Закон о ц

Правовой статус и функции Банка России

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Дата последнего обновления: 8 июля 2014 года.

www.cbr.ru

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ.

Глава 1 закона определяет статус Центрального банка. В ней говорится, что Центробанк — самостоятельное юридическое лицо, его уставный капитал является федеральной собственностью, при этом он не отвечает по долгам государства. Цель создания Банка России — защита и сохранение устойчивости рубля, развитие, укрепление, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной и банковской систем, развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

В этой же главе описаны функции Банка России по эмиссии денег, организации денежного обращения. ЦБ контролирует банковскую систему и сам выполняет функции банка по отношению к бюджету РФ и бюджетным организациям. Кроме того, регулятор управляет валютными резервами страны, осуществляет валютный контроль, а также участвует в международных организациях и проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации.

За свою деятельность Банк России отчитывается перед Федеральным собранием Государственной думы, которая принимает решение о проведении проверки деятельности Банка России Счетной палатой РФ.

В главе 2 определен уставный капитал Центрального банка в размере 3 млрд рублей.

Глава 3 — об органах управления Банка России — Национальном финансовом совете, председателе банка, совете директоров — и их функциях.

Глава 4 — о взаимоотношениях Центрального банка и государства. В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики. При этом вводятся юридические ограничения на финансирование банком федерального правительства.

Глава 5 обязывает Банк России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой и перечислять 75% полученной прибыли в федеральный бюджет.

Глава 6 посвящена наличному денежному обращению на территории России и определяет роль ЦБ как эмиссионного банка, имеющего исключительное право на выпуск наличных денег. На основании этой части закона Банк России организует, контролирует и регулирует правила кассовых операций.

Глава 7 рассказывает о роли Банка России в кредитно-денежной политике. ЦБ устанавливает процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых банками, а также проводит операции на открытом рынке и рефинансирует кредитные организации. Кроме того, регулятору предоставлено право проводить валютные интервенции, устанавливать ориентиры роста денежной массы, вводить прямые количественные ограничения и эмитировать облигации от своего имени. При этом он ежегодно представляет в Государственную думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики — сначала в виде проекта, а потом в форме окончательного документа.

Согласно главе 8, ЦБ имеет право сам осуществлять банковские операции как кредитное учреждение, в том числе предоставлять кредиты, покупать и продавать ценные бумаги, облигации, драгоценные металлы, валюту, проводить расчетно-кассовое обслуживание, выдавать поручительства и банковские гарантии. При этом ЦБ выступает банком только по отношению к организациям, имеющим банковскую лицензию, или к государственным органам.

Глава 9 регулирует международную и внешнеэкономическую деятельность Банка России. Он уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других стран. Здесь же определена его роль как организации, отвечающей за валютный контроль.

Глава 10 наделяет Банк России правом осуществления банковского регулирования и надзора с целью поддержания стабильности финансовой системы страны, в том числе правом регистрации кредитных организаций, установления нормативов и последующего контроля за их соблюдением. Здесь же предусмотрены санкции за нарушения банковского законодательства, процедура отзыва лицензии.

В главе 11 говорится о взаимоотношениях Центробанка с финансовыми учреждениями, их ассоциациями и союзами. В ней также закреплена норма, согласно которой Банк России не отвечает по долгам других банков, а другие кредитные организации – по задолженности Банка России.

Глава 12 возлагает на ЦБ обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Глава 13 определяет систему управления и структуру Центрального банка, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

В главе 14 говорится о статусе служащих Банка России, которым запрещено совместительство, работа в других кредитных учреждениях, а также совершение иных действий, которые могли бы привести к конфликту интересов.

Глава 15 обязывает Центробанк ежегодно проходить аудиторскую проверку.

Глава 16 — заключительная. В ней указано о необходимости приведения других законов в соответствие с данным. Кроме того, в этом разделе отменяется ряд законов и нормативных актов как утративших силу.

www.banki.ru

Как поменялись законы России с Нового года: пенсии, налоги, зарплаты

Главные новшества-2018 для граждан

01.01.2018 в 12:00, просмотров: 859637

Новый год наступил. Каникулы закончились. Пора оглядеться и присмотреться к новой реальности, которую организовали нам неутомимые власти. Ведь обычно именно с 1 января или чуть позже непременно вступают в силу какие-нибудь новые правила и запреты… Впрочем, когда приближаются выборы, случаются и послабления.

Сейчас у нас как раз предвыборный период, и в перечне «подарков» немало приятностей, приготовленных для разных групп избирателей одним из кандидатов в президенты — единственным, который может себе позволить радовать россиян за бюджетные деньги и перед которым и парламент, и правительство всегда дружно берут под козырек.

Читайте, ругайтесь и радуйтесь! Перед вами далеко не полный перечень нововведений, могущих повлиять на нашу жизнь уже в ближайшем будущем!

НАЛОГИ: списание пройдет автоматически

1 января вступило в силу внесенное в последние дни осенней сессии парламента по инициативе президента Путина дополнение к статье 391 Налогового кодекса — той, где говорится о федеральных льготах по земельному налогу.

Раньше единственной такой льготой для физических лиц было уменьшение на 10 тысяч рублей налоговой базы (она равна кадастровой стоимости земельного участка) Героям СССР и РФ, инвалидам 1‑й и 2‑й групп, инвалидам с детства, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, боевых действий, чернобыльцам и некоторым другим категориям.

Теперь же налоговая база земельного налога для пенсионеров и лиц, которым выплачивается «пожизненное ежемесячное содержание», уменьшается на 600 кв. м, то есть на 6 соток. Вычет делается в отношении одного земельного участка по выбору. Какого именно — собственникам надо решить до 1 ноября. Если они соответствующее заявление в ФНС не подадут, налоговики сами сделают вычет «в отношении участка с максимально исчисленной суммой налога».

Новую льготу россияне оценят в конце 2018 года, когда получат извещения о сумме налога за 2017 год, но, чтобы ею воспользоваться, о праве на вычет надо уведомить ФНС.

Налог на землю идет в муниципальные бюджеты, так что сокращение и без того скудных доходов им гарантировано.

Еще один подарок — списание более 150 млрд рублей долгов по некоторым налогам и страховым взносам для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. По словам главы думского Комитета по бюджетам и налогам Андрея Макарова («ЕР»), примерно треть этой суммы составляют долги, которые уже нельзя взыскать.

Спишут зафиксированные на 1 января 2015 года недоимки физлиц по налогу на недвижимое имущество, землю и транспортные средства, а также задолженность по пеням, начисленным на эти недоимки. Как правило, в каждом конкретном случае речь идет о небольших суммах — налоги ведь тогда платились не с кадастровой стоимости.

Кроме того, индивидуальным предпринимателям простят все накопившиеся на 1 января 2015 года долги по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов и таможенного НДС. И еще снимут долги по страховым взносам и пене на них за период до 1 января 2017 года. Примерно 2,9 млн. ИП зарегистрировались, никакой деятельности не вели, но страховые взносы им при этом начислялись.

И, наконец, россиянам простят долги по НДФЛ за т.н. условно полученные с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года доходы. «Условно полученными» наше законодательство считает, например, списанные как безнадежные банком долги по кредитам, оператором связи — долги по оплате услуг или долги за услуги ЖКХ.

Списание налоговых долгов будет происходить автоматически: идти в налоговую не надо.

СКАЗКА: реестр коррупционеров все-таки будет

Летом 2017 года был принят закон о создании специального реестра лиц, уволенных «в связи с утратой доверия» за совершение коррупционных правонарушений. Попасть в «черный список» могут не только чиновники всех уровней, но и прокуроры, следователи, военнослужащие, полицейские, таможенники, пожарные, сотрудники Центробанка, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования и даже некоторые должностные лица госкорпораций и госкомпаний.

