Нападения пиратов на суда

Пиратские нападения в 2017 году: статистика и выводы

Вооруженные бандиты и пираты совершили нападения на 43 судна и взяли в заложники 58 моряков в I квартале этого года. Это незначительно больше, чем за тот же период прошлого года. Данными поделилось Международное морское бюро.

В глобальном докладе было отмечено, что насилие в Нигерии и вокруг Филиппин продолжается. Напомним, что на Филиппинах в феврале было убито пиратами двое моряков. В Индонезии также не утихают пиратские нападения, но есть тенденция к снижению нападений на суда, находящиеся на якорной стоянке.

Всего пираты совершили высадки на борт 33 судов, а четыре судна были обстреляны в первые три месяца 2017 года. Вооруженные бандиты совершили захват двух торговых судов у берегов Сомали, где, начиная с мая 2012 года, подобное не происходило. Также известно о четырех попытках нападения на суда в этом же регионе.

Отчет ММБ рассказывает о трех основных проблемах:

Похищения моряков в Гвинейском заливе

Всего в мире с января по март 2017 года ради выкупа было похищено 27 моряков. 63% этих случаев произошло в Гвинейском заливе. Район Нигерии является ключевой «горячей точкой» похищений моряков – 17 человек в трех разных инцидентах были взяты в заложники (в прошлом году за тот же промежуток всего 14 человек). Все три судна – танкер, балкер и контейнеровоз – были атакованы вооруженными разбойниками, находясь в 30-60 морских милях от Байельса в Нигерии. Еще по трем судам велся огонь в 110 морских милях от берега. Кроме того, о множестве других нападений попросту не сообщалось.

Насилие вокруг Юга Филиппин постоянно возрастает

9 судов были атакованы в І квартале 2017 года на Юге Филиппин. В прошлом году таких случаев в этот же временной отрезок было только два. Особое внимание стоит акцентировать на вооруженном захвате сухогруза, во время которого два моряка погибло и пять человек были похищены ради выкупа.

Похитителями было захвачено еще 5 членов экипажа во время нападения на рыболовецкое судно.

Сомалийские пираты впервые за пять лет угнали судно

Пиратами был захвачен танкер-бункеровщик, а также плоскодонное судно в районе Сомали. 28 моряков были взяты в заложники. Впрочем, они были достаточно быстро отпущены на свободу.

ММБ было выдвинуто предположение, что инциденты были оппортунистического характера, например, угнанные суда не придерживались рекомендаций BMP4 (Лучшая практика предупреждения нападения пиратов в сомалийском бассейне).

«ММБ советует судам, проходящим через территориальные воды Сомали, следовать рекомендациям. Недавно произошедшие пиратские атаки должны стать предупреждением беспечным морякам, ведь пираты, безусловно, еще могут напасть» – сообщил директор IMB Поттенгал Мукундан.

crew-man.com

Рассвет и закат сомалийских пиратов

Некогда они терроризировали сотни кораблей из разных стран, но оказались бессильны перед скоординированным отпором.

Сомалийские пираты — это, возможно, самая знаменитая часть современной истории Сомали, уходящая корнями во времена Холодной войны. С 2005 по 2012 год пираты захватили десятки кораблей и заработали миллионы долларов на их выкупе, пока ООН и НАТО тщетно пытались остановить угрозу. Организациям мешали слишком большие затраты и бюрократические формальности, которых, по некоторым данным, не нашлось у отряда профессиональных наёмников.

Причины пиратства

В 1961 году премьер-министр Сомали Абдирашид Али Шермарк (Cabdirashiid Cali Sharmaarke) посетил Советский Союз и подписал дружественный договор между двумя государствами, предполагающий военную поддержку. В то время Сомали только разорвала отношения с Великобританией и ей нужен был новый и влиятельный союзник.

Вскоре СССР наладил поставки вооружения в Сомали, лишь за год вложив в развитие военной сферы страны около 50 миллионов долларов. Это было выгодное предложение — Советскому Союзу нужен был свой союзник в Северной Африке в противовес соседней от Сомали Эфиопии. Она была в союзе с США.

В 1977 году ситуация резко изменилась. Хорошо вооружённая сомалийская армия атаковала Эфиопию, затянув в войну и СССР. Однако советские власти не поддержали действия Сомали и перешли на сторону Эфиопии.

При поддержке СССР страна выбила нападающих со своей территории, нанеся серьёзный ущерб сомалийской армии. На фоне военного поражения вспыхнула гражданская война и стала распаляться благодаря кражам оружия с советских складов. Столкновения различных группировок разрушили социальную, экономическую и политическую инфраструктуру Сомали, и к 1991 году президента Мохаммеда Сиада Барра (Maxamed Siyaad Barre) свергли мятежники.

Без централизованного правительства страна погрузилась в хаос: лидеры различных группировок захватывали власть в районах и провозглашали себя едиными правителями, а граждане страны потеряли всякую политическую силу. Многие сбежали в соседние государства, но большой части населения некуда было идти.

Сомали расположена недалеко от Аравийского моря на северо-востоке Африки, и большую часть средств местные жители получали с продажи тунца, креветок и лобстеров в местные магазины.

С началом войны у правительства не было денег на создание пограничной службы, чем воспользовались браконьеры. Они массово вылавливали рыбу и морепродукты и поставляли итальянской мафии, за год зарабатывая до 300 миллионов долларов. Параллельно с этим иностранные суда сливали химикаты в прибрежные воды, и в одночасье популяция рыбы снизилась.

Это нанесло ущерб не только браконьерам, но и рыболовам, которые лишились постоянного заработка. Им потребовался новый источник дохода, и внимание людей привлекли проходящие мимо Сомали корабли. Около 9 тысяч судов из Азии, Индии, Европы и ОАЭ ежемесячно перевозили дорогие товары и нефть. Зачастую судами управляли обычные моряки, а на борту не было охраны.

Хотя бы несколько удачных нападений на европейские суда могли бы обеспечить половину жителей Сомали до конца жизни.

Тактика нападений и ущерб

Редкие атаки пиратов на суда вблизи Сомали происходили и в 1980-х годах, но в начале 2000-х годов мафия, рыболовы и военные объединились и серьёзно подошли к планированию. Пираты вооружились автоматами Калашникова и гранатомётами с советских складов, закупили рации и GPS-навигаторы, а затем приобрели деревянные лодки с навесным мотором. Суда двигались со скоростью до 46 километров в час, и этого хватало, чтобы догонять большие корабли.

Пираты выбирали самый большой корабль из тех сотен, ежедневно проплывающих мимо берегов Сомали. Затем вооружались, садились в лодки и шли в сторону нужного судна. Поравнявшись с кораблём, они обстреливали его и метили в капитанскую рубку. Когда на атаку обращал внимание экипаж, пираты показывали им гранатомёт, намекая, что пустят его в ход, если судно не остановится.

Если корабль сбавлял скорость, пираты по лестнице забирались на палубу, собирали экипаж в одном месте и уплывали на корабле в собственные бухты. Для этого этапа операции пираты брали бывших военных. Рыболовы выступали исключительно как атакующая группа, поэтому и процент с захвата у них был куда ниже, чем у лидеров кланов и владельцев катеров, спонсирующих атаки.

Из среднего выкупа в 2,7 миллиона долларов моряк получал от 30 до 75 тысяч долларов. Средний годовой доход в Сомали составлял 300 долларов, и редко какой рыболов отказывался участвовать в пиратских рейдах.

В 2004 году около 640 тысяч жителей Сомали голодали и нуждались в социальной поддержке. ООН отправила загруженные едой корабли в страну, но некоторые из них перехватили пираты и потребовали выкуп. Организация не вернула груз.

Обычно нападающие не трогали заложников, хоть и держали их в плохих условиях, часто заставляя голодать. Благодаря этому первые несколько лет с момента атак развитые страны не проявляли большого интереса к пиратам. Это привело к расширению границ пиратской деятельности и уверенности в собственной безнаказанности.

Однако относительно спокойное положение дел продолжалось недолго. В 2007 году пираты застрелили китайского заложника после того, как владелец судна отказался общаться с захватчиками. В октябре того же года пираты захватили японский танкер, после чего США отправила свои крейсеры для подавления пиратской деятельности. Усилий американского флота оказалось недостаточно: уже 29 октября пираты захватили сухогруз Северной Кореи и назначили выкуп в 15 тысяч долларов. Позже корабль всё-таки отбили при поддержке вертолёта США, который регулярно патрулировал местность и помогал судам.

После этих нападений в 2008 году ООН приняла резолюцию по борьбе с пиратством. Для защиты судов-участников благотворительной программы по поставкам еды и жизненно важных ресурсов Евросоюз, Чили и Колумбия сформировали защитный флот. Он конвоировал корабли и отбивал любые атаки, однако коммерческие суда не защищал. В 2010 году ООН построила на территории Сомали в районе Пунтленд, ставшим неофициальной столицей пиратов, тюрьму для пиратов на 500 человек.

За 2008 год пираты провели 42 успешных захвата и заработали на выкупах 80 миллионов долларов. В этот же год российский флот впервые столкнулся с пиратами, и совместно с английскими крейсерами убил восемь из 12 нападающих. После этого Россия объявила о вступлении в борьбу против пиратства и стала участником самой масштабной морской коалиции в современной истории. К 2016 году в ней числилась 21 страна.

В 2009 году пираты захватили 46 судов, а в 2010 — 47, заработав примерно 238 миллионов долларов.

Всего с 2008 по 2012 год пираты захватили 170 судов с 3400 членами экипажа. Из них 25 моряков убили, а ещё 37 умерли от голода или покончили с собой.

В 2016 году пираты освободили 26 заложников из Филиппин, Индонезии, Вьетнама и Тайваня, которые провели в плену четыре года. Они рассказали, как им приходилось питаться крысами, терпеть унижения и избиения. Из-за плохих условий многие заложники болели малярией и другими заболеваниями крови.

Столь масштабные атаки привели к популярности страховки у компаний-владельцев кораблей. К 2011 году такая услуга для проходящего мимо Сомали транспорта увеличилась на девять тысяч — до 39 тысяч долларов. Дополнительные затраты на топливо, чтобы обойти пиратские зоны, составили почти 3 миллиарда долларов. Те компании, что могли позволить нанять охрану и оборудовать корабль защитными устройствами, потратили на услуги больше миллиарда долларов.

Главные атаки

С первым серьёзным захватом столкнулся украинский ролкер «Фаина» 25 сентября 2008 года: он перевозил танки, гранатомёты и зенитные установки в Кению. Экипаж судна — 21 человек, из которых 17 — граждане Украины, трое — граждане России, один — гражданин Латвии. Изначально пираты потребовали 35 миллионов долларов, но позже снизили до семи. Предположительно после того, как поняли, что корабль принадлежит стране из Восточной Европы, а не США.

На следующий день после захвата капитан судна россиянин Владимир Колобков скончался от сердечного приступа. К этому времени корабль взял в кольцо флот США и сторожил российский фрегат «Неустрашимый». Узнав об этом, пираты запаниковали и разругались.

В ходе ссоры погибло трое захватчиков, экипаж не пострадал. Переговоры не ладились, и к ноябрю 2008 года на корабле закончилась еда. Властям Украины пришлось дважды отправлять на захваченное судно еду и воду, однако это не повлияло на настроение пиратов — они упорствовали и требовали денег. Захватчики освободили экипаж и покинули судно только в феврале 2010 года, забрав с собой 3,2 миллиона долларов.

Самый известный захват корабля сомалийскими пиратами произошёл в апреле 2009 года с американским контейнеровозом Maersk Alabama. Обычно эта модель, способная перевозить до 15 тысяч тонн и двигаться со скоростью 32 километра в час, курсирует по восточно-африканским маршрутам и проходит через Кению и Джибути. До 2009 года пираты несколько раз атаковали судно, но экипаж отбивался.

Однако весной четыре пирата в возрасте от 17 до 19 лет проникли на борт судна и захватили экипаж. Благодаря инструктажу американских спецслужб инженер корабля оперативно среагировал и отключил все системы судна, чтобы пираты не отогнали его в свою бухту. Затем специалист подстерёг пиратского капитана и захватил его в заложники.

Экипаж и пираты оказались в патовой ситуации: корабль они захватили, но уплыть на нём не могли, как и бросить своего лидера. Из-за жары моряки мучились от жажды и усталости, и команда предложила обменять пойманного пирата на капитана Maersk Alabama Ричарда Филлипса. Захватчики отказались и уплыли с капитаном на спасательной лодке, предварительно забрав всё ценное.

Следующие три дня Филлипс провёл на лодке с пиратами. Он пробовал сбежать, но под угрозой расстрела вернулся. Всё это время судно конвоировали корабли США со спецназом на борту. Когда военным представилась возможность, они одиночными выстрелами убили трёх пиратов.

Живым остался только 18-летний Абдивали Муси (Abduwali Muse), которого позже приговорили к 33 годам тюрьмы в США. Отряд морских пехотинцев, освободивший Филлипса, через два года убил главу террористической группировки «Аль-Каида» Усаму бен Ладена.

Российские корабли тоже всего лишь раз всерьёз сталкивались с сомалийскими пиратами. В мае 2010 года танкер «Московский университет» атаковали пираты в нейтральных водах недалеко от Сомали.

Первые попытки неизвестных захватить корабль закончились провалом благодаря маневренности судна. После этого экипаж отправил сигнал бедствия и забаррикадировался в машинном отделении. Пираты не добрались до команды, но захватили судно.

На сигнал о помощи откликнулся большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников». На разведку ситуации с борта судна отправили вертолёт, а сам корабль добрался до «Московского университета» примерно за 20 часов. К этому времени вертолёт уже сразился с пиратами и убил одного из нападавших.

Когда «Маршал Шапошников» добрался до танкера, отряд морских пехотинцев высадился с корабля на лодках и после краткой перестрелки отбил торговое судно и обезоружил пиратов. По версии Министерства обороны, после этого спецназ выдал нападающим еду, воду и лодку без навигационных устройств.

Ведомство признало, что, вероятно, пираты не добрались до суши и погибли в море. Однако позже в интернете появилась запись, на которой с «Маршала Шапошникова» якобы расстреливают судно с пиратами.

Президент Ассоциации международного морского права и доктор юридических наук Анатолий Колодкин заявил, что если спецназ действительно расстрелял лодку с людьми, это считается военным преступлением. Он отметил, что в России пиратам грозило бы до 15 лет тюрьмы.

Международная борьба

Длина побережья Сомали — 3 тысячи километров: патрулировать такую территорию слишком затратно даже для стран с развитой экономикой. Поэтому даже когда в 2008 году западные страны объявили сомалийским пиратам войну, им это мало помешало.

Единичные атаки не могли уничтожить разросшуюся империю пиратов Сомали. Теоретически участники ООН могли поставлять судам оружие для защиты, но юридически это запрещено. Оставалось только защищать гуманитарные корабли с военным конвоем и вертолётами.

В разные годы пираты атаковали гуманитарные суда, но почти сразу уплывали при появлении морских пехотинцев на моторных лодках и вертолётов со снайперами. На такую военную поддержку уходили огромные деньги, но при этом виновных пиратов редко отдавали под суд. Юридически ни одна страна мира не имеет право арестовать их в открытых водах, если они безоружны и не проявляют агрессию. И пираты прекрасно знали об этой лазейке.

В 2012 году 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооружёнными охранниками на борту. Вход в порты с оружием запрещён законом, поэтому частные военные компании содержат в регионе плавучие базы, где корабли принимают бойцов на борт и прощаются с ними после визита в опасные районы. Услуги отряда из трёх-четырёх охранников стоят от 28 до 38 тысяч долларов.

В мае 2012 года пираты угнали танкер Smyrni с миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера бандитов, они получили рекордный выкуп в 9,5 миллионов долларов.

Однако заключительным для прибыльной пиратской деятельности 2012 год стал благодаря династии шейхов Аль-Нахайян из ОАЭ. Из-за нападений на танкеры она теряла большие деньги, и в, предположительно, 2010 году ей это надоело. Шейхи, по некоторым данным, наняли бывшего агента ЦРУ и главу военной организации Academi Эрика Принса (Erik Prince) для устранения проблемы.

Во время Иракской войны наёмников компании обвиняли в убийствах мирного населения и контрабанде, но об их профессионализме знали многие страны. Шейхи заплатили Принсу 50 миллионов долларов, и на эти средства он создал отряд численностью в тысячу человек.

Туда вошли профессиональные наёмники из ЮАР и Колумбии, а также специалисты по войне с партизанами. Для отряда закупили катера, лёгкие самолёты и вертолёты для борьбы с наземными целями.

Когда подготовка закончилась, Принс приказал захватить провинцию Пунтленд с населением в 500 тысяч, где располагались базы пиратов. К 2012 году пиратский промысел был полностью уничтожен, а Пунтленд захвачен и неофициально передан под руководство шейхам Аль-Нахайян. Неизвестно, сколько пиратов убили наёмники. Официальной информации о захвате Пунтленда силами Academi нет.

За 2013 год не было зафиксировано ни одного нападения сомалийских пиратов. Общая частота нападений с 2012 по 2016 снизилась на 90%.

14 марта 2017 года сомалийские власти заявили, что пираты захватили нефтяной танкер ОАЭ с восемью людьми на борту. Правительство Пунтленда отправило отряд, чтобы отбить судно. 15 марта 2017 года пираты потребовали выкуп, размер которого неизвестен.

tjournal.ru

Пираты не боятся судов. Основные районы нападений

C начала ХХI века пиратским нападениям подверглись суда 62 стран мира. Морским разбоем занимаются более ста группировок. Почему их до сих пор не могут победить?

Что это за явление такое — пираты в XXI веке? Почему базой современных пиратов стало государство Сомали? Рассказывает старший научный сотрудник Института Африки РАН, преподаватель МГИМО (У) МИД РФ Ренат Ирикович Беккин. Недавно он вернулся из научной командировки в Сомали.

— Почему пираты XXI века облюбовали именно Сомали?

— На самом деле международный морской разбой сегодня имеет место не только у берегов Сомали. Джентльмены удачи из Юго-Восточной Азии не в пример их сомалийским коллегам отличаются крайней жестокостью. Сомалийцы по сравнению с пиратами, «работающими» в Малаккском проливе, — безобидные овечки, благородные рыцари. А в территориальных водах Индонезии пиратством занимаются профессиональные банды. Не брезгуют пиратством и партизаны-сепаратисты, а также моряки и рыболовы, потерявшие работу. Пираты активно вовлечены в контрабандную деятельность.

— Но в мире не так мало бедных стран. В той же Африке. Почему пиратство получило распространение именно в Сомали? Ведь с начала года сомалийскими пиратами было захвачено свыше 30 морских судов. Существуют ли какие-нибудь исторические предпосылки для распространения пиратства в Сомали?

— Можно говорить скорее о географических, чем исторических предпосылках. Суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для долговязых смуглых джентльменов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию. Не меньше возможностей для пиратов открывает упоминавшийся Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии — один из самых оживленных морских путей. А разбросанные во внутренних морях Индонезии многочисленные острова — рай для пиратских баз. Да и в Африке Сомали — далеко не единственное место, где орудуют пираты. Среди мест их наибольшей активности я бы выделил побережье Нигерии и юг континента.

— Что заставляет людей идти в пираты? Кто он, типичный сомалийский пират?

— Что бы мы ни говорили о пиратской романтике, в основе пиратства лежит бедность. Не будем забывать и о том, что большая часть когда-то единого государства Сомали находится во власти вождей различных кланов и племен.

Сотрудники ООН жалуются: отправляют груз с гуманитарной помощью в Сомали, но прежде чем он достигает цели, его перехватывают представители других кланов, оставшихся обделенными при распределении продовольствия.

Большинство сомалийских пиратов — это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Для них пиратство окутано ореолом романтики. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги, сравнимые с рождественскими докризисными бонусами топ-менеджеров с Уолл-стрит, толкает молодежь в ряды джентльменов удачи. По имеющимся у меня данным, среди пиратов нет выходцев из Сомалиленда — де-факто независимого государства на севере Сомалийского полуострова. Сомалиленд живет в мире и относительном благополучии по сравнению с другими частями когда-то единого государства Сомали с 1991 г., и потому профессия пирата не пользуется здесь большой популярностью. Большинство пиратов — выходцы из кланов маджертан и хавийе, из Пунтленда — буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова.

Сомалийские пираты стараются не проливать крови захваченных экипажей, обращаются с ними человечно. И это притом что низкий уровень медицинского обслуживания приучил людей спокойно относиться к перспективе собственной преждевременной кончины или смерти близких людей. Кстати, в качестве одного из оправданий пиратства сомалийцы приводят следующий довод: иностранные суда безвозмездно пользуются территориальными водами Сомали, а народ не получает от этого ничего. Что касается корабля «Фаина», то, по просочившейся в СМИ информации, он перевозил оружие, предназначавшееся мятежникам в Южном Судане, то есть грубейшим образом нарушил нормы международного права. Если эта информация подтвердится, то можно говорить о том, что одни преступники захватили других.

— А привычное для поклонников Голливуда Карибское море?

— Карибское море, как, впрочем, и весь Американский континент, согласно небезызвестной доктрине Монро, — это зона стратегических интересов США. Поэтому поставленный на широкую ногу пиратский промысел в этом районе не имеет шанса на существование. Хотя отдельные пиратские вылазки имеют место и у берегов Южной Америки.

— Картинка захвата корабля «Фаина» поражает современного телезрителя. Сомалийские пираты на катерах и утлых лодочках берут на абордаж огромное судно, борт которого превышает на 6-8 метров всю флотилию джентльменов удачи. «Фаина» могла бы разогнаться, и у пиратов не было бы ни одного шанса ее остановить, почему этого не произошло? Какими новейшими пиратскими технологиями обладают флибустьеры из Сомали?

— Когда я ездил по Сомали, я встречал людей, которые вполне могли бы быть пиратами. В обычной жизни они могут быть мирными гражданами, иметь мирную профессию, а в свободное время промышлять пиратством. Сомалийцы — удивительный народ, я не встречал таких позитивно настроенных людей. У человека нет ничего, кроме ветхого жилья из плетеных веточек и доллара на питание в день, но он светится улыбкой. Скептики говорят, что причиной тому кат — наркотическая трава, которую сомалийцы жуют поголовно. Пожуешь этот кат, и весело и беззаботно становится на душе. А если серьезно, то уверенности пиратам, безусловно, придает тот факт, что команды захватываемых ими судов, как правило, не оказывают им никакого сопротивления. Потому что морские разбойники действуют молниеносно. Неожиданно атакуют корабль и активно обстреливают его из гранатометов и пулеметов. Но даже в тех случаях, когда удается обезвредить пиратов, их вскоре отпускают. (Многие эксперты считают, что представители местных властных структур и полиции покрывают пиратов, т.к. те делятся с ними своей добычей. — Прим. ред.)

Особое отношение в Сомали к россиянам. В 70—80-е гг. в Сомали строили местную модель социализма, и между нашими странами выстроились неплохие отношения. Особенно до сомалийско-эфиопской войны 1977 г., где Советскому Союзу пришлось принять сторону Эфиопии. Многие сомалийцы учились в СССР. Я встречал их во время своей поездки в Сомали. Это, безо всякого преувеличения, белая кость, прослойка наиболее образованных людей в стране.

— В июле этого года ООН приняла документ, разрешающий военному флоту третьей страны входить в территориальные воды Сомали и пресекать деятельность пиратов. Есть ли сейчас сила, способная навести в Сомали порядок и покончить с пиратством?

— Как показали недавние события, Союз шариатских судов Сомали доказал свою способность навести порядок и обуздать преступность. Но как только им удалось укрепиться и начать объединение юга Сомали, в ситуацию вмешались США, которые руками Эфиопии помешали объединительному процессу в стране. Интерес США — не допустить создания единого и сильного исламского государства в Сомали. Эфиопия также не заинтересована в возрождении сомалийской государственности. После гибели более 130 миротворцев ООН и потери около 3 млрд долл. в 1993 г. в ходе операции «Возрождение надежды» никакого желания ввязываться в разборки между кланами у мирового сообщества нет.

— 1 октября посол фактически не существующего государства Сомали объявил о том, что правительство Сомали в ближайшее время признает Южную Осетию и Абхазию. Как вы оцениваете данный шаг?

— С точки зрения тактики, возможно, это неплохой ход, но с точки зрения стратегии — несусветная глупость. Мотивы руководства Сомали понятны. Оно делает этот жест доброй воли в надежде получить поддержку со стороны Москвы. Если Сомали признает Абхазию и Южную Осетию, то у США не будет никаких оснований не признать тот же Сомалиленд, где у американцев есть определенные интересы. И тогда на единстве Сомали можно будет поставить большой жирный крест.

* К моменту подписания номера у нас не было новой информации о судьбе «Фаины» и экипажа.

Пиратские захваты судов в XXI веке

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира* в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем занимаются более ста группировок.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность — от 8-10 тысяч человек по всему миру.

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность — около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал — пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

География действия пиратов XXI века — прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки.

Основные районы нападений:

1. Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).
2. Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан, Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).
3. Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Самое «популярное» место нападений — прибрежные воды Индонезии.

Ежегодный ущерб от пиратства по всему миру — 40 млрд долларов.

По материалам ежегодных докладов Международного морского бюро:

в 2000 г. в мире было совершено 469 пиратских нападений на морские суда
в 2001 г. — 344
в 2002 г. — 370
в 2003 г. — 344
в 2004 г. — 329
в 2005 г. — 276
в 2006 г. — 239
в 2007 г. — 263

Статистика по российским судам искаженная, так как 60% кораблей ходит под флагами других стран мира, то есть попросту сдается в аренду вместе с российской командой.

* Эта цифра не является окончательной, так как многие судовладельцы боятся заявлять в полицию о нападении пиратов, опасаясь мести преступников, коррумпированных чиновников и полицейских прибрежных стран.

Последние трагедии на море

Грузовой теплоход «Капитан Усков» под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 г. из российского порта Находка в Гонконг, но в порт назначения не прибыл. Экипаж теплохода состоял из 17 россиян, в том числе 22-летняя буфетчица Екатерина Захарова, которая вышла в свое первое плавание. На борту судна находилось 4,5 тыс тонн металла. К поискам корабля и экипажа подключился Международный центр по борьбе с пиратством, который распространил по всему миру информацию с его описанием. Даже если судно перекрасили, сменили название и флаг, его можно узнать по индивидуальным характеристикам. Надежды на успех невелики.

1 февраля 2008 г. у берегов Сомали пиратами был захвачен ледокольный буксир «Свицер Корсаков», который шел из Санкт-Петербурга на Сахалин под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. В составе команды — один англичанин, один ирландец, четверо граждан России. За судно и экипаж похитители получили выкуп — 700 тысяч долларов. Его заплатила компания «Свицер Вайсмюллер», которой принадлежит буксир. Переговоры с пиратами велись с 1 феврали по 18 марта 2008 г.

Как бороться

16 ноября 1994 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, в соответствии с которой все государства в максимально возможной степени должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

В 1991 г. Международная торговая палата создала Центр по борьбе с пиратством в столице Малайзии Куала-Лумпур.

В Калифорнии (США) работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Он тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда.

В Морской доктрине РФ, утвержденной президентом Путиным 21 июля 2001 г., отмечается: «Активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» — одно из направлений деятельности государства.

На пленарном заседании Госдумы 1 октября 2008 г. палата одобрила протокольное поручение Комитету по безопасности запросить в соответствующих министерствах и ведомствах информацию «о мерах, принимаемых для решения проблемы международного пиратства, обеспечения безопасности международных торговых путей, в том числе совместно с другими членами международного сообщества».

23 сентября 2008 г. Россия отправила из Балтийского моря в прибрежные воды Сомали эсминец «Неустрашимый». В Заявлении командования ВМФ РФ говорится, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». «Неустрашимый» пока не предпринимает активных действий, так как идут переговоры с пиратами.

Случались победы…

В 2005 г. круизный лайнер «Сиборн спирит» был атакован пиратами у берегов Сомали. Они появились неожиданно на быстроходных катерах, вооруженные автоматами и гранатометами, и обстреляли судно.

Остроумный капитан использовал нетрадиционное средство борьбы — акустическую пушку. Она оглушила пиратов. Судно успело уйти на безопасное расстояние.

В мае 2006 г. у берегов Сомали произошло настоящее морское сражение: пираты открыли огонь по военным кораблям ВМФ США. Ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» ответили залпами ракетных установок. В результате спецоперации было задержано 12 пиратов, в их числе 5 раненых. Поражает наглость флибустьеров, вступивших в бой с современными военными кораблями.

«При борьбе с пиратами важно не наломать дров»

Комментарий пресс-службы ВМФ

«В районе побережья Сомали сегодня несет дежурство эсминец ВМФ РФ «Неустрашимый». Но он прибыл в этот район на периодической основе для несения планового дежурства. Главком ВМФ заявил, что российский флот начинает патрулирование на постоянной основе в районе Аденского залива. Сейчас не времена «холодной войны», когда СССР мог послать значительные флотские подразделения в Индийский, Тихий и Атлантический океаны для боевого дежурства.

ВМФ РФ пережил кризис 90-х годов и сегодня становится на ноги. Это устойчивая тенденция. В соответствии с Уставом ООН и Конвенцией ООН по борьбе с морским разбоем наши военные корабли начнут патрулирование в Аденском заливе. При борьбе с пиратами важно не наломать дров. Пока есть хотя бы малейшая возможность вести переговоры, мы будем заниматься этим процессом. Пиратство нужно предупреждать. Если морские разбойники будут знать, что в океане несут службу военные корабли какой-либо страны или группы стран, они не станут нападать на торговые суда в этом регионе. Яркий пример: Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня почти безопасен для судоходства, потому что там эффективно противодействуют морскому разбою международные силы. Эпицентр пиратства переместился в Аденский залив. Там дежурят корабли ВМФ США. Там будут и наши корабли. Вместе нам удастся покончить с морским разбоем».

flot.com

Действия экипажа при нападении пиратов

Комитет по безопасности на море ИМО определил две основные ситуации,которые могут возникнуть при нападении пиратов:

1. Пираты обнаружены судовым персоналом до высадки на судно;

2. Пираты высаживаются на судно неожиданно, захватывая заложников и угрожая насилием/смертью экипажу судна.

В зависимости от указанных выше ситуаций следует руководствоваться следующим.

Пираты обнаружены до высадки на судно: если пиратами не было выставлено требование судну соблюдать радиомолчание, с судна должно быть немедленно послано сообщение с категорией “Piracy/armed robbery attack” в адрес близкорасположенных судов и властей, находящихся на берегу.

При этом должны быть задействованы все возможные способы передачи сообщения: система ИНМАРСАТ, оборудование ЦИВ с использованием соответствующих частот бедствия ЦИВ, любое другое оборудование с использованием любых частот бедствия.

Пираты высадились на судно неожиданно

В случае если требованиями пиратов судну запрещено вести какие-либо передачи и выполнение рекомендаций, изложенных выше, может привести к физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т.к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.

Таким образом, в случае нападения на судно пиратов передавать сообщение с категорией “Piracy/armed robbery attack” рекомендуется лишь при тех обстоятельствах, когда пиратами, находящимися на борту, не было выставлено требование соблюдать радиомолчание.

Передача указанного сообщения должна осуществляться путем нажатия скрытых кнопок, расположенных по крайней мере в трех разных местах на судне:

1) в рулевой рубке;

2) в каюте капитана;

3) в машинном отделении.

Нажатие на кнопку должно привести к тому, что спутниковый терминал автоматически выберет сообщение о нападении и передаст его соответствующему береговому полномочному органу.

Во избежание передачи ложного аварийного оповещения для приведения кнопки в действие должна использоваться кодовая последовательность,не допускающая ее случайного срабатывания.

Рекомендуемая практика по защите от пиратов

Анализ показывает, что захвату способствуют следующие факторы:

низкий надводный борт;

недостаток или отсутствие планов и действий при нападении.

заметное для нападающих отсутствие на судне должного наблюдения и не готовности экипажа отражать атаку.

Обычно нападение производится пиратами с двух или более небольших лодок с мощными моторами и скоростью до 25 узлов, чаще всего они подходят к судну с левого борта или кормы.
Большинство атак происходит в утренние и вечерние часы на восходе и заходе Солнца. Использование пиратами судов-баз позволяет им выходить далеко в море и нападать на суда там, где считалось,что вероятность нападения очень маленькая.

Пираты не смогли захватить ни одного судна скоростью 15 узлов и выше. Большинство отбитых нападений приходится на суда, которые заранее готовились к возможности пиратской атаки, имели планы и проводили тренировки.

Перед проходом опасными водами производится общее планирование. Центром планирования и координации обеспечения безопасного прохода в Аденском заливе сил ЕС является Maritime Security Centre — Horn of Africa (MSCHOA). UK Maritime Trade Operations (UKMTO) Dubai является первой точкой контакта для судов, следующих в залив. Именно UKMTO Dubai обеспечивает ежедневную связь и обмен информацией между капитаном и военными MSCHOA.

Перед проходом капитану и судовладельцу необходимо прежде всего оценить степень риска, и по полученной оценке рассчитать необходимые меры безопасности. Оценку плана производит MSCHOA, и далее

Центр действует в соответствии с этой оценкой, наблюдая за судном все время его пребывания в опасных водах. При реализации плана по отражению пиратской атаки приоритетом следует считать безопасность экипажа и пассажиров.

После регистрации предстоящего прохода судна в MSCHOA желательно за 3-4 дня, капитан должен регулярно сообщать о движении судна в UKMTO.

Рекомендуется провести, непосредственно перед проходом, общесудовое собрание, на котором разъяснить риски и требуемые от экипажа действия, а также провести предварительные учения в соответствии с планом: каждый должен знать свое место, обязанности и особо – средства связи и тревожной сигнализации.

Капитанам особо следует подготовить все необходимое для срочной связи с MSCHOA. Работа AIS – на усмотрение капитана, если он считает, что включенный AIS представляет из себя угрозу, то может его выключить.
Однако при следовании Аденским заливом рекомендуется держать его включенным, ограничив только передаваемую им информацию – название судна, место, курс, скорость, общее состояние – это помогает военным в заливе. Если говорить о следовании в Индийском океане вдоль побережья Сомали, то сами военные рекомендуют выключать AIS полностью, но желательно уведомить о том MSCHOA.

При следовании Аденским заливом судну необходимо уведомить UKMTO, военные настоятельно рекомендуют следовать в границах коридора безопасности.
Судам следует избегать захода в территориальные воды Йемена, т.к. военные корабли не имеют права входить в эти воды для защиты судна даже тогда,когда судно атакуют пираты.
При проходе заливом судно может не наблюдать поблизости военные корабли, но оно должно знать, что его проход наблюдается и все корабли в регионе готовы оказать посильную помощь. MSCHOA настоятельно рекомендует спланировать проход так, чтобы прохождение наиболее опасных участков пришлось на ночное время, как показывает практика ночь – наиболее безопасное время.

Судам следующим в обход Африки, без заходов в порты стран Восточной Африки, рекомендуется проложить курс с восточной стороны Мадагаскара, находясь на удалении не менее 600 миль от побережья Африки. Необходимо уведомлять UKMTO о передвижении судна обычным порядком.

Перед проходом рекомендуется:

спланировать судовое расписание и работы так, чтобы ко времени прохода экипаж отдохнул;

необходимо свести к минимуму весь радиообмен, от воки-токи до AIS;

все механизмы судна должны быть готовы к немедленным действиям – реверсы, включение пожарных насосов и т.п.;

необходимо обеспечить закрытие доступа и контроль над ним в настройке,на мостике, в машинном отделении, жилых помещениях экипажа;

убедиться, что с бортов ничего не свисает, от трапов до концов и шлангов;

если надводный борт низкий, попытаться нарастить планшири так, чтобы крючья и кошки не смогли за них зацепиться;

рекомендуется определить «цитадель» — место, где экипаж сможет запереться и выиграть время, которое может оказаться критическим в ожидании помощи от военных – в идеале в «цитадели» не должно быть иллюминаторов или легко взламываемых дверей;

рекомендуется рассмотреть возможность установки чучел-обманок впередсмотрящих или охранников, если в круговом обзоре с мостика есть «дыры»,необходимо поставить в такие места наблюдателей;

рекомендуется заранее разнести пожарные шланги и подготовить систему к немедленной подаче воды под давлением;

рекомендуется рассмотреть возможность установки проволочных заграждений, но так, чтобы это не повлияло на безопасность экипажа при его перемещениях и особо, чтобы не затруднило аварийный выход;

рекомендуется рассмотреть возможность приобретения и установки пассивных средств защиты;

рекомендуется использование ночной оптики в ночное и вечернее время;

рекомендуется включение системы защитной сигнализации и наблюдения (камеры наблюдения и т.п.), если она на судне имеется;

настоятельно рекомендуется следовать только в пределах коридора безопасности, руководствуясь извещениями и рекомендациями от MSCHOA.

При следовании коридором в составе группы следует поддерживать общую для группы скорость с учетом собственных ограничений.

Если судно собирается следовать в одиночку за пределами коридора – следуйте с максимальной скоростью, а если ваша скорость 18 узлов и выше – рекомендуется следовать самостоятельно, не дожидаясь групп и не ограничивая себя скоростью группы. Не следует забывать о МППСС,например, не выключать в темное время суток ходовые огни.

Включайте наружное освещение только если того требует безопасность;освещение мест, уязвимых для нападения, рекомендуется включать только в том случае (за исключением опасности нападения и непосредственно нападения),если это освещение не затрудняет управление судном. Военные в настоящее время рекомендуют включать только ходовые огни и затемнять или выключать все прочие.

Коридоры безопасности в Аденском заливе

Рекомендуется иметь на мостике все имеющиеся на сегодня фотографии судов-баз пиратов, при обнаружении подозрительных судов следует немедленно сообщать о них в UKMTO и International Maritime Bureau (IMB) (Куала-Лумпур). Задача капитана – распознать угрозу как можно раньше, и немедленно сообщить о ней в UKMTO.
Бдительность и должное визуальное наблюдение прежде всего, не забывать о тактике пиратов – подход к судну с кормовых углов или с левого борта.
Не следует подвергать экипаж ненужному риску, на верхних палубах необходимо ограничиться только самыми необходимыми работами. При обнаружении пиратов рекомендуется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа – чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.

следовать заранее разработанному плану;

активировать план аварийной связи и оповещения;

связаться с UKMTO Dubai, MSCHOA и IMB;

активировать тревожную кнопку;

если AIS была выключена, включить ее;

объявить общесудовую тревогу «Пиратское нападение» голосом и сигнализацией;

по УКВ подать сигнал бедствия MAYDAY на 16 и 8 каналах;

послать сигнал бедствия по DSC (Digital Selective Calling) и Inmarsat-C;

установить телефонную связь с UKMTO.

Если возможно, увеличить скорость до 15 и более узлов и немедленно начать маневрирование зигзагом (небольшими отворотами, больших следует избегать из-за потери скорости). Учесть ветер и волнение и максимально «подставить» пиратов под ветер и волнение, а также носовую и кормовую волны. Дать воду в шланги.

Опыт показывает, что максимальное время атаки 30 — 45 минут, если за это время пираты не смогут высадиться, они как правило прекращают атаку. Пытаться максимально выиграть во времени – на помощь могут успеть военные. Та часть экипажа, которая не участвует в отражении нападения должна проследовать в «цитадель».

Если пираты высадились на судно:

Прежде чем они доберутся до мостика, успеть предупредить UKMTO,MSCHOA и, если есть время, компанию-судовладельца. Помните – никакого сопротивления пиратам, это может повлечь за собой побои или даже гибель.
Если придется покинуть мостик и машинное отделение, необходимо остановить двигатель и по возможности направить судно в сторону от других судов в целях навигационной безопасности.
С пиратами необходимо вести себя спокойно и выполнять все их требования. Желательно собрать весь экипаж (за исключением вахты на мостике) в одном месте. Если люди находятся в «цитадели» или другом закрытом помещении, не препятствовать пиратам, когда они пытаются туда проникнуть.

В случае вмешательства военных:

НЕЛЬЗЯ использовать фото, кино камеры и мобильные телефоны со вспышкой в течение всего времени действий военных. При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях, экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне.

Иметь в виду, что в заливе много военных, чей разговорный язык – не английский.

seaman-sea.ru

Смотрите так же:

  • Утвержден ли закон об индексации пенсии работающим пенсионерам Новый закон о пенсиях 2018 года Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе новый закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении пенсионного возраста принято, о чем объявил Дмитрий Медведев 14 […]
  • Приказ врт минздрав Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 февраля 2018 г. № 43н "О внесении изменения в порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению, утвержденный приказом Министерства […]
  • Адвокат суханова ольга леонидовна Популярное: адвокат светлана ботонькина контакты на нашем сайте yurist-online.city Видео адвокат светлана ботонькина контакты: комментарии законодательства, судебная практика, образцы заявлений жалоб в суд 07. 220053, г 1985 года. […]
  • Нотариус в глазове на букву с Нотариусы Глазов Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Абашева Таслима Харисовна Телефон: (34141) 5-86-59 Адрес: […]
  • Приказ об утверждении федерального базисного учебного плана с изменениями Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с […]
  • Ст58 закона 212-фз в 2018 году Пониженные тарифы страховых взносов для ИТ-компаний В 2011 году у фирм, работающих в области информационных технологий, появилась возможность применять льготные тарифы страховых взносов в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и […]