Врач специалист приказ

Приказ Минздрава РФ №290н о нормах времени амбулаторного приема

Зарегистрировано в Минюсте России 24 августа 2015 г. N 38647

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 июня 2015 г. N 290н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ
ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЕЩЕНИЕМ
ОДНИМ ПАЦИЕНТОМ ВРАЧА-ПЕДИАТРА УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА
УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА),
ВРАЧА-НЕВРОЛОГА, ВРАЧА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА,
ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА И ВРАЧА-АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), и пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 130; N 45, ст. 5863; 2014, N 19, ст. 2468), приказываю:
Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемые типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога.

Утверждены
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 2 июня 2015 г. N 290н

ТИПОВЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ
ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЕЩЕНИЕМ
ОДНИМ ПАЦИЕНТОМ ВРАЧА-ПЕДИАТРА УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА
УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА),
ВРАЧА-НЕВРОЛОГА, ВРАЧА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА,
ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА И ВРАЧА-АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА

1. Типовые отраслевые нормы времени (далее — нормы времени) на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога (далее — врач-специалист), применяются при оказании первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе при посещении врачом-специалистом одного пациента на дому .
———————————
Пункт 2 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1425; N 14, ст. 2018).

2. Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
3. Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации):
а) врача-педиатра участкового — 15 минут;
б) врача-терапевта участкового — 15 минут;
в) врача общей практики (семейного врача) — 18 минут;
г) врача-невролога — 22 минуты;
д) врача-оториноларинголога — 16 минут;
е) врача-офтальмолога — 14 минут;
ж) врача-акушера-гинеколога — 22 минуты.
4. Нормы времени на повторное посещение врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием устанавливаются в размере 70 — 80% от норм времени, связанных с первичным посещением врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием.
5. Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.
6. Нормы времени на посещение одним пациентом врача-специалиста с профилактической целью устанавливаются в размере 60 — 70% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, установленных в медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — медицинская организация), в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.
7. В медицинских организациях, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, нормы времени, указанные в пунктах 3 и 6, устанавливаются с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости населения путем суммирования корректирующих коэффициентов норм времени.
При этом применяются следующие корректирующие коэффициенты:
а) плотность проживания прикрепленного населения выше 8 человек на кв. км: -0,05;
б) плотность проживания прикрепленного населения ниже 8 человек на кв. км (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей): +0,05;
в) уровень заболеваемости населения выше на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: +0,05;
г) уровень заболеваемости населения ниже на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: -0,05;
д) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения выше 30%: +0,05 (для врача-педиатра участкового — доля детей в возрасте до 1 года среди детей в возрасте до 14 лет выше 8%: +0,05);
е) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения ниже 30%: -0,05 (для врача-педиатра участкового — доля детей в возрасте до 1 года среди детей в возрасте до 14 лет ниже 8%: -0,05).

medrabotnik.org

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 25 июля 2011 г. N 801н г. Москва «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 сентября 2011 г. Регистрационный N 21754

В соответствии с подпунктом 5.2.100.91 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (1 ч.), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст. 4574; N 52 (ч. 1), ст. 7104; 2011, N 2, ст. 339; N 14, ст. 1935, 1944; N 16, ст. 2294), приказываю:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения согласно приложению.

Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения

I. Руководители учреждений здравоохранения

1. Главный врач (президент, директор, заведующий, начальник, управляющий).

2. Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.

3. Директор (заведующий) аптечной организации.

4. Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва.

5. Заведующий молочной кухней.

6. Заместитель руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника, управляющего).

7. Главная медицинская сестра, главная акушерка, главный фельдшер.

8. Руководитель (главный врач, директор, начальник) федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства.

II. Руководители структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.)

III. Медицинский и фармацевтический персонал

б) врачи-специалисты, в том числе:

врач по авиационной и космической медицине;

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач мануальной терапии;

врач общей практики (семейный врач);

врач-педиатр городской (районный);

врач по водолазной медицине;

врач по восстановительной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по общей гигиене;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач скорой медицинской помощи;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач ультразвуковой диагностики;

врач функциональной диагностики;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

3. Средний медицинский персонал:

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушерка, медицинская сестра);

заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи;

фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник);

фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинский лабораторный техник;

операционная медицинская сестра;

помощник (врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиеническому воспитанию, врача по гигиене труда, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога);

4. Средний фармацевтический персонал:

5. Младший медицинский персонал:

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

6. Младший фармацевтический персонал:

IV. Специалисты с высшим профессиональным образованием

3. Инженер по техническим средствам реабилитации инвалидов.

4. Инструктор-методист по лечебной физкультуре.

5. Консультант по профессиональной реабилитации инвалидов.

6. Медицинский психолог.

7. Медицинский физик.

8. Специалист по профессиональной ориентации инвалидов.

9. Специалист по социальной работе.

10. Специалист по физиологии труда.

11. Специалист по эргономике.

12. Судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик).

13. Химик-эксперт учреждений здравоохранения.

14. Эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений.

V. Специалисты со средним профессиональным образованием

1. Инструктор по трудовой терапии.

2. Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий.

3. Социальный работник.

4. Техник по техническим средствам реабилитации инвалидов.

1. Наименования должностей заместителей руководителя учреждения здравоохранения (главного врача, директора, заведующего, начальника, управляющего) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

2. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, «врач-терапевт».

3. Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

4. В специализированном учреждении здравоохранения или при наличии в учреждении здравоохранения соответствующего специализированного подразделения наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, «врач приемного отделения — врач скорой медицинской помощи».

5. Наименования должностей «акушер», «санитар», «фасовщик», замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: «акушерка», «санитарка», «фасовщица»; а наименование должности «медицинская сестра», замещаемой лицами мужского пола, именуется — «медицинский брат (медбрат)».

* Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

rg.ru

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г. № 145н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области клинической лабораторной диагностики”

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018, № 8, ст. 1210), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области клинической лабораторной диагностики».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 апреля 2018 г.

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 14 марта 2018 г. № 145н

Профессиональный стандарт
Специалист в области клинической лабораторной диагностики

Основная цель вида профессиональной деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.1.4. Трудовая функция

3.1.5. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

3.2.1. Трудовая функция

3.2.4. Трудовая функция

3.2.5. Трудовая функция

3.2.6. Трудовая функция

3.3.1. Трудовая функция

3.3.3. Трудовая функция

3.3.5. Трудовая функция

3.3.6. Трудовая функция

4.2. Наименования организации-разработчиков

1 Общероссийский классификатор занятий.

2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

3 Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный № 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. № 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный № 33591).

4 Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247).

5 Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный № 42742).

6 Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 49, ст. 7031; 2013, № 48, ст. 6165, № 52, ст. 6986; 2015, № 29, ст. 4356).

7 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).

8 Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2010, № 52, ст. 7002; 2012, № 14, ст. 1553; 2015, № 1, ст. 42, № 29, ст. 4363).

9 Статьи 13 и 71 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477 № 30, ст. 4038; № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2930; 2015, № 14, ст. 2018; № 29, ст. 4356).

10 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

11 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

12 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

13 Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2015 г., регистрационный № 39438), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15 июня 2017 г. № 328н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2017 г., регистрационный № 47273).

14 Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный № 27918), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. № 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный № 29853), от 23 октября 2014 г. № 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный № 34729), от 10 февраля 2016 г. № 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный № 41389).

15 Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный № 42742).

Подготовлен профстандарт «Специалист в области клинической лабораторной диагностики».

Он содержит описание трудовых функций, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к исполнению обязанностей, возможные наименования должностей, профессий.

Цель деятельности — клинико-лабораторное обеспечение медпомощи.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2017 г. № 768н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья”

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2017 г.

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 7 ноября 2017 г. № 768н

Профессиональный стандарт
“Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья”

I. Общие сведения

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.3. Обобщенная трудовая функция

3.3.2. Трудовая функция

3.3.4. Трудовая функция

3.4. Обобщенная трудовая функция

3.4.1. Трудовая функция

3.4.2. Трудовая функция

3.4.3. Трудовая функция

3.4.4. Трудовая функция

3.4.5. Трудовая функция

3.4.6. Трудовая функция

3.5. Обобщенная трудовая функция

3.5.1. Трудовая функция

3.5.2. Трудовая функция

3.5.3. Трудовая функция

3.5.4. Трудовая функция

3.6. Обобщенная трудовая функция

3.6.1. Трудовая функция

3.6.2. Трудовая функция

3.6.3. Трудовая функция

3.6.4 Трудовая функция

3.6.5. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный № 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 01 августа 2014 г. № 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный № 33591).

*(4) Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2015 г., регистрационный № 39438), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15 июня 2017 г. № 328н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2017 г., регистрационный № 47273).

