно кардинально. Даже не на 50%.

Налог на прибыль и НДС

Нам нужно создать стимулы, чтобы бизнес не прятал деньги, не уклонялся, а вкладывал их в развитие. Например, перейти, хотя бы добровольно, к налогу на распределенную прибыль — это так называемый эстонский вариант, когда налог на прибыль уплачивается не в момент получения, а в момент распределения. Пока вы зарабатываете и не выплачиваете дивиденды, у вас нет налога на прибыль. Соответственно, нет смысла выводить эти деньги в оффшоры, а потом заводить обратно как инвестиции, нет смысла нарушать трансфертное ценообразование. Деньги легально останутся в Украине и будут вложены в развитие бизнеса, а государство может получить дополнительный НДС.

Сейчас налог на прибыль собирается больше административными методами, и это в основном переплаты и авансы. Данная система не создает никаких стимулов и способствует структурированию украинского бизнеса с использованием иностранного элемента. В данном случае теряют все — мы просто работаем на чужую экономику.

При этом систему электронного администрирования НДС необходимо сохранить. Однако ее нужно дорабатывать — система должна исключить вымывание оборотных средств. Сейчас в момент регистрации налоговой накладной на НДС-счету должны быть деньги — фактически это уплата налога авансом.

Мы в последние три месяца отстаивали обязательную регистрацию не позднее 30 числа месяца, следующего после дня уплаты налога. Говорят, что это приведет к массовой регистрации накладных 30 числа. Но я уверен в том, что бизнес этот вопрос отрегулирует намного лучше, чем государство. Даже если это так, то государство должно обеспечить возможность принять все накладные в последний день. Тем более, что количество налоговых накладных сейчас серьезно уменьшится в результате того, что ГФС позволила при ряде обстоятельств подписывать одну налоговую накладную на две или больше поставок.

С точки зрения регистрации и обработки, для бизнеса это будет проще, при этом в систему невозможно вбрасывать НДС без денег, как было раньше. Это должно избавить бизнес от проверок входящего НДС, так как он обеспечен деньгами. СЭА НДС должна создать условия для автоматического возмещения НДС.

delo.ua

Смотрите так же:

  • Отмена досрочных пенсий по сокращению Досрочный выход на пенсию при сокращении Обновление: 9 октября 2017 г. Лицам предпенсионного возраста сложно найти работу после сокращения. Государство с целью их поддержки предусмотрело досрочный выход на пенсию при сокращении. Кто и при […]
  • Пособие на детей инвалидам 2 группы Родители инвалиды и льготы для их детей Законодательно такие дети приравнены ко взрослым с ограниченными возможностями. Им положены те же льготы от государства. Меры соц. поддержки, предусмотренные для детей-инвалидов, можно разделить на […]
  • 1281 иск Определение Рязанского областного суда от 14 июля 2010 г. N 33-1281 Поскольку гражданское дело по иску о взыскании задолженности неподсудно районному суду, суд обоснованно передал его на рассмотрение по месту нахождения Банка Определение […]
  • Закона 835 Постановление Правительства РФ от 17.07.2018 N 835 "О внесении изменений в Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и […]
  • Приказ министерства сельского хозяйства 345 Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 8 мая 2015 г. № 178 “О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления […]
  • 420 приказ мо рф Приказ Министра обороны РФ от 17 июня 2014 г. N 420 "Об утверждении Порядка осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "46 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации […]