Повышение налога 2013

В Москве с 1 января 2013 года увеличатся ставки транспортного налога

Мосгордумой принят закон, в соответствии с которым в столице увеличиваются ставки транспортного налога. Документ приводит ряд положений Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге» в соответствие с НК РФ.

Так, согласно закону увеличиваются ставки налога в отношении легковых автомобилей тех категорий, ставки для которых не изменялись более 8 лет или изменялись незначительно. Повышение составит от 5 до 8 рублей на 1 л.с. в год. Легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 л.с. налогом по-прежнему облагаться не будут.

В частности, налоговая ставка для легковых автомобилей с в зависимости от мощности двигателя составит (с каждой лошадиной силы):

  • до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 12 руб. (сейчас 7 руб.).
  • свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно – 25 руб. (сейчас 20 руб.).
  • свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно – 35 руб. (сейчас 30 руб.).
  • свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128, 7кВт) включительно – 45 руб. (сейчас 38 руб.).
  • свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 руб. (сейчас 45 руб.).
  • свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно – 65 руб. (сейчас 60 руб.).
  • свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75 руб. (сейчас также 75 руб.).
  • свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) — 150 руб. (сейчас также 150 руб.).

Также изменились ставки транспортного налога для автобусов, грузовых автомобилей, катеров, моторных лодок, самолетов и ряда других видов транспорта. При этом изменения не коснулись мотоциклов, мотороллеров, снегоходов и мотосаней.

Закон вступит в силу 1 января 2013 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Текст документ размещен на официальном сайте Мосгордумы. Его полное наименование: «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 33 «О транспортном налоге».

www.garant.ru

Автомобили

Закон и право

Средство от роскоши

Госдума приняла закон о повышении транспортного налога на машины дороже 3 млн рублей

Госдума приняла законопроект о повышении налога на автомобили стоимостью свыше 3 млн рублей. Машины получат шесть повышающих коэффициентов транспортного налога. Эксперты утверждают, что спрос на дорогие машины не изменится, а заметной прибавки к бюджетным поступлениям от нового налога ждать не стоит.

В пятницу, 5 июля, Госдума окончательно приняла законопроект правительства, который введет налог на роскошные автомобили. В ходе рассмотрения документ претерпел ряд изменений, инициированных депутатами Госдумы.

Документ дополняет пункт 2 части 2 статьи 362 Налогового кодекса «Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу» фразой «Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента».

Прежде всего депутаты изменили предложенную систему коэффициентов: первоначально были предложены только два множителя — двукратный и трехкратный. В финальной версии законопроекта коэффициентов ставки транспортного налога оказалось шесть.

Для автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей, возраст которых колеблется от 2 до 3 лет, предусмотрен коэффициент 1,1. При аналогичной стоимости, но меньшей давности выпуска (1–2 года) множитель увеличится до 1,3 ставки налога. Если машине всего год, то множитель составит уже 1,5 ставки.

Двукратное повышение налога предусмотрено для владельцев автомобилей стоимостью от 5 млн до 10 млн рублей. При этом возраст машины должен составлять не более 5 лет.

Трехкратное увеличение ставки транспортного налога вводится на машины в ценовом диапазоне от 10 млн до 15 млн рублей, с момента выпуска которых прошло не более 10 лет. Такой же коэффициент будет применяться к владельцам машин дороже 15 млн, возраст которых не превышает 20 лет. Судя по оговоренным в законопроекте срокам выпуска, ретроавтомобили останутся за рамками действия повышенного налога.

Закон вступит в силу 1 января 2014 года.

Расчетом стоимости автомобилей займется Минпромторг. Перечень легковых автомобилей, которые попадут под действие дополнительного налога, будет ежегодно не позднее 1 марта размещаться на сайте ведомства.

Срок выплаты повышенного транспортного налога заложен в пояснениях к каждому коэффициенту. К примеру, двукратное повышение налога ожидает владельцев машин стоимостью от 5 млн до 10 млн рублей, возраст машин которых составляет не более пяти лет, — увеличенный вдвое налог придется платить в течение пяти лет с момента выпуска машины.

Для налогоплательщика важно только то, находится ли его автомобиль в списке Минпромторга или нет, — первоначальная цена его машины и стоимость на вторичном рынке роли не играют.

К примеру, если человек владеет машиной стоимостью 7 млн рублей, то по новому закону он обязан платить удвоенный транспортный налог в течение пяти лет. Если человек продаст эту машину через четыре года, то налог перейдет новому владельцу, но тот будет обязан оплатить его за год, в который совершена покупка, и еще один год до истечения пятилетнего срока.

Судя по рыночным ценам, начальное повышение транспортного налога затронет большое количество владельцев популярных в России модификаций внедорожников и седанов премиальных марок.

Среди них можно выделить Mercedes-Benz (G-Class, M-Class, GL-Class, S-Classe и другие), BMW (X5, X6, 6-Series, 7-Series), Porsche (911, Cayenne, Panamera), а также Lexus (серии LS и L), Jaguar (XJ, XK), Volkswagen (Phaeton, Touareg), Infiniti (M, QX) и Toyota (Land Cruiser). Максимальное увеличение транспортного сбора относится преимущественно к супер- и гиперкарам марок Ferrari, Aston Martin, Lamborghini, а также представительским седанам Bentley и Rolls-Royce.

К примеру, налог на внедорожник Infiniti QX56 стоимостью от 3,2 млн до 3,4 млн рублей в Москве составит 91,1 тыс. рублей. Столичный владелец спорткара Porsche 911 Turbo, который стоит около 8,3 млн рублей, заплатит 156 тыс. рублей. Москвич, передвигающийся на Ferrari 458 Italia стоимостью около 12 млн рублей, должен будет оплатить налог в размере 256,5 тыс. рублей.

Первоначально российские власти планировали ввести дополнительный налог на роскошные автомобили, отталкиваясь от мощности их двигателей.

В случае принятия документ затронул бы владельцев машин с моторами, мощность которых составляет более 410 л. с.: они платили бы по 300 рублей за одну единицу мощности. По данным Минфина, эта версия законопроекта затронула бы 20 тыс. автовладельцев, 7 тыс. из которых зарегистрированы в Москве. Данную версию законопроекта не успели внести на рассмотрение Госдумы в отведенный срок, в результате чего от документа полностью отказались. Впоследствии во властных кругах решили, что следует вводить повышенный налог на машины определенной марки или, как было в итоге решено, машины определенной стоимости.

О необходимости введения таких мер Владимир Путин заявил в конце 2012 года. По плану дополнительное налогообложение должно было быть установлено для машин стоимостью свыше 5 млн рублей, но в мае 2013 года представители Объединенного народного фронта внесли поправку к документу, согласно которой порог был снижен до 3 млн рублей.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что бюджет от налога на роскошные автомобили не выиграет, новую меру стоит воспринимать иначе.

«Если рассматривать это как некий социальный налог, то это нормальный шаг», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.

Аналитик считает, что после введения налога спрос на машины стоимостью свыше 3 млн практически не изменится. «Люди, которые их покупали, будут платить налог и покупать их дальше. Тем более что спрос в этом сегменте достаточно устойчив, даже периоды общего спада на рынке на него не очень влияют», — пояснил эксперт.

Кроме того, специалист считает, что производителям и продавцам автомобилей нет смысла идти на ухищрения, чтобы снизить стоимость машин и обойти нововведение. «Я не думаю, что официальные дилеры, которые представляют производителей, пойдут на уловки — игра не стоит свеч. Репутационный риск куда больше, чем потенциальный выигрыш», — заключил Беспалов.

Экономполитика

Суперкары получат сверхналог

Ставка транспортного налога на автомобили дороже 5 млн рублей должна быть выше в 2–3 раза — предложение Минфина

Дорогими в России будут считаться автомобили стоимостью свыше 5 млн рублей. С них предлагается взимать транспортный налог в двойном размере, если возраст машины не более 5 лет. Владельцам машин дороже 10 млн рублей придется заплатить в три раза больше базовой ставки налога. Соответствующие параметры налога на роскошь определил Минфин. Список моделей в зависимости стоимости будет составлен Минпромторгом. У регионов остается право устанавливать собственные ставки, которые могут в несколько раз превышать базовые. Роскошные автомобили для российских владельцев — вопрос имиджа, поэтому снижения спроса ожидать не стоит, указывают эксперты.

Владельцы легковых автомобилей, которые стоят более 5 млн рублей, будут платить повышенный транспортный налог. Соответствующий законопроект о налоге на роскошь разработал Минфин.

Машины стоимостью 5–10 млн рублей и не старше пяти лет должны облагаться удвоенной ставкой, свидетельствуют материалы ведомства.

В три раза больше придется платить тем, чей автомобиль стоит 10–15 млн рублей и не старше 10 лет. Такое же правило будет действовать для машин дороже 15 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Таким образом, винтажные автомобили повышенным налогом облагаться не будут.

Двукратное повышение транспортного налога затронет в первую очередь владельцев популярных в России модификаций внедорожников и седанов представительского класса, выпускаемых Mercedes-Benz (G-Class, M-Class, GL-Class, S-Classe и другие), BMW (X6, 7-Series), Porsche (Cayenne, Panamera), а также Lexus (серии LS и L). Трехкратное увеличение транспортного сбора относится преимущественно к супер- и гиперкарам марок Ferrari, Aston Martin, Lamborghini, а также представительским седанам Bentley и Rolls-Roice.

В 2012 году в России было продано 22 автомобиля Aston Martin и шесть Lamborghini, уточнили «Газете.Ru» в представительстве Aston Martin. В Bentley комментарии давать не стали.

Согласно предложениям Минфина, будет составлен список моделей, которые стоят более 5 млн рублей. Он должен публиковаться ежегодно не позднее 1 марта на сайте Минпромторга. Средняя стоимость будет вычисляться на основе данных Росстата, Федеральной таможенной службы и сделок с автомобилями соответствующих марок, моделей и модификаций.

Минфин рассчитывает, что соответствующие поправки в Налоговый кодекс вступят в силу с 1 января 2014 года.

Пока неизвестно, сколько налоговых поступлений принесет повышение налога. «Это зависит от каждого конкретного региона, поскольку ставки транспортного налога, льготы и освобождения от его уплаты устанавливаются региональными властями», — пояснил «Газете.Ru» директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин.

В статье 361 Налогового кодекса указаны налоговые ставки, но региональные власти могут их увеличивать, уменьшать и варьировать в зависимости от возраста автомобиля, но не более чем в 10 раз. Для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. налог может быть снижен до 0%.

В соответствии с Налоговым кодексом базовая ставка для автомобилей мощностью до 100 л. с. составляет 2,5 рубля с каждой лошадиной силы; 100–150 л. с. – 3,5 рубля, 150–200 л. с. – 5 рублей, 200–250 л. с. – 7,5 рубля, свыше 250 л. с. – 15 рублей.

В Москве ставки транспортного налога выше в несколько раз. В 2013 году их увеличили в очередной раз и отменили льготы для владельцев автомобилей с двигателем мощностью более 200 л. с.

В Москве ставка налога для автомобилей мощностью до 100 л. с. составляет 12 рублей с каждой лошадиной силы, 100–125 л. с. – 25 рублей, 125–150 л. с. – 35 рублей, 150–175 л. с. – 45 рублей, 175–200 л. с. – 50 рублей, 200–225 л. с. – 65 рублей, 225–250 л. с. – 75 рублей, свыше 250 л. с. – 150 рублей.

Власти рассчитывают, что объем поступлений от транспортного налога в этом году увеличится на 2,5 млрд рублей.

Ввести налог на сверхпотребление в начале 2012 года поручил Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра. Предполагалось, что повышенные ставки должны были быть введены с 2013 года, но процесс межведомственного согласования затянулся. В частности, Минэкономразвития предлагало повысить ставки для автомобилей с мощностью двигателя более 200 л. с. В июле прошлого года Минфин представил законопроект. Документ предполагал установление налога на автомобили с мощностью двигателя свыше 410 л. с. в размере 300 рублей с лошадиной силы. Регионы не могут изменять эту ставку, говорилось в предложениях ведомства. Минфин рассчитывал, что повышение транспортного налога коснется около 20 тыс. автомобилей, из которых 7 тыс. зарегистрированы в Москве. Эти поправки приняты не были.