*(5) Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный № 27918), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. № 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный № 29853), от 23 октября 2014 г. № 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный № 34729) и от 10 февраля 2016 г. № 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный № 41389).

*(6) Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 49, ст. 7031; 2013, № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2015, № 29, ст. 4356).

*(7) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).

*(8) Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2010, № 52, ст. 7002; 2012, № 14, ст. 1553; 2015, № 1, ст. 42; № 29, ст. 4363).

*(9) Статья 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011 , № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477, 3459; № 30, ст. 4038; № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2930; 2015, № 14, ст. 2018; № 29, ст. 4356).

*(10) Статья 71 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477).

*(11) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

*(12) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

*(13) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Обзор документа

Утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».

Он содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях-разработчиках.

К обобщенным трудовым функциям относятся ведение статучета в медицинской организации, организационно-методическая деятельность и организация статучета, управление структурным, организационно-методическим подразделением медицинской организации, управление процессами деятельности медицинской организации, управление медицинской организацией.

www.garant.ru

Повышение квалификации врачей: от порядка и программ до специализированных курсов

Медицинские реформы коснулись не только повседневной работы, но и программ повышения квалификации врачей. Почему сертификаты скоро станут не нужны и что их заменит? Для чего нужно будет постоянно учиться и как будет контролироваться этот процесс? Откуда брать баллы, необходимые для допуска к аттестации? Как будут проходить аттестационные экзамены? Ответы на эти вопросы ищите в статье.

Зачем нужно повышать квалификацию

Работа медработника влияет не только на здоровье каждого отдельного человека, но и на общество в целом — это поняли еще древние правители. И, поняв, тут же попытались нормировать работу врача законодательно: первые законы такого рода были созданы еще в древнем Вавилоне и датируются 17 веком до нашей эры. В современной России медицинскую деятельность регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] .

В частности, в законе говорится, что оказывать медицинскую помощь могут только лица, имеющие среднее или высшее медицинское образование. Кроме того, медицинские работники обязаны совершенствовать свои знания и профессиональные навыки не реже, чем раз в 5 лет, обучаясь по дополнительным профессиональным программам. По крайней мере, этого требует приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 № 66н [2] . Точнее — требовал. С 2017 года в систему дополнительного образования медицинских работников вводятся изменения.

Студентов — будущих молодых врачей — уже коснулась отмена интернатуры. Считается, что выпускники, отучившиеся по новым государственным стандартам медицинского образования, должны быть готовы работать врачом первичного звена. И лишь после трех лет на посту терапевта или педиатра поликлиники молодые доктора смогут поступить в ординатуру для получения узкой специализации.

Вторая масштабная перемена затронет уже работающих врачей. На смену сертификату специалиста, который получали после курсов повышения квалификации, приходит аккредитация. Сертификаты, полученные до 2016 года включительно, остаются действительными в течение 5 лет, на которые они были выданы. Их владельцы сразу по истечению срока их действия приступают к НМО. Те же, кто получит сертификаты с 2017 по 2025 год, вступают также в систему непрерывного медицинского образования.

В этой системе на смену сертификации придет аккредитация, во время которой медицинский специалист должен показать, что он не только овладел знаниями и навыками, необходимыми профессионалу в сфере здравоохранения, но и знаком со стандартами медицинской помощи и установленным порядком ее оказания. По крайней мере, так утверждает часть 3 статьи 69 Закона № 323-ФЗ. Порядок и процедуры аккредитации описывают:

  • Приказ Минздрава РФ от 25 февраля 2016 года № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (далее — Приказ № 127н);
  • Приказ Минздрава РФ от 2 июня 2016 года № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалиста» (далее — Приказ № 334н);
  • Приказ Минздрава РФ от 6 июня 2016 года № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».
  • Итак, согласно закону всего предусматривается 3 вида аккредитации:

  • первичная — ее проходит молодой специалист, только что окончивший медицинское учебное заведение, и только после этого его можно допустить к работе;
  • первичная специализированная — проходится после обучения новому виду медицинской деятельности (получения узкой специализации), представляет собой ординатуру и курсы профессиональной переподготовки;
  • периодическая — повторяется раз в 5 лет на протяжении всей профессиональной деятельности медика.
  • Аккредитация проходит под видео-и аудиоконтролем и состоит из 3 этапов:

    1. Тестирование. Создается индивидуальный набор из 60 тестовых заданий, в каждом из которых 4 варианта ответа, правильный лишь 1. На прохождение теста дается 90 минут. На сегодня на сайте методического центра аккредитации [3] доступно 3500 тестов по специальности «стоматология» и 3200 вариантов по специальности «фармация».
    2. Оценка практических навыков в симуляционных условиях. Для прохождения экзамена используются фантомы, манекены и другие симуляторы. В 2016 году при аккредитации стоматологов на демонстрацию навыка отводилось 10 минут.
    3. Решение клинических задач. По сути, это собеседование, во время которого специалист проводит разбор трех ситуационных задач (кейсов) на клиническое мышление. На подготовку к ответу отводится 60 минут, на сам ответ — 10 минут.
    4. Для того чтобы быть допущенным к периодической аккредитации, специалист должен предоставить портфолио — отчет за последние 5 лет о профессиональной деятельности. То есть на смену курсам повышения квалификации, которые проходили раз в 5 лет, приходит непрерывное профессиональное образование врача. Каждый год специалист должен посвятить повышению своей квалификации не менее 50 часов. Организаторы здравоохранения считают, что такая система позволит специалистам непрерывно обновлять знания. Действительно, медицина — наука, в которой информация обновляется очень быстро: появляются новые методы диагностики, лечения, меняется информация об эффективности тех или иных лекарственных средств и держать руку на пульсе приходится постоянно.

      Порядок и программы повышения квалификации врачей

      Таким образом, за пять лет к моменту прохождения аккредитации специалист должен накопить 250 баллов, где 1 балл равен 1 часу дополнительного профессионального образования. Набирать баллы можно не одномоментно, а постепенно:

    5. участвуя в конференциях, семинарах, в том числе дистанционных;
    6. участвуя в симуляционных тренингах, мастер-классах;
    7. проходя циклы повышения квалификации, как очные с применением дистанционных технологий и без, так и заочные.
    8. Каждый специалист должен зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского образования [4] , где создается личный кабинет, в котором каждый самостоятельно формирует индивидуальный план обучения. Обучающие мероприятия можно выбирать из активностей, информация о которых размещена на порталах. Набранные к аккредитации баллы будут подтверждаться отчетом, сформированном в личном кабинете на том же портале.

      Конференции, семинары, мастер-классы могут быть как очными, так и заочными (вебинары). Последние подойдут тем, кто не имеет возможности посещать конференции очно, особенно специалистам, практикующим в отдаленных районах нашей страны.

      Но самый удобный способ получения баллов в системе непрерывного медицинского образования — это циклы повышения квалификации. Во-первых, они рассчитаны на 18 или 36 часов, а это 18 или 36 баллов. Во-вторых, они не обязательно должны быть очными. Позволяется и прохождение дистанционного обучения (оно может быть как очным, так и заочным), главное, чтобы организация, осуществляющая образовательную деятельность, была допущена Координационным советом по непрерывному образованию к участию в программе непрерывного медицинского образования, а программа обучения была внесена в перечень образовательных программ (образовательных мероприятий), размещенных на Портале непрерывного медицинского образования.

      Курсы повышения квалификации: топ-9 наиболее востребованных специальностей

      Вот какие специальности наиболее востребованы на сегодня по данным поисковых систем и какие квалификационные требования предъявляются к врачам этих специальностей:

    9. Косметолог. Квалификационные требования — высшее образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия». Интернатура или ординатура по специальности «Дерматовенерология». Переподготовка по специальности «Косметология».
    1. Физиотерапевт. Высшее образование по специальности «Педиатрия» или «Лечебное дело». Подготовка в ординатуре по специальности «Физиотерапия» — первичная, либо переподготовка — при уже имеющейся другой врачебной специализации.
    2. Стоматолог. Специалитет — высшее образование по специальности «Стоматология». Интернатура или ординатура по специальности «Стоматология общей практики».
    3. Терапевт. Специалитет по этой профессии называется «Лечебное дело», дополнительная подготовка не требуется, за исключением обязательного для всех врачей непрерывного медицинского образования в течение всей профессиональной деятельности.
    4. Рентгенолог. Требуется высшее образование (специалитет) по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», также возможны «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика». Первичная специальная подготовка по специальности «Рентгенология» в интернатуре или ординатуре, также возможна переподготовка с других врачебных специальностей.
    5. Педиатр. В отличие от терапевта, которым может стать только «взрослый» специалист — то есть окончивший ВУЗ по специальности «Лечебное дело», стать педиатром может как человек, изначально выбравший профессию детского врача — специалитет «Педиатрия», так и выпускник лечебного факультета, который готовит будущих терапевтов. В любом случае потребуется профессиональная подготовка в интернатуре или ординатуре по специальности «Педиатрия». А вот переподготовку по этой специальности могут пройти только семейные врачи, то есть прошедшие ординатуру по специальности «Общая врачебная практика (Семейная медицина)». Врачу узкого профиля переучиться на педиатра, минуя этот этап, нельзя.
    6. УЗИ-специалист (специальность «Ультразвуковая диагностика»). Такому специалисту, как и рентгенологу, можно иметь высшее образование не только по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», но и «Медицинская биофизика» или «Медицинская кибернетика». Далее потребуется ординатура по специальности «Ультразвуковая диагностика». Переучиться на эту специальность может любой врач, имеющий узкую специализацию.
    7. Реаниматолог. Точнее, анестезиолог-реаниматолог. Специалитет «Лечебное дело» или «Педиатрия». Интернатура или ординатура по специальности «Анестезиология и реаниматология». А вот переучиться на эту специальность может только врач-нефролог или неонатолог.
    8. Врач ЛФК (специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина»). Ординатура по специальности доступна после получения специалитета «Лечебное дело» или «Педиатрия». Переучиться может любой врач узкой специальности.
    9. Что касается повышения квалификации по данным специальностям на очных курсах, то, как правило, далеко ходить не надо — кафедры постдипломного образования есть практически во всех российских медицинских образовательных учреждениях. Именно на их базе до сих пор проводились курсы повышения квалификации, которые врачи посещали раз в 5 лет перед продлением сертификата.

      С заочным обучением ситуация не так однозначна. С одной стороны — часть вебинаров уже есть на Портале непрерывного медицинского образования. Но многие врачи говорят о том, что информации на портале недостаточно для набора нужного количества баллов, поэтому приходится искать другие организации, которые аккредитованы в системе НМО, как, например, курсы АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия».

      Итак, как и любые другие профессионалы в области медицины, врачи рассмотренных специальностей должны непрерывно повышать свою квалификацию, раз в 5 лет проходя аттестацию специалиста. Ежегодно необходимо «получать» не менее 50 часов обучения, что приравнивается к 50 баллам. Не менее 70% часов (баллов) должны приходиться на обучение по основной специальности. 30% баллов можно набрать, обучаясь смежным областям.

      Где можно повысить квалификацию? Мнение эксперта

      Мы попросили ректора научно-технологической академии АНО ДПО СНТА Клишина Антона Алексеевича рассказать, каким условиям должны удовлетворять курсы повышения квалификации:

      «В первую очередь, выбирая образовательную организацию, изучите учебные планы и внимательно прочтите договор. Может оказаться, что изначально объявленная сумма взимается, например, за «доступ к порталу». А за каждую лекцию, тест или документ придется платить дополнительно, в результате чего итоговая стоимость возрастет на порядок. Что касается политики нашей академии, то мы предлагаем более 700 образовательных программ за разумную цену, — у нас найдется программа даже для самых узконаправленных тем, а время и интенсивность обучения вы определяете самостоятельно. При этом ценообразование в нашей академии прозрачно, документы успешно принимаются всеми надзорными органами.

      Прежде чем переводить деньги на непонятные счета и тем более — различные веб-кошельки, подробно изучите информацию об организации: полное наименование, контактные данные, юридические и банковские реквизиты, обязательно должен быть указан номер образовательной лицензии, проверить подлинность которого можно на сайте Рособрнадзора [5] .

      Несложно проверить и сайт организации — для этого существует сервис Whois [6] . Введя в поисковую строку адрес сайта, можно узнать, как давно зарегистрирован домен и кто его владелец. И если сайт принадлежит неизвестному вам лицу — есть повод насторожиться.

      Наша организация работает на образовательном рынке более 5 лет и имеет расширенную лицензию № 034268 от Департамента образования города Москвы, выданную 23 октября 2013 года. Каждому слушателю на всем процессе обучения помогает личный куратор. Документы об образовании в течение 3 суток передает курьер лично в руки — в любую точку России, так что можно не опасаться, что почта их потеряет или задержит. Как приятное дополнение, мы высылаем презентабельные деревянные таблички с гравировкой сертификата, которые можно повесить на стену кабинета.

      В АНО ДПО СНТА вы можете рассчитывать на круглосуточную техническую и консультационную поддержку — даже из самых дальних от Москвы регионов всегда можно дозвониться и оперативно получить консультацию по любому вопросу».

      P.S. С лицензией на осуществление образовательной деятельности АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия», а также с сертификатом на соответствие образовательных услуг системе менеджмента качества ISO 9001, с аккредитацией на право обучения работодателей и работников вопросам охраны труда вы можете ознакомиться на сайте академии.

      Лицензия № 034268 от 23 октября 2013 года на осуществление образовательной деятельности выдана Департамента образования города Москвы.

      Курсы повышения квалификации — это выгодные инвестиции в свою карьеру и в потенциал компании.

      Поскольку курсы повышения квалификации врачей рассчитаны на трудоустроенных людей, как правило, они проводятся без отрыва от работы — дистанционно.

      Переподготовка работников здравоохранения расширяет профессиональные и карьерные возможности для врачей практически любого профиля.

      Профессиональная переподготовка врачей — это повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.

      Самые востребованные учебные направления в области медицины выглядят следующим образом:

      • лабораторная и клиническая деятельность;
      • косметология;
      • диетология;
      • дерматологическая деятельность;
      • кардиология;
      • менеджмент в сфере здравоохранения.

      Узнать больше.

      Получить дополнительную специальность или повысить профессиональную квалификацию можно дистанционно.

      Специалисты со средним профессиональным и высшим образованием из разных регионов России могут повысить квалификацию и пройти профессиональную переподготовку в рамках курсов, зарегистрированных в НМО.

      • 1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
      • 2 http://www.orgma.ru/files/VRACHU/normativn_docs/prikaz3082012.pdf
      • 3 www.ffos.ru
      • 4 http://edu.rosminzdrav.ru
      • 5 http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/licensing/search_lic/
      • 6 https://www.nic.ru/whois/
      • Дейст­ви­тель­ность ли­цен­зии у об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции сле­ду­ет про­ве­рять не толь­ко для то­го, что­бы удос­то­ве­рить­ся в ле­ги­тим­нос­ти дип­ло­мов и удос­то­ве­ре­ний, ею вы­да­ва­е­мых. Как сле­ду­ет из со­от­вет­ст­ву­ю­щих пунк­тов статьи 219 НК РФ, для по­лу­че­ния со­ци­аль­но­го на­ло­го­во­го вы­че­та по рас­хо­дам на собст­вен­ное обу­че­ние фор­ма обу­че­ния мо­жет быть лю­бой — оч­ной, оч­но-за­оч­ной, за­оч­ной или да­же дис­тан­ци­он­ной. Глав­ное, что долж­но быть в на­ли­чии, — это до­ку­мен­ты, под­тверж­да­ю­щие фак­ти­чес­кие рас­хо­ды на обу­че­ние, а так­же до­хо­ды, об­ла­га­е­мые НД­ФЛ по став­ке 13%, и обя­за­тель­но — ли­цен­зия уч­реж­де­ния на пра­во осу­щест­влять об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность по ука­зан­ным в ней про­грам­мам обу­че­ния.

        aif.ru

    Смотрите так же:

    • Приказ минздрав 835 от 15122014 Цель осмотров — выявить признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Если в ходе осмотра у работника выявлены вышеназванные признаки, ему […]
    • Закон о взаимодействии с негосударственными некоммерческими организациями Закон о взаимодействии с негосударственными некоммерческими организациями О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственныминекоммерческими организациями (с изменениями на 10 апреля 2015 года) с […]
    • Отказ суда в проведение экспертизы Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. № 1585-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Богданова Дмитрия Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьями 79 и 80 Гражданского процессуального кодекса […]
    • Приказ фсин 209 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 6 апреля 2015 г. N 333 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 24 апреля 2013 г. N 209 "Об утверждении Порядка оплаты сотрудникам уголовно-исполнительной […]
    • Закон московской области 84-оз Закон Московской области от 1 июля 2010 г. N 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от […]
    • Карточка форма 1 на выявленное преступление Приложение N 4. Статистические карточки Настоящие Статистические карточки вводятся в действие с 1 января 2006 г. С изменениями и дополнениями от: 20 декабря 2006 г., 24 декабря 2007 г., 24 января, 30 декабря 2010 г., 11 января 2012 г., 18 […]