Споры оон

Международный суд является судебным органом ООН, который рассматривает юридические споры между государствами и дает консультативные заключения для ООН и её специализированных учреждений. Только государства могут ставить свои споры на рассмотрение Суда и выступать сторонами в рассматриваемых Судом делах. В Суд не могут обращаться частные лица, структуры и международные организации. Все государства – члены ООН, подписавшие Устав ООН, неотъемлемую часть которого составляет Статут Международного Суда, могут обращаться в Суд. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут непосредственно запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать, но лишь с санкции Генеральной Ассамблеи, консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, входящим в круг их деятельности. Государства могут признавать или не признавать для себя обязательной юрисдикцию Международного Суда, в целом или по отдельным вопросам. Государства могут заранее признать для себя обязательной юрисдикцию Суда по какому либо вопросу, подписав соглашение, предусматривающее передачу спорных вопросов по этому соглашению на рассмотрение Международного Суда. Волеизъявление государства в отношении обязательности юрисдикции Международного Суда может быть выражено и в отдельном заявлении. В то же время в этом заявлении могут содержаться и оговорки об изъятии из компетенции Суда определенных дел какой-либо категории.

В принципе в юрисдикцию Международного Суда входят:

  • все дела, переданные на его рассмотрение государствами,
  • все вопросы, предусмотренные на этот счет Уставом ООН,
  • вопросы, рассмотрение которых в Международном Суде предусмотрено международными договорами и конвенциями.
  • Источники права, которые применяет Суд, определены в его Статуте (статья 38):
  • международные конвенции и договоры;
  • международный обычай;
  • общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  • судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

Кроме того, если стороны достигнут согласия, Суд может решать дело на основе ex aequo et bono, т. е. не ограничивая себя действующими нормами международного права. Международный Суд состоит из 15 судей, избранных параллельно Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Судьи должны представлять разные страны и различные правовые системы мира. Суд работает, проводя пленарные заседания, либо образуя группы, называемые камерами, с учетом пожеланий сторон. Особые камеры образуются Судом по вопросам окружающей среды, а также по вопросам упрощенного судопроизводства.

С 1946 года Международный Суд вынес около 80 решений по спорам между государствами и более 20 консультативных заключений. Споры нередко касались пограничных конфликтов и территоральных прав (спор между Камеруном и Нигерией о нефтяном полуострове Бакасси 2002 г., спор между Малайзией и Индонезией о принадлежности двух островов 2002 г., спор о границах между Катаром и Бахрейном 2001 г., пограничный спор между Ботваной и Намибией 1999 г., пограничный спор между Сальвадором и Гондурасом 1992 г., спор о южной границе Ливии с Чадом1994 г.). В Международном Суде были также споры между США и Ираном по поводу захвата Ираном американского посольства и заложников (1980 г.), по поводу сбитого иранского авиалайнера (1989 г.) и разрушения иранских нефтяных платформ (1992 г.). Ливия дважды обращалась в Международный Суд в связи с катастрофой лайнера «Панамерикен» близ Локерби (1992г.), Босния и Герцеговина обвиняла Югославию в нарушении Конвенции о геноциде (1993 г.), Испания подала иск против Канады по поводу юрисдикции над зонами рыболовства (1995 г.). Никарагуа выиграло в Международном Суде дело против США по поводу поддержки Вашингтоном никарагуанских «контрас» и закладки мин у никарагуанских портов (1986 г.). В области охраны окружающей среды Венгрия и Словакия спорили в Международном Суде о строительстве заградительной системы на реке Дунай (1997 г.). В целом число обращений государств в Международный Суд в последние годы нарастает. Среди консультативных заключений, вынесенных Международным Судом в последнее время, – два обращения Генеральной Ассамблеи и Всемирной организации здравоохранения о законности угрозы или применения ядерного оружия.

www.wehse.ru

Артём Алексеевич Родин

Адвокат
Кандидат юридических наук
Магистр международного права

Роль ООН в деле урегулирования международных споров

Мирное урегулирование споров между государствами – общепризнанный принцип международного права, закреплённый в п. 3 ст.2 Устава ООН: «Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» 1 . Устав ООН в п.1 ст. 1 закрепил обязанность всех государств «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Впервые на Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг. были приняты конвенции о мирном урегулировании международных конфликтов, сформулировавшие обязательства государств разрешать споры предусмотренными мирными средствами. Обращение к мирным средствам было предусмотрено в т.н. договорах Брайана, заключенных США в 1913-1914 гг. В дальнейшем Статут Лиги Наций в ст. 12 подтвердил это обязательство. В Парижском договоре 1928 года об отказе от войны был также закреплён принцип мирного разрешения споров. Однако лишь с созданием ООН и принятием Устава ООН, запретивших применение и угрозу силой, принцип мирного урегулирования споров был реализован в полной мере. После принятия Устава ООН этот принцип получил подтверждение в многочисленных международно-правовых документах, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г. Определение спора, которое разделяют многие учёные, было дано Постоянной палатой международного правосудия в деле Мавроматиса 1924: «спор является разногласием по вопросу факта или нормы права, конфликтом юридических взглядов или интересов между двумя лицами» 2 .

Роль ООН, как гаранта мира и безопасности, в деле разрешения международных споров мирными средствами невозможно переоценить. Ключевую роль в разрешении споров Устав ООН отводит Совету Безопасности, установив его обширные полномочия в этой сфере в главе VI Устава «Мирное разрешение споров». Хотя Совет Безопасности вправе давать рекомендации по разрешению любого спора по запросу спорящих сторон и в соответствии со ст. 34 Устава ООН может расследовать любой спор или угрожающую ситуацию, его компетенция ограничена лишь теми спорами, «продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности». То есть в поле зрения Совета Безопасности попадают лишь наиболее опасные, угрожающие миру, споры.

Особенностью значения Совета Безопасности является то, что он, будучи вправе в любой момент дать необходимые рекомендации (ст. 36(1) Устава ООН), в соответствии со ст. 33(1) и 52 (2) Устава ООН, рассматривается как средство разрешения спора в случае, если переговоры, другие средства разрешения споров, а также механизмы региональных международных организаций не урегулировали межгосударственный спор. Совет Безопасности обладает особыми полномочиями – он, в отличие от Международного Суда, не нуждается в согласии сторон, чтобы рассматривать спор и в соответствии с главой VII Устава ООН он вправе применять различные санкции.

Интерес вызывает новейшая практика Совета Безопасности по урегулированию споров и различных ситуаций путём создания специальных органов, наделённых правовыми функциями. Среди этих органов, осуществляющих, по-сути, судебное разбирательство, учрежденная резолюцией 687 в 1991 году Комиссия по компенсациям за ущерб, причиненный иракским вторжением в Кувейт, а также созданные в 1993 и 1994 году трибуналы по расследованию и наказанию преступлений, совершенных в Югославии и Руанде. Несмотря на то, что Совету Безопасности в Уставе ООН отведена основная роль по разрешению международных споров, другие органы ООН, в частности Генеральная Ассамблея, а также Генеральный Секретарь, часто участвуют в урегулировании различных международных конфликтов. Генеральная Ассамблея вправе, в соответствии со статьями 10 и 14 Устава ООН, обсуждать и предлагать рекомендации по принятию «мер мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями».

Роль ООН в разрешении международных споров велика и реализуется в разных формах: добрые услуги, посредничество, примирение, обследование, а также судебное разбирательство в Международном суде.

В целом, роль международных организаций возрастает, также перспективный процесс – партнёрство международных организаций в деле урегулирования конфликтов: во время кризиса в Либерии в 1990 миротворческие силы были организованы субрегиональной международной организацией Экономическое сообщество государств Западной Африки и поддержаны ООН.

  1. Устав Организации Объединенных Наций, ст.2 // Действующее международное право, М. 2002, т.1 с 12
  2. Mavromatis Palestine Concessions (Greece v UK) (1924), PCIJ Series A, No. 2 p 11
  3. www.artemrodin.ru

    Буроменский М.В. (ру) Международное публичное право (2006)

    § 9. Разрешение споров в рамках международных организаций

    В уставах большинства международных межгосударственных организаций содержатся положения, призванные регламентировать разрешения споров между государствами — членами организации или между государствами-членами и самой организацией по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Споры в пределах организаций решаются преимущественно политическими средствами, а решения имеют рекомендательный характер. Впрочем организации интеграционного типа обычно имеют развитые механизмы разрешения споров по участием постоянных судебных органов по обязательной юрисдикцией.

    Разрешение споров в рамках ООН. Организация Объединенных Наций создавалась как единая универсальная организация, призванная «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью . осуществлять мирными средствами в соответствии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира »(ст. 1 Устава ООН). В Уставе ООН основные нормы по урегулированию международных споров сосредоточены в разделе VI «Мирное разрешение споров» (статьи 33-38), который начинается с перечня мирных средств, которые спорные стороны по своему выбору должны прежде использовать для решения спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ч. 1 ст. 33).

    Устав ООН различает споры и ситуации. Последняя «может привести к международным осложнений или вызвать спор »(ст. 34), т.е. имеет место, когда столкновение интересов государств не сопровождается явным выдвижением претензий, хотя и порождает определенные трения между ними и напряженность. По Уставу ООН полномочия Организации и ее органов зависят от того, к какому виду принадлежит спор или ситуация, а именно угрожает их продолжение поддержанию международного мира и безопасности. Осуществлять квалификацию спора или ситуации уполномочен Совет Безопасности (ст. 34). По общему правилом ООН имеет право вмешаться в процесс мирного урегулирования, когда такая угроза имеет место, а стороны не способны самостоятельно решить спор. Участвовать в разрешении споров имеют четыре органы ООН: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Генеральный секретарь и Международный Суд.

    Совет Безопасности, на которую в соответствии со ст. 24 Устава ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, занимает центральное место в решении споров. Соответственно, этот орган имеет широкие полномочия по этому вопрос: требовать от сторон решения их спора посредством мирных средств, перечисленных в Уставе (ч. 2 ст. 33); расследовать любой спор или ситуацию для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34), на любой стадии спора или ситуации рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (Ч. 1 ст. 36); предоставлять в любое время сторонам спора, по их требованию или собственной инициативе, рекомендации с целью его мирного решения (ст. 37, 38) и др.. При исполнении своих полномочий Совет Безопасности может выполнять функции добрых услуг, посредничества, обследования или примирение.

    Генеральная Ассамблея имеет право давать рекомендации по разрешению споров или ситуаций, доведенных до его сведения государствами или Советом Безопасности (статьи 11,14,35). Но ее полномочия являются факультативными: когда Совет Безопасности выполняет свои функции по любому спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может давать любые рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не спросит об этом (ст. 12).

    Нередко важную роль в урегулировании споров играет Генеральный секретарь. Устав ООН уполномочивает его доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 99). Генеральный секретарь по поручению Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи дает хорошие услуги и осуществляет посредничество.

    Участие Международного Суда в решении споров, как отмечалось, зависит от инициативы спорящих сторон и их согласия принять его юрисдикцию. Но Устав ООН отмечает, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд (ч. З ст. 36).

    Разрешение споров в рамках региональных международных организаций. В ч. 1 ст. 33 Устава ООН среди средств урегулирования споров названо «обращение к региональным органов или соглашений ». При применении этой нормы следует учитывать раздел VIII «Региональные соглашения» Устава ООН.

    Примером региональных соглашений является Европейская конвенция 1957 г. о мирном разрешении споров и Американский договор 1948 г. о мирном разрешении споров, а региональных органов — Лига арабских государств, Организация американских государств, Африканский союз, Совет Европы, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Устав ООН предоставил региональным структурам относительную самостоятельность в мирном урегулировании споров. Критерием разграничения полномочий является характер международных споров. Компетенция ООН охватывает споры, продолжение которых может угрожать или действительности угрожает международному миру и безопасности. Сфера действия региональных организаций ограничена местными спорами, под которым принято понимать споры между государствами определенного географического района, продолжение которых не угрожает поддержанию международного мира и безопасности внутри или вне этого района.

    readbookz.net

    Справочник по практике Совета Безопасности

    Мирное разрешение споров (Глава VI Устава ООН)

    Соответствующие статьи

    Настоящий раздел посвящен практике Совета Безопасности по оказанию содействия и осуществлению рекомендаций, методов или процедур в целях мирного разрешения споров в рамках положений статей 33–38 главы VI и статей 11 и 99 Устава Организации Объединенных Наций. В целом, глава VI Устава содержит различные положения, предусматривающие право Совета Безопасности выносить рекомендации в отношении участвующих в споре сторон или сложившейся ситуации.

    Справочник содержит косвенные ссылки и прямые ссылки на главу VI и статьи 11, 33–38 и 99 в документах Совета Безопасности, а также тематические исследования вопросов, связанных с обсуждением положений главы VI и статей 11 и 99.

    Содержание

    A. Статья 33 — обязанности участвующих в споре сторон

    Статья 33 Устава устанавливает, что любой спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, в первую очередь следует попытаться разрешить путем переговоров, посредничества и других мирных средств, и предусматривает право Совета требовать, чтобы стороны урегулировали свой спор при помощи таких средств. В Справочнике содержатся сообщения, направленные государствами Совету Безопасности, в которых освещаются предыдущие попытки по урегулированию ситуаций, материалы обсуждений, касающиеся обязанностей сторон по разрешению конфликтов, и другие связанные с этим материалы. Информацию о применении положений статьи 33 в последние годы можно найти в разделе E, ниже.

    B. Статья 34 — расследование споров и установление фактов

    Статья 34 Устава уполномочивает Совет Безопасности расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может поставить под угрозу международный мир и безопасность. Справочник включает информацию о расследованиях и миссиях по установлению фактов, учрежденных Советом Безопасности в рамках статьи 34 Устава, а также миссиях по установлению фактов, учрежденных Генеральным секретарем и утвержденных либо принятых к сведению Советом. Кроме того, в данном разделе рассматриваются случаи, когда государства-члены потребовали или предложили Совету провести расследование или направить на место миссию по установлению фактов.

