Средства ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Средства ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

В соответствии с законом Российской Федерации разливы нефти и нефтепродуктов являются чрезвычайными ситуациями и их последствия подлежат ликвидации.
Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтяных продуктов должна выполняться многофункциональным комплексом задач, использованием технических средств и реализацией различных методов. Использование технических средств ликвидации разливов нефти независимо от характера аварийного разлива нефтяных продуктов и нефти, первые меры по его устранению направляются на локализацию нефтяных пятен, чтобы избежать дальнейшего распространения и загрязнения соседних участков и уменьшения загрязненных площадей.

Локализация разливов нефтепродуктов и сырой нефти

В водных акваториях средствами локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов являются боновые заграждения. Важными функциями боновых заграждений являются: предотвращение растекания на водной поверхности нефти, уменьшение концентрации нефтепродуктов для облегчения уборки, и траление (отвод) нефти от экологически уязвимых районов.

Заградительные боны подразделяются на: отклоняющие (боны нефтеограждающие БН) – для защиты берега от нефти и нефтепродуктов и ограждение их; сорбирующие (боны сорбирующие БСС) — поглощающие нефть и нефтепродукты; надувные – позволяющие быстро разворачивать их в акваториях; тяжелые надувные – ограждающие танкер у терминала.
После того как разлив нефти удается локализовать, последующим этапом станет ликвидация пролива.

Методы ликвидации разливов нефтепродуктов и сырой нефти

Известно несколько методов локализации разлива нефтепродуктов: термический, механический, биологический, и физико–химический. Главный метод ликвидации пролива нефти — это механический сбор нефтепродуктов. Большая эффективность данного метода достигается в самом начале разлива, в связи с тем, что толщина нефтяного слоя остается большой. Механический сбор затруднен при большой площади распространения, при небольшой толщине слоя нефти, и под воздействием ветра происходит постоянное движение поверхностного слоя. Это затрудняет использование данного метода. Осложнения так же могут возникнуть при очистке от нефтепродуктов портов и верфей, они, как правило, загрязнены различным мусором, досками, щепой и различными предметами плавающими на воде.

Термический метод, применяется при большой толщине нефтяного слоя после загрязнения до начала образования эмульсий с водой. Метод основан на выжигании слоя нефти. Он достаточно хорошо сочетается с другими методами ликвидации разливов.

Механический метод. Примером такого способа может послужить сбор нефтепродукта скиммерами.

Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах. По принципу действия — на пороговые (ПН – пороговый нефтесбрщик), олеофильные (СО- скимер олеофильный), вакуумные (УВМ) и гидродинамические.

Физико-химический метод использует диспергенты и сорбенты и эффективен в случае, когда механический сбор невозможен, к примеру, при маленькой толщине пленки и когда разлившееся пятно нефтепродуктов грозит реальной угрозой экологически уязвимым районам. Сорбенты при соприкосновении с нефтью начинают незамедлительно ее впитывать, период насыщения достигается в первые десять секунд (при условии средней плотности нефтепродуктов). Они образуют комья материала, до максимума насыщенного нефтью.
В случаях движения нефтяного пятна к природоохранным местам, в ход идут диспергенты. Собой они представляют специальные химические, вещества расщепляющие пленку нефти и не позволяют ей распространяться далее. Однако следует учитывать, что диспергенты могут иметь негативное влияние на окружающую среду.

Биологический метод применяется после физико-химического и механического методов при толщине слоя не менее 0,1мм. Технология очистки нефтезагрязненной воды и почвы – биоремедитация, в ее основе лежит использование специальных, микроорганизмов на основе окисления углеводорода или биохимических препаратов. Количество микроорганизмов, способных произвести ассимуляцию нефтяных углеводородов, невелико. В основном это бактерии, представители рода Pseudomonas, и некоторые виды грибков и дрожжей. При достаточной насыщенности воды кислородом и при температуре 15-20% Сº эти микроорганизмы способны окислять нефтепродукты со скоростью 2г/кв. м. поверхности воды в день. Однако бактериальное окисление при низких температурах воды происходит медленно и нефтяные продукты остаются в водоемах длительное время – до 50 лет.

Выбирая метод ликвидации разлива нефтепродуктов нужно помнить следующее: при проведении работ по устранению аварии главным является фактор времени, стараясь не нанести наибольший экологический ущерб, чем уже существующий разлив нефти.

www.larn32.ru

Как ликвидировать разлив нефтепродуктов и устранить загрязнения?

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, которые происходят на объектах добычи и переработки, а также при их транспортировке, сильно вредят экологическому состоянию окружающей среды, приводят к существенным убыткам и обладают негативными последствиями социального характера.

В последнее время такие чрезвычайные ситуации участились.

Специалисты объясняют этот факт следующими причинами:

  • увеличение объемов добычи нефти;
  • износ основных средство производства, транспортировки и добычи (например, трубопроводов и танкеров);
  • увеличение количества диверсионных актов со стороны экстремистских организаций.
  • Такая ситуация привела к тому, что отрицательное влияние разливов нефти и нефтепродуктов на экологию становится все более ощутимым и заметным. При этом быстро оценить масштаб экологического вреда достаточно сложно, так как такие загрязнения разрушают многие естественные взаимосвязи и циклы, а также значительно меняют условия среды обитания попадающих под их воздействие живых организмов, накапливаясь в биомассе.

    Современные государства проводят политику, цель которой – предупреждение и максимально быстрая ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с чем способам локализации и устранения последствий таких чрезвычайных ситуаций уделяется повышенное внимание. План ликвидации аварийных разливов включает в себя различные методы устранения загрязнений.

    Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов представляет собой целый комплекс многофункциональных мероприятий с использованием самых разных методик и технических средств. Каким бы ни был характер аварийного разлива ННП (нефти и нефтепродуктов), все мероприятия в первую очередь должны быть направлены на локализацию нефтяной пленки с целью предупреждения её дальнейшего распространения и минимизации размера загрязненной поверхности.

    Любой план локализации и ликвидации аварий, связанных с разливом ННП, предусматривает использование разного рода заграждений.

    Боновые заграждения

    Такие заграждения являются основным средством локализации нефтяных пятен. С их помощью предотвращают растекание ННП по водной поверхности, снижают их концентрацию для облегчения сбора, а также отводят нефть и нефтепродукты от районов, наиболее уязвимых в экологическом плане.

    Боновые заграждения делятся на:

  • аварийные заграждения;
  • заграждения с постоянной плавучестью;
  • всплывающие заграждения;
  • огнеупорные заграждения;
  • универсальные.
  • Вне зависимости от вида, в состав всех боновых заграждений входят:

  • поплавок, призванный обеспечить плавучесть;
  • надводная часть, которая препятствует переливанию ННП-пленки через боны (иногда эта часть совмещена с поплавком);
  • подводная часть (так называемая юбка), которая не позволяет ННП проникать под боны;
  • балласт (груз), который отвечает за вертикальность бонов на водной поверхности;
  • тяговый трос, который отвечает за сохранение конфигурации заграждения при сильном ветре и волнении на воде, а также за буксировку заграждения;
  • соединительные узлы, с помощью которых боны собираются из отдельных частей;
  • устройства для крепления бонов к буям и якорям, а также отвечающие за их буксировку.
  • Аварийные надувные боновые заграждения (АБЗ)

    Такие заграждения предназначены для локализации нефтяных разливов, которые возникают при авариях судов на внутренних водах (водохранилищах, портовых акваториях, реках и затонах). Их также используют для ограждения судов во время приема топлива и при загрузке нефтеналивных танкеров.

    АБЗ представляет собой надувные боны, соединенные между собой замками. Такие замки бывают двух видов: стандартные (внахлест, с помощью четырех болтов) и быстроразъемные, называемые ASTM или, по-другому, «Ласточкин хвост».

    Аварийный тип заграждения характеризуется высокой прочностью на разрыв и позволяет буксировать его со скоростью до трех узлов. Такая конструкция также обладает максимальной сопротивляемостью ветру и волнам.

    Виды боновых заграждений с постоянной плавучестью (БПП)

    Такой вид заграждения используется при локализации разливов ННП в тех же случаях, что и аварийный (см. выше). БПП также прочны на разрыв, их тоже можно буксировать со скоростью до 3-х узлов, им не страшны ни волны, ни ветер. Кроме того, они не поглощают ННП и воду.

    Далее приводятся основные характеристики используемых на практике БПП:

    1. БПП-450:
    2. Секция в длину – 10, 15 или 20 метров;
    3. высота всего бона – 450 миллиметров;
    4. высота бона над водой – 160 миллиметров;
    5. высота под водой – 290 миллиметров;
    6. максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 1,7 тонно/силы;
    7. вес одного погонного метра – 2,5 килограмма;
    8. максимальная скорость ветра – до 15-ти метров в секунду;
    9. максимально выдерживаемое течение – до двух узлов;
    10. температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
    11. высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,05 метра.
    12. Разлив нефти на море

    13. БПП-600:
    14. секция в длину – 10 или 15 метров;
    15. высота всего бона – 600 миллиметров;
    16. высота бона над водой – 200 миллиметров;
    17. высота под водой – 400 миллиметров;
    18. максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 2,6 тонно/силы;
    19. вес одного погонного метра – 2,7 килограмма;
    20. цвет – сигнальный;
    21. волновая нагрузка – до двух баллов;
    22. максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
    23. максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
    24. количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
    25. высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,1 метра.
      1. БПП-830:
      • высота всего бона – 830 миллиметров;
      • высота бона над водой – 250 миллиметров;
      • высота под водой – 580 миллиметров;
      • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 3,5 тонна/силы;
      • вес одного погонного метра – 3,5 килограмма;
      • волновая нагрузка – до трех баллов;
      • БПП-1100:
      • высота всего бона – 1100 миллиметров;
      • высота бона над водой – 350 миллиметров;
      • высота под водой – 750 миллиметров;
      • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 6,3 тонна/силы;
      • вес одного погонного метра – 5,4 килограмма;
      • материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
      • волновая нагрузка – до четырех баллов;
      • максимальная скорость буксировки – три узла;
      • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,15 метра.

      Такие заграждения используют для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водах в случае быстрых течений (затоны, водохранилища, портовые акватории и реки). Их также применяют для ограждения судов различного назначения при заливе топлива и при погрузках танкеров.

      Цилиндрический вид боновых заграждений с постоянной плавучестью (БПП Ц)

      В состав БПП Ц входят боны постоянной плавучести, соединяемые между собой замками (либо стандартного типа (внахлест, четыре болта), либо соединениями мягкого типа для крепления секций внутри ленты заграждения).

      Такая конструкция также обладает хорошей устойчивостью к волнам и ветру.

      Всплывающий тип боновых заграждений (ВБЗ)

      При любых операциях с ННП суда всегда огораживают боновыми заграждениями, который ставятся при помощи буксира. Поскольку суда постоянно подходят к причалу и отходят от него, их необходимо постоянно снимать и ставить снова. Применение стандартных типов заграждений подразумевает круглосуточное дежурство как буксира с командой, так и специальной рабочей бригады.

      Для того, чтобы облегчить этот процесс, существуют всплывающий тип боновых заграждений. Их ставят один раз и, по мере необходимости, дистанционно выпускают из них воздух. Боны ложатся на дно и не мешают прохождению судов. Как только в них возникает нужда – в них также с берега закачивают воздух, и они всплывают, образуя заданную изначально конфигурацию. Находящийся на дне комплекс имеет длительный срок службы и готов к эксплуатации в любое время дня и ночи в любое время года. ВБЗ можно использовать как в пресной, так и в соленой воде.

      Такие заграждения делятся на:

    26. аварийные. Применяются только в экстренных случаях. В каждой секции такого заграждения есть впускные невозвратные и травяще-предохранительные клапаны. По окончании работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, из каждой секции воздух выпускают с борта плавсредства. Аварийные ВБЗ ставят, как правило, для разделения портовой акватории на секции, а также на входе в порт или нефтеналивной терминал, что позволяет в экстренных случаях предотвратить растекание ННП по всей акватории. Также такие заграждения часто ставятся на реках, в местах, где под водой проходит магистральный нефтепровод. Для быстрого наполнения бонов аварийного БЗ применяются баллоны с высоким давлением;
    27. рабочие. Их применяют постоянно для ограждения танкеров и судов, принимающих топливо. В таких БЗ воздух подается и выпускается дистанционно, поднимая их со дна по мере надобности. В качестве станции газонаполнения используется компрессор с давлением, достаточным для конкретного заграждения.
    28. Вне зависимости от вида, ВБЗ можно ставить как в соленой, так и в пресной воде, на глубине 25-30 метров.

      Огнеупорный тип бонового заграждения (ОБЗ)

      Используются при термическом способе удаления с водной поверхности нефтяного пятна. Являются многоразовыми.
      Применение таких заграждений позволяет сжигать от 600-т до 1800-т баррелей ННП в час.

      Кроме того, ОБЗ используют для локализации пожаров, возникающих на поверхности воды. Это позволяет эффективно ликвидировать возгорание на ограниченном участке.

      Универсальный вид бонового заграждения (УБЗ)

      Представляет собой две автономных оболочки, соединенных между собой и располагающихся вертикально по отношению друг к другу. Одна из оболочек заполняется воздухом, вторая – водой. Воздушная оболочка находится над водонаполняемой, что дает возможность одновременно формировать как надводное заграждение (воздушная часть), так и подводную юбку (водонаполняемая часть).

      Принцип работы УБЗ:

    29. заграждение разворачивают с установленной на судне – постановщике бонов вьюшки, одновременно заполняя обе оболочки соответствующим содержимым;
    30. воздух нагнетается из воздуходувки, вода – из отвода установленного водомета; возможно заполнение оболочек с помощью компрессора или другого источника воздуха, и насоса (пожарного или балластно-осушительного).
    31. В целях облегчения постановки УБЗ при сильных течениях, оболочки, как правило, заполняют раздельно: вначале – воздушную, затем ставят бон на якорь, потом заполняют водобалластную.

      После того, как разлив нефтепродуктов локализован, с бонопостановщика спускают специальное устройство – скиммер, у которого есть воздушный привод, питаемый от компрессора на борту судна. Скиммер собирает нефтепродукты в водозаполняемую оболочку. Вода в ней вытесняется нефтью. После окончания сбора заграждение можно буксировать к месту утилизации ННП.

      Преимущества универсальных боновых заграждений:

    32. их удобно хранить на складе, транспортировать и ставить;
    33. в таких БЗ нет балластной цепи, что значительно снижает вес конструкции и позволяет увеличить длину одной секции до 250-ти метров;
    34. нет нужды в дополнительных емкостях для сбора разлившейся нефти; выполняющая роль балласта водонаполняемая оболочка одновременно служит для сбора ННП.
    35. Для локализации разливов ННП на земляных поверхностях используются различные типы дамб, с обваловками и траншеями для организации отвода нефтепродуктов. Выбор типа дамбы зависит от того, насколько велик розлив, характера местности, времени года и прочих факторов.

      Дамбы бывают сифонными, сдерживающими, бетонными с донным стоком, переливные плотинные и ледяные. После локализации начинается непосредственная ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов.

      Методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

      Основными методами ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов являются:

    36. механический;
    37. физико-химический;
    38. термический;
    39. биологический.
    40. Механический метод

      Этот способ является одним из основных, применяемых в настоящее время. Наиболее эффективно его применение в самом начале разлива (в первые его часы) поскольку толщина нефтяного слоя в этот момент – наибольшая. Отделение ННП от воды сильно затрудняется, если толщина слоя маленькая, площадь распространения пятна – большая, и сам слой постоянно перемещается под действием течения и ветра. Механическая очистка также затруднена в портовых акваториях и на верфях, поверхность воды которых сильно загрязнена разного рода мусором, досками и щепой.

      Для успешного применения этого способа необходимо, чтобы технические характеристики применяемых средств соответствовали условиям конкретного разлива.

      Основными достоинствами механического сбора ННП являются:

    41. высокая эффективность работ;
    42. возможность собирать самые разные виды ННП;
    43. всесезонность.
    44. Стоит отметить, что на месте механического сбора все равно на воде остаётся тонкий слой нефти или нефтепродуктов.

      В качестве технических средств для механического сбора применяются специальные суда-нефтесборщики или скиммеры.

      Суда-нефтесборщики представляют собой самоходные плавсредства, которые самостоятельно осуществляют сбор нефти и нефтепродуктов.

      Скиммеры собирают нефть непосредственно с водной поверхности. По способу своего крепления и передвижения они делятся на переносные и стационарные, а также на самоходные и буксируемые. По принципу своего действия скиммеры делятся на гидродинамические, вакуумные, , олеофильные и пороговые.

      Устрание загрязнений физико-химическим способом

      Этот метод подразумевает использование разного рода диспергентов и сорбентов. Он эффективен тогда, когда нет возможности применить механический способ сбора, к примеру, из-за слишком тонкого нефтяного слоя или если ННП несут реальную угрозу районам, уязвимым с экологической точки зрения.

      Ликвидация аварийных разливов нефти

      Применение диспергентов

      Диспергенты – это особые химические вещества, которые используются как катализаторы процесса естественного рассеивания ННП. Цель их применения – облегчение удаление разлившегося пятна до того, как оно доберется до экологически уязвимого места.

      Диспергенты используют в экстремальных условиях, когда механически удалить разлив – сложно или невозможно (например, на глубинах более десяти метров, если температура воды ниже пяти градусов C или температура окружающего воздуха ниже, чем десять градусов C).

      Применение диспергентов применяется при оперативной ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Их использование возможно в комплексе с другими техническими средствами.

      Основной недостаток диспергентов – их высокая токсичность и ограничения применения в зависимости от температуры.

      Сорбенты бывают тканевыми, порошкообразными и боновыми. Вступая во взаимодействие с водной средой, они сразу начинают впитывать в себя нефть и нефтепродукты. При их средней плотности сорбенты максимально насыщаются за первые десять секунд сбора. После этого на поверхности воды остаются легко собираемые комки нефтенасыщенного материала.

      Основные достоинства – их можно применять вне зависимости от условий окружающей среды, а также минимальные затраты на их хранение и доставку до места ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

      Сорбенты можно применять совместно с любыми бонами постоянной плавучести. Их применяют не только при уже случившейся аварии, но и для предупреждения оной, например, их рассыпают вокруг морских добывающих платформ и вблизи нефтеналивных комплексов. Эти элементы способны впитывать все нефтяные загрязнения, удаляя при этом даже радужную пленку.

      Установления сорбирующих боновых заграждений на реках, где нет судоходства, значительно улучшают их экологию.

      Сорбирующие боны ставятся также с целью защиты берегов от нефтяных разливов, используются для сорбции ННП в условиях закрытых водоемов, применяются на ТЭЦ (в выпускных коллекторах), для локализации утечек на палубах нефтеналивных танкеров и на нефтяных хранилищах.

      Целесообразно их применять как дополнительный рубеж в комплексе с боновыми заграждениями других видов.

      Ликвидация последствий разлива ННП термическим способом

      Суть этого метода заключается в выжигании разлившегося слоя ННП.

      Для его эффективного применения необходимо соблюдение следующих условий:

      • толщина плёнки нефти/нефтепродукта – не менее 3-х миллиметров;
      • скорость ветра не более 35-ти километров в час;
      • наличие безопасного расстояния по направлению ветра – в пределах 10 километров от места предполагаемого сжигания.
      • Достоинства этого способа:

      • быстрота ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
      • использование минимального количества техсредств;
      • минимальные материальные затраты.
      • Стоит отметить, что применение термической методики требует соблюдения повышенных противопожарных мер.

        Основным недостатком такого способа считается то, что неполное сгорание нефти или нефтепродуктов приводит к выделению в атмосферу стойких веществ канцерогенного характера.

        Для локализации пламени при термическом удалении разлившегося слоя используют ОБЗ (см. выше).

        Устранение загрязнений биологическим способом

        Он используется после того, как применены механический и физико-химический методы. Толщина удаляемого слоя должна быть не меньше 0,1 миллиметра.

        Суть этой методики заключается в процессе биоремедитации, который представляет собой очистку загрязненных ННП воды или почвы с помощью специальных микроорганизмов или препаратов, окисляющих углеводородные соединения.

        Количество живых микроорганизмов, которые могут ассимилировать углеводородные соединения, довольно мало. В основном это – бактерии рода рода Pseudomonas, а также некоторые виды дрожжей и грибков. Как правило, такие микроорганизмы – жесткие аэробы.

        Разновидностей подхода к такой очистке – два:

      • локальная стимуляция биоценоза в почве;
      • применение отобранных особым образом микроорганизмов.
      • Первый подход основан на способности некоторых микроорганизмов изменять свой видовой состав под действием условий окружающей их среды.

        Наибольшая эффективность этого метода достигается в первые сутки их применения. Если температура воды находится в пределах от 15-ти до 25-ти градусов С, и она достаточно насыщена кислородом, то окисление ННП с помощью микроорганизмов проходит со скоростью 2 грамма на один квадратный метр поверхности в сутки. Чем ниже температура – тем медленнее происходит бактериальное окисление. Иногда ННП могут сохраняться в водоемах до полувека.

        Таким образом, план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов должен включать в себя все необходимые мероприятия, наиболее подходящие под конкретные условия загрязнения.


        neftok.ru

        МЧС России

        Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (вместе с «Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»)

        ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        от 21 августа 2000 г. N 613

        О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

        АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

        Список изменяющих документов

        (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.2002 N 240,

        от 14.11.2014 N 1188)

        В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия Правительство Российской Федерации постановляет:

        1. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

        2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.

        3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России разработать мероприятия, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций независимо от формы собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, и внести предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации.

        4. Настоящее постановление не применяется в случае разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

        (п. 4 введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1188)

        от 21 августа 2000 г. N 613

        ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

        К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

        1. Настоящие Основные требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются — планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.

        2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

        нефтеналивное судно — 2 танка;

        нефтеналивная баржа — 50 процентов ее общей грузоподъемности;

        стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы — 1500 тонн;

        автоцистерна — 100 процентов объема;

        железнодорожный состав — 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;

        трубопровод при порыве — 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;

        трубопровод при проколе — 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;

        стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов — 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.

        (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

        3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

        локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

        муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

        территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

        регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

        федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

        В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

        локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;

        регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;

        федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

        Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

        (п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

        4. Планом должны предусматриваться:

        а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

        б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются — силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

        в) организация взаимодействия сил и средств;

        г) состав и дислокация сил и средств;

        д) организация управления, связи и оповещения;

        е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;

        ж) система взаимного обмена информацией между организациями — участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

        з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;

        и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;

        к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;

        л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

        м) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

        5. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:

        а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;

        б) площадь разлива;

        в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;

        г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;

        д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;

        е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;

        ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;

        з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);

        и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;

        к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

        л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;

        м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов — при разливе на почве.

        6. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море на федеральном уровне разрабатывается Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службой Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и утверждается Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

        План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на речных акваториях и во внутренних водоемах на федеральном уровне разрабатывается и утверждается Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

        Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

        (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

        Требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, определяемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование деятельности в соответствующей сфере.

        7. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:

        причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;

        описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;

        оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

        затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;

        расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;

        уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

        состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;

        предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).

        Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет.

        (п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)

        8. В целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.

        Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального, местного и территориального значения, определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям соответствующих субъектов Российской Федерации.

        www.mchs.gov.ru

    Смотрите так же:

    • На меня только сейчас подали на алименты Жена подала на алименты для дочери, но мы жили вместе после развода Доброго вам дня!! Согласно закону, вы тогда будете обязаны выплатить не только 25% от зарплаты за прошедшие 2,5 года, но и неустойку за каждый день просрочки по формуле: […]
    • Как считать больничный если нет стажа Как правильно рассчитать больничный лист? При получении травмы или заболевании сотрудник предприятия имеет права получить пособие на время восстановления трудоспособности. Для того чтобы получить пособие, работник обязан принести […]
    • Прием гражданства рф иностранного гражданина Навигация Навигация Консульские вопросы ПРИЁМ В ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ В соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 общий порядок приема в гражданство Российской […]
    • Уфссп узнать штраф ​Судебная задолженность по штрафам ГИБДД | Проверить штрафы ГИБДД у судебных приставов Процедура перехода штрафа из юрисдикции ГИБДД в юрисдикцию ФССП Любой, даже самый незначительный штраф ГИБДД, по которому не произошла своевременная […]
    • Алименты федеральная служба судебных приставов Что нужно знать об алиментах Взыскание алиментов и задолженностей по алиментным обязательствам! Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится […]
    • Бесплатная консультация юриста в севастополе крымский новостной портал Уважаемые севастопольцы! Информируем Вас о старте в Севастополе нового социального проекта: «Защита прав жителей Севастополя». 11.04.2017 года между Севастопольской региональной общественной организацией «МД […]