Закон о детях группы риска

Понятие дети группы риска

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает один из критерии их дифференциации — дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи. Эти обстоятельства могут быть различными и зависеть не только от ребенка, но и от семейного уклада жизни.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т. д.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект — это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Второй аспект — и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время — тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественну .

Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с .

Роль семьи в социализации личности
«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.» Весомую часть своей жизни человек прожив .

www.freshedu.ru

Закон о детях группы риска

В современных условиях поглощенность российского общества социально-экономическими и политическими проблемами приводит к разрушению социальных связей и нравственных устоев, что, в свою очередь, обусловливает нетерпимость, агрессию и ожесточение людей, разрушает внутренний мир личности. Имеет место утрата общественных ценностей, таких как интерес к знаниям, культуре, труду [7]. И в это сложное и нестабильное время все социальные группы нуждаются в защите и поддержке. В первую очередь этот вопрос касается детей, так как дети являются самой незащищенной категорией населения. Поэтому все более актуальной становится проблема детей, находящихся в социально опасном положении. Одной из наиболее распространенных и при этом самой неопределенной среди этой категории детей является понятие «дети группы риска» [5].

Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на две группы: малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) [3].

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

С другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. [3].

Дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям в период социального созревания и вхождения в мир взрослых, так как в это время им свойственны неустойчивость психики, слабая приспособляемость к растущей интенсификации жизни, нервно-психическим перегрузкам и стрессам вкупе с материальной необеспеченностью и зависимостью от старших на фоне стремления к самостоятельности и широких потребительских запросов.

Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом [6].

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных) [3].

В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска:

— медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни и т.д.);

— социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида и т.д.);

— психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

— педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта и т.д.) [3].

По мнению Л.Н. Антоновой, дети и подростки «группы риска» – это лица, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающие те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющие различные формы асоциального поведения [7].

По мнению В.Д. Альперович, недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей также является основанием для выделения нескольких групп подростков, которые оказываются в поле контекстных значений термина «дети и подростки группы риска» [2]:

— безнадзорные – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих;

— беспризорные – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания;

— дети-беглецы – убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений [2].

Говоря о детях группы риска, важно выделить современные условия, приводящие к этому социальному явлению. Заметное место среди них принадлежит ряду социально-экономических факторов:

— фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Современный ритм жизни и занятости родителей (вместе с другими факторами) существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей. Это проявляется в уменьшении продолжительности и обеднении содержания общения в семье, дефиците теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновении действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода, режима дня, учебы, а поощрение сводится только к материальным его формам. Эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, отрицательные формы самоутверждения;

— чрезвычайно усложняет условия развития детей рост числа разводов и неблагополучных, конфликтных семей. Распад семьи является весьма сильным психогенным фактором, ставящим ребенка в тяжелую ситуацию. Алкоголизм и наркомания родителей порождают качественные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, нарушают социальное здоровье детей, растущих в таких семьях;

— на фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей. В современном мире привлекательным стало убеждение, что одиночество является комфортабельным стилем жизни. Мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и ребенком. Проблема детей в неполных семьях – затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации. Ребенок формирует стереотипы своего поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь, родители [4];

— ещё одним фактором риска является детская инвалидность. Уход за ребенком-инвалидом нередко несовместим с занятостью вне дома, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо поменять ее на более свободную по графику, близко расположенную, но нижеоплачиваемую. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной помощи, порой ведут биологическое существование и не получают тех навыков и умений, которые могут помочь им хотя бы в самообслуживании;

— начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества повлекли за собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень скоро перешедшие в системный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последних десятилетий, появились дети беженцев, переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей. Большая часть беженцев – это семейные люди. Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают особого значения той психологической травме, которую переживает их ребенок. Это приводит к серьезным социальным последствиям. Дети лишаются своих домов, привычных вещей, друзей, родственников [3].

Это далеко не все факторы риска, существующие в современном обществе. Как правило, в дезадаптации детей играет роль сочетание нескольких факторов. Тем больше потребность детей группы риска в помощи и поддержке. Существование детей под постоянным воздействием рисков в качестве потенциальных «невинных жертв» этих рисков требует от социальных служб единственно возможного подхода к таким детям и подросткам – подхода, основанного на страховании этих рисков, то есть на предотвращении реализации возможных угроз и компенсации последствий свершившихся угроз. При этом работу в данном направлении необходимо вести не только и не столько с детьми, сколько с их родителями [3].

www.eduherald.ru

Дети группы риска

Дети «группы риска».
Работа с детьми «группы риска» и их семьями.

Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  • Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
  • Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чеголибо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.
    Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать

    Дети «группы риска» это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

    Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:

  • Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
  • Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
  • Дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социальнопсихологической помощи и поддержки
  • Дети с проявлением социальной и психологопедагогической дезадаптации
  • Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия

    • Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка)
    • Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом
    • Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:

    • Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)
    • Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими
    • Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения
    • Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
    • Работа с детьми «группы риска».

      Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального работника, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность социального работника с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка.

      Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

      Работа с детьми «группы риска» включает:

    • социальнопедагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»
    • выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
    • изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
    • Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики.
      Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь.

      В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.

      Стадии работы с детьмим «группы риска» и их семьями.

      Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.

      Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.

      При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

      I. Выявление.

      1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС
      1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности
      1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС

      II. Индивидуальная профилактическая работа.
      2.1 Социальная адаптация
      2.2 Социальная реабилитация
      2.3 Мероприятия по защите прав
      2.4 Оказание помощи семье
      2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство

      III. Выявление обучающихся «группы риска»
      Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

    • Учебная деятельность
    • Взаимоотношения со сверстниками
    • Взаимоотношения со взрослыми
    • Проведение свободного времени
    • Отношение к труду и профессиональная ориентация
    • Поведение и поступки
    • Способы получения необходимой информации:

    • Анализ журналов групп
    • Опрос мнения преподавателей об обучающемся
    • Анализ учета посещаемости занятий
    • Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
    • Беседы с родителями обучающегося
    • Социометрические исследования
    • Наблюдения
    • Беседы с обучающимся
    • Запрос информации от психолога
    • Запрос информации с предыдущего места учебы
    • Методы исследования:

    • Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики
    • Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
    • Метод наблюдения
    • Анкетирование
    • Интервью
    • Тестирование
    • Анализ документов
    • Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:

    • Обнаружение семьи и подростка
    • Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
    • Изучение причин неблагополучия в семье
    • Составление карты семьи
    • Составление программы работы с семьей и подростком
    • Реализация программы работы
    • Текущие и контрольные посещения
    • Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком
    • Снятие семьи с социальнопедагогического учета
    • На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:

    • Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
    • Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
    • Опрос – устный и письменный (анкетирование)
    • Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
    • Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
    • Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра
    • На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

    • Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
    • Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих моральноэтических качеств
    • Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
    • Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
    • Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
    • Методы социальнопсихологической помощи:

    • Консультирование
    • Тренинг
    • Социальный патронаж
    • Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС:

      В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:

    • Устранению причин и условий неблагополучия
    • По оказанию конкретной помощи семье
    • По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе
    • 5psy.ru

      Социальное служение Русской Православной Церкви — [электронный ресурс]:

      Мультимедийное учебное пособие. / под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр — СПб: СПбГИПСР, 2014.

      Социальная работа с детьми и подростками группы риска 1

      При рассмотрении положения социальных групп в современном мире необ­ходимо опереться на ряд научных понятий, среди которых центральным выступает понятие «риск».

      Оно трактуется как возможная опасность, объективный и познаваемый факт, а также как потенциальная опасность или уже причинённый вред, который может быть измерен независимо от социальных процессов и культурной среды. Восприятие рисков, как на уровне обыденного, так и научного взгляда зависит от политического и культурного контекстов, в связи с чем анализ рисков осуществляется с социокультурных позиций. Историки социологии рисков (М. Дуглас, Э. Гидденс) рассматривают риск, как объективно сущест­вующую опасность, которая опосредуется социальными и культурологиче­скими стереотипами и процессами. В то же время существует мнение, что риск как таковой не существует, есть лишь восприятие риска, которое явля­ется результатом исторически, политически и социально обусловленного взгляда на мир.

      Говоря о конкретных социальных группах или сообществах, традиционно выделяется две позиции в определении рисков. Рассматриваются риски, которым могут быть подвержены социальные группы, а также риски, которые может понести общество по причине нахождения в нем доминирующих элементов нормы, противоречащих общественным интересам. Во многом, причина появления современных рисков в нашем государстве связана с пересмотром основополагающих нормативных моделей общества. Как из­вестно, нормативным идеалом в течение десятков лет выступало равенство, в данный период нормативным идеалом, по данным многих исследователей, считается безопасность. Система ценностей настоящего периода выступает как система ценностей небезопасного общества, общества всевозможных рисков, в связи с чем возникает проблема их минимизации или устранения. Общество риска породило новые общности-жертв риска. Ряд зарубежных учёных рассматривают Россию как общество всеобщего риска вследствие разрастания атоминизированной социальной среды, где люмпенизация и маргинализация занимают угрожающе значительные места (О.Н. Яницкий).

      Наиболее значительная группа рисков — это дети и подростки.

      В соответствии с современным законодательством к детям относятся лица от 0-18 лет. В последние годы всё острее становится вопрос о возрастающих трудностях работы с подростками, отличающимися маргинальным характе­ром развития (слово маргинальность — латинского происхождения означает «находящийся на краю»). Маргиналь­ность понимается как «промежуточность», «окраинность», «пограничность». Это понятие используется для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, что накладывает определен­ный отпечаток на психику и образ жизни данного человека. Маргинальность подчеркивает особый социальный статус (обычно — низкий), принадлежность к меньшинству, находящемуся на границе или вне социальной структуры, использующему ценности, отличающиеся от общепринятой нормы.

      В связи с тем, что подростковый возраст характеризует маргинальность (промежуточность), подросток находится между двумя возрастными группа­ми — группой взрослых и группой детей. Он стремится перейти в группу взрослых, куда его ещё не принимают.

      Молодой возраст, по мнению А.В. Качкина, оказывается в типично марги­нальной ситуации, определяющейся кризисом на этапе становления иден­тичности. А.В. Качкин выделяет три вида маргинальности, свойственные молодёжи: биологическую, социальную и культурную. Он указывает на биологическую маргинальность, обусловленную антропометрическими изменениями организма подростка (вес, рост). Подростковый возраст харак­теризуется половым созреванием, гиперсексуальностью и соответственно повышенной эмоциональностью, которые вызывают появление новых жела­ний и принятие новых поведенческих стандартов. Этот период связан с обретением параметров собственной физической целостности, подросток постигает себя в параметрах своего тела, проверяет свои возможности и сравнивает их с возможностями других. В случае неспособности идентифи­цировать себя со своим телом возникают последствия, связанные с полной или частичной потерей контроля над новыми потребностями и способами их удовлетворения.

      Для подросткового возраста также характерна социальная маргинальность. Она связана с неопределенным положением молодежи в обществе, которое выражается в правовом ограничении, недостаточности деятельности, отсут­ствии многих социальных признаков профессии, собственного жилья и семьи, авторитета среди взрослых.

      Кроме биологической и социальной маргинальности, подросткам свойст­венна культурная маргинальность, выражающая в многообразных формах субкультуры. Традиционная культура, имеющая в своей основе определен­ную систему ценностей и верований, интериоризируется сложно и неодно­значно. Такая неоднозначная интериоризация ценностей и норм ведет к появлению противоречий между системами ценностей общепринятыми в обществе и ценностями формирующейся личностной. Личность обретает собственные смыслы и ценности, создается своя уникальная система ценно­стей, происходит резкое обособление собственного «Я», всё это ведет к возникновению нового культурного субъекта, новой развитой личности. Личность стремится к адаптации культурного многообразия, составляющего единое культурное пространство. Именно момент перехода от личности, существующей в чужой для неё культуре, к сформировавшейся личности фиксируется как преодоление культурной маргинальности.

      В качестве основных факторов риска, влияющих на развитие и становление личности подростка, следует выделить:

      1. медико-биологические (группа здоровья, наследственные факторы, врож­денные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия появления на свет, заболевания матери, отца, их образ жизни, травмы внут­риутробного развития);
      2. социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершен­нолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни);
      3. психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспехи в социальной адаптации, трудности общения, Негативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, девиантное и асоциальное поведение, аддиктивные привычки — алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания);
      4. педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения психофизиологическому развитию детей, когнитивным возможностям, а также поведенческая и психоневрологическая школьная дезадаптация).
      5. К группе риска в настоящее время относят следующие категории детей и подростков:

      6. дети и подростки с проблемами в развитии, в том числе имеющие резко выраженные психопатологические и неврологические отклонения;
      7. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных неблагоприятных обстоятельств;
      8. дети из неблагополучных асоциальных семей;
      9. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- психической помощи и поддержке;
      10. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадапта­ции.
      11. Влияние медико-биологических факторов на развитие детей и подростков. Риск для подростков — ожидаемое неблагополучие. Он проявляется при неуспехе в деятельности и приводит к осложнениям в жизни ребёнка, пре­пятствует его адаптации в обществе. Ребенок и подросток с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем другие испытывает разного рода неуда­чи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате чего за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установ­кой и для самого ребенка, отделяя его от сверстников и социума в целом.

        Таким образом, дети группы риска, имеющие ограничения жизнедеятель­ности, юридически считаются детьми, не требующими особого отношения (у них есть родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически они оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН и другими законодательными актами, а именно: право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития, право на образование, на освоение культурного многообразия. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Часто они или не в состоянии их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факто­ров, но и не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих. Оказан­ная им в нужный момент помощь могла бы поддержать подростка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, а в дальнейшем и понимание смысла жизни.

        Оказание необходимой помощи — это крайне сложный и длительный про­цесс. Изменить ребенка любого возраста чрезвычайно трудно, так как он уже имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексу­альные), испытал недостаток любви и заботы со стороны родителей, послед­ствия разного вида депривации, почувствовал на себе отчужденность обще­ства и равнодушие государства. Деятельность специалистов, воспитываю­щих такого ребёнка, требует особых знаний, владения специфическими методами и приемами, предполагает наличие особой организации, объеди­няющей профессионалов разного профиля и позволяющей выявлять, опреде­лять и разрешать проблемы таких детей. Данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профес­сиональной, социально-педагогической помощи, заключающейся в выявле­нии, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Разрабатывать программы развития таких детей, обеспечивать им адекватное сопровожде­ние следует в соответствии с современной теорией и передовой практикой и при этом максимально учитывать особенности каждой личности.

        Влияние социально-экономическцх факторов на развитие детей и подро­стков. Социологические исследования показывают крайне неблагополучную картину результатов воспитания детей, на которых влияют социально-экономические факторы. Это в первую очередь касается выпускников специ­альных детских домов и интернатов. Как известно, статистика приводит следующие данные: 40% — зарегистрированные правонарушители; 30% — страдают алкоголизмом, наркоманией; 10% — совершали неоднократные суицидные действия. Даже те, кто не входит в эти статические показатели, как правило, с трудом могут, покинув стены учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью. Во многом это объясняется тем, что дети, лишенные посто­янного контакта с родителями, развиваются неблагополучно.

        Неблагоприятные психологические факторы развития приводят к появлению детей и подростков, характеризующихся девиантным поведени­ем. Причем для одних — это такие формы девиантносги, как суицид, преступность, различные формы наркотической зависимости, сексуаль­ные девиации, к которым относят и проституцию; для других — девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих — поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня.

        Отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психо­социального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте. В зависимости от характера и природы дезадаптации выделяются патогенная, психосоциальная и социальная дезадаптация, которые могут быть представлены в личности подростка как отдельно, так и в сложном сочетании.

        Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психиче­ского развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной систе­мы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых — серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

        Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивиду­ально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обу­славливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, тре­бующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях — специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоциональ­но-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).

        К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризис­ных периодов развития, и, прежде всего, кризис подросткового возраста. В подростковом возрасте переживается как бы глобальный психофизиологиче­ский и психосоциальный возрастной кризис. Он связан с ускоренным и неравномерным развитием различных систем организма: костно-мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной. В этот же период подросток стремится к самоутверждению, к активному общению со сверстниками и автономизации от взрослых. Процесс активного формирования самооценки и самосознания, совпадающий с половым созреванием, делает подростка конфликтным, трудным как для окружающих, так и для него самого, что приводит в конеч­ном итоге к различным, и, как правило, временным проявлениям его деза­даптации.

        Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны различными конфликтными ситуациями в общеобразовательной школе, дома, со сверстниками, на улице, общественных местах (на дискоте­ках, в кино) и т.д.

        Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регу­ляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. Термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как к ним сфор­мируется зависимость. Аутоагрессивное поведение человека направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душев­ными расстройствами, одним из результатов аутоагрессии являются суици­дальные действия.

        Влияние педагогических факторов на развитие детей и подростков.