В конце января этого года Минфин представил предложения о налогообложении дорогой недвижимости. Ставка налога на имущество (недвижимость и землю) совокупной стоимостью более 300 млн рублей должна составить 0,5% — в пять раз больше обычной. Налог на имущество должен вступить в силу в ряде регионов с 1 января 2014 года и рассчитываться из рыночной стоимости объектов.

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что новая мера Минфина серьезно ни на что не повлияет. «Скорее всего, для бюджетов регионов это будет очень небольшая величина, — сказал эксперт. – Не думаю, что повышение налога станет препятствием для спроса на дорогостоящие автомобили, поскольку в России цена не является определяющим фактором для покупок в таком сегменте: больше ориентируются на имиджевый фактор».

Сам подход к взиманию транспортного налога (в том числе с повышенными коэффициентами) неправильный, считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Максим Рохмистров. «По сути, нынешний транспортный налог – это налог на движимое имущество, но взимается он исходя из лошадиных сил», — пояснил «Газете.Ru» депутат. По его мнению, увеличение налога, исходя из стоимости, непонятно: «Ударили машину – она стала стоить другие деньги».

«Надо прекратить бороться с богатством и благосостоянием и начать бороться с бедностью», — указал Рохмистров.

Было бы правильнее отменить транспортный налог и ввести некий экологический сбор на двигатель внутреннего сгорания, который был бы заложен в цену моторного топлива. «Сколько человек ездит, столько и платит, будь то автомобиль, газонокосилка или моторная лодка», – указывает он и отмечает, что такой подход служил бы поддержкой развития альтернативных видов топлива. Существование льгот при такой системе можно сохранить, исходя из социального норматива потребления бензина, предполагает Рохмистров.

m.gazeta.ru

Повышение налога 2013

президент России. «Налоговая нагрузка на несырьевые секторы экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 г. После принятия в 2012 г. изменений, касающихся налоговых ставок, предлагаю не корректировать ставки по основным налогам». Бюджетное послание 2012 г.

Повышение налогов может не завершиться в следующей бюджетной трехлетке и продолжиться после выборов-2018. В правительстве и Кремле рассматривается идея поднять НДФЛ и НДС в 2019 г., рассказали четыре федеральных чиновника, участвующих в обсуждении налоговой политики. По словам двух из них, оба налога могут быть повышены на 2 п. п. — до 15 и 20% соответственно. НДС — до 20%, в курсе еще один чиновник, о возможной ставке НДФЛ ему не известно.

Проработать вопрос поручил президент, знает высокопоставленный чиновник. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждает, что сейчас на уровне президента вопрос не обсуждается.

Окончательных решений нет, рассказывает один из чиновников, но идет активное обсуждение, готовятся расчеты. Была позиция — до 2018 г. общая нагрузка не должна расти, одни налоги повышаются, другие снижаются, объясняет он, все решения будут приниматься уже в следующем электоральном цикле. Но готовиться к ним нужно сейчас, подчеркивает он.

«Какова вероятность того, что пойдет дождь? 50 на 50. Вот и в этом вопросе вероятность 50 на 50 — может, налоги будут повышены, а может, и нет», — комментирует Песков. За информацией он посоветовал обратиться в правительство.

На прошлой неделе Минфин признал: в условиях снижения доходов (с 19,6% ВВП в 2015 г. до 18,1% в 2017 г. согласно бюджетным проектировкам) и ограничений на рынках займов повышение налогов — единственный способ сбалансировать бюджет. Министерство, например, уже объявило о возможном предоставлении регионам права вводить налог с продаж с 2015 г. (3%, но обсуждается и ставка в 5%), о повышении налога на дивиденды для физических лиц с 9 до 13% и акциза на дорогие сигареты, о введении акциза на газ, поставляемый по «Голубому потоку» в Турцию.

Одна из ключевых мер — взимание взносов в фонд обязательного медицинского страхования со всей зарплаты с 2016 г. «Это даст нам примерно 200 млрд руб.», — цитирует «Интерфакс» министра финансов Антона Силуанова. Сейчас взносы в 5,1% берутся только с определенной величины доходов (в 2014 г. — до 624 000 руб. в год).

НДС и НДФЛ — стабильные источники доходов. За семь лет поступления НДФЛ снизились незначительно: в 2007 г. — 3,81% ВВП, в 2013 г. — 3,75% (данные из Основных направлений налоговой политики, ОННП). В 2013 г. доходы консолидированного бюджета от налогов на труд — НДФЛ и социальных взносов — впервые превысили поступления от сырьевой ренты. НДС показал более существенный спад — с 6,8 до 5,31% ВВП (для сравнения: по налогу на прибыль спад более чем вдвое — до 3,11%).

В 2017 г. Минфин рассчитывает получить от НДС 5,3 трлн руб., от НДФЛ — 3,4 трлн. Если бы ставки были на 2 п. п. выше, то при неизменности прочих условий (а они будут меняться) дополнительные поступления составили бы примерно 0,6 трлн и 0,5 трлн руб. соответственно.

Исходя из долей этих налогов в ВВП налоговая нагрузка может вырасти примерно на 0,6-0,7% ВВП, подсчитал директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

Повышение НДФЛ поддержит регионы, у которых катастрофически растут дефициты из-за исполнения инаугурационных указов Владимира Путина. Это ключевой источник их доходов — 31% поступлений в 2013 г. (2,5 трлн руб.). Налог с продаж в случае одобрения может принести регионам еще около 200 млрд руб. в год, оценивал Минфин.

До сих пор государство ограничивалось увеличением налогового бремени на отдельные отрасли или ужесточением контроля: транспортный налог, акцизы, НДПИ, предложения по деофшоризации, напоминает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Теперь обсуждается фронтальное повышение налогов на труд и на потребление, констатирует он, и это двойной удар — рост издержек по НДФЛ и страховым взносам увеличит базу для НДС и, следовательно, нагрузку по этому налогу.

Более всего повышение НДС скажется на тех отраслях, которые не смогут переложить эти расходы на потребителей, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы, этим компаниям придется снижать инвестиции. При ограниченной платежеспособности покупателей перенести все издержки на цены нельзя, объясняли крупные ритейлеры. В прошлом году в федеральный бюджет поступило 3,5 трлн руб. НДС. Больше других внутреннего НДС заплатили обрабатывающие производства. Некоторые отрасли, напротив, возвращали налог из бюджета, например нефтепереработчики, химики, металлурги.

Основная ставка НДС до 1 января 2004 г. была именно 20%. Это соответствует уровню косвенного налогообложения (налог с продаж или НДС) во многих развитых странах, в развивающихся она часто ниже (в Китае общая — 17%, в Индии — от 12,5 до 15% в различных штатах, данные EY). Почти во всех странах есть только один косвенный налог, а при одновременном увеличении НДС и введении налога с продаж Россия станет страной с одной из самых высоких нагрузок по косвенным налогам, указывает Щекин.

Россия и сейчас проигрывает многим странам по налоговой нагрузке на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда, признает Минфин в ОННП. Средний уровень нагрузки в ОЭСР в 2012 г. — 34,91% ВВП, в России — 34,99% (без учета нефтегазовых доходов — 23,8%). И это с учетом европейских стран с высокими налогами, в США, например, нагрузка — 24,35% ВВП, в Канаде — 30,74%, в Турции — 27,66%. Существенно ниже она в большинстве стран БРИКС (в среднем — 26,75%) и других странах Таможенного союза (см. график). Повышение налогов снизит и без того низкую конкурентоспособность российских производителей, говорит Назаров, по большей части работодатели будут вынуждены сократить зарплаты или отказаться от их индексации. Они будут стремиться сделать все, чтобы не увеличить расходы, согласна Суслина. Бизнес и люди рано или поздно ответят уходом в тень, подхватывает Назаров. А потребители — сокращением трат, дополняет Суслина, следовательно, сузится внутренний спрос, а это удар по производству.

Поскольку НДФЛ в странах-соседях ниже (в Белоруссии — 12%, в Казахстане — 10%), могут появиться и схемы оформления доходов на лиц из этих стран, указывает Щекин. Доходы от НДС также будут меньше планируемых — из-за схем дробления бизнеса с переходом на упрощенную систему налогообложения, ожидает Щекин.

Начинать нужно не с повышения налогов, а с серьезного сокращения неэффективных расходов — это было бы менее вредно для экономики, настаивает Суслина: «Вырастут стимулы отказаться от ведения бизнеса».

«Маржа большинства промышленных компаний — 5-10-15%, они ее изымают, естественно, народ будет бизнес закрывать, экономического роста не будет», — подтверждает управляющий крупной инвесткомпании.

В России опасно повышать налоги на зарплаты, предупреждает гендиректор «Пикалевской соды» и «Базэлцемент-Пикалево» Максим Волков, до сих пор встречаются компании, которые платят зарплату вчерную, а нагрузка на зарплаты и так выросла. Увеличение НДС на 2 п. п. серьезно не отразится на бизнесе, считает Волков: когда нет прибыли, НДС минимален. Но любое повышение НДС снижает покупательную способность населения, предупреждает он.

Бюджетное планирование носит ситуационный, а не долгосрочный характер, успокаивает Назаров. Это политически сложное решение, но до 2018 г. еще есть время обойтись без этой меры, надеется чиновник финансово-экономического блока правительства. Расчет такой: ради политической целесообразности от повышения ближе к 2018 г. можно отказаться, это даже позволит набрать политические очки. Возможно и другое развитие событий: если будет социальный заказ, введут прогрессивную шкалу для НДФЛ, допускает собеседник «Ведомостей». Лейтмотив президентства Путина — стабильность важнее, чем реформы: непопулярные решения откладываются на самый крайний момент, считает политолог Михаил Виноградов, только серьезный провал в экономике и бюджете заставит пойти на них.

Если налог с продаж можно ввести относительно незаметно (замминистра экономического развития Андрей Клепач оценил увеличение инфляции в чуть более 1 п. п.), то повышение НДФЛ — куда более непопулярная мера, предупреждает Щекин. Вместе с долей доходов от населения должна вырасти ответственность государства перед налогоплательщиками, настаивает он, но, если социальные услуги останутся на прежнем уровне, государство ждет социальный протест.

«На фоне того, что уже сделали (Крым, тарифы, ставки кредитов), это нерелевантно, — реагировал на налоговые планы властей руководитель крупного инвестхолдинга. — Инвестиции, по сути, и так на нуле. Хотя зарплаты, конечно, опять пойдут в тень. В целом все ожидаемо и неизбежно».

«Все как обычно», — констатирует другой топ-менеджер.

m.vedomosti.ru

Повышение налогов в России могут начать с граждан

Денежные купюры США и американская виза

МОСКВА, 22 мар — ПРАЙМ. Правительство РФ начало обсуждать возможные изменения налоговой системы с самой непопулярной темы – повышения ставки подоходного налога. Этот вопрос уже не первый раз поднимается в публичной плоскости, но консенсуса по нему в кабинете министров нет. Опрошенные РИА Новости эксперты относятся к ней с большой долей скепсиса, полагая, что повышение НДФЛ может и не принести желаемого эффекта для бюджета, но расстроит многих налогоплательщиков.

В четверг вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что не исключает повышения НДФЛ в России с нынешних 13% до 15%. По информации газеты «Ведомости», эта идея обсуждалась на совещании у главы правительства. Замминистра финансов РФ Владимир Колычев при этом заявил, что официальных предложений на эту тему Минфин не видел и сам не делал.

«Это число — 13% (ставка НДФЛ – ред.) — тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел. Повторяю: если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу, мы жили с 13% налогом достаточно долго и если дополнительные 2% будут направляться например на здравоохранение, это точно будет в плюс», — заявил Дворкович.

Министр финансов Антон Силуанов в четверг на встрече с президентом РФ пообещал, что налоговые новации, которые готовит Минфин, будут направлены, прежде всего, на создание равных условий ведения бизнеса, повышать налоговую нагрузку не планируется.

ПЛЮС НА МИНУС

Повышение налога на доходы физических лиц с 13% до 15% принесет бюджету порядка 600 миллиардов рублей в год, подсчитал директор института стратегического планирования ФБК Игорь Николаев. Однако гарантировать, что эти деньги пойдут на здравоохранение или образование, по его словам, невозможно.

«Если будут 2% дополнительно собирать в случае поднятия ставки с 13% до 15%, это около 600 миллиардов рублей. Это большие деньги, это сопоставимо с расходами федерального бюджета на образование — чуть больше, на здравоохранение — чуть меньше», — сказал Николаев. Но отследить целевое использование средств будет невозможно. «У нас есть принцип, согласно которому налоги не могут быть «окрашены», — напомнил он.

Примерно такие же оценки дал эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. «Повышение налога на доходы физических лиц до 15% с 13% может дать прирост доходов бюджета в размере 0,3-0,5% ВВП», — полагает он. Однако если власти введут некий необлагаемый минимум доходов, как это обсуждалось, эффект будет меньше.

Фискальный эффект для региональных бюджетов РФ от повышения налога может оказаться и вовсе нулевым, считает старший директор международного рейтингового агентства Fitch Владимир Редькин. Эксперт напомнил, что поступления от подоходного налога направляются в бюджеты регионов.

«Не скажет ли федеральный бюджет, что вам добавили налогов новых — мы вам меньше передадим трансфертов (из федерального бюджета – ред.)? Если такое случится, то возможно, что фискальный эффект для субъектов в итоге будет нейтральный», — сказал Редькин.

По его словам, это приведет и к повышению расходов бюджета, поскольку весьма значительная их доля приходится на выплату зарплат. «Работники госучреждений, бюджетники, те же учителя и так далее — они же тоже платят налоги, это тоже идет из бюджета. То есть в расходах бюджета уже будет увеличение расходов, как ни странно. Причем расходы появятся и во всех бюджетах, не только в бюджете субъекта», — сказал он.

НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

Николаев из ФБК опасается, что повышение налога приведет к снижению доходов граждан. «Не надо думать, что работодатель платит, и люди не почувствуют. Люди почувствуют. У работодателя очень просто – у него есть деньги на фонд оплаты труда, он должен как агент заплатить 13% подоходный налог. Если НДФЛ поднимается, то он просто вынужден будет снизить заработную плату», — сказал он.

Дворкович считает такое повышение несущественным, поскольку налог все равно останется одним из самых низких в мире. «Я не думаю, что разница между 13% и 15% такова, чтобы люди побежали сразу в другие юрисдикции. Тем не менее надо, конечно, все просчитать, продумать аккуратно прежде чем принять законодательное решение», — заявил вице-премьер.

«Существует и опасность перехода зарплат в тень, если бизнес почувствует, что это существенно ударило по его конкурентоспособности. Этот эффект будет менее значим по сравнению, например, с социальными платежами, но тем не менее все равно такой риск есть», — возражает Редькин из Fitch.

«Когда отбирают, хочется понимать зачем, так как у нас с этим не очень понятно, особенно тем, кто зарабатывает выше среднего. Также надо разделять фискальную меру и социальную. Рост налога на обеспеченных и введение необлагаемого минимума приведет к сокращению неравенства. Насколько существенный будет этот эффект — зависит от уровня необлагаемого минимума зарплат. Но что можно точно ожидать — это сильное негативное восприятие этого решения со стороны высокооплачиваемого населения», — отметил эксперт.

«Кому-то кажется, что 2% роли не сыграют. А в регионах средняя зарплата — 20 000, и для них 2% — это 400 рублей. Для людей с такой зарплатой каждая копейка на счету, а здесь её предлагают отдать на фоне снижения налоговой нагрузки для других областей», — согласен руководитель маркетингового центра «Алехин и партнеры» Роман Алехин.

По его мнению, предлагать повышение НДФЛ надо вместе с другими мерами для развития бизнеса и экономики в стране. Как считает эксперт, следует заранее продумать, как решить проблему «серой зарплаты», которая, по его мнению, после налоговой реформы станет еще актуальнее.

МЯГКИЙ ПРОГРЕСС

Чтобы смягчить негативные последствия налоговых изменений для малообеспеченных граждан, власти обсуждают также введение необлагаемой минимальной величины дохода. Это является мягким аналогом прогрессивной шкалы НДФЛ и может сделать систему более справедливой, полагает партнер Deloitte Геннадий Камышников.

«С точки зрения величины, это все равно останется один из самых низких налогов в мире. При этом очень важно, чтобы у нас не появилось прогрессивной шкалы», — сказал он. «Риск наличия агрессивной прогрессивной шкалы состоит в том, что у налогоплательщиков, у тех, кто будет много зарабатывать, возникнет большое желание уходить «в тень», — пояснил Камышников.

По мнению эксперта, введение необлагаемого минимума зарплат гарантировало бы некоторую социальную справедливость. «Это становится математическим аналогом прогрессивного налогообложения», — добавил Камышников.

Председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков напротив, уверен, что прогрессивная шкала НДФЛ, предполагающая повышенное обложение доходов свыше 3 миллионов рублей в месяц, необходима. Однако базовая ставка налога должна остаться на уровне 13%. «Каждый человек должен платить налог. 13% считается самой низкой в мире (ставкой – ред.), и ее надо оставить», — полагает он.

Правительство выступает против прогрессивной шкалы – и в этом вопросе в кабинете министров существует некое единодушие. «Коммунисты постоянно предлагают ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Мы против такого подхода», — сказал Дворкович в ходе общения со студентами РЭУ имени Плеханова.

Последовательным противником повышения подоходного налога и введения его прогрессивной шкалы является министр финансов РФ Антон Силуанов, который называл плоскую шкалу НДФЛ с единой ставкой в 13% столпом российской налоговой системы.

«Не надо трогать налог, который нормально работает и собирается, увеличение ставки, прогрессия приведёт к тому, что начнут задумываться как обойти, плоская шкала 13% налога вполне конкурентоспособна», — говорил Силуанов в феврале.

РЕШЕНИЙ НЕТ

Обсуждения касательно налоговых новаций в РФ, в том числе в отношении налога на доход физических лиц (НДФЛ), еще продолжатся, никаких готовых решений пока нет, сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

«Что касается налоговых дел, конечно, сначала должна быть сформулирована позиция правительства, кабинета министров. Пока еще обсуждения продолжаются, и каких-либо решений в этом контексте не принималось», — сказал Песков.

В любом случае, если решения появятся, они должны касаться не только НДФЛ, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Надо в целом менять налоговую систему, а не отдельные налоги. Нельзя менять одно и не менять другое», — заявил он в четверг.

А главная задача всех изменений, как заявил на встрече с президентом Силуанов — это создание равных условий ведения бизнеса, с тем чтобы меньше было случаев уклонения от налогов. «За счет этого — а это большой ресурс — мы также сможем профинансировать те задачи, которые поставлены вами в послании», — сказал Силуанов президенту.

1prime.ru

Смотрите так же:

  • Приказ моз прививки Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Федеральный закон от 240798 no 125-фз Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ"Об […]
  • Ставки налога авто москва Разъяснения Ставки транспортного налога в Москве на 2015 год установлены Законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 "О транспортном налоге" (с изм. от 16 апреля 2014 г.). Внимание! С 1 января 2014 года по дорогостоящим автомобилям налог […]
  • База гражданского суда Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 […]
  • 1 Основы законодательства рф об охране здоровья граждан 1 Основы законодательства рф об охране здоровья граждан (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ. 01.12.2004 № 151-ФЗ. ) Полный текст закона с дополнениями и […]
  • График выдачи пенсий в декабре в ногинске График выплаты пенсий в декабре 2018 года в Санкт-Петербурге График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат в декабре 2017 года через отделения почтовой связи Санкт-Петербурга: По ОПС 198218; 198326; 198411; 198517; 198325; 198327; […]