За что? Закон «О государственной гражданской службе РФ», к примеру, обещает дисциплинарное наказание в виде увольнения в связи с утратой доверия нарушителям правил декларирования доходов и имущества, то есть не сдавшим декларации за себя или супругу с малыми детьми, или сдавшим, но при этом обманувшим, — и еще тем, кто вопреки запрету имеет зарубежные счета или активы или допустил конфликт интересов. Эти нарушения преступлениями по российскому законодательству не являются, административная ответственность за них тоже не грозит.

Предполагается, что теперь кадровики, прежде чем рекомендовать принять кого-то на работу, смогут проверять через единую для всей страны Государственную информационную систему (ГИС), нет ли у соискателя темных пятен в биографии, а руководство будет принимать решение с открытыми глазами.

Но как и кто будет включать сведения о конкретных гражданах в «реестр коррупционеров»? И будет ли он открытым для общества? Эти важные вопросы закон отдал на откуп правительству, отложив срок вступления в силу антикоррупционного нововведения до 1 января 2018 года.

Постановления до сих пор нет, хотя Минтруд разработал проект документа и направил его в кабинет министров, сообщили «МК» в пресс-службе ведомства. Зато в другом принятом парламентом в самом конце осенней сессии законе прописали, что в реестре запись об уволенном (или снятом с должности) в связи с утратой доверия будет храниться 5 лет. И оговорили случаи, когда исключение из реестра возможно не только за давностью лет: таковыми признаны смерть чиновника или отмена решения об увольнении судом.

Отсутствие порядка ведения реестра ставит под вопрос его создание сразу после Нового года. Вопрос о том, будут ли размещенные там сведения хотя бы частично открыты для общества, до сих пор не решен.

За 10 месяцев 2017 года, по данным Генпрокуратуры, в связи с утратой доверия в России в отставку отправлено 900 человек, 90% из них поплатились за неполноту или недостоверность сведений в декларациях.

ИНТЕРНЕТ: всех пользователей мессенджеров определят по сим‑картам

Вступил в силу принятый полгода назад закон, который обязывает всех «организаторов обмена мгновенными сообщениями», то есть мессенджеров, под угрозой блокировки идентифицировать своих пользователей через сим-карты и смс-сообщения.

Иностранные собственники (а большинство популярных мессенджеров как раз иностранные), чтобы выполнить требования закона, должны заключать договоры с российскими операторами сотовой связи. Российским ресурсам позволено «самостоятельно» идентифицировать граждан через определение абонентского номера, не заключая специальных договоров с сотовыми операторами.

Этот закон не только о деанонимизации: он также обязывает мессенджеры в течение суток блокировать передачу противоправной информации — по решению суда и последовавшему требованию Роскомнадзора. Отдельно прописано и требование не допускать передачи электронных сообщений пользователям сервиса «в случаях и порядке, которые определяются правительством». О каких «случаях» идет речь — совершенно непонятно, правительство на сей счет пока молчит.

Обратите внимание: блокировать мессенджеры, которые не идентифицируют пользователей через сим-карты, можно будет с 1 января, но это не означает, что заинтересованные органы уже сейчас смогут получать полную и достоверную информацию о людях, скрывающихся за тем или иным номером мобильного телефона. Вступление в силу еще одного закона, который в целях борьбы с «серым рынком» прописывает механизм идентификации всех пользователей сим-карт, по просьбе операторов связи отложили до 1 июня 2018 года. В связи с этим непонятно, будет ли считаться полностью идентифицированным в мессенджере пользователь мобильного телефона, зарегистрированного на организацию (т.н. «корпоративного»).

Закон о деанонимизации мессенджеров требовал разработки сразу нескольких подзаконных актов. Порядок идентификации правительство утвердило в октябре. А вот проект порядка блокировки Роскомнадзором работы мессенджеров, не желающих прекращать распространение незаконной на территории РФ информации, разработанный Минкомсвязи, до сих пор не принят.