        Глубина социальной и педагогической запущенности проявляется в степе­ни выраженности асоциальных форм поведения, но не всегда совпадает со степенью тяжести совершенных проступков и правонарушений. С учетом всесторонней информированности о причинах, содержании и проявлении педагогической запущенности должны разрабатываться концепции и проек­ты по профилактики и коррекции негативных явлений у детей и подростков. Характеризуя в самом общем виде эти группы детей и подростков, следует отметить не только их педагогическую запущенность (игнорирование обра­зовательных учреждений или фрагментарную посещаемость), но и отсутст­вие за ними медико-психологического контроля, социальной поддержки в семье, ведущей часто асоциальный образ жизни, или находящейся в среде криминальной направленности.

        В образовательных учреждениях обучаются дети с разными учебными возможностями. Интеграция в системе образования открывает новые воз­можности минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребителями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или с равными возможно­стями в образовательном учреждении общего назначения. Еще Л.С. Выгот­ский говорил о необходимости создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общения с детьми, характеризующимися нормальным развитием. Возникает необходи­мость создания для детей с ограничениями жизнедеятельности таких усло­вий, где все приспособлено к дефекту ребенка, вследствие чего он не фикси­рует внимание на своем недостатке. Выготский считал, что компенси­ровать недостаток необходимо не в биологическом, а в социальном аспекте.

        Педагог, который работает с ребенком, имеет дело не с биологическими факторами, а с социальными последствиями. Таким образом, помощь детям с недостатками развития должна быть осуществлена так, чтобы ведущими условиями оптимизации развития таких детей выступала нормализация и интеграция детей в социум. Нормализация рассматривается как принцип, согласно которому обществу следовало формировать гуманистическое отношение к группам детей с разными образовательными потребностями.

        Технологии изучения состояния социальной адаптации детей группы риска, посещающих реабилитационные и образовательные учреждения.

        Понятие «социальная адаптация» ребёнка используется в том случае, когда необхо­димо акцентировать внимание на явлении, связанном с осваиванием новой социальной среды в определенные временные рамки. Причем освоение этой среды может проходить и на индивидуальном и на групповом уровнях. Социальная адаптация выступает механизмам социализации, которая пред­ставляет собой постепенный процесс формирования личности в определен­ных социальных условиях. Процесс социальной адаптации рассматривается на трех уровнях:

      12. общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к осо­бенностям социально-экономического, политического, духовного и культур­ного развития общества;
      13. социальная группа (микросреда) — адаптация человека, когда обнаружива­ется несовпадения интересов человека с социальной группой (коллективом, семьей, учебной группой и пр.);
      14. сам индивид (внутриличностная адаптация), когда обнаруживается стрем­ление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других людей.
      15. В деятельности образовательного учреждения применяется ряд социальных технологий, способствующих изучению социальной адаптации детей группы риска.

        Социальная диагностика содержит в себе обоснованное заключение о состоянии «социального здоровья» ребёнка. Он основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов.

        Профилактика как вид педагогической деятельности направлен на микро­социум субъекта, который несет в себе воспитательный потенциал. Этот вид педагогической деятельности может способствовать изменению взаимоот­ношений с окружающими, представлению о них, а также переживаний, связанных с ними. Более того, профилактика влияет на изменение позиции личности по отношению к социуму (позволяет содействовать явлениям, противодействовать, оставаться нейтральным). Профилактические меро­приятия в образовательных или реабилитационных учреждениях должны касаться всей сферы жизнедеятельности, куда входят: программа охраны здоровья, обеспечение деятельности учреждений здоревьесберегающими технологиями, программа профилактики отклоняющегося поведения, выбор форм и видов профилактики (нейтрализующие, компенсирующие, преду­преждающие), исходя из стадий предупредительного воздействия и макси­мально учитывающие особенности личности и коллектива.

        Реализация стратегии развития личности, имеющей депривацию, предпола­гает успешное взаимодействие социальной диагностики, коррекции и соци­ально-педагогической профилактики возможных в дальнейшем отклонений. Стратегическим линиям развития социальной адаптации личности способст­вует ее активное включение в образовательный и реабилитационный процес­сы. Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятель­ность; 2) усвоение норм, моральных ценностей, стандартов ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптации субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установ­ками и ожиданиями социальной среды (в данном случае образовательного или реабилитационного учреждения) при наличии контроля с ее стороны. Важную роль играет разработка прогностических моделей дальнейшей социально-образовательной деятельности.

        Социальная работа с группами риска в регионе: содержание и современные технологии. Учебно-методическое пособие /Науч. ред. С.С. Лебедева, С.М. Безух. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – С. 8, 10, 13-16, 18-22, 29-31.

        social-orthodox.info

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
    • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]