Обязательное образование по закону рф

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 19. Общее образование

Статья 19. Общее образование

1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ)

3. Общее образование является обязательным.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

4. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

5. Утратил силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный закон от 21.07.2007 N 194-ФЗ.

6. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 42-ФЗ)

7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 42-ФЗ)

8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

www.ozpp.ru

Адвокат Анисимов

Представительство и защита в суде

Обязательное образование в россии

Федеральный закон РФ — Об образовании в Российской Федерации, N 273-ФЗ

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. 4.

Обязанным лицом выступает не субъект конституционного права на образование, обучающийся, а его родители (законные представители).

Возложение данной обязанности на родителей означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образования названного уровня, а также всемерно содействовать его получению. Таким образом, фактически, субъект конституционного права на образование не совпадает с субъектом соответствующей конституционной обязанности.

Студенческая жизнь

Но этого мало, ведь в школе научат лишь общеобразовательным предметам (и то, не углубляясь), нас научат писать, читать, считать, но для взрослой самостоятельной жизни потребуется значительно больше знаний. Тем более, что в современном мире очень высока конкуренция на рынке труда.

Поэтому иногда, на вопрос какое образование является обязательным, хочется ответить – то, которое откроет перед вами множество перспектив, обеспечит высокооплачиваемой работой.

Статья 43 Конституции РФ

Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру. Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах.

В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Особенности школьной системы образования в нашей стране

В качестве эксперимента введено было четырехлетнее обучение в начальной школе, хотя дети с родителями имели право выбора. Если они решали учиться 10 лет, тогда начальное образование занимало 3 года.

Если полные 11 лет, то до основной школы дети обучались 4 года. Сегодня все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы освоения программы предусматривают такие ступени обучения: Первая – 4 года соответствует начальному образованию; Вторая – 5 лет основного обучения; Третья – 2 года среднего или полного образования. Система школьного образования в России определяет в качестве обязательного этапа обучения только начальное с общим, что согласуется с Конституцией страны.

Свобода в образовании

Блог инспектора народного образования

Россияне также имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке. Кроме того образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

Нужно ли обязательное среднее образование?

Скорее всего, у многих парней первым делом возникнет вопрос: а как же армия?

От службы у ребят будет отсрочка только до 20 лет. Еще одно нововведение порадует двоечников — запрещается оставлять детей на второй год в старших (10-м и 11-м) классах.

Те, у кого не получится осилить школьную программу, будут завершать образование в других формах (заочно, в вечерней школе и т.д.). Для чего же понадобились такие изменения?

Министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что делается это, чтобы поднять авторитет высшего образования: «Сейчас в стране 3,2 тыс.

Какое образование в россии обязательное

2 в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) 3.

Общее образование является обязательным.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) 4. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Закон Российской Федерации Об образовании

Установление обязательного уровня общего образования в РФ

Одной из основных гарантий реализации конституционного права на образование является установление на конституционном уровне обязательного уровня общего образования. В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Аналогичная норма закреплена и в п. 3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», согласно которому «основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными».

В конституционном праве выделяют два вида обязанностей: одни носят императивный, повелительный характер (прямой запрет) другие — косвенный характер. Л.Д. Воеводин отмечает, что так же, как и конституционные права, конституционные обязанности имеют прямое действие, но механизм их реализации и привлечения к ответственности в случае неисполнения, должен быть закреплен в текущем законодательстве.

Традиционное понимание конституционной обязанности как установленной государством меры общественно необходимого поведения обязанного лица и конституционно закрепленных и охраняемых правовой ответственностью требований применительно к обязанности получить общее образование имеет ряд особенностей:

1. Обязанным лицом выступает не субъект конституционного права на образование, обучающийся, а его родители (законные представители). Возложение данной обязанности на родителей означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образования названного уровня, а также всемерно содействовать его получению. Таким образом, фактически, субъект конституционного права на образование не совпадает с субъектом соответствующей конституционной обязанности.

2. Нестрогая формулировка. Термин «обеспечивают» вместо «обязаны» прямого юридического смысла в плане обязательности совершения определенных действий не содержит. В связи с этим, объем ответственности за нарушение данной конституционной обязанности весьма незначителен, что не способствует снижению уровня детской безграмотности в России и общему повышению образовательного уровня граждан.

3. Ограниченный срок реализации: требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет.

4. Возможность реализовать данную конституционную обязанность в негосударственном общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Подобную ситуацию невозможно спроектировать на выполнение иных конституционных обязанностей в негосударственном секторе. Так, например, нельзя реализовать конституционную обязанность по прохождению военной службе — в «частной армии» или заплатить установленные законом налоги и сборы на расчетный счет негосударственной организации.

Обязательное образование в РФ

Вышесказанное позволяет сделать вывод о «делегировании» негосударственному общеобразовательному учреждению государственных функций по организации получения обязательного уровня образования, закрепленного на конституционном уровне, в целях повышения образовательного уровня страны в целом.

В настоящее время обязательный уровень образования установлен в рамках основного общего образования (9 классов). Ряд субъектов Российской Федерации (г. Москва, Республика Алтай и др.) на уровне регионального законодательства приняли решение повысить уровень обязательного образования на территории данного субъекта федерации до полного (среднего) общего образования. В связи с подобным решением возникает вопрос: не происходит ли нарушение конституционных норм в части возложения дополнительных обязанностей на родителей обучающихся (или лиц их заменяющих) в отдельно взятом регионе, что создает неравенство прав граждан на территории России.

Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о правомерности введения субъектом Российской Федерации вышеуказанной нормы и пришел к выводу, что подобные положения не противоречат Конституции РФ только в том случае, если возлагаемой на родителей ответственности за реализацию права детей на получение среднего (полного) общего образования корреспондируют принятые на себя субъектом РФ обязанности по обеспечению таких условий. Свое решение Суд мотивировал тем, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем развития государственной поддержки детства и установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Устанавливая, что родители обязаны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования, норма Конституции Республики Алтай, в соответствии с целями социального государства, дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые бы хотели продолжить свое обучение. Республика Алтай принимает на себя обязательства по финансированию и материально-техническому обеспечению права на образование в указанном объеме и возлагает на родителей несовершеннолетних содействие в его реализации и защите. Такое регулирование не нарушает установленное Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий, поскольку защита прав и свобод граждан, а также общие вопросы образования находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ работает над проектом федерального закона, позволяющего установить обязательность всех трех ступеней общего образования, для чего предлагается переименовать ступени общего образования. В результате такого преобразования путем введения промежуточной ступени «базовое общее образование» (5-9 классы) и упразднения ступени среднего (полного) общего образования, установленный Конституцией РФ обязательный уровень основного общего образования будет приходиться на последний 11 класс.

За невыполнение указанной конституционной обязанности предусмотрен ряд мер юридической ответственности. Субъектами данной ответственности также выступают родители (законные представители) детей, препятствующие детям в получении общего образования, и/или не обеспечивающих получение ими данного вида образования.

Ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает административную ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по обучению, содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а также по защите их прав и интересов в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда. За неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего установлена уголовная ответственность в ст. 156 Уголовного кодекса РФ. Однако гораздо более действенным негативным последствием для человека, не получившего обязательный уровень образования является, на наш взгляд, невозможность продолжить образование в высшем учебном заведении.

Тем временем, следует отметить, что объем ответственности за нарушение данной конституционной обязанности несоизмерим с масштабами и степенью проработки механизма привлечение к ответственности за нарушение иных конституционных обязанностей: обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ), а также обязанности гражданина РФ защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59 Конституции РФ). Вышесказанное позволяет сделать вывод о неоправданном занижении значения данного вида конституционной ответственности для развития системы образования, для повышения образовательного уровня граждан страны, для укрепления национальной безопасности и целостности России.

Автор: Смирнова М.В.

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Обязательное образование в россии сколько классов

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

12. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов.

Порядок направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов и условия их пребывания в таких учреждениях определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Уровни образования в Российской Федерации

1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.
  • Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

    1. среднее профессиональное образование;
    2. высшее образование — бакалавриат;
    3. высшее образование — специалитет, магистратура;
    4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
    5. Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

      Уровни общего образования

      Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

      Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

      Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

      Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

      Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

      Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

      Уровни профессионального образования

      Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

      Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

      Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

      К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

      Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

      Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

      Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр.

      Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

      Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

      Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет, программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

      advokatnasimov.ru

      1. Каждый имеет право на образование.

      2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

      3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

      4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

      5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

      Комментарий к Статье 43 Конституции РФ

      1. Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру.

      Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

      После внесения в 2007 г. поправок в Закон об образовании в России была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование). По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное. Все это характеризует действие конституционных норм на практике. Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования. Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г. действует приоритетная национальная программа «Образование»*(577). На науку расходуется 1% ВВП (в Китае — 2,3%)*(578).

      Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.

      Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.

      Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

      Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.

      В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см. Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).

      В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.

      Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на «хорошо», получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)). В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.

      Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз — 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).

      Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная итоговая аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, который внес значительные изменения в Закон об образовании и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»*(581). Он законодательно устанавливает единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен (ЕГЭ) при окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз. 2007-2008 гг. — переходный период, когда в отдельных местностях выпускные экзамены в школах будут проходить по прежним требованиям, с 1 января 2009 г. ЕГЭ обязателен повсеместно. Родители учеников подавали иски в суды против введения ЕГЭ, но в 2009 г. Верховный Суд РФ признал его правомерным. Правда, в отношении лиц, закончивших школу в прежние годы, а также в отношении лиц, поступающих на заочные и вечерние отделения вузов, допускаются исключения. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим предметам (т.е. сдавать экзамены по этим предметам при поступлении не нужно). Прием осуществляется на конкурсной основе по данным ЕГЭ. Для организации ЕГЭ создаются базы данных (федеральные и субъектов РФ) об участниках ЕГЭ и его результатах. Участник ЕГЭ имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в базе данных.

      При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.

      Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

      2. Часть 2 комментируемой статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого — подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования. Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.

      Содержание образования определенного уровня и направленности определяется соответствующими программами: дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Программы могут быть типовыми или дополняться самими образовательными учреждениями, но в любом случае должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В настоящее время действуют государственные программы, содержащие в основном предметные требования. В отличие от них разрабатываются программы «второго поколения», которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в «старшей школе» — в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д. Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями дети могут обучаться в частных учреждениях, а также в учреждениях, создаваемых религиозными и общественными объединениями. Образовательные стандарты обязательны и для них.

      3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца. Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см. Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы. Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов.

      Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (а также частные) имеют три организационные формы: институт (однопрофильное учреждение), академия (не менее двух факультетов), университет (не менее пяти факультетов). Общее руководство вузами осуществляет Минобрнауки России, в составе которого есть службы и агентства. Они считаются учредителями государственных вузов (учредители муниципальных вузов — соответствующие органы местного самоуправления, частных — физические и юридические лица). Минобрнауки России разрабатывает (при участии научной и педагогической общественности) государственные стандарты, определяет (в соответствии с законом) некоторые правила приема в вузы, решает вопросы материального и финансового обеспечения вузов, находящихся в федеральной собственности (вузы субъектов РФ и муниципальных образований обеспечиваются ими), осуществляет контроль за качеством учебного процесса (для этого в составе Министерства существует надзорная служба), организует проверку остаточных знаний студентов разных курсов (тестирование и др.).

      Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени.

      4. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование — 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет. После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося. Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов.

      Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

      5. Чтобы обеспечить необходимый уровень образования, в России (в отличие от многих зарубежных стран) законодательно закреплена необходимость государственных образовательных стандартов. Учебный план вуза (факультета и т.д.) включает федеральный компонент и может включать региональный (субъекта РФ) и вузовский компоненты. Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников. Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Региональный компонент может быть предложен соответствующими органами государственной власти субъекта РФ. Для вузов, находящихся в федеральной собственности, он является рекомендацией, для вузов данного субъекта РФ и его муниципальных образований он может быть обязательным. Учебный план может включать также вузовский компонент — дополнительные дисциплины по специализации вуза.

      Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат. При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ. Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.). Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.

      Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

      constrf.ru

    Смотрите так же:

    • Закон московской области об опеке и попечительстве Закон Московской области от 29 декабря 2007 г. N 240/2007-ОЗ "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 19 декабря 2007 г. N 7/27-П) (с изменениями […]
    • Федеральный закон 8 от 1998 Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 13 апреля 1999 г., 19 апреля 2002 г. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года 8 января 1998 […]
    • Кбк алиментов Образец платежного поручения на перечисление в 2018 году алиментов судебным приставам Как выглядит платежное поручение на перечисление алиментов судебным приставам в 2018 году? Какие особенности есть у этой платежки? Кого писать в […]
    • Приказ фст россии 395 Приказ Федеральной службы по тарифам от 27 ноября 2007 г. № 395-э/2 “Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Ханты-Мансийского автономного округа” На основании Положения о […]
    • 50 приказ минздрав Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 19 января 2007 г. N 50 г. Москва О порядке и условиях расходования средств, связанных с оплатой государственным и […]
    • Нотариус исакова галина ивановна Полезная информация МОБТИ. Щёлковский филиал141100, МО, г.Щелково, 1-й Советский пер., д.25 Тел.: (496) 566-98-71, 567-02-02 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской […]