Лукашук ии нормы международного права в правовой системе россии

С 16 МАЯ 2017 г. БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА

Лукашук И.И. :
Нормы международного права в правовой системе России. Учебно-практическое пособие

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Раздел I. Международный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
§ 1. Современное международное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
§ 2. Международное право о взаимодействии с внутренним правом . . . . . . . . .10
§ 3. Внутреннее право о взаимодействии с международным правом . . . . . . . . .11
§ 4. конституционное и международное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
§ 5. Конституционные суды и международное право . . . . . . . . . . . . . . . .15
§ 6. Применение международного права судами . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
§ 7. Резолюции международных органов и организаций в практике судов . . . . . .26

Раздел II. Правовая система России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§ 1. Значение опыта других стран для правовой системы России . . . . . . . . . 30
§ 2. Раннее законодательство России и международное право . . . . . . . . . . .32
§ 3. Конституция России и международное право . . . . . . . . . . . . . . . . .35
§ 4. Общепризнанные международные принципы и нормы о правах человека . . . . . 39
§ 5. Международные договоры в правовой системе России . . . . . . . . . . . . .42
§ 6. Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России . . . . . . . . 46
§ 7. Резолюции международных органов, организаций и правовая система России . .56

Раздел III. Экстратерриториальное действие права России . . . . . . . . . . . .60
§ 1. Разграничение пространственных сфер действия международного и внутреннего
права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
§ 2. Экстратерриториальная юрисдикция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
§ 3. Международное право и экстратерриториальная юрисдикция . . . . . . . . . .66
§ 4. Экстратерриториальное действие конституционного права . . . . . . . . . . 71
§ 5. Экстратерриториальное действие уголовного права . . . . . . . . . . . . . 75

lawlibrary.ru

МЕСТО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мяснянкин Владимир Николаевич — адвокат Адвокатской палаты Курской области, член Российской ассоциации международного права (г. Курск).

1. Понятие «правовая система».
После принятия Конституции 1993 года, которая ввела международное право в правовую систему Российской Федерации, прошло немало времени, и соответствующие положения Основного закона уже неоднократно становились объектом доктринального толкования, иногда и критического разбора.
С момента вступления в силу Конституции российские ученые обратили внимание на термин «правовая система» и указывали на его неопределенность. Профессор Е.Т. Усенко писал: «Правовая система» — это научное понятие, нормативно не урегулированное и потому едва ли уместное в Конституции. Достаточно было сказать: «является частью права Российской Федерации» . Заметим, однако, что и термин «право» не имеет нормативного регулирования.
———————————
Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. N 2. С. 18.

Г.В. Игнатенко придерживается мнения, что авторы Конституции исходили из широкой трактовки термина «правовая система», не ограничивая ее совокупностью юридических норм, то есть правом. Не случайно использовавшаяся в нескольких проектах Конституции формула, согласно которой принципы и нормы международного права, международные договоры рассматривались как «часть права» Российской Федерации, была заменена при отработке окончательного текста . По его мнению, понятие «правовая система» отличается от понятия «право», будучи более насыщенной категорией, вмещающей в себя наряду с правом как совокупностью юридических норм правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок.
———————————
Игнатенко Г.В. Понятие международного права // Международное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 1999. С. 13.

И.И. Лукашук считает употребление термина «правовая система» оправданным: «Термин «правовая система» использован для того, чтобы избежать приравнивания всех международных норм к законодательству. В отличие от законодательства в правовой системе страны международные нормы могут занимать различное положение» . Как показала практика осуществления части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, такое различное положение действительно отмечается.
———————————
Лукашук И.И. Конституция России и международное право // Московский журнал международного права. 1995. N 2. С. 33.
В последнее время проблеме определения понятия «правовая система» уделил некоторое внимание Б.Л. Зимненко. Он подчеркивает, что правовую систему нельзя путать с системой национального законодательства , поскольку под системой законодательства понимается совокупность национальных правовых норм, включающих конституционные нормы, нормы закона, а также правила поведения, содержащиеся в подзаконных актах . Таким образом, заключает Б.Л. Зимненко, международно-правовые нормы, включая договорные нормы, являются элементом именно правовой системы России, а не системы национального законодательства .
———————————
Зимненко Б.Л. Международные договоры в судебной системе Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1999. N 2. С. 104.
Теория государства и права / Под ред. проф. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 179 — 180.
Зимненко Б.Л. Цит. соч. С. 105.

Принятые во многих государствах конституционные формулировки отражают неоднозначные подходы к проблеме. Так, согласно ст. 25 Основного закона Федеративной Республики Германии 1949 года «общие нормы международного права являются составной частью права Федерации»; согласно п. 1 ст. 28 Конституции Греции 1975 года общепризнанные нормы международного права, а также международные договоры после их ратификации и вступления в силу «являются составной частью внутреннего греческого права»; согласно ч. 4 ст. 5 Конституции Республики Болгарии 1991 года ратифицированные, опубликованные и вступившие в силу международные договоры «являются частью внутреннего права страны». В Конституции Испании международные договоры квалифицируются как «часть ее внутреннего законодательства» (ч. 1 ст. 96).

Большинство конституций стран Содружества Независимых Государств также содержат упоминания международного права в той или иной форме. Так, в Конституции Киргизии (ч. 3 ст. 12) говорится: «Ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и иные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью законодательства Кыргызской Республики».

В Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, объявлены «частью национального законодательства Украины».

В некоторых конституциях стран СНГ международное право не вводится ни в право, ни в правовую систему страны. Согласно ст. 6 Конституции Туркменистана просто признается приоритет общепризнанных норм международного права. В немного расширенном варианте почти такая же формулировка включена в ст. 8 Конституции Белоруссии: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства».

Таким образом, формулировка части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации выглядит гораздо более широкой, чем в приведенных примерах.

В последнее время оба термина в российской литературе употребляются зачастую равнозначно.

Ни в международном праве, ни в российском юридического определения понятия «правовая система» не существует .
———————————
Подробный обзор см.: Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России //
Международное публичное и международное частное право. 2001. N 3. С. 8.

По нашему мнению, для целей определения того места, которое законодатель отводил международному праву внутри Российской Федерации, право не может быть сведено к законодательству, поскольку в любом государстве действуют не только нормы, изложенные законодателем в законах и подзаконных нормативных актах. Кроме этих норм, в любом государстве действуют также и иные правовые нормы, например торговые обычаи. Поэтому нормы международного права влияют именно на правовую систему государства в целом. Поскольку право и законодательство составляют часть правовой системы, международное право становится регулятором правоприменительного процесса и, таким образом, одной из основ правопорядка в целом. Такой подход позволяет нормам международного права взаимодействовать с российским законодательством в правоотношениях, в правоприменительном процессе, в структуре правопорядка.

2) Международное право в Конституции России.

Конституция любого государства есть основополагающий правовой акт, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем прочим правовым актам. Именно об этом говорится в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации 1993 года впервые в истории нашего государства допустила широкое применение международного права внутри страны. Все предыдущие Конституции — и РСФСР и СССР — жестко ограничивали возможность воздействия международно-правовых норм на регулирование отношений между государством и гражданином. В официальном Комментарии к Конституции Российской Федерации говорится, что «отличительной особенностью новой российской Конституции является то, что в отличие от прежних Основных законов СССР и РСФСР она решает вопрос о соотношении норм международного и внутригосударственного права» .
———————————
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996. С. 78.
Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Это общее положение в дальнейшем конкретизируется в некоторых других статьях Конституции.

В части 3 статьи 46 говорится: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Часть 1 статьи 62 гласит: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В части первой статьи 63 сказано: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

Часть 2 статьи 67: «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».

В статье 69 говорится: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Как видим, статьи 62, 63 и 69 касаются прав человека и потому могут иметь непосредственное регулирующее воздействие на гражданский процесс, поскольку цель этого процесса — защита прав граждан и юридических лиц.

Ст. 67 не затрагивает права человека, но может иметь непосредственное применение в гражданском процессе в тех случаях, когда разбирательство касается имущественных отношений. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем информационном письме от 20 декабря 1999 года «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» специально обращал внимание на то, что «компетенция арбитражных судов по рассмотрению имущественных споров и компетенция Европейского суда по рассмотрению жалоб на нарушение имущественных прав взаимосвязаны. Эта связь базируется на необходимости решения единой задачи международного и внутригосударственного судопроизводства — защите имущественных прав частных лиц при надлежащей охране общественного порядка».

Что касается положений международного права, относящихся к правам человека, то им в Конституции Российской Федерации отведено особое место.

Согласно Конституции «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (п. 1 ст. 17). О том же свидетельствует и положение, согласно которому «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (п. 1 ст. 55).

Из этого следует, что и сама Конституция не может ограничить общепризнанные права и свободы, главным источником которых является международное право. Расширение комплекса общепризнанных прав и свобод на международном уровне влечет за собой соответствующие перемены в национальном праве без необходимости издания каких-либо актов.

Однако в целом преимущественная сила Конституции Российской Федерации перед всеми правовыми нормами, в том числе нормами международного права, бесспорна.

Теоретически если Конституция — это закон, то договор должен иметь приоритет перед Конституцией. С точки зрения общей теории права можно утверждать, что Конституция РФ 1993 г. является Основным законом. Однако с позиций системы и структуры национального законодательства Конституция РФ представляет собой именно конституцию, а не закон. Конституция РФ 1993 года является особым источником российского права, обладающим высшей юридической силой на всей территории России. Более того, текст Конституции РФ разделяет понятия Конституции и федеральных законов. Например, в силу п. 2 ст. 4 «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Поэтому Конституция не может быть поставлена на один уровень с законом.

В п. 1 ст. 1 Федерального закона о международных договорах Российской Федерации указано: «Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, настоящим Федеральным законом». Однако тот факт, что Конституция указана после общепризнанных норм и договоров, ни в коей мере не означает ограничения ее статуса в правовой системе страны. Сохраняет свое значение общий принцип — Конституция «имеет высшую юридическую силу». Законы и иные правовые акты, включая те, что содержат международные нормы, не должны противоречить Конституции, как это закреплено в п. 1 ее ст. 15.

Следует учитывать, что Конституция установила не общий приоритет норм международного права, а приоритет применения. Общий приоритет означал бы, что в случае противоречия международной норме закон прекращает свое действие. Приоритет применения означает, что в случае противоречия в данном конкретном случае применяется международная норма, но это не лишает закон юридической силы, и он применяется в иных случаях.

www.lawmix.ru

Смотрите так же:

  • Жилищный закон рк Жилищный закон рк Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I О жилищных отношениях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.) Раздел 1 Глава 1. Общие положения Глава 1-1. Государственное регулирование в […]
  • Методическое пособие для учителя босова Информатика. Методическое пособие для 7-9 классов. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики в 7-9 классах по УМК Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов. Приведены […]
  • Неделя прокурор Неделя прокурор Жариков Олег Олегович вторник 1-й недели месяца с 10 до 12 час. среда 2-й недели месяца с 10 до 12 час. четверг 3-й недели месяца с 18 до 20час. суббота 4-й недели месяца с 10 до 12 час. Первый заместитель […]
  • Законы о выборах рк Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.06.2010 г.) Глава 1. Общие положения Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Конституционным законом Статья […]
  • Приказ о зачислении учащихся в школе Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить с 01.09.2017 года в 1 класс фортепианного […]
  • Как оформит налоговый вычет на ребенка Как получить налоговый вычет по НДФЛ на детей? Родители ребенка, на обеспечении которых он находится, имеют право ежемесячно получать стандартный налоговый вычет по НДФЛ (далее — вычет на детей). Налоговый вычет позволяет уменьшить доход, […]