Хорошо известно умение наших властей писать законы о регулировании Интернета, которые в полном объеме выполнить невозможно и которые если и работают, то выборочно. Нет никаких оснований полагать, что с законом о деанонимизации будет по-другому. Зато с 1 января вступила в силу новая статья КоАП: нарушение новых правил мессенджерами грозит большими штрафами: от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 800 тысяч до 1 млн рублей для юрлиц. Зарегистрированные как ИП граждане в смысле наказания приравниваются к юридическим лицам.

СТРАХОВКА: отказаться можно в течение двух недель

С 1 января Центробанк увеличил до 14 дней «период охлаждения» — время, в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки жизни, имущества или транспорта.

Впервые распространенная на всех возможность подумать и передумать, вернув полностью или частично уплаченную страховую премию в течение 5 дней, появилась у россиян в 2016 году. Число жалоб в ЦБ на навязывание дополнительных страховых услуг после этого уменьшилось в разы, а глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс даже заявил, что проблема навязывания дополнительных страховых услуг вместе с полисом ОСАГО ушла в прошлое. Но за 5 дней граждане не всегда успевали написать заявление в страховую компанию.

«Период охлаждения» действует и при заключении договора о потребительском кредите, если он сопровождается заключением страховки по требованию банка. Но если гражданин отказался от страховки — он должен понимать, что проценты по кредиту для него могут быть выше, чем у того, кто страховку купил.

Но проблема т.н. коллективных договоров страхования до сих пор не решена. Если сам банк покупает у страховой компании страховку, а при оформлении кредита с гражданином заключает с ним за дополнительную плату еще и договор о присоединении к ней — отказаться гражданин не сможет, так как сторонами договора о страховании в этом случае фактически будут банк и страховая компания, а не гражданин и страховая компания. ЦБ считает необходимым внести в закон «О потребительском кредите (займе)» положение о распространении нормы о 14‑дневном «периоде охлаждения» и на такие коллективные договоры страхования. Остается надеяться, что когда-нибудь это будет сделано.

БЮРОКРАТИЯ: бумаг станет меньше

Есть шанс, что в Новом году россияне будут реже ходить «за бумажками» и услугами в разные государственные структуры и органы и проводить там меньше времени. Это еще одно следствие постепенной цифровизации архаичного в целом российского государства.

С 1 января тем, кто имеет право на налоговые льготы и вычеты, можно подавать заявление и подтверждающие право на льготу документы в любой налоговый орган по своему выбору, а не только в тот, к которому они приписаны. Если по каким-то причинам документы представлены не полностью, налоговики сами запросят нужные сведения у соответствующих органов, организаций и должностных лиц. Например, право на освобождение пенсионера от уплаты налога на единственную квартиру подтверждается пенсионным удостоверением. Если его нет — ФНС сама запросит в региональном отделении ПФ соответствующую информацию. Это полезное нововведение было предусмотрено принятым полгода назад законом и конкретизировано приказом ФНС.

В январе же вступят в силу законы, которые существенно расширяют перечень услуг многофункциональных центров (МФЦ). Во-первых, на всю страну могут быть распространены правила, уже отработанные в порядке эксперимента в Москве, Тюменской и Воронежской областях. В тех регионах, где власти оперативно примут соответствующие местные законы, россияне получат право при желании регистрировать рождение детей и смерть родных и близких не в загсах, а прямо в МФЦ. Сотрудник, осуществивший регистрацию рождения или смерти, передаст потом все документы (например, паспорта умерших) и сведения в загс.

А во-вторых, россияне смогут подавать в МФЦ одно заявление на получение сразу нескольких государственных услуг и сдавать при этом один пакет документов. Остается только дождаться, чтобы правительство приняло постановление, где определит, какие именно федеральные государственные услуги можно будет получить по этой упрощенной схеме, а субъекты Федерации определились с тем же самым на региональном уровне. На разработку и принятие федеральных и региональных нормативных актов отводится 90 дней: тогда-то, может быть, и будет нам счастье…

Система многофункциональных центров оказания госуслуг действует в России более 5 лет. В 2016 году они оказали гражданам более 60 млн услуг.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС: телефонным террористам и живодерам надо быть осторожнее

Наши власти частенько используют ужесточение уголовной ответственности в качестве главной меры оперативного реагирования на негативные явления и процессы в обществе. За 2017 год законов о внесении изменений в Уголовный кодекс было принято пятнадцать. Некоторые вступят в силу сразу или вскоре после новогодних каникул.

Обращаем внимание на новую редакцию статьи 245 УК («Жестокое обращение с животными»): преступлением становится любое «жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий», а также убийство или причинение увечья животному «из хулиганских или из корыстных побуждений». Если дело было в присутствии малолетнего, применялись «садистские методы», действовала группа лиц по сговору, видео или фото живодерского содержания выкладывались в Интернет или жертвами стали несколько животных, обещается от 3 до 5 лет лишения свободы.

А еще принят закон, который призван решить проблему животных, силою злой судьбы ставших «вещественными доказательствами» совершения преступлений. Уголовно-процессуальный кодекс требует хранить вещественные доказательства до вступления в силу приговора либо до истечения срока обжалования, исключения сделаны лишь для вещественных доказательств, хранение которых затруднено или невозможно. На животных-вещдоки вроде изъятых у контрабандистов или незаконных торговцев кобр, тигрят или крокодилов раньше распространялись общие правила: их надо было либо передавать на хранение в предусмотренном правительством порядке, либо возвращать законному владельцу, если это возможно. А если невозможно — «реализовать», то есть либо продавать, либо уничтожать.

«Это нельзя назвать гуманным», — объяснял логику внесенных в УПК изменений глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). Теперь животные-вещдоки должны безвозмездно передаваться для содержания или разведения, если их нельзя вернуть законному владельцу или выпустить на волю. Остается надеяться, что правительство не затянет с принятием подзаконного акта, без которого этот закон не заработает…

В последние месяцы россиянам досаждали ложные звонки о минировании разнообразных объектов. Волна была организована посредством IP‑телефонии, при этом большинство сигналов поступало с территории Турции, Украины, США и Японии, сообщил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

Статья 207 УК («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма») была средней тяжести (максимальное наказание — до 5 лет лишения свободы). Теперь она становится тяжкой: если в результате ложного сообщения о теракте погибли люди, можно будет сесть на срок от 8 до 10 лет, в лучшем случае отделавшись штрафом от 1,5 до 2 млн рублей. Эксперты, впрочем, полагают, что само по себе ужесточение уголовной ответственности если кого и остановит, то «стихийных» телефонных террористов вроде психически больных людей или школьников.

Еще один новый закон существенно ужесточает ответственность за финансирование терроризма и «склонение, вербовку и иное вовлечение» в совершение террористических преступлений. Было максимум до 10 лет лишения свободы — будет вплоть до пожизненного со штрафом в 300–700 тысяч рублей.

ПЕНСИОНЕРЫ: плюс 3,7% неработающим

Из-за выборов президента обычный график индексации пенсий неработающим пенсионерам оказался нарушен: пересмотр страховых пенсий на величину достигнутой в прошлом году инфляции с 1 февраля перенесен на 1 января. Но едва ли радость пенсионеров была очень большой — очень уж мала индексация (3,7%, несколько сотен рублей). Да и такая-то случилась лишь потому, что фактически совмещены две индексации: та, что зависит от инфляции, и та, что должна проводиться в апреле ежегодно «исходя из уровня доходов ПФ». Власти обращают внимание на то, что инфляция в 2017 году получилась рекордно низкая (по предварительным данным Росстата, 2,5%), ниже, чем прогнозировалось, и три с лишним процента — это еще очень щедро.

На те же 3,7% проиндексирована и фиксированная выплата к пенсии, которую с разными коэффициентами получают некоторые категории россиян (граждане старше 80 лет, инвалиды, «северяне», дети-сироты). Она вырастет на 178 рублей, до 4983 рублей в месяц. Индексация социальных пенсий состоится только в апреле, а ежемесячной денежной выплаты льготникам и некоторых других пособий — с 1 февраля.

