Правила одиночного пикета

виртуальный клуб Суть времени

Организация одиночного пикета (совет юриста)


Организация пикетирования, проводимого одним участником (одиночного пикетирования)

В данной работе рассмотрены основные положения, необходимые для подготовки, организации и проведения одиночного пикетирования. Данный вид пикетирования имеет свои особенности по сравнению с иными формами публичных мероприятий (неодиночными пикетами, митингами, демонстрациями, шествиями и др.). Основное отличие в том, что данное мероприятие проводится без предварительных согласований с кем бы то ни было (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[1]).

Отсутствие в законе требований о необходимости согласования места и времени проведения одиночного пикета, по всей видимости, объясняется его малозначительностью как в части количества людей, перед которыми пикетчик сможет выразить своё мнение, так и минимумом помех, которые может создать одиночный пикет для общественных отношений в определённом месте (общественный порядок, необходимость проведения ремонтных и строительных работ и т.д.).

Однако, умелое и грамотное проведение одиночных пикетов или их серии, позволяет наиболее успешно (по сравнению с иными формами публичных мероприятий) решать некоторые задачи (например — привлечение общественного внимания к важным вопросам жизни государства и общества – десоветизация, оправдание фашизма в странах балтийского региона, и т.п.).

Для того, чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей, а его участник не был привлечён к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.

Статья 2. ФЗ № 54. Основные понятия

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Признаки одиночного пикетирования:

1. Участвует один совершеннолетний гражданин РФ – со своим паспортом гражданина РФ.

Если в данном районе осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга (вне зоны видимости).

Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом. Помните о возможных провокациях — к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично — словом или действием — поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;

2. Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);

3. Осуществляется без передвижения;

4. Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;

5. Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

II. Для организации и проведения одиночного

1. Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ № 54);

2. Изготовление плакатов, транспарантов и иных средства наглядной агитации, не запрещённых законодательством:

— Ч.2.ст. 29 Конституции РФ.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

— Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ[2]Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

— Ст. 280. УК РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

В соответствии ч. 1 ст. 1 ФЗ от 25.07.2002г. «О противодействии экстремистской деятельности»:

экстремистская деятельность (экстремизм) — выдержки:

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению

— Ст. 282. УК РФ.Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

— Ст. 354. УК РФ.Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

— Ст. 5.60. Кодекса РФ об административных правонарушениях[3]. Клевета

Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

— Ст. 5.61. КРФоАПОскорбление

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме

-Ст. 5.62.КРФоАП. Дискриминация

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам

— Ст. 20.1. КРФоАПМелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества

— Ст. 20.3. КРФоАППропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

— Ст. 20.29. КРФоАППроизводство и распространение экстремистских материалов

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов[4], а равно их производство либо хранение в целях массового распространения

3. Выбор места проведения одиночного пикета

Ст. 8 ФЗ № 54

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

3.1. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

4. Соблюдение законности при его проведении(место проведения и выражаемые мнения не должны быть противозаконными);

5. Добровольность проведенияпикета (без принуждения);

6. Знание оснований приостановления и (или) прекращения одиночного пикета.

Ст.ст. 15-17 ФЗ № 54

Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

Основаниями прекращенияпубличного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

7. Помнить, что в соответствии со ст.ст. 3 и 29 Конституции РФ: Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

eot.su

Как провести пикет и не оказаться в полиции?

На прошлых выходных несколько десятков участников «субботника Навального» задержали за незаконную агитацию. Рассказываем, как и где можно устраивать пикеты, за что вас могут задержать и как защитить свои права.

Чем пикет отличается от митинга?

Пикет

Участники не перемещаются

Без микрофонов и усилителей звука

Митинг

Может быть шествие

Микрофоны и усилители звука можно

В обоих случаях можно использовать плакаты, транспаранты и «сборно-разборные конструкции» (например, кубы Навального)

Нужно ли для пикета согласование?

Если пикет одиночный, уведомлять никого не надо. Между участниками нескольких одиночных пикетов должно быть расстояние. Его определяют законы субъектов РФ. В Петербурге и Москве это 50 метров.

Если пикет массовый или используется «сборно-разборная конструкция», надо за три дня уведомить уполномоченный орган. В Петербурге это Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Вам могут отказать.

Где нельзя в пикет?

Там же, где и на митинг:

около опасных производств со специальной техникой безопасности;

у резиденций президента РФ, судов, СИЗО и колоний;

на и возле путепроводов, у железной дороги, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

у границы РФ, если нет разрешения от пограничников.

Когда вас могут задержать на пикете?

Когда полицейские считают, что вы не соблюдаете правила проведения публичного мероприятия. Например, место, в котором проводится пикет, не предназначено для этого. Так задержали Сергея Митрохина из «Яблока», когда он протестовал против закона о реновации в Москве возле здания Госдумы.

когда полицейские хотят установить личность, как было с Ильдаром Дадиным. В марте он проводил пикет с призывом отправить в отставку главу ФСИН по Карелии Александра Тереха. Дадин не предъявил паспорт, его доставили в ОВД.

Когда на вас нападают идейные противники, если угроза вашей жизни и здоровью реальна и другого способа защитить вас нет, об этом высказался Конституционный суд. В КС жаловался белгородский активист Владимир Сергиенко. В мае 2015 года он проводил пикет с плакатом «Позор путинскому режиму». Его задержали сотрудники МВД, которые потом в суде сослались на угрозу со стороны «несогласных с ним горожан». Полицейские могут и не задерживать, но должны защитить вас от нападок прохожих, как это было с петербургской художницей Еленой Осиповой. Её антивоенный пикет 9 мая не понравился проходящим мимо участникам праздничных гуляний.

Задержания во время пикетов не всегда правомерны. Чтобы лучше знать свои права при общении с полицейскими, почитайте нашу памятку о проверке документов на улице и узнайте, как отстоять свои права после задержания.

Юрист: Анна Фомина
Текст: Николай Овчинников

Наши юристы пишут эти тексты, чтобы вам было чуточку проще жить и справляться с трудностями. Чтобы помочь большему числу людей, нам нужна ещё одна голова. Поддержите Команду. Каждые 100 рублей — ещё одно обращение в органы власти, ещё одна памятка, ещё один маленький шаг, чтобы помочь всем

team29.org

Обсуждения

Правила одиночного пикета

13 сообщений

Памятка по проведению одиночного пикетирования

Как правильно – не нарушая закон проводить одиночный пикет?
Право на проведение пикетирования гарантируется ст. 31 Конституции РФ, где указано, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

I.Что такое одиночное пикетирование.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» – пикетированием является:

«Форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». (ст.2, пункт 6).

Пикетирование является формой публичного мероприятия, которое Федеральным законом N 54 определяется как:

«Открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». (ст.2, пункт 1).

Его основное отличие от иных форм публичных мероприятий в том, что данное мероприятие проводится без предварительных согласований кем бы то ни было.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Проведение публичного мероприятия, к которому относится и форма одиночного пикетирования, основывается на (статья 3):

Принципах законности – соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Принципе добровольности участия в публичном мероприятии.

Чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей и участник не был привлечен к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.

II.Важно знать, что одиночное пикетирование имеет отличительные признаки от других публичных мероприятий.

Участвует один совершеннолетний гражданин РФ – со своим паспортом гражданина РФ (статья 5, пункт 1).

Если на этой же территории осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга (вне зоны видимости). Например, на углах здания, при условии того, чтобы участники не видели друг друга.

Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом – например, общаться с участником пикетирования. Помните о возможных провокациях – к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично – словом или действием – поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;

Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);

Осуществляется без передвижения;

Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;

Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

При пикетировании рекомендуется иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность с вклеенной фотографией (водительское удостоверение, студенческий билет, служебное удостоверение и т. п.). Накануне и в день пикетирования не рекомендуется употреблять алкоголь, поскольку в случае возникновения какого-либо конфликта это будет свидетельствовать не в пользу участника пикета.

При пикетировании разрешается: стоять, сидеть у пикетируемого объекта, использовать средства наглядной агитации, раздавать проходящим прохожим листовки, давать интервью СМИ для объяснения цели и мотивов пикетирования и своей позиции по пикетируемому вопросу, с этой же целью отвечать на вопросы прохожих, выкрикивать краткие лозунги, слоганы по теме пикета с использованием возможностей своего голоса. Но по выкрикам мнения чиновников разошлись, некоторые считают, что надо молчать, но есть и такие которые считают, что можно выкрикивать краткие лозунги. Так что лучше, советуем проводить пикет молча.

При пикетировании запрещается: передвигаться по месту пикетирования, танцевать, делать акробатические трюки, использовать звукоусиливающие средства (свистки, дуделки, микрофоны, мегафоны и т. п.), музыку, иные звукозаписи, агитировать путем бесед с прохожими, произносить речи, петь песни, стучать чем либо по чему-либо, нарушать общественный порядок, мешать движению прохожих и транспорта, распивать спиртные напитки, мусорить, повреждать и уничтожать чужое имущество, не выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, оказывать им сопротивление.

Стоит заметить, в связи с новыми поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ г. “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

III.Что необходимо для организации и проведения

1.Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ N 54);

2.Плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, должны содержать информацию не запрещённую законодательством:

— Ч.2.ст. 29 Конституции РФ. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

— Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

— Ст. 280. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

— Ст. 282. Уголовного Кодекса РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

— Ст. 354. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

— Ст. 5.60. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Клевета

— Ст. 5.61. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оскорбление

— Ст. 5.62. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дискриминация

— Ст. 20.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Мелкое хулиганство

— Ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

— Ст. 20.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Производство и распространение экстремистских материалов

IV. Где можно проводить пикетирование (статья 8):

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

31. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль”, включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

V. Время проведения публичного мероприятия (статья 9):

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания. (статья 9 с поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ)

VI.Также важно знание оснований приостановления и ли прекращения публичного мероприятия:

Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

m.vk.com

Власти вправе отказать в проведении публичного мероприятия только в двух случаях: если заявка подана лицом, не имеющим права выступать в таком качестве, либо если там указано место, где массовые мероприятия запрещены. Об этом говорится в проекте постановления пленума Верховного суда, который планирует в четверг обсудить вопросы, возникающие при рассмотрении административных дел, связанных с применением законодательства о митингах («Ведомостям» удалось познакомиться с этим документом). Во всех остальных случаях органы власти обязаны направить организатору обоснованное предложение об изменении места или времени проведения мероприятия. Такое предложение не может рассматриваться как отказ, поскольку предполагает дальнейшее взаимодействие организатора мероприятия с органом власти, говорится в проекте. При этом меры, принимаемые властями при согласовании мероприятия, должны в наименьшей степени вмешиваться в право граждан на мирные собрания, настаивает Верховный суд. Кроме того, предложение органа власти об изменении места или времени мероприятия не может быть произвольным и немотивированным, должно содержать конкретные данные об очевидной невозможности проведения акции в заявленном месте. Неудобства, которые могут возникнуть у граждан (например, изменение маршрутов движения транспорта или помехи пешеходам), – не причина для изменения места или времени мероприятия, если условия дорожного движения и поведение всех его участников будут находиться в пределах допустимых норм. Орган власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие препятствий, и предложить альтернативные условия, «обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению».

Верховный суд также разъясняет, что несанкционированным публичное мероприятие становится, если уведомление о его проведении не было подано в установленном порядке, либо его место и время не было изменено по мотивированному предложению органов власти, либо оно проходит в запрещенном месте. Участникам и организаторам грозят административные санкции по ст. 20.2 КоАПа, при этом организатором может быть признан не только тот, кто подавал уведомление. Поводом для привлечения к административной ответственности могут стать также оповещение возможных участников мероприятия, предварительная агитация, изготовление и распространение средств наглядной агитации. В свою очередь невыполнение органами власти своих обязанностей (таких как подтверждение получения уведомления или назначение уполномоченного по содействию организации митинга) может свидетельствовать об отсутствии нарушения в действиях организаторов мероприятия.

Уведомление об одиночных пикетах не требуется, но «совокупность актов пикетирования» может быть наказуема, считает Верховный суд, в случае если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.

Член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте Николай Сванидзе говорит, что формулировки Верховного суда звучат хорошо, но очень важно, чтобы поданный им сигнал был принят к исполнению на местах. В прошлом году на заседании СПЧ он докладывал президенту о сложной ситуации с правом на свободу собраний, с тех пор улучшений не заметно. Имеет место полный произвол административной власти при согласовании мероприятий, согласен его коллега по СПЧ Илья Шаблинский. Одиночные пикеты оставались единственно свободно проводимыми мероприятиями, правда, весьма относительно, говорит соратник Алексея Навального Леонид Волков. Он отмечает, что в регионах давно и успешно штрафуют и арестовывают и за одиночные пикеты: «Просто к пикетчику присоединяется провокатор, другой снимает это на камеру, тут же подходят сотрудники полиции». Но пикетирование серией одиночных пикетов было относительно «безопасным» и потому популярным способом высказывания именно в Москве. Теперь этого не будет. «Это по крайней мере честно – теперь в России безопасно высказываться нельзя», – говорит Волков.

www.vedomosti.ru

КС разъяснил основания для задержания за одиночный пикет

Правоохранители имеют право доставить пикетчика в отделение, если при проведении акции назревала угроза его жизни

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 марта. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) РФ не нашел противоречий Основному закону в пункте 13 части 1 статьи 13 федерального закона «О полиции», однако указал, что полиция вправе доставить гражданина, устроившего одиночный пикет, в отделение в целях защиты его жизни и здоровья, только если угроза является реальной, а не предполагаемой, и другого варианта устранить эту угрозу нет. Соответствующее постановление опубликовано сегодня на сайте суда.

«При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью гражданина, осуществляющего одиночное пикетирование, сотрудники полиции вправе прибегнуть к указанной мере его защиты только в случае, когда у них отсутствует объективная возможность иными законными действиями устранить данную угрозу или противостоять ей без прекращения пикетирования, притом что гражданин отказывается от перемещения его в другое (помимо служебного помещения территориального органа или подразделения полиции, помещения муниципального органа, иного служебного помещения) безопасное место», — говорится в решении.

Задержание в целях защиты

Поводом к рассмотрению стала жалоба белгородского активиста Владимира Сергиенко, который был задержан сотрудниками полиции через 25 минут после начала одиночного пикетирования. Его доставили в отдел полиции и через час отпустили. Суды подтвердили, что полицейские действовали в рамках закона.

В решениях указывалось, что при проведении акции назревала угроза жизни пикетчика со стороны несогласных с ним горожан, и в полицию его забрали в целях его же безопасности. Сергиенко счел, что закон нарушает его право на личную неприкосновенность, а также право на проведение собраний, митингов и пикетирований, и обратился за защитой в КС.

Позиция КС

КС признал оспариваемую норму закона «О полиции» не противоречащей Конституции с учетом ее истолкования судом.

В решении КС говорится, что действующее правовое регулирование предусматривает «достаточные нормативные условия», для того чтобы одиночное пикетирование использовалось гражданами практически без ограничений. Полиция обеспечивает порядок и защищает от возможных угроз и пикетчиков, но ее действия должны быть соразмерны характеру и степени угроз.

Так, угроза жизни и здоровью одиночного пикетчика должна быть реальной, а не предполагаемой. Полицейские вправе доставить пикетчика в отдел, только если у них нет другой возможности устранить угрозу его безопасности и противостоять ей без прекращения пикета либо если это является единственным способом его защиты.

Кроме того, в этом случае его должны доставить в отдел полиции в максимально короткий срок и после составления протокола. «Если основания для применения к нему данной меры отпали, гражданин подлежит незамедлительному освобождению», — отмечает суд.

«Применение полицией данной меры к гражданам, проводящим одиночное пикетирование, при очевидном отсутствии названных оснований к ее применению может расцениваться как неправомерное ограничение конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность и на проведение публичных мероприятий, влекущее установленную законом ответственность», — постановил суд.

tass.ru

Смотрите так же:

  • Адрес опеки пермь Структура управления Территориальные органы Наименование: Контрольно-счетная палата Пермского муниципального района Юридический адрес 614056, Пермский край, Пермский район, д. Кондратово, ул. Камская, 1а Фактический адрес 614056, г. […]
  • Чек возврата номер При возврате товара на чеке должен содержаться признак "возврат прихода" Минфин России разъяснил, что при осуществлении возврата товара на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) необходимо указывать признак "возврат покупателю […]
  • Адрес правила оформления Адрес правила оформления ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПОЧТОВОГО АДРЕСА Порядок расположения и состав реквизитов почтового адреса на почтовых отправлениях определен Правилами оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Правительства […]
  • Основной закон республики саха якутия Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (с изменениями и дополнениями) Конституция(Основной Закон)Республики Саха (Якутия) С изменениями и дополнениями от: 26 января, 20 апреля 1994 г., 7 июля 2000 г., 15 июня, 17, 18 июля […]
  • Штраф за невыданный чек Штраф за невыдачу кассового чека Обновление: 13 марта 2017 г. Законодательство РФ предусматривает ответственность в виде штрафа за невыдачу кассового чека (в т.ч. в 2017 году). Рассмотрим нормативные положения, устанавливающие обязанность […]
  • Пособие ткачев вВ Образование Московский государственный университет им.М.В. Ломоносова, филологический факультет, филолог, преподаватель испанского языка, 1978. Московский государственный открытый педагогический институт, дефектологический факультет; […]