Пример государственной экологической экспертизы

Пример государственной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза.

Понятие общественная экологическая экспертиза возникло в конце 80-х и быстро получило широкое распространение. Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Однако в настоящее время понятие общественная экологическая экспертиза определено законодательно:

«Общественная экологическая экспертиза – организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». (ФЗ «Об экологической экспертизе»)

Любая экологическая экспертиза, в том числе общественная, предполагает работу с предпроектной и проектной документацией, проектами планов, программ, договоров и другой обосновывающей документацией, причем на завершающей стадии ее подготовки. Объекты общественной экологической экспертизы строго определены и перечислены в ФЗ «Об экологической экспертизе», Глава 2, Статьи 11,12, 21.

Цель экологической экспертизы – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий. Эта цель достигается путем оценки соблюдения требований к порядку разработки проектной документации и путем оценки качества прогноза воздействий на окружающую среду. Следует отметить, что оценка воздействия на окружающую среду в России выполняется за счет средств заказчика проектной документации, поэтому независимая проверка этого документа является сугубой необходимостью.

Согласно Статье 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы,

· получать информацию о результатах ее проведения,

· осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:

· получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,

· знакомиться с нормативно-технической документацией,

· участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы

· участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы (Статья 22).

Общественная организация, которая проводит экологическую экспертизу, утверждает регламент ее проведения, формирует экспертную комиссию и получает объект экспертизы. Экспертная комиссия работает самостоятельно, причем эксперты несут ответственность за качество заключений в соответствии с действующим законодательством. Затем организация-инициатор утверждает сводное заключение и направляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.

В связи с тенденцией сокращения функций государственного аппарата роль и значимость общественной экологической экспертизы будут постепенно возрастать.

Общественная экспертиза является тем инструментом, который позволяет установить диалог между интересами населения, общественным мнением и формальными процедурами проектно-инвестиционного цикла.

Примеры общественной экологической экспертизы:

Инициативная группа жителей п. Коренево, используя материалы общественной экологической экспертизы, добилась судебной отмены решения о землеотводе под проект «рекультивации» отработанного карьера. Служивший местом отдыха затопленный карьер предполагалось превратить в место захоронения отходов. (1996)

Благодаря ряду общественных мероприятий было отменено решение о строительстве в г. Сергиевом Посаде завода по переработке высокотоксичного ракетного топлива. Помимо общественной экологической экспертизы здесь проводился массовый сбор подписей против осуществления проекта, организовывались публикации в СМИ. Материалы общественной экспертизы были направлены в Совет безопасности РФ. (1996)

Дума г. Троицка, учитывая мнение общественности и представленное заключение общественной экологической экспертизы, отменила ряд прежних решений, сделавших возможным строительство мусороперерабатывающего завода (высокотемпературная переработка ТБО). В ходе этой экспертизы для городских депутатов были организованы слушания, в которых приняли участие члены экспертной комиссии. Параллельно с этим Минздрав РФ, куда также было направлено заключение, образовал собственную экспертную комиссию, которая отклонила проект строительства завода. (1997)

В Читинской области общественность организовала общественную экологическую экспертизу проекта золоторудного месторождения Алханай. Геологоразведка была начата в месте, представлявшем религиозную ценность. Общественная экологическая экспертиза показала экологическую и социально-культурную недопустимость реализации проекта в этом месте, а также ее экономическую нецелесообразность. Государственная экологическая экспертиза, рассмотрев материалы общественной экологической экспертизы, утвердила ее заключение и признала выводы полностью обоснованными. (1998)

В Кемеровской области прошла общественная экологическая экспертиза законопроектов «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Во всех трех случаях законы были написаны чиновниками по их собственной инициативе, ввиду возникшей необходимости и при этом «на голом энтузиазме». Сводные заключения ОЭЭ по каждому из законопроектов были представлены в Законодательное собрание Кемеровской области, в Администрацию области и разработчикам. Безусловно, можно говорить о том, что конструктивный диалог между государственными органами, промышленными предприятиями и общественностью состоялся. Областной Госкомэкологии принял активное участие в обсуждении вносимых замечаний и предложений и, более того, проявил заинтересованность в них. (1999)

Проект Генерального плана г. Перми, разработанный фирмой «Энко» (г. С.-Петербург) вызывал острые дискуссии специалистов вокруг различных спорных экологических, социально-географических, транспортных и прочих аспектов. Государственная экологическая экспертиза проекта Ген.плана была организована Комитетом природных ресурсов по Пермской области. Одновременно прошла общественная экологическая экспертиза, организованная Пермским отделением Русского географического общества. В заключении ОЭЭ были сформулированы претензии к проекту, которые не нашли отражения в заключении официального органа. Заключение ОЭЭ было опубликовано в интернет и широко цитировалось в прессе (2002)

Руководство Всеволожского завода прокатных изделий проводило широкую кампанию по убеждению населения и депутатов местного самоуправления в безопасности планируемого производства (выплавки первичного алюминия). Согласно разработанной документации завод был практически безопасен для дачного Всеволожского района. Общественная экологическая экспертиза, организованная Межрегиональным общественным движением «Экологическая безопасность» вскрыла многочисленные нарушения и подтасовки в подготовленной документации. Заключение ОЭЭ было направлено в федеральную госэкспртизу, которая обязала заказчика ответить на все замечания. По итогам рассмотрения переработанной документации проект был отклонен. (2003)

ecom.su

Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (образец N 21)

Приложение к Рекомендациям по оформлению документов при организации и проведении государственной экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности (примерное содержание)

Основные разделы заключения:

3. Излагается содержание экспортируемых материалов, в том числе:

— вид намечаемой хозяйственной деятельности и ее возможное влияние на окружающую природную среду; указываются объекты и объемы природопользования, источники загрязнения;

— обоснование выбора места размещения объекта;

— информация о современном состоянии природной среды;

— информация о социальной инфраструктуре и традиционном природопользовании;

— информация о разработанных в документации мерах по достижению и обеспечению экологической безопасности (технические и организационные решения по предупреждению и ликвидации последствий негативных воздействий);

— информация об отходах производства и их утилизации (складирование, уничтожение, переработка, возможность вторичного использования в качестве сырья);

— информация об изложенных в документации ожидаемых последствиях (данные о возможном ущербе окружающей среде и природным ресурсам, меры по компенсации) в случае реализации объекта экспертизы;

— информация о результатах обсуждения общественностью намечаемой хозяйственной деятельности и об основных выводах заключения общественной экспертизы по представленной документации, если производились эти мероприятия.

4. Дается информация о результатах анализа объекта экспертизы. Часть, содержащая итог анализа представленных материалов, должна включать оценку:

— достоверности и полноты информации о состоянии природной среды, хозяйственной деятельности и демографической ситуации в регионе на момент разработки документации;

— учета природной специфики территории;

— выполнения условий природопользования, которые были определены органами государственного надзора и контроля;

— полноты информации об источниках и объектах воздействия на окружающую среду, правильности определения величин экологического ущерба от намечаемой хозяйственной деятельности;

— правильности оценки риска возникновения аварий;

— достаточности предусмотренных резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

— обоснованности полноты и эффективности мер по охране окружающей природной среды и здоровья населения;

— соответствия принятых решений требованиям природоохранительного законодательства.

В завершающем разделе этой части:

— дается оценка правильности принятых решений по выбранному варианту размещения, планируемым природоохранным мероприятиям, организации сети наблюдения (экологическому мониторингу), достаточности запланированных организационных мероприятий и технических средств для ликвидации последствий аварий и т.п.;

— указывается допустимость (или недопустимость) обусловленных проектной документацией намечаемой хозяйственной деятельности воздействий на окружающую среду;

— делаются замечания, высказываются предложения и даются рекомендации, направленные на улучшение принятых в рассмотренной документации решений и на повышение степени экологической безопасности в случае реализации намечаемой хозяйственной деятельности;

— указывается, с учетом стадийности проектирования, вид документации, в которой, по мнению экспертов, могут быть учтены при дальнейшем проектировании замечания, предложения и рекомендации.

При написании аналитической части этого раздела целесообразно его текст разделить на два подраздела: «Замечания» и «Предложения и рекомендации».

Подраздел «Замечания» должен включать в себя важнейшие вопросы обеспечения экологической безопасности, которые необходимо обязательно решить на данной стадии проектирования. Объем замечаний определяет окончательный вывод заключения экспертной комиссии (как правило — отрицательный).

Подраздел «Предложения и рекомендации» носит рекомендательный характер, включая предложения, направленные на дальнейшее совершенствование принятых организационных и технических решений. Учет этих предложений на последующих стадиях проектирования будет способствовать улучшению экологической обстановки в регионе размещения строящегося объекта.

Выводы могут быть или только положительными, или только отрицательными и не должны содержать каких-либо условностей («при условии, если. «). Выводы должны содержать:

— оценку качества рассмотренной документации;

— оценку соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

— подтверждение допустимости или утверждение недопустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

— резюме о возможности (невозможности) реализации объекта экспертизы.

С учетом изложенного, предлагается следующий примерный состав оформленного заключения:

1. История вопроса.

2. Краткая природная и социально-экономическая характеристика района размещения объекта хозяйственной и иной деятельности.

3. Оценка современного состояния окружающей природной среды.

4. Основные проектные технические и технологические решения.

5. Материалы по охране окружающей природной среды, покомпонентно:

5.1. Недра, оценка техногенного воздействия на рельеф.

5.2. Атмосферный воздух.

5.3. Поверхностные и подземные воды.

5.4. Земельные ресурсы, почвы, ландшафты.

5.5. Биологические ресурсы.

5.5.2. Животный мир.

5.6. Сбор, утилизация и захоронение отходов.

5.7. Меры, направленные на предупреждение и ликвидацию аварий.

5.8. Мониторинг окружающей природной среды.

6. Эколого-экономические и социальные вопросы.

7. Общая оценка представленных материалов.

Оценку материалов желательно давать по каждому рассмотренному разделу.

В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами заключения эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой «особое мнение». Особые мнения экспертов прилагаются к заключению экспертной комиссии.

Текст выводов положительного заключения может быть изложен примерно в следующей редакции:

1. Технико-экономическое обоснование (проект) строительства. (наименование объекта). по объему и содержанию соответствует требованиям СНиПов и других нормативных документов.

В ТЭО (проекте) содержатся материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду, в которых отражены природоохранные мероприятия и обоснована экологическая безопасность (допустимость) намечаемой деятельности.

2. По результатам рассмотрения представленных материалов и с учетом положительных заключений (согласований) соответствующих надзорных и контрольных органов, подтверждающих технологическую безопасность, конструктивную надежность и строительную устойчивость зданий и сооружений (там, где требуется — соответствующих подразделений Госгортехнадзора, Архстройконтроля, Госэкспертизы Госстроя России, вневедомственных и ведомственных экспертиз и т.д.), экспертная комиссия считает допустимым предусмотренное в документации воздействие на окружающую природную среду в процессе строительства и эксплуатации. (наименование объекта).

3. Материалы ТЭО (проекта) строительства могут служить основой для разработки рабочей документации (последующей стадии инвестиционного проектирования), в которой должны быть учтены рекомендации и предложения экспертной комиссии.

Вывод сугубо отрицательного заключения может быть изложен примерно в следующей редакции:

«В связи с тем, что предлагаемый к размещению объект оказывает существенное влияние на окружающую природную среду как в период строительства, так и в период эксплуатации и представляет большую потенциальную опасность нанесения огромного ущерба природе в случае аварии, а территория на которой планируется размещение объекта, имеет статус особо охраняемой территории в связи с расположением на ней ряда представляющих большую ценность природных объектов, экспертная комиссия считает неприемлемым строительство. (наименование объекта). в районе. (место размещения объекта).

Если при экспертизе проектной документации на строительство даже очень нужного объекта выявлены существенные недоработки, из-за которых приведенные в ТЭО (проекте) технико-экономические и экологические показатели не могут быть признаны обоснованными и достоверными, то заключение должно быть отрицательным, а его основной вывод может быть изложен в следующей редакции:

«По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия, отмечая актуальность сооружения. (наименование объекта). пришла к выводу, что ТЭО (проект) строительства не в полной мере соответствует требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, имеет существенные недоработки по экологическим и техническим вопросам. Оно должно быть доработано с учетом замечаний и предложений, изложенных в Заключении».

obrazec.org

Общественная экологическая экспертиза

Охотничья общественность постоянно критикует власть за развал охотничьего хозяйства России. Вне всякого сомнения, критика справедлива, и власть должна прислушиваться к мнению народа. В конце концов, нелишне будет напомнить власти, что она существует для людей, а не люди для нее, и пора выслушать многомиллионную массу охотников и рыболовов.

Можно с определенностью сказать, что нет такого вида спорта, нет такого увлечения, которым бы увлекалось столько людей, больше того, нет таких общественных организаций в России, которые столько сделали для охраны природы своей страны, сколько сделали охотничьи общественные организации.

Если бы не было обществ охотников и рыболовов, не было бы их охотничьих хозяйств. Что мы имели бы вокруг больших городов? Вытоптанные леса с ограниченным набором видов животных.

Но именно охотничьи общества сохранили для потомков и продолжают сохранять биоразнообразие. Но знает ли население, кому оно обязано живой природой и наличием крупных животных? Вряд ли люди вдумываются в дела охотников и рыболовов. Работа эта незаметна для глаза обывателя. Охотничьи организации должны стать авторитетными среди населения, и голой пропагандой сделать это невозможно.

Поэтому сейчас мне хочется поразмышлять о неиспользованных возможностях.

К их числу относится общественная экологическая экспертиза.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет в статье 1: «Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».

Закон «Об экологической экспертизе» дополняет закон «Об охране окружающей среды» и преследует одну цель – охрану природы от неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности человека. А именно охотничьи животные в первую очередь страдают от хозяйственной деятельности, поэтому проведение общественной экологической экспертизы и последующие мероприятия смогут снизить это пагубное влияние на них.

Статья 4. Виды экологической экспертизы

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Одним из принципов экологической экспертизы является гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения, а также комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий.

Глава IV полностью прописывает права граждан и общественных организаций на проведение общественной экологической экспертизы, четко определяет роль общественности в проведении государственной экологической экспертизы и даже указывает, что общественные объединения сами могут проводить общественную экологическую экспертизу.

Статья 20. Общественная экологическая экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

Обратимся теперь к уставу Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», где в разделе 2 «Цели и задачи Ассоциации» сказано, что Ассоциация создана наряду с другими и в целях охраны природы. А в разделе 3 указано, что для осуществления уставных задач Ассоциация в установленном законом порядке имеет право проводить общественную экологическую экспертизу.

Но кто может привести хоть один пример общественной экологической экспертизы, проведенной каким-либо обществом охотников и рыболовов на территории своих охотничьих угодий. Ни для кого не секрет, что влияние хозяйственной деятельности на охотугодья и обитающих в них животных огромно и, как правило, негативно. Что же делается охотничьими обществами, чтобы снизить это негативное влияние? Пока что только жалобы и стенания на полное безразличие к нуждам охотничьих животных.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ДИЧЬ

Несколько примеров. Середина июня – сенокос. Масса механизмов задействована на лугах и полях. А в этих травах гнезда серых куропаток, перепелов, жаворонков, чибисов, здесь же прячутся молодые зайчата и косули. И вот в одночасье все это животное сообщество лишается всякого укрытия. Это в лучшем случае, а сколько животных гибнет под ножами сенокосилок? Представьте, что у человека разрушается дом и при этом гибнут близкие люди. Так вот сенокос становится стихийным бедствием для всех обитателей этого биоценоза. На заливных лугах трава скашивается почти до уреза воды, и опять многие околоводные животные лишаются своего крова. Трагедию этих животных довершают хищники – чевероногие и пернатые. Так кто же проводит экологическую экспертизу этих сельскохозяйственных работ? Никто! Кто в соответствии с законом об охране окружающей среды и животного мира предъявляет иски за погибших животных и уничтожение их среды обитания? Никто! А ведь это компоненты природной среды. Так нужна ли здесь экологическая экспертиза и могут ли ее проводить общества охотников в соответствии с уставными требованиями? Экспертиза нужна, но уставные задачи не выполняются.

Далее. Июль – массовая уборка зерновых в южных регионах России. И та же картина. Уборка ведется без учета интересов диких животных, обитающих в полях. Да еще дополнительная напасть, которая появилась в степных районах с созданием полезащиных лесополос, огромные колонии грачей. Я уже писал об этом и ставил вопрос о необходимости регуляции численности этого вида именно в этих регионах. Кто может это сделать, если не охотники, тем более, что грач съедобен и подается даже к столу английских лордов. Кто проводит здесь экологическую экспертизу? Никто!

А когда отводят участок леса под вырубку, лесорубов совершенно не заботит, кто живет в этом лесу и чей дом они разрушат. Значит, в окресностях этой вырубки не будет нескольких выводков глухарей, исчезнет значительное количество певчих птиц, перестанет кормиться куница, сменится видовой состав мышевидных грызунов и на несколько лет эта вырубка будет чужеродным телом в этом лесу. И здесь надо проводить экологическую экспертизу, но кто осмелится дать свои рекомендации по исчислению ущерба, нанесенного животным?

То, о чем написано выше, известно каждому зоологу, охотоведу и ничего нового я не открыл. Но хочу обратить внимание обществ охотников и рыболовов на возможность влиять на эти негативные процессы и, самое главное, на законном основании. Общества охотников и рыболовов вкладывают средства своих членов в разведение охотничьих животных и имеют полное право на возмещение убытков от субъектов хозяйственной деятельности. Но для этого надо проводить экологические экспертизы любой хозяйственной деятельности в своих охотугодьях. Животные, и в том числе охотничьи, являются государственной собственностью, и их охрана – дело государственное, от которого нельзя отмахнуться.

Как пример. Проводится экологическая экспертиза пшеничного поля площалью 100 га накануне его уборки. По данным учета на этом поле обитает четыре выводка перепелов, два выводка серой куропатки, пять зайцев-русаков, два коростеля и несколько гнезд полевых и степных жаворонков. Все эти животные погибнут, если на уборочные машины не будут поставлены отпугивающие устройства, если уборка будет вестись по кругу и в ночное время. Вывод: изменить технологию уборки урожая для уменьшения риска поголовной гибели обитающих здесь животных.

Вот для чего нужна общественная экологическая экспертиза. Если государственная экологическая экспертиза рассматривает проектную документацию, касающуюся больших территорий и затрагивающую несколько регионов, то общественная экологическая экспертиза может проводиться везде, и к ее выводам должны прислушиваться и государственные эксперты, и администрация региона. При этом общественные эксперты по мере ответственности приравниваются к государственным экспертам.

Общества охотников Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» в настоящее время обладают квалифицированными кадрами биологов-охотоведов, основная масса охотников и рыболовов – это наиболее грамотная часть населения, быстро откликающаяся на проведение любых природоохранных мероприятий, в том числе оказывающих помощь при проведении экологической экспертизы.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если мы хотим возродить и поднять охотничье хозяйство России, надо брать это дело в свои руки. Не надо ждать, что господа чиновники принесут нам на блюде закон об охоте, правила охоты, новый административный кодекс, грамотную государственную службу охотнадзора, позволят развиваться охотоведческой науке, будут воспитывать новые кадры – бред! В ближайшем будущем этого быть не может, и причин этому, уважаемый читатель, много.

Поэтому, воспользуемся теми правами, которые дают нам даже эти куцые законы.

Но, написав последнюю фразу, подумал о председателях областных, районных обществ охотников и рыболовов, которые на местах должны проводить то, о чем я выше написал. А они ведь под начальством, в области – под губернатором, в районе – под главой администрации. Сколько шишек соберут они, если начнут напрягать сельхозпроизводителей, лесопромышленников и других хозяйственников. Мало найдется руководителей, которые поймут огромную пользу от общественных экологических экспертиз различных объектов, предотвращающих нарушения среды обитания не только для животных, но и для человека.

Братья-охотники, ребята, может, попробуем, дело того стоит! Для России постараемся!

Евгений КАНДАУРОВ, кандидат биологических наук 8 июля 2008 в 15:25

www.ohotniki.ru

Государственная экологическая экспертиза

Опубликовал: Eduard в Земельное право 05.10.2017 0 309 Просмотров

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза – это проверка соответствия документации, обосновывающую намечаемую хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза заключается в том, что вышеуказанные действия совершаются уполномоченными органами государственной власти.

Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту и Вы получите 35% скидку : +7 (499) 649-73-18; +7 (926) 754-19-34

Государственная экологическая экспертиза: п равовое регулирование

Согласно тому же федеральному закону, законодательство об экологической экспертизе основывается на положениях:

  • Конституции РФ,
  • Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
  • Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  • Общим законом, определяющим основные принципы охраны окружающей среды – это Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Специальным законом, который устанавливает отношения проведения экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

    Существует еще ряд федеральных законов, которые регламентируют отношения в области экологической экспертизы. Например,

  • Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»,
  • Градостроительный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»,
  • Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»,
  • и др.
  • Законодательство об экологической экспертизе регулируется не только региональным законодательством, но и региональным.

    Понятие, предмет и принципы экологической экспертизы

    О сновным элементом рационального природопользования и охраны окружающей среды является оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, а также экологическая экспертиза.

    Государственная экологическая экспертиза — это своего рода средство обеспечения выполнения экологических требований. Это способ реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. В Определении Конституционного суда РФ от 30.09.2010 №1421-О-О указано, что государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту окружающей среды.

    Государственная экологическая экспертиза — это процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Осуществление деятельности во вред окружающей среде запрещено законом.

    Конституция РФ устанавливает права человека на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Такое право распространяется не только на существующие объекты, но и на проектируемые объекты. Одной из гарантий реализации права на достоверную информацию об окружающей среде является надлежащее закрепление формирования информации, ее поиска, получения и распространения.

    Источником подобной информации является государственная либо общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза имеет основной признак — непосредственное участие общества, то есть учет общественного мнения в отношении объекта экспертизы. При проведении государственной экологической экспертизы в обязательном порядке участвуют в составе экспертной комиссии привлеченные эксперты, такие как ученные, специалисты кандидаты наук различных областей науки.

    Принципы

    Эксперты осуществляют свою деятельность на основе принципа независимости и гласности при участии общественных организаций (объединений) с учетом общественного мнения.

    Также при осуществлении государственной экологической экспертизы используется принцип устойчивого развития малочисленных народов. Для реализации такого принципа к участию в проведении экспертизы привлекаются представители и объединения объединений малочисленных народов.

    Также основополагающим принципом проведения экологической экспертизы является необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий при реализации проектов и работ в местах проживания малочисленных народов.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие принципы:

    • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
    • обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
    • комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
    • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
    • достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
    • независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
    • научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
    • гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
    • ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
    • Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экологической экспертизы является соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, государственной охраны культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной и иной безопасности.

      Говоря об объекте экологической экспертизы, нужно понимать что относится к такому, а именно:

    • экологические требования, установленные техническими регламентами;
    • экологические требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды.
    • Основная цель проведения экологической экспертизы – это предотвращение негативного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.

      Особенностью государственной экологической экспертизы является то, что при проведении такой экспертизы в обязательном порядке участвуют общественные объединения. А также осуществляется учет общественного мнения.

      Виды экологической экспертизы

      Вышеуказанный федеральный закон подразделяет два вида экспертизы:

    • Государственная экологическая экспертиза,
    • Общественная экологическая экспертиза.
    • Государственная экологическая экспертиза проводится органами государственной власти на уровне федерации и субъектов Российской Федерации.

      Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан, общественных организаций (объединений) либо местного самоуправления.

      Субъекты экологической экспертизы

      Проведя полный анализ законодательства в сфере экологической экспертизы можно выделить субъектов экологической экспертизы:

    • орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
    • экспертная комиссия;
    • эксперт государственной экологической экспертизы;
    • руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
    • руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;
    • заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;
    • физическое или юридическое лицо;
    • лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт;
    • кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта государственной экологической экспертизы;
    • заинтересованные лица;
    • орган местного самоуправления;
    • граждане и общественные организации в области экологической экспертизы;
    • консультанты экологической экспертизы и иные работники.
    • Порядок проведения государственной экологической экспертизы

      Д ля проведения государственной экологической экспертизы существует определенные правила. Соответственно на федеральном уровне государственного регулирования проведения государственной экологической экспертизы приняты комплекс нормативных актов:

      • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
      • Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»;
      • Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 942 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»;
      • Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утв. Приказом Минприроды РФ от 06.05.2014 N 204
      • нормативные правовые акты субъектов РФ.

      Федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает:

    • общий порядок проведения государственной экологической экспертизы,
    • проведение экспертизы в отношении объектов, указанных в самом законе,
    • особый порядок проведения экологической экспертизы в отношении отдельных объектов, которые упоминаются в иных нормативно-правовых актах.
    • Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы

    • Представление заказчиком соответствующих документов в уполномоченный орган государственной власти, а именно:
      • заявление на проведение государственной экологической экспертизы,
      • опись всех материалов, которые были представлены в уполномоченный орган государственной власти,
      • документация, подлежащая государственной экологической экспертизе. Пакет документов установлен в каждом случае в законе ( ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»,
      • положительные заключения органов контроля и надзора, а также органов местного самоуправления, если таковое установлено законом,
      • заключение органов власти, общественной экологической экспертизы, если таковые субъекты непосредственно участвуют в проведении государственной экологической экспертизы,
      • материалы обсуждений с гражданами и общественными организациями, которые организовываются органами местного самоуправления,
      • реквизиты для подготовки счета на оплату (ИНН, БИК, КПП, ОКПО).
      • Приеми регистрация заявления на проведение государственной экологической экспертизы.
      • Рассмотрение заявления и материалов.
      • Оплата заказчиком государственной услуги в течение 30 календарных дней с момента уведомления об оплате проведения государственной экологической экспертизы.
      • Проведение межведомственных запросов при необходимости.
      • Принятие приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы. Со дня оплаты услуги государственная экспертиза должна быть начата не позднее 15 дней с момента такой уплаты. В течении этого времени проводятся следующие мероприятия:
        • формирование экспертной комиссии,
        • назначение руководителя и ответственного секретаря комиссии,
        • утверждение персонального состава экспертной комиссии,
        • утверждение срока для проведения государственной экологической экспертизы.
        • Государственная экологическая экспертиза: мероприятия по проведению экспертизы

          1. Проведение государственной экологической экспертизы начинаетсясо дня утверждения приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы. Срок проведения экспертизы не может превышать три месяца, но может быть продлен по заявлению заказчика на один месяц, если иное не установлено законом.
          2. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение передается в Росприроднадзор для подготовки проекта приказа об утверждении заключения. После утверждения заключения экспертной комиссии Росприроднадзором, документ принимает статус заключения государственной экологической экспертизы.
          3. Выдача заключения государственной экологической экспертизы. На данном этапе заказчика уведомляют о завершении государственной экологической экспертизы и направляют соответствующий документ. Также информация о заключении экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор. Такая информация направляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Если кредитные организации участвуют в финансировании проекта, то информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется и им.

          Заключение государственной экологической экспертизы

          Р езультатом государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Это документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов, обосновывающий намечаемый для реализации хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям. К заключению прилагаются все мнения, расходящиеся с позицией основного документа (заключения). Это могут быть мнения несогласных экспертов с мнением экспертной комиссии.

          Заключение государственной экологической экспертизы – это акт, подтверждающий соответствие порядка проведения экспертизы требованиям законодательства.

          Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

        • о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям;
        • о возможности реализации объекта экспертизы.
        • Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

        • о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
        • о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
        • Например: «По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия, отмечая актуальность сооружения… (наименование объекта)… пришла к выводу, что ТЭО (проект) строительства не в полной мере соответствует требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, имеет существенные недоработки по экологическим и техническим вопросам. Оно должно быть доработано с учетом замечаний и предложений, изложенных в Заключении».

          Последствием отрицательного заключения является то, что накладывается запрет на реализацию проекта. Это не означает, что данный проект не может быть реализован. Заказчик вправе повторно предоставить материалы на государственную экологическую экспертизу при условии устранения недостатков, обстоятельств, которые явились основанием для вынесения отрицательного экспертного заключения.

          Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в суде. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда ( ст. 14 Федеральный закон «Об экологической экспертизе»).

          konra.ru

    Смотрите так же:

    • Основные правила чтения немецкого Правила чтения и произношения в немецком языке Гласные буквыA [а], O [o], E [е], U [у], I [и] так и читаются, здесь все просто.Гласные произносятся кратко или долго (об этом ниже). Гласные Ö и Ü с умлаутом (Umlaut — две точки над буквой […]
    • Жалоба на медицинскую помощь образец Жалоба на скорую помощь: составление, образец и порядок подачи в 2018 году Рассказываем, как правильно составить и подать официальную жалобу на бригаду СМП. В каких случаях можно вызывать скорую помощь? В соответствии с действующим […]
    • Правила оформления доверенности Правила оформления доверенностей изменились С 1 сентября 2013 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс 1 . В частности, они были внесены в текст главы 10 «Представительство. Доверенность». Однако с обновлением правил оформления […]
    • Образец заявление на загранпаспорт для женщин Образец заявления на загранпаспорт старого образца для студента На вебсайтах довольно много разнообразных форм и примеров. Мы собрали для Вашей необходимости самые не плохие на наш взгляд. Почти все из бланков использовался в жизни. Все […]
    • Жалоба на интернет билайн Как пожаловаться на Билайн Билайн входит в число самых популярных российских операторов мобильной связи. Он предоставляет своим абонентам огромное количество полезных услуг. К сожалению, пользователи сети не всегда остаются довольны их […]
    • С денем юриста Поздравления с днем юриста России Днем законности — по праву можно назвать профессиональный праздник юриста, независимо от профессиональной сферы их деятельности. Впервые по инициативе Ассоциации юристов России день юриста был утвержден в […]