Экологическая экспертиза лекции

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования. В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Объектами экологической экспертизы являются:

– проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

– нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

– проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

– законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

– специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

– специализированные неправительственные организации

(частные, общественные). Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов:

1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.

6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ – Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, а общественной экологической экспертизы – за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта. Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

ecology-education.ru

Экология территорий

Лекция по теме 8

2. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

— презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

— обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

— достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

— независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

— научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

— гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

— ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В РФ осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

moodle.kstu.ru

Лекция 15. Тема 4.1. Теоретические основы экологической экспертизы 568

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

4.1.1 Экспертиза как инструмент принятия решений. Виды экспертиз.

Экспертиза является распространенным инструментом принятия решений на основе документированного мнения специалистов (экспертов). Известны различные виды экспертиз, закрепленных нормативно-правовыми актами: судебно-медицинская, техническая, патентная, строительная и т.д. Экспертиза является фактически оцениванием некоторой сущности с целью снятия неопределенности. В каждом виде экспертиз работают достаточно узкие специалисты-практики, хорошо знакомые с данным предметом или видом деятельности. Очевидно, экологическая экспертиза требует знаний, относящихся к объекту экспертизы с учетом оценки возможных негативных последствий со стороны этого объекта для окружающей среды.

4.1.2 Сущность, цели, объекты, виды и принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Декларация о реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду сформулирована применительно к экологической экспертизе. Экологическая экспертиза в этом отношении — специфический правовой инструмент. Весь ее потенциал направлен на предупреждение экологического и экогенного (т.е. вреда, причиненного здоровью или имуществу человека загрязнением окружающей среды) вреда. При последовательном исполнении положений об экологической экспертизе обеспечивается учет и выполнение экологических требований в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений, т.е. до практического осуществления экологически вредной деятельности.

Целями экологической экспертизы являются:

1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды.

3. Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.

4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала

Отношения в области экологической экспертизы регулирует Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который определяет основные принципы проведения экологической экспертизы.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности лю­бой намечаемой хозяйственной и иной деятельностиозначает, что лю­бой вид хозяйственной деятельности может влечь экологические последствия для окружающей среды. Обязанность заказчика намечаемой деятельности — дать экологическое обоснование; именно на инвесто­ре лежит бремя доказательства ее экологической безопасности. Необ­ходимо спрогнозировать воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду, обосновать допустимость этого воздействия и предусмотреть необхо­димые природоохранные меры.

Принцип обязательности проведения государственной экологичес­кой экспертизы до принятия реализации объекта экологической экс­пертизыадресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Заказчик не вправе при­нимать решение о реализации намечаемой деятельности и осущест­влять ее без положительного заключения государственной экологи­ческой экспертизы, обязан провести ее до начала деятельности. Этим и определяется обязательность и превентивный характер экологичес­кой экспертизы.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствийреализуется в соответствии с «Положением по оценке воздействия». Предполагается подготов­ка заказчиком и проектировщиком-оценщиком «Материалов по оценке воздействия», в которых определяются воздействие, его масштаб, область распространения, изменения в окружающей среде, природ­ных процессах и явлениях, социальной среде и т.д., включая отдален­ные последствия реализации проекта. Задача экспертизы: провести «оценку» оценок воздействия, определить достаточность, обоснован­ность выбранных систем и методов оценивания и прогнозирования, оценить комплексность оценки воздействия.

Принцип обязательности учета требований экологической безопас­ности при проведении экологической экспертизыобусловлен правом каждого на благоприятную окружающую среду. Он предусматривает обязанность участников эколого-экспертного процесса соблюдать пра­вовые, экологические требования проектирования, размещения, стро­ительства, эксплуатации объектов экспертизы, выявлять, соблюда­ются ли нормативы качества окружающей среды в случае реализации проекта. Проек­тировщик обязан соблюдать нормативы качества среды, допустимого воздействия, экологические стандарты, природоохранные нормы и правила проектирования. Задача эксперта государственной экологи­ческой экспертизы — выявление, соблюдение природоохранных и эко­логических нормативов и требований в проекте.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу,обязывает заказчика планируемой деятельности обеспечить представление на государственную экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы, оценки его воздействия на окружающую среду, о современной экологичес­кой ситуации в регионе, реализации проекта и т.д.

Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспер­тизыозначает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы и задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых фор­мах давление на эксперта является противоправным действием.

Принцип научной обоснованности, объективности и законности зак­лючений экологической экспертизы —один из основных. Заключения экологической экспертизы должны быть научно обо­снованными. Это требование касается как индивидуальных заключе­ний экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы. Содержащиеся в заключении суждения и выводы должны быть науч­но аргументированными. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авто­ритетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в области экологической экспертизы проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке входящих в заключения выводов каждого участника эколого-экспертного процесса и комиссии в целом.

Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы заключается в том, что при планировании, проектирова­нии деятельности заказчик (проектировщик) обязан учесть (выпол­нить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмот­ренные законодательством об охране окружающей среды и природо­пользовании.

Если в процессе проведения государственной экологической экспертизы данного объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требова­ния, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта, другими словами, комиссия не вправе принять положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода, заключе­ния, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объеди­нений), учета общественного мненияпри проведении экологической экспертизы, является проявлением демократизации российского экологического права и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Данный принцип устанавливает обязанность субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе; участия общественных организаций (объединений); учета общественного мне­ния. Невыполнение этой обязанности считается правонарушением и основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологи­ческой экспертизыадресован в основном участникам проведения го­сударственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения эксперти­зы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством России.

ЭЭ может быть государственная (федеральный уровень и уровень субъектов РФ) и общественная.

studepedia.org

ЛЕКЦИЯ 30. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.

Экологическая экспертиза— это установление соот­ветствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям.

Цель экологической экспертизыобеспечить предупре­ждение вредных последствий хозяйственной деятельности для окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества. Задача —оценить степень эколо­гического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Основными принципами экологической экспертизы яв­ляются:

1) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2) обязательность проведения государственной эколо­гической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экспертизы;

3) комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и их послед­ствий;

4) обязательность учета требований экологической бе­зопасности;

5) достоверность и полнота информации, представляе­мой на экологическую экспертизу;

6) независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

7) научная обоснованность, объективность и законность сделанных заключений;

8) гласность, участие граждан и общественных организа­ций, учета общественного мнения;

9) ответственность участников экспертизы и заинтере-
сованных лиц за организацию, проведение и качество эко-
логической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется как государ­ственная, так и общественная экологическая экспертиза.

Информация о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органами управления при реализации объекта экспертизы должна быть доступной для широких масс населения.

Государственная экологическая экспертиза(ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действий го­сударственных органов и экспертных комиссий.Цель го­сударственной экологической экспертизы — проверка и оценка объекта экспертизы на соответствие требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасно­сти. Объектамигосударственной экологической эксперти­зы являются все материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории Российской Фе­дерации. Выделяют шесть направлений государственной экологической экспертизы:

1) утверждение проектов пла­нов;

2) утверждение предплановой документации (схемы и проекты районной планировки и застройки, схемы ис­пользования природных ресурсов и др.);

3) утверждение проектно-сметной документации (основные положения и условия на строительное проектирование);

4) утвержде­ние нормативно-правовой документации;

5) утверждение нормативно-технической документации;

6) утверждение новых технологий, техники, материалов, веществ.

К объектам экологической экспертизы относятся эколо­гические обоснования выдаваемых лицензий на природо­пользование. Для оперативности и удобства установлены общие тре­бования к содержанию лицензии. Лицензия —это доку­мент, удостоверяющий право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при со­блюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Заключением государственной экологической экспертизыявляется документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости деятель­ности и о возможности реали­зации объекта государственной экологической экспертизы. Этот документ должен быть одобрен квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение должно быть подписано руководителем, ответ­ственным секретарем и членами экспертной комиссии.

При отрицательном заключении государственной эко­логической экспертизы заказчик имеет право представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при устранении недостатков.

Закон закрепляет гарантии эффективности государствен­ной экологической экспертизы: кому адресовано экспертное заключение — предусматривается обязательный характер устранения замечаний в проекте; кто выносит экспертное заключение — предусматривается юридическая ответствен­ность за правильность и обоснованность своих заключений.

Ответственность за невыполнение требований госу­дарственной экологической экспертизы в первую очередь должны нести руководители предприятий, учреждений, ор­ганизаций.

Общественная экологическая экспертизаорганизует­ся и производится по инициативе граждан и общественных организаций. Целью общественной экологической экспер­тизы наряду с проверкой и оценкой объекта охраны окру­жающей среды и экологической безопасности является ши­рокое распространение научно обоснованной информации о потенциальной экологической опасности объекта, привле­чение внимания государственных органов с целью устране­ния такой опасности и др. Такая экспертиза производится научными коллективами, общественными объединениями. Заключение общественной экологической экспертизы но­сит рекомендательный, информационный характер. Члены общественных экспертных коллективов несут ответствен­ность за правильность и обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для проведения экологической экспертизы могут служить решения местных представительных орга­нов, референдумов, собраний и др.

Государственная экологическая экспертиза проводится в пять этапов:

1) назначение экспертизы и ее организация;

2) сбор, обобщение, анализ и оценка поступившей ин­формации;

3) формирование предварительного заключения и озна­комление с ним общественности;

4) представление окончательного заключения эксперт­ной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем экспертной комиссии;

5) разрешение споров и при необходимости проведение повторной (дополнительной) экспертизы.

Работы по проведению ГЭЭ осуществляются на платной основе. Заказчик должен своевременно представить под­тверждающие документы в течение 30 дней со дня получе­ния им уведомления о необходимости оплаты.

После поступления материалов в МПР России руковод­ство экспертного подразделения определяет ответственно­го исполнителя из числа штатных сотрудников и передает ему полученные материалы для организации и проведения ГЭЭ. Ответственный исполнитель при наличии полного комплекта документации определяет: 1) сложность объек­та ГЭЭ; 2) срок проведения ГЭЭ; 3) число привлекаемых экспертов; 4) стоимость проведения ГЭЭ.

Срок проведения ГЭЭ определяется сложностью объ­екта экспертизы, учитывающей экологическую опасность намечаемой деятельности, сложностью природных усло­вий и др. Для простых объектов срок устанавливается до 30 дней; для объектов средней сложности — до 60 дней; для сложных объектов — 120 дней. Допускается корректи­ровка сроков экспертизы. Однако они не должны превы­шать шести месяцев.

Ответственный исполнитель подготавливает: 1) техни­ческое задание экспертной комиссии на проведение ГЭЭ; 2) предложения по кандидатурам руководителя и ответ­ственного секретаря экспертной комиссии. Руководитель и ответственный исполнитель экспертной комиссии опре­деляют персональный состав (в экспертную комиссию мо­гут входить внештатные сотрудники); 3) подготавливают проект календарного плана и техническое задание членам экспертной комиссии.

Экспертиза объекта начинается с подписания приказа МПР России (его территориального органа) о ее проведе­нии, но не позднее чем через 30 дней со дня оплаты заказ­чиком работ.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 566 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Экологический менеджмент

Текст лекции по теме 3.2 Экологическая экспертиза

1 Проведение экологической экспертизы: система экспертизы

На примере Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, строительства каскадов ГЭС на Волге и других реках, народно-хозяйственных объектов, которые вводились в строй без учета и оценки необходимых природоохранных требований, сегодня можно видеть, какие последствия (экономические, социальные, экологические) влечет за собой непродуманное вмешательство человека в природу.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 32, 33) оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Система экспертизы. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Первые шаги по проведению экологической экспертизы хозяйственных решений в России были сделаны в системе Госплана СССР. С образованием Госкомприроды СССР (1988) экспертными подразделениями ее территориальных органов стала проводиться государственная экологическая экспертиза (при наличии экспертных подразделений в других ведомствах).

Принципы экологической экспертизы. Экологическая экспертиза проводится с целью установления соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества. Она основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; —
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представленной на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций/объединений, учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
  • Как показывает практика, в ходе подготовки и проведения экологической экспертизы необходимо обеспечить научный подход, использовать аргументированные точки зрения. Нужно учитывать и экономическую, и экологическую точки зрения. Приведем пример. Академик В.А. Коптюг так описал подобную ситуацию, которая касалась его работы в Академгородке в Новосибирске в середине 80-х годов прошлого века. Ему приходилось каждый месяц решать вопрос: вырубать или не вырубать часть деревьев на территории Академгородка. Те, у кого было жилье, говорили: «Ни в коем случае». Те, у кого не было хорошего жилья, говорили: «Необходимо строить, а деревья посадим в другом месте» 1 .

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) организует и проводит государственную экологическую экспертизу:

  • проектов правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы, нормативно-технических и инструктивно-методических документов органов государственной власти, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на использование природных ресурсов;
  • материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе:
    • проектов генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
    • проектов генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил;
    • проектов схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
    • проектов комплексных схем охраны природы и территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;
    • документации, обосновывающей соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов;
    • материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, субъектов Российской Федерации и местного значения, а также программ реабилитации этих территорий;
    • проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
    • документации об изменении функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные;
    • иных видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на охрану и использование природных ресурсов.
    • Органы Ростехнадзора организуют и проводят государственную экологическую экспертизу:

      • проектов правовых актов, международных договоров, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования);
      • подлежащих утверждению материалов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории страны, в том числе:
        • проектов комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;
        • проектов схем развития отраслей народного хозяйства;
        • технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду сопредельных государств;
      • материалов по созданию организаций горно-добывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающих использование природных ресурсов;
      • материалов, обосновывающих безопасность лицензируемой деятельности, способной оказывать техногенное воздействие на окружающую среду;
      • проектов технической документации на новые технологии и технику;
      • иных видов документации, касающейся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), и др.
      • Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными органами Ростехнадзора и Росприроднадзора и их территориальными органами. Для проведения экологической экспертизы могут привлекаться на договорной основе учреждения и организации, а также отдельные эксперты. Итоговым документом работы экспертной комиссии является заключение государственной экологической экспертизы, в котором дается оценка рассматриваемой деятельности с точки зрения экологической безопасности и делается обоснованный вывод о возможности ее реализации. В случае вынесения отрицательного заключения объект экспертизы может быть доработан в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и представлен на повторную экспертизу.

        Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано. Заключение может быть обжаловано только в судебном порядке, а также в арбитражном суде.

        Организация экспертизы. Государственной экологической экспертизе подлежат все плановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также ряд других документов. Кроме государственной существует общественная экологическая экспертиза. Ей могут подвергаться обосновывающая документация по любым мероприятиям и объектам, осуществление которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Эта экспертиза проводится научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе и ее выводы становятся юридически обязательными после утверждения ее результатов соответствующим органом государственной экологической экспертизы.

        Экологическая экспертиза играет исключительно важную роль в решении проблемы экологически безопасного развития экономики. Она обеспечивает реализацию на практике только экологически обоснованных хозяйственных решений. В целях устойчивого развития экономики при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, объектов и сооружений, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения; предусматриваются мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

        Нарушение требований, установленных в результате экологической экспертизы, влечет за собой приостановление до устранения недостатков указанной хозяйственной деятельности либо полное ее прекращение. Для того чтобы по экологическим причинам не останавливать строительство и не закрывать предприятие после ввода его в эксплуатацию, неся при этом большие убытки, необходимо подвергать тщательной экспертизе материалы экологического обследования намечаемой хозяйственной деятельности в предпроектной документации. Только при положительном заключении государственной экологической экспертизы должно открываться финансирование и кредитование.

        Разработка обоснований. Разработка экологического обоснования хозяйственной деятельности на предпроектной стадии в соответствии с практикой производится в такой последовательности. Вначале должна составляться декларация о конкретной хозяйственной деятельности. В декларации на базе укрупненных показателей должны обосновываться:

      • социально-экономическая значимость намечаемой деятельности;
      • воздействие ее на окружающую среду;
      • объем вовлекаемых в оборот природных ресурсов.
      • Декларация поступает в органы местного самоуправления, которые на основании заключения экологической экспертизы дают согласие (или отказывают) на реализацию этой деятельности с указанием участков возможных размещений. Далее разрабатываются материалы, обосновывающие выбор земельного участка. В этих материалах с помощью экспертных оценок на основе данных обследования, укрупненных норм и аналогов определяются возможности размещения объекта с учетом:

      • особенностей данной территории (природные заповедники и национальные парки, памятники природы, курортные, лечебно-оздоровительные и природные зоны);
      • экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки;
      • социально-экономических условий и природно-ресурсного потенциала территории;
      • экологических последствий от реализации данного решения;
      • предварительных условий природопользования.
      • В рассмотрении обосновывающих материалов по выбору земельного участка широкое участие принимает общественность. С этой целью специально проводятся общественные слушания. При достижении консенсуса с общественностью и наличии положительного заключения государственной экологической Экспертизы местными органами власти оформляется акт выбора земельного участка для размещения объекта, дающий инвестору основание на финансирование проектно-изыскательских работ и разработки технико-экономического обоснования (ТЭО). При разработке ТЭО на основании конкретной информации по выбранной площадке и детально проработанных вариантов технических решений производится оценка воздействия данного объекта на окружающую среду с указанием:

      • количественно-качественных показателей изменения состояния окружающей среды (покомпонентно);
      • возможных социально-экологических последствий в результате осуществления этих изменений;
      • выполнения предварительных условий природопользования;
      • соблюдения правил и требований экологической безопасности.
      • При положительном заключении государственной экологической экспертизы и согласии общественности принимается решение о предоставлении земельного участка под объект.

        Недостатки экспертизы. С точки зрения устойчивого развития экономики экологическая экспертиза имеет ряд существенных недостатков:

        1) вопросы экологии рассматриваются в основном в отрыве от экономики и социально-экономического развития регионов;

        2) в процессе экспертизы практически не рассматриваются альтернативные варианты намечаемому мероприятию;

        3) в современных условиях из-за отсутствия надежной нормативной базы (экологических нормативов) экспертиза зачастую носит субъективный характер, несмотря на участие в ней высококвалифицированных специалистов;

        4) одни и те же материалы во многих случаях рассматриваются несколькими экспертами разных ведомств;

        5) имеет место некоторое дублирование функций в сфере экологической экспертизы органами Ростехнадзора и Росприроднадзора Минприроды России.

        Оценка последствий. Особое внимание при проведении экологической экспертизы должно быть уделено оценке воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС). Данная процедура позволяет выработать такие хозяйственные решения, осуществление которых не приведет к неприемлемым экологически и социально-экономическим последствиям. Как показывает прутика, принятие решений без оценки воздействия на окружающу» среду приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям.Вот примеры того, к чему приводит строительство предприятий без учета экологических последствий.

        Влияние Волжских ГЭС. До строительства плотин вода от Рыбинска до Ярославля добегала за 50 суток (в половодье — за 30 суток), а теперь — за полтора года\ Водообмен в этом бассейне уменьшился в 12 раз. В результате огромного расхода солнечной энергии на испарение Волжско-Камского каскада ГЭС интенсивно формируются нисходящие потоки холодного воздуха из атмосферы, отодвигая начало вегетационного периода на 10—30 дней и способствуя развитию засухи на расстоянии 10—30 километров от береговой линии. В результате застойных явлений идет деградация р. Волги как единой экологической системы.

        На Украине Запорожский железорудный комбинат с 1962 г. ведет разработку месторождений железных руд с осушением шахтного поля. Водопонижающие скважины захватили запасы подземных пресных вод, которые являются единственным источником водоснабжения сельских населенных пунктов. В настоящее время запасы питьевой воды, которых хватило бы на 35—40 лет, практически исчерпаны.

        sdo.nsuem.ru

  • Смотрите так же:

    • Полномочия частных аудиторов Лекция 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях 9.3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ). […]
    • Постановка запятых все правила Правило недели: запятая перед союзом и в сложносочинённых предложениях Сегодня разберём правило, касающееся постановки знаков препинания между простыми предложениями в составе сложносочинённого. Для начала освежим память: сложносочинённое […]
    • План урока закон сохранения массы вещества План урока закон сохранения массы вещества Владельцы сайта Галина Пчёлкина Обратная связь Урок №14. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения Закон сохранения массы веществ Проблемный вопрос: изменится ли масса […]
    • Правила про спрощення ТРЕНАЖЕР З ПРАВОПИСУ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ Спрощення в групах приголосних У процесі словозміни чи словотворення інколи збігаються три й більше приголосних, що утруднює вимову. Тому в процесі мовлення один із приголосних (переважно середній) […]
    • Кто правил в 1867 году Русские цари Русские цари между Рюриковичами и Романовыми Борис Федорович Годунов (ок. 1552-1605), царь с 1598. Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Укреплял […]
    • Интеллектуальная собственность институт права Электронная библиотека Система правовой охраны интеллектуальной собственности – четыре самостоятельных института, представляющих российское законодательство об интеллектуальной собственности: Законодательство о средствах индивидуализации […]