Официальный сайт Пенсионного фонда утверждает: средний размер страховой пенсии по старости после всех индексаций вырастет до 14 075 рублей, причем у неработающих пенсионеров средний показатель будет выше — 14 329 рублей. Почему?

Во-первых, только неработающим пенсионерам, чья начисленная пенсия ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, положена доплата — она позволяет нашим политикам и чиновникам гордо заявлять, что среди пенсионеров «бедных», каковыми в России принято считать граждан с доходами ниже этого самого минимума, нет вовсе. Глава правительства Дмитрий Медведев уже подписал распоряжение о выделении 13 регионам 7 млрд рублей на социальные доплаты 243 тысячам пенсионеров. Размер доплат — от 2351 до 8414 рублей.

Другая причина, по которой средняя пенсия работающего пенсионера все больше отстает от средней пенсии неработающего, — отмененная с 2016 года индексация пенсий работающим пенсионерам. Даже президентские выборы не побудили власти отказаться от экономии. Единственная радость для этой категории пенсионеров — в силу вступил закон о пересмотре порядка индексации пенсий тем из них, кто работу решил оставить. Два последних года пересчет пенсии с учетом всех прошедших индексаций занимал три месяца, это время пенсионер получал выплату в том размере, как будто он еще работает — без индексаций, и потом ничего не компенсировалось. Теперь же, как поясняет сайт ПФ, «пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы», то есть сумму набежавших индексаций за три месяца выплатят задним числом.

Мораторий на пенсионные накопления (6% с фонда зарплаты, их работодатель начислял на личный счет работника младше 1967 года рождения) продлен и на 2018 год. Эти 6% опять пойдут в общий котел. По данным ПФ, к началу 2017 года доплаты из накопительной части пенсии получали 1,3 млн россиян, и в среднем они составляли 802 рубля в месяц…

Хорошая новость: с 2018 года пенсию по случаю потери кормильца до достижения возраста 18 лет (до 23 лет, если получатель учится на очном отделении вуза) наконец-то станут получать «подкидыши», то есть дети, оба родителя которых неизвестны. Число потенциально выигравших от этого закона — порядка 4 тысяч. Размер пенсии — чуть выше 10 тысяч рублей в месяц.

ЛЮДИ В ПОГОНАХ: индексация денежного довольствия

Пенсии более чем 2,6 млн военнослужащим и приравненным к ним категориям граждан (Росгвардии, МВД, пожарной службе, ФСИН и прочим) рассчитываются по особой формуле — в процентах к денежному довольствию, и в 2018 году эти проценты останутся теми же, что и годом раньше: 72,23. То есть формально никакой индексации на 2% выше уровня инфляции вплоть до достижения 100% денежного довольствия, как было написано в законе, принятом в 2012 году во исполнение указа президента, опять не будет. И это уже пятая «заморозка» роста доходов военных пенсионеров подряд!

Несмотря на это, средняя пенсия военнослужащих, многие из которых на службе ежедневно рискуют жизнью и здоровьем, в 2017 году оказалась выше, чем у гражданских: 24 450 рублей. А в 2018 году она по факту будет проиндексирована на 4%, потому что с 1 января на 4% выросло денежное довольствие.

Следователи СК и прокуроры жизнью на работе ежедневно не рискуют. Но пенсии этих очень важных в российской системе власти людей в 2018 году тоже вырастут, причем существенно. С 1 января вступил в силу закон, который вводит ежемесячную надбавку к выплатам отслуживших не менее 20 лет следователям СК и сотрудникам прокуратуры в размере доплаты за классный чин (специальное звание) — с коэффициентом, который будет устанавливать президент.

По словам главы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева («ЕР»), средняя пенсия у бывшего следователя районного звена и районного прокурора до повышения составляла 20–22 тысячи рублей. Теперь же, по расчетам Минтруда, около 22 тысяч прокуроров и более 2,4 тысячи следователей получат в среднем прибавку в 6–7 тысяч рублей ежемесячно. В прошлый раз индексация пенсий следователей СК и прокуроров проводилась в 2014 году.

ДЕТИ: дополнительные пособия на первого или второго ребенка

Те, у кого первый ребенок родился 1 января 2018 года и позже, имеют теперь право на дополнительное ежемесячное пособие от государства, равное прожиточному минимуму несовершеннолетнего во втором квартале предыдущего года в регионе, где живет семья. Но выплатят его лишь в том случае, если средний денежный доход родителей и ребенка в месяц не превышает 1,5 регионального прожиточного минимума трудоспособного населения в том же втором квартале предыдущего года. В бюджете на благое дело заложено 21,4 млрд рублей, деньги уже расписаны регионам.

Те, у кого после Нового года родился второй ребенок, тоже имеют право на получение ежемесячного пособия в таком же объеме и при таких же условиях. Но его оплатят уже из средств материнского капитала. Сертификат о материнском капитале в размере 453 тысяч рублей (не индексировался с 2015 года и не будет индексироваться вплоть до 2020 года) дают один раз в жизни как раз на второго ребенка.

Фактически речь идет о дополнительных пособиях семьям с низкими доходами, которые в связи с рождением ребенка оказались в тяжелой финансовой ситуации. Тем, у кого с деньгами все в порядке или просто среднедушевые доходы хотя бы на 1 тысячу рублей выше установленной планки, положена от государства поддержка только на общих основаниях: единовременное пособие при рождении ребенка (сейчас 16 350 рублей 33 копейки) и ежемесячное пособие до достижения ребенком 1,5 лет (минимальное на первого ребенка — 3065 рублей 69 копеек, на второго или последующих — 6131 рубль 37 копеек, а максимальное — 23 120 рублей 66 копеек). Индексация детских пособий на 3,2% намечена на 1 февраля 2018 года.

Когда ребенку исполнится полтора года, ежемесячные пособия начинают выплачивать региональные власти. Пособия везде разные — в зависимости от возможностей бюджета субъекта РФ, количества детей в семье и демографической ситуации, но в большинстве мест очень небольшие, в несколько сотен рублей. С введением дополнительных пособий проблема «а как быть и на что жить после того, как ребенок достигнет 1,5 года, но в садик его не отдать?» не решается. Обещано активное строительство яслей, но это дело небыстрое.

Чтобы закон о дополнительных детских пособиях заработал в полную силу, Минтруд разработает порядок осуществления выплат, порядок обращения за ними и перечень документов и сведений, которые необходимо будет для этого представить. Кроме того, правительство даст дополнительные «разъяснения» по спорным вопросам.

Один из таких вопросов уже можно предвидеть. Закон обещает пособия только гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. Это понятно. Но дальше написано, что с заявлением следует обращаться либо в собес, либо в ПФ (если речь идет о пособии на второго ребенка) по месту жительства. Пособия везде разные (в Москве, например, оно в 2018 году составит 13 938 рублей, в Московской области — 11 522 рубля, в соседней, Тверской области — 10 625 рублей в месяц). «По месту жительства» обычно означает «по месту регистрации». А регистрация бывает постоянная или временная. Куда, например, должны будут обращаться за пособиями иногородние родители с ребенком, работающие в Москве и снимающие здесь квартиру, в которой временно зарегистрированы? Можно предположить, что будет примерно так, как бывает в случае с другими социальными московскими пособиями: чтобы получать их по временной регистрации, придется доказать, что вы ничего не получаете там, где зарегистрированы постоянно. Но в тексте принятого закона детали не уточняются.

Материнский капитал, размер которого одинаков по всей стране, в регионах с высоким прожиточным минимумом может быть «съеден» пособиями больше чем наполовину. Например, московские дополнительные ежемесячные пособия в их нынешнем размере за 18 месяцев сократят капитал на 250 884 рубля. Если же средства уже брались на другие цели, денег может и не хватить на полтора года.

Кстати, программа маткапитала продлена до 31 декабря 2021 года, и с 2018 года снят трехлетний мораторий на использование денег на оплату детского сада для детей.

Выплаты за первого ребенка, по прогнозу правительства, ежегодно будут получать около 45,7% от числа рожденных первых детей, а пособия на второго ребенка — 50,7% от числа рожденных вторых детей.

ЗАРПЛАТЫ: платить меньше 9849 рублей в месяц за полную нагрузку нельзя

29 декабря президент подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума (нищенского, будем честны) — к 1 января 2019 года. Двигаясь к заветной цели, с 1 января 2018 года МРОТ вырос с 7800 рублей в месяц до 9489 рублей в месяц. Меньше платить будет нельзя только за полный рабочий день и полную ставку, но никто не мешает работодателям, как и прежде, переводить сотрудников на полставки и легально платить им лишь половину.

Исходя из размера МРОТ до 2018 года в России исчислялись страховые взносы, которые платили в Пенсионный фонд и ФОМС индивидуальные предприниматели. Чтобы избежать существенного роста этих платежей, было решено «отвязать» одно от другого. В итоге с 1 января ИП придется отчислять в ПФ фиксированные 26 545 рублей, если их доходы не превышают 300 тысяч рублей в год (на три с лишним тысячи больше, чем в 2017 году, но меньше, чем пришлось бы платить по старым правилам). А взнос в ФОМС зафиксирован на прежнем уровне: 5840 рублей в год…

Позорные цифры, в которых выражается даже растущий российский МРОТ, повергают в глубокое уныние. Поэтому перейдем к более приятным показателям.

По данным Росстата, средняя зарплата федеральных чиновников в 2016 году составляла 116 тысяч рублей и более чем в три раза превышала среднюю зарплату по стране в целом. Данных за 2017 год еще нет, но наверняка они для этой категории граждан хуже не окажутся. А с 1 января 2018 года на 4% индексируются оклады судьям всех уровней, от конституционных до мировых, работникам федеральных бюджетных учреждений, федеральным чиновникам, гражданскому персоналу военных частей, депутатам, сенаторам, министрам. Премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя новости такого рода, обратил внимание на то, что 4% — это больше, чем была инфляция в 2017 году. Индексация зарплат государственному аппарату не проводилась 4 года.

Вслед за федеральными чиновниками некоторое повышение доходов может ожидать региональных и муниципальных чиновников и бюджетников — в зависимости от возможностей бюджетов субъектов РФ и в связи с необходимостью все-таки выполнить майские 2012 года указы президента. Но рост зарплат врачей, учителей, научных работников будет происходить постепенно, в течение года.

www.mk.ru

Смотрите так же:

  • Сроки судимости ук рф Судимость. Погашение и снятие судимости. Судимость – правовое состояние лица, возникающее при осуждении его по приговору суда к наказанию за совершение преступления и выражающееся в наступлении определенных последствий уголовно-правового, […]
  • Комментарий ст 186 ук рф Комментарий ст 186 ук рф 1. Правовые основы денежной системы Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 23.12.2003) […]
  • Федеральный закон 117-фз от 10072012 Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"" Документ является поправкой к Изменения и поправки Принят Государственной Думой 20 июня […]
  • Самара транспортный налог пенсионерам МРИ ФНС №19 по Самарской области уведомляет: льготы физлицам - плательщикам транспортного налога Вниманию плательщиков транспортного налога! В соответствии с Законом Самарской области от 06.11.02г. №86-ГД (в ред. от 04.04.06г.) «О […]
  • Приказ о защите персональных данных 2018 Приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных Соблюдать требования Закона «О персональных данных» должны все компании и ИП, у которых есть работники (п. 2 ст. 3 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ ). Ведь даже при приеме […]
  • 283 статья ук рф что это 283 статья ук рф что это 1. Состав этого преступления имелся в УК РСФСР в разделе иных государственных преступлений (ст. 75). В УК этот состав включен в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства […]