Институции гая закон 12 таблиц

Занятие 1 Законы XII таблиц и Институции Гая как юридические источники. Судебный процесс в Древнем Риме

Задачи:
1. Продолжите умозаключение юриста Юлиана, касающееся перерастания обычая в закон: «Если мы не имеем писанных законов для каких-либо дел, то следует установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то следует соблюдать наиболее близкое и вытекающее из последнего правило; если и этого не оказывается, то следует.

иск на это (смешанное зерно), насколько зерно каждого оказывается имеющимся в общей массе; если же зерно смешано не по их воле, то оно считается общим, и имеется иск о. »?
13. Определите вид иска:
а) «Если раб убил с ведома господина, то он возлагает ответственность в полном объеме на господина, ибо считается, что убил сам господин; если без ведома господина, то имеется. иск и господин не обязан отвечать за злодеяния раба свыше выдачи причинившего вред».
б) «Если кто-то причинил вред, будучи побуждаем к этому другим лицом, то Прокул пишет, что не отвечает ни тот, кто побуждал, так как он не убил, ни тот, кого побудил, так как он не причинил вреда противоправно; поэтому должна быть дана. против того, кто побуждал».
в) «Если кто-то, нагруженный сверх меры, сбросил тяжесть и убил раба, то применяется Аквилиев закон: от него самого зависело не возлагать на себя такого груза. Ибо если кто-то свалился и задавил чужого раба тяжестью груза, который он нес, то Пегас говорит, что на него возлагается ответственность по Аквилиеву закону, лишь если он нагрузил себя сверх меры или слишком неосторожно переходил скользкое место».
г) «Если свободный человек, который добросовестно служил как раб, дал мне деньги, чтобы я отпустил его на свободу, и я это выполнил, то спрашивается, может ли он предъявить ко мне кондикцию после того, как будет доказано, что он был свободным. И Юлиан в 11-й книге пишет, что отпущенный на свободу может предъявить требование о возвращении денег».

Вопросы:
1. Кто обеспечивает явку ответчика в суд?
2. Возможно ли было прекращение дела до суда?
3. Что означают выражения:
а) «. пусть тот, кто его вызвал, наложит на него руку. »
б) «. за бесхозяйственного гражданина. »
4. Как решается дело, если одна из сторон не явится в суд?
5. Чем объяснить большую сумму залога?
6. Почему специально указывается причина для неявки в суд — участие в судебном заседании по обвинению в государственной измене или в качестве третейского посредника?
7. Почему запрещалось истцу применять силу для обеспечения явки свидетеля в суд?
8. Как исполнялось судебное решение относительно должника?
9. Какой срок должник находится в распоряжении кредитора после вынесения судебного решения?
10. Насколько реально предание должника смертной казни?
11. Назовите и охарактеризуйте основные группы свободного населения Рима в эпоху принципата.
12. Какими чертами характеризуется статус рабов в Риме в I-Щ вв. до н.э.?
13. Какими полномочиями в законодательном процессе обладал принцепс?
14. В чем выражалась деятельность римских юристов в эпоху принципата?
15. Чем различались две основные школы римских юристов — про-кульянская и сабиниатская?
16. В чем сущность законов о цитировании?
17. Как понимал Гай деление вещей на манципированные и неманицпированные в отличие от Законов ХП таблиц?
18. Почему Гай считал, что манципация является более предпочтительной формой отчуждения вещи, чем традиция?
19. О каких видах собственности идет речь в «Институциях Гая»?
20. Приведите примеры из «Институций Гая» первоначального способа приобретения права собственности.
21. Какими причинами объясняется вытеснение легисакционного процесса формулярным в судопроизводстве?
22. В чем состояла особенность формулярного процесса?

Литература:
1. Дигесты Юстиниана. Под ред. И.С. Перетерского — М., 1986.
2. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х томах. М., 1990.
3. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. С.Л. Утченко. М.,1962.
4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З.М. Черниловского. М., 1994. С. 56-66.
5. Цицерон М.Т. Диалоги. О государстве. О законах. — М., 1966.
6. Цицерон М.Т. Речи. В 2-х томах. — М., 1975.
7. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. — Пер с франц. — СПб., 1995. Гл. ХП, XIV-XV.
8. Косарев А.И. Римское право. — М., 1986. Гл. П.
9. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. — М., 1962.
10. Утченко С.Л. Цицерон и его время. — М., 1986.
11. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. — М., 1984.
12. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. — М., 1991.
13. Штаерман Е.М. О классовой структуре римского общества // Вестник древней истории. — 1969. — № 4.
14. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон. Биографии. Т. 2.-М., 1993. С. 570-572.

scicenter.online

Український юридичний портал

Законы XII таблиц (451—450 гг. до н. э.) представляют собой краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отноше­ниям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по настойчивому требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже предпринявших такую по­пытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из города.

Их требования сводились главным образом к уравнению их в по­литических правах с патрициями. Они требовали, в частности, обес­печения ауксилиума (элементарной правовой защиты от произвола чиновных служителей при помощи создания своих сословно изби­раемых чиновников — магистратов) и наделения такими правами, которые бы ограничили произвол властей. Поскольку плебс состав­лял большинство в народном собрании, он требовал расширения прав последнего и более демократического голосования в комициях. Другие пункты притязаний при составлении законов — требования об освобождении от тягот долгового рабства, более справедливого дележа ager publicus (общественного земельного фонда), права всту­пать в брак с представителями патрицианских родов. В 494 г. плебеи уже добились для себя права избирать своих чиновников (плебей­ских трибунов). Всего их было к этому времени 10 человек, они не имели управленческой власти, но могли прибегать к праву Вето (букв, «запрещаю») — праву запрещать исполнение любого распоря­жения или даже постановления сената.

После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские зако­ны вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих усло­виях было решено избрать 10 человек, с тем чтобы они подготовили законы для города-государства и учли требования и ожидания кон­фликтующих сословий. Эти законы, записанные на медных досках, были выставлены на видном месте для более наглядного восприятия.

Упомянутым 10 мужам были даны на целый год высшие полно­мочия в городе-государстве для того, чтобы они могли иметь воз­можность исправлять законы и толковать их, но без права апелля­ции в отличие от всех остальных должностных лиц. Первые 10 таб­лиц вызвали нарекания за их неполноту, и новый состав выборных 10 мужей с равным представительством от патрициев и плебеев при­бавил на следующий год к старым еще две таблицы. После прибавки собрание получило название «Законы XII таблиц» (Leges duodecim tabularum). Эти же законы иногда именуются Законами десяти (му­жей) (Decemviri legibus scridundi). Законы были одобрены народным собранием в 449 г.

Содержание XII таблиц можно сокращенно представить в сле­дующем виде:

1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (табл. 1-й);

2. Процесс против несостоятельного должника (III);

3. Положения об отцовской власти (IV);

4. Опека, наследование, собственность (V—VI);

5. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (VII—VIII);

6. Публичное и сакральное право (ius publicum, ius sacrum), уго­ловное право (IX—X);

7. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного соб­рания имеют силу закона (XI—XII).

Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали сле­дующие:

• на место произвола магистратов ставился закон. Тит Ливии на­звал главным результатом этой древней бескровной политической революции «уравнение в свободе»;

• строгий формализм правовых Процедур И Общения. Так, обряд манципации предполагал, помимо наличия пяти свидетелей и весов­щика с металлом, еще произнесение ряда формул, при искажении которых в процессе говорения заключенная сделка считалась недей­ствительной. В этом формализме есть и положительные стороны, например определенность, в том числе в деле четкого внешнего выРажения Окончательного заключения сделки с перспективой боль­ших удобств в доказывании юридически важных, по спорных фак­тов. В слаборазвитой хозяйственной жизни и общении эта формаль­ность была также средством «предупредить поспешность и необдуманность совершения такого рода юридических актов» (И. Б. Новицкий);

• процесс привлечения к ответственности нарушителей прав гра­ждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства. Так, в отличие от Законов вавилонского царя Хаммурапи в Законах XII Таблиц был введен захват веши в обеспечение долга. Это допускалось в отноше­нии того, кто приобщил животное для принесения в жертву, не уп­латив за него покупной цены, либо против того, кто не представит вознаграждения за сданное ему внаем вьючное животное с тем усло­вием, чтобы плата за пользование была употреблена на жертвенный пир;

• казуистичность построения правил и норм (по принципу: «ес-ли—то — иначе»);

• обязательства возникают, согласно Законам, не только из за­ключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущерба личности, здоровью, имуществу;

• суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровст­во и измена. Они сильно уменьшили возможности самоуправства и кровной мести. Осужденный на казнь имел право апеллировать к комициям, составной части народных собраний. Смертная казнь ожидала судью-взяточника или корыстного посредника в конфликт­ной ситуации. «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертной казнью того судью или посредника, ко­торые были назначены при судоговорении (для разбирательства де­ла) и были уличены в том, что приняли денежную мзду по (этому) делу?» (IX, 3).

После одобрения Законов едва не произошел реакционный пере­ворот, но его предотвратили новый уход плебеев из Рима и оппози­ция в сенате, которые привели к отставке комиссии децемвиров, от­казывавшейся сложить свои полномочия.

Уже в 449 г. народные трибуны, выбиравшиеся плебеями, доби­лись права на неприкосновенность, а законы, принимаемые по три­бам с участием плебеев, стали признаваться. В 445 г. были разреше­ны браки между патрициями и плебеями. В 444 г. вместо двух консу­лов могли избираться трибуны с консулярной властью в количестве от трех до восьми человек. В 367 г. плебеи получают право на заня­тие одной из двух должностей консулов, одновременно ограничива­ется размер доли патрициев из общественного земельного фонда. Наконец, в 287 г. законом Гортензия решения плебейских собраний получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собра­ний. В III И II вв. противоположность патрициев и плебеев вытесняется и отчасти сменяется противоположностью сословий. Особых привилегий добиваются два сословия — нобилей (знатные патриции и богатые плебейские роды) и всадников (торгово-финансовая вер­хушка и землевладельцы среднего достатка).

Законы XII Таблиц пребывали в качестве действующих на протя­жении многих веков. Через шесть веков их комментировал в специ­альном трактате юрист Гай. Самый известный судебный оратор поздней республики Цицерон (I В. до н. э.) сообщает, что эти Законы заучивали в школах наизусть «как необходимую песнь» и этому бла­гоприятствовал особый ритмический строй текста Законов.

Законы XII Таблиц были связаны и с предшествующим законода­тельством царского периода. Полагают, что предание смерти за на­рушение верности клиентским отношениям с патроном (VIII. 2), разрешение продавать сына три раза в рабство, а также право уби­вать детей-уродцев (IV. 1) восходят еще к установлениям первого ца­ря — Ромула. Почетное положение жриц Весты (V. 1) учреждено, со­гласно Плутарху, царем Нумой. Квота в пять свидетелей при манци-пации также возводится ко времени Ромула. Поскольку в Законах нет упоминания о плебеях, полагают, что многие правовые требова­ния и процедуры составляли в то время обычное право общины пат­рициев.

Республиканский период, охватывающий без малого пять столе­тий, стал временем борьбы плебеев за уравнение в гражданских и политических правах (мирная политическая революция), а также по­пыток уравнивания разных сословий в правах на землю (реформы братьев Гракхов, закончившиеся трагически для инициаторов ре­форм и для республиканских учреждений).

Основными событиями республиканского периода стали введе­ние должности народных трибунов в 494 г., издание Законов XII Таблиц и закон трибуна Петелия 326 г. о запрете долгового раб­ства.

Цицерон, один из признанных комментаторов римских законов, оставил памятное свидетельство о высоком авторитете Законов XII Таблиц в таких словах: «Для всякого, кто ищет основ и источни­ков права, одна книжица XII Таблиц весом своего авторитета и оби­лием пользы воистину превосходит все библиотеки философов» (Об ораторе. 1, 44, 195). Юрист Гай и через шесть веков продолжал пи­сать комментарии к XII Таблицам. Не столь бесспорным был автори­тет тех лиц, которые эти законы применяли. Цицерон однажды за­метил в адрес современных ему судей, что они лишь «присутствуют, следуя долгу, но молчат, избегая опасности».

Государство для Цицерона (оратор предпочитал называть его рес­публикой — «общим делом») было достоянием всего народа, народ же не любое соединение людей, а нечто иное. Оно есть, по разъяс­нению знаменитого философа, «соединение многих людей, связан­ных между собою согласием в вопросах о праве и общностью интересов». Истинная цель республики заключается в том, чтобы «люди свободно владели своей собственностью и чтобы они не подверга­лись опасности». Пройдет много времени, и создатели республики в революционной Франции вновь повторят эту мысль-призыв в Дек­ларации прав человека И Гражданина 1 7 8 9 г.

И н с т и т у ц и и Г а я (ок. 160 г. н. Э.)- Институции представляют собой элементарное изложение цивильного права с очень ценными для нас юридико-догматическими и историческими пояснениями относи­тельно правоспособности и дееспособности участников правового общения и способов защиты личных и имущественных прав. Это об­разец наставлений в правоведении (от «институцио» — устройство, образ действия, наставление, учение). Он предназначен для началь­ного ознакомления с основными элементами римского гражданско­го права и общего представления о его системе.

До сочинения Гая частное право излагалось по следующей схеме: о праве и об исках (до Законов XII Таблиц и с их принятием) либо о юрисдикции, судебном разбирательстве и предписаниях преторских (в традиционном изложении преторского права). Гай вначале изла­гает в своем труде вопросы правоспособности и дееспособности лиц, затем имущественных правоотношений (вещи телесные и бестелес­ные, к последним относятся и обязательства) и завершает сочинение изложением вопросов охраны прав.

Институции Г а я написаны около 1 6 0 г. н. э., найдены историком Нибуром в 1 8 6 1 г. в библиотеке Веронского собора в Италии в запи­си I в. н. э.

radnuk.info

Законы XII таблиц. Институции Гая

Статья 1. Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.

Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.

Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение всех детей.

Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.

Статья 6. Все дети имеют право на жизнь.

Статья 7 и статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.

Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.

Статья 10 и статья 22. Всем детям-беженцам должна быть предоставлена защита, гуманитарная помощь и помощь в воссоединении с семьёй. Дети-беженцы имеют право на особую защиту.

Статья 11. Вывозить детей из страны нелегально запрещено.

Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.

Статья 13 и статья 17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.

Статья 14 и статья 15. Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.

Статья 16. Все дети имеют право на частную жизнь.

Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке.

Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.

Статья 21. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.

Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.

Статья 25. Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.

Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.

Статья 27. Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответвующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.

Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.

Статья 30. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным язык.

Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.

Статья 32. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования.

Статья 33. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств.

Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.

Статья 37. Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям.

Статья 38. Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет.

Статья 39. Все дети имеют право на помощь в случаях оскорблений, отсутствия заботы или грубого обращения.

Статья 40. Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним.

Статья 41. Все дети имеют право на соблюдение любых других прав, закреплённых в государственных или международных законах, если они в большей степени способствуют обеспечению прав ребёнка, чем Конвенция о правах ребёнка.

Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.

Законы XII таблиц. Институции Гая.

studopedia.org

уник / ИГПЗС / Римское право

а) основные этапы истории римского права. Эволюция его источников на основных этапах развития государства;

б) Законы XII таблиц – древнейший памятник римского права;

в) институции Гая: общая характеристика (источники, система изложения норм, основные институты);

г) регулирование имущественных отношений;

д) брачно-семейное и наследственное право;

е) преступления и наказания;

ж) эволюция судебного процесса.

А) — 1. Период цивильного (квиритского) права — Царский период (VIII — VI вв. до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим – царского (753 — 509 гг. до н.э.), появляется государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты (Эдикты) магистратов.

2. Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики (V — I вв. до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Источники права: кривитское право — действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право — система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Юстентиум (право народов) — внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме.

3. Период после классический (III — V вв.) — период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. – III в н.э.) и доминат (III в н.э. – V в н.э.). Принципат переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных. Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права. Отсутствие новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, его систематизацию по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. «Институция Гая» построена по институционной системе — о лицах, вещах и формах.

Б) — Известный римский политический деятель и юрист Марк Тулий Цицерон утверждал, что древние Законы XII таблиц создали боги, а не люди. Эти законы, по его оценке, подобны «лебединой песне», которую исполняли дети в римских школах. Зная закон с раннего детства, римские граждане, опасаясь вызвать гнев богов, старались, как утверждал Цицерон, их не нарушать. Отбрасывая идею о божественном происхождении законов XII таблиц, тем не менее, необходимо отметить, что «слуги бога» – жрецы, будучи первыми юристами и монополистами в знании норм обычного права, сыграли определенную роль в разработке и принятии данного памятника древнеримского права.

В середине V в. до н.э. большинство римского народа (плебеи), страдая от произвола жреческих судов, требовали от находящейся у власти аристократии (патриции) введения светского суда и записи норм обычного права. В 462 г. до н.э. Рим направил 10 юристов в Грецию, которые, познакомившись с афинским правом, разработали 10 таблиц законов. Народное собрание и сенат Рима их одобрили, добавив две таблицы. Эти законы были написаны на 12 деревянных досках, которые выставлялись на городской площади. В Риме утвердилось мнение, что каждый гражданин должен знать их наизусть, чтобы выполнять свои обязанности и не отговариваться незнанием закона.

Подлинный текст Законов XII таблиц не сохранился. Его отдельные нормы удалось обнаружить в сочинениях древних авторов. Как и предшествующие памятники рабовладельческого права, они несли на себе отпечаток казуистичности, формализма и, в основном, были посвящены регулированию имущественных отношений в римской общине («цивитас»). Римское цивильное право было более известно в то время как право квиритов («квирит» – мифическое существо, покровитель древних римлян). Законы XII таблиц являлись в своей основе записью норм обычного права и регулировали не публичные (государственные), а частные (между гражданами) отношения. Им были уже известны важные юридические понятия: правоспособность (способность быть субъектом, носителем права), юридические лица (предприятия, наделенные правоспособностью), физические лица (люди). Правоспособность слагалась из трех состояний: 1) свободы; 2) гражданства; 3) независимости в семье.

В) Представляет собой конспект лекций юриста ГАЯ подготовленного в 250-260-е годы н.э. были изданы учеником или другом автора после его смерти. Институции представляют собой систематическое изложение всего римского частного права, как цивильного, так и преторского. Общая система Институций определяется самим Гаем: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам (I. 8). Эта идея стала основой институционной системы построения современного гражданского права, в частности – французского. Институции Гая разделены на четыре части (книги): о лицах (I); о вещах (II-III) и об исках (IV). В свою очередь каждая часть (книга) разделена на параграфы. Так, книга I насчитывает 200 параграфов, книга II – 289, книга III – 225 и, наконец, книга IV – 187 параграфов.

Первая книга начинается с общих сведений о праве. Указываются различия между правом цивильным и правом народов (ius gentium). Затем Гай перечисляет все источники римского частного права. Основная масса материала первой книги посвящена правовому положению людей, в частности, свободных, латинов, перегринов и рабов. Не меньшее значение римский юрист уделяет другому принципиальному «делению в праве лиц» (I. 48): на лиц самовластных и подвластных. И далее подробно рассматриваются три вида частной власти, свойственной римскому праву – potestas, manus, mancipium и, собственно, различия в правовом положении подвластных лиц. Здесь рассматриваются юридические институты брака, отцовской власти (знаменитой patria potestas), опеки и попечительства, регулировавшие правовое положение лиц подвластных.

Вторая и третья книги посвящены вещам (res), их видам и способам их приобретения. Из различных категорий вещей, описываемых Гаем, наиболее известными, бесспорно, являются res mancipi и res nec mancipi. Именно в этих книгах содержатся немногочисленные, но весьма ценные характеристики основных терминов, обозначавших римскую собственность – dominium и proprietas. Во второй книге Гай сообщает важные данные о так называемой «бонитарной собственности» (in bonis esse) и о duplex dominium. Здесь же сосредоточены основные сведения о других институтах вещного права; это, прежде всего, possessio и сервитуты.

Вторая часть книги II и первая часть книги III посвящены наследственному праву. Гай начинает с изложения наследования по завещанию (ex testamento). Последовательно описываются порядок цивильного завещания и преторского bonorum possessio, правила, касающиеся наследников, в частности, подназначения наследника (субституции) и необходимого наследования. Завершается вторая книга подробным рассмотрением завещательных отказов (легатов и фидеикоммиссов). Первая часть книги III продолжает и завершает изложение права наследства: о наследовании без завещания (то есть, о наследовании по закону). Именно здесь окончательно сформировано Гаем представление об агнатическом родстве. Основная часть книги III посвящена обязательствам. Гай здесь дает известное деление обязательств (obligatione) по их источникам: обязательства из контрактов и из деликтов. Здесь же и юридическая характеристика контрактов по четырем группам (реальным, вербальным, литтеральным и консенсуальным). Конец третьей книги посвящен обязательствам из деликтов (воровства и, особенно, повреждения и уничтожения вещей по закону Аквилия).

Четвертая книга Институций целиком посвящена искам (actio). Рассматриваются виды исков, подробно описываются юридические средства защиты в гражданском процессе. В этой книге содержатся ценные сведения о древнем легисакционном процессе и, весьма подробно, о процессе per formula. Помимо всевозможных исков, используемых в процессе, в том числе виндикационном и негаторном, Гай рассказывает и о других юридических средствах защиты – об эксцепциях и интердиктах.

Имущественные отношения по законам XII таблиц

Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие – изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились на движимые и недвижимые, простые и сложные, делимые и неделимые, а также на манципированные и неманципированные. В группу манципированных вещей вхо­дили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специально­го обряда «манципации» (от латинского слова «манус» – рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодер­жателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произне­сением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам.

Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором – имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.).

Признавалось два основных способа приобретения собственности: производный (когда правопредшественник передавал свое право на вещь приобретателю в силу сделки, по наследству, по давности владения) и первоначальный (без правопредшественника; был основан на самоличных действиях приобретателя). Виды первоначального приобретения: 1) захват бесхозной вещи; 2) приращение, т.е. превращение прежде самостоятельной вещи в существенную часть другой вещи; 3) соединение вещей; 4) спецификация (переработка) вещей.

В Законах XII таблиц были предусмотрены отдельные частные случаи уничтожения или повреждения чужих вещей, что влекло за собой ответственность возместить причиненный ущерб. Обязательства возникли из деликтов (правонарушений) и из договоров. Характерной чертой этих обязательств является не только имущественная, но и личная ответственность обязанного. Неисполнение договора не требовало иска, а непосредственно влекло за собой юридические последствия. Кредитор накладывал свою руку на должника, уводил к себе в дом и держал в течение 60 дней, пока должник не уплатит долга. Если должник не мог сделать этого, его продавали в рабство или убивали. Налицо пример санкционированного самоуправства: взыскание налагалось без решения суда, самим кредитором.

Имущественные отношения по Институциям Гая

По отношению к частной правоспособности все лица делятся на самовластных, имеющих гражданскую самостоятельность («в своем праве»), и на подчиненных чужой власти («в чужом праве»). К пер­вым относятся лица вполне самостоятельные, свободные, а ко вто­рым — лица, находящиеся под опекой и попечительством. Лица вто­рой разновидности подразделяются по роду власти (и тем самым ро­ду зависимости), которой они подчинены, на лица в Потестарной Власти (родительской и власти домовладыки), и лица под властью мужа или обязательства, оформленного обрядом Манципации.

В книге о вещах Гай подразделяет все вещи на вещи божествен­ного права (они не принадлежат никому) и вещи человеческого пра­ва. Последние, в свою очередь, подразделяются на вещи публичные и частные. Затем идет деление на физические, реальные и бестелес­ные вещи. Телесные — это вещи в собственном смысле слова, тогда как бестелесные вещи — это правоотношения в той мере, в какой они служат предметом других юридических отношений, например сервитут, обязательство. В обсуждении способа приобретения вещей существенно деление на манципируемые и неманципируемые вещи; это деление свойственно только римскому праву (Гай. 11. 14а—22). Далее следует обсуждение квиритской и бонитарной собственности в связи с институтом давности.

Имущественные отношения по дигестам Юстиниана

Дигесты Юстиниана – характеристика.

С падением в к. 5 в. н.э. Западной Римской империи хранителем традиции римского права осталась Византия. В период правления императора Юстиниана (527-565 гг.) там были предприняты важные политические и правовые реформы, осуществленные во многом благодаря личной инициативе самого императора. Одним из наиболее последовательных стремлений Юстиниана было желание возродить правила древней римской юридической культуры, вернуть юстицию к канонам классического права. Особый блеск такому юридическому архаизму должна была придать новая юридическая культура, носителями которой были известнейшие юридические школа в Константинополе, Афинах, Бейруте. Главнейшим путем, которым можно было бы достичь таких целей, по идее Юстиниана, должна быть всеобъемлющая систематизация источников старого и нового права, причем этой систематизации изначально предполагалось придать значение единственного дозволенного на будущее свода права, чтобы устранить разночтения, противоречия и субъективные толкования, не согласующиеся с самим духом централизованной императорской юстиции. Ранее проведенная кодификация до Юстиниана (3 в.)

По большому счету это была не кодификация, а компиляция – составление произведений на основе чужих исследований без самостоятельной обработки источников и без ссылок на автора (но то, что чужое берется и не указываются ссылки на автора – это делается официально, что отличает компиляцию от плагиата (ссылки на автора не делаются сознательно, дабы принять изречения автора за свои собственные – это «кража мыслей»). Кодификация – форма систематизации законодательства, результат которой составление кодекса. Этапы и основные черты проведения кодификации Юстиниана:

Систематизация римского права была проведена в 528-534 гг.

Руководство кодификационными работами осуществлял юрист Трибониан

Результат работы – составление крупных сборников, подвергшихся некоторым интерполяциям – включениям норм более позднего (греческого, восточного) права.

Кодификационные работы велись под непосредственным руководством Юстиниана.

Подготовка Кодекса была поручена комиссии (состав – 10 высших должностных лиц (в т.ч. Трибониан и Феофил).

Цель комиссии: использовав кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия, собрать воедино императорские конституции, устранить противоречия, исключить устаревшее законодательство

1-я редакция кодекса (7 апреля 529 г.) не сохранилась

Недостатки 1-ой редакции: противоречия, устаревшие положения.

Нововведения – Сборник «50 решений» — отмена различий между гражданским правом и правом народов, между квиритской и бонитарной собственностью

2-я редакция Сборника. Комиссия из 5 юристов под руководством Трибониана. Окончательная редакция. В этом виде и дошел до нас. Был опубликован 16 ноября 534 г., а 29 декабря вступил в законную силу на территории государства.

Структура и общая характеристика В последствии Кодекс Юстиниана получил название – корпус юрис цивилис – Свод гражданского права.

Структура — Кодекс – собрание императорских установлений (конституций) в 12 книгах со времени Андриана до времени становления кодекса, 529 г. – первое издание, 534 г. – второе издание.

— Институции – в 4-х книгах опубликованы в 533 г. с приданием им специальным указом императора силы, равной всем другим частям свода.

— Дигесты (пандекты – содержащие в себе всё) – состав: 7 частей и 50 книг, 432 титула и 9123 фрагментов; изданы в 533 г.

— Новеллы (законы) – 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции кодекса в 535-565 гг.

Дигесты – собрание отрывков из произведений знаменитых римских юристов классического периода и некоторых греческих авторов, с цитатами по-гречески. Структура Дигест:

Общие понятия, история источников права, учреждения и лица с их правоспособностью и дееспособностью (кн. 1)

Суд, процесс, иски (кн. 2-4)

Наследство и имущественные отношения (кн. 5-11)

Купля-продажа (кн. 12-19)

Залоговое право (кн. 20-22)

Имущественные отношения супругов (кн. 23-25)

Опека и попечительство (кн. 26-27)

Завещание, наследование по закону (кн. 28-38)

О рабстве (кн. 40)

Вербальные контракты (кн. 45-46)

О преступлениях и наказаниях – «страшные книги» (кн. 47-48)

Разъяснения терминов и некоторых общих понятий (кн. 50)

Некоторые правовые понятия и термины, разъясненные в Дигестах заслуживают специального внимания в силу их особой важности в истолковании фундаментальных вопросов истории права и теоретического правоведения:

Юстиция – правосудное учреждение, фундамент государства и гарантия справедливости;

Юриспруденция – наука о праве, правовое благоразумие, познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого;

Закон – либо предписывает, либо дозволяет, либо наказывает;

Право – есть искусство в оказании пользы и соразмерной справедливости, наука добра и справедливости;

Естественное право – это то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицами; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же – порождение детей, сюда же – воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого рода;

Позитивное право – законы, решения народа, правительства, государя. Его правила не меньше обязаны и деятельности сведущих людей – юристов;

Судебная практика магистратов – живой голос гражданского права.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Реформа жкх приказ минстроя 882 Формы раскрытия информации управляющими организациями ЖКХ — приказ Минстроя РФ от 22.12.2014 №882/пр Приказ Минстроя РФот 22.12.2014 г. №882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере […]
  • Приказ no 83 минздрава рф Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.04 № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных призводственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка […]
  • Правило хорошего поведения в школе Официальный сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы №1 г.Кулебаки Нижегородской области Правила поведения в школе 1.1 Учащийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, чистый и […]
  • Павлов учебное пособие Безопасность жизнедеятельности. Павлов А.И., Тушонков В.Н., Титаренко В.В. М.: МИЭМП, 2006. — 302 с. Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических и юридических вузов, изучающих безопасность жизнедеятельности. […]
  • Все нотариусы м Речной вокзал Нотариусы Москвы на станции метро Речной вокзал Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Бизякин Анатолий […]
  • Хозяйственное право пособие Хозяйственное право Учебное пособие Об особенностях управления предприятиям с точки зрения права рассказывает сегодняшний учебник Натальи Кругловой. В нем рассматриваются правоотношения, возникающие на всех этапах существования фирмы — […]