    C. Статьи 35, 11 и 99 — передача споров и ситуаций на рассмотрение Совета Безопасности

    Статья 35 Устава предоставляет государствам-членам и государствам, не являющимся членами Организации, право довести до сведения Совета Безопасности информацию о любом споре или ситуации, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность. В данном разделе рассматриваются случаи, связанные со спорами и ситуациями, которые были доведены государствами до сведения Совета Безопасности согласно положениям статьи 35. С 1989 года в этот раздел также включаются случаи, касающиеся новых споров и ситуаций, которые были доведены до сведения Совета Безопасности Генеральным секретарем и Генеральной Ассамблеей в контексте статей 99 и 11 (3) Устава соответственно. Наряду с информацией общего характера, касающейся процедуры и тенденций в практике передачи споров, в разделе приводится таблица сообщений о спорных вопросах и ситуациях, переданных на рассмотрение Совета Безопасности государствами, Генеральной Ассамблеей и Генеральным секретарем, с указанием участвующих государств и мер, которые необходимо принять Совету Безопасности.

    D. Статьи 36–38 и глава VI в целом — вынесение рекомендаций сторонам

    Статьи 36–38 Устава Организации Объединенных Наций определяют круг полномочий Совета Безопасности и ограничения, которые должен соблюдать Совет в плане вынесения рекомендаций в отношении мирного разрешения споров, способных поставить под угрозу международный мир и безопасность или переданных на рассмотрение Совета сторонами. Как правило, эти рекомендации не рассматриваются в качестве мер обязательного характера, подпадающих под главу VII Устава. В настоящем разделе Справочника содержатся материалы обсуждений, касающихся компетенции Совета Безопасности в отношении рассмотрения спора или ситуации и его полномочий на вынесение соответствующих рекомендаций в рамках главы VI Устава.

    E. Решения Совета Безопасности по вопросам мирного разрешения споров

    Глава VI Устава содержит различные положения (статьи 33 (2), 36 (1), 37 (2) и 38), которые уполномочивают Совет Безопасности выносить рекомендации в отношении мирного разрешения споров. В настоящем разделе Справочника представлен обзор применения этих положений. В частности, приводятся рекомендации, вынесенные Советом Безопасности в отношении участвующих в конфликте сторон, а также решения Совета, в которых он обращается к Генеральному секретарю с просьбой о предоставлении добрых услуг в целях мирного урегулирования споров (см. также раздел Взаимоотношения с Секретариатом).

    www.un.org

    ГЛАВА VI: МИРНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

    1. Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.
    2. Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств.
    3. Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

    4. Любой Член Организации может довести о любом споре или ситуации, имеющей характер, указанный в статье 34, до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи.
    5. Государство, которое не является Членом Организации, может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные в настоящем Уставе.
    6. Разрешение Генеральной Ассамблеей дел, о которых доведено до ее сведения на основании настоящей статьи, производится с учетом положений статей 11 и 12.
  4. Совет Безопасности уполномочивается в любой стадии спора, имеющего характер, указанный в статье 33, или ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.
  5. Совет Безопасности принимает во внимание любую процедуру для разрешения этого спора, которая уже была принята сторонами.
  6. Делая рекомендации на основании настоящей статьи, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда.
  7. Если стороны в споре, имеющем характер, указанный в статье 33, не разрешат его при помощи указанных в этой статье средств, они передают его в Совет Безопасности.
  8. Если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он решает, действовать ли ему на основании статьи 36 или рекомендовать такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими.
  9. Без ущерба для положений статей 33–37 Совет Безопасности уполномочивается, если все стороны, участвующие в любом споре, об этом просят, делать сторонам рекомендации с целью мирного разрешения этого спора.

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Продажа доли имущества несовершеннолетнего Ребенок-собственник: если опека не разрешает… По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать сделки сами – за них действуют […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Стаж педагогической работы 5 лет Педагогический стаж - КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ Согласно Закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» педагогический стаж (не менее двадцати пяти лет) дает право на получение льготной пенсии. Порядок исчисления такого стажа […]
  • Кто не имеет право работать педагогом Судимость и работа с детьми Анна Мазухина, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Вот уже полтора года доступ к работе с несовершеннолетними для тех, у кого были проблемы с законом, значительно ограничен 1 . Чтобы узнать, […]
  • Пакет документов на пособие на погребение ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Выплата неполученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся неполученными в связи с его смертью в […]